Психолингвистика как наука: Психолингвистика как наука. Речевая деятельность кратко Психолингвистика

Глава 1. Психолингвистика как наука и ее место среди наук о человеке . Основы психолингвистики

В первое время существования психолингвистики в нашей стране ее часто рассматривали как область знания, лежащую «на стыке» психологии и лингвистики (языкознания): как бы отчасти психологию, отчасти лингвистику – своего рода гибрид той и другой. Такое понимание психолингвистики и других «пограничных» областей (назовем среди них социолингвистику, этнолингвистику, психогенетику и многие другие) было связано с неточным, приблизительным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях – в частности. Поэтому мы начнем наше изложение с некоторых принципиальных положений, касающихся логической структуры научной теории и процесса научного исследования вообще.

Предмет и объект науки. Принято считать, что ряд наук, куда входят, в частности, языкознание, психология, физиология и патология речи, поэтика и др., имеют один и тот же объект. Это означает, что все они оперируют одними и теми же индивидуальными событиями или индивидуальными объектами.

Однако процесс научной абстракции протекает во всех этих науках по-разному, в результате чего мы строим различные абстрактные объекты.

Что это такое? Абстрактные объекты – это «средства для характеристики объективно-реальных индивидуальных процессов (событий, явлений) описываемой области» (Логика научного исследования, 1965, с.172). Более строго абстрактная система объектов (или, что то же, система абстрактных объектов) понимается как «…все множество возможных (моделирующих) интерпретаций» (там же, с.127), объединяющее логические модели. Наряду с индивидуальными процессами (событиями, объектами) мы получаем построенные под определенным углом зрения модели, обобщаемые понятием абстрактной системы объектов.

Индивидуальный объект (событие, процесс) является представителем абстрактного объекта. Этот последний, в свою очередь, обобщает свойства и признаки различных индивидуальных объектов: это то, над чем мы можем осуществлять те или иные логические операции.

Так, говоря о «звуке а», его отличиях от других звуков, его признаках, его изменении при сочетании с другими звуками и т.д., мы оперируем с абстрактным объектом, но относим все эти утверждения к множеству индивидуальных звуков а или, точнее, к каждому из них в отдельности.

Совокупность индивидуальных объектов научного исследования и есть объект науки. Абстрактная же система объектов или система абстрактных объектов образует предмет науки[1].

Выше мы говорили об общем объекте ряда наук (языкознания, психологии речи и пр.). Из каких индивидуальных событий или индивидуальных объектов он состоит?

Ответ на этот вопрос может быть различным в разных направлениях науки. Однако все они сходятся на том, что это – совокупность речевых (а вернее, не только речевых) актов, действий или реакций. Для лингвиста в них важна система средств выражения, для психолога – сам процесс речи, для патолога или коррекционного педагога (дефектолога) – возможные отклонения от нормального течения этого процесса.

И каждый из этих специалистов строит свои системы моделей речевых актов, речевых действий или речевых реакций в зависимости не только от их объективных свойств, но и от точки зрения данной науки в данный момент. А эта точка зрения, в свою очередь, определяется как тем путем, который прошла наука при формировании своего предмета, так и теми конкретными задачами, которые стоят перед этой наукой в данный момент.

Значит, объект может быть у разных наук одним и тем же, а вот предмет специфичен для каждой науки – это то, что «видит» в объекте со своей точки зрения представитель каждой отдельной науки. Языкознание, психология речи и другие науки, занимающиеся речью, оперируют одними и теми же индивидуальными объектами или событиями и, значит, имеют один и тот же объект науки. Однако процесс научной абстракции протекает в каждой из них по-разному, в результате чего мы строим различные системы абстрактных объектов (логических моделей), каждая из которых соответствует предмету данной науки.

Наше рассуждение соответствует так называемому генетическому методу построения научной теории, когда «отправляются как от исходного от некоторых налично данных объектов и некоторой системы допустимых действий над объектами» (Смирнов, 1962, с.269). Существует еще и так называемый аксиоматический метод, при котором «область предметов, относительно которой строится теория, не берется за нечто исходное; за исходное берут некоторую систему высказываний, описывающих некоторую область объектов, и систему логических действий над высказываниями теории» (

там же).

Выше мы уже не раз упоминали в связи с предметом науки термин модель. Что это такое?

Научная модель и научная теория. Модель – это логическая (знаковая) конструкция, воспроизводящая те или иные характеристики исследуемого нами объекта при условии заранее определенных требований к соответствию этой конструкции объекту. Строго говоря, понятие модели шире: это вообще всякая «…мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» (Штофф, 1966, с. 19). Внутри множества моделей выделяют теоретические или идеальные модели (в отличие от моделей, представляющих собой физические, материальные объекты – например, модель самолета, продуваемая в аэродинамической трубе). В свою очередь, они делятся на наглядные модели (элементы которых имеют какое-то сходство с элементами моделируемого объекта) и модели знаковые и логические, для которых не обязательно внешнее сходство с моделируемым объектом (но зато обязательно функциональное сходство). Впрочем, термины

знаковая и логическая модель (конструкция) не кажутся нам удачными, и целесообразно вслед за Ю.А.Ждановым (1963) говорить о «…моделях, конструируемых из воображаемых элементов».

Моделирование не есть любое отображение объекта в модели. Моделируя реальный объект, мы конструируем другой – реальный или воображаемый – объект, изоморфный[2] данному в каких-то существенных признаках. А то новое, что мы узнаем при этом о моделируемом объекте, – это такие его черты, которые «автоматически» переносятся в модель, когда мы сознательно обеспечиваем ее изоморфность этому объекту по заранее определенным параметрам.

Иногда понятие модели излишне сужается, например, считаются единственно научными только аксиоматические модели или только математические модели. Это неправомерно. Всякое достаточно правильное, то есть отвечающее определенным требованиям адекватности моделируемому объекту (изоморфности этому объекту) и при этом эвристически значимое (дающее нам новую информацию об этом объекте) описание объекта есть его логическая модель и подчиняется общим закономерностям моделирования.

Моделирование объекта – необходимый компонент его познания, но на нем это познание отнюдь не заканчивается.

Мы можем построить бесконечное множество моделей одного и того же объекта, которые в равной мере соответствуют его свойствам, но отличаются друг от друга – ведь модель отражает не только эти реальные, объективные свойства, но и нашу точку зрения на этот объект, те требования к соответствию модели моделируемому объекту, которые мы в каждом случае предъявляем. Письменный (печатный) текст, фиксирующий устную речь, и фонетическая транскрипция устной речи – знаковые модели одного и того же реального события, но требования к соответствию объекту у них разные.

Ни одна модель не является полной, не исчерпывает всех свойств объекта. Такое исчерпывающее описание и невозможно, и не нужно. В науке мы каждый раз при моделировании вычленяем определенные свойства объекта, оставляя другие вне своего рассмотрения. Даже моделируя одни и те же свойства, отображая их в рамках одной науки под определенным, достаточно узким углом зрения, мы можем построить несколько несовпадающих моделей в зависимости от системы используемых при этом понятий и операций и в зависимости от конкретной задачи моделирования. Так, например, модель системы фонем русского языка различается в «ленинградской» и «московской» фонологических школах. С другой стороны, любой лингвист знает, как трудно «перевести» на язык привычной ему модели описание того или иного языка, выполненное при помощи иной системы исходных понятий и операций (например, системы понятий американской дескриптивной лингвистики или порождающей грамматики Н.Хомского).

Тем более будут отличаться так называемая «теоретическая» грамматика языка и, скажем, алгоритм автоматического анализа и синтеза того же языка при машинном переводе, даже если они в равной степени отражают свойства объекта (языка). Каждая из этих моделей оптимальна для определенной цели: будучи заложена в компьютерную программу, самая лучшая теоретическая грамматика окажется бесполезной. Другой характерный пример – описание языка в различных учебниках этого языка. Вообще в науке все больше утверждается принципиальное положение о множественности моделей

одного и того же моделируемого объекта.

Абстрактный объект как раз и есть обобщение множества возможных моделей данного конкретного объекта (совокупности конкретных объектов, или, как часто говорят, «предметной области»), а именно инвариант этих моделей. (Не всех, а тех, которые отображают именно данные объективные свойства моделируемого объекта: ведь у него могут быть и другие, не менее существенные, но изучаемые другими науками под другими углами зрения.) Ведь все эти модели уже по определению обладают общими, инвариантными характеристиками, отражающими сущностные свойства объекта и остающимися без изменения при переходе от одной модели к другой. Вот эти-то инвариантные характеристики и могут быть объединены в понятии абстрактного объекта или, как мы уже говорили, в понятии предмета данной науки.

Перейдем теперь к другому важному понятию логики науки – к понятию

теории.

Научная теория есть «…система обобщенного и достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих ее [конкретных – Авт.] объектов» (Философский словарь, 1981, с.366). Или, что то же, это «целостная система абстрактных объектов, …разновидность знания, в рамках которой осуществляется поиск нового знания, объяснение уже известных и предсказание новых фактов» (Переверзев, 1994, с.230).

Иногда теория понимается как продукт верификации (проверки) модели. Это не так. Верифицированная модель (например, показавшая свою правильность в ходе эксперимента) еще не становится от этого теорией: просто сначала мы имели дело с каким-то допущением, гипотезой, затем выяснили, что это допущение справедливо, что эта гипотеза верна. Но из того, что оно справедливо, еще не следует, что мы обладаем целостным и достоверным знанием об объекте – только знанием о каких-то отдельных сторонах, о некоторых свойствах объекта!

В отличие от модели, которая, чтобы стать из безответственного высказывания по поводу объекта истинной моделью этого объекта, нуждается в верификации, теория в принципе не может быть проверена в эксперименте. Модель (во всяком случае, знаковая или логическая, построенная из воображаемых элементов), как правило, полностью подается формализации и операционализации. К теории это не относится. Но зато «…зрелая теория представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знания, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; все это и создает целостность теории как единой системы знания» (Швырев, 1983, с.677).

Теория включает в себя следующие компоненты: 1. Исходные основания теории или ее концептуальный базис – исходные понятия и основные отношения между этими понятиями (Переверзев, 1994, с. 230). 2. Логика теории – «множество допустимых в данной теории правил вывода и способов доказательства» (Горский, Ивин, Никифоров, 1991, с.183). 3. Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из исходных оснований (там же).

Возможны ли различные теории одного и того же объекта? Да, если мы опираемся на различные исходные понятия и действуем по различной логике, вообще если в основе разных теорий лежат различные методологические и философские представления.

Тонкие мысли о сущности и особенностях психолингвистических моделей были высказаны Р.М.Фрумкиной (1972; 1980), с которой мы в основном солидарны.

Концептуальный базис теории. В любой науке следует разграничивать два рода используемых в ней понятий. Часть из них – это категории, имеющие общенаучный, а иногда и философский характер и выступающие в данной науке лишь частично, наряду с другими науками. Иначе говоря, одна эта наука не может претендовать на сколько-нибудь полное и всестороннее раскрытие сущности данной категории. Примером таких категорий могут выступать система, развитие, деятельность. Они входят в число конкретно-научных (например, психологических, лингвистических, этнологических) понятий, получают соответствующую интерпретацию в психологическом, лингвистическом и тому подобных аспектах, на конкретном материале данной науки. Но нельзя до конца понять суть системности в языке, не обращаясь к понятию системы в других науках и к более общим методологическим основаниям понятия системы. По удачному определению Э.В.Ильенкова: «Категории как раз и представляют собою те всеобщие формы (схемы) деятельности субъекта, посредством которых вообще становится возможным связный опыт, т.е. разрозненные восприятия фиксируются в виде знания» (1984, с.67).

Категории могут быть философскими и собственно научными[3]. Говоря о собственно научных (общенаучных) категориях, целесообразно вслед за П.В.Копниным (1971, с.202) различать в них категориальный аппарат формальной логики и категории, свойственные отдельным предметным областям. Но и последние остаются при этом категориями, не носят узко специализированного характера: другое дело специализированное научное понятие как компонент научной теории.

В структуре или «языке» той или иной науки можно, таким образом, выделить понятия разного уровня – от наиболее общих философских категорий до конкретно-научных понятий. В психологии примером такой иерархии могут быть соответственно субъект (философская категория), понятие (логическая категория), деятельность (общенаучная категория), аффект (конкретно-научное понятие). В лингвистике аналогичным примером могут быть развитие (философская категория), признак (логическая категория), знак (общенаучная категория) и фонема (конкретно-научное понятие). Различать эти уровни очень важно, когда мы стремимся установить объективную взаимосвязь соответствующих им сущностей внутри предмета данной науки. Но возможна и иная постановка вопроса – когда мы стремимся раскрыть сущность и качественное своеобразие той или иной категории, рассматривая ее во всем многообразии не только внутрипредметных, но и межпредметных или «надпредметных» связей и отношений, когда для нас важно раскрыть все те системы связей, в которые данная сущность может вступать, независимо от их «ведомственной принадлежности» предмету той или иной науки.

Из всего сказанного выше можно сделать важный вывод о том, что научное знание в принципе едино и абсолютно, а место в нем предмета конкретной науки факультативно и относительно. Соответственно и научные специальности (психолог, лингвист, этнолог) – это совсем не разные профессии, это – в силу ограниченности познавательных и творческих возможностей конкретного ученого и в силу различия сфер практического приложения научного знания – условная сфера деятельности данного ученого. В некоторые периоды развития науки появляется тенденция к сужению этой сферы до традиционного предмета той или иной науки, в другие – тенденция к ее расширению за его пределы и, соответственно, к появлению более широких предметных областей.

Объект психолингвистики. Какие конкретные объекты или конкретные события изучает психолингвистика? Выше уже говорилось о других «речеведческих» науках, в частности о лингвистике (языкознании), что общим для них объектом являются речевые акты, или речевые действия, или речевые реакции. Сейчас время уточнить это положение.

Введем понятие фрейма как фиксированной системы параметров, описывающих тот или иной объект или событие. (См. Minsky, 1988, p.245). Так например, «Личный листок по учету кадров» (параметры сформулированы в явной форме) или стандартная международная форма Curriculum vitae (параметры не сформулированы в явной форме) есть фрейм, описывающий данного человека, по крайней мере те его качества, которые существенны при приеме на работу.

Конкретные события, моделируемые в науке, обычно характеризуются по принципу фрейма. Так, в отечественной психологии наиболее часто используется «деятельностный фрейм»: мы как бы задаем событию определенные вопросы (Цель? Мотив? Условия? Вид деятельности – трудовая, познавательная, игровая? и т.д.) и характеризуем это событие по данным параметрам как тот или иной акт деятельности или его компонент (действие, операция). А в американской психологии вплоть до 1960-х гг. господствовал иной, «бихевиористский» фрейм, когда на то же самое событие «накладывались» другие вопросы и соответственно оно с самого начала получало иную интерпретацию – как стимул или как реакция определенного рода.

Различные направления в психолингвистике рассматривают ее объект, т.е. конкретные речевые события, через «призму» разных фреймов. (См. об этом главу 2). Но во всех случаях, независимо от методологического подхода к речи, диктующего нам тот или иной фрейм, в структуре этого фрейма обязательно или как правило представлены такие характеристики, как процессуальность, субъект речи (хотя при разных подходах в этом субъекте выделяются различные свойства и характеристики), объект речи или ее адресат, мотив или потребность, интенция или речевое намерение, цель (хотя в бихевиористском фрейме она факультативна), содержание или предмет речевого общения, языковые или семиотические средства. То есть объектом психолингвистики, как бы его ни понимать, всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций. Этот объект – общий у нее с лингвистикой и другими «речеведческими» науками.

Предмет психолингвистики. Сопоставим несколько определений предмета психолингвистики, дававшихся разными авторами на протяжении ее полувековой истории.

В начале этой истории мы находим следующее определение (Psycholinguistics, 1965, p.3): «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояния сообщений с состояниями участников коммуникации»[4]. Другое определение, данное Ч.Осгудом (которому вместе с Т.Сибеоком принадлежит и первое), звучит следующим образом: психолингвистика «…занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индивидуальных участниках коммуникации» (Osgood, 1963, p.248). С.Эрвин-Трипп и Д.Слобин столь же кратко определили психолингвистику как «…науку об усвоении и использовании структуры языка» (Ervin-Tripp & Slobin, 1966, p. 435).

Европейские исследователи дают сходные определения. Так, П. Фресс считает, что «психолингвистика есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык» (Fraisse, 1963, p.5). Наконец, Т.Слама-Казаку после детального анализа и нескольких последовательных определений приходит к краткой формулировке, что предметом психолингвистики является «…влияние ситуации общения на сообщения» (Slama-Cazacu, 1973, p.57)[5].

В высшей степени интересное определение психолингвистики, так сказать, «снаружи» дала Е.С.Кубрякова – не психолингвист, а «чистый» лингвист, – в своей книге о речевой деятельности. Вот что она пишет: «В психолингвистике… в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой» (Кубрякова, 1986, с.16).

Автор настоящей книги в 1968 году дал одновременно два различных определения психолингвистики. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учеными: «Психолингвистика – это наука, предметом которой является отношение между системой языка… и языковой способностью» (Леонтьев, 1969, с.106). Второе было дано, так сказать, «на вырост»: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования» (там же, с.110). Именно поэтому в СССР в качестве синонима термину «психолингвистика» долго употреблялось выражение «теория речевой деятельности». В 1989 г. автор считал, что предметом психолингвистики «является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определенного национального). Психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека в ее отношении к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка – с другой» (Леонтьев, 1989, с.144). Наконец, в 1996 г. автор писал, что целью психолингвистики «является … рассмотрение особенностей работы этих механизмов (механизмов порождения и восприятия речи) в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности» (Леонтьев, с. 298).

По этим определениям можно проследить эволюцию взглядов на предмет психолингвистики. Вначале он трактовался как отношение интенций (речевых намерений) или состояний говорящего и слушающего (языковой способности) к структуре сообщений, как процесс или механизм кодирования (и соответственно декодирования) при помощи системы языка. При этом «состояния» участников коммуникации понимались исключительно как состояния сознания, а процесс коммуникации – как процесс передачи некоторой информации от одного индивида к другому. Далее появилась идея речевой деятельности и уже не двучленной (языковая способность – язык), а трехчленной системы (языковая способность – речевая деятельность – язык), причем речевая деятельность стала пониматься не как простой процесс кодирования или декодирования заранее данного содержания, а как процесс, в котором это содержание формируется. (см. главу 3). Параллельно стало расширяться и углубляться понимание языковой способности: она стала соотноситься не только с сознанием, но с целостной личностью человека. Претерпела изменение и трактовка речевой деятельности: ее стали рассматривать под углом зрения общения, а само общение – не как передачу информации от одного индивида к другому, а как процесс внутренней саморегуляции социума (общества, социальной группы).

Изменилась не только трактовка языковой способности и речевой деятельности, но и трактовка самого языка. Если раньше он понимался как система средств кодирования или декодирования, то теперь трактуется в первую очередь как система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Другой вопрос, используется эта система для ориентировки самого человека или с ее помощью обеспечивается ориентировка других людей: в обоих случаях мы имеем дело с понятием «образа мира» (см. главу 17).

Таким образом, если попытаться дать современное определение предмета психолингвистики, то оно будет следующим. Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.

Психолингвистика как психологическая наука. Приведенное только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если вслед за А.Н.Леонтьевым понимать психологию как «…конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов» (А.Н.Леонтьев, 1977, с.12), то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей.

Отсюда категориальное и понятийное единство психолингвистики и других областей психологии. Само понятие речевой деятельности восходит к общепсихологической трактовке структуры и особенностей деятельности вообще – речевая деятельность рассматривается как частный случай деятельности, как один из ее видов (наряду с трудовой, познавательной, игровой и т. п.), имеющий свою качественную специфику, но подчиняющийся общим закономерностям формирования, строения и функционирования любой деятельности[6]. Та или иная трактовка личности также непосредственно отражается в психолингвистике. Но особенно существенно, что через одно из своих основных понятий – понятие значения – психолингвистика самым непосредственным образом связана с проблематикой психического отражения и, в частности, с концепцией образа мира. При этом психолингвистика не просто пользуется понятиями и результатами исследования, предоставляемыми другими областями психологической науки: она, со своей стороны, обогащает другие предметные области психологии как в теоретическом плане (вводя новые понятия и подходы, по-иному, более глубоко трактуя принятые понятия и пр.), так и в плане прикладном, позволяя решать практические задачи, недоступные другим традиционно сложившимся психологическим дисциплинам.

Наиболее тесно психолингвистика как психологическая наука связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и с когнитивной психологией. Так как она имеет непосредственное отношение к общению, еще одной весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная психология и психология общения как часть последней. Далее, поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности тоже входит в объем психолингвистики, психолингвистика самым тесным образом связана с психологией развития (детской и возрастной психологией). Наконец, она взаимодействует и с этнопсихологией.

В своем прикладном аспекте психолингвистика связана практически со всеми прикладными областями психологии: с педагогической психологией (см. главу 12), патопсихологией, медицинской психологией, нейропсихологией, психиатрией и коррекционной педагогикой (дефектологией) (см. главу 13), инженерной, космической и военной психологией, психологией труда и эргономикой (см. главу 14), судебной и юридической психологией (см. главу 15), наконец, с политической психологией, психологией массовой коммуникации, психологией рекламы и пропаганды (см. главу 16). В сущности, именно эти прикладные задачи послужили непосредственным толчком к возникновению психолингвистики как самостоятельной научной области.

Психолингвистика и языкознание. Языкознание (лингвистика) традиционно понимается как наука о языке как средстве общения. При этом ее предмет, как правило, четко не определяется.

Очевидно, что объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в организации всякой речи любого человека в любой ситуации, те средства, без которых вообще невозможно охарактеризовать внутреннее строение речевого потока. Предметом лингвистики и является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации). Другой вопрос, на чем делается акцент в каждом отдельном случае: на системности этих средств (как устроен любой язык) – и тогда мы имеем дело с так называемым общим языкознанием, или на индивидуальной специфике того или иного конкретного языка (русского, немецкого, китайского).

Лингвистика выделяет в речевой деятельности то, что непосредственно не диктуется ее психологической (психофизиологической) структурой, а относится к вариантности внутри предоставляемых этой структурой возможностей. В речи на любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского, немецкого, китайского слога – это уже проблема лингвистическая. В любом языке обязательно есть гласные и согласные звуки – это тоже диктуется психофизиологией. А вот сколько этих звуков, какие они, в каких отношениях находятся друг к другу – это уже дело лингвиста.

В лингвистике есть множество направлений и школ, описывающих принципиальную общую структуру любого языка или «индивидуальную» структуру того или иного конкретного языка на основе различного концептуального базиса (различной системы понятий и различного понимания отношений между ними). Поэтому здесь трудно дать общую характеристику лингвистическому подходу к трактовке речевой деятельности. Сжатое описание основных антиномий (попарно противопоставленных друг другу наиболее общих категорий) современной лингвистики содержится в Леонтьев, 1974 Перечислим здесь эти антиномии: 1. Язык – речь; 2. Этический – эмический; 3. Система – норма; 4. Синтагматика – парадигматика; 5. Синхрония – диахрония; 6. Активный – пассивный; 7. Дескриптивный – прескриптивный; 8. Устный – письменный; 9. Общеязыковый – диалектный; 10. Литературный – нелитературный.}. Самое полное и в то же время квалифицированное изложение всей проблематики общей лингвистики дано в книге «Общее языкознание», 1983.

Главные тенденции в развитии современного языкознания сводятся к следующим.

Во-первых, как уже говорилось, изменилось само понимание языка. Если раньше в центре интересов лингвиста стояли сами языковые средства (фонетические, т.е. звуковые, грамматические, лексические), то теперь ясно осознано, что все эти языковые средства суть только формальные операторы, с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие значения выходит за пределы общения – это и основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образ мира человека и в этом качестве входящая в состав разного рода когнитивных схем, эталонных образов типовых когнитивных ситуаций и т.д. Одним словом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие. Соответственно и психолингвистика все больше превращается в «психосемантику» в широком смысле слова.

Во-вторых, круг интересов лингвистики до последних десятилетий хорошо суммируется известным афоризмом Станислава Ежи Леца: «В начале было Слово, а в конце – Фраза». Но ведь фразой, или предложением, или высказыванием общение не кончается – оно «работает» с целостными, связными, осмысленными текстами. И психолингвистика все больше интересуется именно текстами, их специфической структурой, вариантностью, функциональной специализацией.

В-третьих, с момента своего возникновения и до наших дней лингвистика была и остается наукой «европоцентричной». Основные понятия общего языкознания сформированы на материале европейских языков – от латинского и греческого до английского, немецкого, русского. Совершенно отличные от них по структуре языки Азии, Африки, Океании, индейские языки Америки до сих пор часто описываются в системе этих понятий, к ним не всегда применимых. Важнейшим шагом вперед в лингвистике является четкое понимание и разграничение того, что в ее понятийном аппарате действительно универсально (применимо ко всем языкам без исключения), а что справедливо лишь для языков определенного типа, определенной структуры.

Итак, ясно, что психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой). Кроме того, она постоянно взаимодействует с социолингвистикой, этнолингвистикой и прикладной лингвистикой, в особенности с той ее частью, которая занимается вопросами компьютерной лингвистики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Психолингвистика. Теория речевой деятельности


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

Глухов Вадим,

Ковшиков Валерий

Психолингвистика.

Теория речевой деятельности

2007


Глухов В., Ковшиков В.
Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с.
ISBN: 5-17-040766-1
В учебнике изложена история возникновения и развития науки о речевой деятельности, представлены важнейшие теоретические положения психологии речи по данной проблеме. При подготовке раздела по формированию речевой деятельности авторы опирались на собственный опыт научно-исследовательской работы, предметом которой являлись закономерности нормального и нарушенного речевого развития у детей. Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами психолингвистической теории речевой деятельности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА 1

§ 1. Предмет психолингвистики

§ 2. Психолингвистика как психологическая наука

§ 3. Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики

ГЛАВА 2

§ 1. Античный период

§ 2. Период Средневековья (V–XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)

§ 3. Новое время (XVII–XIX вв.)

§ 4. Новейшее время

§ 5. Л.С. Выготский как один из основоположников психолингвистики[67]

§ 6. Возникновение психолингвистики как самостоятельной области научных знаний

ГЛАВА 3

§ 1. Определение понятия «речевая деятельность»

§ 2. Основные положения психолингвистической теории речевой деятельности

§ 3. Общая (фазная) структура речевой деятельности

§ 4. Психологические механизмы речевой деятельности

§ 5. Основные виды речевой деятельности

§ 6. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности

§ 7. Операционная структура речевой деятельности

§ 8. Специфические особенности речевой деятельности

ГЛАВА 4

Часть 1. Система языка и ее структурные особенности

§ 1. Общее понятие о языке как феномене культурно-исторического развития

§ 2. Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности

§ 3. Парадигматическая и синтагматическая системы языка

Часть 2. Понятие о знаках языка и их основных функциях

Часть 3. Семантическая структура слова как знака языка

Часть 4. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

Часть 1

§ I. Виды и формы речи

§ 2. Основные формы внешней устной речи

§ 3. Письменная речь как особый вид речевой деятельности

§ 4. Психолингвистическая характеристика письма и чтения как видов речевой деятельности

Часть 2. Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности

§ 1. Специфические особенности внутренней речи в интерпретации школы Л.С. Выготского. Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе

§ 2. Особенности структуры и семантики внутренней речи

§ 3. Кодовые единицы внутренней речи. Теория Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи

Часть 3. Единицы речи

§ 1. Единицы процесса порождения и восприятия речевых высказываний

§ 2. Психолингвистические единицы – структурные единицы речевой деятельности, выделяемые на основе психолингвистического анализа

ГЛАВА 7

§ 1. Роль языка и речи в психической деятельности

§ 2. Отношение «язык» – «ощущения»[162]

§ 3. Отношение «язык» – «восприятие»

§ 4. Отношения речи (языка) и памяти

§ 5. Характер отношений (взаимосвязь) языка и мышления[178]

§ 6. Роль внутренней речи в познавательной интеллектуальной деятельности человека[198]

§ 7. Отношение «личность – язык и речь»

ГЛАВА 8

Часть 1. Психолингвистические теории процесса порождения речи

§ 1. Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву

§ 2. Психолингвистическая теория порождения речи в концепции отечественной психолингвистической школы

Часть 2. Психолингвистические теории восприятия речи

§ 1. Концепции процессов восприятия и понимания речи

§ 2. Механизм смыслового восприятия речевого высказывания

§ 3. Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания

ГЛАВА 9

Часть 1. Формирование речевой деятельности в онтогенезе

§ 1. Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте

Часть 2. Общие психолингвистические закономерности усвоения языка детьми[226]

ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ

ЛИТЕРАТУРА

ПРЕДИСЛОВИЕ


   Данное учебное пособие адресовано педагогам и психологам, чья деятельность связана с развитием речи у детей и подростков, и в первую очередь педагогам-дефектологам, занимающимся формированием речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза (нарушенного, отклоняющегося развития). Настоящее пособие посвящено одному из важнейших разделов новой области научного знания – психолингвистике, а именно – теории речевой деятельности. Знание основ теории речевой деятельности, по нашему глубокому убеждению, является обязательным условием профессиональной подготовки всех специалистов, на практике осуществляющих решение одной из главных задач образования и воспитания – формирование речи как специфически человеческого вида психической деятельности в ходе личностного и социального развития человека.
   Идея создания учебного пособия по психолингвистике сложилась у каждого из его авторов достаточно давно, во всяком случае с тех пор, когда в вузовскую профессиональную подготовку педагогов-дефектологов был включен учебный курс «Основы теории речевой деятельности» (в университетской практике сразу же обозначенный запоминающейся аббревиатурой «ОТРД»). В конце 90-х прошедшего столетия по предложению В.А. Ковшикова авторы решили объединить свои усилия в этом направлении, и через несколько лет был готов первоначальный вариант (рукопись) учебного пособия – первого в отечественной учебной литературе пособия по психолингвистике для студентов-дефектологов. К сожалению, внезапная кончина Валерия Анатольевича не позволила довести эту работу до конца, поскольку ее завершающий этап – окончательная «стыковка» глав и разделов книги, написанных каждым из авторов, их объединение в общий текст пособия, – не была выполнена. И все же эта книга смогла увидеть свет благодаря помощи Издательства «ACT – Астрель» и, в первую очередь ведущего редактора отдела «Образовательные проекты», Е.Е. Шевцовой, которой хотим выразить особую признательность и благодарность. Издание этой книги – это дань памяти и глубокого уважения В. А. Ковшикову – коллеге и старшему товарищу, одному из видных отечественных специалистов в области теории и практики логопедии. Валерий Анатольевич был личностью яркой и неординарной; весь свой большой творческий потенциал и неуемную энергию он направил на разрешение насущных проблем и потребностей практической логопедии, оставаясь до самых последних своих дней ее преданным Рыцарем и слугой. Личный вклад В.А Ковшикова в теорию и методику отечественной логопедии признается всеми ведущими специалистами этой области коррекционной педагогики.
   Авторы данного пособия являются «воспитанниками» и представителями разных «школ» отечественной логопедии – санкт-петербургской (ленинградской) и московской. Эти два ведущих «научно-методических центра» отечественной логопедии на протяжении нескольких десятилетий своего существования находились в известной «оппозиции» друг другу, что нашло свое выражение в различиях концептуальных подходов ко многим проблемам теории и практики логопедии. Естественно было ожидать и отсутствия «полного взаимопонимания» во взглядах на психолингвистическую интерпретацию речевой деятельности у авторов настоящего пособия, что на начальном этапе совместной работы действительно имело место. Следует отметить, что некоторые «различия во взглядах» у авторов этой книги были успешно преодолены, а достаточно продолжительные «научные дискуссии» привели к удовлетворившему обоих авторов «консенсууму». Главным обстоятельством, определившим это, являлось весьма заинтересованное отношение авторов к психолингвистике и единство во взгляде на ее роль в профессиональном становлении педагога-дефектолога.
   Психолингвистика – наука, возникшая сравнительно недавно, в начале 50-х гг. прошлого столетия. Возникнув «на стыке» двух «старейших» отраслей научного знания – психологии и языкознания (лингвистики), психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» и языковедческих наук. Возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека (А.А Леонтьев, 2003, и др.). Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания психологов и лингвистов. Благодаря проведению целого ряда теоретических и экспериментальных исследований в «недрах» этих наук был накоплен и обобщен достаточно большой гносеологический и фактологический материал, характеризующий специфические – психологические и лингвистические – закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека в ходе онтогенеза, особенности осуществления речевой коммуникации в человеческом обществе. Несмотря на достигнутый в психологии и языкознании значительный прогресс в изучении речи и процесса использования языка в речевом общении, к середине XX столетия специалистам, занимающимся данными проблемами, стало очевидно, что психологам и лингвистам необходимо объединить свои усилия в решении указанных проблем. Возникла настоятельная потребность в создании «универсальной» научной теории, объективно отражающей диалектическое единство языка и речи в процессах речевой коммуникации, объясняющей все многообразие проявлений речевой деятельности и ее связь с процессами мыслительной, аналитико-синтетической деятельности человека. Важным вопросом явилась также разработка новой методологии научного исследования, объединяющей в себе самые современные и перспективные методы теоретического и экспериментального исследования явлений языка и речи. Впервые такая методология научного познания речевой деятельности и изучения природы знаков языка была разработана выдающимся отечественным ученым Львом Семеновичем Выготским, одним из основоположников психолингвистики (42, 45 и др. ). Научные открытия Л.С. Выготского, его перспективные и глубокие научные концепции о природе явлений языка и речи, о диалектическом единстве процессов мышления и речи, закономерностях формирования речи и усвоения языка в ходе онтогенеза послужили научно-теоретической основой для возникновения психолингвистики как самостоятельной области научного знания. Без всякого преувеличения можно сказать, что труды Л.С. Выготского и других представителей отечественной психологической и лингвистической школ (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.) явились важнейшей научной предпосылкой для возникновения психолингвистики. Вместе с тем нельзя не признать, что ведущая роль в возникновении психолингвистики как самостоятельной науки принадлежит американским ученым – психологам и лингвистам, прежде всего Ч. Осгуду, Дж. Кэроллу и Т. Сибеоку.
   Несмотря на то что признание психолингвистики как серьезной науки в отечественной научной среде состоялось только в начале 60-х гг. XX столетия, отечественная психолингвистическая школа развивалась достаточно интенсивно и вскоре выдвинулась на ведущие позиции. Достижения отечественной психолингвистики получили признание во всем мире. Это произошло во многом благодаря тому, что отечественная психолингвистика черпала истоки для своего развития в огромном научном потенциале отечественной психологической и лингвистической школы, делегировавшей в эту науку лучших своих представителей (А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, Е.Ф. Тарасов, P.M. Фрумкина, АК. Маркова и др.).
   Накопленный психолингвистикой за полувековой период ее существования научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процессов речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретенных нарушений речевого развития). Особое значение эти знания имеют для коррекционного педагога (в первую очередь – логопеда), главной целью профессиональной деятельности которого является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Знание психолингвистических закономерностей осуществления речевой деятельности, ее формирования в ходе онтогенеза составляют, по нашему мнению, основу «базовой» теоретической подготовки логопеда. На необходимость активного внедрения психолингвистических знаний в теорию и методику логопедической работы, а также значение усвоения этих знаний студентами-дефектологами неоднократно указывали в своих трудах ведущие теоретики и методисты отечественной логопедии – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, О.С. Орлова, С.Н. Шаховская и др. Под руководством Р.И. Лалаевой и при участии вышеназванных специалистов была подготовлена хрестоматия по психолингвистике – первое учебное пособие такого плана для коррекционных педагогов. Ряд интересных методических материалов, связанных с внедрением психолингвистических знаний в практику логопедической работы, содержится в пособии, подготовленном под руководством Л. Б. Халиловой на дефектологическом факультете МПГУ (179).
   Отечественная психолингвистика, как указывает один из ее создателей АА Леонтьев, на протяжении почти четверти века после своего возникновения развивалась в первую очередь в направлении разработки теории речевой деятельности. Хочется особо подчеркнуть, что методологической арсенал психолингвистики (по сравнению с другими «речеведческими» науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.
   Следует отметить, что важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основным из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях «речевого» дизонтогенеза является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. При этом психолингвистика может предоставить коррекционному педагогу не только необходимые теоретические знания, но и комплексную методику психолингвистического исследования специфических особенностей речевой деятельности, оперирующей знаками языка.
   Важно отметить, что психолингвистика (как никакая другая область научного знания) помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на всю систему коррекционно-логопедической работы.
   Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речькак психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. За прошедшие три-четыре десятилетия в психолингвистике и нейролингвистике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования процессов речепорождения и речевосприятия, отражающий основные закономерности процесса реализации речевой деятельности. Этот материал имеет важное значение для коррекционных педагогов, занимающихся формированием (или восстановлением) речи у детей и взрослых. Двумя основными направлениями «речевой» работы являются формирование экспрессивной речи (процессы говорения и письма) и импрессивной речи (процессы речевосприятия). Изучение закономерностей и особенностей протекания этих речемыслительных процессов и их нарушений при патологии познавательной деятельности также является предметом исследования психолингвистики.
   Таким образом, теория речевой деятельности, используя методологию теоретического и экспериментального анализа, исследует те стороны интеллектуальной психической деятельности человека, которые в первую очередь интересуют коррекционного педагога (в частности, логопеда) и которые являются объектом его специально-педагогического воздействия.
   К сожалению, проблема активного внедрения психолингвистических знаний в теорию и методику коррекционной логопедической работы еще далеко не разрешена.
   Нельзя не признать, что за последнее десятилетие проблеме создания учебной и научно-популярной литературы по психолингвистике в системе высшей школы стало уделяться больше внимания. За указанный период опубликовано несколько учебников и учебных пособий (труды А.А. Леонтьева, И.Н. Горелова и К.Ф. Седова, P.M. Фрумкиной, А.А. Залевской, В.П. Белянина). В то же время специальных учебных пособий по психолингвистике для учителей-дефектологов пока еще очень мало. [1 — Помимо вышеуказанных работ под редакцией Р.И. Лалаевой и Л.Б. Халиловой можно назвать только выпущенное в 2005 г. в том же Издательстве «АСТ-Астрель» учебное пособие В.П. Глухова (57).]
   Предлагаемое учебное пособие «Основы теории речевой деятельности» предполагает в определенной мере восполнить недостаток специальной учебной литературы по психолингвистике. Настоящее пособие адресовано коррекционным педагогам – студентам факультетов специальной педагогики и психологии, а также специалистам-практикам, задачей профессиональной деятельности которых является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Кроме того, как мы надеемся, данная книга будет интересна и специалистам, работающим в области практической коррекционной психологии.
   В предлагаемом пособии в качестве предмета для освещения выбраны те проблемы и аспекты теории речевой деятельности, которые, на наш взгляд, имеют определяющее значение для профессиональной подготовки коррекционного педагога. Выбранные нами для рассмотрения разделы общей психолингвистики содержат теоретические и предметно-методические знания, которые составляют основу подготовки специалиста, занимающегося формированием и коррекцией речи детей и взрослых. Знание изучаемых психолингвистикой закономерностей формирования и осуществления речевой деятельности человека, традиционно сложившихся «норм» и правил использования знаков языка в речемыслительной деятельности являются необходимой теоретической базой для практического освоения коррекционным педагогом методики коррекционной логопедической работы.
   В основу данного пособия положен разработанный авторами материал курса лекций по учебным дисциплинам «Основы теории речевой деятельности» и «Психолингвистика» для студентов дефектологического факультета МГОПУ им. М.А Шолохова и факультета специальной педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В.А. Ковшиковым написаны главы 2 (§ 1–4), 7 (§ 1–6) и § 5 и 6 II части главы 9; В.П. Глуховым – главы 3, 4 (кроме § 1), 6 и 8. Остальные разделы пособия подготовлены авторами совместно.
   Основу лекционного учебного курса составили научно-теоретические концепции речевой деятельности ведущих отечественных психолингвистов – АА Леонтьева, Н.И. Жинкина и И.А. Зимней.
   А.А. Леонтьев, основоположник отечественной школы психолингвистики, является ведущим теоретиком современной психолингвистики. Неоспоримой заслугой АА Леонтьева является не только создание теоретической концепции речевой деятельности, но и проделанный им глубокий научный анализ развития психолингвистической мысли в зарубежной и отечественной науке. Его всесторонний критический анализ основных научных концепций, созданных ведущими психолингвистическими школами мира, его видение проблем современной психолингвистики и перспектив ее развития было и остается эталоном для всех ведущих специалистов, работающих в области этой науки. И.А. Зимняя является представителем другой отечественной научной школы, ученицей и последователем Н.И. Жинкина. В свое время ею была разработана и научно обоснована собственная, оригинальная концепция речевой деятельности, несомненным достоинством которой является выраженная методическая направленность. Общие принципы научного анализа фактов и явлений речевой деятельности подчинены в этой концепции потребностям обучения языку и формирования речевой деятельности.
   Разумеется, в данном пособии нашли свое отражение концептуальные подходы к решению ключевых проблем психолингвистики ряда других крупных ученых – психологов и психолингвистов (А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, A.M. Шахнаровича, В.П. Белянина и др.). Взяв за основу принцип «методической обусловленности и направленности» психолингвистических исследований, мы попытались сделать «практический» выход из психолингвистической теории в методику коррекционно-логопедической работы: каждый из разделов данного пособия содержит методические выводы и установочные рекомендации к организации и предметному содержанию «речевой» работы, вытекающие из тех или иных психолингвистических закономерностей речевой деятельности.
   При составлении методических рекомендаций авторы опирались на собственный опыт логопедической практики и научно-исследовательской работы, предметом которой является формирование речи детей с системным ее недоразвитием. Использовался также опыт работы наших коллег – логопедов-практиков.
   Следует подчеркнуть, что данное пособие преследует прежде всего учебные цели, направленные на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвистических знаний у практикующих специалистов. Еще одну функцию нашей книги мы видим в повышении интереса к психолингвистике у студентов-дефектологов, в формировании у них личностной потребности в овладении психолингвистическими знаниями, без которых ни один коррекционный педагог не может стать настоящим профессионалом своего дела.
   В. П. Глухов

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию


Скачать 2,07 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психолингвистика как когнитивная наука

Наука развивается от более твёрдо установленных дисциплин к высокоорганизованным. Например от математики и физики к химии и биохимии, от биологии к психологии и развивается в направлении полидисциплинарного изучения одного и того же феномена. Этот многогранный подход даёт возможность обрести более полное представление об актуальных проблемах, увидеть вариативность их разрешений и предусмотреть последствия на различных уровнях организации информации. Одной из таких мультидисциплин является психолингвистика.

Психолингвистика — это сложнейшее пространство современной научной работы, которое по средством языка обнажает психические контуры внутри сознания субъекта. В психолингвистике были обобщены основные теоретические положения различных научных течений, таких как: психология, лингвистика, антропология, философия, искусственный интеллект и нейронауки. Рассмотрим основной вклад научных изысканий этих направлений в создание психолингвистики.

ФИЛОСОФИЯ

Философия является формой познания Бытия, которую можно представить в виде стержня, на который нанизываются системы познания и мышления. Это особая парадигма видения окружающего мира, учит правильно задавать вопросы в процессе научных исследований, определять цели работы и расставлять смысловые ориентиры в любой форме деятельности.

Например: философия структурализма особым образом выделяет Язык среди множества феноменов человеческого бытия. Формирование структурализма связано с именем Фердинанда де Соссюра, Жака Лакана, Мишеля Фуко и др. Эти учёные сходились во мнении, что человек мыслит через построения образов окружающего мира и его объектов по средствам логических связей и смыслов. Следовательно, сознание субъекта программируется «языком» культуры и его логикой, что привело Ж. Лакана к идеи о том, что «бессознательное структурировано как язык». На мой взгляд, данное заключение представляет собой трамплин для скачка в бездну научного познания феномена Сознания.

ПСИХОЛОГИЯ

В продолжении разговора о Ж. Лакане, хочу отметить сформулированную им топику психики, представленной «Структурным психоанализом». Человеческую психику, согласно Ж. Лакану, составляют явления (три регистра психического):

• Реальное — часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словестного описания, её можно назвать «вещь в себе». Реальное по своей непостижимой природе можно сравнить с Бессознательным З.Фрейда;

• Воображаемое — субъективное представление человеке о мире и о себе. Этот регистр психического можно сравнить с Сознанием, которое преломляет восприятие объективной реальности через призму индивидуальных психических настроек;

• Символическое — выступает эквивалентом «культурного порядка» Леви-Стросса, — культурного порядка, опосредованного языком.  Ж.Лакан формулирует идею регистра Символического следующим образом: «Человек говорит, однако делает это потому, что символ сделал его человеком… накладывая царство культуры на царство природы». Таким образом, можно сформулировать метафору о том, что Язык как представление о Символическом, является мостом между Бессознательным, которое структурировано как язык и Сознанием как функцией психики, в которой внутренний Наблюдатель считывает смыслы Бытия.

Сложно разграничить философию с психологией, когда речь идёт о психолингвистики. Такие учёные как Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, Н. Хомский, обогатили психолингвистику результатами своих исследований, после чего она обрела представление о характере речевого мышления человека, и его особенностях. Л.С. Выгодский например сформулировал процесс порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, он считал, что: «Работа мысли есть переход от чувствования задачи — через построение значения — к развёртыванию самой мысли. Путь от смутного желания к опосредованному выражению через значения».

Практическое применение знаний психологии в психолингвистики, может реализовываться в разработки методик по быстрому изучению иностранных языков, или для создания рекламных текстов, цель которых влиять особым образом на человека, мотивируя его на какие-либо действия.

АНТРОПОЛОГИЯ

Антропология позволила взглянуть на вопрос психолингвистики с позиции эволюции человеческого мышления. Психолингвистика это не статический объект изучения, это динамический процесс, который отражает в языковой форме развитие культуры и сознании всего человечества. Вклад антропологии в психолингвистику выражен интересом учёных постичь процесс создания и восприятия языка людьми. При этом психолингвистика использует методы психологии, изучающие порождение, функционирование и строение механизмов отражения реальности. Только для психолингвистики эта реальность представляет в виде отражённых и зафиксированных в языковой форме знаков.

Антропология направило внимание психолингвистики к исследованию самого носителя языка, к человеку. В качестве примера можно представить процесс развития речевого аппарата у ребенка как отражение его мышления. Этот процесс состоит из этапов обогащения лексической картины мира у детей, в которой можно увидеть эволюционный алгоритм развития человечества в целом.

ЛИНГВИСТИКА

Лингвистика — наука изучающая языки мира. Л.С. Выготский стал одним из первых, кто поставил вопрос о психологических свойствах текста и разграничил понятия грамматической и реальной (психологической) предикативности. Он считал важнейшей задачей исследования определение отношения мысли к слову и ответить на вопрос: какие этапы проходит мысль, перед тем как воплотиться в слово?

Лингвистика даёт представление о строении, закономерностях функционирования языка, которая раскрывает логику раскрытия мысли субъекта в различных культурах, в связи с историческими и социальными факторами.

Изучение феномена Языка, его законов восприятия, имеет и прикладное применение. Знание о том как развивается язык и по каким правилам он формирует смыслы, позволяет человеку создать свой собственный язык, например язык программирования.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ)

Любое программирование создаётся с помощью языка и подчиняется лингвистическим алгоритмам конкретной лексической формы. Искусственный Интеллект работает на основе заложенных в него программ и оперирует большими базами данных. Поэтому одной из основных задач психолингвистики является создание безопасной среды для коммуникации между машиной и человеком. И, так как в настоящее время, когда работотехника наделяется ИИ и выходит на новый веток своего развития, психолингвистика позволяет разработать универсальные методы обучения машины языку. В данном случае, обучаемость ИИ языку, является показателем эффективности методологической работы.

Например, знаменитый робот-андроид София перед приездом в Россию (в 2017 г.) выучила основы русского языка. Без психолингвистикого взгляда на проблему коммуникации Машина-Человек, который учитывает не только лингвистические свойства Языка, но и антропологические, психологические, — эта задача была бы не осуществима.

НЕЙРОНАУКИ

Значительный вклад в развитие нейронаук внес А.Р. Лурия. Он впервые стал анализировать афазические нарушения как нарушения речевых операций. В своей научной деятельности он опирался на труды Л.С. Выготского, который сформулировал концепцию системной локализации психических функций в коре головного мозга, согласно которой любая деятельность (физиологическая, речевая и пр.) обусловлена взаимодействием различных участков коры больших полушарий, а разрушение одного из них компенсируется за счёт других участков головного мозга.

Среди широкого спектра нейронаук, выделилась область под названием «нейролингвистика». Полидисциплина, включаюет в себя такие науки как: психология, неврология, лингвистика и изучает речевую деятельность человека, её нарушения. Исследования в области нейронауки позволило определить взаимосвязь между стадиями овладения языком и развитием мозга. Многочисленные эксперименты доказали, что освоение новой информации, или неродного языка приводит к физическим изменениями в мозгу, которая называется «нейропластичность». Таким образом получается, что прослушивание и осмысления новой информации (например лекции о «Психолингвистики»), изменяет структуру нашего головного мозга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 19 веке В. Фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль в «Мировидение», то есть в структурировании субъектом поступающей из внешней среды информации. Аналогичный подход применяет и А.А. Потебни в своём учении о «внутренней форме» слова. А.А. Леонтьев писал о том, что «психолингвистика является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой».

Психолингвистика в своей основе оперирует таким понятие как Язык, по средством которого каждый индивид создаёт своё описание мира, формирует внутренние отношения с самим собой через внутренний диалог, а также взаимодействует с социумом. Описание мира по средством Языка формирует у человека (общества, всего человечества) мировоззрение, на фундаменте которого и выстраивается вся жизнь. Поэтому актуальность исследовательской деятельности в направлении психолингвистики не исчерпает себя до тех пор, пока человек произносит Слово.

Автор: Юлия Енькина

https://ys-vasilisk.livejournal.com

https://vk.com/ys_enkina

https://goo.gl/vwnWxU

Психолингвистика — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Психолингвистика — это область исследования, в которой исследователи изучают психологические процессы, связанные с использованием языка, включая понимание языка, производство языка и овладение первым и вторым языком. Область является междисциплинарной, с вкладом психологии, лингвистики, когнитивной науки, философии, антропологии и неврологии. Современное психолингвистическое исследование началось с рецензии Хомского на книгу Б. Ф. Скиннера 9.0005 Verbal Behavior (1957) (см. Chomsky 1959, цитируется в разделе «Обработка языка»), в котором подробно описывается, как усваивается язык с бихевиористской точки зрения. Хомский утверждал, что бихевиористских принципов недостаточно для объяснения овладения языком или психических процессов более высокого порядка в целом. Работа Скиннера и Хомского положила начало давним спорам о том, в какой степени язык усваивается за счет врожденных способностей, и о роли, которую играет влияние окружающей среды в овладении языком. В настоящее время когнитивная нейробиология позволила глубже понять роль языка в человеческом опыте благодаря визуализации мозга и другим технологическим достижениям. Эта статья будет посвящена основным областям психолингвистики и продемонстрирует как классические, так и современные ресурсы, чтобы облегчить дальнейшее понимание этой сложной и увлекательной области когнитивной науки.

Общий обзор

С момента своего возникновения в 1960-х годах изучение психолингвистики, несмотря на то, что она является узкой областью в более широкой области когнитивной науки, затрагивает широкий круг тем. История психолингвистики как области исследования была подробно описана несколькими авторами. Altmann 2001 представляет собой историческую статью, в которой подробно описываются первые основатели психолингвистики, а также основные открытия в этой области. Статья включает в себя подробную информацию об основных игроках в области ранней психолингвистики, а также разделы о языке в младенчестве, распознавании устных и письменных слов, значении и будущих направлениях в этой области. Что касается междисциплинарной природы психолингвистики, продолжаются споры о том, как слияние психологии, лингвистики и других областей исторически характеризовалось «пересечением границ» между дисциплинами (Blumenthal 19).87). Абрахамсен 1987 отвечает на утверждения, изложенные в Blumenthal 1987, о том, что психолингвистика по своей природе полна ненужных проблем с границами, и утверждает, что психолингвистика является образцом для подражания для других междисциплинарных областей. Обе статьи также содержат истории некоторых дисциплин, внесших свой вклад в психолингвистику. Cutler 2005 также включает комментарий о междисциплинарном характере психолингвистики и более общую информацию об изучении психолингвистики. Для более подробной истории и более подробного обсуждения методологии Spivey et al. 2012 — это информативный справочник по психолингвистике, в котором подробно излагаются теория и методы исследования в области психолингвистики, а также представлено несколько цветных диаграмм, графиков и изображений сканирования мозга. Большая часть этой статьи посвящена аспектам языковой обработки, а Clifton and Duffy 2001 представляет собой полезный обзор теоретических основ и классических экспериментов по пониманию и воспроизведению языка. Два других полезных учебника — Fernández and Cairns 2010 и Harley 2008, в которых содержится обширная справочная информация по психолингвистическому изучению и овладению языком.

  • Абрахамсен, Адель. 1987. Преодоление границ по сравнению с нарушением границ: психолингвистика в перспективе. В Спецвыпуск: Психолингвистика как пример междисциплинарного исследования . Гость под редакцией Уильяма Бехтела. Синтез 72,3: 355–388.

    DOI: 10.1007/BF00413752

    NNNЭта статья дает краткую историю психолингвистики и отвечает на комментарии Блюменталя в том же номере о трудностях пересечения психолингвистики дисциплин.

  • Альтманн, Джерри. 2001. Языковая машина: обзор психолингвистики. Британский журнал психологии 92.1: 129–170.

    DOI: 10.1348/000712601162130

    NNNЭта статья служит подходящей исторической статьей для всех, кто интересуется предысторией психолингвистики, а также историей основных участников этой области в ее первые дни.

  • Блюменталь, Артур. 1987. Возникновение психолингвистики. В Спецвыпуск: Психолингвистика как пример междисциплинарного исследования . Гость под редакцией Уильяма Бехтела. Синтез 72.3: 313–323.

    DOI: 10.1007/BF00413749

    NNN В этой статье обсуждаются постоянные трудности, с которыми сталкиваются отдельные области психологии и лингвистики, формируя область психолингвистики.

  • Клифтон, Чарльз-младший и Сьюзан А. Даффи. 2001. Предложение и понимание текста: роли языковой структуры. Ежегодный обзор психологии 52: 167–196.

    DOI: 10.1146/annurev. psych.52.1.167

    NNN В этом обзоре содержится много цитат, касающихся лингвистической структуры, таких как работы о роли просодии, семантики и памяти.

  • Катлер, Энн, изд. 2005. Психолингвистика двадцать первого века: четыре краеугольных камня . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    NNN В этой книге содержится информация о междисциплинарном развитии психолингвистики, а также разделы по биологии, связанные с психолингвистическими способностями и методологией.

  • Фернандес, Ева М. и Хелен Смит Кэрнс. 2010. Основы психолингвистики . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.

    NNNВ этом тексте представлен обзор психолингвистики, включая изучение первого и второго языков. Он также предоставляет информацию о биологических основах языковой обработки.

  • Харли, Тревор А. 2008. Психология языка: от данных к теории . 3-е изд. Хов, Великобритания: Psychology Press.

    NNNЭтот учебник содержит информацию о воспроизведении и понимании речи у детей и взрослых. Это также обеспечивает интересную перспективу развития при овладении языком.

  • Спайви, Майкл, Кен Макрей и Марк Джоанисс. 2012. Кембриджский справочник по психолингвистике . Нью-Йорк: Кембриджский ун-т. Нажимать.

    DOI: 10.1017/CBO9781139029377

    NNNЭтот справочник полезен для тех, кто интересуется психолингвистикой в ​​колледже и аспирантуре, а также для преподавателей. Он включает информацию о теории и методах, а также справочную информацию о современных методах, таких как сканирование мозга, и о будущих направлениях исследований.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Что такое психолингвистика? (с картинками)

`;

Язык

Факт проверен

Кристина Уайт

Психолингвистика — это изучение того, как люди усваивают, интерпретируют и используют язык. Исследование включает как психологические, так и нейробиологические факторы. Как область, она выросла из междисциплинарной работы в таких областях, как когнитивная психология, неврология, прикладная лингвистика и теория информации.

Лингвист и социальный критик Ноам Хомский был пионером в области психолингвистики, утверждая, что все нормальные люди обладают врожденными языковыми способностями и что все человеческие языки имеют общую базовую структуру, известную как универсальная грамматика. Это прямо бросает вызов теориям поведенческого обучения, которые утверждают, что язык не является врожденным, а изучается шаг за шагом посредством подражания и подкрепления. Это постоянная дискуссия.

Овладение языком является важной подтемой психолингвистики и чаще всего изучается у маленьких детей, изучающих свой родной язык. Освоение второго языка также является предметом изучения в этой области, исследуя такие вопросы, как, например, почему изучение второго языка легче для детей, чем для большинства взрослых. Также возникает вопрос, почему у не носителей языка могут возникнуть проблемы с различением и произнесением определенных звуков, необходимых для осмысленной речи на их втором языке, когда эти звуки отсутствуют или неразличимы в их родном языке.

Восприятие речи является еще одним направлением психолингвистики и касается того, как люди понимают и обрабатывают речь в режиме реального времени. Модель TRACE — это теория восприятия речи, согласно которой взаимодействие между различными блоками обработки позволяет людям обрабатывать речь так, как они ее слышат. Были построены компьютерные модели TRACE, которые используются для проверки того, как люди обрабатывают речь, особенно на уровне фонем — наименьших значимых звуковых единиц.

Нейролингвистика — это область, тесно связанная с психолингвистикой, в особенности сосредоточенная на физиологических реакциях мозга, связанных с языком. Ученые в этой области используют визуализацию мозга и другие методы, основанные на неврологии, для исследования теорий, которые в основном исходят из психолингвистики и теоретической лингвистики. Исследования афазий также важны для нейролингвистики. Афазия — это речевой дефицит, например, потеря способности формировать связные и осмысленные предложения, как при афазии Вернике, возникающая в результате повреждения головного мозга.

Психолингвистические исследования применялись и в других областях. К ним относятся изучение чтения и письма в психологии образования, то, как животные связывают звук со значением при изучении языка животных, и разработка систем искусственного интеллекта в информатике. Он продолжает развиваться как сложная междисциплинарная область исследования.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Карьера в психолингвистике | Работа

Психолингвистика работает на стыке психологии, когнитивистики и лингвистики. Как научная дисциплина, она изучает ментальные аспекты языка и речи и, в частности, то, как язык обрабатывается в мозгу. Большинство психолингвистов работают в академических кругах, но степень по психолингвистике также может помочь вам в карьере в области речевой патологии, образования, исследований и даже компьютерных наук.

Что такое психолингвистика?

Созданная американским психологом Джейкобом Робертом Кантором в 1936 году область психолингвистики направлена ​​на описание того, как люди усваивают, обрабатывают и понимают язык. Это междисциплинарная область, включающая аспекты лингвистики, психологии, философии и неврологии. Основное внимание уделяется психическим процессам, на которых основана обработка речи, — тому, как структура слов и предложений звучит в мозгу, и как эти психические процессы связаны с другими областями развития, такими как восприятие и двигательные навыки.

В отличие от классической лингвистики, которая занимается структурой языка, психолингвистика фокусируется на том, как люди усваивают и используют язык. Таким образом, он имеет много общих точек соприкосновения с науками о поведении, фонетикой и психологией, а это означает, что большинство психолингвистических работ сосредоточено в области патологии и терапии.

Начните свою карьеру со степенью в области психолингвистики

Практически для всех должностей в области психолингвистики требуется как минимум степень бакалавра в области лингвистики, психологии или смежных областях. Психолингвистика обычно не является самостоятельной степенью. По данным Лингвистического общества Америки, вам, как правило, необходимо поступить в магистратуру или докторантуру. программа по психолингвистике или когнитивной нейробиологии, чтобы получить специальные навыки. Тем не менее, могут быть некоторые возможности карьерного роста для тех, кто предпочитает не посещать аспирантуру.

С точки зрения карьерных возможностей, психолингвистика представляет собой разнообразную область. Работа в области чистой нейролингвистики и психолингвистики, как правило, связана с медицинскими исследованиями и академическими кругами, но обучение психолингвистике может подготовить вас к работе в области клинической психологии, речевой терапии, образования и промышленности, особенно в области искусственного интеллекта и компьютерного обучения языку. где машины учат копировать обработку человеческого языка.

Карьера в области медицинских и академических исследований

Институт психолингвистики Макса Планка, расположенный в Нидерландах, является единственным институтом в мире, полностью посвященным изучению психолингвистики. Он реализует исследовательские проекты для себя и в партнерстве с университетами и исследовательскими организациями по всему миру. Институт является хорошим источником новостей и событий в индустрии психолингвистики.

Психолингвисты часто играют решающую роль в исследовательских группах, изучающих медицинские проблемы, связанные с развитием речи и языка. Например, в проектах по исследованию аутизма могут участвовать психолингвисты для изучения когнитивных аспектов нарушения речи у аутичных людей. Психолингвистика также может играть важную роль в исследованиях повреждений головного мозга или инсультов, которые вызывают нарушения обработки речи или другие недостатки общения.

Бюро статистики труда не хранит данные о заработной плате экспертов по психолингвистике или тех, кто участвует в исследовательских проектах в области лингвистики. В целом, по данным BLS, ученые-медики, занимающиеся медицинскими исследованиями, получают среднюю заработную плату в размере 90 157 88 790 90 158 долларов в год по состоянию на май 2019 года, что составляет 90 157 42,69 90 158 долларов в час. По данным BLS, психологи, занимающиеся исследованиями, зарабатывают 90 157 80 370 90 158 долларов в год или 90 157 38,64 90 158 долларов в час. Хотя психолингвисты могут зарабатывать аналогичную сумму, это зависит от характера исследовательского проекта и доступного финансирования.

Карьера в терапии

Психолингвисты могут работать в качестве логопедов, диагностируя и леча пациентов с нарушениями общения и глотания. Эти нарушения могут быть вызваны различными причинами, такими как черепно-мозговая травма, потеря слуха, болезнь Паркинсона, аутизм или задержка развития.

В большинстве штатов требуется лицензирование логопедов. Хотя требования различаются в зависимости от штата, точкой входа является как минимум степень магистра в смежной области обучения. Американская ассоциация речи, языка и слуха аккредитует образовательные программы. Вам необходимо окончить аккредитованную программу, получить контролируемый клинический опыт и сдать экзамен на получение государственной лицензии. Свяжитесь с советом по лицензированию здоровья вашего штата для получения подробной информации.

Средняя годовая зарплата речевых патологов составляла 90 157 79 120 долларов 90 158 в мае 2019 года, сообщает BLS. Медиана — это зарплата посередине, то есть половина логопедов зарабатывала больше этой суммы, а половина — меньше. Самые высокие 10 процентов заработали более 121 260 долларов в 2019 году.

Перспективы работы для этой карьеры отличные, и прогнозируется, что занятость вырастет на 27 процентов до 2028 года, что намного быстрее, чем в среднем по всем профессиям. Требуется все больше специалистов-практиков для работы с детьми с аутизмом и жертвами инсульта, многим из которых требуется помощь в приобретении или восстановлении языковых навыков.

Карьера в сфере образования

Если вы готовы получить дополнительную сертификацию в области специального образования, то карьера в сфере образования может стать для вас хорошим вариантом. Поскольку психолингвисты понимают когнитивные аспекты языкового развития, они обладают уникальной квалификацией для помощи детям, которые испытывают расстройства и проблемы с речью и пониманием прочитанного, такие как дислексия, афазия или задержки развития. Средняя заработная плата учителей специального образования составляла 90 157 61 030 долларов США 9.0158 в мае 2019 года, согласно BLS, в диапазоне от 40 730 долларов до более чем 98 530 долларов .

На уровне высшего образования психолингвистика может найти возможности преподавания в области прикладной лингвистики, неврологии, коммуникативных наук и психологии. Также могут быть возможности для разработки учебных материалов для социальных работников и логопедов в местных колледжах, четырехгодичных колледжах и дистанционных университетах, предлагающих онлайн-дипломы. BLS сообщает, что средняя заработная плата преподавателей высших учебных заведений составляет $79 540 по состоянию на май 2019 года.

Карьера в промышленности

Обучение психолингвистике поможет вам работать в быстрорастущей области искусственного интеллекта и машинного обучения, создавая такие инструменты, как программы распознавания речи, синтез речи , обработка машинного языка и программы машинного обучения. Эти программы помогают компьютерам понимать человеческий язык и учиться делать то, на что они не запрограммированы. Это делает возможными голосовые программы, такие как Siri, а также означает, что компьютеры могут выполнять определенные задачи лучше и быстрее, чем люди.

Психолингвистов нанимают за их знания о том, как люди учатся. Компьютерные эксперты могут перевести эти знания в алгоритмы, имитирующие человеческую речь и обучение.

Многие крупные компании, в том числе Microsoft, IBM и Amazon, используют ИИ в больших масштабах, и правительственные учреждения по всему миру все чаще используют его. В отчете Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест в 2018 году» прогнозируется, что к 2022 году число новых рабочих мест в области искусственного интеллекта резко возрастет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts