Профессия педагога-психолога – профессия будущего
Декан факультета педагогики и психологии, профессор, кандидат психологических наук Татьяна Сахарова рассказала, как выбрать профессию, востребованную в будущем.
Татьяна Николаевна Сахарова работает в МПГУ с 2000 года. Окончив факультет педагогики и психологии, она пришла работать ассистентом на кафедру Психологии развития, которую возглавляла академик РАО, доктор психологических наук, профессор В.С. Мухина. Параллельно Татьяна Сахарова поступила учиться в аспирантуру к Валерии Сергеевне, защитила кандидатскую диссертацию в 2004 году. С мая 2013 года занимает должность декана факультета педагогики и психологии МПГУ.
– Как обнаружить в себе талант преподавателя?
– Психологи считают, если вы хотите понять в каком виде деятельности будет успешен человек, нужно посмотреть во что он играет в детстве. Сколько помню себя в детстве, я любила играть в школу. Еще не будучи школьницей, проводила много времени с бабушкой и дедушкой, которые были учителями. Наверное, это и предопределило мой будущий выбор педагогического вуза.
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
– Самое сложное в работе преподавателя, оно же и самое интересное – помогать каждому учащемуся раскрывать свою личность, потенциал, помочь стать лучше, проявив самые яркие качества, таланты и способности.
– Если бы вы сейчас начинали свою работу преподавателя, то каких ошибок постарались бы избежать?
– Наверное, постаралась бы больше давать самостоятельности обучающимся.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
– Думаю, главное качество в профессии педагога – это любить тех, кого учишь, и верить в каждого из них.
– Какими вы видите будущих педагогов?
– Надеюсь, что будущие педагоги будут думающими, интересными для своих обучающихся, будут развиваться сами и способствовать развитию учеников. А главное, будут любить то, чем занимаются. Хочется, чтобы будущие педагоги обладали психологической гибкостью, профессиональной мобильностью, флексибильностью (когнитивной гибкостью), обеспечивающих профессионально-личностную стабильность и опережающий характер профессионального саморазвития.
– Расскажите о научной работе на факультете, пожалуйста.
– Научная деятельность на нашем факультете строится в рамках научных школ, которые возглавляют ведущие ученые в области педагогики и психологии. Сегодня на факультете развиваются научные школы известные во всем мире. Это научная школа В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности»; научная школа А.А. Вербицкого «Контекстное образование»; научная школа А.В. Мудрика «Социализация и воспитание»; научная школа «Личностно-ориентированное профессиональное образование» имени В.А. Сластенина; научная школа» Каузальной диагностики А.Ф. Вербицкого»; научная школа Е.А. Левановой «Социально-психологическое сопровождение развития психопластики личности»; научная школа Л. С. Подымовой в области «Инновационной педагогики и психологии»; научная школа «Психология самопознания в обучении» Е.А. Сорокоумовой.
Вовлеченность студентов факультета в научную работу начинается с первого курса. Каждый студент выбирает себе тему научного исследования и работает над под руководством научного руководителя. Важно, что студенты могут самостоятельно выбирать себе тему научного исследования. На факультете регулярно проводятся занятия в рамках научно-исследовательских групп, в рамках которых, обучающиеся обсуждают научные идеи и замыслы с научным руководителем и другими студентами, работающими в рамках схожих направлений исследований. Ежегодно студенты факультета участвуют в научных конференциях и семинарах. Так, уже более 10 лет на факультете проходит ежегодная научно-практическая конференция по результатам исследований в области Психологии, педагогики и социокультурной антропологии. В конференции участвуют только студенты МПГУ, но и учащиеся других вузов Москвы и колледжей. Часто базой для проведения эмпирических исследований студентов становятся организации, в которых они проходят практику. На факультете действует студенческое объединение — Научный сектор факультета, который регулярно организует научные мероприятия, выставки, семинары как внутри факультета, так и во взаимодействии с другими научными организациями.
– Каковы результаты практической работы ваших студентов?
– У студентов есть и теоретическое обучение, и практические занятия. В рамках данных занятий студенты овладевают практическими навыками проведения самостоятельной диагностики, профилактики и коррекции психолого-педагогических явлений. Студенты получают практические навыки проведения психологического сопровождения и консультирования личности на разных возрастных этапах и в различных жизненных ситуациях; проведения индивидуальных и групповых занятий, тренингов, мастер-классов и других практических умений, которые будут необходимы в профессиональной деятельности педагога-психолога и психолога. Особое внимание в подготовке студентов по направлению Психология, Психолого-педагогическое образование, Организация работы с молодежью уделяется практикам. Практики начинаются уже с первого курса и проходят все годы обучения. Базы практик подбираются с учетом специфики образовательной программы, а также с ориентацией на дальнейшее трудоустройство наших студентов в данных организациях.
– Чем живет ваш факультет?
– Факультет педагогики и психологии один из старейших факультетов МПГУ. В 2021 году он отметит столетний юбилей! Факультет сегодня представляет собой органичное сочетание лучших традиций и инноваций в области психологии и психолого-педагогического образования. С классиками отечественной психологии и педагогики, по учебникам которых учатся не только в России, но и за рубежом, на факультете работает много известных профессионалов-практиков. Факультет представляет огромное количество возможностей для реализации потенциала личности каждого обучающегося. Так на факультете действуют студенческие объединения, созданные по инициативе самих студентов: научных студенческий сектор, культурно-массовый сектор, спортивный сектор, пресс-центр факультета, театральная студия, клуб Пси-синема, школа Юного педагога-психолога. Кстати, в данной школе занятия проходят для желающих бесплатно. Школа помогает учащимся 9-х -11-х классов погрузится в мир психологии и педагогики, и тем самым, сделать осознанный выбор будущей профессии. По инициативе факультета в МПГУ создана служба Психологического консультирования для студентов вуза. Одна из особенностей факультета – подход к выбору мест практики для наших студентов. Мы стараемся сделать так, чтобы студенты проходили практику у будущих работодателей, тем самым многие обучающиеся уже на 3-4 курсах востребованы и устраиваются на работу по специальности. Уже несколько раз факультет педагогики и психологии получал первое место в рейтинге Career.ru по итогам востребованности выпускников на рынке труда. Считаю, это признание качества нашей подготовки специалистов! Обучаясь на факультете педагогики и психологии, студенты осваивают программы дополнительного профессионального образования и программы переподготовки.
Востребованы в этом году программы по Песочной терапии, Клинической психологии, Практической психологии и Арт-терапии. Факультет ежегодно представляет спектр актуальных образовательных программ для выпускников школ и колледжей в области Психологии, Психолого-педагогического образования и Организации работы с молодежью, а также ряд дополнительных образовательных программ. Студенты факультета проходят стажировки в зарубежных вузах, а также по окончании обучения могут получить Европейское приложение к диплому – Diploma Supplement. В декабре 2019 года факультет педагогики и психологии прошел международную профессиональную аккредитацию образовательных программ по направлению подготовки психолого-педагогическое образование.
В рамках лекции о человеческом капитале после четвертой индустриальной революции Кристофер Писсардес, лауреат Нобелевской премии по экономике, обозначил лишь шесть отраслей, в которых роботы не смогут полностью заменить человека. И одна из таких отраслей – это образование!
Факультет педагогики и психологии реализуют подготовку по профессиям, которые нельзя заменить машинами. А значит те, кто выбирает программы факультета педагогики и психологии, выбирает профессию, которая будет востребована в будущем!
Беседовала Милана Салманова
описание, суть, плюсы и минусы, как получить
Описание профессииПрофессия педагог-психолог востребована в любом образовательном учреждении. Работник этой должности отвечает за развитие психики детей и налаживание социальных связей в коллективе. В центре ПрофГид был создан точный тест на профориентацию, пройдя его, можно узнать какая профессия вам подходит, исходя из вашего типа личности.
Возрастающая информационная нагрузка и научно-технический прогресс приводят к тому, что многие испытывают сложности с адаптацией. Для более эффективного усвоения знаний и всестороннего развития детям и подросткам нужна психологическая поддержка. Поэтому роль педагогов-психологов в системе образования постоянно растёт.
ОбязанностиВ обязанности специалиста входит:
Обеспечение благоприятной образовательной среды.
Наблюдение за взаимоотношениями учеников, выявление причин конфликтов.
Психологическая поддержка обучающихся и педагогов.
Помощь в разрешении внутренних и межличностных конфликтов, в адаптации к коллективу и к правилам заведения.
Психологическая диагностика учеников.
Разработка профилактических мер и программ коррекционной психологии.
Мониторинг процесса обучения и развития каждого ребёнка.
Консультирование педагогов и членов семьи обучающихся.
Оценка работы преподавателей и их соответствия занимаемой должности.
Для работы по профессии педагог-психолог нужно знать общую и детскую психологию, педагогику, правовое законодательство РФ. Все необходимые навыки даёт высшее педагогическое образование, также возможна переквалификация после окончания непрофильного ВУЗа.
Важные качестваДля успешной работы педагогу-психологу необходимо обладать такими качествам, как:
коммуникабельность,
эмпатия, толерантность,
доброжелательность,
высокая саморегуляция и стрессоустойчивость,
развитая эрудиция,
дар убеждения.
Суть профессии педагог-психолог в том, чтобы помочь личности полноценно развиваться, а коллективу – найти взаимопонимание.
Стать учителем со степенью психолога
Психология связана с разумом, как и образование. Если вы планируете получить степень бакалавра в области психологии, а также преподавать где-нибудь в будущем, у вас есть очень жизнеспособный путь. Он не обязательно будет самым коротким; в некоторых случаях вы будете увеличивать продолжительность времени, прежде чем вы получите этот желанный сертификат. Будет ли это и насколько, будет зависеть от того, что вы планируете преподавать, а также от традиционных и альтернативных путей сертификации, существующих в вашем штате. Однако, если у вас есть страсть к дисциплине, вы можете многое выиграть.
Избранные программы:
Университет Гранд-Каньона (GCU) — предлагает онлайн-программ бакалавриата по психологии , созданных по образцу стандартов и рекомендаций, установленных Американской психологической ассоциацией, с акцентом на: спортивную и судебную психологию и производительность. Психология. Также предлагается несколько магистерских программ психологии. Нажмите здесь, чтобы узнать о GCU и их программах.
Университет Капелла аккредитован Высшей учебной комиссией и предлагает степень бакалавра психологии онлайн. Эта программа смоделирована в соответствии с рекомендациями Американской психологической ассоциации (APA). APA не аккредитует программы бакалавриата по психологии. Университет Капелла также предлагает несколько онлайн-магистерских и докторских программ в области психологии, включая как клинические, так и неклинические специализации. Нажмите здесь, чтобы связаться с Университетом Капелла и запросить информацию об их программах.
Университет Пеппердайн — Магистр гуманитарных наук в области клинической психологии с акцентом на супружескую и семейную терапию онлайн — Подготовьтесь к получению лицензии в качестве LMFT или LPC всего за 24 месяца. GRE не требуется. Посетите веб-сайт школы.
University of Southern California — MSW онлайн. Программа MSW, аккредитованная USC CSWE, с возможностью как онлайн, так и личного трудоустройства позволяет людям с BSW получить степень всего за 12 месяцев. Нажмите Здесь, чтобы запросить информацию сегодня..
Есть две группы будущих преподавателей, которые могут захотеть выбрать специальность психология: те, кто хочет иметь прочную основу для обучения и мотивации, и те, кто хочет преподавать психологию учащимся средней школы. Вот посмотрите, почему вы можете выбрать специализацию по психологии и какие варианты программ вы можете выбрать.
Психология как введение в процесс обучения
Педагогическая психология — популярный вариант магистратуры для уже сертифицированных учителей. Они не стремятся стать школьными психологами, но хотят максимизировать обучение и способствовать общему развитию в своих классах. Это также вариант изучения психологии перед сертификацией. Есть программы бакалавриата по психологии развития.
В некоторых программах психология сочетается с подготовкой учителей. Университет Западного Вашингтона, например, предлагает основной вариант «Психология: человеческое развитие» для студентов, проходящих начальную сертификационную программу. Программа знакомит студентов с такими понятиями, как поведенческая неврология, социальная психология и аномальная психология, и позволяет им выбирать из таких предложений, как «психология языка» и «стереотипы, предубеждения и дискриминация».
В других случаях ваша специализация по психологии будет отделена от вашей возможной сертификации преподавателя. Это может быть преимуществом. Программы сертификации учителей ищут студентов, которые не только привержены образованию, но и привержены определенной группе населения или предметной области — и которые почти готовы вступить в роль стажера. Это не относится к программам по психологии. Учитывая специальное образование? Программа психологии развития может дать представление как о типично, так и о нетипично развивающихся людях и помочь вам решить, в чем заключаются ваши интересы и таланты.
Если вы выберете программу подготовки учителей после получения степени бакалавра, знайте, что существует множество ускоренных вариантов и что учителям часто платят больше, если они имеют более высокий уровень образования. С другой стороны, просто иметь специализацию по психологии недостаточно, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию или комитет по найму. Что ты делаешь с майором. Рассмотрите возможность стажировки.
Психология как дисциплина
Если вы увлечены дисциплиной психологии и не собираетесь поступать в докторантуру, вы можете решить, что хотите преподавать этот предмет в средней школе. Как правило, вам понадобится основа в нескольких дисциплинах социальных наук. Не так много студентов изучают психологию, как историю или правительство. Тем не менее, психология является популярным курсом, и студенты часто получают кредиты Advanced Placement.
Ваш штат может предложить одобрение преподавания психологии на уровне средней школы. При выборе специальности вы должны учитывать, сколько дополнительных курсовых работ по общественным наукам вам потребуется, чтобы удовлетворить ваши потребности в одобрении; это будет варьироваться от штата к штату. В штате Нью-Джерси требуется 30 кредитных часов по психологии и смежным предметам (http://www.state.nj.us/education/educators/license/endorsements/2350CE.pdf). Северная Каролина предоставляет одобрение психологии кандидатам, которые имеют 32 часа общего семестра по общественным наукам, но требуют только 12 часов по психологии и требуют курсовой работы по двум другим дисциплинам социальных наук (http://www.isbe.net/licensure/requirements/). endsmt_struct.pdf). (Другие одобрения социальных наук также требуют 32 часов в целом, 12 в конкретной дисциплине.)
Если вы планируете преподавать психологию в старших классах, вы также можете изучить статью «Преподаватели психологии в средних школах» (TOPSS), которая находится под эгидой Американской ассоциации психологов (http://www.apa.org/ed/). precollege/topss/index.aspx).
Как стать учителем психологии в средней школе?
Преподаватель психологии занимает важную должность в средней школе, колледже или университете. Он отвечает за обучение студентов человеческому разуму и тому, как он влияет на поведение людей. Преподавание принципов психологии — это полезная карьера, о которой вы, возможно, захотите подумать. Вот важные идеи о том, как стать учителем средней школы в США.
Получите степень бакалавра
Вы должны иметь степень бакалавра в области психологии или любой другой области, связанной с социальными науками. Программа бакалавриата предоставит вам знания и профессиональные навыки для изучения человеческого разума и того, как он влияет на поведение. Для завершения программы требуется четыре года. Вам нужно будет пройти ряд общеобразовательных тем, основных курсов психологии и некоторых факультативов. Основные темы психологии могут включать статистику, общую психологию, когнитивную психологию и психологию личности. Другие школы допускают людей со степенью бакалавра в области образования и полным набором кредитов по психологии в качестве их специализации.
Завершить программу подготовки учителей
Программы подготовки учителей предоставляют кандидатам платформу для преобразования и улучшения жизни учащихся в государственных и частных школах. Это пути лицензирования, которым должен следовать каждый аспирант. Вы должны получить все кредиты, связанные с психологией, и иметь не менее 675 часов занятий в классе.
Связанное чтение: 10 лучших онлайн-программ магистратуры в области обучения
Подать заявку на получение сертификата преподавателя
После окончания учебы вам нужно будет подать заявку на получение сертификата преподавателя. Требования к сертификации преподавателей различаются в зависимости от штата. Уточните в своем штате конкретные требования. Большинство штатов требуют, чтобы учителя проходили тесты по стандартизации, прежде чем они будут сертифицированы. Одним из наиболее распространенных тестов является Praxis. Он используется для измерения предметных знаний кандидата и владения основными навыками преподавания. Начинающие учителя психологии должны пройти все тесты, прежде чем будут рассмотрены для получения сертификата. Например, тест Praxis требует, чтобы кандидаты набрали не менее 450 баллов из максимальных 800 для рассмотрения.
Знайте свои основные обязанности преподавателя психологии
Знание своей роли облегчит вашу преподавательскую карьеру. Учителя психологии обычно планируют и рассказывают студентам о разуме и о том, как он влияет на них и общество. Чтобы преподавать хорошо, они должны создавать учебные ресурсы для использования в классах, работать с администрацией, чтобы каждый ученик посещал занятия, и участвовать в текущих учебных занятиях. Другие обязанности могут включать написание заявок на гранты для дальнейших исследований, создание проектов, направленных на повышение качества уроков, оценку успеваемости и управление поведением учащихся.
Для преподавания психологии требуются люди с высокой мотивацией, которые могут хорошо работать без надзора. Успешные кандидаты должны обладать выдающимися навыками устного и письменного общения. Они также должны проявлять сильное желание проводить оригинальные исследования.
Перспективы работы учителей психологии
По данным Бюро статистики труда США, те, кто преподает психологию в средних школах, получают среднюю зарплату в размере 57 200 долларов в год.