классификация и описание личностей по Гиппократу
Содержание:
- Характеристика 4 типов темперамента
- Флегматик
- Сангвиник
- Холерик
- Меланхолик
- Как определить свой тип личности
- Влияние темперамента на жизнь человека
- Возможно ли его изменить
- Темперамент и психология
- Видео
Типы темперамента исследуются людьми еще с античных времен. Самым древним и наиболее известным мыслителем тех времен является Гиппократ, он предложил ввести понятие о типологии четырех темпераментов и описал 4 их вида. Гиппократу удалось выделить общие закономерности среди множества индивидуальных вариантов психики. Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так часто встречаются, чаще всего наблюдается смешанный темперамент в различных сочетаниях.
Понятие «темперамент» и на сегодняшний день привлекает внимание ученых и практиков, оставаясь во многом нерешенной и спорной проблемой
Характеристика 4 типов темперамента
На сегодня ученые отмечают, что темперамент человека – это биологический фундамент, на котором происходит формирование личности как социального существа. Темперамент обусловлен многими динамическими составляющими, которые, как правило, имеют врожденный характер.
Темперамент можно разъяснить как совокупность индивидуальных и своеобразных свойств психики, которые определяют деятельность каждого из нас и проявляются вне зависимости от ее целей и мотивов. Также нужно отметить, что подобные черты характера остаются неизменными на протяжении всей жизни. Описание всех темпераментов будет представлено ниже.
Согласно классификации Гиппократа, существует четыре типы темперамента человека: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Все они существенно отличаются друг от друга, имеют свои преимущества и недостатки. Виды темперамента можно охарактеризовать по особой реакции человека на случайно возникшее на его пути препятствие.
Краткая схема темпераментов по Гиппократу
Флегматик
Такие люди неспешны, свои действия тщательно продумывают, все делают медленно и терпеть не могут суеты и спешки. Флегматики ответственны, старательны, вдумчивы, прилежны, настойчивы, миролюбивы, медлительны, прагматичны.
В своей деятельности они всегда склонны к порядку и любят привычную для них обстановку. При этом флегматики с трудом воспринимают любые перемены. В своей деятельности они всегда доводят начатое ими дело до конца. Флегматики в меру общительны и отличаются устойчивым настроением. Спокойствие таких людей поражает. Их сложно вывести из себя или задеть эмоционально. Они умело уклоняются от ссор, не теряют чувства самообладания даже в критических стрессовых ситуациях.
Позитивные стороны:
- уравновешенность;
- спокойствие;
- трудолюбие;
- верность;
- целеустремленность;
- рациональность;
- последовательность в решении тех или иных задач;
- постоянность в интересах и отношениях;
- надежность.
Негативные стороны:
- малоэмоциональность;
- неразговорчивость;
- цинизм;
- безынициативность;
- слабая реакция на внешние раздражители;
- безразличие;
- длительная адаптация к новым условиям существования.
Сангвиник
Это крайне непоседливые, энергичные, легкие на подъем люди, которые очень любят движение. Сангвиникам присущи быстрая реакция, выразительная жестикуляция и мимика. Они очень похожи на холериков, но более уравновешены, готовы взяться за любую работу, но максимальный эффект будет лишь в том случае, когда она вызовет у них настоящий интерес. Люди с сангвиническим типом темперамента очень общительны, жизнерадостны, легко приспосабливаются к любой жизненной ситуации.
Позитивные стороны:
- выносливость;
- оптимизм;
- креативность;
- артистичность;
- высокая работоспособность;
- быстрая адаптация к среде;
- общительность;
- обаяние;
- веселость;
- превосходное чувство самообладания;
- красивая речь.
Негативные стороны:
- неусидчивость;
- легкомыслие;
- безответственность;
- нетерпеливость;
- непостоянство в интересах и отношениях;
- частые перемены настроения;
- инфантильность;
- невнимательность.
Сангвиники – прирожденные лидеры и руководители
Холерик
Холерики, по сравнению с сангвиниками, вспыльчивы, непостоянны, агрессивны и импульсивны. Несмотря на все вышесказанное, холерики, как правило, незлопамятны и очень отходчивы. Они способны выполнять любую работу, однако монотонность им быстро надоедает. Такие люди часто не доводят до логичного завершения начатую работу.
Положительные стороны:
- целеустремленность;
- решительность;
- выносливость;
- страстность;
- энергичность;
- активность;
- сила воли;
- инициативность;
- прямолинейность;
- подвижность;
- выразительность мимики;
- сильная жестикуляция.
Негативные стороны:
- торопливость;
- порывистость;
- неуравновешенность;
- несдержанность;
- конфликтность;
- бесконтрольность;
- раздражительность;
- агрессивность;
- частые перепады настроения.
Совет. Холерикам нужно учиться сдерживать свои эмоции. Перед тем, как принять опрометчивое решение, нужно все тщательно взвесить.
Обычно темперамент наследуется у одного из родителей, вместе с ним переходят те черты характера, которые у него выражены
Меланхолик
Достаточно ранимые, обидчивые и скрытые личности. Они склонны к глубоким переживаниям и грустным мыслям. Меланхоликам свойственны сдержанность, замедленная речь, движения, нерешительность, робость и смущение.
Позитивные стороны:
- тактичность;
- сдержанность;
- скромность;
- осторожность;
- повышенная наблюдательность;
- высокоразвитая интуиция;
- преданность семье;
- надежность;
- чувствительность;
- сострадательность.
Негативные стороны:
- злопамятность;
- низкая стрессоустойчивость;
- повышенная самокритичность;
- скрытность;
- ранимость;
- быстрая утомляемость;
- тревожность;
- боязливость;
- высокая степень подозрительности ко всем окружающим людям;
- плаксивость;
- обидчивость.
Типы людей психология 4 типа
Кроме всего вышеуказанного, обязательно нужно рассмотреть психологические типы темперамента, то есть те составляющие моменты, на основании которых происходит данное деление:
- активность;
- сензитивность;
- пластичность;
- ригидность;
- темп реакции;
- эмоциональная возбудимость;
- интроверсия или экстраверсия.
Именно эти свойства дали возможность выделить четыре основных типа темперамента, которые могут быть присущи человеку. Лучше изучить типы темперамента можно с помощью компьютерных презентаций и посещения конференций.
Как определить свой тип личности
Невротическая депрессия — что это такое
Произвести определение типа личности достаточно просто. Для этого можно использовать разные методики и тесты. Кроме того, для экономии сил и времени можно их пройти в онлайн режиме. Основная цель таких опросников – понять, как именно человек будет реагировать на ту или иную ситуацию.
Для получения объективных результатов психологи рекомендуют давать быстрые и четкие ответы. Не нужно много думать над решением того или иного вопроса, необходимо действовать в зависимости от тех эмоций, которые возникают первыми. Стоит обратить внимание, что в таких тестах нет правильных или неправильных вопросов. Тут нельзя ответить хорошо или плохо.
Меланхолики могут работать только в спокойной и привычной для них обстановке
Влияние темперамента на жизнь человека
Каждый из нас индивидуален. Течение жизни зависит от восприятия, жизненных ситуаций, а также собственных внутренних убеждений. Так и или иначе, жизненный опыт вносит свои коррективы в мировосприятие и тип поведения – характер.
Признаки депрессии у мужчин ее причины и самостоятельная борьба
Из сангвиников получаются хорошие руководители. Они очень расчетливы и хорошо знают, как расположить к себе собеседника. Таким людям подходят яркие профессии (администраторы, педагоги, журналисты, врачи, менеджеры, продавцы, экономисты, адвокаты, технологи, официанты и т. д.). Сангвиники не любят монотонную работу, поэтому, скорее всего, им такие профессии, как архивист, ювелир, реставратор, бухгалтер, не подойдут.
Холерики – превосходные лидеры, хорошие, справедливые начальники. Такие люди быстро адаптируются к переменам, легко меняют среду обитания. Холерикам хорошо подходят те профессии, которые требуют больших энергозатрат:
- дизайнер;
- журналист;
- специалист по PR;
- дипломат;
- тренер;
- геолог;
- педагог;
- следователь;
- летчик;
- артист;
- бизнесмен.
Холерики никогда не смогут монотонно перебирать бумаги в библиотеке или бухгалтерии.
Флегматики в случае стрессовой ситуации на работе способны абсолютно «трезво» проанализировать сложившийся неприятный момент и принять наиболее правильное решение. Флегматический тип темперамента очень силен в точных науках. Из флегматиков получаются первоклассные математики, физики, механики, инженеры, диспетчеры, астрономы и ботаники.
Меланхолики – хорошие труженики, они превосходно справляются с поставленными жизненными задачами. Такие люди успешны в деятельности, требующей внимания к деталям, наблюдательности. Меланхолики любят работу в одиночестве. Люди с меланхолическим типом темперамента могут стать прекрасными художниками, программистами, кинокритиками, архитекторами, учеными, бухгалтерами. Тонкая нервная организация меланхоликов не выдержит напряжения таких профессий, как врач (особенно хирург), летчик, спасатель, диспетчер.
Примечание. Рассматривая 4 типа темперамента, нельзя сказать, какой из них лучше или хуже, ведь у каждого есть свои преимущества и недостатки.
Все темпераменты и их характеристика хорошо описаны в спецлитературе
Возможно ли его изменить
Как найти мужа — где можно встретить достойного мужчину для семьи
Тип темперамента закладывается ребенку еще в утробе матери, с другой стороны, каждый человек, в зависимости от сложившейся ситуации, проявляет себя по-разному. Например, в экстремальных условиях даже самый яростный меланхолик на некоторое время может стать холериком.
В народе бытует мнение о том, что темперамент нельзя никак изменить. Оно ошибочное, так как ненадолго даже самый обычный человек может изменить темперамент, тренированные люди могут в принципе выбирать его себе. В процессе обучения и тренингов большинство людей легко сможет проработать для себя все виды темпераментов.
Темперамент и психология
Правильно определить темперамент порой очень сложно даже специалисту. Дело в том, что на его становление влияет множество, как объективных, так и субъективных факторов. Немаловажными элементами в становлении личности человека также являются условия, в которых он воспитывался. Влияние наследственности на тип темперамента до конца не изучено, так что невозможно с определенной уверенностью сказать, насколько важен этот факт.
Психологи рекомендуют использовать некоторые хитрости, которые помогут справиться с недостатками каждого из типов личности. Например, если меланхолика постоянно хвалить, то очень скоро в нем можно воспитать прилежание. Для воспитания сангвиника, напротив, нужны строгость и контроль.
Дополнительная информация. И.П. Павлов связал вид темперамента человека с типом его нервной системы. Со временем его теория подтвердилась, это дало ему основания для вывода: именно свойства нервной системы определяют характерный тип темперамента.
О том, сколько у человека бывает темпераментов, можно узнать у психолога
Минимальные знания в психологии должны иметь руководители предприятий, так как восприятие информации, темп работы и приспособляемость к нестандартным ситуациям у каждого человека разные. В рабочем коллективе важно учитывать особенности и скорость работы персонала. Это позволит грамотно планировать и распределять обязанности между сотрудниками. В школе учителям эти знания помогут дифференциально подходить к оценке знаний учеников.
Видео
Новый взгляд на знакомые темы. Лекция № 41.» src=»https://www.youtube.com/embed/UMXF6hnUyDU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Мультипекарь Redmond RMB-611
2172 ₽ Подробнее
Мультипекарь Redmond RMB-611
2172 ₽ Подробнее
Лучшие погружные блендеры
Автор:
Нaтaлия ПогорелаяВлияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников
Ключевые слова : тип темперамента, учебная деятельность .
Актуальность : Зачастую, когда мы стараемся объяснить, почему человек, оказавшийся в одинаковой или практически одинаковой ситуации, достигает различных успехов, мы уделяем внимание психическим особенностям человека, темпераменту, полагая, что разница в успехе людей может быть объяснена именно таким образом.
Такое же понятие применяется и при исследовании причин успеха в освоении знаний в учебной программе, и, напротив даже мучительное обучение других.Цель исследования: выявить зависимость между типом темперамента ребенка и его успеваемостью в учебе.
Материалы и методы исследования:
В исследовании приняли участие 46 школьников в возрасте от 11 до 12 лет (учащиеся 5–6 классов).
Исследуемым было предложено пройти тест Ганса Айзенка для определения типа темперамента
Проведен:
1. Анализ результатов обучения ребят по табелям успеваемости
2. Опрос учителя класса для определения поведения ребят во время уроков
Темперамент — одно из самых важных свойств человека. Создателем теории темперамента считается врач Гиппократ. Он утверждал, что люди отличаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой и черной желчи.
На основе учения Гиппократа еще один известный врач античности Клавдий Гален разработал типологии темперамента.
Выделены 4 типа:
Сангвиник (от лат.Sanguis — кровь)
Флегматик (от греч.Phlegma — слизь, мокрота).
Холерик (от греч.Chole — желчь)
Меланхолик (от греч.Melas chole — черная желчь).
Физиологические основы темперамента:
И. П. Павлов, изучавший особенности формирования условного рефлекса у собак, уделил внимание индивидуальным различиям в поведении собаки и протеканию условно-рефлекторной деятельности.
Это обстоятельство позволило выдвинуть гипотезу, что основой этих различий являются фундаментальные свойства нервного процесса: сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.
По мнению Павлова, выделенные свойства нервных процессов, образуют 4 типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом:
Сангвиник
Это сильный, подвижный и уравновешенный тип.
Флегматик
Это сильный, инертный и уравновешенный тип.
Холерик
Сильный, подвижный и неуравновешенный тип.
Меланхолик
Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип. [2]
Обучаемость — способность человека к учению, к освоению знаний в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.
Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость — скорость образования временной связи (В. Д. Небылицын).
Одна из ведущих отечественных исследователей З. И. Калмыкова под обучаемостью понимает «…совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит успех учебной деятельности». [1]
Одним из важных необходимых условий, определяющих успех в учебе — является тип темперамента человека.
Однако, нельзя полностью утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не принимать во внимание данный факт, у детей могут появиться определенные трудности в учебе.
В связи с данными обстоятельствами, проведено собственное исследование .
Таблица 1
Структура распределения школьников в зависимости от типа темперамента и успеваемости в учебе
Уровень успеваемости | Сангвиник | Флегматик | Холерик | Меланхолик |
Троечник | 2(4,3 %) | 5(10,8 %) | 5(10,8 %) | |
Хорошист | 6(13,1 %) | 7(15,2 %) | 2(4,3 %) | |
Отличник | 4(8,7 %) | 6(13,1 %) | 9(19,5 %) |
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
В результате проведенного тестового опроса можно выделить следующие результаты:
Дети с типом темперамента сангвиник — в процессе обучения с увлечением брались за новое дело, всегда охотно старались отвечать на вопросы учителя, тем самым показывая свою активность на уроке, ответ сопровождался отчетливой уверенной речью, живыми жестами, выразительной мимикой, и зарабатывая хороший бал, при том, что ответ на вопрос не всегда был верным. При это половина детей с этим типом темперамента не всегда доводила начатое дело до конца.
Дети с типом темперамента флегматик — в процессе обучения были медлительны, невозмутимы, при ответе, особо не проявляя никаких эмоций, при этом оставаясь спокойными и уравновешенными, что с хорошей стороны помогало им во время ответа не растеряться и вдумчиво отвечать на поставленный вопрос. Хотя, при различных дискуссиях в классе, всегда отсиживались молча. В отличие от сангвиников, эти дети имели хороший показатель в письменной части работы, показали хорошую производительность, так как хоть медленно, но старательно подходили к представленному им делу.
Дети с типом темперамента холерик — в процессе обучения показали себя неусидчивыми, постоянно отвлекались. Имело место эмоциональным вспышкам, они безалаберно растрачивали свои силы и быстро истощались. Во время контрольных проверок знаний были суетливы, но при этом быстро действовали и успешно справлялись с заданными задачами. При устном опросе старались выкрикнуть ответ с места, показав тем самым свою нетерпеливость и часто получали неудовлетворительную оценку за свое поведение и неумение слушать других.
Дети с типом темперамента меланхолик — в классе были очень стеснительными и застенчивыми. Терялись, смущались, путались в словах. При диалоге с учителем детям этой группы было трудно установить контакт, на самостоятельных работах стеснялись поднять руку и попросить помощи, хотя в классе многие пользовались этим для получения в дальнейшем хорошего результата.
Выяснено, что успешными в обучении являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, дети с одинаковыми типами темперамента ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. Исходя из этого можно сказать, что у каждого из них выработан индивидуальный подход к обучению.
Так, согласно тестированию, у 21, 8 % детей из класса имеется тип темперамента-сангвиник. Эти дети подвижные, с быстрой реакцией на события, происходящее вокруг них, очень продуктивны в работе, всегда всем интересуются. Школьники, обладая этими качествами показали высокую степень успеваемости в школьных программах — 13, 1 %-хорошисты и 8, 7 % отличники, среди них не оказалось ни одного троечника.
32,6 % детей оказались флегматиками. Люди с таким типом темперамента имеют устойчивые стремления, но внешне скупы на эмоции и чувства. В работе проявляют упорство и настойчивость, оставаясь при этом спокойными. В делах всегда последовательны, обстоятельны и рассудительны. Но в коллективе молчаливы. В процессе обучения показали хорошие результаты, так как всегда доводили дело до конца, среди них 15, 2 %-хорошисты, 13, 1 %-отличники и всего 4, 3 %-троечники.
Среди исследуемых школьников 34,6 % являются холериками. Этот тип темперамента характеризует быстрота, порывистость, и неуравновешенное, меняющееся настроение. При этом дети энергичны, необидчивы и всегда решительны, что во многом помогало им в достижении своих целей. Среди этих учащихся результаты успеваемости распределись следующим образом: троечники — 10, 8 %, хорошисты — 4, 3 %, отличники — 19, 5 %.
И самой маленькой группой оказались дети с типом темперамента меланхолик. Этот тип обладает такими качествами как: стеснительность и застенчивость, постоянное переживание различных событий, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность, быстрая утомляемость. Люди с этим типом темперамента не верят в свои силы, легко падают духом при невзгодах и с трудом устанавливают контакты с незнакомыми. С данным типом темперамента школьников оказались только троечники и они составили 10, 8 % от исследуемых учащихся.
Заключение : таким образом, изучив табеля успеваемости 5–6 классов, проанализировав результаты тестирования школьников и опроса учителя класса было выяснено, что тип темперамента влияет не столько на успешность освоения учебной программы обучающегося, сколько на выбор решения той или иной ситуации и исполнения учебной деятельности, каждый ребенок в зависимости от типа темперамента выбирал свою, более свойственную темпераменту технику для достижения цели, в данном случае — успеваемости в школьной программе. Иначе говоря, в одинаковых условиях дети с разными типами темпераментов добиваются успехов в результатах по-разному.
Литература:
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480с.
- Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2016. — 583с.
Основные термины (генерируются автоматически): тип темперамента, ребенок, учебная деятельность, процесс обучения, нервная система, неуравновешенный тип, опрос учителя класса, освоение знаний, табель успеваемости, черная желчь.
История четырех личностей
Четыре типа личности, представленные четырьмя цветами, существовали веками. До того, как их стали называть огненно-красным, земно-зеленым, холодным синим и солнечно-желтым, они были известны как юмор. Четыре юмора диктовали четыре наиболее распространенных темперамента, которые проявляли люди. Гиппократ был первым, кто внушил идею гуморов, которые назывались сангвиниками, холериками, меланхоликами и флегматиками.
Карл Юнг использовал идею четырех юморов, чтобы повлиять на свои открытия о сложностях человеческого поведения. Его мысли касались четырех личностей, а также идеи сознательного и бессознательного разума, в которых жили четыре типа личности. Юнг персонифицировал этот раскол между сознательным и бессознательным как представление «другой», или «темной» части нашей личности.
Между тьмой и светом
Юнг имел в виду, что темная сторона означает не менее желательные части нашей личности, а скорее бессознательные аспекты четырех типов. Эта теневая часть человеческого характера включает в себя все чувства и часть ощущений и интуиции. Мышление, утверждал он, было полностью сознательным актом, поэтому считается, что оно происходит «в свете». Теневая и светлая части нашей личности неотделимы друг от друга.
Понимание того, как теневая и светлая части нашей личности взаимодействуют друг с другом, необходимо при попытке понять влияние наших персонажей на наши семьи, нашу работу и все другие аспекты нашей жизни. Перенос мыслей, убеждений и привычек с темной стороны на светлую может помочь нам понять, почему мы такие, какие мы есть, и как нам лучше всего взаимодействовать с окружающим миром, зная то, что мы знаем о себе.
Тьма всегда смешивается со светом, и некоторые аспекты четырех типов личности будут в тени, а другие — на свету. Гиппократ никогда не заходил дальше своей теории юмора, чтобы объяснить внутренние мотивы человеческого поведения, но Юнг определенно опирался на эту раннюю точку зрения в своей работе.
Взаимодействие с четырьмя личностями
Взаимодействие между сознательным и бессознательным разумом невероятно важно для влияния на то, как мы думаем и ведем себя. Наши сильные стороны или тип личности, который мы чаще всего олицетворяем, будут осознаваться большую часть времени, то есть мы осознаем, как мы думаем, действуем и реагируем в определенных ситуациях. Однако размышления о других типах личности могут помочь человеку понять, что он может использовать каждый из этих типов личности и их сильные стороны в повседневных ситуациях, когда это выгодно.
Своими открытиями Юнг открыл совершенно новый мир, а открытия в области психологии личности и самости продолжаются и сегодня. Insights Discovery основан непосредственно на теориях Юнга и как таковой является бесценным инструментом, помогающим людям понять себя и других. Если вам нужна дополнительная помощь в идентификации себя или других как части четырех цветных личностей, назначьте меня, Скотта Швефеля, вашим основным докладчиком. Я приду к вам в группу и расскажу о различиях личностей в правдивой, веселой и доступной для понимания форме. Подпишитесь на меня в Facebook, LinkedIn и Twitter, чтобы делиться своими блогами с цветовыми энергиями, с которыми вы работаете!
История | personaldimension
Скотта Кэмпбелла
Personality Dimensions® представляет собой модель для изучения четырех паттернов темперамента. Само понятие темперамента имеет долгую историю, насчитывающую в различных формах около 2500 лет. В этом разделе описываются некоторые из ключевых личностей, чьи теории и концепции внесли свой вклад в развитие теории темперамента и ее нынешнюю формулировку и применение.
Допсихологическая эра
Гиппократ (460–370 гг. до н. э.)
Часто называемый отцом медицины, Гиппократ систематизировал распространенное среди древних греков убеждение, что болезнь является результатом дисбаланса четыре телесные жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Эта теория предполагала, что избыток одной из этих жидкостей (или соков) вызывает определенные заболевания. Гиппократ учил, что лекарство от болезни заключается в восстановлении равновесия всех четырех жидкостей. Сам Гиппократ не учил теории темперамента, но заложил важные основы для Галена, который это сделал.
Гален (130–200 гг. н. э.)
Гален был самым известным врачом своего времени. Подобно Гиппократу, врач Гален считал, что болезнь является результатом дисбаланса четырех дош, а лечение заключается в восстановлении их баланса. Однако Гален пошел еще дальше, связав избыток того или иного юмора с определенными поведенческими чертами и психическими наклонностями, которые он назвал «темпераментами» (латинское слово на самом деле означает «правильное смешение»).
Однако важно отметить, что Гален считал эти излишества источником болезни. Он учил, что желаемое состояние — это равномерный баланс всех четырех жидкостей организма. Он считал, что когда четыре юмора находятся в равновесии, результатом будет оптимальный темперамент. В его трактате «О темпераментах» это описано так:
«Наилучший воздержанный человек тот, кто в теле кажется средним из всех крайностей, то есть худобы и тучности, жара и холода… а относительно тела это лучший темпераментный человек. А в душе он среди дерзости и робости, небрежности и дерзости, сострадания и зависти. Он веселый, ласковый, благотворительный и благоразумный».
Таким образом, использование Галеном термина «темперамент» отличается от современного (которое относится только к психологической предрасположенности). Гален использовал его для обозначения телесных предрасположенностей, а также поведенческих и эмоциональных симптомов, используемых для диагностики того, какая из четырех гуморов вышла из равновесия. Хотя его поведенческие/эмоциональные описания для каждого из четырех темпераментов скудны и разбросаны по всем его произведениям, краткое изложение структуры его темперамента будет включать следующее:0003
Авиценна (980-1037)
Авиценна, прозванный «Князем врачей», был персидским врачом, взгляды которого на болезни обсуждались в его трактате «Канон медицины». Британская энциклопедия назвала эту работу самой важной книгой в истории медицины Востока или Запада. Он стал стандартным медицинским текстом во всей Азии и был основным медицинским текстом в европейских университетах до 18 века. Авиценна расширил теорию Галена о заболеваниях, основанных на темпераменте, уточнив его описания темперамента, включив в них эмоциональные аспекты, умственные способности, моральные установки, самосознание, движения и сны.
Иммануил Кант (1724-1804)
Кант прежде всего известен как один из самых важных философов в истории. Однако в своей книге «Антропология с прагматической точки зрения» Кант изложил свое понимание темперамента. Важным отличием подхода Канта от основанного на юморе подхода предшествующих теоретиков медицины было четкое различие между физическим темпераментом и психологическим темпераментом. По мнению Канта, эти два понятия имели разные источники. Именно в области психологического темперамента Кант развил свои взгляды на четыре темперамента, которые он еще называл сангвиником, холериком, меланхоликом и флегматиком.
Кант утверждал, что существует только четыре темперамента, и что каждый темперамент независим от других — комбинаций не существует. Он разделил четыре темперамента на две категории: чувства и действия. Сангвинический темперамент характеризовался сильными, но кратковременными чувствами. У меланхоликов были слабые, но стойкие чувства. Для холерического темперамента характерна напряженная, но не настойчивая деятельность. Флегматика описывали как бездеятельного, но выносливого.
Теоретики конца 19-го – середины 20-го века
В первые годы существования психологии как социальной науки многие люди в Европе и Северной Америке обсуждали врожденные предрасположенности. Классификации темперамента сильно различались, но все сходились во мнении, что люди обладают врожденными, биологически обоснованными психологическими наклонностями. Ниже приводится краткий отчет о нескольких ключевых фигурах, приведших к разработке Измерений Личности®.
Эрик Адикс (1866-1928)
Адикс был немецким философом, писавшим в конце 1800-х и начале 1900-х годов. Многие из его работ были размышлениями о творчестве Иммануила Канта. В 1901 году он утверждал, что понять различные философские системы можно, только обратив внимание на личность человека, продвигающего ту или иную философскую точку зрения. В 1905 году Адикс представил концепцию, согласно которой людей можно характеризовать по их доминирующему мировоззрению. Четыре мировоззрения, которые он предложил, были новаторами, которым нравилось что-то менять и искать новые пути; Традиционалы, предпочитавшие, чтобы мир оставался стабильным и предсказуемым; Доктринеры, искавшие доктрины, представляющие ценность для человечества; и скептики, которым нужно было понять причину или обоснование вещей.
Уильям Джеймс (1842–1910)
Джеймс — один из самых известных психологов и философов Северной Америки. Джеймс, наиболее известный своей работой «Разнообразие религиозного опыта», также внес свой вклад в развитие философского прагматизма. В своей книге 1907 года «Прагматизм» он, как и Адикс, заявил, что темперамент человека вносит значительный вклад в его понимание мира и в философскую основу, которую человек находит наиболее привлекательной. Джеймс утверждал, что история философии на самом деле представляет собой просто столкновение различных темпераментов.
Джеймс различал два разных темперамента: рационалист и эмпирик. Основное различие между ними заключалось в том, как каждый трактовал факты. Эмпирики, утверждал Джеймс, любили простые и понятные факты и были склонны к натурализму и более пессимистическому взгляду. Напротив, рационалисты были неравнодушны к абстрактным и вечным принципам и были склонны к идеализму и оптимизму. Джеймс резюмировал разницу в чертах между этими двумя основными темпераментами, классифицировав рационалистов как «мягких», а эмпириков — как «жестких».
Он суммировал различия в следующей таблице:
Эдуард Шпрангер (1882-1963)
Шпрангер был немецким психологом, который классифицировал типы личности по доминирующим ценностям каждого типа. Как Шпрангер использовал этот термин, ценности определялись как совокупность симпатий и антипатий, установок, должностей, внутренних склонностей, рациональных и иррациональных суждений и предубеждений, которые определяют взгляд человека на мир. В своей книге «Типы мужчин» 1914 года он определил шесть основных типов, основанных на ценностях.
Эрнст Кречмер (1888–1964)
Кречмер, немецкий психиатр, разработал схему типов, которая стремилась классифицировать людей по видам психологических расстройств, к развитию которых они склонны. По словам Кречмера, «психозы — это не что иное, как преувеличенные формы темперамента».
Его классификация выделяет два основных типа: циклоиды (те, кто хочет и нуждается в социальной активности) и шизоиды (те, кто предпочитает оставаться асоциальным).
Затем каждая из этих двух широких категорий была разделена в зависимости от степени проявления энергии в их состоянии. Два циклоидных типа он описал как меланхоликов (депрессивных) и гипоманиакальных (возбудимых). Шизоидов он назвал гиперестетическими (сверхчувствительными) и анестетиками (нечувствительными).
Карл Юнг (1875-1961)
Юнг был швейцарским психологом и основателем аналитической психологии, целью которой является целостность через интеграцию бессознательных сил и мотиваций.
Юнговская теория типов личности полностью отличается от потока темперамента. Это подробно описано в его книге 1921 года «Психологические типы», название которой показывает, что его структура сосредоточена на психических процессах, а не на ценностях, мировоззрениях или физиологии (как это делает Темперамент). В схеме Юнга отправной точкой в различении людей была экстраверсия и интроверсия. В терминах Юнга экстраверты — это те, кто ориентирован вовне, на «объект». Интроверты ориентированы внутрь, в сторону от объекта. Это фундаментальное различие в ориентации создает два узнаваемо разных типа людей.
Однако дихотомия Экстраверсия/Интроверсия была лишь отправной точкой в его типологии. Суть его вращалась вокруг различных психических функций (когнитивных процессов), которые люди используют для навигации по жизни. Юнг утверждал, что существует две широкие категории психических функций: восприятие (как мы осознаем вещи) и суждение (как мы принимаем решения о вещах). Затем каждая из этих широких категорий была дополнительно подразделена. Две формы восприятия, которые он описал, были ощущением и интуицией. Он также определил две формы суждения, а именно мышление и чувство.
Юнг также связал экстраверсию и интроверсию с каждой из четырех функций. Другими словами, существовали экстравертная форма и интровертная форма каждого из них (например, экстравертное восприятие, интровертное восприятие, экстравертная интуиция, интровертная интуиция и т. д.). В результате появилось восемь психических функций, которые люди использовали для маневрирования в жизни. Юнг считал, что каждый в первую очередь полагался на один из этих восьми когнитивных процессов — настолько, что их тип личности в значительной степени определялся им. Таким образом, его книга «Психологические типы» описывает восемь различных типов.
Несмотря на то, что Personality Dimensions® является частью потока темперамента типизации личности, он заимствует дихотомию Экстраверсия/Интроверсия Юнга, поскольку естественная ориентация человека либо на внешний мир, либо на внутренний мир оказывает значительное влияние на то, как люди выражают себя. их темпераменты.
Эрик Фромм (1900–1980)
Фромм, еще одна очень влиятельная американская фигура в истории психологии, был одним из многих в первой половине 20-го века, которые проводили четкое различие между темпераментом и характером. Для большинства из этих мыслителей темперамент был сосредоточен на эмоциональных склонностях; характер был связан с этикой и моралью. Темперамент был врожденным; характер был развит.
Так, в своей книге «Человек для себя» Фромм заявил:
«Темперамент относится к способу реакции, является конституциональным и неизменяемым; характер в основном формируется опытом человека, особенно в раннем возрасте, и до некоторой степени изменяется благодаря прозрениям и новым видам опыта».
Фромм принял теории допсихологической эры для разделения людей на четыре группы, описанные со времен Авиценны, и даже использовал для них термины холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Он также принял характеристики, которые стали ассоциироваться с ними ко времени Иммануила Канта.
«Сангвинический и холерический темпераменты — это способы реакции, характеризующиеся легкой возбудимостью и быстрой сменой интересов, при этом у первых интересы слабы, а у второго интенсивны. Для флегматичного и меланхолического темпераментов, напротив, характерна стойкая, но медленная возбудимость интереса, причем интерес у флегматика слабый, а у меланхолика интенсивный».
По мнению Фромма, темперамент влияет на то, как человек выражает свой характер, но не определяет его.
Вместо этого Фромм утверждал, что в современном обществе сформировалось шесть доминирующих ориентаций характера. Пять из них он считал патологическими, называя их: восприимчивым, эксплуататорским, накопительным, маркетинговым и некрофильным. Единственная положительная ориентация характера, которую он описывает, называется «продуктивной». Хотя теоретически эти ориентации не являются неизменяемыми, Фромм действительно считал, что однажды сложившийся характер (как правило, к концу детства) изменить очень трудно. Отсюда его термин «ориентации» для описания этих моделей характера.
Прямые участники развития личностных размеров®
Дэвид Кейрси (1921-2014)
Кейрси завершил свои мастеры и докторские степени в области психологии в выпускниках Кларемонта в конце 1940. Благодаря своим исследованиям он был заинтригован тем, что он считал длинной линией передачи идеи о том, что человеческую личность можно разделить на один из четырех типов.
Опираясь на работу многих из упомянутых выше людей, гениальность Кейрси заключалась в том, чтобы сформулировать всеобъемлющую основу для понимания четырех различных паттернов темперамента. В частности, Кейрси цитирует Эрика Адикса, Эрнста Кречмера, Эдуарда Спрангера и Эрика Фромма как вдохновителей.
Кейрси продолжал совершенствовать эту теорию в 1950-х и 60-х годах, работая психологом-педагогом. В начале 1970-х он представил эту теорию в качестве учебной программы в Калифорнийском государственном университете, где преподавал на кафедре консультирования. В 1978 году он и его соавтор Мэрилин Бейтс опубликовали книгу «Пожалуйста, поймите меня», в которой теория темперамента была представлена гораздо более широкой аудитории. Книга также содержала Keirsey Temperament Sorter®, инструмент самоотчета, разработанный, чтобы помочь людям определить свой темперамент. Второе значительно расширенное издание книги вышло в 1998, как «Пожалуйста, поймите меня II».
Книга Кейрси подробно описала природу каждого из четырех темпераментов, используя названия Ремесленники, Хранители, Рационалы и Идеалисты. Его всеобъемлющая структура описывает для каждого темперамента их природные таланты, интересы, самооценку, ценности и поведенческие ориентации.
В этой работе Кейрси также описал корреляцию между четырьмя темпераментами и работой Майерса и Бриггса; он обнаружил, что определенные типы, описанные Изабель Майерс, очень хорошо соответствуют четырем темпераментам. Используя буквенные дескрипторы из MBTI, корреляции были следующими:
Ремесленники связаны с SP
Стражи связаны с SJ
Рационалы коррелируют с NT
Идеалисты коррелируют с NF
Таким образом, несмотря на то, что эти две типологии различаются по своей основе для изучения типов личности, Кейрси нашел между ними корреляцию.
Дон Лоури
В 1978 году Лоури, педагог, открыл для себя работу Дэвида Кирси и сразу же признал ее потенциал и ценность для своих учеников. Он также был любителем живого театра и хотел представить своим ученикам работы Кейрси в живом и занимательном формате, который было бы интересно изучать. Признавая ценность работы Кейрси для жизни, карьеры и отношений отдельных людей, Лоури решил создать формат, с помощью которого его ученики и люди в целом могли бы раскрывать свой темперамент и узнавать о человеческих различиях в занимательной интерактивной форме. Это было источником True Colors®
Лоури заменил более абстрактные названия, которые Кейрси и его предшественники использовали для обозначения темпераментов, и вместо этого обозначил каждый из четырех темпераментов ярким и легко запоминающимся цветом. (Оранжевый = Ремесленник, Золотой = Хранитель, Зеленый = Рациональный и Синий = Идеалист).
Лоури упростил язык, который Кейрси использовал для описания четырех темпераментов, и создал простой процесс самопознания, который люди могли использовать для определения своего собственного темперамента. Его метод доставки был разработан как образовательный, так и развлекательный, и он придумал термин «образовательно-развлекательная программа».
Линда Беренс
Беренс получила докторскую степень под руководством Дэвида Кейрси. В 1988 году она основала Исследовательский институт темперамента (переименованный в Interstrength Associates в 2005 году) с целью дальнейшего уточнения, расширения и распространения теории темперамента Кейрси.
Ее книга «Понимание себя и других: введение в темперамент» содержит описание теории темперамента, а ее Цели темперамента сыграли большую роль в разработке Измерений личности®. Цели темперамента Беренса предоставили три ключевых элемента информации. Во-первых, они очень кратко излагают множество деталей о четырех темпераментах. Во-вторых, они демонстрируют взаимосвязь основных потребностей, ценностей, талантов и характерного поведения каждого темперамента. В-третьих, они позволяют легко сравнивать определенные атрибуты между четырьмя темпераментами (например, предпочтительный тип отношений каждого темперамента, или естественную ориентацию во времени для каждого, или предпочтительный способ мышления, который использует каждый из них).
Другим очень полезным вкладом Беренса является различие между «тремя «я», которыми обладает каждый человек:
Объяснение различий между этими тремя «я» оказалось очень полезным для людей в процессе самопознания. Когда человек размышляет о том, какой из четырех цветов ему лучше всего подходит, он может спросить себя, является ли та или иная характеристика, навык или поведение, которое он воспринимает в себе, чему-то, чему он научился (развитому я), или тому, что он должен делать в определенных обстоятельствах, таких как как их работа (контекстное «я») или что-то естественное для них (их основное «я»).
Линда МакКим
Personality Dimensions® — это канадский инструмент, разработанный Career/LifeSkills Resources Inc. (CLSR) в течение пяти лет. Линда МакКим, MSW, была нанята компанией Career/LifeSkills Resources Inc. для разработки нового инструмента оценки темперамента, который будет выглядеть следующим образом:
Основано на достоверных, заслуживающих защиты исследованиях
Удобный для пользователя
Обращение к широкой целевой аудитории (от студентов до руководителей)
Действительный, надежный и лаконичный
Весело и легко учиться, запоминать и применять
.
С этой целью МакКим разработала исследовательские инструменты, описанные в следующем разделе, и с помощью аналитического опыта своего покойного мужа Роберта МакКима, доктора философии; проанализировали данные и работали с предложениями других инструкторов по всей Канаде, чтобы реализовать Personality Dimensions®. Этот инструмент и модель для понимания себя и других в значительной степени опирается на работу ранее упомянутых теоретиков, а также на многие независимые клинические исследования.
Personality Dimensions® использует цвета, потому что они делают стили темперамента наглядными. Дескрипторы были добавлены, потому что они отражают важные аспекты каждого темперамента: любознательный зеленый, организованный золотой, подлинный синий и находчивый оранжевый. Взяв за основу теории Кейрси и Беренса, МакКим упростил язык для всех компонентов и добился одинаковой глубины описаний для каждого. Цели темперамента Беренса были чрезвычайно полезны при разработке выбора черт и характеристик. Ее мысли о «основном я», «развитом я» и «контекстном я», а также концепция «цветового спектра» Дениз Хьюз, издателя журнала «Измерения личности» и владелицы Career/LifeSkills Resources Inc., привели МакКим к концепции «цветового спектра». Плед.» Термин плед был выбран, поскольку он очень конкретен и нагляден. Он отражает тот факт, что, хотя у каждого из нас есть предпочтительный стиль темперамента, мы можем и действительно функционируем, часто довольно комфортно, от всех стилей темперамента.
Personality Dimensions® — это новый уровень инструментов оценки темперамента, сочетающий в себе лучшее из того, что можно извлечь из истории, а также данные современных исследований. В отличие от других инструментов оценки, он также выходит за рамки темперамента и включает теорию Юнга об интроверсии и экстраверсии. Хотя это не является частью темперамента, МакКим и CLSR считали, что это важный аспект личности, и его следует включить, чтобы обеспечить более глубокое понимание себя и других.
Заметка о пересмотре истории темперамента
Скотт Кэмпбелл
В более ранней версии руководства «Измерения личности» содержались некоторые общие сведения об истории и развитии теории темперамента. В оригинальном руководстве мы исходили из точности более ранних экспертов по темпераменту. Для целей этого пересмотра мы решили вернуться и изучить историю более подробно. При этом мы обнаружили, что некоторые аспекты обычно сообщаемой истории были неправильно истолкованы и были неточными. Насколько нам известно, эта редакция исправляет эти ошибки и представляет ключевые компоненты фактической истории.
Люди, знакомые с предыдущей версией этого руководства, заметят, что Платон, Аристотель и Парацельс больше не включены в список как лица, говорящие о типе личности. Дэвид Кирси популяризировал идею о том, что каждый из этих людей относится к четырем темпераментам. Фактически, наше исследование показывает, что ни Платон, ни Аристотель, ни Парацельс не упоминали о четырех типах.
Платон (429–347 гг. до н. э.)
В своей работе «Государство» Платон описал свое видение идеального общества. Он утверждал, что в этом обществе будет три (а не четыре) класса людей: (1) Ремесленники — ремесленники, которые производили товары, необходимые обществу, (2) Стражи — военные, которые будут защищать это общество, и (3) Философы. Короли, которые будут править обществом. Платон никогда не обсуждал четыре класса, и его описания трех классов явно никак не связаны с типами личностей или индивидуумов.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.)
Кейрси считал, что Аристотель описал четыре различных пути или средства достижения счастья и соотносит эти четыре пути с четырьмя темпераментами. Тщательный обзор литературы показывает, что это не так. Аристотель называл три общепринятых средства достижения счастья, и только одно из них, по его мнению, приводило к истинному счастью, — философская жизнь. Было бы просто неправильным толкованием его работы «Нихомахова этика» предположить, что он описывал четыре пути к прочному счастью или что определенный тип людей был привлечен к определенным средствам достижения счастья.
Парацельс (1493 – 1541)
Парацельс был врачом в 16 веке. Утверждалось, что Парацельс использовал четыре духа животных в качестве метафоры для четырех темпераментов. Некоторые теоретики темперамента включают его в свои обзоры потока людей, которые описали четыре модели темперамента. Например, они классифицируют рассуждения Парацельса о гномах как отсылку к тому, что мы бы назвали Золотым темпераментом. Скорее, из его сочинений ясно, что Парацельс считал, что гномы существуют на самом деле. Говорят, что они живут под землей и иногда взаимодействуют с людьми. То же самое относится и к другим духам животных, о которых он говорит. По его мнению, это были настоящие существа, не имевшие ничего общего с человеческими личностями.
Мы благодарим Скотта Кэмпбелла за его усердие в исследовании и внесении этого раздела в первую главу этого пересмотренного Руководства. Скотт является мастер-тренером Personality Dimensions® и президентом Core Factors, фирмы по развитию лидерства в Торонто.