6.Основные психологические характеристики сознания.
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, в следствие чего становится возможным его познание и преобразование.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Сознание выполняет четыре основных функции: отражение, регулятивно-оценочную, рефлексивную, порождающую.
Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.
Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.
Характеристики сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение
7.Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.
8.Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.
9.Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.
11.Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.
Свойства сознания:
1. Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена внутренним состоянием в момент действия, наличием цели
2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет
3. Способность к рефлексии, самонаблюдению, т.е. осознание сознания
4. Оно всегда мотивированно, преследует цели
Одна из функций сознания – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения человека.
Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания..Внимательное изучение психологии поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.
Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных
Психологическая характеристика сознания
7.10.2015
Укажем основные эмпирические характеристики сознания, отличающие эту форму психического отражения от других его форм (психики животных).
1. Сознательное отражение действительности всегда включает ощущение самого себя в качестве познающего субъекта. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.
2. Сознание человека рефлексивно. На определенном этапе развития индивидуального сознания у него появляется рефлексивная способность, т. е. готовность сознания к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлексия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
3. Сознание человека имеет культурно-историческую природу. Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения им социального опыта. В этом состоит принципиальное отличие между психикой животного и сознанием человека. Все формы жизнедеятельности животного являются врожденными, а индивидуальное поведение появляется в результате их упражнения. В отличие от этого, ребенок с момента рождения приобретает формы индивидуального поведения под влиянием культурно-исторической среды. Даже те поведенческие акты, которые связаны с удовлетворением органических потребностей, осуществляются человеком в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему культурой. Так, потребность в пище является биологически заданной, но способ ее удовлетворения при помощи ложки, сидя на стуле за столом, определяется культурными нормами.
4. Сознание человека объективировано, т.е. позволяет строить картину мира, которая воспроизводит его свойства, не зависящие от присутствия в нем познающего субъекта. Эта характеристика сознания во многом парадоксальна: ведь исходным «психическим материалом», из которого строится картина окружающего нас мира, служат такие характеристики этого мира, которые обусловлены особенностями познающего субъекта. В самом деле, такие качества предметов как шероховатость, гладкость; такие свойства звуковых волн как громкость, или световых волн как цвет, могут быть открыты в самих этих предметах только при их взаимодействии с самими органами чувств.
Ведь световой волне, самой по себе, качество цвета не присуще. Но, тем не менее, из подобного «субъективного» психического материала, человек в своем сознании выходит за пределы свойств мира, обусловленных своей собственной чувственностью, и открывает «сверхчувственные» свойства. Сама возможность построения, например, физической картины мира предполагает воспроизведение таких взаимосвязей и свойств этого мира, которые присущи миру «самому по себе», без человека и его сознания.5. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует
Названные свойства могут иметь разную степень выраженности в конкретных случаях, что позволяет различать разные уровни сознания. Например, рефлексивность может быть большей или меньшей по отношению к актам сознания. Это позволяет различать сознательные и неосознаваемые процессы, а также измененные состояния сознания.
Ключевые слова: Сознание
Источник: Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е.И. Горбачева, Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин, Е.А.Богомолова, К.А.Моисеев — Калуга: КГПУ им К.Э. Циолковского, 2005. — 249 с.: ил.
Материалы по теме |
---|
Три концепции — одно сознание … |
Виды сознания Козлов В.В., Интегративная психология |
Синдромы нарушения сознания Коркина М. В., Практикум по психиатрии |
Понятие сознания в общей психологии Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Психофизиология сознания … |
Сущность и структура сознания Дубров А.П., Когнитивная психофизика. Основы |
Взаимодействие сознания и подсознания Столяренко Л.Д., Основы психологии |
Модели сознания Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-… |
Состояния сознания — cbcpsychology
Блок 3
Мы рассматриваем разум, мозг и тело и то, как физические особенности мозга и нервной системы, а также биохимические процессы тела позволяют нам думать, планировать, учиться и общаться.
Ключевой момент знаний: концепции нормального бодрствующего сознания и измененных состояний сознания, включая мечтательность и вызванные алкоголем, с точки зрения уровней осознания, ограничений содержания, контролируемых и автоматических процессов, перцептивных и когнитивных искажений, эмоционального осознания, самоконтроля и ориентация во времени
Что такое сознание?
Сознание можно определить как осознание наших собственных мыслей, чувств и восприятий (внутренних событий) и нашего окружения (внешних раздражителей) в любой момент времени. Определение (стр. 96 учебника)
Мы не были бы теми, кто мы есть, без нашего опыта и собственного способа его обработки.
Это дает нам наше самоощущение
Это:
Личное — это ваше субъективное (персонализированное понимание)
Избирательный – вы можете выбирать, чем заняться, вы добровольно переключаете свое внимание
Непрерывный – никогда в течение обычного дня, когда он «пустой»
Изменение (подумайте о потоке сознания Джеймса) — новая информация непрерывно поступает в наш разум с различным опытом.
Мы не были бы теми, кто мы есть, без нашего опыта и нашего собственного способа его обработки.
Это дает нам ощущение себя.
Смешное, но интересное видео о Декарте, который придумал этот термин. Подробно о нем знать не нужно — но все равно интересное видео (извините за язык) http://www.youtube.com/watch?v=BHihkRwisbE
Нормальное бодрствование Сознание Стих Измененные состояния сознания
Психологи в целом согласны с тем, что существует две формы или части сознания:
Сознание в обычном бодрствовании – состояние сознания, связанное с бодрствованием и осознаванием своих мыслей, воспоминаний, чувств и ощущений из внешнего мира осознание и опыт, а также качество или интенсивность ощущений, восприятий, мыслей, чувств и воспоминаний.
Таблица, содержащая характеристики NWC и ASC
Характеристики_OF_NSC_AND_ASC.DOCX |
Обычно связанные с NWC (определения в вышеуказанном документировании)
.
Количество сознания
Внимание
Сложность задачи
Автоматический процесс
Не требует сознательной осведомленности, если вообще требует ее
Требует небольших умственных усилий или внимания (позволяет нам разделить внимание)
Простые (легкие) или освоенные задачи
Контролируемый процесс
Требует полного осознания
Требует избирательного внимания (должен активно фокусировать внимание на задаче)
Обычно сложный или новый (новый или сложный для освоения)
контролируемый процесс включает сознательное, бдительное осознание и умственное усилие, в котором человек активно сосредотачивает свое внимание на достижении определенной цели.
Автоматический процесс требует небольшого осознания и умственных усилий, минимальных внимания и не мешает выполнению других действий. Позволяет разделенное внимание.
ЭФФЕКТ СТРУПА (пример контролируемых и автоматических процессов)
http://faculty.washington.edu/chudler/java/ready.html
При этом также заполните LA 2.9 стр. 113
Какой тип экспериментального дизайна был
используется с эффектом Струпа? Вам нужно будет знать различия для вашего SAC
Экспериментальный дизайн Повторные измерения Подобранные участники Независимые группы | Функция Каждый участник участвует как в экспериментальной, так и в контрольной группах; то есть все условия эксперимента |
Характеристики измененных состояний сознания
Искажения восприятия и познания
Ориентация во времени
Изменения в эмоциональном сознании
Изменения в самоконтроле
Основные Измененные состояния , которые вам необходимо знать
Мечты
Мечты — это измененное состояние сознания, в котором мы переключаем наше внимание с внешних раздражителей на внутренние мысли, чувства и воображаемые сценарии. Мечты Соэ — это приятные фантазии, в то время как другие связаны с планированием будущего или репетицией важных разговоров. Сдвиг сознания в состояние грез наяву происходит естественным образом и часто даже без нашего осознания того, что это произошло.
Можете ли вы привести пример?
В одном исследовании ЭЭГС отслеживала их мозговые волны, а также регистрировались движения глаз. В отличие от ночных снов, дневные сны были связаны с минимальным и высоким уровнем альфа-мозговых волн (связанным с расслабленным состоянием и периодом времени, когда мы переходим от бодрствования ко сну).
Фрейд считал, что цель наших мечтаний — позволить нам жить в наших фантазиях, на которые мы не способны в реальности (что
подтверждается некоторыми эмпирическими исследованиями). Однако иногда их заполняли
сожаление, печаль и чувство вины — это противоречило теории Фрейда, поскольку иногда
создавало напряжение.
Предполагается, что мечтания могут служить нескольким различным целям:
Сингер предполагает, что мечтания позволяют нам опробовать ряд вариантов действий, которые можно применить к конкретной ситуации. то есть написать книгу, создать фильм или как выиграть в видеоигре.
Мечтать, чтобы сохранять умственную активность в различных ситуациях
Хотя времена меняются, исследование показало, что учащиеся мечтают примерно половину времени, которое они проводят в обычном бодрствующем сознании
Алкогольное состояние
Книга довольно хорошо описывает состояние, вызванное алкоголем
в книге. Прочитайте страницы 119-120
Вы можете найти некоторую информацию
, которую вы еще не знали об алкоголе. Судя по всему, у вас есть довольно много
примеров, которые вы можете отнести к себе и к психологии.
Несмотря на то, что выпить несколько порций алкоголя время от времени может быть весело, вам необходимо серьезно проанализировать и подумать о влиянии пьянства на себя и других.
Это серьезная проблема в нашем обществе, и нам действительно нужно начать думать о последствиях, прежде чем мы выйдем и сделаем то, что не должны.
Просмотрите ссылку ниже и запишите заметки об этом
Уровень осведомленности
Содержание
Ограничения
Контролируемые и автоматические
процессы
Перцептивные и когнитивные
искажения
Эмоциональное осознание
Самоконтроль
Ориентация во времени
Опубликуйте некоторые из ваших ответов на нашем сайте блог (нажмите на ссылку выше). Первые несколько человек, которые напишут хороший ответ, получат приз на следующем уроке.
http://www.youtube.com/watch?v=jPd_E6PJkHw
Методы, используемые для изучения уровня бдительности Нормального Бодрствующего Сознания
Они не упоминаются конкретно в точке с точками. Вам нужно знать это, но больше в отношении сна. Об этом вы узнаете, когда мы отправимся на экскурсию на следующем занятии. Если вы читаете Страницы 121 — вам будут даны некоторые определения и задания по
Электроэмцефалограмма (ЭЭГ)
ЧСС
Температура тела
Кожно-гальваническая реакция
Обязательно прочтите это и заполните LA 2.15 в качестве домашнего задания (стр. 215)
Несколько подкастов, которые помогут вам заинтересоваться сном
Подкаст Radiolab о сне
http://www.radiolab.org /2007/may/24/
Подкаст Radiolab о лишении сна
http://www. radiolab.org/2007/may/24/sleep-deprivation/
Что это такое и как им пользоваться
Вы когда-нибудь читали историю, которая казалась вам глубоко в мозгу главного героя? Вместо того, чтобы рассказывать историю по порядку, вы чувствуете, что слышите мысли другого человека. Это литературный прием под названием «поток сознания».
Что пишет поток сознания?
Трудно дать определение единственному потоку сознания.
Писатели используют поток сознания, чтобы имитировать поток мыслей людей. Мы очень редко думаем в идеальном линейном порядке. Техника потока сознания использует необычную, часто грамматически неверную структуру предложения, полную незаконченных мыслей и касательных, чтобы проиллюстрировать, как думает персонаж.
Написание «Потока сознания» может разочаровать многих читателей, потому что повествование не имеет логической формы.
Однако поток сознания является мощным инструментом, когда тема истории заключается не в событиях истории, а в точке зрения персонажа на события.
Повествование о потоке сознания — один из лучших способов запечатлеть человеческие эмоции в письменной форме.
Но откуда взялась эта техника?
Что такое поток сознания в психологии?
Поток сознания на самом деле термин, взятый из области психологии, но его корни уходят еще дальше.
Многие ранние буддийские писания ссылаются на «поток ума» и «поток сознания». Эти учения ссылаются на то, как мысли текут через разум подобно движущейся воде.
Даже без духовного аспекта эта метафора была полезна для первых психологов.
Уильям Джеймс, психолог второй половины девятнадцатого века, использовал свое философское образование, чтобы ввести фразу «поток сознания».
Джеймс, которого часто называют отцом американской психологии, сказал, что этот быстро движущийся поток наблюдений и эмоций представляет собой полный спектр сознательных мыслей.
В конце 1800-х и начале 1900-х годов писатели начали брать эту идею и применять ее в своей работе, чтобы обеспечить реалистичный тип характеристики своих произведений.
Ниже мы расскажем об истории этого литературного приема.
Почему писатели используют поток сознания в литературе?
Так почему же писатели используют поток сознания?
На протяжении веков искусство повествования сосредоточивалось на событиях истории. Ожидалось, что истории будут линейными. Мысли и эмоции персонажей часто не были движущей силой истории. Когда они были, эти мысли и эмоции были написаны так же, как и остальная часть повествования: линейно, с надлежащими грамматическими соглашениями.
С другой стороны,«Поток сознания» отправляет вас в путешествие по разуму персонажа. Это позволяет добиться жесткости, которой вы не можете достичь с помощью упорядоченного внутреннего монолога. Хотя поток сознания может показаться несколько более сюрреалистичным, чем традиционное повествование, это наиболее реалистичное представление человеческой мысли.
Какова история написания потока сознания?
Конец 1800-х и начало 1900-х годов были периодом значительных перемен во многих странах мира.
С экономическими и социальными реформами и революциями, происходящими от Америки до России, а также скачками в науках, искусство также начало меняться.
Возникло желание привнести в искусство элемент человечности, на который раньше не обращали внимания.
В конце 1800-х годов такие писатели, как Эдгар Аллен По, Лев Толстой и Антон Чехов, начали играть с разными стилями повествования. Эти авторы были предшественниками модернистского движения.
Движение модернизма заключалось в намеренном нарушении правил письма и ожиданий.
Многие модернисты, такие как Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, переняли идею потока сознания из психологии и применили ее к своей поэзии и литературе. Этот термин был впервые использован в 1918 году для описания серии романов Дороти Ричардсон « Паломничество ».
Письмо о потоке сознания стало еще более популярным в середине двадцатого века благодаря таким писателям, как Джек Керуак и Сильвия Плат. Такие авторы, как Маргарет Этвуд и Брендан Коннелл, до сих пор используют эту технику.
Хотите узнать больше о том, как пишут ваши любимые авторы?
Сравните свой текст с произведениями десятков популярных авторов в итоговом отчете ProWritingAid. Вы увидите, как они используют диалоговые теги, разнообразие длин предложений, эмоциональные подсказки и многое другое.
Попробуйте бесплатно с бесплатной учетной записью ProWritingAid.
Как написать рассказ о потоке сознания
Если вы пишете историю, в которой много персонажей, то поток сознания может быть мощным приемом. Это позволяет вашим читателям стать ближе к вашему главному герою, по-настоящему узнать его, чтобы они могли пережить историю вместе с ним.
Поток сознания наиболее эффективен, когда есть только одна точка зрения (POV) на историю. Если вы пишете со всеведущей точки зрения или у вас есть чередующиеся точки зрения, лучше выбрать другой стиль повествования.
Если вы решите иметь несколько точек зрения, потратьте время на то, чтобы голос каждого персонажа был достаточно сильным, чтобы читатели могли их различать. Читатели должны быть в состоянии легко определить, сознание какого персонажа они переживают.
Чтобы освоить письмо в потоке сознания, вам нужно очень хорошо понимать, как думает человек, а не только что он думает. Практикуйтесь в осознании своего собственного потока сознания. Обратите внимание на то, как прыгают ваши мысли.
Одним из эффективных способов сделать это является ведение журнала. Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» представила идею «утренних страниц». Она рекомендует писать от руки три страницы рано утром, заполняя их своим потоком сознания. Если что-то приходит в голову, оно записывается. Вы не прекращаете писать, пока не закончите три страницы.
Как только вы лучше поймете, как текут потоки сознания, вы сможете применить это к своим персонажам.
Должен ли «Поток сознания» быть написан от первого лица?
Поскольку поток сознания позволяет вам проникнуть в глубины разума персонажа, точка зрения вашей истории должна быть ограничена только этим персонажем.
POV от первого лица — очевидный выбор. Тем не менее, вы можете эффективно писать поток сознания в ограниченном POV от третьего лица.
Вы также можете включить в свое повествование несколько экземпляров второго лица (т. е. «вы»). Это делает повествование похожим на разговор между персонажем и читателем.
Трудно ли писать поток сознания?
Вы можете подумать, что для письма потока сознания нет правил, потому что оно читается довольно хаотично. Тем не менее, это тяжелая работа — написать этот хаос так, чтобы он все еще рассказывал историю.
Во-первых, убедитесь, что ваша история подходит для этой техники. Исторический или фэнтезийный эпос, где события важнее реакции на них персонажа, пожалуй, не лучший выбор. Поток сознания имеет тенденцию появляться в художественной литературе, а не в жанровой фантастике.
Я не говорю, что это невозможно! Но сообщение и темы в вашей истории потока сознания должны исходить из самых глубоких мыслей персонажа, а не из внешних событий.
Какие функции требуются для написания Stream of Consciousness?
Есть несколько элементов, которые придают потоку сознания пишущий свой характерный поток.
Одним из них является грамматика и синтаксис. Повторяющиеся предложения в сочетании с фрагментами предложений имитируют то, как люди говорят и думают. Мы также используем междометия.
Используйте знаки препинания, чтобы помочь вам освоить этот синтаксис.
Играйте с тире, многоточием и круглыми скобками. Странно читать об игнорировании грамматических правил в блоге ProWritingAid.
Грамматические правила, которые вы нарушаете при написании потока сознания, должны быть преднамеренными. «Улисс» Джеймса Джойса — прекрасный пример этой преднамеренной игры с традиционными грамматическими правилами.
Посмотрите, как Джойс объединил слова могильная одежда и призраксвеча , чтобы создать новые термины, характерные для точки зрения его персонажа?
Гуру грамматики, редактор стиля и наставник по письму в одном пакете.
Попробуйте бесплатно!Написание потока сознания будет включать случайные мысли и касания. Наш разум создает ассоциации из разных мыслей или переживаний.
Подумайте о разговоре за обеденным столом.
Человек говорит о чем-то серьезном, затем вставляет, что еда очень вкусная, а потом это напоминает ему о другом обеде, который они ели с другом из колледжа. Ну, я бы не сказал, что друг обязательно, но мы были друзьями. Во всяком случае, вернемся к тому, что я говорил… поток сознания может казаться случайным.
Вы уловили поток сознания в этом абзаце?
Написание потока сознания также играет со структурой сюжета. Хронология вашей истории не обязательно должна быть линейной. Справочные воспоминания.
Напишите о чем-то важном, что произошло, а затем вернитесь к тому, как ваш персонаж туда попал. Вы даже можете сделать своего персонажа ненадежным рассказчиком и заставить его забыть, как происходили события!
Используйте такие приемы, как повторение, отступление и риторические вопросы, чтобы уловить ход мыслей вашего персонажа.
Чем поток сознания отличается от других стилей повествования?
Поток сознания охватывает хаотичную природу человеческой мысли. Но поскольку его труднее читать и еще труднее писать, в большинстве историй он не используется.
Традиционная структура повествования идет относительно упорядоченно, хотя ретроспективные кадры и флэшфорварды могут быть приправлены повсюду как самостоятельные риторические приемы. Ключ к традиционной структуре в том, что каждая сцена происходит линейно и упорядоченно. В традиционном повествовании внимание привлекается непосредственно к мыслям или эмоциям персонажа, а не позволяет читателю самому испытать эти мысли. В этих рассказах нет посторонней информации, не имеющей решающего значения для сюжета. Эмоции описываются через сенсорные детали и поведение персонажей.
Поток сознания против внутреннего монолога
Внутренний монолог, или внутренний монолог, позволяет читателю проникнуть в сознание персонажа. Однако обычно это делается в соответствии с принятыми грамматическими и синтаксическими соглашениями. Здесь нет никаких отступлений, и он кажется упорядоченным даже с эмоциональной остротой.
Поток сознания, однако, позволяет читателям прочувствовать эмоции вместе с персонажем. Эти эмоции не могут быть выражены прямо. Персонаж может не говорить, что ему грустно, но его сознательные мысли обращаются к отчаянию.
Вы можете проверить, «рассказываете» ли вы эмоции своим персонажам, с помощью проверки эмоциональных сообщений ProWritingAid.
Просто загрузите свою рукопись, запустите отчет о стиле, и вы увидите все случаи, когда вы говорили своему читателю, что персонаж напуган (или счастлив, или зол!), а не показывали это через его мысли.
Короче говоря, поток сознания основан на опыте, тогда как внутренние монологи описательны.
Примеры написания потока сознания
Вероятно, вы уже сталкивались с техникой потока сознания. Вот несколько примеров из литературы.
«У Клариссы была в те дни теория — у них была куча теорий, всегда теорий, как у молодых людей. Она должна была объяснить их чувство неудовлетворенности, незнание людей, незнание. Ибо как они могли знать друг друга «Вы встречались каждый день; потом не полгода, не годы. Неудовлетворительно, согласились они, как мало знаешь людей. Но она сказала, сидя в автобусе, идущем по Шефтсбери-авеню, она чувствовала себя везде; не здесь, здесь, здесь», и она постучала по спинке сиденья, но везде».
—Миссис. Дэллоуэй от Вирджинии Вулф
«Во всяком случае, я все представляю, как все эти мальчишки играют в какую-то игру на этом большом ржаном поле и все такое. Тысячи козлят, и никого вокруг, то есть никого большого, кроме меня. А я стою на краю что я должен сделать, я должен поймать всех, если они начнут падать с обрыва — я имею в виду, если они бегут, и они не смотрят, куда они идут, я должен выйти откуда-то и поймать их. Это все, что я буду делать весь день. Я буду просто ловцом во ржи и все такое. Я знаю, что это безумие, но это единственное, чем я действительно хотел бы быть. Я знаю, что это безумие.
— «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера
«Впервые я встретил Дина вскоре после того, как мы с женой расстались. Я только что переболел серьезной болезнью, о которой не стану говорить, за исключением того, что она как-то связана с мучительным расставанием и моим ощущение, что все мертво. С приходом Дина Мориарти началась та часть моей жизни, которую можно было бы назвать моей жизнью в дороге. До этого я часто мечтал поехать на Запад, чтобы увидеть страну, всегда смутно планируя и никогда не взлетая. Дин — идеальный парень для дороги, потому что он родился в дороге, когда его родители проезжали через Солт-Лейк-Сити в 19-м году. 26, в драндулете, по пути в Лос-Анджелес.»
—В дороге Джека Керуака
«Окно, две белые занавески. Под окном подоконник с небольшой подушкой. Когда окно приоткрыто — оно приоткрывается только частично — может проникать воздух и заставлять шторы двигаться. Я могу сидеть в кресле , или на подоконнике, сложив руки, и смотри это.Солнечный свет проникает и через окно и падает на пол, который сделан из дерева, узкими полосками, сильно отполированный. Я чувствую запах полировки. на полу, овал, из плетеных лоскутов. Вот такой штрих им нравится: народный, архаичный, сделанный женщинами, в свободное время, из вещей, которые больше не нужны. Возврат к традиционным ценностям. Отходы не хотят нет. Я не пропадаю. Зачем я хочу?»
— «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд
Теперь вы знаете, как эффективно использовать поток сознания в своих историях.
Какие еще примеры потоков сознания вы можете привести? Вы пробовали писать потоком сознания?