Психолингвистика что изучает: Психолингвистика как способ глубинного изучения речи и языка

Психолингвистика | это… Что такое Психолингвистика?

ТолкованиеПеревод

Психолингвистика
Психолингви́стика —

наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, психолингвистика проверяет их путём психологических экспериментов; таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам психолингвистика ближе к психологии. В психолингвистике применяются такие экспериментальные методы, как ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала» и др. Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно — иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика, например опознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т.

 п.; информатика).

Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим названием (под ред. Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивал в СССР ещё в начале 30‑х гг. психолог Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психолингвистикой идеи развивали также психолог Н. И. Жинкин и позже — лингвист С. Д. Кацнельсон. Развитие собственно психолингвистики в СССР началось с середины 60‑х гг., прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа ведётся также в Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2—3 года проводятся всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская психолингвистика опирается на материалистическую психологию школы Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингвистическое наследие Л.

 В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая психолингвистику как одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым психологической теории деятельности, московская психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику «теорией речевой деятельности», употребляя параллельно и термин «психолингвистика».

Основные направления исследования в советской психолингвистике 60—70‑х гг., кроме разработки общих теоретических моделей порождения (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова) и другие] и восприятия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероятностной структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербальных ассоциаций (А. П. Клименко, А. А. Залевская и другие; создано несколько словарей ассоциативных норм для различных языков), факторов распознавания речи (ленинградская группа психолингвистов под руководством Л. Р. Зиндера), развития детской речи (А. М. Шахнарович и другие), психолингвистика текста (Т. М. Дридзе) и т. п.

Зарубежная психолингвистика первоначально (50‑е гг. ) ориентировалась в психологическом отношении на необихевиористическую психологию (Осгуд), а в лингвистическом — на американскую дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до начала 70‑х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского (см. Генеративная лингвистика), развивая и его психологические идеи. Наибольший вклад в развитие американской психолингвистики в этот период внёс Дж. А. Миллер, занимавшийся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского; известны также работы Д. Слобина, Дж. Фодора, Х. Кларка и других. 70‑е гг. характеризуются отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку теоретических основ психолингвистики ряда ведущих психологов западноевропейских стран; этот этап привёл к пересмотру основ психолингвистики и проникновению в нее идей «классической» европейской общей психологии и прогрессивных тенденций современной социальной психологии. В большей степени стали учитываться собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности (работы Р.

 Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж. Мёлера и Ж. Нуазе во Франции и других). Из социалистических стран Европы психолингвистика особенно развита в Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехословакии (Я. Пруха), ГДР (В. Хартунг).

Развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем «классическое» общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним. Для материалистических направлений психолингвистики, например в СССР, характерен более глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой деятельности, определяемый пониманием общения и других социальных и социально-психологических процессов в марксистско-ленинской науке.

  • Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967;
  • его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, М., 1969;
  • Теория речевой деятельности, М., 1968;
  • Психолингвистика за рубежом, М., 1972;
  • Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
  • Лурия А. Р., Основные проблемы нейролингвистики, М., 1975;
  • его же, Язык и сознание, М., 1979;
  • Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976;
  • Слобин Д., Грин Дж., Психолингвистика, пер. с англ., М., 1976;
  • Жинкин Н. И., Речь как проводник информации, М., 1982;
  • Психолингвистические проблемы семантики, М., 1983;
  • Исследование речевого мышления в психолингвистике, М., 1985;
  • Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М., 1987;
  • Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, Balt., 1954;
  • Rommetveit R. , Words, meanings and messages, N. Y. — L. — Oslo, 1968;
  • Social context of messages, L. — N. Y., 1971;
  • Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1976;
  • Clark H., Clark E., Psychology and language. An introduction to psycholinguistics, N. Y., 1977.

А. А. Леонтьев.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Синонимы:

лингвистика, сигнифика

  • Прямая речь
  • Психологическое направление

Полезное


2. Психолингвистика как наука. Предмет, объект и задачи психолингвистики.

Психолингвистика (теория речевой деятельности) как наука возникает в 1953 году на стыке двух наук: психологии и языкознания. Психолингвистика — наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности. (Наука о соотношении между системой языка и языковой способностью индивида).

Предмет исследования ПЛ: 1) речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, виды (способы), в которых она осуществляется, формы, в которых она реализуется, выполняемые ею функции. 2) язык как основное средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности. 3) речь, рассматриваемая как способ реализации речевой деятельности.

Обобщенное определение предмета психолингвистики, предложенное АА Леонтьевым: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной „образующей“ образа мира человека – с другой»

Объект ПЛ: Леонтьев выделяет несколько объектов: 1) говорящий человек(языковая личность). 2) процессы формирования речевой деятельности. 3) процессы овладения реч. деятельностью в онтогенезе. 4) процессы общения, коммуникации.

Основной задачей психолингвистики является исследование процессов порождения и восприятия речи.

три аспекта языка – рассматриваются точки соприкосновения трех наук: психологии, лингвистики, и психолингвистики . 1931 год русский ученый академик Л.ВЩерба пишет статью «о трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте языкознания». Он предложил выделить три аспекта.

Язык:

  • как предмет (вся система языка, звуки фонемы, система в словарях, грамматика)

  • Как процесс(это речевая деятельность)

  • Как способность (языковая способность имеет психофизиологическую основу, т.е. она заложена в речевых центрах мозга, в органах артикуляции, дыхательных и питательных систем человека)

50-60е гг. Леонтьев А.А. предложил идею стыка: П/Л – стыковая наука, которая развивается на базе психологии и лингвистики, при этом каждая из этих наук изучает по два аспекта.

  • Языкознание изучает предмет и процесс

  • Психология изучает процесс и способность

  • Лингвистика изучает предмет и способность

Психолингвистика

Языкознание психология

Я – предмет (система) я – процесс (РД) я – способность

ПЛ – это наука о соотношении между предметом языка и языковой способностью, изучает то как человек с определенными языковыми способностями усваивает систему данного языка.

«Предметом психолингвистики» является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка.

Наиболее тесно психолингвистика как психологическая наука связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и с когнитивной психологией. Так как она имеет непосредственное отношение к общению, еще одной весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная психология и психология общения как часть последней. Далее поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности тоже входит в объем п/л, П/Л самым тесным образом связана с психологией развития (детской и возрастной психологией).

РД – это и внешний и внутренний процесс ориентирован на действительность.

Психолингвистика — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Психолингвистика — это область исследования, в которой исследователи изучают психологические процессы, связанные с использованием языка, включая понимание языка, производство языка и овладение первым и вторым языком. Область является междисциплинарной, с вкладом психологии, лингвистики, когнитивной науки, философии, антропологии и неврологии. Современное психолингвистическое исследование началось с рецензии Хомского на книгу Б. Ф. Скиннера 9.0005 Verbal Behavior (1957) (см. Chomsky 1959, цитируется в разделе «Обработка языка»), в котором подробно описывается, как усваивается язык с бихевиористской точки зрения. Хомский утверждал, что бихевиористских принципов недостаточно для объяснения овладения языком или психических процессов более высокого порядка в целом. Работа Скиннера и Хомского положила начало давним спорам о том, в какой степени язык усваивается за счет врожденных способностей, и о роли, которую играет влияние окружающей среды в овладении языком. В настоящее время когнитивная нейробиология позволила глубже понять роль языка в человеческом опыте благодаря визуализации мозга и другим технологическим достижениям. Эта статья будет посвящена основным областям психолингвистики и продемонстрирует как классические, так и современные ресурсы, чтобы облегчить дальнейшее понимание этой сложной и увлекательной области когнитивной науки.

Общий обзор

С момента своего возникновения в 1960-х годах изучение психолингвистики, несмотря на то, что она является узкой областью в более широкой области когнитивной науки, затрагивает широкий круг тем. История психолингвистики как области исследования была подробно описана несколькими авторами. Altmann 2001 представляет собой историческую статью, в которой подробно описываются первые основатели психолингвистики, а также основные открытия в этой области. Статья включает в себя подробную информацию об основных игроках в области ранней психолингвистики, а также разделы о языке в младенчестве, распознавании устных и письменных слов, значении и будущих направлениях в этой области. Что касается междисциплинарной природы психолингвистики, продолжаются споры о том, как слияние психологии, лингвистики и других областей исторически характеризовалось «пересечением границ» между дисциплинами (Blumenthal 19).87). Абрахамсен 1987 отвечает на утверждения, изложенные в Blumenthal 1987, о том, что психолингвистика по своей природе полна ненужных проблем с границами, и утверждает, что психолингвистика является образцом для подражания для других междисциплинарных областей. Обе статьи также содержат истории некоторых дисциплин, внесших свой вклад в психолингвистику. Cutler 2005 также включает комментарий о междисциплинарном характере психолингвистики и более общую информацию об изучении психолингвистики. Для более подробной истории и более подробного обсуждения методологии Spivey et al. 2012 — это информативный справочник по психолингвистике, в котором подробно излагаются теория и методы исследования в области психолингвистики, а также представлено несколько цветных диаграмм, графиков и изображений сканирования мозга. Большая часть этой статьи посвящена аспектам языковой обработки, а Clifton and Duffy 2001 представляет собой полезный обзор теоретических основ и классических экспериментов по пониманию и воспроизведению языка. Два других полезных учебника — Fernández and Cairns 2010 и Harley 2008, в которых содержится обширная справочная информация по психолингвистическому изучению и овладению языком.

  • Абрахамсен, Адель. 1987. Преодоление границ по сравнению с нарушением границ: психолингвистика в перспективе. В Спецвыпуск: Психолингвистика как пример междисциплинарного исследования . Гость под редакцией Уильяма Бехтела. Синтез 72,3: 355–388.

    DOI: 10.1007/BF00413752

    NNNЭта статья дает краткую историю психолингвистики и отвечает на комментарии Блюменталя в том же номере о трудностях пересечения психолингвистики дисциплин.

  • Альтманн, Джерри. 2001. Языковая машина: обзор психолингвистики. Британский журнал психологии 92.1: 129–170.

    DOI: 10.1348/000712601162130

    NNNЭта статья служит подходящей исторической статьей для всех, кто интересуется предысторией психолингвистики, а также историей основных участников этой области в ее первые дни.

  • Блюменталь, Артур. 1987. Возникновение психолингвистики. В Спецвыпуск: Психолингвистика как пример междисциплинарного исследования . Гость под редакцией Уильяма Бехтела. Синтез 72.3: 313–323.

    DOI: 10.1007/BF00413749

    NNN В этой статье обсуждаются постоянные трудности, с которыми сталкиваются отдельные области психологии и лингвистики, формируя область психолингвистики.

  • Клифтон, Чарльз-младший и Сьюзан А. Даффи. 2001. Предложение и понимание текста: роли языковой структуры. Ежегодный обзор психологии 52: 167–196.

    DOI: 10.1146/annurev.psych.52.1.167

    NNN В этом обзоре содержится много цитат, касающихся лингвистической структуры, таких как работы о роли просодии, семантики и памяти.

  • Катлер, Энн, изд. 2005. Психолингвистика двадцать первого века: четыре краеугольных камня . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    NNN В этой книге содержится информация о междисциплинарном развитии психолингвистики, а также разделы по биологии, связанные с психолингвистическими способностями и методологией.

  • Фернандес, Ева М. и Хелен Смит Кэрнс. 2010. Основы психолингвистики . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.

    NNNВ этом тексте представлен обзор психолингвистики, включая изучение первого и второго языков. Он также предоставляет информацию о биологических основах языковой обработки.

  • Харли, Тревор А. 2008. Психология языка: от данных к теории . 3-е изд. Хов, Великобритания: Psychology Press.

    NNNЭтот учебник содержит информацию о воспроизведении и понимании речи у детей и взрослых. Это также обеспечивает интересную перспективу развития при овладении языком.

  • Спайви, Майкл, Кен Макрей и Марк Джоанисс. 2012. Кембриджский справочник по психолингвистике . Нью-Йорк: Кембриджский ун-т. Нажимать.

    DOI: 10.1017/CBO9781139029377

    NNNЭтот справочник полезен для тех, кто интересуется психолингвистикой в ​​колледже и аспирантуре, а также для преподавателей. Он включает информацию о теории и методах, а также справочную информацию о современных методах, таких как сканирование мозга, и о будущих направлениях исследований.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Психолингвистика | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts