Как создать семью и не раскаяться в содеянном?
Вопрос: «Как создать семью?» менее актуален, чем вопрос: «Как создать семью и не раскаяться в содеянном?» О том, что поможет избежать наиболее распространенных ошибок при вступлении в брак, рассказал протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе.
‒ Что нужно принимать во внимание, собираясь создать семью, чтобы не совершить ошибку?
‒ Самое главное ‒ понимать, зачем создается семья. Так как никто этому не учит, это сознание должно быть воспитываемо Церковью. Люди, которые хотят создать семью, должны четко понимать свои цели и задачи. Семью создают не для того, чтобы было с кем встретить старость или чтобы решить какие‑то бытовые или личностные проблемы. У семьи должен быть определенный приоритет. Брачный союз строится не только на желании одного человека или на личных желаниях двух человек ‒ каждый из них должен принимать в расчет другого, учитывать его интересы, поэтому над ними должен быть некий фактор, который выше, чем просто их собственное желание.
‒ Как можно воспитать в себе эту способность к жертвенности?
‒ Для того чтобы семья была полноценной и правильной, человек должен быть воспитан определенным образом. Ведь раньше воспитывали людей, готовили к браку и девиц, и мужчин. И самой главной подготовкой были те семьи, в которых они сами жили. Такие патриархальные семьи, где все правильно расставлено, сейчас редкость, поэтому в наши дни воспитанием будущих мужей и жен может заниматься только Церковь. Хотя бы потому, что Церковь показывает пример. Она вся состоит из примеров. Это, во‑первых, примеры святых, а во‑вторых, примеры семей, которые живут праведно и строят свой брак согласно заповедям Божиим, по благословению. То есть их цель в этом браке ‒ научиться любить другого человека, воспитать детей в Боге, в вере, дать им возможность святости и так далее.
Человек, приходящий в Церковь, видит эти примеры перед собой ‒ нигде больше в миру ему их увидеть не удастся. Тут и теория, и практика вместе.Церковь вообще учит человека жертве ‒ в том числе и семейной жертве. Потом, Церковь представляет собой иерархию. Как говорит Апостол, у нас без всякого спора о мнениях меньшее благословляется от большего. Иерархия выстроена определенным образом, и человек, попадающий в структуру Церкви, воспринимает эту иерархию как нечто должное. Он сознает, что несвободен в мирском понимании этого слова. Церковь учит человека почитать родителей и ставит эту заповедь во главу угла. То есть человек привьет это своим детям, если они у него будут в браке: он будет настаивать на этом и говорить, что это правильно. Церковь ‒ это живой пример, передающийся из поколения в поколение. Больше этого нигде нет. Некоторым людям повезло, у них были благочестивые родители ‒ в том смысле, что они сохранили брак, прожили всю жизнь вместе, воспитали своих детей в любви, но это колоссальная редкость.
‒ Наверное, только люди с сильным характером способны на подвиг жертвы? А как же быть остальным?
‒ Речь же идет не о рудниках. Хотя брак ‒ это мученичество, но это бескровное мученичество. Отношения между людьми, которые представляют собой на земле ад, Церковь все равно пытается сделать раем, ввести человека в жизнь по заповедям, она примирит его с людьми, даст ему возможность любить, увидеть ответную любовь. Брак строится таким же образом: там, где есть жертва, там есть и любовь. В браке два человека сталкиваются не только со своим жертвоприношением, но и со встречной жертвой. У монахов с Богом тоже своего рода брак, и у христианина с Богом тоже своего рода брак. Человек любит Бога больше, когда понимает, какую жертву ради него приносит Господь, и сердце человеческое отзывается на эту жертву, если оно хоть немного научено. Это процесс всей жизни. Точно так же и в браке раскрывается эта любовь, люди начинают любить друг друга все больше и больше, потому что они все больше и больше проникают в суть этой жертвы, которую каждый из них приносит, чем‑то поступаясь ‒ всеми теми вещами, которые имеет свободный человек, ничем ни с кем не связанный.
‒ Как правильно выбрать будущего супруга?
‒ Любой выбор, тем более серьезный, делается только временем. Чем серьезнее были старцы, чем больше они видели, тем больше времени они давали людям, чтобы те общались друг с другом. Отец Иоанн (Крестьянкин) жестко давал три года. Мы даем не меньше года. Бывают исключения, но в целом так. Иногда, если видим человеческую крепость, способность выдержать долгое ожидание, то и три года благословляем. За год общения с человеком ты очень многое узнаешь. Чувства должны быть проверены. На одних эмоциях ничего не построишь.
‒ А если, например, духовный отец благословит создать брак с человеком, к которому не испытываешь любви?
‒ Никогда духовный отец так не сделает, если он в своем уме. Священники всегда отталкиваются от человека. Духовный отец может так поступить только в том случае, если человек приходит и говорит: я сам не могу сделать выбор, я полагаюсь на вашу волю и прошу подсказать мне, кто мог бы составить мое счастье.
Тогда духовный отец имеет право ‒ если он знает, как поступить. А он может и не знать. Тогда священник может дать некий совет, но это ни в коем случае не твердое благословение, хотя если уж спрашиваешь, то стоит последовать полученному совету. Были случаи, когда люди этому благословению не следовали, так у них и дальше ничего не получалось. Потом часто начинает казаться, что это благословение неправильное, неточное, но это просто искушение. Если человек сам не может принять решение, то ему, конечно, нужна помощь. Это значит, что он в какой‑то степени инфантилен, или в чем‑то запутался, или у него другие проблемы с этим выбором. И здесь речь уже не о том, чтобы найти одну-единственную на всю жизнь, а, имея желание создать брак, вступить в него с тем человеком, который будет тебе верен, не подведет тебя, будет тверд. То есть с человеком, правильно воспитанным.Когда меня спрашивают, где искать невест, я говорю: ищите в Церкви, потому что в Церкви женщины воспитанные, они хотя бы почувствовали, что такое иерархия, они могут подчиняться. Воцерковленные женщины имеют духовников или духовных отцов, они знают, что такое послушание, у них есть внешний фактор, который будет их метания гасить. На первых порах брака, да и потом тоже, помощь духовного отца в удержании этого корабля на плаву неоценима. Она играет колоссальную роль. Если бы это было не так, если бы люди не советовались со своими духовниками, особенно в первые годы брака, многие семьи не сохранились бы.
‒ Когда семья, даже воцерковленная, распадается ‒ значит ли это, что выбор был сделан неверно?
‒ На мой взгляд, большинство браков разваливается из‑за того, что женщины более импульсивны, в них больше решимости исполнить свое предназначение, а мужчины сейчас более инфантильны. Выбирать должен мужчина, в этом есть какой‑то внутренний закон, который сдерживает мир от гибели. А когда эти законы нарушаются, начинают выбирать женщины ‒ они могут очаровывать, у них есть для этого весь арсенал, и они берут свое, но берут, как правило, то, что им не по зубам, потому что держат в уме некий идеал, которого часто не заслуживают. А мужчина через какое‑то время, уже вступив в брак, вдруг понимает, что это не его выбор ‒ и он в общем‑то прав. Сейчас, к сожалению, это крайне распространенное явление. Большинство браков распадается именно по этой причине. Поэтому женщина выбирать не должна.
Нужно спокойно относиться к своему безбрачию, принимать все как есть. У человека нет задачи ‒ вступить в брак или не вступить. Задача человеческой жизни ‒ это общение с Богом. По идее, не только в отношении брака, но в отношении любого развития своей жизни человек должен иметь покорность воле Божьей и спокойствие в этом отношении. Но, к сожалению, большинство людей приходят к этому, уже переболев, перемучавшись, перестрадав. Просто у нас практически нет людей, которые были бы с детства воспитаны в вере. Иначе это не воспринималось бы так болезненно: ну есть и есть, нет и нет. Если человек с самого начала воспитан в принятии своей жизни в соответствии с волей Божьей, он все воспринимает спокойно.
Если человек ценит свою жизнь перед Богом, если он серьезно к себе относится, он не будет сломя голову бросаться замуж за любого подвернувшегося.‒ Если человек вырос таким образом, что семья его родителей оставила в нем негативное отношение к браку, значит ли это, что такому человеку не стоит создавать семью, чтобы не переносить в нее проблемы из семьи своих родителей?
‒ Покаяние отменяет все, изменяет все вещи. С Богом вообще не стоит ничего бояться, потому что Он управляет все во благое. Он меняет человеческую природу и освобождает от всякого рода зависимостей. Человек, может, и помучается ‒ детский опыт ведь никуда не денешь, но вполне может удержаться совсем в других рамках. Это будет для него тяжело, но это будет спасительный путь. Есть ведь люди, у которых папа-мама были по нескольку раз женаты и замужем, а они живут себе в одном браке. А без Бога это было бы невозможно.
Протоиерей Димитрий Рощин
Подготовила Анна Берсенева
Источник: православный журнал для родителей «Виноград»
- Пожертвовать
- 402 0
- 0
Почему ты хочешь создать семью?
Говорят, семья переживает трудные времена. Не чья-то конкретно, а вообще. Тогда почему в соцсетях рекордное количество лайков набирают фотографии свадеб и детей?
Редакция сайта
Теги:
Семья
Интересные факты
Исследования и статистика
Виды отношений
Традиции, патриархальность, стабильность. Эти понятия не в тренде. А если потестировать другие слова: тепло, забота, взаимопонимание? Уже не так олдскульно, и каждому, в общем, близко. Как бы сильно ни менялись формы, которые принимает семья, содержание остается прежним: это надежные люди, с которыми тебе хорошо.
У животных внутри одного вида отношения складываются предсказуемо. А вот у человека моделей семьи много. Причем не только в разных культурах, но и внутри одной культуры в одну и ту же эпоху.
Например, в XVIII веке в нашей стране у императрицы были фавориты, а у знатных мужей – содержанки. В высшем свете многие состояли в фиктивном по сути браке, а простой народ резвился на празднике Ивана Купалы. Да и внутри «стандартной» семьи отношения складывались по-разному: где матриархат, а где патриархат. А все потому, что человек – существо сложное и живет далеко не только инстинктами. Любит он самовыражаться, в том числе, в личных отношениях.
Кризис жанра
Почему же именно сейчас некоторые говорят о кризисе семьи? В современной европейской культуре взят курс на права человека. В том числе на право быть другим, не следовать одной принятой норме. К тому же классическая семья перестала быть необходимостью с «технической» точки зрения: женщина теперь может сама содержать себя и ребенка, работать, вступать в наследство и так далее.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Важную роль сыграла и легкость развода. С одной стороны, конечно, возможность расторгнуть брак – спасение для тех, кто поженился «по ошибке». Но, с другой стороны, она автоматически увеличивает число этих самых ошибок. Современный брак – это больше про «попробовать», а не про «куда ж мы денемся с подводной лодки». А еще человек так устроен, что вообще не склонен инвестировать основательно, если активы никак не защищены. В ситуации легкого и непринужденного развода, когда партнер не считается твоей «собственностью», многие активнее «инвестируют» в себя.
В общем, за свободу, как обычно, приходится платить ощущением нестабильности. Страдают от этого не все: некоторых искренне устраивает, к примеру, последовательная моногамия – возможность поменять несколько партнеров в течение жизни.
Пара на пару
«Муж, жена и двое детей» – это далеко не единственный вариант семьи в наши дни. Если, конечно, считать семьей близких людей, которых к тому же объединяет общий быт, общее будущее и действительно общие интересы и ценности (а также юридические обязательства).
Часто это одинокий родитель с ребенком и своими собственными родителями. Иногда – подруги, которые помогают друг другу растить детей. Довольно сложная схема выстраивается после разводов и новых браков – у ребенка может быть, например, два папы, несколько сводных братьев-сестер и двойной комплект бабушек. А две сестры, живущие вместе, – чем не семья? А Шерлок Холмс и доктор Ватсон, наконец?
Получается, что свободой отношений вполне можно распорядиться, если искать то, что подойдет именно тебе, и не оглядываться на условности. В современной психологии считается, что «человечность» заключается в способности формировать привязанности к другим людям и стремлении создать эти самые привязанности. Вот так просто. Кого-то любишь – значит человек.
И все-таки они женятся
Даже Джонни Депп, который годами рассказывал, что официальный брак не имеет смысла, теперь ведет Эмбер Херд под венец. Да и в российских загсах по субботам людно. Брак сегодня – больше, чем право заниматься сексом и появляться вместе в общественных местах. Для многих это:
- сигнал о том, что поиск партнера завершен, демонстрация желания остепениться. А предложение руки и сердца, по сути, вопрос: готова ли женщина тоже прекратить поиски.
- желание сообщить о своем выборе всем вокруг. Мы по-прежнему хотим, чтобы в обществе нас считали парой, если уверены, что встретили «своего» человека.
Что же способно подтолкнуть к законному браку тех, кто раньше считал его совершенно не нужным для счастливой совместной жизни?
Сильная страсть
в любом возрасте может вызывать желание «присвоить» человека. Даже если головой мы понимаем, что разводы все еще законны, предложение выйти замуж – логичный способ как-то решить вопрос со страстью в ситуации, когда украсть и запереть в башне не получается.
Психологическая зрелость
Все люди разные. В молодости большинство ожидают от отношений развития и чего-то интересного. Новый человек – новый мир. А с возрастом приоритеты меняются: зона развития человека после тридцати – это работа, бизнес, творчество и т.п. А дома хочется стабильного тыла. Понятия, которые в юности выглядели как ограничения (моногамия, желание партнера знать о тебе все, совместный быт, желание любимого человека отвлечь тебя от любимого дела), становятся плюсами.
Идеальный партнер
Довольно часто человек постепенно разбирается в себе и понимает, кто ему действительно нужен. А потом ему просто один раз везет с нужной встречей. Многие психологи считают, что «идеального партнера» не так сложно найти, когда ты понял, кто ты есть на самом деле. Именно ты, а не образ, сформированный родительскими ожиданиями и давлением со стороны близких и общества.
Если говорить о современной семье одним словом, то она многообразна. Религия, традиция, материальные вопросы не загоняют человека в стандартные рамки. У каждого есть возможность выбрать оптимальный вариант. Футурологи считают, что в европейской цивилизации процесс будет развиваться стремительно: семьей мы станем считать самые разные союзы, и даже тем, кто издает законы, придется с этим мириться. Но главное не изменится: человек останется «парным» существом, которому нужен кто-то рядом. Потому что семья меняется, а люди – нет.
Реклама семьи
Внимательнее всего за тенденциями в обществе следят маркетологи. И телерекламы последних лет не могут не радовать приверженцев традиционной семьи: пухлощекие младенцы, мудрые дедушки и добрые бабушки с крынкой творога воплощают семейные ценности и связь поколений. А ведь бывало и наоборот. Не все знают, что известный логотип фирмы Nestlé, с птицей и двумя птенцами в гнезде, был немного другим. Изначально детишек было трое, но в 1988 году, когда большинство европейских семей и на одного-то не всегда решались, одного птенца убрали.
И что он предлагает?
- Британская газета «Дэйли мэйл» выяснила, что 21% женщин недовольны тем, как им сделали предложение.
52% готовы были добавить мужчине денег, чтобы получить более дорогое обручальное кольцо. Правда, в реальности на это решились лишь 7% прагматичных невест. - По разным опросам 2/3 девушек и такое же количество юношей считают, что предложение должен делать мужчина. При этом те же 2/3 молодых людей не против, чтобы женщина первая призналась в любви.
Комментарий специалиста
Вадим Мурашов, к.м.н., психотерапевт
Частая смена партнеров может объясняться попыткой уйти от решения важных вопросов, которые свойственны зрелому возрасту: кто я? Зачем я живу? Что будет после моей смерти? Страх остаться наедине с собой заставляет искать внешнего разнообразия, которое может проявиться не только в тяге к путешествиям или экстремальному спорту, но и в многочисленных романах. Однако такая психологическая разрядка – краткосрочна. Нередко клиентами психотерапевтов становятся как раз люди, которые «берут от жизни все». И зачастую человек, выбывший из невротической гонки, начинает ценить эмоциональную глубину отношений и ради них готов отказаться от многих эгоистических желаний.
Конечно, семья – это непросто. На представления об отношениях сильно влияет пример родителей, а родители у каждого супруга разные. Многим не хватает терпения и способности идти на компромисс. Семья – это гибкая конструкция: сначала вместо Я и Я появляется МЫ, потом рождаются дети – и расстановка сил и приоритетов опять меняется. Выстраивая семью, ты постоянно сталкиваешься с вызовами, которые требуют перемен в собственном образе жизни и даже мысли. Для кого-то это тяжкий груз, а для кого-то – зона личностного роста.
«Создать семью» стало означать «иметь детей» совсем недавно, чем вы думаете – Семейное неравенство
Во всяком случае, позже, чем я думал.
Похоже, фраза «создать семью» стала означать «завести детей» (после замужества) где-то в 1930-х годов и не прижился до 1940-х или 1950-х годов, которые оказались наиболее предродовым периодом в истории США. Вот тенденция Google ngrams для этой фразы в процентах от всех фраз из трех слов в американском английском:
Поиск в New York Times , я нашел самые ранние употребления, применяемые к рыбе (1931 г.) и растениям (1936 г.).
Читатель Твиттера Дэниел Пармер передал использование из Boston Globe 8/9/1937, в котором актриса Мерл Оберон сказала: «Я надеюсь выйти замуж в течение следующих двух лет и создать семью. Если нет, я усыновлю ребенка».
Следующее появление в Нью-Йорк Таймс было 22.11.1942, в рецензии на книгу, в которой мужчина женится на женщине и «приводит ее домой, чтобы создать семью». После этого был 1948 год, в этом описании от 06.05.1948 тех, кто станет семьями, пережившими бум рождаемости, описывающем речь Юэна Клэга, комиссара статистики труда, которого помнят за представление статистических данных о женщинах и семьях в Бюро труда. Статистика сообщает. From NYT :
Эта ссылка NYT интересна тем, что она появилась вскоре после первого использования фразы «создать семью» в базе данных JSTOR, которая недвусмысленно относится к детям, в отчете, опубликованном Clague’s BLS:
Тенденции занятости и текучести кадров: Ежемесячный обзор рабочей силы , Vol. 63, № 2 (АВГУСТ 1946 г.): … Из 584 000 сокращения числа штатных федеральных служащих в период с 1 июня 1945 г. по 1 июня 1946 г. почти 75 процентов приходится на группу женщин. На 1 июня 1946 г. женщин, занятых полный рабочий день, было всего на 60% меньше, чем на 1 июня 1945 г. Мужчины теперь составляют 70% от общего числа работающих полный рабочий день по сравнению с 61% годом ранее. Хотя женщины увольняются добровольно по личным причинам, например, чтобы присоединиться к мужу-ветерану или к создать семью , было много, информация об относительной важности этих причин по сравнению с вынужденными увольнениями недоступна…
Интересно, что, хотя это кажется пронатальным сдвигом, настаивая на детях до того, как определение семьи будет встречено, это также могло иметь отношение к работе и семье, связанное с уходом из рабочей силы. Возможно, это усилило естественность ухода женщин с оплачиваемой работы, когда у них появились дети, что вскоре должно было стать ключевым полем битвы в гендерной революции.
Примечание. Роуз Малиновски Вайнгартнер, участница моего прошлогоднего семинара для выпускников, написала статью об этой концепции, которая помогла мне задуматься об этом.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Социолог, демограф Просмотреть все сообщения Филипа Н. Коэна
Idioms by The Free Dictionary
Start+a+family — Idioms by The Free DictionaryStart+a+family — Idioms by The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.