Разделы психолингвистики: Что такое психолингвистика

Часть 3. Основные разделы психолингвистики.

Глава 7. Внутренняя структура психолингвистики.

Теоретическая психолингвистика.

В книге рассматриваются следующие направления теоретических (и экспериментальных) работ.

  1. Рефлексивная психолингвистика, или «психолингвистика психолингвистики». Она направлена на моделирование не спонтанных речевых процессов, а таких, которые осуществляются с участием сознания. Это психолингвистика осознанной или сознательно контролируемой речи.

  2. Психолингвистика развития, моделирующая процессы формирования языковой способности и особенности речевой деятельности в онтогенетическом развитии человека.

  3. Этнопсихолингвистика изучает конкретно-языковую и национальо-культурную вариантность языковой способности и речевой деятельности.

  4. Психопоэтика – это психолингвистика художественной, в особенности, поэтической речи.

Прикладная психолингвистика.

Здесь можно выделить следующие области применения психолингвистического знания.

  1. Психолингвистика овладения языком. Имеется в виду обучение языку в широком смысле (овладение родным, вторым языком в условиях билингвизма, институциональное обучение второму языку и т.д.).

  2. Патопсихолингвистика связана с коррекционной педагогикой (например, проблемами лечения заикания), патопсихологией, психиатрией, афазиологией (нейролингвистика).

  3. Психолингвистика в инженерной психологии.

  4. Психолингвистика в криминалистике и судебной психологии.

  5. Психолингвистика речевого воздействия – изучает вопросы политической психологии, пропаганды и вообще речевого воздействия, деятельности средств массовой информации, рекламы.

Глава 8.

Рефлексивная психолингвистика («психолингвистика психолингвистики»).

Некоторые концепции речевой рефлексии в лингвистике.

Первым начал противопоставлять сознательные и спонтанные речевые процессы И.А. Бодуэн де Куртенэ. Языковое и языковедное мышление различаются настолько, насколько знание физиологических процессов отличается от их исполнения. Он также ввел понятие постепенной автоматизации языковых функций.

Ученик Бодуэна Л.П. Якубинский вводит понятие речевого автоматизма. Автоматическая речевая деятельность принадлежит к типу так называемых вторично-автоматических деятельностей, возникающих из сознательных путем повторения, упражнения, привычки. Здесь речевые факты не входят в сознание, не подлежат вниманию.

Понимание речевой рефлексии у Л.С. Выготского.

Ребенок владеет известными умениями в области речи, но он не знает, что он ими владеет.

Эти операции не осознаны. Это сказывается в том, что он владеет ими спонтанно, в определенной ситуации, автоматически. Однако произвольно, сознательно ребенок не умеет сделать того, что умеет делать непроизвольно. Он ограничен в пользовании своим умением. Ребенок научается в школе осознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умение переводится из бессознательного автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный.

Итак, Выготский вводит три близких понятия: произвольность, намеренность, сознательность.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ – это способность субъекта по его выбору – в результате ориентировки в ситуации – осуществить или не осуществить то или иное действие. У субъекта не выбора, что именно сделать, – есть только выбор: сделать или не сделать. Антоним – непроизвольность.

НАМЕРЕННОСТЬ – способность субъекта осуществить выбор из ряда возможных действий, используя ориентировку в факторах, обусловливающих ситуацию выбора. Т.е. понятие намеренности предполагает ориентировочную активность, в ходе которой человек принимает решение о совершении именно данного, а не другого действия (он учитывает в ходе ориентировки и цель действия). Антоним – случайность.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – предполагает, во-первых, презентированность в сознании цели действия, во-вторых, способность принимать решение о действии по ходу его выполнения, не дожидаясь конечного результата и его совпадения или несовпадения с поставленной целью.

Развитие детской речи и заключается в динамике развития произвольности, намеренности и сознательности применительно к различным единицам речевой деятельности. В сущности, развитие рефлексии ребенка над речью есть возникновение, расширение, качественное изменение и внутренняя структурная перестройка ориентировочного звена первоначально спонтанной речевой деятельности.

Уровни построения психических процессов по Н.А. Бернштейну и уровни осознаваемости по А. Н. Леонтьеву.

Опираясь на предложенную Н.А. Бернштейном схему неврологических уровней, А.Н. Леонтьев разработал концепцию различных ступеней или уровней осознаваемости.

По его мнению, следует различать содержание, актуально сознаваемое, и содержание, лишь оказывающееся в сознании. Чтобы сознавать какую-то ранее спонтанную активность, она сначала должна стать предметом актуального сознавания, т.е. стать предметом целенаправленного действия. Для того, чтобы ребенок осознавал и контролировал сознанием, например, операции склонения, они должны актуально, т.е. целенаправленно сознаваться (в процессе обучения родному языку). В противном случае они будут продолжать существовать у ребенка лишь в форме т.н.

«чувства языка». Поэтому-то ребенка и нужно учить грамматике – учить тому, чем он практически уже владеет.

Т.о., А.Н. Леонтьев различает три уровня осознаваемости: актуальное сознавание, сознательный контроль и неосознанность (бессознательность). При этом операции, являющиеся по происхождению бессознательными, могут в дальнейшем (обязательно через ступень актуального сознавания!) подвергаться сознательному контролю.

Чтобы соотнести концепции Леонтьева и Бернштейна, необходимо обозначить уровневую организацию психолингвистических единиц. В качестве высшей оперативной психолингвистической единицы выступает

высказывание (предложение). Следующей в иерархии единицей является «слово-квант» как семантическая единица (взятая с точки зрения содержания). За ним следует слово как «фазическая» единица (взятое с точки зрения выражения – как звуковое слово-тип и как структурно-морфологическая единица, слово-форма). Низшей психолингвистической единицей служит слог.

Психолингвистические уровни

Неврологические уровни

Уровни осознаваемости

Уровень высказываний

Уровень слов-квантов

Уровень фазического слова

Уровень связной речи

Словесно-предметный уровень

Уровень операторов

Актуальное осознавание

Сознательный контроль

Бессознательный контроль

Слоговый уровень

Слоговый уровень

Неосознанность

В третьем столбце таблицы мы находим уровень бессознательного контроля. Речь идет об эталонных образцах, выступающих в процессах речевой деятельности в функции контроля и, собственно, и обеспечивающих возможность текущего осознания речи. Так, Л.А. Чистович показала, что в речи действуют два параллельных механизма: механизм речепроизводства, допускающих значительные флюктуации произношения, и механизм фонетического контроля определяющий границы и характер этих флюктуаций.

К элементарнейшему уровня осознанности (уровню неосознанности) относятся операции, входящие в систему речевой деятельности как элементарные речедвижения и особенно – системы, обеспечивающие динамику речи (регулировку дыхания, например). Не все операции этого уровня могут быть осознаны: это возможно лишь в том случае. Если над этими операциями существует надстройка, контролирующая протекание соответствующих процессов. Речедвижения могут быть осознаны, потому что существует «звуковое слово-тип». Но механизм регулировки дыхания не может быть осознан, ибо не имеет соответствующего ему контрольного механизма.

А. А. Леонтьев Основы психолингвистики 4-е издание


Скачать 1,12 Mb.

страница1/91
Дата03.04.2019
Размер1,12 Mb.
#66691

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   91

Связанные:
Leontyev A A — Osnovy psikholingvistiki

А. А. Леонтьев

Основы психолингвистики 4-е издание

Памяти А.С.Штерн и Л.В.Сахарного

Введение

Пособий по курсу психолингвистики практически нет. Еще в начале 1970-х гг. был написан толстый компендиум, который – пользуясь принятой в то время терминологией – мы назвали «Основы теории речевой деятельности» (М.: Наука, 1974). Среди его авторов были А. Н.Леонтьев, И.А.Зимняя, Р.М.Фрумкина, Л.Р.Зиндер, Л.В.Бондарко, А.Е.Супрун, А.П.Клименко, Е.Л.Гинзбург, Ю.А.Сорокин, А.М.Шахнарович, Е.М.Вольф, И.И.Ильясов, Е.Ф.Тарасов, М.Н.Кожина, В.Г.Костомаров, Б.С.Шварцкопф, Б.М.Гриншпун, А.Б.Добрович, Ян Пруха и автор этих строк. Иных уж нет (Алексея Николаевича Леонтьева и Льва Рафаиловича Зиндера, Елены Михайловны Вольф, Бориса Моисеевича Гриншпуна), другие стали, никуда не выезжая, «иностранцами» (А.Е.Супрун и А.П.Клименко), почти все, кто жив, давно стали профессорами, докторами, а то и академиками. Книга эта получилась, очень содержательной, и до сих пор ее рекомендуют студентам по курсу психолингвистики. Но ей уже больше двадцати лет от роду! В 1990 году покойный Леонид Владимирович Сахарный издал в издательстве Санкт-Петербургского университета пособие «Введение в психолингвистику». Книга эта написана на прекрасном научном и дидактическом уровне, но тираж ее был мал, и даже до Москвы, не говоря о других университетских городах, книга Сахарного практически не дошла.

Вот, в сущности, и все (если не считать небольших, хотя и очень полезных, брошюрок-пособий, например книжки А.М.Шахнаровича, изданной МГЛУ). Можно добавить еще получившую широкую популярность переводную с английского книгу «Психолингвистика», где довольно механически были объединены две монографии – автор одной Д.Слобин, автор второй Дж.Грин.

Вот почему возникла потребность в данной книге. Она написана и издана по инициативе и при поддержке Института «Открытое общество», за что Институту – огромная благодарность.


Скачать 1,12 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   91


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Удаяна Сеть | Университет Удаяна

Психолингвистика : Введение

я Ненгах Судипа

nengahsudipa@unud. ac.id

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Прикладной словарь Longman Лингвистика , 1985, Джек С. Ричардс, Джон Т. Платт и Хайди Вебер определяют Психолингвистика как изучение (а) умственного процесса, который человек использует для производства и понимание языка и (б) как люди изучают язык. Психолингвистика  включает изучение РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ, роли ПАМЯТИ, ПОНЯТИЙ и др. процессы в использовании языка и то, как социальные и психологические факторы влияют на использование языка (стр. 234). В соответствии с Hartly (1982:16) в своей книге под названием Linguistics. для изучающих язык , Психолингвистика исследует взаимосвязь языка и разума при обработке и производить высказывание и в овладении языком. Осгуд и Себеок (1965) в их книга по психолингвистике: A Обзор проблем теории и исследований, определяет Психолингвистика   имеет прямое отношение к процессу кодирование и декодирование, поскольку они связывают состояния сообщения с коммуникаторами состояний. Langacker (1973:6) в своей книге под названием Язык и его структура гласит, что психолингвистика  это исследование овладения языком и языковое поведение, а также психологический механизм, отвечающий за их. Слама (1973:39) в своей книге под названием Введение. к Психолингвистике говорится, что Психолингвистика  в самом широком смысле с отношениями между сообщениями и характеристиками человека лица, которые выбирают и интерпретируют их. Поль Фрайсс написал введение до Problems de Psycholinguistique, , цитируемый Slama (1973:39), утверждает, что Psycholinguistics — это изучение отношения между нашими потребностями в выражении и общении и средствами предлагает нам язык, усвоенный в детстве и позже. Эйчисон (1998:1) в своей книге The Articulate Млекопитающее: введение в психолингвистику определяет психолингвистических  исследований о языке и разуме. Харлей (2001:1) в своей книге Прологомены к теории словообразования определяет как исследование умственного процесс использования языка, в то время как Клак и Кларк (1977:4) в своей книге, озаглавленной Психология и язык: введение к Психолингвистике утверждает, что психология языка связана с три основные вещи, а именно понимание, производство и приобретение .  Таким образом, психолингвистика изучает психическое процессы, которым подвергаются люди при использовании языка (Dardjowidjojo, 2003:7)

II. ПОКРЫТИЕ

От предыдущего определение, Психолингвистика в основном охватывает три основных аспекта:

2.1 Язык Понимание

Это подраздел можно разделить на две основные ветви: (а) язык восприятие и (б) понимание языка. В этом разделе, поскольку концепции этих двух существенно не отличаются, следующие описания предназначены для того, чтобы показать их кратко. Кларк и Кларк (1977) разделил это понятие на два (1) понимания связанных с пониманием высказываний, которые мы слышать (ßвосприятие), и (2) понимание по отношению к действие – необходимо предпринять после осмысления произошло (ßпонимание). Первое можно определить как умственный процесс, при котором слушатель воспринимает звук, производимый говорящим, использующим такие звуки для формирования интерпретации о что имеет в виду говорящий. Можно просто сказать, что понимание составляет форма значения из звуков. Последнее происходит после того, как слушатель поймет высказывания, должны ли быть предприняты какие-либо действия в соответствии с такими понимание, это называется Использование приговоров (Dardjowidjojo, 2003: 59).

2.2 Производство языков

Mayer (2000:49), цитируемый Dardjowidjojo, (2003:141) утверждает, что высказывание проходит три этапа: а) осмысление, (б) формулировать, (в) формулировать. Концептуализировать означает, что говорящий планирует концептуальная структура, которая должна быть произнесена, это также называется стадией сообщения. Формулировка, которую также называют грамматической кодировкой. означает этапы, на которых соответствующие элементы извлекаются из ментального словаря. а затем классифицировать синтаксически (N, V, Adj, NP, VP, Adv и т. д.). Последний Стадия артикуляции также называется фонологической. кодировка содержит структуру и контент, которые уже готовы к произносить по звуку.

Проблемы встречающиеся во время языковых производств, среди прочего: (а) паузы, напр. Эх кто… пришли сюда вчера?. О, Али пришел сюда вчера. В Bahasa Indonesia вы можете услышать ,  si Anu…., и т.д, о ану…ня… (б) ошибки, которые можно разделить на две (и) оговорки язык, напр.  вы были здесь в прошлый понедельник? О, вторник. В Bahasa Indonesia вы можете услышать.. ambil itu kepala… о келапа (ii) афазия, разновидность речевого заболевания, человек не в состоянии правильно говорить из-за повреждения головного мозга или других нарушений языковой памяти.

2.3 Язык Acquisition

            Джон Лайонс в своей книге под названием Language and Linguistics (1981:252) заявил, что психолог и лингвист предпочитает использовать термин приобретение а не учиться. Причина просто в том, что приобретение нейтрально по отношению к в отношении некоторых последствий, которые стали ассоциироваться с семестр обучение психологии.

2.3.1 Теории

            С психолингвистической точки зрения теории овладения языком из трех:

(а) Поведениеcis

FB Скиннер, один из последователей бихевиоризма, утверждал, что ребенок вступает в мир с tabularasa , чистый сланец, не несущий предвзятого представления о мире или о языке, и затем этот ребенок формируется под влиянием окружающей среды, медленно обуславливаемой различными способами. графики подкрепления (Браун и др.1980:18). Модель S (Стимул) и R (Реакция) представлена ​​в поддержите эту идею.

(б) Металлистика

Холлидей (1964:178) в своей книге Лингвистика. Науки и преподавание языков сказал: «Мы знаем, что все нормальные человеческие младенцы рождаются с потенциалом приобретения языка», и далее Уилкинс (1972:168) в своей книге Лингвистика в Преподавание языков сказал, что все изучают язык не потому, что они подвергаются аналогичному процессу кондиционирования, но поскольку они обладают врожденная способность, которая позволяет им усваивать язык как нормальную процесс созревания. Браун (1980:21) утверждал, что каждый новорожденный приносит то, что называется Устройства для овладения языком (LAD) состоит из: (i) устройств для различения отличительных звуков; (ii) Устройства для организации языковых единиц, которые будут классифицированы и разработаны позже; (iii) Приемы языковой системы, которая возможна или невозможна; (4) Устройства для использования языковой системы, основанные на развитии языковой системы, для того, чтобы создать невозможную систему вне найденных лингвистических данных.

(с) Познавательный

В В 1960-х годах лингвисты-менталисты предложили новый подход под названием «Когнитивный подход». Подходы». Этот подход сочетает в себе предыдущие теории, ребенок рождается с языковыми способностями и под влиянием окружающей среды. Важный момент следует учитывать при таком подходе, заключается в том, что успех ребенка в использовании, понимать и овладевать языком зависит от зрелости его познавательный. Когнитивные теории предполагали, что существует принцип, основанный на языковая организация, используемая ребенком для интерпретации и управления языковая среда. Все это психический процесс, хотя и не легко наблюдать, оно явно имеет физическую основу. Это отличие от бихевиористской идеи.

2.3.2 Изучение языка и изучение языков

Основное отличие между изучением языка (LA) изучением языка (LL)

LA считается подсознательным усилием (помните не без сознания ) значение что любые языковые вещества могут быть забрать  в любое время, из любых источников и в любом месте. Это свободно и естественно, так что это кажется очень автоматическим. LL считается сознательным , поэтому при получении любой языковой системы она должна контролироваться программой или по расписанию. по плану урока. Этот процесс должен осуществляться искусственным образом и поддерживаться метод обучения. Его можно представить следующим образом:

Типы

Язык Приобретение

Язык Обучение

1

Подсознание

Сознание

2

Бесплатно

Контролируемый

3

натуральный

Искусственный

4

Автоматический

Запланировано

5

Природа

Воспитание

                                             

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Психолингвистика  охватывает три основных аспекта, а именно: (a) Понимание языка, (b) производство языка и (c) овладение языком. Целесообразно пересмотреть добавление еще одного существенного аспекта. т. е. Биологическая и неврологическая основа из-за чего людям удается говорить на языке по сравнению с другими специями.

 

ССЫЛКИ

Эйчисон, Джин. 1998. Членистое млекопитающее: Введение в Психолингвистика. Лондон: Рутледж

Браун, Доглас Х. 1980. Принципы изучения языка и Преподавание . Нью-Джерси. Зал

Кларк, Герберт Х. И Ева В. Кларк. 1977. Психология и язык. : Введение в психолингвистику. Нью-Йорк: Харкут Брейс и Jovanovich, Inc.

Dardjowidjojo, Соенджоно. 2003. Псиколингвистик : Пенгантар Пемахаман Бахаса Манусия . Джакарта : Яясан Обор Индонезия

Холлидей, МАК. Август Макинтош и Питер Стревенс. 1964. Лингвистические науки и преподавание языков. Лондон: Лонгман

Харли, Тревор А. 1995/2001. Психология языка : От данных к теории . Сассекс: Эрлбаум Тейлор и Фрэнсис

Хартли, Энтони Ф. 1982. Лингвистика для изучающих языки. Лондон: The Macmillan Press.Ltd

Langacker, Roland W. 1983. Язык и его структура. Новый Йорк: Харкут Брейс Йованович. Inc.

Лайонс, Джон. 1981. Язык и языкознание. Кембридж: Издательство Кембриджского университета

Осгуд, Чарльз Э. И Томас Себеок (редакторы). 1985. Психолингвистика : Обзор теории и проблем исследования.  Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Ричардс, Джек. Джон Т. Платт и Хайди Вебер. 1985. Словарь прикладной лингвистики Лонгмана. Лондон: Лонгман

Слама, Казаку Татьяна. 1973. Введение в психолингвистику. Гаага-Париж: Мутон.

Уилкинс, Д.А. 1972. Лингвистика в преподавании иностранных языков . Лондон: Edward Arnold Ltd.

  

Психолингвистика: определение и примеры | StudySmarter

Изучая язык до сих пор, вы, вероятно, узнали о грамматике, различных языковых разновидностях и диалектах, фонетике, семантике и многом другом, но задумывались ли вы когда-нибудь именно о как наш мозг способен понимать и воспроизводить язык? Если да, то эта статья о психолингвистике для вас.

Сегодня мы узнаем все об истории психолингвистики, ее отношении к когнитивной психологии, различных теориях и, конечно же, рассмотрим несколько примеров.

Психолингвистика Определение

Начнем с определения психолингвистики.

Психолингвистика: (также известная как психология языка) академическая дисциплина, относящаяся к области когнитивная наука. Дисциплина опирается на психологию и лингвистику (сюрприз!) и интересуется механизмами обработки языка , то есть тем, как мозг обрабатывает, понимает и производит язык.

Изучение психолингвистики можно разделить на четыре основные области:

  • Овладение языком – Как дети изучают свой родной язык
  • Понимание языка – Как мы обрабатываем и понимаем язык
  • Производство речи – Как мы физически производим речь
  • Овладение вторым языком – Как мы изучаем другие языки и чем оно отличается от изучения первого

лингвисты, справедливости ради) делят изучение языка на следующие категории:

  • Фонетика — изучение звуков речи
  • Морфология — изучение словообразования 9Рис. понимает и воспроизводит язык

    Примером психолингвистики в действии могут быть различные стратегии чтения, которые учителя применяют, чтобы помочь учащимся, такие как пересказ и создание выводов. Понимание того, какие методы работают лучше всего, и попытка ответить на вопрос, « почему?» — это то, что может заинтересовать психолингвиста.

    История психолингвистики

    Чтобы полностью понять психолингвистику, мы должны начать с ее истории. такие, как Вильгельм Вундт, Эдвард Торндайк и Фредерик Бартлетт, начали изучать такие вещи, как бихевиоризм, язык жестов и память, а впоследствии заложили основы психолингвистики, какой мы ее знаем сегодня9.0005

    Бихевиоризм: Теория обучения, которая предполагает, что люди ведут себя так, как они это делают, из-за обусловленности и наблюдения за другими.

    Считается, что сам термин психолингвистика впервые появился в книге американского психолога Джейкоба Роберта Кантора «Объективная психология грамматики » (1936). В своей книге Кантор предполагает, что грамматика — это психологический феномен и что пока что ни одна психологическая теория не подходит для понимания языка. Кантор считал, что язык и грамматику следует изучать с объективной психологической точки зрения, то есть рассматривать их как тип человеческого поведения.

    Школы психолингвистики

    Психолингвистика как дисциплина быстро развивалась и разделилась на три основные школы мысли. Давайте посмотрим на это сейчас.

    Структурализм

    Структурализм был первой школой мысли, появившейся в психологии и лингвистике. С лингвистической точки зрения структурализм касается того, как мы, люди, придаем значение словам и изображениям. Ключевым теоретиком в этой области был швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, которого многие считают пионером семиотика , то есть изучение знаков (например, слов и изображений) и означающих (например, значения, которое они представляют) .

    Пример :

    Это изображение является знаком :

    Рис. 2. Знак доллара.

    Это означает деньги, точнее, доллары. Многие из нас автоматически подумают о долларах США, когда увидят этот знак; однако этот же знак можно использовать и для австралийских и сингапурских долларов (среди прочего!).

    То, как мы интерпретируем знак, является примером структурализма.

    Функционализм

    Функционализм вскоре последовал за структурализмом. Функционалисты считают, что ценность знания зависит от его полезности, а это означает, что, в отличие от структуралистов, они могут игнорировать идеи, которые к ним не относятся.

    Принятие функционалистского подхода к лингвистике в первую очередь включает изучение функций, которые выполняет язык, таких как понимание и обмен информацией, выражение эмоций и влияние на других. Функционалисты рассматривают язык как , инструмент , и понимание того, как люди используют этот инструмент, является ключом к пониманию того, как работает язык.

    Бихевиоризм

    Следующей появившейся школой мысли был бихевиоризм. Теоретики-бихевиористы считают, что психологию можно и нужно изучать как эмпирическую и измеримую науку. Бихевиористы хотели основывать свои теории на наблюдениях, а не на субъективном самоанализе, то есть на идеях в чьей-то голове.

    Одним из ключевых теоретиков языка и поведения был Б. Ф. Скиннер (1904-1990), который рассматривал язык как человеческое поведение, которое можно было наблюдать и даже влиять на него с помощью условного рефлекса. Обусловливание включает в себя празднование хорошего использования языка и исправление плохого использования языка.

    Когнитивная революция

    Бихевиоризм был доминирующей идеологией в психологии вплоть до 1950-х годов, когда лингвист Ноам Хомский бросил вызов работам таких теоретиков, как Скиннер, и вместо этого выступил за более когнитивный взгляд на использование языка.

    Когнитивный: связан с сознательной интеллектуальной деятельностью, происходящей в мозгу.

    Когнитивная теория в лингвистике в первую очередь интересуется ролью мозга в производстве и понимании языка. Хомский произвел революцию в том, как мы думаем о языке, предположив, что человеческий мозг обладает врожденной способностью понимать универсальную грамматику.

    Универсальная грамматика: Теория, предложенная Ноамом Хомским, которая предполагает, что все человеческие языки имеют одинаковую грамматическую структуру. Например, в большинстве языков есть система счета, способ выражения времен, подлежащих в предложении и т. д.

    Когнитивная революция сыграла решающую роль в развитии психолингвистики, какой мы ее знаем сегодня, и легла в основу многих современных теорий.

    Школа мысли иногда упоминается как Когнитивизм.

    Теории психолингвистики

    Как упоминалось ранее, применение психолингвистики можно разделить на четыре основные теории: овладение языком, понимание языка, производство языка и овладение вторым языком.

    Каждая из ранее упомянутых школ мысли может быть применена к каждой из этих областей.

    Психолингвистика: овладение языком

    Существуют две основные теории овладения языком в детстве: бихевиористская теория Скиннера и теория врожденности Хомского .

    В то время как Скиннер полагал, что умы детей подобны «чистым доскам», когда они рождаются, и весь язык необходимо выучить путем обусловливания, Хомский заявил, что дети рождаются с врожденной способностью изучать языки. Он считал, что в мозге есть особая область, предназначенная для изучения языка (LAD), которая «срабатывает», когда ребенок слышит, как говорят другие. Он предложил эту теорию как способ объяснить, как дети могут понимать такие понятия, как прошедшее время, без неявного обучения им. Теорию Хомского о теории языка часто называют « Иннатистская теория. »

    Сегодня психолингвисты склонны больше соглашаться с Хомским, однако никогда не было обнаружено особой области мозга, отвечающей за язык. Кроме того, больше внимания уделяется роли лиц, осуществляющих уход, в процессе овладения языком.

    Рис. 3. Психолингвистика может помочь нам понять, как мы учимся читать.0322 семантика. То, что мы можем видеть или слышать язык, не означает, что мы его понимаем. Жизненно важной областью, которую охватывает психолингвистика, является понимание прочитанного. В настоящее время существует три основные теории обучения пониманию языка:

    Давайте кратко рассмотрим каждую из них.

    Традиционный взгляд снизу вверх

    Традиционный взгляд снизу вверх на понимание прочитанного появился в 1950-х годах и основан на бихевиоризме. Принцип заключается в том, что мы учимся читать посредством запоминания, повторения и обусловленности. Излюбленные методы обучения восходящего взгляда включают зубрежку и тренировку (прослушивание и повторение).

    Зубрежка: метод обучения, основанный на запоминании, повторении и отработке.

    Сегодня вы вряд ли увидите в классе многие традиционные методы обучения чтению снизу вверх, за исключением случая фонетики. Фонетика — это то, как мы учим различным фонемам и тому, как их смешивать, и этот метод по-прежнему в значительной степени зависит от запоминания и отработки.

    Когнитивная нисходящая обработка

    После когнитивной революции 1960-х годов в методах обучения чтению произошел сдвиг от заучивания наизусть к осмысленное обучение. Осмысленное обучение включает в себя активацию схем учащихся и помещение новой информации, которую они узнают, в контекст. При этом новая информация может быть легко интегрирована в существующие знания учащегося и, следовательно, с большей вероятностью будет запомнена.

    Схема: когнитивная структура или «кирпичик» знания. Когда мы узнаем что-то новое, мы можем активировать уже существующие схемы и дополнить их.

    Метакогнитивный вид

    Метакогнитивный подход включает применение стратегий обработки до, во время и после чтения. Эти стратегии заставляют учащихся думать о том, что они делают и что читают.

    Некоторые стратегии включают:

    • Перед чтением — Определите цель и форму текста и сделайте предположения.

    • Во время чтения — Найдите тематические предложения, символы и конкретную лексику. Спрашивать и отвечать на вопросы.

    • После прочтения — Подведите итоги и сделайте выводы из прочитанного.

    Психолингвистика: производство речи

    Производство речи в первую очередь сосредоточено на физическом воспроизведении слов и звуков речи и часто связано с фонетикой.

    Это процесс, который, по мнению исследователей, происходит при создании языка:

    1. В мозгу говорящего выбирается предполагаемое сообщение.

    2. Сообщение кодируется в лингвистическую форму, т.е. правильная лексика выбирается исходя из семантического значения.

    3. Сообщение грамматически кодируется, т.е. выбирается соответствующий глагол, формируется правильный порядок слов, идентифицируются подлежащее и дополнение.

    4. Сообщение кодируется фонетически, т. е. преобразуется в звуки речи, которые физически воспроизводятся органами речи (например, легкими, голосовыми связками, языком, голосовой щелью, зубами, губами и т. д.).

    5. Сообщение проходит по воздуху и принимается слуховой системой слушателя (например, ушами, барабанной перепонкой).

    6. Сообщение декодируется мозгом слушателя в лингвистическую форму, которая затем декодируется в значение.

    Психолингвистика: овладение вторым языком

    Общеизвестно, что способ изучения второго языка отличается от способа изучения первого. Предполагается, что в то время как у нас есть врожденная способность выучить первый язык, изучение второго больше похоже на изучение другого навыка, например игры на фортепиано. Тем не менее, есть еще много споров.

    Возраст, в котором человек начинает изучать второй язык, также может иметь большое значение — это связано с «стадией критического периода ». С точки зрения овладения языком критический период — это биологические временные рамки, в течение которых мозг может эффективно и быстро выучить сложные языковые структуры. Временные рамки обычно считаются от двух лет до полового созревания.

    Есть основания полагать, что детям в этот критический период легче выучить второй язык, чем взрослым.

    Пример психолингвистики

    Чтобы показать пример психолингвистики в действии, лучше всего изучить методологию, используемую психолингвистами. Одна распространенная и влиятельная методология, используемая для помощи в понимании языковой обработки, — это t фиксация движений глаз .

    В 1978 году лингвист К. Рейнер начал изучать, как двигаются глаза при обработке речи, такой как слушание, сканирование, поиск изображений и чтение. Он резюмировал, что «данные о движении глаз отражают когнитивные процессы, происходящие в конкретной задаче». 1

    Психолингвистика.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts