Психолог бандура а: Альберт Бандура биография психолога кратко

Содержание

Бандура Альберт



Бандура Альберт

1925-1988

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Альберт Бандура

Бандура (Bandura) Альберт (1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. Биография. В 1949 г. окончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в Университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессор социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него оказал К. У. Спенс. Исследования. Начав с методологии «стимул—реакция», Бандура пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор.

Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии (Aggression: A Social Learning Analysis.
Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения, на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression. N. Y„ 1959 (et Walters R. H.)). Проводя исследование с участием маленьких детей, когда им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих изысканий пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
В рамках традиции изучения личности вклад А. Бандуры заключается прежде всего в том, что в экспериментальном исследовании он переместил внимание с обобщенных черт характера на ситуационно-специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 54-55.


Сочинения:

The stormy decade: fact of fiction // Psychology in the School. 1964. N 1; Influence of models reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses //Journal of Personality and Social Psychology. 1965. N 1; Social Learning and Personality Development, N. Y., 1965 (совм. с Walters R. H.), в рус. пер. (част.): Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984; Vicarious processes: a case of no-trial learning // Advances in experimental social psychology. N. Y., 1965. V. 2; Vicarious extinction of avoidance behavior (совм.

с Grusec J., Menlove F. L.) // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. N 5; Social-learning theory of identificatory processes // Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969; Principles of Behavior Modification. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1969; Psychotherapy based upon modeling principles // (Ed.) Berditi A. E. et al. Handbook of psychotherapy and Behavior change. N. Y., 1971; Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. N 84; Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy // (Ed.) Flavell J. H., Ross L. Social cognitive development: Frontiers and possible futures. N. Y., 1981; Теория социального научения, СПб.: Алетейа, 2001.

Литература:

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: Теоретические направления. М., 1978; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; А.

Бандура // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж, Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Альберт Бандура | PSYERA

Альберт Бандура родился в 1925 г. в Канаде, в маленьком городке. В местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на ремонте дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на севере.

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 г. и поступил на факультет Стэнпфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией.

Социальная когнитивная теория Бандуры отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Бандура подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Модификация поведения может осуществляется посредством косвенного подкрепления, наблюдения за поведением других людей и последствиями этого поведения, т.е. человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте.

Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях.

Бандура провел серьезные исследования эффективности личности, т.е. чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы.

Высокой личная эффективность позволяет человеку справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни, поддерживает высокий уровень уверенности в своих силах. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Бандура ставил практическую задачу: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения, включая и ненормальное поведение, изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит, поведение можно «выучить заново» или хотя бы частично изменить его.

Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности, то есть на поведении, а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в определенных ситуациях. Методы бихевиоралыюй терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, бизнесе и сфере образования.

Эксперимент с куклой Бобо | Описание, методология, результаты и факты

Альберт Бандура

Смотреть все СМИ

Дата:
1961
Местонахождение:
Калифорния Соединенные Штаты
Ключевые люди:
Альберт Бандура

Просмотреть весь связанный контент →

Эксперимент с куклой Бобо , новаторское исследование агрессии под руководством психолога Альберта Бандуры, которое продемонстрировало, что дети способны учиться, наблюдая за поведением взрослых. Эксперимент был проведен группой исследователей, которые физически и словесно оскорбляли надувную куклу перед детьми дошкольного возраста, что привело к тому, что дети позже подражали поведению взрослых, нападая на куклу таким же образом.

Исследование агрессии Бандуры — эксперимент, которым он, пожалуй, наиболее известен — было проведено в 1961 в Стэнфордском университете, где Бандура был профессором. Для этого исследования он использовал надувные пластиковые игрушки высотой 3 и 5 футов (1 и 1,5 метра), называемые куклами Бобо. вниз. Испытуемыми были дошкольники детского сада Стэнфорда, которых разделили на три группы: одна группа наблюдала за моделями агрессивного поведения взрослых; другая группа наблюдала неагрессивные модели поведения; а третья группа не подвергалась воздействию каких-либо моделей поведения.

More From Britannica

Альберт Бандура: эксперимент с куклой Бобо

Затем три группы были разделены по половому признаку на шесть подгрупп, в которых половина подгрупп придерживалась однополой модели поведения, а половина — противоположной. На первом этапе эксперимента детей усаживали индивидуально за стол в одном углу экспериментальной комнаты и предлагали занимательные занятия, которые ранее вызывали у детей большой интерес (например, наклейки, картинки, гравюры). чтобы препятствовать активному участию и поощрять простое наблюдение. Затем поведенческую модель отвели в противоположный угол, где находились еще один стол и стул, молоток, набор Тинкертой и 5-футовая кукла Бобо, и сказали, что он или она может играть с этими материалами. В группах моделей агрессивного поведения модель оскорбляла куклу Бобо как физически (например, пинала, била кулаками, бросала и нападала различными предметами), так и словесно (например, делала агрессивные заявления, такие как «Ударь его по носу» и «Блин! ” или неагрессивные заявления, такие как «Он, конечно, крутой парень» и «Он продолжает возвращаться за добавкой»). В группах моделей неагрессивного поведения модель игнорировала куклу Бобо и вместо этого тихо собирала игрушки Тинкерти. По прошествии 10 минут модели поведения в обеих группах вышли из комнаты.

На втором этапе эксперимента детей по отдельности отвели в другую экспериментальную комнату, где им представили новую группу привлекательных игрушек (например, поезд, пожарная машина, канатная дорога, реактивный самолет, волчок, кукла). со шкафом, детской кроваткой и кукольной коляской). Для проверки гипотезы о том, что наблюдение агрессии у других повышает вероятность агрессии у наблюдателя, детей подвергали возбуждению агрессии в виде сообщения через две минуты, что они больше не могут играть с игрушками. Затем детям сказали, что они могут, однако, играть с игрушками в другой комнате, где им были представлены различные игрушки, которые считались как агрессивными (например, 3-футовая кукла Бобо, молоток и дротики), так и неагрессивными (например, , мелки, бумага, домашние животные, чайный сервиз, мяч и куклы).

На заключительном этапе эксперимента за поведением детей наблюдали в течение 20 минут и оценивали по степени моделируемого ими физического и вербального агрессивного поведения, по результатам которого были получены значительно более высокие баллы для детей за агрессивное поведение модельных групп по сравнению с таковыми как в неагрессивной модели поведения, так и в контрольных группах. Последующие эксперименты, в которых дети подвергались такому насилию на видеозаписи, дали аналогичные результаты: почти 90 процентов детей в группах агрессивного поведения позже моделируют поведение взрослых, нападая на куклу таким же образом, и 40 процентов детей демонстрируют такое же поведение через восемь месяцев.

Хотя исследование дало схожие результаты для обоих полов, оно, тем не менее, показало, по крайней мере, некоторую разницу в зависимости от степени, в которой поведение является типичным для пола, то есть рассматривается как более распространенное или подходящее для определенного пола. Например, данные свидетельствуют о том, что мужчины несколько более склонны к имитации физической агрессии — поведения, характерного для мужчин, — чем женщины, при этом мужчины проявляют больше физической агрессии, чем женщины; однако различий в имитации вербальной агрессии, менее типизированной по полу, не выявлено. Кроме того, как мужчины, так и женщины больше имитировали мужские модели поведения, чем женские модели, с точки зрения физической агрессии, но больше подражали однополым моделям с точки зрения вербальной агрессии.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Жаннет Л. Нолен

Теория социального обучения Альберта Бандуры

Теория социального обучения, предложенная Альбертом Бандурой, подчеркивает важность наблюдения, моделирования и имитации поведения, отношения и эмоциональных реакций других людей.

Теория социального обучения рассматривает, как факторы окружающей среды и когнитивные факторы взаимодействуют, влияя на обучение и поведение человека.

В теории социального научения Альберт Бандура (1977) согласен с бихевиористскими теориями научения классического обусловливания и оперантного обусловливания. Однако он добавляет две важные идеи:

  1. Опосредующие процессы происходят между стимулами и реакциями.
  2. Поведение изучается из окружающей среды в процессе обучения через наблюдение.

Содержание

Обучение через наблюдение

Дети наблюдают, как люди вокруг них ведут себя по-разному. Это показано во время знаменитого эксперимента с куклой Бобо (Бандура, 19 лет).61).

Люди, за которыми наблюдают, называются моделями. В обществе дети окружены многими влиятельными моделями, такими как родители в семье, персонажи детского телевидения, друзья в группе сверстников и учителя в школе.

Эти модели дают примеры поведения для наблюдения и имитации, например, мужское и женское, про- и антиобщественное и т. д.

Дети обращают внимание на некоторых из этих людей (моделей) и кодируют их поведение. Позднее они могут имитировать (т. е. копировать) наблюдаемое поведение.

Они могут делать это независимо от того, является ли поведение «соответствующим полу» или нет, но существует ряд процессов, которые повышают вероятность того, что ребенок будет воспроизводить поведение, которое общество считает соответствующим его полу.

Во-первых, ребенок с большей вероятностью будет обращать внимание и подражать тем людям, которых он считает похожими на себя. Следовательно, он с большей вероятностью будет имитировать поведение, смоделированное людьми того же пола.

Во-вторых, окружающие ребенка люди будут реагировать на поведение, которое он имитирует, либо поощрением, либо наказанием. Если ребенок подражает поведению модели и последствия приносят удовлетворение, ребенок, скорее всего, продолжит вести себя так же.

Если родитель видит, как маленькая девочка утешает своего плюшевого мишку, и говорит: «Какая ты добрая девочка», это вознаграждает ребенка и повышает вероятность того, что она повторит такое поведение. Ее поведение было подкреплено (т. е. усилено).

Подкрепление может быть внешним или внутренним, положительным или отрицательным. Если ребенок хочет получить одобрение от родителей или сверстников, это одобрение является внешним подкреплением, но чувство радости от того, что его одобряют, является внутренним подкреплением. Ребенок будет вести себя таким образом, что, по его мнению, заслужит одобрение, потому что он желает одобрения.

Положительное (или отрицательное) поощрение будет малоэффективным, если внешнее поощрение не соответствует потребностям человека. Подкрепление может быть положительным или отрицательным, но важным фактором является то, что оно обычно приводит к изменению поведения человека.

В-третьих, ребенок также будет учитывать то, что происходит с другими людьми, когда решает, копировать чьи-то действия или нет. Человек учится, наблюдая за последствиями поведения другого человека (то есть моделей), например, младшая сестра, наблюдающая, как старшая сестра получает вознаграждение за определенное поведение, с большей вероятностью повторит это поведение сама. Это известно как косвенное подкрепление.

Это относится к привязанности к определенным моделям, обладающим качествами, которые считаются полезными. У детей будет несколько моделей, с которыми они идентифицируют себя. Это могут быть люди из их непосредственного мира, такие как родители или старшие братья и сестры, или они могут быть фантастическими персонажами или людьми из средств массовой информации. Мотивация отождествлять себя с определенной моделью заключается в том, что у них есть качество, которым человек хотел бы обладать.

Идентификация происходит с другим человеком (моделью) и включает в себя принятие (или принятие) наблюдаемого поведения, ценностей, убеждений и отношений человека, с которым вы себя идентифицируете.

Термин «идентификация», используемый в теории социального научения, аналогичен термину Фрейда, относящемуся к Эдиповому комплексу. Например, они оба включают интернализацию или принятие поведения другого человека.

Однако во время Эдипова комплекса ребенок может идентифицировать себя только с родителем того же пола, тогда как в теории социального обучения человек (ребенок или взрослый) потенциально может идентифицировать себя с любым другим человеком.

Идентификация отличается от имитации тем, что она может включать перенятие нескольких моделей поведения, в то время как имитация обычно включает копирование одного поведения.

Посреднические процессы

SLT часто называют «мостом» между традиционной теорией обучения (т. е. бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Это связано с тем, что в нем основное внимание уделяется тому, как ментальные (когнитивные) факторы участвуют в обучении.

В отличие от Скиннера, Бандура (1977) считает, что люди активно обрабатывают информацию и думают о связи между своим поведением и его последствиями.

Обучение через наблюдение не может происходить, если не задействованы когнитивные процессы. Эти психические факторы опосредуют (т. е. вмешиваются) в процесс обучения, чтобы определить, приобретается ли новая реакция.

Следовательно, люди не наблюдают автоматически за поведением модели и не подражают ей. Есть некоторая мысль, предшествующая подражанию, и это соображение называется опосредованным процессом. Это происходит между наблюдением за поведением (стимул) и имитацией его или нет (реакция).

Есть четыре посреднических процесса, предложенных Бандурой:

Внимание

Индивидуум должен обратить внимание на поведение и его последствия и сформировать мысленное представление о поведении. Чтобы поведение можно было имитировать, оно должно привлечь наше внимание. Ежедневно мы наблюдаем за многими видами поведения, и многие из них не заслуживают внимания. Таким образом, внимание чрезвычайно важно для определения того, влияет ли поведение на других людей, чтобы они его имитировали.

Запоминание

Насколько хорошо запоминается поведение. Поведение можно заметить, но оно не всегда запоминается, что, очевидно, препятствует подражанию. Поэтому важно, чтобы сформировалось воспоминание о поведении, которое позже будет выполнено наблюдателем.

Большая часть социального обучения происходит не сразу, поэтому в таких случаях этот процесс особенно важен. Даже если поведение воспроизводится вскоре после того, как его увидели, должна быть память, на которую можно ссылаться.

Репродукция

Это способность выполнять поведение, которое только что продемонстрировала модель. Ежедневно мы видим много поведения, которому хотели бы подражать, но это не всегда возможно. Мы ограничены нашими физическими способностями, и по этой причине, даже если мы хотим воспроизвести поведение, мы не можем этого сделать.

Это влияет на наши решения, пытаться подражать этому или нет. Представьте себе сценарий 90-летней женщины, которая изо всех сил пытается ходить во время просмотра «Танцев на льду». Она может понимать, что этот навык желателен, но не будет пытаться имитировать его, потому что физически не может этого сделать.

Мотивация

Желание выполнять поведение. Награды и наказания, которые следуют за поведением, будут учитываться наблюдателем. Если воспринимаемое вознаграждение перевешивает предполагаемые затраты (если таковые имеются), то поведение с большей вероятностью будет имитироваться наблюдателем.

Если косвенное подкрепление не кажется наблюдателю достаточно важным, то они не будут имитировать поведение.

Критическая оценка

Подход социального обучения принимает во внимание мыслительные процессы и признает роль, которую они играют в принятии решения о том, следует ли имитировать поведение или нет.

Таким образом, SLT обеспечивает более полное объяснение человеческого обучения, признавая роль опосредованных процессов.

Например, теория социального обучения может объяснить гораздо более сложные формы социального поведения (например, гендерные роли и моральное поведение), чем модели обучения, основанные на простом подкреплении.

Однако, хотя это может объяснить довольно сложное поведение, оно не может адекватно объяснить, как мы развиваем весь спектр поведения, включая мысли и чувства.

У нас есть когнитивный контроль над своим поведением, и то, что мы сталкивались с насилием, не означает, что мы должны воспроизводить такое поведение.

Именно по этой причине Бандура модифицировал свою теорию и в 1986 году переименовал свою теорию социального научения в теорию социального познания (SCT), чтобы лучше описать то, как мы учимся на своем социальном опыте.

Некоторые критические замечания в отношении теории социального научения возникают из-за их приверженности окружающей среде как главному фактору, влияющему на поведение. Это ограничивает описание поведения исключительно с точки зрения природы или воспитания, и попытки сделать это недооценивают сложность человеческого поведения.

Более вероятно, что поведение обусловлено взаимодействием между природой (биологией) и воспитанием (окружающей средой).

Теория социального обучения не дает полного объяснения любого поведения. Это особенно актуально, когда в жизни человека нет очевидного образца для подражания, которому можно было бы подражать в определенном поведении.

Открытие зеркальных нейронов оказало биологическую поддержку теории социального обучения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts