Психологическая культура это: Психологическая культура личности

Читать онлайн «Психологическая культура личности», Константин Романов – Литрес

© Романов К. М., 2015

© Когито-Центр, 2015

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;

кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)

* * *

Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается


Введение

Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую. Как социальный феномен психологическая культура зафиксирована в людях, в живом общении, в художественных и научных текстах, в обычаях и традициях и других ее носителях. Как индивидуальный личностный феномен она представляет собой системное личностное образование, определяющее способы обращения человека с другими людьми и с самим собой.

Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психологические технологии получают все более широкое распространение в управлении, политике, бизнесе, образовании и т. д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Высокий уровень психологической культуры является основным фактором профессионального успеха специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, руководителей, государственных служащих и др. Психологические технологии вошли в арсенал вооруженных сил и спецслужб многих государств. Они играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.

Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.

Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.

Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.

Глава 1


Психологическая культура личности как предмет научного исследования

1.1. Общая характеристика психологической культуры

1.2. Специфика феномена психологической культуры

1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы

1.4. Структура психологической культуры

1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе

Ключевые понятия: общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.

1.1


Общая характеристика психологической культуры

Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.

Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура существует и функционирует в пространстве межличностных и внутриличностных отношений. Она определяет нормы, правила и технику этих отношений. В ней сосредоточен опыт обращения человека с человеком, в том числе и с самим собой. Он зафиксирован в людях, в способах живого общения, в текстах (художественных, научных, религиозных), в произведениях искусства (кино, театр, живопись, скульптура, музыка), в определенных традициях и обрядах. Именно эта культура делает человека человеком. Усваивая ее, он овладевает специфически человеческими способами обращения с другими людьми и с самим собой, и, тем самым, овладевает собственной психологической природой, т. е. становится субъектом своего бытия и личностью. Именно в этих качествах человек является живым носителем психологической культуры.

Психологическая культура занимает особое положение среди всех других культур. Она пронизывает их в содержательном плане, поскольку неотъемлемым элементом любой культуры является человек. Культура человекоцентрична. Она создана человеком и для человека. Например, техническая культура предписывает правила обращения человека с всевозможными техническими объектами: бытовыми приборами, автомобилем, компьютером и т. д. Но при разработке этих правил принимались во внимание функциональные характеристики и возможности не только технических объектов, но и их пользователей: особенности восприятия, внимания, мышления, эмоций, мотивов и др. Владение этими правилами позволяет максимально оптимизировать способы обращения с соответствующими техническими объектами и минимизировать всевозможные потери и негативные последствия для человека: переутомление, нежелательные психические состояния, травмы, возникновение игровой или какой-то иной зависимости и др. Высокий уровень развития у человека технической культуры предполагает адекватное отношение его к себе как к субъекту соответствующей деятельности («что я могу», «какие последствия это будет иметь для меня»). Она предписывает правила обращения человека с самим собой в условиях данной деятельности. Это и составляет компонент психологической культуры в структуре технической культуры. В той или иной форме он входит в состав любой культуры человека: информационной, бытовой, экологической, экономической, гигиенической и т. д. Высокий уровень развития психологической культуры обеспечивает более эффективное взаимодействие человека с предметной средой и со своим организмом и значительно повышает его возможности. Например, психологически грамотный пользователь компьютера умеет организовать такой режим своей работы, который исключает возникновение переутомления, игровой зависимости или каких-либо других негативных последствий. Поэтому формирование психологической культуры является очень важным элементом профессиональной подготовки любых специалистов.

 

Психологическая культура обеспечивает более эффективные способы обращения человека с самим собой как с субъектом, личностью и неповторимой индивидуальностью в любой сфере социального бытия. Она повышает качество человеческой жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм и т. п., т. е. делает человека более успешным.

Однако максимально психологическая культура представлена в тех сферах социального бытия, которые предполагают взаимодействия человека с другими людьми – в общении. Она определяет правила и нормы обращения человека не только с самим собой, но и с другими людьми как с субъектами и личностями. Именно она обеспечивает существование человека как полноценного члена общества. Совместный способ бытия возможен только при условии, когда каждый член сообщества людей обладает необходимым уровнем психологической культуры. Причем здесь он предстает перед собой и другими не только как субъект какой-то деятельности, но и как личность. Психологическая культура человека является не только частью или элементом его общей культуры, но и важнейшим компонентом его личности. Она выступает как показатель личностной зрелости.

В отличие от других культур, она является не инструментальным (техническим), а глубоко личностным образованием. Правила обращения с предметом (например, с техническим объектом) выступают для человека всего лишь как некие инструменты, предназначенные для решения определенных задач, от которых он может безболезненно отказаться и заменить другими. Способы и нормы обращения человека с другими людьми и с самим собой – это не технические приспособления, а личностные образования. Они включены в структуру характера, отношений, самосознания, идеалов, ценностей, мотивов и т. п. Можно сказать, что они составляют саму плоть и кровь личности. Поэтому человек и не может с легкостью отказаться от них, что равносильно отказу от самого себя: от своих идеалов, нравственных ценностей, отношений и т. д. Например, честный человек не может обмануть, поскольку это противоречит его нравственному идеалу. Такой способ поведения является частью его личности. Он поступает так, поскольку не может иначе, пока остается таковым.

В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Психологическая культура как системное личностное образование обеспечивает разумное и эффективное использование личностного потенциала человека для решения различных жизненных проблем, возникающих в процессе общения и предметной деятельности. Например, сталкиваясь с определенной задачей и решая ее, человек, так или иначе, обращается к самому себе: «Смогу ли я ее решить», «Располагаю ли я необходимыми для этого знаниями и практическими умениями», «Стоит ли мне вообще ее решать» и т. п. Все эти вопросы являются психологическими по содержанию. Ответы на них предполагают знание и понимание себя как субъекта и как личности. В условиях общения подобные психологические вопросы обращены не только на самого себя, но и на других людей – партнеров. Без понимания их как субъектов и как личностей нельзя определить эффективные способы общения. Следовательно, психологическая культура пронизывает все человеческое бытие. Именно этим и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Она зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами (в детском саду, в школе, во дворе, в общественных местах, в профессиональных учебных заведениях, на производстве и т. д.), а также включением его в новые виды деятельности. Психологическая культура как личностное образование имеет важное функциональное предназначение. Надо сказать, что многие авторы склонны ограничивать функциональное пространство психологической культуры и отождествлять его со спектром функций культуры общения. Мы считаем, что ее можно рассматривать как своеобразный инструмент обращения человека с другими людьми и с самим собой как с субъектами, личностями и индивидуальностями. Высокий уровень ее развития позволяет человеку:

1. Правильно ориентироваться в окружающих людях.

2. Знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я».

3. В совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни.

4. В совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовать свой личностный потенциал.

5. Правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними.

6. Иметь уважительное и адекватное отношение к самому себе как к субъекту, личности и неповторимой индивидуальности.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие функции психологической культуры человека: ориентировка в окружающих людях, психологическое воздействие на других людей, человеческое отношение к людям, понимание самого себя, саморегуляция и отношение к самому себе. Каждая из них содержит множество других, более частных функций. В отдельности все эти функции в большей или меньшей степени изучены в психологии. Причем первые три из них можно определить как межличностные. Они обеспечивают общение человека с людьми. Эти функции изучаются главным образом в рамках социальной психологии. Менее всего изученной из них оказалась функция психологического воздействия. В последние годы значительно возрос интерес к ней не только в психологии, но и в смежных областях знания (политологии, менеджменте, педагогике, риторике и др.), причем не только в теории, но и в практике. Последние три функции психологической культуры следует назвать внутриличностными, поскольку они ориентированы не на другого человека, а на самого субъекта. Эти функции обеспечивают существование человека как субъекта и личности. Они исследуются, в основном, в общей психологии в разделе «психология самосознания» именно как его структурные компоненты и функции. Эти же функции и соответствующие каждой из них психологические образования изучаются также и в генетическом плане (развитие и формирование) в возрастной и педагогической психологии.

Следует отметить, что исследуются они, главным образом, по отдельности, в большей или меньшей изолированности друг от друга. В действительности же они представляют собой разные стороны и элементы единого личностного образования – психологической культуры. Комплексный подход к их исследованию может быть весьма продуктивным. Тем более, что он хорошо вписывается в культурно-историческую теорию Л. С. Выготского. Важно подчеркнуть, что внутриличностные функции (самопознание, саморегуляция и отношение к самому себе) имеют генетическое родство с аналогичными компонентами общения (межличностным пониманием, межличностным воздействием и межличностным отношением). Ребенок открывает самого себя как человека и овладевает сложным искусством обращения с самим собой в той мере, в какой он открывает других в человеческом качестве и овладевает умением обращаться с ними как с людьми. Эту мысль хорошо отражает известное выражение К. Маркса: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку».

Развитие психологической культуры человека происходит, в основном, стихийно. Ребенок усваивает ее на основе собственного опыта общения с людьми. Важную роль в усвоении психологической культуры играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.

Среди специально организованных педагогических процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. В целом же школа не оказывает существенного влияния на развитие психологической культуры детей в связи с низким уровнем гуманитаризации современного среднего образования. Как это ни странно, учебные программы средней общеобразовательной школы не предусматривают такого предмета, как психология человека или психологическая культура человека. Вследствие этого у детей складывается довольно примитивное представление о человеке как о некотором анатомо-физиологическом устройстве, поведение которого и даже сознание и мышление объясняются через механизмы условных рефлексов. Названный учебный предмет необходимо изучать на протяжении всего срока обучения в школе. Естественно, что на каждой возрастной ступени он должен иметь соответствующую методическую специфику. Только при этих условиях можно обеспечить полноценное усвоение психологических знаний, формирование необходимых практических умений и навыков, развитие соответствующих психических процессов (прежде всего психологического мышления), психических свойств и отношений.

Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая культура, как структурный компонент личности, представляется важнейшим инструментом эффективного взаимодействия человека с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам специалистов, дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни. Одним из следствий этого будет разработка и внедрение в жизнь очень мощных психотехнологий воздействия на человека, которые могут использоваться в любых сферах жизни (в рекламе, в идеологии, в политике, в управлении, в быту, в воспитании и т. д.) и с любыми целями, в том числе и антигуманными.

Элементы такого рода воздействий и их отрицательные последствия мы чувствуем уже сегодня. В будущем же их эффективность будет неизмеримо возрастать, поскольку возможности развития и совершенствования психотехнологий воздействия просто безграничны. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций для кого бы то ни было: отдельных лиц, чиновников, бизнесменов, политических лидеров, руководителей тоталитарных сект и преступников, партий, организаций, государства, спецслужб и т. д. Трудно себе представить психологические последствия подобного давления для личности. Противостоять этому может только человек, имеющий высокий уровень развития психологической культуры. Таким образом, развитие психологической культуры взрослых людей и особенно детей представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу XXI века.

Как показывает анализ, психологическая культура – это очень многогранное и плохо изученное явление. Ее можно изучать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-историческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом, национально-этническом и во многих других аспектах.

 

Понятие психологической культуры современного педагога | Статья на тему:

Понятие психологической культуры современного педагога

Аннотация: В статье приведены определения отечественных авторов понятия «психологическая культура», рассматривается необходимость формирования психологической культуры педагога, выделены основные составляющие психологической культуры современного педагога.

Ключевые слова: педагог, психологическая культура, психологическая грамотность, компетентность, рефлексия.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний,  общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.

Важнейшим элементом педагогического мастерства, обеспечивающим успех деятельности, является психолого-педагогическая культура педагога, уровень его подготовленности к практическому осуществлению учебно-воспитательных задач и степень проявления в его непосредственной деятельности качеств организатора и воспитателя.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет.

Психологическая культура педагога непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Характеристику общей психологической культуры дает О.И. Мотков: «Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений… Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [2].

В работе А.Б. Орлова дается следующее определение профессиональной психологической культуры педагога: «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (т. е. неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках» [3].  

К основным составляющим психологической культуры современного педагога, относится:

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

Психологическая грамотность означает знакомство педагогов с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах ребенка. Овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями), умениями, символами, способами психологического познания, правилами и нормативами в сфере общения и поведения способствует эффективному взаимодействию с детьми и их родителями. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики ребенка.

В характеристику психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения или взаимодействия с детьми, можно отнести: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию. Задача развития компетентности — не просто больше и лучше узнать ребенка, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры педагога представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д.

Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках.

Среди них наиболее важными являются следующие:

  • Отношение к обучающимся и воспитанникам: установка на понимание, сопереживание, на относительную независимость и самостоятельность, на выявление творческого потенциала каждого ребенка;
  • Отношение к организации коллективной деятельности: установка на развитие демократического самоуправления, на коллективное творчество, на создание общих дел не только в стенах ДОУ или школы, но и за его пределами, в том числе и дома, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни.
  • Отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.

Рефлексия педагога представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят вокруг. Рефлексия включает понимание себя и других, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

Таким образом, педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Следует стремиться формировать зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает эффективное взаимодействие педагога с детьми.

Литература

  1. Колмогорова Л.С., Гуляева Е.К. От самопознания — к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.
  2. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М., 1993.
  3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. М., 1995.

Изучение не только «экзотического другого» — Ассоциация психологических наук — APS

На факультетах психологии по всей стране все больше психологов занимаются тем, что называется «культурной психологией». По мере того, как они раскрывают свой опыт и наблюдения, раскрывают свои теории и методы и раскрывают свои зачастую удивительные результаты, вокруг них собирается атмосфера тайны. Кто эти люди? Что такое культура? Какое отношение это имеет к психологии? Почему это должно меня беспокоить? Как я могу присоединиться?

Чтобы ответить на эти вопросы, несколько культурных психологов объяснили, кто они, что они делают, как они это делают, почему это важно и что нужно для успеха.

Что такое культурная психология?
Культурная психология — это междисциплинарная область, объединяющая психологов, антропологов, лингвистов и философов для общего занятия: изучение того, как культурные значения, практики и институты влияют и отражают психологию отдельных людей. Это не отдельная область психологии, и большинство психологов-культурологов хотели бы, чтобы она оставалась такой. Вместо того, чтобы выделять его как отдельную область, культурные психологи хотят извлечь выгоду из широты знаний своих различных практиков и оказать более широкое влияние на все области психологии и социальных наук.

Культурная психология отличается от других направлений не только организационно, но и философски. В отличие от психологов, склонных предполагать, что их выводы и теории универсальны, пока не доказано обратное, культурные психологи склонны предполагать, что их выводы и теории культурно изменчивы.

«Это не означает, что культурные психологи не заинтересованы в открытии психологических универсалий», — объяснила научный сотрудник APS Хейзел Роуз Маркус, социальный психолог из Стэнфордского университета. «Иначе. Мы предполагаем, что культурное формирование психологических процессов — это именно то, что является универсальным для всех людей. Однако, чтобы обнаружить эти универсалии, мы должны проверить наши теории на других популяциях. Мы также должны исследовать детали, которые мы находим, и то, что они говорят нам об основных психологических процессах».

Стивен Хейн, социальный психолог из Университета Британской Колумбии, согласен с тем, что путь к базовой психологической теории может быть вымощен культурными различиями.

«Культурные различия могут быть информативными для основных психологических теорий так же, как черепно-мозговые травмы — для нейронауки. Тот факт, что Финеас Гейдж потерял способность планировать будущее, когда он потерял большую часть медиальной префронтальной коры, был чрезвычайно информативен для понимания того, как здоровые умы способны предсказывать будущие события. Точно так же знание того, что определенные группы проявляют или не проявляют одни и те же тенденции в различных социальных и культурных условиях, очень информативно для понимания того, как работает разум».

К настоящему времени усилия культурных психологов выявили множество интригующих, часто противоречивых культурных различий в психологических процессах, включая стили рассуждений, мотивацию, восприятие времени, пространства и цвета, стили отношений и эмоциональный опыт, регулирование и выражение .

Природа культуры
Наличие культурных различий и области, называемой культурной психологией, вызывает вопросы: Что такое культура? И какое это имеет отношение к вам и вашей психике?

Культура — это гораздо больше, чем еда, фестивали и костюмы.

Это набор идей, которые координируют действия и создают смыслы группы людей. Чаще всего эти идеи являются неявными и автоматическими, они направляют наши действия, структурируют наши институты и в целом проникают в повседневные дела нашей жизни. Когда люди взаимодействуют с культурными практиками, артефактами и институтами, их мысли, чувства и поведение начинают отражать культурные ценности и убеждения.

Но это только полдела. Культура формирует индивидуальные умы и поведение так же, как умы и поведение формируют культуру. В результате «люди являются активными культурными агентами, а не пассивными получателями культурных влияний», — сказал социальный психолог Чи-Юэ Чиу из Иллинойского университета. «Они создают, применяют, воспроизводят, трансформируют и передают свои культурные привычки в своих повседневных социальных взаимодействиях».

Одно из следствий циклических трансакционных отношений между культурами и психикой заключается в том, что культура не является независимой переменной.

Культура может предсказывать, но она не «причиняет». Второй вывод заключается в том, что ни культуры, ни психологии не существуют независимо друг от друга. Без человека не существует культуры, а без культуры не существует человека. Действительно, теоретики все чаще утверждают, что то, что отличает людей от других видов, — это наша способность производить и увековечивать культуры.

Язык и методы господствующей психологической науки в первую очередь связаны с линейными причинно-следственными отношениями между разделяемыми сущностями. Таким образом, культурные психологи должны создавать новые термины и модели для описания процессов, с помощью которых культуры и психика «составляют друг друга». Текущие термины включают взаимную конституцию, взаимное влияние и взаимную взаимозависимость.

Психолог развития Джоан Миллер из Университета Новой школы отмечает, что нейробиологи сталкиваются с аналогичной проблемой при описании взаимосвязи между биологией и разумом. «Точно так же, как проблематично рассматривать биологические и психологические процессы как дискретные и раздельные, так же проблематично понимать ментальные события как происходящие независимо от культурного опыта», — сказал Миллер.

Однако после когнитивной революции и развития нейрофизиологических методов психологи все чаще рассматривают биологию как причину поведения и называют мозг вместилищем разума. Однако если мы серьезно отнесемся к утверждению, что люди являются одновременно и биологическими, и культурными существами, то имеет смысл предположить, что источники разума можно найти как в голове, так и в мире. Соответственно, Маркус выступает за то, чтобы психологи «сканировали социокультурную среду в поисках источников структуры поведения, точно так же, как мы в настоящее время сканируем мозг в поисках этих источников».

Экзотический Другой
Одной из веских причин для интереса к культурной психологии является эмпирическое свидетельство того, что многие психологические процессы, когда-то считавшиеся универсальными, вместо этого кажутся культурно изменчивыми. Другим является растущее количество эмпирических свидетельств роли культуры в эволюции и развитии человека.

Третья причина просто в том, что мир становится меньше.

«Темпы глобализации стремительно растут», — заметил культурный антрополог Рик Шведер из Чикагского университета. «Поскольку мир глобализируется, нам придется вести переговоры об основных правилах производства и распространения культурных практик и верований. Будет огромная ниша для культурных психологов, которые понимают, что такое культура и что она делает».

Четвертая причина заключается в том, что так же, как мир за пределами наших лабораторий становится меньше, миры внутри наших лекционных залов становятся больше. Пятьдесят лет назад разнообразие в высшем образовании варьировалось от твида до габардина. По мере изменения иммиграционных законов и расширения доступа к высшему образованию студенческие сообщества, которым психологи предлагают свои знания, изменились с белоснежных на разноцветные. Психология, которую производят европейско-американские исследователи, все чаще не резонирует с опытом этих мультикультурных потребителей.

Хорошая новость для психологов, которые хотят заниматься культурной психологией, заключается в следующем: вы уже занимаетесь этим.

Кван

«Мейнстримная психология — это на самом деле культурная психология, имеющая дело с очень специфическим культурным контекстом», — сказала социальный психолог Вирджиния Кван из Принстонского университета. Этот конкретный культурный контекст представляет собой средний класс, получивших высшее образование, преимущественно протестантскую европейско-американскую среду, из которой родом подавляющее большинство психологических исследователей и участников исследований.

Джеффри Санчес-Беркс, социальный психолог из бизнес-школы Мичиганского университета, подчеркнул, насколько странной является эта группа.

«Люди часто описывают культурные различия с точки зрения экзотических других, но редко говорят о том, почему американцы такие, какие они есть.

Но в моем исследовании, сравнивающем американские стили отношений со стилями восточноазиатских и латиноамериканских культур, именно американцы являются аномалией. Поэтому я фактически переключил свое исследование на американскую культуру».

Студенты колледжей, с которыми проводится большая часть психологических исследований, также представляют собой странную группу. Даже среди американцев только 24% лиц старше 25 лет имеют высшее образование.

Социальный психолог Фатхали Могхаддам из Джорджтаунского университета предположил, что нестуденты могут выявить более поразительные культурные различия, чем чисто академические группы, хотя многие исследования уже зафиксировали культурные различия среди студентов колледжей.

«Если вы посмотрите на детали жизни в современных университетах в разных культурах, они очень похожи друг на друга и сильно отличаются от жизни за пределами университетов. Например, студенты университетов в Стамбуле читают, слушают и носят многое из того же, что и студенты университетов в Вашингтоне, округ Колумбия.

Однако жизнь этих студентов в Стамбуле сильно отличается от жизни людей в деревнях на западе Турции, точно так же, как жизнь студентов университетов в крупных американских городах сильно отличается от жизни людей в других американских контекстах».

О, места, куда вы отправитесь!
Взгляд на обязательства вашей собственной культуры, а также понимание обязательств другой требуют одного и того же первого шага: уйти. Погрузитесь в повседневную жизнь в другой культуре. Только через противопоставление культурных систем становятся очевидными принципы их действия.

Культурные психологи расходятся во мнениях о том, насколько глубоким должно быть культурное погружение, прежде чем оно наделит своей мудростью. Психолог-антрополог Алан Фиске из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе часто рекомендует длительные полевые исследования, изобилующие изучением языка и наблюдением за участниками.

«Не интервью, не видеосъемка, а подлинное включенное наблюдение [является ключом]», — сказал Фиске. «Культура состоит в основном из практик, навыков и мотивов, чье когнитивное представление в основном является процедурным, а не явным семантическим знанием. Мы узнаем о культурах друг друга, участвуя в них, а не спрашивая о них».

Психологам часто приходится довольствоваться далеко не идеальным погружением, потому что психологическая подготовка часто не включает времени для такой полевой работы. Многие черпают первоначальные идеи из своего собственного культурного опыта, а затем дополняют эти идеи, читая тексты по антропологии, истории и социологии. Санчес-Беркс, например, рекомендует читать Вебера и де Токвиля, чтобы понять европейско-американскую культуру.

Психологи также могут с большей пользой использовать короткие поездки, которые допускает их дисциплина. «Не путешествуйте как турист», — советует социальный психолог Шина Айенгар из Высшей школы бизнеса Колумбийского университета. «Путешествуйте так, чтобы вы могли жить как местные жители. Держитесь подальше от модных отелей, которые в основном одинаковы, куда бы вы ни пошли. Если можешь, постарайся оставаться в домах людей».

Нисбетт

Другой подход к изучению культурной психологии заключается в том, чтобы полагаться на опыт других. «Кто-то в команде, по крайней мере в самом начале, должен быть коренным», — сказал социальный психолог и научный сотрудник APS Ричард Нисбетт из Мичиганского университета. «В идеале, кто-то в команде достаточно хорошо знает обе культуры, но иногда достаточно иметь одного человека, который знает одну культуру, и одного, который знает другую».

При рассмотрении возможных культурных групп для исследования начинающим культурным психологам не нужно беспокоиться о том, чтобы посягнуть на территорию других исследователей. «Большая часть незападного мира созрела для выбора», — сказал Хайне. В Соединенных Штатах также есть много малоизученных популяций. Например, Ин-и Хонг, социальный психолог из Университета Иллинойса, хотела бы, чтобы больше исследований бикультурного, мультикультурного и многорасового населения.

Хонг

«Эти группы людей часто игнорировались в предыдущих исследованиях, потому что они считались недостаточно «чистыми», чтобы представлять одну культуру», — сказал Хонг. «Однако они, возможно, являются самым быстрорастущим населением во многих местах из-за повышенной мобильности и миграции. Изучая этих людей, мы сможем лучше понять, как культура динамически влияет на психологию людей и как люди договариваются о своей культурной идентичности».

О, куда нельзя ходить!
В то время как культурным психологам может быть легче пересечь земной шар в поисках глубоких психологических идей, чем их обычным коллегам, им также может быть труднее подняться по академической иерархии.

«Самым большим препятствием для проведения культурных исследований, — сказал Могхаддам, — является культура академической психологии «опубликуй или умри». Теоретически обоснованное, приемлемое с культурной точки зрения и точно отлаженное исследование с выборками как минимум из двух популяций требует много времени. Когда вы проводите такого рода исследования, очень сложно напечатать количество статей, необходимое для выживания в системе».

Даже стипендиат и учредитель APS Гарри Триандис, один из отцов-основателей кросс-культурной психологии, не занимался культурными исследованиями до тех пор, пока не получил комфортную должность.

«Когда я только начинал свою карьеру, я сосредоточил свои исследования на отношении и изменении отношения, — сказал Триандис. «Вот как меня повысили. Сначала я стал профессором, а потом стал кросс-культурным психологом».

Гейне перечислил некоторые логистические барьеры, с которыми сталкиваются культурные психологи при проведении своих исследований. «После того, как вы изучите культурные системы и языки, с которыми хотите работать, разработаете теорию и сформулируете гипотезы, вам нужно получить образцы обеих культур», — сказал он. «Если у вас нет соавтора, который полностью привержен проекту, может быть трудно найти кого-то, кто поможет вам собрать данные. … Также может быть трудно найти сотрудника с необходимыми вам возможностями.

«Что касается участников [студентов], вы должны иметь в виду, что школьные триместры приходятся на разное время года в разных странах, что может привести к значительным задержкам в получении данных из двух выборок и дальнейшим задержкам в выполнении. любые последующие исследования. Если участники не являются студентами или если в университете нет предметного пула (как это часто бывает за пределами Северной Америки), неблагоприятный обменный курс может сделать обучение очень дорогим. Существуют также значительные затраты и проблемы с созданием материалов, подходящих для другой культуры, их переводом и любыми открытыми данными, которые вы собираете, а также с обучением экспериментаторов».

Преодолев эти препятствия и сделав захватывающие открытия, многие культурные психологи по-прежнему сталкиваются с тем фактом, что культурная психология остается несколько маргинальной дисциплиной.

«Культурная психология, как правило, рассматривается как несущественная с точки зрения найма, разработки учебных программ и других основных аспектов дисциплины», — сказал Миллер. «Ему посвящена отдельная сводная глава в справочниках или текстах, но в остальном его иногда упускают из виду как решающую силу в понимании основных психологических процессов».

Несмотря на эти логистические и профессиональные препятствия, все больше психологов занимаются культурной психологией. Для них его опасности перевешиваются его мощными привлекательными свойствами, такими как содействие психологическому функционированию, знакомство с идеями из других социальных наук, общение с международными коллегами и наличие хорошего повода для длительных путешествий.

Возможно, социальный психолог Майкл Бонд из Китайского университета Гонконга лучше всего резюмировал привлекательность и, вероятно, будущее культурной психологии: «Культурные исследования содержат достаточно интеллектуальных интриг, чтобы занять академическую жизнь», — сказал он. «Мне никогда не бывает скучно, но я постоянно напрягаюсь».

Примечание автора. Я хотел бы поблагодарить Сьюзан Т. Фиск за ее вклад в исследование этой статьи.

Введение в психологию культуры – культура и психология

Культурная психология — это междисциплинарное исследование того, как культура отражает и формирует разум и поведение ее членов (Heine, 2011). Основная позиция культурной психологии состоит в том, что разум и культура неразделимы, а это означает, что люди формируются своей культурой, и их культура также формируется ими (Fiske, Kitayama, Markus & Nisbett, 19).98). Шведер (1991) расширил: «Культурная психология — это изучение того, как культурные традиции и социальные практики регулируют, выражают и трансформируют человеческую психику, что приводит не столько к психическому единству человечества, сколько к этническим расхождениям в сознании, личности и эмоциях». Включение культурной перспективы в психологические исследования помогает гарантировать, что знания, которые мы изучаем, являются более точными и описательными для всех людей.

Четыре цели психологии также могут быть эффективно применены для изучения культурной психологии путем описания, объяснения, предсказания и контроля (влияния) на поведение в разных культурах. Исследования культурной психологии информируют несколько областей психологии, включая социальную психологию, психологию развития и когнитивную психологию.

Культурную психологию часто путают с кросс-культурной психологией, но это не одно и то же. Кросс-культурная психология использует культуру для проверки универсальности психологических процессов, а не для определения того, как культурные практики формируют психологические процессы. Например, кросс-культурный психолог спросит, являются ли стадии развития Жана Пиаже (например, сенсомоторная, предоперационная, конкретно-операционная и формальная операциональная) универсальными 9 .0163 (одинаковый) для всех культур. Культурный психолог задался бы вопросом, как социальные практики определенного набора культур по-разному влияют на развитие когнитивных процессов (Markus & Kitayama, 2003).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts