немецкий психолог — о современных проблемах — Центр развития интеллекта «Пифагорка»
Статьи
25 августа 2017 4734
«Все проблемы идут из детства!» — сегодня эта фраза имеет высокую популярность. Многие опытные ученые и психологи пишут книги и проводят мастер-классы, на которых рассказывают о создании счастливого детства ради идеального будущего. С этим мнением сложно спорить, но детство — не единственная область, влияющая на жизнь человека. Кроме того, беззаботные первые годы жизни — не гарантия безоблачного будущего.
Эрик Хомбургер Эриксон, выдающийся психолог из Германии, не делал особенного акцента на каком-то конкретном периоде жизни личности, зато он разработал восемь возрастных категорий, показал, как сильно культура влияет на развитие человека, и стал одним из самых неоднозначных и противоречивых последователей Фрейда.
Биография
Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 года в Германии. Как и все немцы, он оказался очень трудолюбивым, педантичным и наблюдательным мальчиком.
Возможно, молодой Эрик стал увлекаться психологией, потому что сам столкнулся с некоторыми проблемами в детском возрасте и юношестве. Существует предположение, что родители известного ученого не сумели сохранить брак и разошлись, оставив Эрику серьезную психологическую травму. Отца будущий психолог по одной из версий никогда не видел, по другой — был знаком с родителем, но не общался. Кроме семейных проблем, Эриксон постоянно терпел насмешки и издевательства со стороны одноклассников: ребятам казалась смешной внешность мальчика. Он посещал занятия в еврейской школе, и его высокий рост, голубые глаза и светлые волосы очень часто оказывались причиной для едких шуток.
Эти негативные события подтолкнули Эриксона к изучению личности и способов ее развития. Повзрослев, молодой ученый пробовал себя в искусстве, путешествовал по миру и даже был преподавателем, а чуть позже познакомился с Зигмундом Фрейдом, открыл частную клинику и занялся детским психоанализом.
Не по Фрейду
Несмотря на схожие взгляды с Фрейдом, Эриксон выделял и свои отдельные теории, которые иногда противоречили направлениям Зигмунда. Например, Эрик выходил за рамки отношений «ребенок — семья» и говорил о том, что на развитие личности человека сказываются не только семейные ценности и фамильные традиции, но и исторические условия, а также — уровень культуры в социуме. Каждая из его теорий — результат внимательного наблюдения за людьми разных культур, с разной системой ценностей.
Одно из самых главных различий между великими учеными заключается в подходе к изучению личности. Фрейд считал, что большое внимание нужно уделять детству, а Эриксон не ограничивался одним возрастным периодом и с уверенностью замечал, что необходимо охватывать весь период жизни человека.
Кризис — это хорошо
Почти у каждого человека слово «кризис» вызывает грустные ассоциации. Эрик заявлял, что кризис — это завершающий этап любой стадии. Другими словами, он необходим для того, чтобы человек имел возможность развиваться дальше.
Еще одно большое открытие, которое любят использовать современные психологи, — кризис идентичности. Эриксон считал, что людям свойственно искать свое место в жизни и сомневаться в выбранном пути. Кстати, в этом вопросе известные психологи снова не сошлись во мнениях: Фрейд принял фатальную позицию, заявив, что любая личность обречена на социальное угасание при возможности подчиниться своим инстинктам и стремлениям, Эриксон придерживался радужных взглядов и объяснял, что личностный кризис приводит к дальнейшему развитию и помогает найти верный путь в жизни.
Восемь стадий развития
В своей книге «Детство и общество» Эриксон подробно описал восемь стадий развития личности.
Первая стадия — «Младенчество: доверие — недоверие». Фундаментом для формирования здоровой личности служит именно эта временная ступенька, потому что в период младенчества ребенок чувствует внутреннюю определенность, знакомится с окружением и учится воспринимать мир, как уютное и безопасное место.
Вторая стадия — «Раннее детство: самостоятельность — сомнение». Первый пункт уже подготовил комфортную площадку для здоровой личности и подарил ребенку определение и доверие, следующий период — самостоятельное знакомство с окружающими предметами. Ученый советует в этот период давать малышу возможность самому исследовать мир и укрепить чувство своей нужности, полезности и любознательности.
Третья стадия — «Возраст игры: инициатива — вина». Эриксон называет эту стадию последним дошкольным конфликтом. В этом возрасте у ребенка формируется чувство ответственности за себя и свои вещи. Успехи в развитии позволяют конкурировать со сверстниками: кто быстрее бегает, кто лучше читает, кто красивее пишет. Ребята легко соглашаются на соревнования и различные игры, чтобы доказать окружающим свое преимущество в любом начинании. Разрушительным действием в этот период оказывается слишком жесткий родительский контроль, который навязывает ребенку чувство вины и лишает способности в будущем требовать любовь и внимание.
Четвертая стадия — «Школа: трудолюбие — неполноценность». Эриксон считал, что трудолюбие возникает, когда дети начинают изучать свою культуру и исторические особенности, многие ребята открывают в себе логический ум или творческие порывы. Опасность этого пункта кроется в возможной неблагоприятной среде в школе. Если ребенок сомневается в своих способностях, неуверенно чувствует себя при сверстниках, это может негативно повлиять на обучение и развитие.
На четвертой стадии периоды детства завершаются, но Эриксон в оставшихся направлениях в книге «Детство и общество» описывает последовательное развитие личности.
Важнейшие труды ученого и сегодня используют в своей практике лучшие психологи. Эрик Эриксон сделал несколько основательных открытий: написал подробную «инструкцию» по пунктам для качественного развития человека; доказал, что кризис идентичности — это необходимый рубеж и способ личного роста. А еще выразил оптимизм по вопросу страхов и комплексов, ведь психолог считал, что все проблемы — это своеобразный вызов для человека, который необходимо преодолеть, чтобы продолжить свое развитие.
Лидия Озерова
Эриксон, Эрик (психолог) | это… Что такое Эриксон, Эрик (психолог)?
Эрик Эриксон
Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.
Содержание
|
Биография
Судьба Эриксона весьма своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения [1], с мужчиной датского происхождения (более подробной информации об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель [2], [3].
Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма, Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге [4].
Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.
В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.
Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал т. наз. «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.
Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ида» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.
В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.
Теория личности Эриксона
Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
- Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
- Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
- Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
- Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
- Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
- Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
- Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
- Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
См. также
Эго идентичность
Труды
Важнейшие труды
- Детство и общество (Childhood and Society) (1950)
- Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History) (1958)
- Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi’s Truth: On the Origin of Militant Nonviolence) (1969)
- Взрослый период (Adulthood) (редактор, 1978)
- Жизненная вовлечённость в старости (Vital Involvement in Old Age) (при участии J.M. Erikson и H. Kivnick, 1986)
- Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed) (при участии J.M. Erikson, 1987)
Сборники (на англ.
яз.)- Identity and the Life Cycle. Selected Papers (1959)
- A Way of Looking at Things: Selected Papers 1930—1980
- The Erik Erikson Reader (Editor: Robert Coles, 2001)
Биографии
- Identity’s Architect: A Biography of Erik H. Erikson (Lawrence J. Friedman and Robert Coles, 1999)
Библиография на русском языке
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
- Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
- Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон ; Пер. с англ. А. М. Каримского. — М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.
- Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] — М. : Когито-центр, 1996.
Внешние ссылки
- Теория развития Эриксона (на англ. яз.)
- Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни
Психиатры Европы
Адлер, Альфред • Альцгеймер, Алоис • Базалья, Франко • Блейлер, Эйген • Боулби, Джон • Гуггенбюль, Иоганн Якоб • Джонстон, Эва • Жане, Пьер Мария Феликс • Иделер, Карл Вильгельм • Йолли, Фридрих фон • Кальбаум, Карл Людвиг • Кальмей, Луи Флорантен • Каннер, Лео • Капгра, Жан Мари Жозеф • Кахана, Эрнё • Кемпиньский, Антоний • Кизер, Дитрих Георг фон • Крафт-Эбинг, Рихард • Крепелин, Эмиль • Кронфельд, Артур • Кроу, Тим • Купер, Дэвид • Лакан, Жак • Леонгард, Карл • Лё Гофэ, Ги • Лэйнг, Рональд Дэвид • Маньян, Жак-Жозеф-Валантен • Мелман, Шарль • Моро де Тур, Жак Жозеф • Морено, Якоб • Пинель, Филипп • Райх, Вильгельм • Ранк, Отто • Роршах, Герман • Сакс, Оливер • Сонди, Леопольд • Ференци, Шандор • Форель, Огюст Анри • Франкл, Виктор • Фрейд, Зигмунд • Фромм, Эрих • Шарко, Жан Мартен • Шульц, Иоганн • Эриксон, Эрик Хомбургер
Эрик Эриксон: Психосоциальная теория развития
Кто такой Эрик Эриксон? Чем психосоциальная теория развития Эрика Эриксона отличается от психосексуальной теории Фрейда?
Эрик Эриксон (1902–1994) был немецко-американским психологом и психоаналитиком, наиболее известным своей теорией развития психосоциальной идентичности. Психосоциальная теория Эрика Эриксона ознаменовала собой отход от психосексуальной теории Фрейда тем, что она концептуализировала психосоциальное развитие на протяжении всей жизни, а не только в детстве.
Вот обзор психосоциальной теории Эрика Эриксона.
Психосоциальная теория Эрика Эриксона утверждает, что личность формируется в заранее определенном порядке через 8 стадий психосоциального развития. Каждый этап сопровождается кризисом, с которым человек должен столкнуться, прежде чем перейти к следующему.
1. Младенец: доверие против недоверия — на этом этапе младенец почти полностью беспомощен и полностью зависит от своих опекунов. Обеспечат ли эти опекуны надежный и адекватный уход за младенцем, будет иметь большое влияние на его способность доверять людям в более позднем возрасте.
2. Малыш: независимость vs. сомнения — ребенок начинает открывать свои способности, но если его чрезмерно критиковать или баловать в это время, он может усомниться в своей самостоятельности.
3. Дошкольник: влечение против чувства вины — ребенок начнет взаимодействовать с другими, придумывать различные формы игры и задавать много вопросов. Однако, если эти тенденции подавляются или если с ребенком обращаются как с помехой, у него может развиться чувство вины из-за того, что он «беспокоит» других.
4. Школьный возраст: компетентность против некомпетентности — возможно, впервые навыки ребенка тщательно развиваются и проверяются в контролируемой среде. Его самооценка будет в значительной степени зависеть от того, считают ли его компетентным и ободряющим или обескураживающим сверстники и взрослые.
5. Подросток: идентичность против замешательства — на этом этапе у ребенка начинает развиваться чувство личной идентичности. Если он/она не может установить четкую роль – например, человека, который не знает, чем он хочет заниматься, когда вырастет, – это может привести к путанице в отношении его личности на протяжении всей его жизни.
6. Молодой взрослый: близость против одиночества — человек начинает задумываться о создании долгосрочных близких отношений с людьми, не являющимися членами семьи. Если человек уклоняется от обязательств или боится близости, это может привести к изолированной и одинокой жизни.
7. Средний возраст: творчество против стагнации — человек испытывает растущее желание оставить после себя что-то, что переживет его или ее. Это может быть великое научное открытие, известная книга или даже ребенок. Тот, кто не чувствует себя состоявшимся или не верит, что оставил след в мире, может испытывать недостаток связи с окружающим миром или интерес к нему.
8. Старость: целостность эго против отчаяния — по мере приближения конца жизни человек оглядывается на то, что он сделал (или не сделал). Тот, кто удовлетворен своей жизнью, почувствует то, что Эриксон называет целостностью : принятие своей жизни в целом и чувство полноты.
Теории развития ребенка: Эрик Эриксон
Эрик Эриксон был немецко-американским психологом развития и психоаналитиком, чья теория о психологическом развитии человека и его доминирующих напряжениях стала широко известна. Эриксон — психолог, который придумал фразу «кризис идентичности» в связи с подростковым развитием.
Эрик Эриксон Теории
Эрик Эриксон (1902–1994) был эго-психологом, создавшим влиятельную теорию психосоциального развития. Теория Эриксона сформулирована с точки зрения доминирующих напряжений, которые существуют на восьми жизненных стадиях, которые он описал следующим образом:
Стадия 1 – Доверие против недоверия Младенчество
Стадия 2 – Автономия против стыда и сомнения Раннее детство
Этап 3 – Инициатива против вины Дошкольное учреждение
Стадия 4 — отрасль против неполноценности школьной возраст
Стадия 5 — Идентичность против путаницы Подростковый возраст
Стадия 6 — Интимность против Изоляции Молодая препарата
Стадия 7– Генерата. Середина взрослой жизни
Стадия 8 – Целостность против отчаяния Зрелость
Эриксон был согласен с Фрейдом в том, что человеческая личность развивалась в несколько фаз. Таким образом, его теория психосоциального развития описывает влияние социального опыта на всю жизнь человека, особенно с точки зрения того, как социальные взаимодействия и отношения играют роль в постоянном росте и развитии людей.
Теория Эриксона последовательно строится на предшествующих стадиях, а также подготавливает почву для последующих стадий развития. По Эриксону, люди на каждом этапе переживают конфликт, который выступает поворотным моментом в ходе их развития. Эриксон считал, что эти конфликты связаны со способностью человека развивать психологическое качество или с неспособностью развить это качество. В такие моменты есть богатый потенциал для личностного роста, но также и некоторый потенциальный риск неудачи.
Те, кто сможет успешно справиться с таким конфликтом, выйдут со сцены, укрепленные психологическими силами, которые поддержат их до конца их жизненного пути. Но если им не удастся эффективно справляться с этими конфликтами, они рискуют не приобрести некоторые важные навыки, необходимые для крепкого и устойчивого самоощущения.
Эриксон также считал, что нашим поведением и действиями руководит чувство компетентности. Таким образом, каждая фаза теории Эриксона фокусируется на развитии компетентности в определенной области жизни. И когда эта стадия проходит хорошо, у человека развивается чувство мастерства, иногда описываемое как сила эго или качество эго. Однако, если на каком-либо этапе плохо ориентироваться, у человека останется некоторое чувство неадекватности в отношении этой конкретной особенности развития.
Эрик Эриксон стадии развития
Некоторые аспекты теории Эриксона также подвергались сомнению: какой опыт требуется для завершения каждой фазы? Как перейти к следующему этапу? Критики считают, что отсутствие более полного учета конкретных механизмов разрешения конфликтов и перехода между фазами является серьезной слабостью психосоциальной теории.
Одной из сильных сторон психосоциальной теории является то, что она предлагает широкую структуру, которую можно использовать для наблюдения за развитием на протяжении всей жизни человека.