Сравнение научной и житейской психологии таблица: Сравнительная характеристика научной и житейской психологии

Содержание

Вопрос 1. Психология как наука. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Отрасли психологии.

Возникновение психологической науки можно условно разделить на этапы:

Психология является полипредметной наукой, на разных этапах ее развития предмет понимался по-разному, что безусловно отразилось на современном состоянии науки.

  1. Донаучная/философская психология: Душа.

  2. Описательная психология: Духовная деятельность человека.

  3. Интроспективная психология: Сознание.

  4. Бихевиоризм: Поведение.

  5. Гещтельтпсихология: Целостные структуры сознания и психики.

  6. Психоанализ: Бессознательное.

  7. Гуманистическая психология: Личность.

  8. Когнитивная психология: Познавательные структуры и процессы.

9 Отечественная психология: Психика.

Психология как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Психология как наука о сознании. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека. Ассоцианизм, гештальт.

Психология как наука о поведении. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. Бихевиоризи, необихевиоризм.

Психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для этого этапа (современная психология) характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

Пять основных отличий житейской и научной психологии.(Гиппенрейтер):

1. Конкретность – обобщенность. Обыденные психологические знания конкретны, т.е. приурочены к конкретным ситуациям, личностям, жизненным проблемам, условиям и задачам конкретной деятельности. Обыденные психологические знания характеризуются ограниченность задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются (манипуляция родителей). Научная психология оперирует обобщающими понятиями, в которых отражаются общие тенденции и наиболее существенные особенности психологических явлений, их значимые связи и соотношения. Научное психологическое описание надситуативно и отличается большей строгостью и экономность, позволяя увидеть за многообразием частных проявлений фундаментальные закономерности развития.

2. Интуитивный характер – логическая связность и обоснованность. Интуитивные по своему происхождению житейские знания рационально не обоснованы. Субъект может отчетливо не осознавать, что располагает ими и использовать их спонтанно, под влиянием случая. Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, концепций и теорий. Получение научного знания неразрывно связано с выдвижением корректно формулируемых гипотез и проверкой логически вытекающих из них следствий.

3. Способы передачи (трансляции) знаний. В сфере обыденного сознания ограниченная возможность передачи вытекает из конкретного и интуитивного характера самих знаний. Каждый человек сам приобретает их в своем опыте, передать который сложно. Эффективная трансляция научных знаний обеспечивается за счет их строгой формализации в понятиях и законах.

4. Методы получения знаний. Обыденное психологическое знание черпается из отрывочных наблюдений и несистематической рефлексии. Научная психология использует экспериментальный метод. Научные наблюдения организуются согласно строго определенным правилам.

5. Источники получения знаний. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, который недоступен в полном объеме ни одному носителю житейской психологии. Можно также добавить, что в отличие от житейской научная психология представляет собой профессиональную деятельность особого научного сообщества, подчиняется его законам. И если обыденное психологическое знание фрагментарно и разрозненно, то психологическая наука стремится к единому парадигмальному основанию, т.е. пытается выработать универсальную систему норм и регулятивов психологического познания.

Общность отраслей (около 100) обеспечивается сохранением единого предмета научного исследования: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики, только в различных условиях и видах деятельности, на разных уровнях и этапах развития, в различных социальных контекстах. Основания для классификации разделов и отраслей: 1. Цель научной деятельности – получение или применение знаний; по этому критерию различают фундаментальные (базовые) разделы и специальные (прикладные) отрасли. 2. Области применения получаемых знаний в социальной практике или конкретные системы деятельности человека, оптимизация которых достигается за счет прироста научных данных. 3. Этапы и уровни развития психики в филогенезе и онтогенезе. 4. Структура социально-психологических отношений человека и сообщества, индивидов и групп. 5. Междисциплинарные связи, взаимодействие со смежными науками. К фундаментальным разделам, как правило, относятся: общая психология, дифференциальная психология, психология развития, социальная психология, психология личности, психофизиология, а также история психологии, позволяющая раскрыть исторические закономерности формирования и развития психологических знаний, их постепенное оформление в самостоятельную науку. Теоретико-методологическое ядро современной психологии составляет общая психология – фундаментальная дисциплина, цель которой – найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом; это совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие законы и механизмы функционирования психики, определяющих теоретические принципы и методы психологического познания, основные понятия психологии и ее категориальный строй.

Дифференциальная психология (термин введен В.Штерном в 1900г.) – базовый раздел научной психологии, изучающий психологические различия между индивидами и группами, а также психологические причины и следствия этих различий. Представители: Бине, Кеттелл, Лазурский, Юнг, Кречмер. Психология развития – базовый раздел, фокусированный на изучении проблем развития психики в филогенезе и онтогенезе. В круг научных проблем входят: проблемы периодизации психического развития, особенности протекания основных психических процессов на разных стадиях формирования человеческой личности, влияние биологических и социальных факторов, изменение соотношения биологического и социального в человеке в ходе его жизни, возникновение новообразований при переходе от одного возрастного периода к другому, возрастные кризисы развития и т.д. Социальная психология – раздел психологической науки, изучающий психологические закономерности и особенности поведения, взаимодействия и общения людей, обусловленные их включенностью в различные социальные группы.
Предметом изучения также выступают характеристики самих групп. Представители: Лазарус, Вундт, МакДауголл. Психология личности – изучение психологических особенностей человека как носителя сознания и самосознания, субъекта деятельности и межличностных отношений, а также как индивидуальности, стремящейся к самореализации и саморазвитию. Психофизиология – область междисциплинарных исследований психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом – ЦНС. Направления психофизиологии: сенсорная и органов чувств, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, сна, стресса, функциональных состояний, мышления и др. Специальные (прикладные) отрасли психологии как бы надстраиваются над фундаментальными и развиваются путем разработки специально-научных проблем, их конкретизации в определенных областях исследований и социальной практики.

Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическое знание, накопленное и используемое человеком в повседневной жизни.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Особенности Ж.П.:

 опора на жизненный опыт и здравый смысл

правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях

 фрагментарность житейских психологических знании- интуитивный хар

доступность изложения и наглядность

неточность употребляемых понятий

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек -хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности. .. Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

Цель научной психологии:

Процессы

Обыденная, ЖП

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Научная П

1. Получение знаний

Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.

Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний

Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

3. Воспрозведение

Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

— поиск новых психологических знаний о внутреннем мире человека

— объяснение закономерности психологической жизни

Хар-ка Н.П.:

— объективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты

— рациональность и осознанность

— эмпирическое и логическое доказательность

— обобщенность и выявление общих закономерностей

— систематичность в описании фактов психолог. жизни

— опора на научные понятия

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

1.1 Психология как наука – Введение в психологию

Глава 1. Введение в психологию

Чарльз Стангор и Дженнифер Валинга

Цели обучения

  1. Объясните, почему использование нашей интуиции в отношении повседневного поведения недостаточно для полного понимания причин поведения.
  2. Опишите разницу между ценностями и фактами и объясните, как научный метод используется для их разграничения.

Несмотря на различия в интересах, областях исследований и подходах, всех психологов объединяет одно: они опираются на научные методы. Психологи-исследователи используют научные методы для получения новых знаний о причинах поведения , в то время как психологи-практики , такие как клинические, консультационные, промышленно-организационные и школьные психологи, используют существующие исследования для улучшения повседневной жизни людей. другие . Наука психология важна как для исследователей, так и для практиков.

В некотором смысле все люди являются учеными. Нам всем интересно задавать вопросы о нашем мире и отвечать на них. Мы хотим знать, почему что-то происходит, когда и есть ли вероятность того, что это произойдет снова, и как их воспроизвести или изменить. Такое знание позволяет нам предсказывать собственное поведение и поведение других. Мы можем даже собирать данные  (т. е. любую информацию, собранную посредством формального наблюдения или измерения ), чтобы помочь нам в этом начинании. Утверждалось, что люди — это «обычные ученые», которые проводят исследовательские проекты, чтобы найти ответы на вопросы о поведении (Nisbett & Ross, 1980). Когда мы плохо справляемся с важным тестом, мы пытаемся понять, что послужило причиной нашей неспособности запомнить или понять материал и что может помочь нам добиться большего успеха в следующий раз. Когда наши хорошие друзья Мониша и Чарли расстаются, несмотря на то, что у них, казалось, были отношения, созданные на небесах, мы пытаемся определить, что произошло. Когда мы размышляем о росте террористических актов по всему миру, мы пытаемся исследовать причины этой проблемы, глядя на самих террористов, ситуацию вокруг них и реакцию других на них.

Проблема интуиции

Результаты этих «повседневных» исследовательских проектов могут научить нас многим принципам человеческого поведения. На собственном опыте мы узнаем, что если мы сообщаем кому-то плохие новости, он или она может обвинить нас, даже если эта новость не была нашей ошибкой. Мы узнаем, что люди могут впадать в депрессию после того, как они не справляются с важным заданием. Мы видим, что в нашем обществе часто встречается агрессивное поведение, и разрабатываем теории, объясняющие, почему это так. Эти идеи являются частью повседневной социальной жизни. На самом деле многие исследования в области психологии связаны с научным изучением повседневного поведения (Heider, 19).58; Келли, 1967).

Проблема, однако, с тем, как люди собирают и интерпретируют данные в своей повседневной жизни, заключается в том, что они не всегда особенно тщательны. Часто, когда одно объяснение события кажется правильным, мы принимаем это объяснение за истину, даже если возможны и потенциально более точные другие объяснения. Например, свидетели насильственных преступлений часто чрезвычайно уверены в том, что они опознают лиц, совершивших эти преступления. Но исследования показывают, что очевидцы не менее уверены в своих опознаниях, когда они неверны, чем когда они верны (Cutler & Wells, 2009).; Уэллс и Хазел, 2008 г.). Люди также могут убедиться в существовании экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) или предсказательной ценности астрологии, когда нет никаких доказательств ни того, ни другого (Гилович, 1993). Кроме того, психологи также обнаружили, что существует множество когнитивных и мотивационных искажений, которые часто влияют на наше восприятие и приводят к ошибочным выводам (Fiske & Taylor, 2007; Hsee & Hastie, 2006). Таким образом, принятие объяснений событий без их тщательной проверки может привести нас к мысли, что мы знаем причины вещей, хотя на самом деле это не так.

Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research (Brendl, Chattopadhyay, Pelham, & Carvallo, 2005), демонстрирует, в какой степени люди могут не знать о причинах своего поведения. Исследование показало, что по крайней мере при определенных условиях (и хотя они этого не знают) люди часто предпочитают названия брендов, содержащие буквы их собственного имени, названиям брендов, не содержащим букв их собственного имени.

Участники исследования были набраны парами и им сказали, что исследование представляет собой дегустацию различных сортов чая. Для каждой пары участников экспериментатор создал два чая и назвал их, добавив основу слова «оки» к первым трем буквам имени каждого участника. Например, для Джонатана и Элизабет названия чаев были бы Джоноки и Элиоки.

Затем участникам показали 20 пакетов чая, которые якобы проходили испытания. Восемнадцать пакетов были помечены выдуманными японскими именами (например, Матаку; Сомута), а два были помечены торговыми марками, составленными из имен участников. Экспериментатор объяснил, что каждый участник попробует только два чая и сможет выбрать один пакет из этих двух, чтобы забрать домой.

Одного из двух участников попросили нарисовать листочки бумаги, чтобы выбрать два бренда, которые будут дегустированы на этой сессии. Однако жеребьевка была сфальсифицирована таким образом, что для дегустации всегда выбирались два бренда, содержащие имена участников. Затем, пока заваривался чай, участники выполняли задание, направленное на повышение их потребности в самоуважении, что, как ожидалось, должно было усилить их желание выбрать марку с буквами их собственного имени. В частности, все участники писали о том аспекте себя, который они хотели бы изменить.

После того, как чай был готов, участники попробовали его, а затем решили взять с собой пакетик одного из чаев. После того, как они сделали свой выбор, участников спросили, почему они выбрали именно тот чай, а затем им объяснили истинную цель исследования.

Результаты этого исследования показали, что участники выбирали чай, в состав которого входили первые три буквы их собственного имени, значительно чаще (64% времени), чем чай, в который входили первые три буквы имени их партнера (только 36% случаев). Более того, решения принимались бессознательно; участники не знали, почему они выбрали именно тот чай, который выбрали. Когда их спросили, более 90% участников думали, что выбрали по вкусу, тогда как только 5% из них назвали настоящую причину — то, что в названии бренда есть буквы их названия.

Как только мы узнаем об исходе данного события (например, когда читаем о результатах исследовательского проекта), мы часто верим, что могли бы предсказать исход заранее. Например, если половине учащихся сказать, что исследования, касающиеся притяжения между людьми, показали, что «противоположности притягиваются», а другой половине сказать, что исследования показали, что «одни птицы слетаются в стаи», большинство учащихся считают, что результат, о котором они только что прочитали, верен, и что они могли бы предсказать результат до того, как прочитали об этом. Конечно, оба этих противоречивых результата не могут быть истинными. (На самом деле, психологические исследования показывают, что «одного поля ягоды слетаются в стаю» — это, как правило, так.) Проблема в том, что простое чтение описания результатов исследования заставляет нас думать о многих известных нам случаях, подтверждающих эти результаты, и, таким образом, делает их правдоподобными. Склонность думать, что мы могли бы предсказать что-то, что уже произошло и что мы, вероятно, не смогли бы предсказать , называется предвзятостью ретроспективного взгляда .

Почему психологи полагаются на эмпирические методы

Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют эмпирических методов для изучения интересующих их тем. Эмпирические методы включают процессы сбора и организации данных и формулирования выводов об этих данных . Эмпирические методы, используемые учеными, разрабатывались в течение многих лет и обеспечивают основу для сбора, анализа и интерпретации данных в рамках общей структуры, в рамках которой можно обмениваться информацией. Мы можем обозначить научный метод как набор допущений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения эмпирических исследований .

Хотя научные исследования являются важным методом изучения человеческого поведения, не на все вопросы можно ответить, используя научные подходы. Утверждения, которые не могут быть объективно измерены или объективно определены как истинные или ложные, не входят в область научного исследования. Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами. Ценности — это личные утверждения, такие как «Аборты не должны быть разрешены в этой стране», «Я попаду в рай, когда умру» или «Важно изучать психологию». Факты — это объективных утверждений, точность которых определена в результате эмпирического исследования . Примеры: «В 2009 году в Канаде было совершено более 21 000 убийств» или «Исследования показывают, что у людей, подвергающихся сильному стрессу в течение длительного периода времени, возникает больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто этого не делает».

Поскольку ценности нельзя считать ни истинными, ни ложными, наука не может их ни доказать, ни опровергнуть. Тем не менее, как показано в таблице 1.1, иногда исследования могут предоставить факты, которые могут помочь людям развить свои ценности. Например, наука может быть в состоянии объективно измерить влияние нежеланных детей на общество или психологическую травму, полученную женщинами, сделавшими аборт. Влияние тюремного заключения на уровень преступности в Канаде также можно определить. Эта фактическая информация может и должна быть доступна, чтобы помочь людям сформулировать свои ценности в отношении абортов и лишения свободы, а также дать возможность правительствам сформулировать соответствующую политику. Ценности также часто играют роль при определении того, какое исследование целесообразно или важно провести. Например, правительство Канады недавно увеличило финансирование университетских исследований, ежегодно выделяя 37 миллионов долларов трем крупным исследовательским советам, занимающимся вопросами здравоохранения, социальных и естественных наук (Research Canada, 2014).

Таблица 1.1 Примеры значений и фактов в научных исследованиях.

Личная ценность Научный факт
Окружающая среда должна быть защищена. Правительство Канады сократило финансирование охраны окружающей среды на 200 миллионов долларов, но ежегодно выплачивает более 1,4 миллиарда долларов в виде субсидий нефтегазовой отрасли.
Практический опыт работы помогает развивать квалифицированных работников. Более 100 миллионов долларов США в виде беспроцентных займов будут доступны в 2014 году в рамках Канадской программы займов для учеников, являющейся расширением Канадской программы студенческих займов.
Технологии становятся все более необходимыми. Федеральное правительство Канады инвестирует 305 миллионов долларов в течение пяти лет, чтобы в 2014 году обеспечить высокоскоростным широкополосным доступом около 280 000 домов.
Важно бросить курить. Правительство Канады повысит стоимость сигарет более чем на 4 доллара за пачку в 2014 году9.0102
Источник: Huffington Post, 2014 г.

Хотя ученые используют исследования для установления фактов, различие между ценностями и фактами не всегда ясно. Иногда утверждения, которые ученые считают фактическими, впоследствии, на основе дальнейших исследований, оказываются частично или даже полностью неверными. Хотя научные процедуры не обязательно гарантируют, что ответы на вопросы будут объективными и непредвзятыми, наука по-прежнему остается лучшим методом для получения объективных выводов об окружающем нас мире. Когда старые факты отбрасываются, они заменяются новыми фактами, основанными на более новых и правильных данных. Хотя наука несовершенна, требования эмпиризма и объективности дают гораздо больше шансов на точное понимание человеческого поведения, чем при использовании других подходов.

Уровни объяснения в психологии

Изучение психологии охватывает множество различных тем на многих различных уровнях объяснения , которые являются точками зрения, которые используются для понимания поведения . Более низкие уровни объяснения более тесно связаны с биологическими факторами, такими как гены, нейроны, нейротрансмиттеры и гормоны, тогда как средние уровни объяснения относятся к способностям и характеристикам отдельных людей, а самые высокие уровни объяснения относятся к социальным группам. организаций и культур (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000).

Одну и ту же тему можно изучать в рамках психологии на разных уровнях объяснения, как показано в Таблице 1.2, «Уровни объяснения». Например, психологическое расстройство, известное как депрессия , затрагивает миллионы людей во всем мире и, как известно, вызывается биологическими, социальными и культурными факторами . Изучение и помощь в облегчении депрессии можно осуществить на низком уровне объяснения, исследуя, как химические вещества в мозге влияют на переживание депрессии. Этот подход позволил психологам разрабатывать и назначать лекарства, такие как прозак, которые могут уменьшать депрессию у многих людей (Williams, Simpson, Simpson, & Nahas, 2009).). На средних уровнях объяснения психологическая терапия направлена ​​на то, чтобы помочь людям справиться с негативным жизненным опытом, который может вызвать депрессию. А на самом высоком уровне психологи изучают различия в распространенности депрессии между мужчинами и женщинами и в разных культурах. Распространенность психологических расстройств, включая депрессию, значительно выше у женщин, чем у мужчин, а также выше в западных культурах, таких как Канада, США и Европа, чем в восточных культурах, таких как Индия, Китай. и Японии (Чен, Ван, Польша и Лин, 2009 г.).; Сидат и др., 2009). Эти половые и культурные различия дают представление о факторах, вызывающих депрессию. Изучение депрессии в психологии помогает напомнить нам, что ни один уровень объяснения не может объяснить все. Все уровни объяснения, от биологического до личного и культурного, необходимы для лучшего понимания человеческого поведения.

Таблица 1.2 Уровни пояснения
Уровень пояснения Основной процесс Примеры
Нижний Биологический
  • Депрессия частично обусловлена ​​генетически.
  • На депрессию влияет действие нейротрансмиттеров в головном мозге.
Средний Межличностное общение
  • Люди в депрессии могут слишком негативно интерпретировать происходящие с ними события.
  • Психотерапия может помочь людям говорить о депрессии и бороться с ней
Высшее Культурно-социальная
  • Женщины более подвержены депрессии, чем мужчины.
  • Распространенность депрессии варьируется в зависимости от культуры и исторического периода.

Проблемы изучения психологии

Понять и попытаться уменьшить стоимость психологических расстройств, таких как депрессия, нелегко, потому что психологические переживания чрезвычайно сложны. Вопросы, которые задают психологи, так же сложны, как и вопросы врачей, биологов, химиков, физиков и других ученых, если не сложнее (Уилсон, 1998).

Основная цель психологии — предсказывать поведение, понимая его причины. Делать прогнозы сложно, отчасти потому, что люди разные и по-разному реагируют в разных ситуациях. Индивидуальные различия  – это различия между людьми по физическим или психологическим параметрам. Например, несмотря на то, что многие люди в какой-то момент своей жизни испытывают по крайней мере некоторые симптомы депрессии, этот опыт резко различается у разных людей. Некоторые люди переживают серьезные негативные события, такие как тяжелые телесные повреждения или потеря близких людей, не испытывая сильной депрессии, в то время как другие люди испытывают тяжелую депрессию без видимой причины. Другие важные индивидуальные различия, которые мы обсудим в следующих главах, включают в себя различия в экстраверсии, интеллекте, самооценке, беспокойстве, агрессии и конформизме.

Из-за множества индивидуальных различий, влияющих на поведение, мы не всегда можем предсказать, кто станет агрессивным или кто лучше всего покажет себя в аспирантуре или на работе. Прогнозы, сделанные психологами (и большинством других ученых), являются только вероятностными. Мы можем сказать, например, что люди, которые набрали более высокие баллы в тесте на интеллект, в среднем будут лучше, чем люди, которые набрали более низкие баллы в том же тесте, но мы не можем сделать очень точные прогнозы о том, как именно будет работать каждый отдельный человек.

Еще одна причина, по которой трудно предсказать поведение, заключается в том, что почти все поведение определяется многократно , или производится многими факторами . И эти факторы встречаются на разных уровнях объяснения. Мы видели, например, что депрессия вызывается генетическими факторами более низкого уровня, личностными факторами среднего уровня и социальными и культурными факторами более высокого уровня. Вы всегда должны скептически относиться к людям, которые пытаются объяснить важное человеческое поведение, такое как насилие, жестокое обращение с детьми, бедность, тревога или депрессия, с точки зрения одной причины.

Кроме того, эти многочисленные причины не являются независимыми друг от друга; они связаны таким образом, что при наличии одной причины, как правило, присутствуют и другие причины. Это совпадение затрудняет точное определение того, какая причина или причины действуют. Например, у некоторых людей может быть депрессия из-за биологического дисбаланса нейротрансмиттеров в их мозгу. Возникающая в результате депрессия может привести к тому, что они будут вести себя более негативно по отношению к окружающим их людям, что затем приведет к тому, что эти другие люди будут более негативно реагировать на них, что затем усугубит их депрессию. В результате биологические детерминанты депрессии переплетаются с социальными реакциями других людей, что затрудняет выявление последствий каждой причины.

Еще одна трудность в изучении психологии заключается в том, что человеческое поведение во многом обусловлено факторами, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания, что делает невозможным для нас, как отдельных лиц, их действительное понимание. Роль бессознательных процессов подчеркивалась в теоретизировании австрийского невролога Зигмунда Фрейда (1856-1939), который утверждал, что многие психические расстройства вызываются воспоминаниями, которые мы вытеснили и, таким образом, остаются вне нашего сознания . Бессознательные процессы станут важной частью нашего изучения психологии, и мы увидим, что современные исследования подтверждают многие идеи Фрейда о важности бессознательного в управлении поведением.

 

Key Takeaways

  • Психология — это научное исследование разума и поведения.
  • Хотя легко думать, что повседневные ситуации имеют здравый смысл, научные исследования показали, что люди не всегда так хорошо предсказывают результаты, как они думают.
  • Предубеждение ретроспективного взгляда заставляет нас думать, что мы могли предсказать события, которые на самом деле не могли предсказать.
  • Люди часто не осознают причин своего поведения.
  • Психологи используют научный метод для сбора, анализа и интерпретации доказательств.
  • Использование научного метода позволяет ученому объективно собирать эмпирические данные, что способствует накоплению научных знаний.
  • Психологические явления сложны, и предсказывать их сложно из-за индивидуальных различий и из-за того, что они многократно детерминированы на разных уровнях объяснения.

Каталожные номера

Брендл, К.М., Чаттопадхьяй, А., Пелхэм, Б.В., и Карвалло, М. (2005). Брендирование букв названия: валентность передается, когда активны конкретные потребности продукта. Journal of Consumer Research, 32 (3), 405–415.

Качиоппо, Дж. Т., Бернтсон, Г. Г., Шеридан, Дж. Ф., и МакКлинток, М. К. (2000). Многоуровневый интегративный анализ человеческого поведения: социальная нейронаука и дополняющий характер социальных и биологических подходов. Психологический бюллетень, 126 (6), 829–843.

Чен, П.-Ю., Ван, С.-К., Польша, Р.Э., и Лин, К.-М. (2009). Биологические различия в депрессии и тревоге между Востоком и Западом. CNS Neuroscience & Therapeutics, 15 (3), 283–294.

Катлер, Б.Л., и Уэллс, Г.Л. (2009). Экспертные показания по опознанию очевидцев. В JL Skeem, SO Lilienfeld и KS Douglas (Eds.), Психологическая наука в зале суда: консенсус и противоречие (стр. 100–123). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Фиске, С.Т., и Тейлор, С.Е. (2007). Социальное познание: от мозга к культуре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Гилович, Т. (1993). Откуда мы знаем, что не так: Ошибочность человеческого разума в повседневной жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.

Хайдер, Ф. (1958). Психология межличностных отношений . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Хси, С.К., и Хасти, Р. (2006). Решение и опыт: почему мы не выбираем то, что делает нас счастливыми? Trends in Cognitive Sciences, 10 (1), 31–37.

Хаффингтон Пост. (2014). Основные показатели бюджета Канады на 2014 г.: что нужно знать . Получено 2 мая 2104 г. с http://www.huffingtonpost.ca/2014/02/11/2014-canadian-budget-highlights_n_4769700.html

.

Келли, HH (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. В Д. Левине (ред.), Небраска, симпозиум по мотивации (том 15, стр. 192–240). Линкольн: Университет Небраски Press.

Нисбетт, Р. Э., и Росс, Л. (1980). Человеческий вывод: стратегии и недостатки социального суждения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Исследования Канады. (2014). Бюджет на 2014 год – Что это значит для нас . Получено 2 мая 2014 г. с http://www.rc-rc.ca/blog/budget-2014-research-canadas-analysis

.

Сидат, С., Скотт, К.М., Ангермейер, М.К., Берглунд, П., Бромет, Э.Дж., Бруга, Т.С., и Кесслер, Р.К. (2009). Межнациональные ассоциации между полом и психическими расстройствами в исследованиях Всемирной организации здравоохранения по вопросам психического здоровья. Архив общей психиатрии, 66 (7), 785–795.

Уэллс, Г.Л., и Хазел, Л.Э. (2008). Идентификация очевидца: вопросы общеизвестности и обобщения. В E. Borgida & ST Fiske (Eds.), За гранью здравого смысла: психологическая наука в зале суда (стр. 159–176). Молден, Нью-Джерси: Блэквелл.

Уильямс, Н., Симпсон, А.Н., Симпсон, К., и Нахас, З. (2009). Частота рецидивов при длительной терапии антидепрессантами: метаанализ. Психофармакология человека: клиническая и экспериментальная, 24 (5), 401–408.

Уилсон, Э. О. (1998). Согласие: единство знаний . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Винтажные книги.

Биологический подход (психология): определение и примеры

Психология — одна из многих истинных загадок современных наук. Фундаментальный вопрос, на который он пытается ответить, касается связи разума и души ( психики) с нашими физическими телами. Разделены ли тело и разум? Или они одинаковые? Каждый психологический подход предлагает свой ответ на этот философский вопрос, известный как проблема тела и разума .

В этой статье мы рассмотрим, как психология использует знания и методы биологии в биологическом подходе к ответам на фундаментальные вопросы о том, что определяет поведение и мышление людей.

  • Сначала дадим определение биологического подхода.
  • После этого мы рассмотрим некоторые предположения биологического подхода.
  • Затем мы рассмотрим несколько примеров биологического подхода.
  • Далее мы кратко рассмотрим биологический подход к депрессии.
  • Наконец, мы рассмотрим оценку биологического подхода, включая сильные и слабые стороны биологического подхода.

Определение биологического подхода

Биологическая точка зрения предполагает, что биологические структуры определяют наше поведение и мысли. Эти структуры включают нейроны, области мозга, нейротрансмиттеры или гены. Простое определение этого:

Биологический подход в психологии предполагает изучение биологии человека, чтобы понять человеческое поведение.

В отличие от когнитивного подхода, в биологическом подходе разум не рассматривается отдельно от физического строения нашего тела. В машине нет «призрака»; вместо этого физическая машина состоит из многих структур, например. клетки, которые работают вместе, чтобы мы могли функционировать.

Биопсихология — это то место, где психология и биология пересекаются. Существенными идеями, взятыми из биологии и примененными к психологии, являются естественный отбор, локализация функций мозга и химические вещества мозга как основа поведения. Давайте подробнее рассмотрим, как эти идеи влияют на поведение.

Предположения биологического подхода

В биопсихологии изучение биологии человека и генов на протяжении всей истории и сегодня с использованием более передовых технологий привело к некоторым предположениям, которым следует биологический подход. Их три основных:

  1. Гены определяют наше поведение.
  2. Функции мозга локализованы.
  3. Нейрохимические вещества лежат в основе поведения.

Одно из ключевых предположений биологического подхода состоит в том, что черты и поведения могут быть унаследованы от наших родителей. Он также предполагает, что черты передаются от одного поколения к другому, чтобы обеспечить выживание в естественной среде.

Рис. 1. — Биологические подходы предполагают, что генетика и биология определяют мысли и поведение.

Чтобы показать, как генетика и биология могут влиять на наши действия, мы рассмотрим несколько примеров биологического подхода, призванного объяснить поведение человека.

Примеры биологического подхода

Здесь мы рассмотрим некоторые примеры биологических подходов, включая гены, определяющие поведение, эволюционные объяснения поведения, функциональность мозга, нейрохимические вещества и поведение.

Биологический подход: гены определяют поведение

Естественный отбор — это идея о том, что биологические преимущества вида (например, более острый клюв, больший мозг, лучшее ночное зрение) передаются будущим поколениям в виде унаследованного биологического признака, и была предложена Дарвином в так называемой 9-й0017 теория эволюции .

Полезно знать: В отличие от повседневного языка, в науке теория является всеобъемлющей идеей, подтвержденной множеством фактов. Это настолько близко, насколько наука может назвать что-то фактом. Однако идея, о которой вы размышляете, называется гипотезой .

Спустя столетие после Дарвина достижения в области биотехнологии позволили нам подтвердить существование унаследованных физических признаков или генов в клеточной ДНК. Генетики все еще пытаются выяснить, как генов влияют на поведение; тем не менее, близнецов исследования и семейные истории показывают, что многое в поведении можно объяснить, используя идеи генотипов и фенотипов .

Мы являемся носителями определенной комбинации генетической информации (ДНК) наших родителей, называемой генотипом . Однако наблюдаемы только доминантных признаков. Эти внешне наблюдаемые гены называются фенотипами , определяемыми как генотипом, так и окружающей средой.

Некоторыми примерами фенотипов являются цвет волос, рост, цвет глаз и даже поведение.

Информация о генотипах и фенотипах помогла нам понять, почему одни люди проявляют определенное поведение, а другие нет.

Считается, что некоторые психические заболевания, такие как шизофрения, имеют генетический компонент, поскольку они часто передаются по наследству, но не всегда.

Биологический подход: эволюционное объяснение поведения

Эволюционная адаптация означает, что черты, передаваемые из поколения в поколение, наилучшим образом помогают человеку выжить в естественной среде.

Большинство адаптаций теории эволюции касаются физических черт. Но психологию особенно интересуют поведенческих черт , то есть то, как люди развивались с течением времени, чтобы лучше адаптироваться к окружающей среде. Это включает в себя такое поведение, как альтруизм, привязанность и общение с помощью мимики.

Предубеждение внимания; Эксперименты показали, что даже младенцы склонны уделять больше внимания паукам и змеям, чем автомобилям. На самом деле оба могут быть одинаково смертельны. Почему это может быть полезной чертой в природе?

Одно из возможных объяснений этого заключается в том, что на протяжении поколений те, кто обращал внимание на пауков и змей и, следовательно, научился их бояться, выживали дольше и имели шанс произвести больше потомства, чем те, кто умер от укусов змей или пауков. Это означало бы, что способность научиться бояться змей и пауков — это адаптация, развившаяся у людей благодаря окружающей среде.

Биологический подход: функционирование мозга

Биопсихология предполагает, что разные части мозга выполняют разные функции, а не весь мозг работает постоянно.

Существует множество методов изучения анатомии головного мозга, в том числе такие методы визуализации, как фМРТ , ПЭТ сканирование , вскрытие , или изучение поведения людей с ранее существовавшим повреждением головного мозга .

Исследования показали, что разные области мозга связаны с определенными функциями.

Одним из способов подтверждения локализации мозга является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), которая временно блокирует электрическую активность определенных областей мозга.

В зависимости от того, какие именно области мозга поражены, люди теряют речь или контроль над своими руками на минуту или две (необратимых повреждений не происходит). Это демонстрирует, что определенные области мозга контролируют нормальное использование мозга.

Биологический подход: нейрохимические вещества и поведение

Многие виды поведения можно объяснить наличием или отсутствием в мозге специфических химических веществ-мессенджеров, в частности нейротрансмиттеров , гормонов и мессенджеров иммунной системы .

Биологический подход объясняет, что избыточный уровень дофамина в определенных областях мозга вызывает положительные симптомы шизофрении. И что более низкие уровни дофамина в других областях способствуют негативным симптомам шизофрении.

Свидетельством роли нейрохимических веществ в психических заболеваниях является то, что нейролептики, воздействующие на обилие реабсорбируемых и доступных в синапсах нейротрансмиттеров, оказались эффективным средством для уменьшения положительных и отрицательных симптомов шизофрении.

Биологический подход к депрессии

Другой пример биологического подхода к объяснению психологических теорий включает этиологию (причину) и лечение депрессии с использованием нейрохимических веществ, влияющих на настроение и поведение.

Исследования связывают депрессию с дефицитом нейротрансмиттеров серотонина и дофамина.

Биологическая модель будет лечить большую депрессию с помощью медикаментозной терапии, включающей назначение и прием лекарств (известных как антидепрессанты ) для коррекции дисбаланса нейротрансмиттеров.

Другим практическим применением достижений в области биопсихологии является транскраниальная стимуляция постоянным током (TDCS), своего рода низковольтный электрический ток, воздействующий на мозг, который обещает облегчить симптомы депрессии.

Однако этот подход не учитывает эмоции и факторы стресса окружающей среды, которые могут играть роль в развитии и продолжении болезни, что мы обсудим подробнее при оценке биологического подхода.

Рис. 2. Биологическое лечение депрессии включает антидепрессанты, которые уравновешивают уровни нейротрансмиттеров.

Сильные и слабые стороны биологического подхода

Биологический подход имеет ряд преимуществ по сравнению с другими подходами, но также и некоторые недостатки. Разберем его оценку.

Сильные стороны биологического подхода

Во-первых, существуют многочисленные сильные стороны биологического подхода, что делает его надежным и объективным по сравнению с некоторыми другими подходами. Давайте посмотрим на некоторые из его плюсов:

  • Объективные научные и биологические доказательства можно найти с помощью технологий. Постоянное использование научных данных повышает надежность и достоверность этой исследовательской области.

Например, электроэнцефалографы (ЭЭГ, которые анализируют циклы сна/бодрствования), аппараты функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) для выделения областей мозга, используемых во время определенных действий, и, как упоминалось ранее, медикаментозная терапия и генетический анализ у близнецов исследования.

  • Реальные приложения из этих биологических открытий помогают значительно улучшить жизнь людей. Как мы уже упоминали о медикаментозном лечении, другие примеры включают препараты (например, L-Dopa), которые повышают уровень дофамина у людей с болезнью Паркинсона, чтобы уменьшить симптомы дрожи и мышечного спазма.

Недостатки биологического подхода

Хотя у биологического подхода есть много преимуществ, он не идеален. Давайте рассмотрим некоторые недостатки этого подхода:

  • Подход чрезмерно упрощает людей и нашу физиологию. Другие факторы могут влиять на наше поведение, и одно биологическое лечение может не помочь тем, на кого повлияли внешние факторы.
  • Детерминизм , относящийся к биологическому подходу является концепцией мышления, если поведение людей определяется их генетикой и биологией, то могут ли они действительно контролировать и нести ответственность за это поведение? Это поднимает философию о способности человека к свободной воле и о том, несем ли мы сознательную ответственность за свое поведение.
  • Говорят, что биологический подход не учитывает индивидуальных различий внутри людей. Люди могут быть биологически похожими, но не идентичными, так можно ли действительно предположить, что биологическое лечение будет работать лучше всего для большинства? Могут быть различия в гендере, этнической принадлежности и нейроразнообразии, что может означать, что биологические подходы не могут быть обобщены для всего населения.
  • Есть выпуски корреляция против причинно-следственной связи в научных исследованиях. Корреляция предполагает, что при изменении одной переменной (например, уровня нейротрансмиттеров) изменяется и другая переменная (например, настроение). Проблема в том, что мы не можем установить, какая переменная является причиной, а какая следствием, или понять, влияют ли на эти результаты какие-либо опосредованные процессы.

Рис. 3. — Факторы, связанные с окружающей средой, также могут влиять на мышление и поведение человека.

Недавно психология здоровья начала применять обновленную версию биологического подхода к болезням, называемую биопсихосоциальная модель.

Модель имеет более целостный взгляд на психологическое благополучие и пытается учитывать все различные социальные, психологические и биологические факторы, которые могут влиять на мысли и поведение людей.


Биологический подход – основные выводы

  • Биологический подход пытается объяснить поведение и мышление людей через биологические структуры.
  • Основные предположения биологического подхода заключаются в том, что гены и нейрохимические вещества определяют поведение. Другая гипотеза состоит в том, что функции мозга сосредоточены в определенных частях мозга.
  • Биологический подход предполагает, что депрессия связана с дефицитом нейротрансмиттеров серотонина и дофамина.
  • Сильные стороны биологического подхода заключаются в том, что существует много практических приложений для биологических исследований поведения и что используемые методы являются научно обоснованными.
  • Слабые стороны биологического подхода заключаются в том, что другие, возможно, важные переменные не принимаются во внимание и что это корреляционный подход.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts