Тотальный регресс
В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического :; синдрома – тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности. Схема развития тотального регресса представлена на рис. 3.
Рис. 3. Схема развития тотального регресса
Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок».
Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании – ни «дурной», ни хорошей – у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.
Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.
Тотальный регресс – один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.
Тотальный регресс – невротизирующий и психопатизиру-ющий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями 6 формировании личности.
Развитие социальной зрелости личности в период студенчества
Как показывает анализ научной литературы, показатели социальной зрелости личности во многом определяются и зависят от возрастных особенностей человека. Известно, что понятие «возраст» характеризует качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития человека. Исследователи отмечают, что в последнее столетие произошли заметные онтогенетические сдвиги в развитии человека – ускорились процессы его общего соматического, полового, нервно-психического созревания и одновременно замедлились процессы старения, особенно в сфере интеллекта и личности.
Для понимания возраста человека исследователи предлагают различать хронологический возраст – прожитое индивидом число лет; физиологический возраст – степень физического развития человека; психологический возраст – степень душевного развития; педагогический возраст – степень овладения культурой данного общества [4, с. 9].
Учитывая гетерохронность процесса развития человека, могут возникать возрастные несовпадения. Такое несовпадение возрастов у человека не свидетельствует о каких-то нарушениях, например, юноша к 23 годам по морфологическим и психофизиологическим параметрам может являться зрелым и при этом психологически незрелым. Для нас в процессе изучения социальной зрелости студентов было важно фокусировать внимание на возрастах от 16–17 до 21–23 лет. Анализ результатов исследования Б.Г. Ананьева показывает, что изучаемый нами период юношества характеризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека. К 19–23 годам завершается биологическое развитие человека, замедляется и прекращается рост; заканчивается формирование скелета, что является морфологическим признаком зрелости; достигает уровня взрослой нормы артериальное давление. Пик развития психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечается в 19 лет, а максимальный уровень всех видов чувствительности – в 20 лет [1, с.
Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития человека. В возрасте 21 года завершается развитие высших эмоций человека (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания. Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания, завершающееся к 18–21 году. К окончанию вуза юноша/девушка 22–23 лет достигает физиологической и психосексуальной зрелости. Следовательно, в этот период происходит развитие организма человека до достижения конечного результата – зрелого организма определенного вида, заданного биологическими законами. Социальное же развитие человека может происходить бесконечно.
Исследования психологов показывают, что зрелой личностью является человек, достигший достаточно высокого уровня психического развития, признаком чего выделяется способность человека быть активным, самостоятельным, быть хозяином положения и самого себя. Исследования Л.
Переход от юности к взрослости, подчеркивал И.С. Кон, в большинстве случаев сопровождается кристаллизацией чувства личной идентичности. При всей своей кажущейся «интимности, интроспекции самоопределения, «поиска Я» этот процесс имеет мировоззренческий смысл, социальный характер, который с возрастом становится все более явным» [3, с.
204]. Взрослость (зрелость), полагает И.С. Кон, это не статическое положение, «стать взрослым» – это процесс, стадия жизненного пути, социальные роли и обязанности, в которых человек реализует свои индивидуальные человеческие возможности (Там же, с. 201). Однако личность человека может не только развиваться в течение жизни человека, но и регрессировать. Это может происходить в силу особых обстоятельств. Регресс в развитии личности психологи связывают с растущей социальной изоляцией человека, его постепенным освобождением или сознательным отказом от обязанностей и функций в обществе, что приводит к сужению объема личностных свойств и деформации структуры личности. И тогда существование человека как личности и субъекта деятельности заканчивается раньше, чем наступает физическая старость. Иными словами, социальная зрелость личности зависит от возрастных особенностей человека, но строго не определяется ими.Социальная зрелость личности понимается как один из результатов развития человека в онтогенезе, включающий физическую зрелость (результат биологического созревания) и психологическую зрелость (результат психического развития). Социальная зрелость личности является результатом определенного жизненного этапа человека.
Процесс развития личности в онтогенезе, совершающийся по внутренним закономерностям, является перспективно направленным и «целостным по своему содержанию». Целостность как философская категория представляет собой «внутреннее единство объектов, их относительную автономность, независимость от окружающей среды» [5, с. 35]. Социальная зрелость, как результат процесса социализации и индивидуализации личности, в своей совокупности обладает данными характеристиками. Социально зрелая личность обладает внутренним единством – единством ценностных ориентаций, мотивов и потребностей, способов деятельности – и относительно автономна: на основе собственных ценностных ориентаций совершает самостоятельные и ответственные действия, поступки. Социально зрелая личность функционирует самостоятельно – она ориентирована на универсальные человеческие ценности, умеет находить баланс между своими потребностями и требованиями других людей и общества.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что социальная зрелость личности – это результат определенного жизненного этапа развития человека в онтогенезе как личностный динамично развивающийся феномен (результат процессов социализации/ индивидуализации) и как целостное качество человека. Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения концепции возрастного развития личности позволяет определить, что возрастные особенности студенчества сензитивны для развития социальной зрелости человека в период вузовского обучения.
Эффект регрессии в психофизическом суждении
Эффект регрессии в психофизическом суждении
Скачать PDF
Скачать PDF
- Опубликовано:
- С. С. Стивенс 1 и
- Хильда Б. Гринбаум 1 nAff2
Восприятие и психофизика том 1 , страницы 439–446 (1966)Процитировать эту статью
538 доступов
134 Цитаты
Сведения о показателях
Abstract
Психофизическое суждение, как и все другие виды суждения, включает сопоставление или приравнивание двух разных областей. Когда суждение включает сопоставление значений двух континуумов восприятия, наблюдатель в среднем склонен сужать диапазон своих корректировок любой переменной, находящейся под его контролем. Когда наблюдатель корректирует каждую переменную по очереди, получаются две разные линии регрессии. Этот эффект регрессии предположительно возникает всякий раз, когда результаты совпадающих суждений дают корреляцию меньше идеальной. Наглядные примеры даны для континуума, громкости, вибрации, яркости и длительности.
Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи
Ссылки
Айба, Т. С. и Стивенс, С. С. Отношение яркости к продолжительности и яркости при адаптации к свету и темноте. Видение рез. , 1964, 4, 391–401.
Артикул пабмед Google ученый
Бехар, И. и Беван, В. Воспринимаемая продолжительность слуховых и зрительных интервалов: кросс-модальные сравнения и взаимодействия. амер. Дж. Психол. , 1961, 74, 17–26.
Артикул пабмед Google ученый
Гольдфарб, Дж. Л. и Голдстоун, С. Свойства звука и аудиовизуальные различия в оценке времени. Восприятие. мот. Навыки , 1964, 19, 606.
PubMed Google ученый
Hollingworth, H. L. Центральная тенденция суждения. Дж. Фил. Психол. , 1910, 7, 461–469.
Google ученый
Indow, T. , & Stevens, S. S. Масштабирование насыщенности и оттенка. Восприятие. и психофиз. , 1966, 1, 253–271.
Google ученый
Lane, HL, Catania, AC , & Стивенс, С. С. Уровень голоса: Автофонная шкала, воспринимаемая громкость и эффекты местного тона. J. Акустический. соц. амер. , 1961, 33, 160–167.
Артикул Google ученый
Рейнольдс, Г. С. и Стивенс, С. С. Бинауральное суммирование или громкость. J. Акустический. соц. амер. , 1960, 32, 1337–1344.
Артикул Google ученый
Stevens, J.C. , & Marks, L.E. Кросс-модальное согласование яркости и громкости. Проц. Нац. акад. науч. , 1965, 54, 407–411.
Артикул пабмед Google ученый
Stevens, S. S. Измерение громкости. J. Акустический. соц. амер. , 1955, 27, 815–829.
Артикул Google ученый
Stevens, S. S. Расчет громкости сложного шума. J. Акустический. соц. амер. , 1956, 28, 807–832.
Артикул Google ученый
Stevens, S. S. Об операции, известной как суждение. амер. науч. , (в печати).
Стивенс, С. С. и Гуйрао, Мигелина . Громкость, взаимность и масштабы раздела. Дж. Акуст. соц. амер. , 1962, 34, 1466–1471.
Артикул Google ученый
Стивенс, С. С. и Гуйрао, Мигелина . Масштабирование кажущейся вязкости. Наука , 1964, 144, 1157–1158.
Артикул пабмед Google ученый
Stevens, S.S. , & Poulton, E.C. Оценка громкости неопытными наблюдателями. Дж. эксп. Психол. , 1956, 51, 71–78.
Артикул пабмед Google ученый
Zwicker, E. Über Psychologische und Methodische Grundlagen der Lautheit. Акустика 8, Акус. Бейх. , 1958, 1, 237–258.
Google ученый
Ссылки для скачивания
Информация об авторе
Примечания автора
Hilda B.