Психофизиологический регресс это: Тотальный регресс

Тотальный регресс

В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического :; синдрома – тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности. Схема развития тотального регресса представлена на рис. 3.

Рис. 3. Схема развития тотального регресса

Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок».

В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?).

Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании – ни «дурной», ни хорошей – у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.

Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.

Тотальный регресс – один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.

Тотальный регресс – невротизирующий и психопатизиру-ющий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями 6 формировании личности.

Развитие социальной зрелости личности в период студенчества

Как показывает анализ научной литературы, показатели социальной зрелости личности во многом определяются и зависят от возрастных особенностей человека. Известно, что понятие «воз­раст» характеризует качественно своеобразный период физического, психологического и поведен­ческого развития человека. Исследователи отмечают, что в последнее столетие произошли замет­ные онтогенетические сдвиги в развитии человека – ускорились процессы его общего соматиче­ского, полового, нервно-психического созревания и одновременно замедлились процессы старе­ния, особенно в сфере интеллекта и личности.

Для понимания возраста человека исследователи предлагают различать хронологический воз­раст – прожитое индивидом число лет; физиологический возраст – степень физического развития человека; психологический возраст – степень душевного развития; педагогический возраст – сте­пень овладения культурой данного общества [4, с. 9].

Учитывая гетерохронность процесса развития человека, могут возникать возрастные несовпа­дения. Такое несовпадение возрастов у человека не свидетельствует о каких-то нарушениях, напри­мер, юноша к 23 годам по морфологическим и психофизиологическим параметрам может являть­ся зрелым и при этом психологически незрелым. Для нас в процессе изучения социальной зрело­сти студентов было важно фокусировать внимание на возрастах от 16–17 до 21–23 лет. Анализ ре­зультатов исследования Б.Г. Ананьева показывает, что изучаемый нами период юношества харак­теризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека. К 19–23 го­дам завершается биологическое развитие человека, замедляется и прекращается рост; заканчива­ется формирование скелета, что является морфологическим признаком зрелости; достигает уров­ня взрослой нормы артериальное давление. Пик развития психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечается в 19 лет, а максимальный уровень всех видов чувствитель­ности – в 20 лет [1, с.

285].

Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития человека. В воз­расте 21 года завершается развитие высших эмоций человека (этических, эстетических, интеллек­туальных) и самосознания. Центральным психологическим процессом юношеского возраста яв­ляется развитие самосознания, завершающееся к 18–21 году. К окончанию вуза юноша/девушка 22–23 лет достигает физиологической и психосексуальной зрелости. Следовательно, в этот пери­од происходит развитие организма человека до достижения конечного результата – зрелого орга­низма определенного вида, заданного биологическими законами. Социальное же развитие челове­ка может происходить бесконечно.

Исследования психологов показывают, что зрелой личностью является человек, достигший достаточно высокого уровня психического развития, признаком чего выделяется способность че­ловека быть активным, самостоятельным, быть хозяином положения и самого себя. Исследования Л.

И. Божович показывают, что стремление детей занять новое «взрослое» положение в жизни и выполнить важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность впервые появляется в возрасте 6–7 лет. К числу системных образований, формирующих зрелую личность, автор относит осознание человеком себя как субъекта действия и как субъекта в системе человече­ских отношений, наличие внутренней позиции, самоопределение [2]. Только на определенной ста­дии онтогенеза и по мере накопления социального опыта человек способен определить необходи­мый и достаточный уровень своего социального, духовного и нравственного развития.

Переход от юности к взрослости, подчеркивал И.С. Кон, в большинстве случаев сопровожда­ется кристаллизацией чувства личной идентичности. При всей своей кажущейся «интимности, ин­троспекции самоопределения, «поиска Я» этот процесс имеет мировоззренческий смысл, социаль­ный характер, который с возрастом становится все более явным» [3, с.

204]. Взрослость (зрелость), полагает И.С. Кон, это не статическое положение, «стать взрослым» – это процесс, стадия жизнен­ного пути, социальные роли и обязанности, в которых человек реализует свои индивидуальные че­ловеческие возможности (Там же, с. 201). Однако личность человека может не только развивать­ся в течение жизни человека, но и регрессировать. Это может происходить в силу особых обстоя­тельств. Регресс в развитии личности психологи связывают с растущей социальной изоляцией че­ловека, его постепенным освобождением или сознательным отказом от обязанностей и функций в обществе, что приводит к сужению объема личностных свойств и деформации структуры лично­сти. И тогда существование человека как личности и субъекта деятельности заканчивается рань­ше, чем наступает физическая старость. Иными словами, социальная зрелость личности зависит от возрастных особенностей человека, но строго не определяется ими.

Социальная зрелость личности понимается как один из результатов развития человека в он­тогенезе, включающий физическую зрелость (результат биологического созревания) и психологи­ческую зрелость (результат психического развития). Социальная зрелость личности является ре­зультатом определенного жизненного этапа человека.

Процесс развития личности в онтогенезе, совершающийся по внутренним закономерностям, является перспективно направленным и «целостным по своему содержанию». Целостность как фи­лософская категория представляет собой «внутреннее единство объектов, их относительную ав­тономность, независимость от окружающей среды» [5, с. 35]. Социальная зрелость, как результат процесса социализации и индивидуализации личности, в своей совокупности обладает данными характеристиками. Социально зрелая личность обладает внутренним единством – единством цен­ностных ориентаций, мотивов и потребностей, способов деятельности – и относительно автоном­на: на основе собственных ценностных ориентаций совершает самостоятельные и ответственные действия, поступки. Социально зрелая личность функционирует самостоятельно – она ориентиро­вана на универсальные человеческие ценности, умеет находить баланс между своими потребностя­ми и требованиями других людей и общества.

Следовательно, социальную зрелость можно опре­делить как целостное личностное качество.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что социальная зрелость личности – это результат определенного жизненного этапа развития человека в онтогенезе как личностный дина­мично развивающийся феномен (результат процессов социализации/ индивидуализации) и как це­лостное качество человека. Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения концепции возраст­ного развития личности позволяет определить, что возрастные особенности студенчества сензи­тивны для развития социальной зрелости человека в период вузовского обучения.

Эффект регрессии в психофизическом суждении

Эффект регрессии в психофизическом суждении

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • С. С. Стивенс 1 и
  • Хильда Б. Гринбаум 1 nAff2  

Восприятие и психофизика том 1 , страницы 439–446 (1966)Процитировать эту статью

  • 538 доступов

  • 134 Цитаты

  • Сведения о показателях

Abstract

Психофизическое суждение, как и все другие виды суждения, включает сопоставление или приравнивание двух разных областей. Когда суждение включает сопоставление значений двух континуумов восприятия, наблюдатель в среднем склонен сужать диапазон своих корректировок любой переменной, находящейся под его контролем. Когда наблюдатель корректирует каждую переменную по очереди, получаются две разные линии регрессии. Этот эффект регрессии предположительно возникает всякий раз, когда результаты совпадающих суждений дают корреляцию меньше идеальной. Наглядные примеры даны для континуума, громкости, вибрации, яркости и длительности.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Айба, Т. С. и Стивенс, С. С. Отношение яркости к продолжительности и яркости при адаптации к свету и темноте. Видение рез. , 1964, 4, 391–401.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Бехар, И. и Беван, В. Воспринимаемая продолжительность слуховых и зрительных интервалов: кросс-модальные сравнения и взаимодействия. амер. Дж. Психол. , 1961, 74, 17–26.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Гольдфарб, Дж. Л. и Голдстоун, С. Свойства звука и аудиовизуальные различия в оценке времени. Восприятие. мот. Навыки , 1964, 19, 606.

    PubMed Google ученый

  • Hollingworth, H. L. Центральная тенденция суждения. Дж. Фил. Психол. , 1910, 7, 461–469.

    Google ученый

  • Indow, T. , & Stevens, S. S. Масштабирование насыщенности и оттенка. Восприятие. и психофиз. , 1966, 1, 253–271.

    Google ученый

  • Lane, HL, Catania, AC , & Стивенс, С. С. Уровень голоса: Автофонная шкала, воспринимаемая громкость и эффекты местного тона. J. Акустический. соц. амер. , 1961, 33, 160–167.

    Артикул Google ученый

  • Рейнольдс, Г. С. и Стивенс, С. С. Бинауральное суммирование или громкость. J. Акустический. соц. амер. , 1960, 32, 1337–1344.

    Артикул Google ученый

  • Stevens, J.C. , & Marks, L.E. Кросс-модальное согласование яркости и громкости. Проц. Нац. акад. науч. , 1965, 54, 407–411.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Stevens, S. S. Измерение громкости. J. Акустический. соц. амер. , 1955, 27, 815–829.

    Артикул Google ученый

  • Stevens, S. S. Расчет громкости сложного шума. J. Акустический. соц. амер. , 1956, 28, 807–832.

    Артикул Google ученый

  • Stevens, S. S. Об операции, известной как суждение. амер. науч. , (в печати).

  • Стивенс, С. С. и Гуйрао, Мигелина . Громкость, взаимность и масштабы раздела. Дж. Акуст. соц. амер. , 1962, 34, 1466–1471.

    Артикул Google ученый

  • Стивенс, С. С. и Гуйрао, Мигелина . Масштабирование кажущейся вязкости. Наука , 1964, 144, 1157–1158.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Stevens, S.S. , & Poulton, E.C. Оценка громкости неопытными наблюдателями. Дж. эксп. Психол. , 1956, 51, 71–78.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Zwicker, E. Über Psychologische und Methodische Grundlagen der Lautheit. Акустика 8, Акус. Бейх. , 1958, 1, 237–258.

    Google ученый

Ссылки для скачивания

Информация об авторе

Примечания автора

  1. Hilda B.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts