Психолог педагог это кто: Зачем Нужен Школьный Психолог И Чем Он Занимается? — Обрсоюз

Зачем Нужен Школьный Психолог И Чем Он Занимается? — Обрсоюз

В чем заключается важность педагога-психолога в школе до сих пор понимают не все. Деятельность школьного психолога часто неочевидна, но именно она является тем инструментом, который может сделать внутришкольную жизнь устойчивой и безопасной. И хотя сегодня далеко не во всех школах есть позиция педагога-психолога, все чаще руководители школ, учителя, а также родители учеников и сами ученики начинают сталкиваться с проблемами, решить которые под силу только практикующему специалисту-психологу.

Педагог-психолог в школе – это специалист, который проводит психологическую работу с обучающимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме детей в школу. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция – это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает обучающимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование – это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Особенность этой работы в том, что она может оказаться очень полезной для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактикапредполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления, поднимать острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог – это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых: психологическая диагностика, групповая работа с учащимися разных классов, индивидуальное консультирование в кабинете, просветительская работа с родителями, работа с методической литературой и консультирование педагогов, работа с документацией.

В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы. На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т.д. Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат.  

Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику. Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами.

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Педагог-психолог работает с самым сложным механизмом – с детскими и подростковыми умами, поэтому психолог в школе должен быть вдвойне чутким и внимательным.

В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

И в завершении стоит отметить, что поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации.

Сегодня для школьного психолога существуют различные спциальные комплексы. В цифровом продукте для школьного психолога Эффектон Студио собраны более 100 методик для исследования и развития внимания, работы с восприятием, сенсомоторикой, памятью, мышлением и другими познавательными способностями.

Отдельные усилия разработчиков были посвящены диагностике и тренировке детей дошкольного возраста, развитию математических и лингвистических способностей.

Проверить работу методик в демоверсии и подобрать индивидуальную конфигурацию можно по ссылке.

Читайте ещё

Выбираем профессию: педагог-психолог — Школа.Москва

5 мая 2022

Профессии

Педагог-психолог — это специалист в области педагогики и психологии, который работает со всеми участниками образовательного процесса — детьми, учителями, родителями, помогая достичь результата. Он опирается на знания возрастных и индивидуальных особенностей, использует специальные методики и технологии.

Кто может стать педагогом-психологом?

Профессия подойдет тем, кто не мыслит себя без общения. Педагог-психолог — классическая профессия сферы «человек — человек», в которой много внимания уделяется живому контакту, умению слушать и слышать собеседника. Аналитический склад ума, гибкость мышления, стрессоустойчивость, креативность помогут добиться успеха в профессии.

Где учиться?

В Москве достаточно профильных высших учебных заведений с традициями и хорошей репутацией, которые выпускают психологов.

Факультет Психологии МГУ больше ориентирован на академическую подготовку выпускников. А вот Московский государственный психолого-педагогический университет нашел оптимальное сочетание в теоретической и практической подготовке своих студентов. Здесь есть факультеты, которые готовят профессиональных психологов с разными специализациями. Факультет психологии Российского государственного гуманитарного университета славится своими именитыми педагогами и выпускниками. При выборе вуза важно обратить внимание на количество часов практики в программе подготовки, а также на социальных партнеров вуза, на базах которых проходят практику студенты.

Мечтающие получить психологическое образование зачастую даже не представляют насколько перспективным может быть профессиональный старт, если стать педагогом-психологом. Чтобы стать профессионалом в области психологии, востребованным, способным хорошо зарабатывать, необходимо обладать

знаниями (высшее психологическое образование), опытом применения знаний и большой практикой (работа, которая позволяет ежедневно практиковаться, осваивая новые и новые приемы работы и области применения своих знаний и умений). Педагог-психолог это не просто психолог, это специалист-универсал, работающий в системе образования.

Куда пойти работать?

Детский сад и школа привлекают выпускников тем, что там можно получить опыт и отточить практические навыки, познакомиться с системой образования и использовать возможности карьерного роста. Еще педагогам-психологам рады в социальной сфере. Например, можно получить работу в центре содействия семейному воспитанию или социально-реабилитационном центре, а также в организациях, которые курируют семьи в сложных жизненных ситуациях или занимаются поиском новых семей для сирот. Местом для трудоустройства могут быть не только государственные учреждения, но и благотворительные фонды, которые помогают детям и семьям с детьми. Можно найти работу в детских развивающих центрах и центрах детского творчества.

Однако специалист со знанием педагогики и психологии может быть востребован не только в непосредственной работе с детьми. Так, можно стать модератором вебинаров, имея необходимые навыки в области организации онлайн-обучения, и помогать педагогам осуществлять учебный процесс в режиме онлайн.

Профессия педагога-психолога может стать твоим выбором, если ты:

  • понимаешь, что хочется связать свою жизнь с психологией, но какая именно область психологии твоя, выбрать не можешь. Не сомневайся — именно в этой профессии есть шанс столкнуться с практикой из фактически всех областей психологии.
  • чувствуешь, что помогать молодому поколению расти, развиваться получать знания и возможности роста — достойная цель в жизни, которая может стать для тебя профессиональным кредо.
  • знаешь, что тебе понравится работать в школе и хотелось бы иметь знания, которые нужны на всех уровнях школьной практики от учебных занятий до управления школой.

Педагог-психолог — это точно выбор тех, кто хочет помогать детям, родителям, кто не равнодушен к образованию и школе, у кого есть мечты о школе будущего, настоящего.

Авторы: Евгения Васильева, Ирина Вшивкова, Варвара Лаврентьева, педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра

Теги

ПрофессияПрофориентация

1066.00 Преподаватели психологии, высшее образование

Преподают курсы психологии, такие как детская, клиническая психология и психология развития, а также психологическое консультирование. Включает как учителей, занимающихся в основном преподаванием, так и тех, кто сочетает преподавание и исследования.

Образец зарегистрированных названий должностей: Адъюнкт-инструктор, Ассистент, Доцент, Профессор клинической психологии, Преподаватель, Преподаватель, Преподаватель, Профессор, Преподаватель психологии, Профессор психологии

Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move. Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» в меню O*NET Sites в нижней части любой страницы в My Next Move.

Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move for Veterans. Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» в меню O*NET Sites внизу любой страницы в My Next Move for Veterans.

Saldrá de O*NET OnLine для посещения нашего филиала Mi Próximo Paso. Puede regresar usando el botón

Atrás en su navegador, или eligiendo «O*NET OnLine» en el menu Sitios O*NET en la parte inferior de cualquier página en Mi Próximo Paso.

Трудовая деятельность

  • Подготовка и обучение других — Выявление образовательных потребностей других, разработка формальных образовательных или обучающих программ или классов, а также обучение или инструктирование других.

  • Интерпретация значения информации для других — Перевод или объяснение того, что означает информация и как ее можно использовать.

  • Установление и поддержание межличностных отношений — Развитие конструктивных и совместных рабочих отношений с другими и поддержание их с течением времени.

  • Обновление и использование соответствующих знаний

    — Постоянное обновление технических знаний и применение новых знаний в своей работе.

  • Работа с компьютерами — Использование компьютеров и компьютерных систем (включая аппаратное и программное обеспечение) для программирования, написания программного обеспечения, настройки функций, ввода данных или обработки информации.

  • Коучинг и развитие других — Выявление потребностей других в развитии и обучение, наставничество или иная помощь другим в улучшении их знаний или навыков.

  • Общение с руководителями, коллегами или подчиненными — Предоставление информации руководителям, коллегам и подчиненным по телефону, в письменной форме, по электронной почте или лично.

  • Получение информации — Наблюдение, получение и иное получение информации из всех соответствующих источников.

  • Принятие решений и решение проблем — Анализ информации и оценка результатов для выбора наилучшего решения и решения проблем.

  • Оценка качеств объектов, услуг или людей — Оценка ценности, важности или качества вещей или людей.

  • Организация, планирование и определение приоритетов в работе — Разработка конкретных целей и планов для определения приоритетов, организации и выполнения вашей работы.

  • Документирование/запись информации — Ввод, расшифровка, запись, хранение или ведение информации в письменной или электронной/магнитной форме.

  • Обработка информации — Компиляция, кодирование, категоризация, расчет, табулирование, аудит или проверка информации или данных.

  • Руководство, направление и мотивация подчиненных — Предоставление указаний и указаний подчиненным, включая установление стандартов производительности и контроль за производительностью.

  • Креативное мышление — Разработка, проектирование или создание новых приложений, идей, отношений, систем или продуктов, включая творческий вклад.

  • Анализ данных или информации — Определение основных принципов, причин или фактов информации путем разбиения информации или данных на отдельные части.

  • Разработка целей и стратегий — Установление долгосрочных целей и определение стратегий и действий для их достижения.

  • Выступление или работа непосредственно с публикой — Выступление для людей или работа непосредственно с публикой. Это включает в себя обслуживание клиентов в ресторанах и магазинах, а также прием клиентов или гостей.

  • Предоставление консультаций и советов другим

    — Предоставление рекомендаций и экспертных советов руководству или другим группам по техническим, системным или связанным с процессами темам.

  • Помощь другим и уход за ними — Предоставление личной помощи, медицинской помощи, эмоциональной поддержки или другой личной помощи другим людям, таким как коллеги, клиенты или пациенты.

  • Идентификация объектов, действий и событий — Идентификация информации путем категоризации, оценки, признания различий или сходств и обнаружения изменений в обстоятельствах или событиях.

  • Общение с людьми вне организации — Общение с людьми вне организации, представление организации перед клиентами, общественностью, правительством и другими внешними источниками. Данной информацией можно обмениваться лично, в письменной форме, по телефону или электронной почте.

  • Планирование работы и мероприятий — Планирование мероприятий, программ и мероприятий, а также работы других.

  • Координация работы и деятельности других — Привлечение членов группы к совместной работе для выполнения задач.

  • Оценка информации для определения соответствия стандартам — Использование соответствующей информации и индивидуальных суждений для определения того, соответствуют ли события или процессы законам, правилам или стандартам.

  • Разрешение конфликтов и ведение переговоров с другими — Рассмотрение жалоб, урегулирование споров, разрешение жалоб и конфликтов или иное ведение переговоров с другими.

  • Мониторинг процессов, материалов или окружения — Мониторинг и анализ информации из материалов, событий или окружающей среды для обнаружения или оценки проблем.

  • Выполнение административной деятельности — Выполнение повседневных административных задач, таких как ведение информационных файлов и обработка документов.

  • Развитие и создание команд — Поощрение и укрепление взаимного доверия, уважения и сотрудничества между членами команды.

вернуться к началу

Подробная рабочая деятельность

  • Преподает курсы социальных наук в колледже.

  • Оценить работу учащихся.

  • Проводите обсуждения в классе.

  • Посещайте учебные занятия или профессиональные встречи для развития или поддержания профессиональных знаний.

  • Будьте в курсе последних событий в области специализации.

  • Проводить тесты для оценки образовательных потребностей или прогресса.

  • Разработка учебных материалов.

  • Подготовка тестов.

  • Руководство исследовательской работой или стажировкой студентов.

  • Руководить лабораторными работами.

  • Нанять персонал.

  • Нанять персонал.

  • Разработка учебных целей.

  • Оценка эффективности образовательных программ.

  • Темы исследований в области знаний.

  • Написание статей, книг или других оригинальных материалов в области знаний.

  • Создание учебных материалов на основе технологий.

  • Консультировать студентов по академическим или карьерным вопросам.

  • Непосредственная деятельность отдела.

  • Написать заявки на гранты.

  • Ведение учета учащихся.

  • Работа в институциональных или ведомственных комитетах.

  • Пишите отчеты или оценки.

  • Выполнение действий по зачислению или регистрации студентов.

  • Рекламировать образовательные учреждения или программы.

  • Заказать учебные или библиотечные материалы или оборудование.

  • Выберите учебные материалы или оборудование.

  • Оценить научные материалы.

  • Составлять специализированные библиографии или списки материалов.

  • Планируйте общественные программы или мероприятия для широкой публики.

  • Консультировать педагогов по учебным планам, методам обучения или политике.

Поиск профессий, связанных с несколькими подробными видами деятельности

Математика и естественные науки

  • Психология
  • социология и антропология

Искусство и гуманитарные науки

  • Английский язык

Образование и обучение

  • Обучение и разработка курсов

Здоровье

  • терапия и консультирование

Базовые навыки

  • использование лучших стратегий обучения или обучения для изучения новых вещей
  • чтение информации о работе

Решение проблем

  • заметить проблему и найти лучший способ ее решения

Люди и технологические системы

  • Анализ плюсов и минусов разных вариантов и выбор лучшего
  • выяснить, как должна работать система и как будущие изменения повлияют на нее

Вербальный

  • общаться посредством речи
  • общаться, написав

Идеи и логика

  • составьте общие правила или придумайте ответы на основе большого количества подробной информации
  • использовать правила для решения проблем

Людям, заинтересованным в этой работе, нравятся мероприятия, которые включают помощь людям, обучение, и общение.

Они хорошо справляются с работой, которая требует:

  • Достижения/Усилия
  • Надежность
  • Независимость
  • Стойкость
  • Инициатива
  • Целостность

Вы можете использовать такое программное обеспечение на работе:

Аналитическое или научное программное обеспечение

  • IBM SPSS Statistics
  • MathWorks MATLAB

Компьютерное программное обеспечение для обучения

  • Система управления обучением LMS
  • Мудл

Программное обеспечение для обработки текстов

  • Документы Google
  • Microsoft Word

докторская степень или
постдокторская подготовка
обычно требуется

Начните свою карьеру:

Новые возможности трудоустройства очень вероятны в будущем.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts