Психолог левин: Левин Курт — Психологическая газета

Содержание

Левин Курт — Психологическая газета

В 1909 г. поступил во Фрайбургский университет, где изучал медицину, затем перевелся в Мюнхенский университет, в котором стал учиться биологии. С 1910 г. продолжил обучение в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма, чтобы получить степень доктора философии и психологии.

В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию. На фронте занимался научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Наблюдения за психологией фронтовиков привели его к мысли, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми, при этом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы. Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». Через 4 года демобилизован после ранения.

После Первой мировой войны продолжил научные исследования в Берлинском университете.

Главным открытием этого периода стала возможность эксперимента в психологии (ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы). Курт Левин разработал метод, который заключался в том, что испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями через одностороннее зеркало. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.

В 1921 г. Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете, в 1926 г. стал профессором.

В 1930 г. стал приглашенным профессором Стэндфордского университета.

В 1933 г. после прихода к власти нацистов эмигрировал в США.

В 1940 г. получил американское гражданство. Занимался научной и преподавательской деятельностью в университетах Америки.

В 1944 г. основал и возглавил Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations).

Идеи Курта Левина оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского». Одним из первых исследовал групповую динамику и организационное развитие. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов: уровень притязаний, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Автор теории поля, разработанной в русле гештальт-психологии. Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». 

Занимался проблемой мотивации. Считал, что поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов, то есть тенденции, обуславливающие поведение человека, исходят не от самого субъекта, а от окружающей среды, предметы которой вызывают у человека желание их потреблять. Выстроил систему мотивов в динамическое поле, которое представляет собой поле поведения, а не поле сознания.

Из собственного юношеского опыта сделал вывод, что судьба человека и его мировосприятие тесно связаны с группой, к которой он принадлежит, независимо от того, какие таланты и достоинства есть у него самого. Впоследствии этот вывод К. Левин сформулировал и развил в своих научных работах.

Создал теорию личногсти: согласно Левину, личность — это совокупность не всегда связанных друг с другом многочисленных областей, каждая из которых отвечает четкой цели.

Занимался технологиями разрешения конфликтов.

Левину принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения отдельного человека. Предложил модель групповых изменений: изменение любой группы людей проходит через три стадии: «размораживание» (разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров), «изменение» (внедрение новой системы ценностей и ориентиров) и «новая заморозка» (фиксация нового состояния).Эта теория была подтверждена на практике — при проведении тренингов.

Занимался проблемой лидерства. Основным результатом исследований, которыми он руководил с 1939 г., стало выделение трёх стилей лидерства: авторитарного, демократического и попустительского.

В 1946 г. начал работу над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии. В начале 1947 г. эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в г. Бетеле, штат Мэн, — тренинговой лабораториии, где планировалось переобучать лидеров государства. 

Непосредственными учениками Курта Левина были Б.В. Зейгарник, Т.В. Дембо, Г.В. Биренбаум, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Р. Бейкер и др.

Публикации на русском языке:

  • Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. Е. Сурпина. — СПб: Речь, 2000.
  • Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. И.Ю. Авидон. — СПб: Речь, 2000.
  • Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. — М.: Смысл, 2001.

5 экспериментов психолога Курта Левина | Мел

Почему часто, когда речь идет об уходе за детьми, мы руководствуемся советами подруг, а не врачей? Почему нам так приятно доводить дело до конца? И каким должен быть учитель, чтобы дети были спокойными, работоспособными или творческими? Ответы — в социальных экспериментах психолога Курта Левина.

Курт Левин был одним из самых влиятельных психологов ХХ столетия, его активная работа пришлась на 1930–40-е годы. Знаменитая «Теория поля» Курта Левина оказала большое влияние на развитие гештальт-психологии и психологии как науки в целом — его наработками пользовались многие выдающиеся ученые, например известный всем педагогам Лев Выготский.

Курт Левин. Фото: AP / ТАСС

Если не углубляться в подробности (хотя это очень интересно), можно сказать, что при помощи своей «Теории поля» Левин объяснил природу человеческого влечения, значимости определенных личностей, предметов, вещей и явлений для нас.

По Левину, в течение жизни человек подвержен разного рода раздражителям: какие-то из них притягивают и интригуют, какие-то пугают, отталкивают, вызывают отрицательные эмоции. Это и есть поле. А полевое поведение — это когда человек, по сути, плывет по течению жизни и объясняет все свои поступки внешними обстоятельствами или влиянием каких-либо третьих сил, факторов или лиц, то есть тех самых раздражителей («Все побежали, и я побежал», «Не смогла устоять перед тем платьем и купила его» и так далее).

Волевое поведение при этом означает, что человек опирается только на себя, хорошо представляет расстановку сил и, таким образом, может оценивать любую ситуацию объективно и действовать в ней осознанно. Это всегда стратегия, действия, основанные не на сиюминутных «хочу», а на понимании, кто я, где я, что я сейчас делаю и как это повлияет на мое будущее.

Чтобы подтвердить свою теорию, Левин провел ряд ярких экспериментов, в которых исследовал полевое и волевое поведение людей в разных ситуациях.

Чем кормить ребёнка

На наше мнение сильно действует группа. Эксперименты о влиянии окружения на человеческие поступки проводили на детях и взрослых в 1970-е годы в СССР, а немецкий и американский психолог Курт Левин устраивал аналогичные опыты на базе Массачусетского технологического института на несколько десятилетий раньше.

Эксперимент с апельсиновым соком и рыбьим жиром

Послевоенные годы. Айова. Сельские жительницы в родильном доме. Кажется, они пока не очень представляют себе, как ухаживать за новорождённым малышом. У них есть более опытные соседки и родственницы — после выписки подскажут.

Но профессор Левин точно знает, что им нужно: рыбий жир и апельсиновый сок (культ сока начался в Америке с конца 1900-х годов из-за хорошего урожая апельсинов). Было понятно, что первое дети точно не будут глотать с удовольствием. А сок — дело, конечно, хорошее, вот только из-за цитрусовых у детей могли начаться колики в животе или аллергическая реакция. Как же убедить мам давать им оба этих продукта?

Женщин разделили на две группы. С теми, кто попал в первую группу, врач беседовал лично: объяснял, в чём польза двух этих странных жидкостей и когда их стоит добавлять в пищу ребёнка. Но результат оказался не самым радужным. Возвращаясь домой, женщины попадали под влияние своего окружения: их родственники ничего не слышали о пользе сока и жира, а вот опасные последствия их употребления вполне могли допустить. Через 2 недели большинство мам решили не давать своим детям то, что так советовал специалист в роддоме. Через 4 недели дать врачу согласие было готово чуть больше половины женщин из первой группы.

Во второй группе всё было совсем иначе. Левин собирал женщин из нее в небольших аудиториях по 6 человек. По одной из версий, там были в том числе «подставные» мамы, которые в обычных светских беседах вдруг могли сказать о пользе сока или жира, упомянуть, что дают их своим детям и видят результаты, и так далее. Сам Левин слегка «опаздывал» на подобные встречи с мамами, и время его отсутствия было благодатной почвой для обсуждения детского питания в группе. Результат превзошёл все ожидания: через 2 недели больше 80% испытуемых согласились кормить детей жиром и соком, а через 4 недели в их пользе были уверены уже абсолютно все матери.

График из книги Курта Левина «Динамическая психология». Издательство «Смысл», 2001 год
Эксперимент с молоком

Похожий эксперимент проводился и среди домохозяек, живших в одном из городов Среднего Запада. Их убеждали в необходимости пить больше свежего коровьего молока. Одна группа прослушала об этом несколько лекций, другая участвовала в групповом обсуждении. «В ходе дискуссии не применялись никакие убеждающие приемы, более того, всякое давление на участников целенаправленно избегалось», — описывает эксперимент Курт Левин. И хотя в обеих группах о молоке говорили одинаковое количество времени, через 2 недели только около 15% женщин из первой группы стали пить и давать домашним больше молока, тогда как во второй группе так стали делать более 40% испытуемых.

Дело не в том, что коровье молоко, как и рыбий жир, выглядит как что-то полезное. Эксперимент со сгущённым молоком показал результаты, аналогичные эксперименту со свежим.

График из книги Курта Левина «Динамическая психология». Издательство «Смысл», 2001 год
Эксперимент с субпродуктами

Его проводили в послевоенные годы среди волонтёров Красного Креста, которые ухаживали за лежачими больными. После войны было довольно мало обычного мяса, и испытуемым предложили перейти на говяжьи субпродукты. При этом испытуемые не любили их: при приготовлении они давали неприятный запах и были похожи на корм для собак.

На лекциях и в дискуссионных группах от 13 до 17 человек волонтерам объясняли, что субпродукты очень питательны, содержат витамины и минералы, а их потребление выгодно для экономики страны. С испытуемыми также делились рецептами их приготовления, в которых сводили на нет неприятный запах и внешний вид. В результате только 3% тех, кто присутствовал на лекциях, действительно начали готовить субпродукты дома. Зато из тех, кто участвовал в дискуссиях, заменить ими мясо согласились 30% волонтёров.

Вернуться ли к прерванному делу

Следующий эксперимент Левин проводил вместе со своей ученицей Марией Овсянкиной среди студентов. Им давали очень простое задание: сложить картинку из разрезанных частей. Испытуемые начинали его выполнять, но внезапно (в середине или ближе к завершению) руководитель эксперимента просил перейти к другому действию — например, начать решать головоломку. Часто студенты спрашивали: «А это что, оставить?» Экспериментатор не отвечал и делал вид, что не заметил вопроса. Когда испытуемый всё-таки приступал к новому заданию, часть картинки, которой он занимался изначально, накрывали газетой, а наблюдение за поведением студентов продолжалось.

Оказалось, что 86% студентов возвращались к первому заданию после того, как заканчивали второе. Для этого им нужно было просто убрать газету или спросить, нужно ли заканчивать сборку картинки. Почему они так поступали? Курт Левин считал, что этот эксперимент доказывал наличие у человека «квазипотребности» выполнить задание до конца.

У детей такие «квазипотребности» могут возникать в связи с самыми обыденными вещами. Левин наблюдал за маленькой девочкой, которая ходит вокруг камня, трогает его руками и даже облизывает, но не садится на него. Психолог объяснял, что в этой ситуации ей был интересен сам камень, а чтобы сесть на него, нужно было от него отвернуться.

Три стиля лидерства

Курт Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Вместе с Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом Курт Левин изучал, как эти стратегии действуют на подростков 10–11 лет.

В здании детского клуба их разделили на три группы и предложили им делать театральные маски из папье-маше. Авторитарный руководитель строго командовал ими, демократический предлагал все решения принимать голосованием, а руководитель с попустительским стилем позволял им делать всё, что они хотят.

В результате испытуемые из первой группы меньше всего применяли творческое мышление, зато там был и наименьший уровень агрессии. Во второй группе сделали меньше масок, чем в первой, зато они были более качественными. В последней группе было больше всего агрессии и, несмотря на полную свободу действий, подростки постоянно требовали от руководителя советов и распоряжений.

Исходя из этого эксперимента учителя и родители могут решать, как организовывать детей — в зависимости от результата, который они хотят получить.

Материалы:

  • Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н. В. Гришиной, С. Н. Костроминой. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2020.
  • Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М.: Издательство Московского университета, 1981.
  • Козленко О. С. Типы лидерства. Эксперимент Курта Левина. 2020.
  • Красова О., Петрова Ю. Курт Левин.
  • Левин К. Динамическая психология. М., 2001.

Изображение на обложке: ТАСС

Даниэль Левин, психолог, Сент-Луис, Миссури, 63124

Назад к результатам

Предыдущий

Следующий

Сделайте первый шаг к помощи. Звонок или электронная почта Дэниел Левин сейчас — (314) 254-9235

Краткий обзор моей практики

8515 Delmar Boulevard

Suite 220

Сент-Луис, Миссури 63124

(314) 254-923 5


Доступно как лично, так и онлайн

Я могу предложить сеансы телефонной связи и видеосвязи жителям Миссури и Иллинойса начиная с 23 марта 2020 г.



Краткий обзор моей практики

8515 Delmar Boulevard

Suite 220

Сент-Луис, Миссури 63124

(314) 254-9235 900 03

Можно как лично, так и онлайн

Могу предложить сеансы по телефону и видеосвязи для жителей штатов Миссури и Иллинойс, начиная с 23 марта 2020 г. 0052

  • Оплата чеком, Paypal
  • Страховка

    • Medicare
    • Вне сети

    Если вы видите свою страховку в списке, попросите меня подтвердить ее покрытие при организации вашего первого визита.

    Если вы видите свою страховку в списке, попросите меня подтвердить покрытие, когда вы договариваетесь о своем первом посещении.

    Квалификация

    Пишите мне или звоните с вопросами — (314) 254-9235

    Пишите мне или звоните с вопросами — (314) 254-9235

    Специальности и знания

    Лучшие специальности

    • Депрессия
    • Семейный конфликт
    • Травма и ПТСР

    Экспертиза

    • Беспокойство
    • Ребенок
    • Жестокое обращение с детьми и пренебрежение
    • Развод
    • Домашнее насилие
    • Горе
    • Развод с высоким конфликтом
    • Брачный и добрачный
    • Воспитание
    • Причинение боли самому себе
    • Домогательство
    • стресс
    • Суицидальные мысли
    • Тестирование и оценка

    Пишите мне или звоните с вопросами — (314) 254-9235

    Пишите мне или звоните с вопросами — (314) 254-9235

    Клиентоориентированность

    Возраст

    Дети (от 6 до 10),  90 003

    Подросток , 

    Подростки, 

    Взрослые, 

    Пожилые люди (65+)

    Участники

    Индивидуальные лица, 

    Пары, 

    Семья

    9 0126 Возраст

    Дети (от 6 до 10 лет), 

    Подростки, 

    Подростки,

    Взрослые, 9 лет0003

    Пожилые люди (65+)

    Участники

    Индивидуумы,

    Пары,

    Семья

    Подход к лечению

    Типы терапии

    900 80
  • Семья / Брак
  • Криминальная психология
  • Гуманистический
  • психодинамический
  • Психологическое тестирование и оценка
  • Поддерживающая психодинамическая психотерапия
  • Сфокусированный на травме
  • Пишите мне или звоните, если у вас есть вопросы — (314) 254-9235

    Пишите мне или звоните, если у вас есть вопросы — (314) 254-9235

    Адрес:

    Основной адрес:

    8515 Delmar Boulevard

    Люкс 220

    Святой Луи, Миссури 63124

    (314) 254-9235

    Мой сайт

    Близлежащие районы

    »

    Я могу предложить телефонные и видео-сессии жителям Миссури и Иллинойса, начиная с 23 марта 2020 года. телефонные и видеосеансы для жителей Миссури и Иллинойса, начиная с 23 марта 2020 г. , Пенсильвания, 15213

    Назад к результатам

    Предыдущий

    Следующий

    Звонок или электронная почта Эрвин К Левин сейчас на бесплатную 15-минутную консультацию — (412) 219-3876

    Краткий обзор моей практики

    552 North Neville Street

    Suite A

    Pittsburgh, PA 15213

    9 0020 (412) 219-3876


    Доступно только онлайн

    До тех пор, пока обстоятельства, связанные с COVID 19, не будут должным образом решены, я буду проводить теле-видео (скайп, Doxy.me, Zoom и т. д.) или сеансы по телефону.



    Краткий обзор моей практики

    552 North Neville Street

    Suite A

    Pittsburgh, PA 15213

    (412) 219-3876


    Доступно только онлайн Я буду проводить теле-видео (скайп, Doxy. me, Zoom и т.д.) или телефонные сессии.



    Финансы

    Сборы

    • Индивидуальные сессии $100

    Страховка

    • Параметры работоспособности маяка | Carelon
    • BlueCross и BlueShield
    • Health America Assurance
    • Highmark
    • UnitedHealthcare UHC | UBH
    • Медицинский центр Университета Питтсбурга

    Если вы видите свою страховку в списке, попросите меня подтвердить страховое покрытие при организации вашего первого визита.

    Если вы видите свою страховку в списке, попросите меня подтвердить покрытие, когда вы договариваетесь о своем первом посещении.

    Квалификация

    Позвоните или напишите мне, чтобы получить бесплатную 15-минутную консультацию прямо сейчас — (412) 219-3876

    Позвоните или напишите мне, чтобы получить бесплатную 15-минутную консультацию сейчас — (412) 219-3876

    Специальности и опыт

    Лучшие специальности

    • Проблемы в отношениях
    • Депрессия
    • Беспокойство

    Позвоните или напишите мне, чтобы получить бесплатную 15-минутную консультацию сейчас — (412) 219-3876

    Позвоните или напишите мне, чтобы получить бесплатную 15-минутную консультацию прямо сейчас — (412) 219-3876

    Client Focus

    Возраст

    Подросток, 

    Взрослый 

    Участники

    Индивидуальные лица,  90 003

    Пары 

    Возраст

    Подростки,

    Взрослые

    Участники

    Индивидуумы,

    Пары

    Подход к лечению

    Типы терапии

    • Эклектика
    • психодинамический

    Позвоните или напишите мне, чтобы получить бесплатную 15-минутную консультацию прямо сейчас — (412) 219-3876

    Позвоните или напишите мне, чтобы получить бесплатную 15-минутную консультацию сейчас — (412) 219-3876

    Местонахождение

    Основное местоположение

    900 14 552 North Neville Street

    Suite A

    Pittsburgh, PA 15213

    (412) 219-3876

    Ближайшие районы

    »

    До обстоятельств с COVID 19 адекватно разрешены, буду вести теле-видео (скайп, Doxy.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts