Психологические характеристики сознания
1) Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъкт-объектные отношения.
2) Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому волю также включают в структуру сознания.
3) Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.
4) Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта.
5) Способность к коммуникации. Т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.
6) Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы. Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать совокупность всех познавательных процессов.
7) В сознании отражаются не все и не случайные, а только главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.
8) Следующей особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.
Функции сознания:
1) Отражательная. Т.е. отражать мир и себя в мире.
2) Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.
3) Регулятивно-оценочная.
4) Рефлексивная.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Психологические характеристики сознания
От 250 руб
Контрольная работа
Психологические характеристики сознания
От 250 руб
Курсовая работа
Психологические характеристики сознания
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьВиды сознания. Функции сознания/ Психологическая характеристика сознания
Сәтті коммуникацияның вервалды
және вербалды емес
технологиялары – 10 дәріс
2. Содержание
СОДЕРЖАНИЕВведение
Виды
сознания
Функции сознания
Психологическая характеристика сознания
Анализ понимания сознания у разных мыслителей
Сознание — это
высшая форма
отражения объективной
действительности,
свойственная только
человеку.
Сознание — это
специфическая форма
жизнедеятельности
человека, продукт его
взаимоотношений с
объективной
действительностью.
Современная трактовка сознания:
Сознание — это способность
направлять свое внимание на
предметы внешнего мира и
одновременно сосредоточиваться
на тех состояниях внутреннего
духовного опыта, которые
сопровождают это внимание;
особое состояние человека, в
котором ему одновременно
доступен и мир и он сам.
5. Виды сознания
ВИДЫ СОЗНАНИЯОбщественное сознание — совокупность идей,
теорий, взглядов, представлений, чувств, верований,
эмоций людей, настроений, в которых отражается
природа, материальная жизнь общества и вся
система общественных отношений;
Индивидуальное сознание — это духовный мир
личности, отражающий общественное бытие через
призму конкретных условий жизни и деятельности
данного человека;
Обыденное сознание — это низший уровень
общественного сознания, его неотъемлемая часть,
подсистема общественного сознания.
6. Функции сознания:
ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ:Познавательная;
Прогноза, предвидения, целеполагания;
Доказательства истинности знания;
Ценностная;
Коммуникативная;
Регулятивная.
Психологическая характеристика сознания
включает в себя:
«со-знание», т.е. совокупность знаний об
окружающем нас мире.
закрепленное в нем отчетливое различение
субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит
«я» человека и его «не-я».
обеспечение целеполагающей деятельности
человека.
наличие эмоциональных оценок в
межличностных отношениях.
8. Развитие проблемы сознания в и психологии
РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ В ИПСИХОЛОГИИ
9. Анализ понимания «сознания» у разных мыслителей
АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ «СОЗНАНИЯ»У РАЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
10. Платон (428-347 г. до н.э.) древнегреч.философ-идеалист, ученик Сократа
ПЛАТОН (428-347 Г. ДО Н.Э.)ДРЕВНЕГРЕЧ.ФИЛОСОФ-ИДЕАЛИСТ, УЧЕНИК
Сознание по Платону
представляет собой
совокупность сигналов,
поступающих от органов
чувств, его задачей
является сравнение этих
сигналов, установление
сходства и различия между
ними, противопоставление
индивидуального и
нахождение общего для
приведения их к одной
форме.
СОКРАТА
11. Рене Декарт (1596-1650) франц.философ, математик, физик, физиолог
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)ФРАНЦ.ФИЛОСОФ, МАТЕМАТИК, ФИЗИК, ФИЗИОЛОГ
Первое, что человек
обнаруживает в себе, — это
его собственное сознание.
Существование сознания –
главный и безусловный
факт, и основная задача
психологии состоит в том,
чтобы подвергнуть анализу
состояния и содержания
сознания. Так, «новая
психология», восприняв дух
идей Декарта, сделала
своим предметом сознание.
12. Эммануил Кант (1724-1804) нем.философ и учёный, родоначальник нем.классического идеализма
ЭММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)НЕМ.ФИЛОСОФ И УЧЁНЫЙ, РОДОНАЧАЛЬНИК НЕМ.КЛАССИЧЕСКОГО
ИДЕАЛИЗМА
По Канту, основой содержания
сознания являются не выводимые
из опыта априорные идеи. Они
усваиваются личностью путем
созерцания внешнего мира
внутренним чувством субъекта.
Сознание, получая извне хаос
чувственных явлений, вносит в
него известный порядок с
помощью априорных идей.
Априорными формами являются
пространство, время, причинность
и т.п. Именно эту априорную
основу, присущую всем людям, он
называет трансцендентальным
сознанием.
13. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) нем.философ, объективный идеалист
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)НЕМ.ФИЛОСОФ, ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ
Гегель считал, что привычка
охватывает все виды и ступени
деятельности духа. Привычка по
Гегелю — это сведенная к чистой
идеальности телесность, которая
присуща душе, как таковой. Это
означает, что “бытие для себя”
представляет собой совершенно
бессознательное содержание, но в то
же время и основу сознания, к
которому это “бытие для себя”
восходит. Итак, Гегель утверждает,
что в привычке наше сознание
одновременно и присутствует в вещи,
заинтересовано ею, и, наоборот,
отсутствует в ней, равнодушно к ней.
14. Маркс Карл (1818-1883) основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии
МАРКС КАРЛ (1818-1883)ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА, ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И
ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И НАУЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
нельзя
отделить
сознание,
мышление от
материи, которая
мыслит;
сознание
производно от
материи, предельно
просто и понятно.
15. Фридрих Энгельс (1820-1895) немецкий философ, социолог
ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820-1895)НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ
Сознание человека возникло в
результате перехода наших
предков к трудовой,
производственной
деятельности.
Развитие сознания, развитие
человеческой психики
обуславливается ходом
общественно-исторического
процесса.
Развитие это выражалось
прежде всего в возникновении
новых потребностей человека.
Овладевая природой, человек
научился владеть и собой.
16. Вильгельм Вундт (1832-1920) немецкий физиолог и психолог, физиолог, идеалист
ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ (1832-1920)НЕМЕЦКИЙ ФИЗИОЛОГ И ПСИХОЛОГ, ФИЗИОЛОГ, ИДЕАЛИСТ
Вундт говорил о
сознании как
«совокупности
сознаваемых нами
состояний», то есть
явлений,
содержаний,
которые как на
сцене сменяют друг
друга.
17. Брентано Франц (1838-1917) австрийский философ и психолог
БРЕНТАНО ФРАНЦ (1838-1917)АВСТРИЙСКИЙ ФИЛОСОФ И ПСИХОЛОГ
Брентано считал
необходимым изучать
сознание как единство всех
духовных актов методом так
называемого «внутреннего
восприятия», то есть
непредвзятого и
«непосредственного»
восприятия всего того, что
совершается в сознании.
18. А.Н.Леонтьев (1903-1979) русский психолог
А.Н.ЛЕОНТЬЕВ (1903-1979)РУССКИЙ ПСИХОЛОГ
Особая функция чувственных
образов сознания состоит в том,
что они придают реальность
сознательной картине мира,
открывающейся субъекту.
Именно благодаря чувственному
содержанию сознания мир
выступает для субъекта как
существующий не в сознании, а
вне его сознания – как
объективное «поле» и объект его
«деятельности»
19. Л.С.Выготский (1905-1981) русский психолог
Л.С.ВЫГОТСКИЙ (1905-1981)РУССКИЙ ПСИХОЛОГ
Человеческое поведение отлично от
поведения животных, оно
опосредствовано орудиями и
социально по происхождению.
Психическая деятельность тоже
опосредствована орудиями, правда,
орудия эти другие: речь. У
животных нет речи, которая
регулирует психические процессы,
а значит и нет психической
деятельности. Сознание и психика
не возникают в деятельности, а
скорее предшествуют ей. «Сознание
не внутри нас, а вне нас», оно
опирается на внешние знаковые
системы.
20. Жан Поль Сартр (1905-1980) франц.философ и писатель, глава фр.атеистического экзистенциализма
ЖАН ПОЛЬ САРТР (1905-1980)ФРАНЦ.ФИЛОСОФ И ПИСАТЕЛЬ, ГЛАВА ФР.АТЕИСТИЧЕСКОГО
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Согласно Ж.П.Сартру,
сознание есть абсолютное,
трансфеноменальное
измерение субъекта в свете
бытия. Оно не имеет
содержания и состоит в
утверждении
трансцендентного объекта, т.е.
объекта, которым сознание
овладевает благодаря тому, что
оно само себя трансендирует.
Сартр отрицает существование
подсознательного и
бессознательного.
21. М.К.Мамардашвили (1930-1990) советский философ, доктор философских наук, профессор
М.К.МАМАРДАШВИЛИ (1930-1990)СОВЕТСКИЙ ФИЛОСОФ, ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
Сознание – это прежде всего
сознание иного. Но не в том смысле,
что человек отстранен от привычного
ему, обыденного мира, в котором он
находится. В этот момент человек
смотрит на него как бы глазами
другого мира, и он начинает казаться
ему непривычным, не само собой
разумеющимся. Это и есть сознание
как свидетельство.
Термин «сознание» в принципе
означает какую-то связь или
соотнесенность человека с иной
реальностью поверх или через голову
окружающей реальности.
22. Анализ
АНАЛИЗФилософия ставит в центр своего внимания
как основной вопрос отношение материи и
сознания, а тем самым и проблему сознания.
Значение этой проблемы обнаруживается уже
в том, что вид, к которому принадлежим мы,
люди, обозначают как человек разумный.
Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности
сознания исключительно важен для
правильного понимания места и роли
человека в мире.
23. Литература
ЛИТЕРАТУРА1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 2012г.
Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.
Политиздат 2011г.
Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность.
Москва 2012г.
Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: “Век 2”,
2010. – 320с.
Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. – Москва
– Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. – 688
с.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-наДону: издательство «Феникс», 2012. – 511с.
Спиркин А.Г. Философия. Москва 2013г.
Стюарт Рассел, Питер Норвиг Искусственный интеллект:
современный подход. М.: «Вильямс», 2013. — с.1424.
Поток Сознания | Encyclopedia.com
Гейл
просмотров обновлено 11 июня 2018 г.БИБЛИОГРАФИЯ
Наука психология в значительной степени исследует деятельность отдельных лиц и групп, поскольку они функционируют в социальной системе. Многие социологи разделяют убеждение, что психологическое понимание требует не только систематического наблюдения за поведением, происходящим в социальном контексте, но и изучения психической жизни вовлеченных в него людей. Человеческие существа имеют прямой доступ к части своей психической жизни. Обычно они в состоянии сообщить другим большое количество информации из первых рук, касающейся этой части. В частности, они постигают свой собственный поток сознания, протекающий внутри них. Уильям Джеймс (1842–1819 гг.)10) является одним из первоначальных создателей науки психологии и известен проницательным описанием потока сознания в своем шедевре «Основы психологии » (1950 [1890]). Следующее взято из книги Джеймса « Беседы с учителями по психологии: и со студентами о некоторых жизненных идеалах » (1916 [1899]) и заключает в себе его концепцию потока сознания:
наука о разуме, которую необходимо изучить, также является наиболее общим фактом. Дело в том, что в каждом из нас бодрствуя (а часто и во сне) постоянно происходит какое-то сознание . Существует поток, последовательность состояний, или волн, или полей (или как бы вы их ни называли), знания, чувства, желания, размышления и т. составляют нашу внутреннюю жизнь. Существование этого потока есть первичный факт, природа и происхождение его составляют существенную проблему нашей науки. (стр. 15)
Здесь я разъясняю концепцию Джеймса о потоке сознания (ср. Натсулас 19).99, 2001), взаимозаменяемо используя термины состояние сознания и состояние сознания для основных длительных компонентов, которые Джеймс предлагает составлять поток сознания один за другим в тесной последовательности.
Состояние сознания обычно представляет собой осознание ряда предметов. Это не менее целостное государство, учитывая количество его «объектов». К ним относятся состояния сознания, а также, например, свойства окружающей среды и телесные аспекты человека. Часто повторяющейся особенностью психической жизни людей является прямое восприятие состояний сознания по мере их возникновения. Джеймс считает, что это «внутреннее осознание» связано с тем, что одно состояние сознания имеет среди своих объектов другое состояние сознания, принадлежащее к тому же потоку. Состояние сознания не может быть само среди предметов, которые оно непосредственно схватывает. Джеймс настаивает на последнем пункте, несмотря на столь же центральный тезис о том, что состояние сознания обычно имеет много различных объектов. Не каждое состояние сознания является объектом внутреннего осознания. Но такое состояние, протекающее незаметно, является не менее основным длительным компонентом его потока. Искреннее сообщение о том, что человек не знает о x само по себе не означает, что среди его объектов не было состояния сознания с x .
Поток сознания состоит из мгновенных состояний сознания, следующих одно за другим в серии, которая субъективно кажется тесно связанной. Внутреннее осознание не обнаруживает никакого перерыва в потоке сознания, каким бы долгим или кратким он ни был. Впоследствии должно быть установлено, что такая остановка имела место, если о ней вообще должно быть известно. Некоторые замечания Джеймса предполагают, что поток сознания непрерывен в том смысле, что он расширяется во временном измерении за счет внутреннего роста, а не за счет ряда внешних приращений. Но в другом месте я подробно утверждаю, что его более последовательная точка зрения состоит в том, что импульсы изменений в мозгу порождают импульсы ментальности (Natsoulas 19).92–1993). Последний ряд предлагается сделать непрерывным. Каждое состояние непосредственно следует за состоянием сознания прямо перед ним, «абсолютно ничего между ними», до тех пор, пока не вмешивается «временной промежуток». Такие промежутки времени действительно случаются, по словам Джеймса, из-за того, что происходит в мозгу. Но они незаметны, потому что сознание полностью прекращается в любой промежуток времени. В The Principles of Psychology Джеймс развивает дуалистическую интеракционистскую теорию относительно отношения ментального к физическому (см. Natsoulas, 2005). Мозг генерирует состояния сознания, но они, в свою очередь, могут влиять на текущий физический процесс, который их производит, и, таким образом, косвенно воздействовать на направление, которое принимает поток сознания. Однако никакое состояние, составляющее поток, не является состоянием мозга. Никакое состояние сознания не является свойством, внутренне присущим самому мозгу.
Сознание человека в любой момент полностью состоит из одного состояния сознания. Это взгляд Джеймса (1950 [1890]) за одним исключением. В одном и том же индивидууме может одновременно протекать второе сознание, состоящее из его собственных отдельных состояний сознания (ср. James 1982 [1902]). Тем не менее, каждое состояние сознания является интегральным в том смысле, что каждое из них является единым сознанием, хотя обычно обладающим многими объектами, но никогда не состоящим из отдельных ментальных переживаний или ментальных актов. Джеймс описывает индивидуальную сложность подавляющего большинства состояний человеческого сознания (называя их «полями» и «состояниями» попеременно):
Бетонные поля всегда сложные. Они содержат ощущения наших тел и окружающих нас предметов, воспоминания о прошлом опыте и мысли о далеких вещах, чувства удовлетворения и неудовлетворения, желания и отвращения и другие эмоциональные состояния вместе с волевыми определениями во всех их вариациях и перестановках. и комбинация. В большинстве наших конкретных состояний сознания все эти различные классы ингредиентов обнаруживаются одновременно в той или иной степени, хотя относительная пропорция, которую они занимают друг к другу, очень изменчива. (1916 [1899], с. 17)
Не следует понимать эти многочисленные составляющие состояний сознания Джеймса как отдельные психические акты, как это традиционно понимается. Они не являются взаимно различными случаями осознания кем-либо чего-либо. Любой объект состояния сознания постигается в нем по отношению ко всем другим объектам этого состояния сознания. Ингредиентами состояний сознания, по Джеймсу, являются (1) абстракции от отдельных конкретных состояний, которые имеют их среди своих характеристик, (2) особенности того, как в целом постигаются множественные объекты состояния сознания, и (3) несуществующие, кроме как в форме особенностей состояния сознания. состояния сознания. Таким образом, слуховой или визуальный опыт не существует, кроме как в качестве ингредиента одного или нескольких состояний сознания (см. Natsoulas 2001).
С точки зрения Джеймса, ссылки на то, что кто-то знает о том или ином, скорее всего, введут в заблуждение. Это не подразумевает, что эмпирические характеристики состояний сознания имеют субъект или эго, которое осознает. Это не означает, что поток сознания и все задействованные состояния сознания не принадлежат кому-то другому. Скорее, это утверждение, что сами состояния сознания являются единственным местонахождением сознания. Ни мозг, ни какая-либо духовная сущность не являются тем, что переживает, думает, чувствует, постигает или выдает состояния сознания человека и в этом смысле не является источником или агентом его ментальной жизни. Мозг действительно создает состояния сознания, но он вообще ничего не осознает, включая то, что он делает, и состояния, которые он производит. Джеймс различает материальное «я», социальное «я» и духовное «я», но отождествляет духовное «я» конкретно с потоком сознания, а не с какой-либо сущностью или действием, внешним по отношению к потоку, которое заставляет его быть таким, какое оно есть, или которое наблюдает за ним или ставит его в зависимость. его использовать. «Проходящая Мысль [т. е. состояние сознания] сама по себе является единственной поддающихся проверке мыслителей» (James 1950 [1890], стр. 346). Именно состояния сознания сами по себе обеспечивают психической жизни субъективное временное единство. Они делают это, присваивая непосредственно прошлые состояния сознания, которые теперь являются объектами внутреннего осознания, и более отдаленные состояния сознания, которые в настоящее время являются объектами воспоминаний.
Соответствует ли понимание Джеймсом состояний сознания его кажущемуся из первых уст тому, что сознание — это «борец за цели»? То, что состояние сознания имеет определенную цель или тип цели среди своих объектов, напрямую связано с состоянием мозга, ответственным за возникновение состояния сознания. Влияние прошлых состояний сознания ограничивается тем, что они усиливали или подавляли (способствовали или тормозили) текущий мозговой процесс и тем самым влияли на его ход. Состояние сознания и его последователи могут иметь намерение какой-то новой цели, но не вследствие их воздействия на то, как протекает текущий мозговой процесс. Джемс утверждает, что состояние сознания не может произвести ничего абсолютно нового. Но состояние сознания может помочь сохранить определенную цель как объект потока за счет альтернативных целей и тем самым повысить вероятность связанных действий, поскольку мозговой процесс определяет такие действия и подвергается соответствующему влиянию.
Является ли поток сознания иллюзорным? Джеймс (1950 [1890]) сам поднимает этот вопрос, обсуждая духовное «я» и конкретно определяя духовное «я» как не что иное, как поток самого сознания. Основываясь на некоторых своих интроспективных усилиях, Джеймс делает предположение, что все, что человек может знать о себе непосредственно, а не путем вывода, объективно (например, телесные состояния) и требует перцептивного наблюдения. Состояния сознания и потоки, частями которых они являются, непосредственно не постигаются и, следовательно, являются предполагаемыми конструкциями. Джеймс отбрасывает эту скептическую позицию по практическим соображениям и продолжает использовать избавление от внутреннего осознания, как будто у него нет никаких сомнений. Следующие вопросы указывают на то, что, по моему мнению, является лучшей причиной для того, чтобы он продолжал действовать так, как он это делает. Как Джеймс может знать о наблюдении х , если у него нет внутреннего осознания какого-либо состояния сознания с х среди его объектов? Может ли Джеймс сказать, что он наблюдает x , наблюдая за поведением? Будет ли определенная часть поведения Джеймса выдавать ему или другим то, что он наблюдает в формате x ? Но тогда как кто-то может осознавать, что наблюдает часть поведения Джеймса, если ни у кого не может возникнуть внутреннее осознание какого-либо состояния сознания, имеющего среди своих объектов эту часть поведения?
СМ. ТАКЖЕ Джеймс, Уильям; Психотерапия
Джеймс, Уильям. 1916. Беседы с учителями психологии: и со студентами о некоторых жизненных идеалах . Нью-Йорк: Холт. (Ориг. паб. 1899 г.)
Джеймс, Уильям. 1950. Принципы психологии . Нью-Йорк: Дувр. (Ориг. паб. 1890 г.)
Джеймс, Уильям. 1982. Разновидности религиозного опыта . Эд. Мартин Э. Марти. Хармондсворт, Великобритания: Пингвин. (Ориг. паб. 1902.)
Нацулас, Томас. 1992–1993 гг. Поток сознания: I. Пульс Уильяма Джеймса. Воображение, познание и личность 12 (1): 3–21. (Серия опубликована в 1992–2006 гг. в том же журнале.)
Нацулас, Томас. 1998. О внутренней природе состояний сознания: вездесущий чувственный аспект Джеймса. Обзор общей психологии 2 (2): 123–152.
Нацулас, Томас. 2001. О внутренней природе состояний сознания: попытки проникновения с точки зрения первого лица. Журнал разума и поведения 22 (3): 219–248.
Нацулас, Томас. 2005. О внутренней природе состояний сознания: рассмотрение тезиса о нейтральном монизме. Журнал разума и поведения 26 (4): 281–306.
Томас Нацулас
Поток Сознания — Определение и Примеры
Поток Сознания — Определение и Примеры | ЛитЧартсОпределение
Примеры
Функция
Ресурсы
Поток сознания Определение
Что такое поток сознания? Вот краткое и простое определение:
Поток сознания – это стиль или техника письма, в которой делается попытка уловить естественный ход расширенного мыслительного процесса персонажа, часто путем включения сенсорных впечатлений, неполных идей, необычного синтаксиса и грубой грамматики.
Некоторые дополнительные ключевые подробности о потоке сознания:
- Письмо «Поток сознания» связано с модернистским движением начала 20 века.
- Термин «поток сознания» возник в психологии до того, как литературные критики начали использовать его для описания стиля повествования, изображающего то, как люди думают.
- Поток сознания в основном используется в художественной литературе и поэзии, но этот термин также используется для описания пьес и фильмов, которые пытаются визуально представить мысли персонажа.
Понимание потока сознания
Написание потока сознания позволяет читателям «подслушивать» мысли персонажа. Этот метод часто включает в себя использование языка нетрадиционными способами в попытке воспроизвести сложные пути, по которым проходят мысли, когда они разворачиваются и движутся в уме. Короче говоря, это использование языка для имитации «потоковой» природы «сознательной» мысли (таким образом, «потока сознания»). Поток сознания может быть написан как от первого, так и от третьего лица.
Что отличает поток сознания?Традиционное прозаическое письмо очень линейно: одна вещь или идея следует за другой в более или менее логической последовательности, как в строке. Поток сознания часто нелинейен в нескольких ключевых моментах, определяющих стиль: в нем используется необычный синтаксис и грамматика, ассоциативные скачки, повторение и структура сюжета.
- Синтаксис и грамматика: Написание потока сознания обычно не следует обычным правилам грамматики и синтаксиса (или порядка слов). Это связано с тем, что мысли часто не полностью сформированы, или они меняют направление в середине и становятся «продолжительными предложениями», или их прерывает другая мысль. Таким образом, грамматика и синтаксис могут использоваться для воспроизведения этого процесса способами, которые не являются грамматически или синтаксически «правильными», но, тем не менее,
- Например, в Смерть в Венеции Томас Манн использует слегка неправильный синтаксис и грамматику, чтобы передать постепенное погружение своего главного героя в безумие как часть прохода потока сознания, который начинается: «Ради красоты, Федр, заметьте! только красота богоподобна и видима одновременно».
- Кроме того, авторы потока сознания часто используют нетрадиционные способы пунктуации (используя курсив, многоточие, тире и разрывы строк для обозначения пауз и сдвигов в ходе мыслей персонажа).
- Ассоциация: Поток сознания также использует ассоциативное мышление. В этом стиле письма писатели переходят между идеями, используя слабые связи, которые часто основаны на личном опыте и воспоминаниях персонажа. Идея состоит в том, что этот метод помогает писателям передавать опыт человеческой мысли более точно, чем они могли бы, используя ряд идей, связанных четкими логическими переходами. Ассоциативное мышление может казаться «случайным», когда оно перескакивает с одного объекта на другой с помощью только двусмысленных или кажущихся несуществующими связей, даже если он также может казаться похожим на настоящие случайные скачки, которые являются частью повседневных мыслей людей.
- Например, мысли персонажей часто представляются читателю в ответ на сенсорные впечатления — фрагментарные наблюдения, описывающие то, что персонаж видит, слышит, обоняет, чувствует, пробует на вкус и так далее.
- Повторение: Сценаристы могут использовать повторение, чтобы указать, что персонаж постоянно возвращается или фиксируется на определенной мысли или чувственном впечатлении. Повторяющиеся слова и фразы могут выступать в качестве указателей, указывая читателям на важные темы и мотивы.
- Например, если мысли персонажа постоянно возвращаются к запаху женских духов, читатель может сделать вывод, что персонаж очарован этой женщиной или привлекает ее.
- Структура сюжета: Многие писатели, которые используют поток сознания, также экспериментируют со структурой, включая такие элементы, как несколько ненадежных рассказчиков или нелинейную структуру сюжета (т. е. такую, которая двигается вперед и назад во времени).
- Некоторые писатели быстро переключаются между точками зрения разных персонажей, позволяя читателям испытать «поток сознания» нескольких людей. Например, в одной из глав его романа Иногда A Great Notion , Кен Кизи чередует мысли, эмоции и впечатления нескольких персонажей (включая собаку), используя курсив и различные стили пунктуации, чтобы указать, какой персонаж думает о каждом слове, фразе или предложении.
- Некоторые писатели могут также расположить события не в хронологическом порядке или предоставить читателям подробности о прошлом через воспоминания персонажа. В «Шум и ярость » Уильям Фолкнер передает множество важных событий и подробностей через воспоминания, которые возникают как часть потоков сознания его различных персонажей.
Поток сознания в истории литературы
Термин «поток сознания» возник в 19 веке, когда психологи ввели этот термин для описания постоянного потока субъективных мыслей, чувств, воспоминаний и наблюдений, которые испытывают все люди. . Однако, начиная с начала 20-го века, литературные критики начали использовать «поток сознания» для описания повествовательной техники, впервые предложенной такими писателями, как Дороти Ричардсон, Марсель Пруст, Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф. Многие из этих писателей интересовались психологией и «психологическим романом», в котором писатели тратят на описание мыслей, идей и внутреннего развития персонажей не меньше времени, чем на описание действия сюжета.
Поток сознания против внутреннего монолога
И внутренний монолог, и поток сознания связаны с представлением мыслей персонажа читателю. Однако между ними есть различия.
- Во внутреннем монологе, в отличие от потока сознания, мысли персонажа часто представляются с использованием традиционной грамматики и синтаксиса и обычно имеют четкую логическую последовательность от одного предложения к другому и от одной идеи к другой. Внутренний монолог излагает мысли персонажа в виде связных, законченных предложений, как если бы персонаж разговаривал сам с собой.
- Поток сознания, напротив, стремится изобразить действительный опыт мышления во всем его хаосе и рассеянности. Поток сознания — это не просто попытка передать мысли персонажа, а заставить читателя пережить эти мысли так же, как их думает персонаж.
Поток сознания Примеры
Поток сознания получил широкое распространение как литературный прием во время модернистского движения, которое процветало в годы непосредственно перед и затем после Первой мировой войны (с начала до середины 20-го века). Несмотря на то, что модернизм уступил место другим движениям, он остался техникой и до сих пор нередко используется.
Поток сознания в
Миссис Дэллоуэй Вирджиния ВулфВирджиния Вульф известна тем, что использует поток сознания в своих произведениях. Роман Миссис Дэллоуэй следует за мыслями, переживаниями и воспоминаниями нескольких персонажей за один день в Лондоне. В этом отрывке главная героиня, Кларисса Дэллоуэй, наблюдает за проезжающими машинами:
Когда она наблюдала за такси, у нее было постоянное ощущение, что она где-то далеко, далеко в море и одна; у нее всегда было ощущение, что жить даже один день очень и очень опасно. Не то чтобы она считала себя умной или особенной. Как она прожила жизнь на тех немногих веточках знаний, которые дала им фройлен Дэниелс, она не могла понять. Она ничего не знала; ни языка, ни истории; теперь она почти не читает книг, разве что мемуары в постели; и все же для нее это было абсолютно поглощающим; все это; проезжающие такси; и она не говорила о Петре, она не говорила о себе: я то, я то.
Вульф не просто говорит «Миссис Дэллоуэй наблюдала за такси и думала о своей жизни». Скорее, она позволяет читателю проникнуть в мысли персонажа, используя длинные предложения с точкой с запятой, чтобы показать медленное течение идей и переходы между мыслями. Читатели могут наблюдать, как мысли миссис Дэллоуэй перемещаются от наблюдений за вещами, которые она видит, к размышлениям о ее общем отношении к жизни, а затем переходят к воспоминаниям из ее детства, затем обратно к уличным такси и, наконец, к Питер, бывший романтический интерес. Это отличный пример использования ассоциативных скачков и сенсорных впечатлений для создания потока сознания. Вульф удается передать не только содержание, но и структуру и ход мыслей миссис Дэллоуэй, что тем более впечатляет, что она делает это, когда пишет от третьего лица.
Поток Сознания в
Возлюбленном Тони МоррисонТони Моррисон использует Поток Сознания в отрывках по всему Возлюбленному. В этом отрывке читатели слышат голос персонажа по имени Возлюбленный, который кажется духом убитого младенца другого персонажа по имени Сете:
голубой воды после того, как подошвы моих ног уплывают от меня я всплываю мне нужно найти место, чтобы быть воздух тяжелый я не умер меня нет есть дом есть то, что она мне шептала я там, где она сказала мне лицо, которое я потерял, она мое лицо улыбается мне
Моррисон не использует правильную заглавную букву или грамматику во всем отрывке (например, «присоединиться» используется как существительное). Вместо знаков препинания Моррисон просто вставляет в текст пробелы. Она также использует повторение: когда Возлюбленный повторяет слова «Я не мертва», она, кажется, хочет жить с помощью своего рода мантры или заклинания. Моррисон использует повторяющиеся предложения и отсутствие знаков препинания, чтобы показать неистовую безотлагательность, которую чувствует Возлюбленная, когда оказывается одна в смерти, и передать свое глубокое желание воссоединиться с Сете, эффективно позволяя читателям «подслушивать» ее мысли.
Поток сознания в
Песнь о любви Дж. Альфреда Пруфрока Т. С. ЭлиотаПоэт-модернист Т. С. Элиот использует технику потока сознания в своем знаменитом стихотворении «Песнь о любви Дж. Альфреда Пруфрока».
Я старею… Я старею…
Я буду носить штаны закатанными.Мне сделать пробор сзади? Осмелюсь ли я съесть персик?
Я надену белые фланелевые брюки и пройдусь по пляжу.
Я слышал, как поют русалки, каждая каждой.Не думаю, что мне будут петь.
Стихотворение обычно следует традиционной грамматике и синтаксису, но Элиот переходит от идеи к идее и от предложения к предложению, используя ассоциативное мышление. Например, когда он думает о прогулке по пляжу, ему вспоминаются русалки. И хотя не сразу понятно, какое отношение персики и русалки имеют к старости, отрывок показывает читателям кое-что о том, как мысли говорящего блуждают.
Поток Сознания в
As I Lay Dying Уильяма ФолкнераКак и Вирджиния Вульф, Уильям Фолкнер известен своим использованием потока сознания. В этом отрывке из своего романа Когда я умирал персонаж Джуэл выражает свое разочарование тем, что, когда его мать умирает, его сводный брат шумно строит для нее гроб прямо за ее окном.
Потому что я сказал, что если бы вы не продолжали пилить и прибивать гвоздями, пока мужчина не мог бы даже спать, а ее руки лежали бы на одеяле, как два корня, выкопанные и пытающиеся вымыть, и вы не могли бы очистить их . Я вижу веер и руку Дюи Делл. Я сказал, если бы ты просто оставил ее в покое. Пилит и стучит, и заставляет воздух всегда двигаться так быстро на ее лице, что, когда ты устанешь, ты не сможешь его вдохнуть, и это проклятое тесло будет на один лизать меньше. На один лизун меньше. На один щелчок меньше, пока каждый, кто пройдёт по дороге, не остановится, не увидит его и не скажет, какой он прекрасный плотник. Если бы это был только я, когда Кэш упал с церкви, и если бы это был только я, когда больной папа упал на него с кучей дров, это не случилось бы с каждым ублюдком в округе, приходящим, чтобы посмотреть на нее. потому что, если есть Бог, на кой черт Он нужен. Это были бы только я и она на высоком холме, и я катил бы камни вниз по холму лицом и зубами, и все, ей-Богу, пока она не замолчала, а это проклятое тесло не стало на один лизун меньше. Один лизать меньше, и мы могли бы быть тихими.
Повторение фразы «на один лизнуть меньше» помогает передать то, как Джуэл, кажется, ощетинивается от повторяющихся шумов, издаваемых пилой и теслом за окном, каждый шумный «лиз» напоминает надвигающуюся смерть его матери. Его предложения также принимают странные обороты и достигают неожиданных мест, например, когда он начинает предложение с воспоминаний о том, как Кэш упал с крыши, переходит к оплакиванию постоянного потока посетителей в комнату его матери и заканчивает довольно запоминающимся вопросом, спрашивая (без использование вопросительного знака) «потому что, если есть Бог, для чего Он, черт возьми, нужен». Отрывок невероятно эффективно изображает головокружительный диапазон мыслей и эмоций, которые Джуэл испытывает, посещая комнату своей умирающей матери.
Почему писатели используют поток сознания?
Поток сознания зародился в конце 19-начале 20 века как часть модернистской литературы. Многие из писателей, впервые использовавших поток сознания, пытались создать новые литературные приемы, чтобы лучше представить человеческий опыт, особенно в современном, урбанизированном, промышленно развитом мире. Сегодня писатели, использующие поток сознания, могут считать этот метод более честным или «правдивым для жизни», чем более традиционные повествовательные стили, которые превращают мысли и идеи в логичные и легко усваиваемые предложения.
Сценаристы используют поток сознания не только для того, чтобы показать, о чем думает персонаж, но и для того, чтобы воспроизвести опыт мышления, что позволяет читателю более полно проникнуть в разум и мир персонажа. Многие люди считают, что письмо с потоком сознания трудно читать, и оно действительно требует, чтобы читатели думали по-разному, но на самом деле это одна из причин, по которой многие писатели предпочитают использовать эту технику.