56. Теория личности а.Н.Леонтьева.
Суть ее в том, что, «личность ч-ка «производится» – создается общественными отношениями». В приведенном определении появляется существенное добавление: «личность создается общественными отношениями, в к-ые индивид вступает в своей предметной д-ти». Т.О., на первый план выступает категория д-ти субъекта, поскольку «именно д-ти субъекта яв-ся исходной единицей психологич.анализа личности».
А.Н.Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в рез-те множества предметных деятельностей. Итак, положение о д-ти как единице психологич. анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н.Леонтьева. Другой важный постулат – это обращенное А.Н.Леонтьевым положение С.Л.Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия.
Т.О., место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А.Н.Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности. Итак, существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие д-ть, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н.Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий, образуют как бы общий «психологический» профиль личности».
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Mr Wnuk PE — Теории личности
Личность – это «психологические характеристики, которые делают человека уникальным и объясняют регулярные модели поведения». Когда мы обсуждаем личность человека, мы используем такие слова, как застенчивый, общительный, шумный, агрессивный, темпераментный, угрюмый, чувствительный, юмористический, живой и скучный, и мы формируем впечатление о его личности по тому, что он говорит или как действует. В традиционной психологии было проведено множество исследований, пытающихся изучить факторы, влияющие на поведение, называемые 9. 0003 черты .
Структура личности Холландера и Мартенса
Слои личности Холландера
Холландер (1971) предложил модель, показывающую, как устроена личность. Модель имеет три слоя:
1. Психологическое ядро является самым внутренним, и это отражает довольно постоянные черты, которыми обладает человек. Он включает в себя их убеждения, ценности, отношения и самооценку.
2. Эти черты определяют поведение человека и его типичные ответы . Например, если они застенчивы и робки, то они будут вести себя так в большинстве ситуаций.
3. Внешний уровень — это ролевых моделей поведения. Так мы действуем в определенных ситуациях. Например, если вышеупомянутого человека попросили стать капитаном команды или судить матч, он может действовать смело и напористо, несмотря на свою нерешительность и робость.
Личность_-_hollander. pdf
Теория черт
Personality Trait.pdf
Теория черт предполагает, что личность человека наследуется от родителей; что черты являются врожденными характеристиками, с которыми мы рождаемся. Это стабильные характеристики, которые нелегко изменить, поэтому они остаются стабильными на протяжении всей нашей жизни. Исследователи или теоретики, предложившие этот подход, заявляют, что черты стабильны и устойчивы и что поведение можно предсказать, поскольку они предрасполагают человека действовать определенным образом независимо от ситуации.
Ранние теоретики черт предполагали, что черты могут быть обобщены и последовательно выражать личность. Например, если исполнитель был очень агрессивным, он действовал агрессивно в большинстве, если не во всех, ситуациях, или если человек был самодисциплинированным, то он был таким же в школе, а также в спортивных условиях.
В 1950-х годах профессор Ганс Айзенк предложил модель с двумя измерениями, которая охватывает ряд личностных черт. Он разработал анкету, иногда называемую инвентаризацией (EPI), которую можно было использовать для определения личности человека и для прогнозирования поведения. Его модель содержит два континуума; на одном континууме на противоположных концах стабильны и невротичны. На другом континууме две противоположные черты — интроверсия и экстраверсия. Вы можете пройти тест здесь.
Личность и уровни Аруаля
Существует биологический аспект теории черт, который предполагает, что личность находится под влиянием ретикулярной активирующей системы (РАС) и вегетативной нервной системы (ВНС). РАС — это часть мозга, которая влияет на измерение интроверт-экстраверт. У него много ролей, в том числе бодрствуем мы или спим, а также уровень возбуждения или возбуждения. РАС интерпретирует информацию, поступающую в мозг от органов чувств, и контролирует нашу бдительность и состояние возбуждения. Считается, что у интровертов РАС уже возбуждена, поэтому даже незначительные изменения в окружающей среде приведут к чрезмерному возбуждению. Например, это может быть чтение вслух для членов группы. Считается, что у экстравертов РАС работает на более низком уровне, поэтому требуется гораздо больше стимуляции, чтобы испытать волнение и возбуждение. Это означает, что экстраверты ищут стимулирующую среду (например, выступление перед толпой), чтобы активировать РАС.
Вегетативная нервная система влияет на стабильно-невротическое измерение. ВНС препятствует поступлению информации у устойчивых лиц и вызывает запоздалую реакцию на ситуации, создавая впечатление непринужденной личности. ВНС ускоряет поступление информации у невротиков и вызывает быструю реакцию на ситуации, создавая впечатление беспокойства.
youtube.com/embed/Hxk6GCKUiZI» allowfullscreen=»»/>Интеракционистская теория
Интеракционистский подход учитывает сильные стороны как теории черт, так и теории ситуации. Каждый спортсмен привносит в спортивные ситуации базовый набор личностных качеств; однако наиболее значительный эффект может быть вызван не только личностными чертами, но и взаимодействием с окружающей средой.
Используя интеракционистскую теорию, можно сделать два прогноза: во-первых, когда факторы окружающей среды сильны, они с большей вероятностью влияют на поведение, чем на черты личности. Обычно тихий человек может бурно праздновать победу в важном матче; такое поведение может рассматриваться как необычное поведение для этого человека. Второй прогноз — когда личностные факторы сильнее ситуации; поведение, скорее всего, будет соответствовать обычным чертам личности исполнителя.
Левин (1935) предложил формулу для объяснения этого взаимодействия между человеком и ситуацией как B=f(PE) где:
B = Поведение
F = Функция
P = Черты личности
E = Окружающая среда
Поведение является функцией суммы индивидуальных особенностей (черт) и окружающей среды/ситуации (социальное обучение). Бывшая звезда английского футбола Крис Уоддл — пример того, как работает интеракционистская теория; Крис в целом был уверен на поле (черта), пока ему не пришлось брать пенальти. Его прошлый опыт пропуска пенальти в важных играх (социальное обучение) заставил Криса проявить неуверенность (результирующее поведение).
Personality Interactionist.pdf
Вспоминая жизнь Алексея Алексеевича Леонтьева Жизнь Алексея Алексеевича Леонтьева Язык в действии: Выготский и леонтьевское наследие сегодня ПАМЯТИ А. А. ЛЕОНТЬЕВА 2 ВОСПОМИНАНИЯ
5
Язык в действии: Выготский и леонтьевское наследие сегодня
ПАМЯТИ А. А. ЛЕОНТЬЕВА
2
ПАМЯТИ А. А. ЛЕОНТЬЕВА
MEMORIES OF A. A. LEONTIEV
3
In Loving MemoryJanuary 14, 1936 August 12, 2004
A. N. Leontiev
4
L. S. Vygotsky
A. R. Luria
5
PERSONAL NOTE ( только мое понимание):
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ И ДЕЯТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ СВЯЗАНЫ В РАМКАХ ПОНИМАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ [КОТОРАЯ НЕ РАВНА К
ЧАТ]
ЭТА ТЕОРИЯ ОТНОСИТСЯ К ДЕЛАМ СВОБОДНОГО, ТВОРЧЕСКОГО ЛИЧНОСТЬ, БЕСКОНЕЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ
ЧЕЛОВЕК В БЕСКОНЕЧНО МЕНЯЕМОМ МИРЕ.
[А. А. Леонтьев]НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИМЕЕТ ОБРАЗ ПОСТОЯННОГО, ТЕКУЩЕГО ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ПОТОКЕ И ЗОНЕ
ДВА МЕТАФОРИЧЕСКИХ ОБРАЗА ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ: ДВИЖЕНИЕ — ХОЛОН
ДВИЖЕНИЕ, ПРЕВРАЩЕННОЕ В ДЕЙСТВИЕ ДВИЖЕНИЕ, ПРЕВРАЩЕННОЕ В ДЕЙСТВИЕ ДЕЙСТВИЕ (Размышления о Н. Бернштейне, написанные К. Прибрамом)
1. Таким образом, во многих отношениях проблема поведения является обратной проблема имиджа. Если изображение представляет собой представление в пределах организма окружающей его среды, поведенческий акт представляет собой представление в окружении чего-либо внутри организма.
2. Готовый ответ на вопрос, как становится движение превращается в действие, заключается в том, что тип процесса формирования изображения должен происходят в моторной коре, и это изображение является мгновенным Образ достижения, который содержит все входные и выходные данные информация, необходимая для следующего шага этого достижения.
3. Этот Образ Достижения кодирует силы окружающей среды, а не закономерности сокращения мышц. Образ достижения регулирует поведение во многом похоже на настройки термостата: схема включение и выключение печи не закодировано на циферблате, только заданные значения должны быть достигнуты.
6
Н. Бернштейн Вклад в неклассическую психологиюЧувство Flow
Анализ Бернштейна был сделан из кинематографических записей или действия, такие как ходьба, бег, стук молотком, хранение или набор текста. Люди были одеты в черные костюмы с точки для обозначения различных суставов конечностей. состоит из непрерывных паттернов, где можно анализировать формы волн математически. (Прибрам, 1971, 244). [Тригонометрия Фурье]
Изображение достижения [вся входная и итоговая информация необходимо для следующего шага достижения]
1-й Метафорический Образ: Естественное Движение
7
2-й Метафорический Образ: Целое/Часть [холоны]
А. Кестлер ввел термин ХОЛОН (целое + части). Все иерархии состоят из холонов, целых, которые одновременно частями других целых — термин Иерархия следует понимать как Холархия = целостность, единство, функциональная интеграция. Каждый акт человеческая деятельность имеет свои мотивационные детерминанты. иерархия множеств, управляющих ею. [А. Асмолов] В постмодернизме иерархии рухнули, и мы пришли к Fladbed Холизм. (К. Уилбер)
Просмотр культурной информацииПросмотр культурной информации — История / Теория деятельности как неисторическая / теория деятельности как неклассическая Психология. Классическая психология.
1. Сходство подходов к решению проблем скорее чем просмотр самих проблем. Имея в виду эту точку зрения, А.Н. Леонтьев пошел по стопам Выготского.
2. Взгляд на СОДЕРЖИМОЕ и ПРОЦЕСС в отличие от ВНЕШНЕГО и ВНУТРЕННИЙ. Противопоставление между С0НТЕНТОМ и ПРОЦЕССАМИ (оба внешнее/внутреннее), а не противопоставление внешний/внутренний мир предметов. [А. Н. Леонтьев]
3. Язык, знаки, смысл и т. д. рассматриваются в ФУНКЦИОНАЛЬНОМ СИСТЕМА. Эта система включает КУЛЬТУРУ в культурно-историческом и теория деятельности.
4. Рассматриваются Знаки, Понятия, Смысл, Образ, Единицы/Уровни и т. д. как процесс или вектор, по которому увеличивается знание. течение, изменение… они не рассматриваются как статичные.
8
Неклассическая психологияПроблемы/Понимание1. NC-Психология иногда рассматривается как расположенный в пределах
постмодернизм и конструктивизм. Крайняя осторожность должна быть отдается таким подходам.2. НК-психология иногда рассматривается в России как противостоит классической психологии, пытающейся освободить ее от советская эпоха.
3. NC-психология, однако, основана на философских принципах, включая Спинозу в отличие от Декарта. Нет попытки позиция неклассической психологии против классической психологии.it развился с позиции, которая трансформировалась и превзошла природа классической психологии/философии.
4. NC-Psychology – это психология высоты с целью самообладание, внутренняя регуляция личности, создание внутренней динамика свободы в понимании Спинозы. Ключевые слова: жизнь мир, культура, посредничество, деятельность, личностный смысл, трансформация, личность, функциональные системы, функциональные органы в отличие от морфологических органов (понимаемых как альтернатива подход к врожденным теориям).
СПИНОЗА СВЯЗАН С НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ + ОБРАЗ ПОДКЛЮЧЕНО
РАЗВИТИЕ
Чтобы все идеи могли быть сведены к единству, мы будем постарайтесь связать и упорядочить их так, чтобы наш разум мог, насколько максимально субъективно отражать реальность природы, как целиком и по частям.
9
Неклассическая психология-определение
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК НАУКА ПУТИ СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ОТДЕЛЬНОГО ИНДИВИДУА ПРОИСХОДИТ ИЗ ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР ИСКУССТВА, МИР ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, МИР ВСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. [Эльконин, 19 лет89]
ТЕКУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В НЕКЛАССИКЕ
ПСИХОЛОГИЯ Первые три пункта От Дмитрия Леонтьева:
1. От статического описания к динамическому пониманию меняющийся человек в меняющемся мире.
2. Индивидуальное совместное использование социокультурного хранилища накопленного человеческий опыт.
3. С точки зрения отношения к человеку как к детерминированному некоторыми факторами, к пониманию человека как самоопределение или причина sui в понимании Спинозы.
4. Ролло Мэй (1981) писал, что человеческая свобода, человеческая самоопределение начинается, когда мы делаем паузу между стимулом и отклик. Разрыв между S и R является очень важной точкой, где естественные механические цепи разорваны. Просматривается разрыв или неподвижная точка в понимании Деобъективации/Переноса.
10
Ни от ни к; в неподвижной точке, там танец есть, но ни задержания, ни движения. И не назови это неподвижностью, Где прошлое и будущее собраны. точка, не было бы танца, а есть только танец. [Т. С. Элиот (1943). Четыре квартета. Нью-Йорк: Harcourt
Брейс Йованович.]
ТЕОРИИ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1. ЛИЧНОСТЬ НЕ РАВНА ИНДИВИДУУМУ. ЛИЧНОСТЬ ВЫШЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО/СОЦИАЛЬНОГО.
2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — ИЕРАРХИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЖИЗНИ ОТНОШЕНИЯ И МОТИВЫ. [ЭТО НЕ ПЛОСКИЙ МОНИЗМ]
3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЫХОД ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ В ЖИЗНИ. (Д. Леонтьев)
11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
ЭТО ИЗУЧЕНИЕ ЧЕГО, ПОЧЕМУ,
И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ЧТО В НЕЙ ВРОЖДЕНО И ЧТО ПРИОБРЕТЕНО. (А. Н. Леонтьев,
1978)
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
ТРЕБУЕТ ПОНИМАНИЯ СОЗНАНИЯ.
Сознание, понимаемое как трансформация1. СОЗНАНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ, СОЗДАННАЯ ЕЮ, ЯВЛЯЕТСЯ
СВЯЗАННЫМИ ДРУГ С ДРУГОМ РЕАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, РЕЗУЛЬТАТОМ ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕХОД, ПЕРЕНОС МАТЕРИАЛА В ИДЕАЛЬНОЕ, ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФАКТ СОЗНАНИЯ, А ТАКЖЕ КАК ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД СОЗНАНИЯ ИДЕИ В РЕАЛЬНОСТЬ. (А. Н. Леонтьев)
2. НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОГНЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЗНАНИЯ: РАЗОБЪЕКТИВИРОВАНИЕ (А. Н. Леонтьев), ПЕРЕМЕЩЕНИЕ (Выготский), ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ (Скловский), ДЕРЕФЛЕКСИЯ (Франкл). СВЯЗАННЫЙ АСПЕКТ — КАТАРСИС. ЭТИ МЫСЛИ СВЯЗАНЫ С ПОНИМАНИЕМ ПРОБЕЛА [НЕПОДВИЖНАЯ ТОЧКА], И В ПРЕОБРАЗОВАННУЮ ФОРМУ. (Мамардашвили)
12
КОНВЕРТИРОВАННАЯ ФОРМА —М. МАМАРДАШВИЛИ
М. Мамардашвили (1970) ввел понятие преобразованной формы для обозначения процессов перехода некоторого содержания из одного субстрат к другому. Особенности содержания меняются в течение этого перехода в зависимости от свойств подложка. Иллюстрацию можно позаимствовать из психологии искусство. Когда вы пытаетесь превратить роман в фильм, вы не можете это без некоторых важных изменений. (Д. Леонтьев)
Леонтьев А.А.
Выпуски журнала, посвященные Леонтьеву А.А. Введение Смысл Значения Единицы [анализа] и уровни Языковая система и нормы Знаковые системы + семиотика [в рамках психолингвистики] Программа речи (коды, речевые акты, речевые операции) Внутренняя речь, внутренняя Артикуляция/предварительная речь, внутреннее программирование памяти. Краткое изложение Проблемы методики преподавания/изучения
Иностранный язык Заключительные слова
13
ЖУРНАЛ РОССИЙСКОЙ И ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева. За барьерами: Деятельность, культура, язык, личность
Том. 1: Социальное и естественное в семиотике, Знак и Активность, единицы и уровни активности, Личность — Культура — Язык, Чувство как психологическое понятие, Психологическая структура смысла, какие типы речи Активность есть?
Том. 2: Некоторые вопросы общей теории речевой деятельности, Психолингвистические модели генерации высказываний
ПРОСМОТР НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОТ А. А. ЛЕОНТЬЕВА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ/ДЕЙСТВИЯ/ВЫСКАЗЫВАНИЯ НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ИЗОЛИРОВАННЫЕ СУЩНОСТИ, НО НА НИХ ВЛИЯЮТ ВНУТРИ УМФЕЛЬДА, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ [используя больше герундия]:НЕКОТОРЫЕ ВЛИЯНИЯ:
1. ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ3. ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТ (Г. Миллер, К. Прибрам, Э.
Галантер) ИЛИ ОБРАЗ-ДОСТИЖЕНИЯ (Н. А. Бернштейн) [или, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ]
5. РОЛЬ ОБРАЗА ПОНИМАЕТСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ СТАТИЧНЫМ, НО ПОНИМАЕМЫМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЕ/ИЗМЕНЕНИЕ/РАЗВИТИЕ.
14
СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ1. ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО УРОВНЕЙ
ЗНАЧЕНИЯ/СМЫСЛА. ПРИМЕРЫ: ССЫЛОЧНОЕ/КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ; ЛИЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И Т.Д.
2. СМЫСЛ НЕ ВСЕГДА ОБЪЕКТИВЕН, И СМЫСЛ НЕ ВСЕГДА ОБЪЕКТИВЕН СУБЪЕКТИВНОЕ.
3. ЗНАЧЕНИЕ НЕ СРАВНИТСЯ С МОНИЗМОМ, НИ СМЫС С ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ.
4. ЗНАЧЕНИЕ: ОБОЗНАЧЕНИЕ (КУЛЬТУРНО ОБРАЗОВАННОЕ), КОД, СИНТАГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ: КОННОТАЦИЯ (БОЛЕЕ СУБЪЕКТИВНАЯ В СМЫСЛЕ СТАНОВЛЕНИЕ), СИМВОЛИЧЕСКИЙ/ЗНАК, ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ.
ЕДИНИЦЫ [АНАЛИЗА] И УРОВНИ
А. Н. ЛЕОНТЬЕВ СЛОВО ЕДИНИЦА НЕ СТАВИЛ В КАвычки, С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ЦЕЛОЙ, НЕДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЕДИНИЦЕЙ. ОН ПРЕДЛОЖИЛ НЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕДИНИЦЫ.
ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА НЕ ИМЕЮТ САМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, НЕЗАВИСИМЫ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ; ОПИСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕ МОЖЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬСЯ СИСТЕМА ОБЪЕКТА. (Л. К. Науменко, 1968)
ПОНЯТИЕ УРОВНЯ ВЗЯТО ОТ Н. А. БЕРНШТЕЙНА. ЕДИНИЦ АНАЛИЗ ТРЕБУЕТ УРОВНЕЙ.
15
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА [М.Р.] И НОРМ
A [М.Н. S.] ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ ЯЗЫКОВЫХ ИНВАРИАНТОВ ИЛИ СОСТАВОМ ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ФУНКЦИИ В ЯЗЫК (ОБЫЧНО ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИЮ РАЗЛИЧЕНИЯ, И МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ФОРМА СЕТИ ОППОЗИЦИЙ (СТРУКТУР).
НОРМА В ЯЗЫКЕ – СОВОКУПНОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ КОТОРОЕ НЕ ВЫПОЛНЯЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В ЯЗЫК, ПРИНИМАЮЩИЙ ФОРМУ ОБЩЕГО И ОБЩЕГО ПРИНЯТОГО (ТРАДИЦИОННЫЕ) РЕАЛИЗАЦИИ. [От Э. Козериу]
Противопоставление одной нормы другой может отражать социальную дифференциация речевого сообщества. Похож на Б. Бернштейна теория кода.
ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ [СЕМИОТИКА]1. СЕМИОТИКА ЗНАЧЕНИЯ [ТЕОРИЯ КОДЫ] +
СЕМИОТИКА КОММУНИКАЦИИ [ТЕОРИЯ ЗНАКОПРОИЗВОДСТВА]
2. ЗНАК — ЭТО ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ ПРИНЯТЬСЯ КАК ЗНАЧИМОЕ ЗАМЕНА НА ЧТО-ТО ДРУГОЕ.
3. ЗНАК НИКОГДА НЕ БУДЕТ ИЗОЛИРОВАН, НО ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ЯЗЫКА [вербальная/невербальная] СИСТЕМА.
4. ЕСТЬ НЕ ЗНАКИ СОБСТВЕННЫЕ, А СИСТЕМЫ ЗНАКОВ, ЗНАК ФУНКЦИИ. ЭТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫ, ПОЛИТИЧЕСКИ ЖИВЫ.
5. СУЩЕСТВУЕТ ТРИ РАЗНЫХ ТИПА ЗНАКОВ А. А. Леонтьев: (А). ПОДПИСАТЬСЯ КАК ВЕЩЬ ИЛИ МАТЕРИАЛ, ИЛИ КАК ПРИМЕНЯЕТСЯ К ЯЗЫК, ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ МАТЕРИАЛЬНЫМ ЯЗЫКОВЫМ ТЕЛОМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. МЫ НАЗВАТЬ ЭТО ЗНАКОМ. (B). ЗНАК КАК ЭКВИВАЛЕНТ РЕАЛЬНОГО ЗНАКА В ПОВСЕДНЕВНОМ СОЗНАНИИ. МЫ ПОЗВОНИМ ЭТО ЗНАК ИЗОБРАЖЕНИЯ. [БОЛЬШИНСТВО ЛИНГВИСТОВ РАБОТАЮТ С ОБРАЗОМ ЗНАКА, СОГЛАСНО ЛЕОНТЬЕВУ]
16
ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ [СЕМИОТИКА]
(С). ЗНАК КАК ПРОДУКТ НАУЧНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ ЗАДАЧИ. МЫ БУДЕМ ЭТО НАЗВАТЬ ЗНАКОВАЯ МОДЕЛЬ. ЭТО ВКЛЮЧАЕТ СЕМАНТИЧЕСКИЙ И ФАЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ.
(Д). ВИРТУАЛЬНЫЕ/РЕАЛЬНЫЕ ЗНАКИ: ВИРТУАЛЬНЫЙ ЗНАК ОТНОСИТСЯ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТКЛЮЧЕННЫЕ ОТ КОНКРЕТНОГО ЗНАКА ОПЕРАЦИЙ И ОТНОСЯТСЯ К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ МАТЕРИАЛЬНОМУ ОБЪЕКТУ, КОТОРЫЙ ЗАКРЕПЛЕН В ФОРМА ЗНАКА: ЭТО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЪЕКТИВНОЙ В ЗНАКЕ.
РЕАЛЬНЫЙ ЗНАК ЯВЛЯЕТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ КОНКРЕТНОЙ ЗНАКОВОЙ ОПЕРАЦИИ. ЗНАКИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫ. ЗНАКИ ДОСТИГАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ. (К. Pribram)
6. НИКАКОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЗНАК, ОДИН РАЗ ПРИНЯТЫЙ И ПРИДАВШИЙ ЗНАЧЕНИЕ, НЕ ОСТАЕТСЯ В ИЗОЛЯЦИЯ; ЭТО СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ ЕДИНСТВА ВЕРБАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ. (ВОЛОСИНОВ)
7. ПОНИМАНИЕ ЭТИХ РАЗЛИЧИЙ МОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ В ЯЗЫКЕ, ПО ЛЕОНТЬЕВУ.
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА — ЗНАКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4. Знаковая система или система знаков – это то, как мы обозначаем особый тип зависимости от функционирования и развития знаки, в частности взаимозависимость знаков, которые аналогичны в с точки зрения их места и функции в деятельности.
5. Соответственно изменению функции инструмента (в производство), происходит изменение языкового статуса заданный знак; то есть изменение морфологических и фонологических Природа слова или класса слов.
6. Такие изменения языкового статуса языкового знака происходят соответственно и неравномерно, но это ничего не говорит о процесс развития знаковой деятельности в целом, который закладывает основание для таких изменений.
17
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКА ОТНОСИТЕЛЬНО ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ЗНАКОВОЙ АКТИВНОСТИ: А. А. ПОТЕБНЯ БЫЛ ПРАВ, СРАВНИВАЯ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ СЛЕДОВ НА ПЕСКЕ; ЗА НИМ МОЖНО СЛЕДИТЬ, НО ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНИ СОДЕРЖАТ САМУ СТОПУ; И СЛОВО ДЕЛАЕТ НЕ СОДЕРЖИТ САМОГО СМЫСЛА, ПРОСТО СЛЕД ЗНАЧЕНИЕ.
Знак не вещь, а процесс, переплетение отношения, в которые всегда включаются общественные отношения, даже когда мы имеем дело с природными знаками, так как это бывает только в социальном контексте, что он может существовать как знак. (А. Понцио)
Когда знак рассматривается диалектически, его нельзя свести к одиночный элемент.
РЕЧЕВАЯ ПРОГРАММА
1. ФОРМАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОГРАММЫ КОД, В КОТОРОМ ОНА НАХОДИТСЯ ПИСЬМО ИЗУЧАЛ Н. И. ЖИНКИН: ОН, ВОЗМОЖНО, ПРАВ В ПРЕДПОЛАГАЕМ, ЧТО ТАКИЕ ПРОГРАММЫ ВООБЩЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ КОД СЛОВА (ИЛИ ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧИ), А КОД ОБРАЗОВ И СХЕМЫ, ИЛИ ОБЪЕКТИВНО-РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ КОД.
2. СОДЕРЖИМОЕ ПРОГРАММЫ (ЧТО КОДИРУЕТ ДИНАМИК) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАЧЕНИЕ.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА – ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ РЕЧИ, ОТ СОДЕРЖАНИЯ К ВЫРАЖЕНИЮ. ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПЕРЕХОД ОТ УРОВЕНЬ РЕЧИ ДЕЙСТВУЕТ НА УРОВЕНЬ РЕЧЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПРОБЛЕМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО АКТА.
18
РЕЧЬ ДЕЙСТВИЯ1. РЕЧЬ [инг] ДЕЙСТВИЯ: ИМЕЮТ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
, НЕЗАВИСИМАЯ ОТ УСЛОВИЙ ЗАКОНА И ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СТРУКТУРОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ. ЛЮБОЙ МОТИВИРОВАННЫЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЙСТВИЕ БУДЕТ ВКЛЮЧАТЬ ФОРМУЛИРОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ/ПЛАНА + СРАВНЕНИЕ ПРОГРАММЫ С ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
2. СУЩЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ ДЕЙСТВИЯ).
3. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УСЛОВИЯМИ ДЕЙСТВОВАТЬ).
4. РЕЗЮМЕ: СУЩЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ РЕЧЕВОГО АКТА (ИЛИ ЛЮБОГО ДРУГОГО ДЕЙСТВУЙТЕ) ЭТО ЗАПРОГРАММИРОВАНО. ЭТА ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ АСПЕКТЫ ЗАКОН, КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ, НО НЕЗАВИСИМЫЙ ОТ НАСТОЯЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ. [А. А. Леонтьев, 1969]
РЕЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ: ИМЕЮТ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА И НЕ ЗАВИСЯТ О СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РЕЧЕВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, С БОЛЬШИМ СПИСКОМ ПРИМЕРОВ. ВЫСКАЗЫВАНИЯ РАЗМЕЩЕНЫ ВНУТРИ СИСТЕМА/ПРОГРАММА: НАПРИМЕР, ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЧИ, РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ВСЯ КОТОРАЯ ОТНОСИТСЯ К МЕТОДОЛОГИИ.
19
МЕТОДИЧНОСТЬ ПРОГРАММЫ РЕЧИ
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ МНОГИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ. ПРИМЕРЫ: КОММУНИКАТИВНАЯ РЕЧЬ, НОМИНАТИВ РЕЧЬ, ЭХОЛИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, СТОХАСТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, КОНСТРУКТИВНАЯ РЕЧЬ, И Т. П. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЭТИХ ОПИСАНИЙ БЫЛО ОБНАРУЖЕНИЕ ПЕРВИЧНОСТЬ ЭТИХ ТИПОВ ПРИМЕРОВ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ. КАКИЕ ВИДЫ МОГУТ БЫСТРО ПРИВЕСТИ К АКТИВНОЙ РЕЧИ, И КАКИЕ ВИДЫ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К РЕАКТИВНОЙ РЕЧИ? ОН ТАКЖЕ РАЗЛИЧАЛ МЕЖДУ ПРИВЫЧКА [снизу, непрерывная перестройка] С ПОДРАЖАНИЕМ [из выше, атоматизация/сокращение], И НАВЫКИ. ОН РАЗМЕСТИЛ ЭТИ ИДЕИ В ПРОГРАММЕ.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
ВНУТРЕННЯЯ АРТИКУЛЯЦИЯ/ПРЕДРЕЧЬ[ ]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИММЕРА
20
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ2. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — ЭТО РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, ПЕРЕМЕЩЕННОЕ ВНУТРИ,
ПРОИЗВОДИМОЕ В КОМПАКТНОЙ ФОРМЕ. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВНУТРЕННЕЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ В СЛУЧАЯХ, ГДЕ ОНА НАИБОЛЕЕ БЛИЖЕ РАЗГОВОРНАЯ, РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. НЕ ПОНИМАЕТСЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. Лурия ВИДЕЛ ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ КАК ИМЕЮЩУЮ ЖИЗНЕННУЮ РОЛЬ В КОДИРОВАНИИ СУБЪЕКТИВНОГО СМЫСЛА В СИНТАГМАТИЧЕСКУЮ СХЕМУ (ср. Голосую)
2. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВО, ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕГДА ВНУТРЕННИМ ЗНАК. (Волосинов)
3. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЭТО НЕ СЛОВО, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫРАЖЕНИЕМ ВНУТРЕННЕЕ Я, НО ВНУТРЕННЕЕ Я, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВОМ, ВЫРАЖЕННЫМ ИЛИ ДВИЖЕНИЕ ВНУТРИ. [Томас Сейфрид]
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
Тщательный анализ должен показать, что единицы внутренней речи СОСТАВЛЯЮТ НЕКОТОРЫЕ ЦЕЛЫЕ СУБЪЕКТЫ, ЧЕМ-ТО НАПОМИНАЮЩИЕ ОТРЫВОК МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИЛИ ЦЕЛОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. БОЛЬШЕ ВСЕГО ОНИ НАПОМИНАЙТЕ ПЕРЕМЕНЯЮЩИЕСЯ СТРОКИ ДИАЛОГА. ЭТИ СУЩЕСТВА ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ НЕ РАЗЛОЖИМЫ НА ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЕДИНИЦАМИ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ, ЭТИМИ СОВОКУПНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СОЕДИНЕННЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ И ЧЕРЕДУЮЩИЕ ДРУГ ДРУГОМ НЕ ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ ИЛИ ЛОГИКИ, НО СОГЛАСНО ЗАКОНЫ ОЦЕНОЧНОГО (ЭМОТИВНОГО) СООТВЕТСТВИЯ, ДИАЛОГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ, И Т. Д., В БЛИЗКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕСЬ ПРАГАМАТИЧЕСКИЙ ХОД ЖИЗНИ. (Волосинова)
21
Большинство слов, которые мы используем в нашей внутренней речи, прежде чем говорить или написания предложения, существуют в слуховых или зрительных образах в нашем сознание. Если бы они не стали образами, хотя бы мимолетно, они не были бы чем-то, что мы могли бы знать. (Damasio, 1994, 106)
ВНУТРЕННЯЯ АРТИКУЛЯЦИЯ/ПРЕДРЕЧЬ
ВНУТРЕННЯЯ АРТИКУЛЯЦИЯ/ПРЕДРЕЧЕВАЯ ПЛОСКОСТЬ СТОИТ БЛИЖЕ К ВНЕШНЕМУ РЕЧЬ, ЧЕМ ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. С другой стороны, НЕТ ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭТА СТАДИЯ ПРОИСХОДИТ КОГДА ЧЕЛОВЕК ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ.
22
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭТО БЕСОСОЗНАТЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ НЕКОТОРОГО СХЕМА, НА ОСНОВЕ которой БУДЕТ СОЗДАНО РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БУДУЩЕМ. МОЖЕТ РАЗВЕРНУТЬСЯ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ (В МИНУТЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ). РЕЧЬ), МОЖЕТ РАЗВЕРНУТЬСЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ. ЭТО ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА РЕЧИ И НАХОДИТСЯ НА СТАДИИ ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ЧТО ТАКИЕ АСПЕКТЫ, КАК ЖИНКИНСКИЙ КОДЕКС, СТАНОВЯТСЯ ЗНАЧИМЫМИ.
(А. А. Леонтьев)
ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕЧИ — НЕПОЗНАННАЯ КОНСТРУКЦИЯ НЕКОТОРАЯ СХЕМА, НА ОСНОВЕ которой ВНЕШНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ПРОИЗВОДСТВА. СУЩЕСТВУЕТ, ЯВНО, ДВА ТИПА ТАКИХ ПРОГРАММИРОВАНИЕ: (а) ПРОГРАММИРОВАНИЕ КОНКРЕТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, (б) ПРОГРАММИРОВАНИЕ СЛОВЕСНОГО ЦЕЛОГО. ПЕРВЫЙ ПОДГОТОВЛЕН, КАК ЭТО БЫЛО, ОДНО ЗАЯВЛЕНИЕ ЗАРАНЕЕ, ВТОРОЕ ОХВАТЫВАЕТ БОЛЬШОЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ. (А. А. Леонтьев)
23
ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Внутреннее программирование:
1. Орудие, осуществляющее мысль, связующее звено между намерение, порождающее мысль и разработку мысль в объективном языковом коде. (Леонтьев/Рябова [Ахутина], 2003)
2. Леонтьев А.А. отмечает, что [внутренняя] программа фиксирует содержание как всего словесного целого, так и отдельных высказывания. Результатом [внутреннего] программирования является система предикативные высказывания, закодированные во внутренней речи. [Ахутина, 1978]
ПАМЯТЬ
А. А. ЛЕОНТЬЕВ АНАЛИЗИРОВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПСИХОЛИНГВИСТИКА, ТАКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСМОТРА, КАК СИТУАЦИОННАЯ ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ ПО НЕОБХОДИМОСТИ, ПАМЯТЬ ПРОГРАММ, ПАМЯТЬ СОДЕРЖАНИЯ, ПАМЯТЬ ФОРМЫ, РОДНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПАМЯТЬ, ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ.
ПРИ ЗАДЕРЖКЕ СОХРАНЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЫСКАЗАНИЕ КАК ТАКОЕ ХРАНИТСЯ, НО ЕГО ПРОГРАММА.
24
РЕЗЮМЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ/ОБУЧЕНИЯ A ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ЗАДАЧИ РАЗМЕЩАЮТСЯ В ПРОГРАММЕ:
1. Фокус на взаимосвязи между используемыми сознательными операциями В РАМКАХ ЯЗЫКА И ПЕРЕДАЧИ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧКИ.
2. ТЕОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ВКЛЮЧАЕТ НЕЗАВИСИМУЮ ЗАДАЧА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ, Т.Е. МОДЕЛЬ ПОРОЖДЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ОСНОВАННАЯ НА ПРАВИЛЕ ДЛЯ ДВИЖЕНИЕ ОТ ДАННОГО СОДЕРЖАНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВОЗМОЖНЫМ ЕГО ФОРМАМ ВЫРАЖЕНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЯЗЫКЕ.
3. ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ — ПОМОЧЬ Сориентироваться СТУДЕНТ К ПРЕДМЕТУ ОБУЧЕНИЯ. ЭТО НЕ КОНСТРУКЦИЯ АЛГОРИТМЫ, НЕ МЕТОД, А МЕТОДИКА.
4. РЕЧЬ АКТА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКАМ ОБЫЧНО ПРИНИМАЕТ ФОРМА ПРОШЛОГО-НАСТОЯЩЕГО. ЛЕОНТЬЕВ ПРЕДЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ БОЛЬШЕ ВЫДУМАННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
5. УЧЕБНИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОФОРМЛЕНЫ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНТЕРЕСНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЧИТАТЕЛЯМ ПЕРЕНОСИТЬ ЕЕ ГЕРОИ.
6. СТУДЕНТУ ДОЛЖНА ПОСТАВЛЯТЬСЯ ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЧЬ ДЕЙСТВУЕТ ВМЕСТЕ С ГЕРОЕМ ИЛИ ВМЕСТО ГЕРОЯ.
7. К ДАННОМУ ВИДУ МОТИВАЦИИ ОТНОСИТСЯ РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ, СТЕРЖЕНЬ АСПЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ. [ОТ СОДЕРЖАНИЯ К ВЫРАЖЕНИЮ]
8. ОСВОЕНИЕ НОВОГО ЯЗЫКА — ЭТО ПЕРЕХОД К НОВОМУ ОБРАЗ МИРА. [А. А. Леонтьев]
25
НАДЕЖДА НА СОЗДАНИЕ НОВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ЯЗЫКОВЫЕ ТЕОРИИ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАТ, ДИСКУССИЙНЫЕ ГРУППЫ LISTSERVE, ВСТРЕЧИ В МОСКВЕ, ПУБЛИКАЦИИ, И Т.П. ЕСЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНО, СВЯЖИТЕСЬ СО МНОЙ ПО ТЕЛЕФОНУ:
[email protected]
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА НАШИ ЗАДАЧИ СЕГОДНЯ:
1. СОЗДАТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДИНАМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВНУТРИ НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ В ПАРАДИГМЕ, ЕЩЕ НЕ ПОЛНОСТЬЮ ПОНЯТОЙ CЕГОДНЯ. ИНОГДА ТРУДНОСТИ В ПОНИМАНИИ Н-К ПСИХОЛОГИИ ПОХОДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ГЛАГОЛА.
2. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ И УРОВНИ В ПРОГРАММЕ, A ПРОГРАММА РЕЧИ.
3. СОЗДАТЬ ТЕОРИИ, СВЯЗАННЫЕ С УРОВНЯМИ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ, ЯЗЫКОВАЯ ПРОГРАММА И ЯЗЫКОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ.
4. ПРОСМОТР СОДЕРЖИМОГО И ПРОЦЕСС, МЕНЬШЕ ФОКУСА НА ВНЕШНЕЕ ПРОТИВ. ВНУТРЕННИЙ.
5. ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ / ПРИКЛАДНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ / СЕМИОТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ПОНИМАНИИ ИЗМЕНЕНИЙ ИЛИ ЛУЧШЕГО РАЗВИТИЯ. [ЗАЗОР- STILL POINT]
6. НАЧАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЛАСТЕЙ ВНУТРИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОЕ, ТАКОЕ ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ, ВНУТРЕННЯЯ АРТИКУЛЯЦИЯ/ПРЕДРЕЧЬ, ВНУТРЕННЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
26
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
7. В МОДЕЛИ СИСТЕМ/ПРОГРАММЫ/МЕТОДОЛОГИИ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОНИМАНИЕ ИМИДЖА ДОСТИЖЕНИЙ + ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА СИСТЕМЫ.
8. Фокус на развитии личности в рамках иерархии [ГОЛАХИЯ] АКТИВНОСТИ [ОБАЯ ВНУТРЕННЯЯ/ВНЕШНЯЯ].
9. РАСШИРЬТЕ ЗА ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПЛОСКИЙ ХОЛИЗМ К А БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ВЫСОТА ПСИХОЛИНГВИСТИКА/ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА/СЕМИОТИКА. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИГРАЕТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ЭТИ ТЕОРИИ.