Психологическая теория кратко: Психологическая теория происхождения государства | это… Что такое Психологическая теория происхождения государства?

Содержание

Психологическая теория происхождения государства | это… Что такое Психологическая теория происхождения государства?

Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Содержание

  • 1 Суть теории
  • 2 Оценка теории
  • 3 Критика
  • 4 Заключение
  • 5 Ссылки

Суть теории

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая». Солидарность, таким образом, — основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории

Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов — это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Заключение

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

Ссылки

  • Государство и власть: Психологическая теория
  • Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: [1]

Психологическая теория происхождения государства | это… Что такое Психологическая теория происхождения государства?

Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Содержание

  • 1 Суть теории
  • 2 Оценка теории
  • 3 Критика
  • 4 Заключение
  • 5 Ссылки

Суть теории

Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Ему вторит Е.Н. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая». Солидарность, таким образом, — основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории

Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика

Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.

Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.

В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов — это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Заключение

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

Ссылки

  • Государство и власть: Психологическая теория
  • Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: [1]

Пять ключевых психологических теорий

Пять ключевых психологических теорий в консультировании

Врачи-психиатры могут использовать различные методы для лечения своих клиентов. Некоторые клиницисты, называемые интегративными или холистическими терапевтами, могут использовать несколько терапевтических методов в зависимости от конкретного клиента. Понимание преимуществ и недостатков выбранной вашим терапевтом теоретической основы может помочь вам определить, какой метод лечения лучше всего подходит для вас.

Бихевиористская теория

Теория бихевиоризма основывается на идее о том, что любое человеческое поведение является реакцией на стимул окружающей среды. Согласно бихевиористской теории, каждый новый человек начинается с чистого листа, и его наблюдаемое поведение изучается через взаимодействие с миром, а не через генетику.

Эта теория была разработана частично на основе исследований классической обусловленности, проведенных физиологом Иваном Павловым. Классическая теория обусловливания утверждает, что люди развивают бессознательные реакции на повторяющиеся стимулы. В знаменитом эксперименте Павлова он продемонстрировал классическую обусловленность, звоня в колокольчик перед кормлением собак. Со временем у собак начиналось выделение слюны при звуке колокольчика, даже если им не подавали еду. Этот эксперимент показывает, что люди могут быть «обучены» демонстрировать определенное поведение в определенных ситуациях.

Другой исследователь, Б. Ф. Скиннер, в 1930-х годах разработал аналогичную теорию, названную оперантным обусловливанием. Оперантное обусловливание предполагает, что все действия либо получают подкрепление в виде вознаграждения, либо разочарование в виде наказания. Со временем люди устанавливают ассоциации между поведением и последствиями и соответствующим образом корректируют свое поведение.

Как классическая, так и оперантная теории обусловливания являются основными компонентами бихевиористской теории.

Типы методов теории бихевиоризма

Поскольку бихевиористская теория касается того, как мы учимся и укрепляем наши бессознательные действия, людям, стремящимся изменить свое поведение, может быть полезен бихевиористский терапевт. Двумя наиболее распространенными подходами к бихевиористской терапии являются когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и диалектическая поведенческая терапия (ДПТ).

В КПТ люди учатся переформулировать свои негативные мысли в позитивные. КПТ может быть эффективным методом лечения для людей, живущих с тревогой, депрессией, зависимостью или семейным стрессом.

ДПТ включает в себя как умение принимать, так и изменять свои текущие модели поведения. ДПТ может быть эффективным средством лечения пограничного расстройства личности; те, у кого есть суицидальные мысли или постоянные тенденции к членовредительству; и люди, живущие с посттравматическим стрессовым расстройством, тревогой, депрессией или зависимостью.

Критика бихевиористской теории

Некоторые критики могут утверждать, что бихевиористская теория слишком упрощена. Теория бихевиоризма касается только внешнего поведения человека, а не более глубоких проблем, которые могут происходить внутри. Кроме того, бихевиористская терапия не может справиться с тяжелой травмой.

Психодинамическая теория

Психодинамическая теория психологии предполагает, что нашим поведением управляет наше подсознание. Основываясь на исследованиях Зигмунда Фрейда, психодинамическая теория указывает на то, что подсознание каждого человека состоит из трех конкурирующих фракций: Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид — самая примитивная часть подсознания. Он требует физического удовлетворения в любое время, как ребенок. Эго — это грань подсознания, принимающая решения. Частично им управляет ваше самовосприятие. Суперэго развивается обществом, в котором вы выросли. Суперэго помогает людям определить мораль и личные ценности.

Преимущества психодинамической терапии

Психодинамическая терапия, иногда называемая разговорной терапией, может оказывать долгосрочное положительное воздействие на людей с психическими расстройствами, включая депрессию, панические расстройства, тревогу и расстройства личности. Положительные эффекты психодинамической терапии могут продолжать расти с течением времени.

Критика психодинамической теории

Критики психодинамической теории указывают на то, что она игнорирует другие первичные факторы принятия решений, такие как сознательное мышление и унаследованные черты, такие как генетические расстройства психического здоровья. Кроме того, столь сильно фокусируясь на подсознании, психодинамическая теория может уменьшить роль свободы воли.

Гуманистическая теория

Гуманистическая теория, или личностно-ориентированная теория, указывает на то, что каждый человек уникален и способен к изменениям. В этой теории люди несут ответственность за свое собственное счастье и социальное функционирование. Гуманистическая теория больше сосредоточена на текущих эмоциях человека, чем на прошлом опыте, который может влиять на его поведение и чувства.

В гуманистической терапии клиент руководит сеансом терапии, беря на себя ответственность за свои действия и эмоции.

Преимущества гуманистической теории

Гуманистическая терапия может хорошо помочь людям с депрессией, паническими расстройствами, шизофренией, зависимостью, семейными проблемами или проблемами в отношениях, а также тревогой. Это также может дать людям, испытывающим низкую самооценку или отсутствие цели, возможность взять под контроль свою жизнь.

Критика гуманистической теории

Критики этой конкретной теории могут предположить, что гуманистический подход слишком идеалистичен или наивен. Критики могут также указать, что, не исследуя прошлое, гуманистическая теория допускает психотические или деструктивные модели поведения.

Когнитивная теория

Когнитивная теория утверждает, что на поведение человека влияет то, как мы думаем. Когнитивная теория стала популярной в 1970-х годах, когда начали разрабатываться компьютеры. Когнитивная теория стремится изучить, как люди обрабатывают и разделяют информацию и как эта информация может влиять на поведение.

Преимущества когнитивной теории

КПТ, описанная выше при обсуждении бихевиористской теории, представляет собой смесь бихевиористской теории и когнитивной теории. Как и когнитивно-поведенческая терапия, когнитивная терапия может хорошо работать при зависимости, депрессии и тревоге.

Критика когнитивной теории

Основная критика когнитивной теории заключается в том, что она слишком узка. Поскольку когнитивная теория фокусируется только на внутренних процессах человека, она не учитывает социальные или генетические факторы, которые могут влиять на поведение. Кроме того, исследования по когнитивной теории ограничены тем, что можно наблюдать и измерять.

Биологическая теория

Биологическая теория предполагает, что гены, ДНК и наследственные факторы оказывают большое влияние на поведение человека. В биологической теории предполагается, что большинство моделей поведения наследуются и формируются в результате адаптации к внешней среде. Биологическая теория была разработана на основе исследований, проведенных биологом и ученым Чарльзом Дарвином.

Биологическая теория подкрепляется продолжающимися достижениями в области неврологии, которые показывают, что структура человеческого мозга связана с последующим поведением.

Преимущества биологической теории

Биологическая теория может использоваться для исследования биологических состояний, таких как шизофрения, а также индивидуальных характеристик с биологической основой, таких как IQ, гендерные роли и агрессия.

Критика биологической теории

Критики биологической теории могут не согласиться с идеей о том, что поведение человека в большинстве случаев просто передается по наследству. Поскольку биологическая теория не признает когнитивного принятия решений, такого как свободная воля или медитативное мышление, некоторые критики считают ее применение ограниченным.

Какая теория консультирования мне больше подходит?

Ответственность за понимание того, какая теория может работать лучше всего в конкретной ситуации, лежит на поставщике психиатрических услуг. Психологические теории определяют терапию, но выбранный терапевтом метод лечения — не единственный фактор, влияющий на улучшение состояния вашего психического здоровья. Если у вас есть вопросы о методологии, используемой вашим психиатром, обсудите их со своим терапевтом.

Психиатрическая поддержка доступна онлайн

Если вам нужна индивидуальная терапевтическая поддержка, доступна онлайн-терапия. Если вы только начинаете узнавать о терапевтических методах, вы можете задаться вопросом, как лучше всего лечиться. Онлайн-терапия упрощает поиск лучшего терапевта для вас, предоставляя вам возможность при необходимости попробовать несколько разных поставщиков, не меняя кабинеты терапии или путешествуя на большие расстояния. Поскольку все поставщики доступны онлайн, вы можете найти терапевта, специализирующегося на ваших симптомах, не выходя из дома. Онлайн-терапия также может быть настроена для поддержки людей, живущих с различными симптомами психического здоровья. Например, если из-за ваших проблем с психическим здоровьем сложно запланировать видеозвонок или телефонный сеанс, онлайн-терапевты могут быть доступны через приложение для обмена сообщениями.

Терапевты BetterHelp оказали поддержку тысячам людей, испытывающих проблемы с психическим здоровьем, с помощью различных терапевтических подходов. Продолжайте читать отзывы некоторых довольных клиентов BetterHelp.

Отзывы консультантов

«Тавия постоянно, надежно и искренне помогала мне на протяжении всего моего пути и времени, проведенного с ней. Я настоятельно рекомендую ее всем, кто нуждается в помощи с жизненными навыками и когнитивно-поведенческой терапии. Она всегда могла распознать мои проблемы, когда я не мог, и каждый месяц предоставляла многочисленные ресурсы и методические материалы. Она просто замечательная!»

«Тара — искренний, теплый и заботливый консультант, которая очень хорошо слушает и очень хорошо настроена. Она настоящая, образованная и опытная. С ней легко разговаривать, она создает безопасное пространство, в котором можно быть собой и чувствовать, что ее ценят и уважают. Ее голос очень успокаивает, и она помогла мне заземлиться во время стресса и эмоционального потрясения с помощью техник ДПТ и других инструментов. Я ждал несколько месяцев, чтобы «оценить» ее, потому что лично я не доверяю номинальной стоимости слишком быстро, но то, что вы видите, это то, что вы получаете, и Тара заслужила мое доверие. Мне повезло, что я нашел ее».

Takeaway

Если вы испытываете проблемы с психическим здоровьем, существует множество различных психологических теорий, которые можно использовать для составления плана лечения психического здоровья. Ваш консультант может определить наилучший терапевтический метод для вас, основываясь на имеющихся у вас симптомах и целях терапии.

Теории социальной психологии — iResearchNet

Широта и диапазон современных теорий социальной психологии отражают разнообразное интеллектуальное происхождение различных точек зрения и подходов. Ранние дискуссии о социальной психологии были сосредоточены на этих отличительных интеллектуальных истоках, подчеркивая различия между психологической и социологической социальной психологией. Это представление области подвергалось критике за сохранение искусственных границ, которые упускают из виду важные связи между общим предметом социологии и психологии. В 1980 Шелдон Страйкер сформулировал три «лица» социальной психологии: психологическую социальную психологию, социологическую социальную психологию и символический интеракционизм.

Хотя каждая точка зрения представляет собой уникальные теоретические идеи, они также информируют друг друга и служат для создания всестороннего понимания индивидуальных взаимодействий и того, как они влияют на группы, к которым мы принадлежим, а также на среду, в которой происходят групповые взаимодействия. Все три точки зрения разделяют акцент на личности и индивидуальных взаимодействиях как факторе, объясняющем все аспекты социальной жизни, такие как создание стабильных групповых структур и формирование успешных социальных движений. Каждая из трех теоретических точек зрения в социальной психологии, более известная как когнитивная и внутриличностная, символическая интеракционистская и структурная, представляет собой различное происхождение и интеллектуальную принадлежность и фокусируется на различных аспектах личности и общества.

Теории социальной психологии

Когнитивная и внутриличностная социальная психология

Когнитивная и внутриличностная социальная психология возникла в результате работы психологов-экспериментаторов в Германии, таких как Вильгельм Вундт, в середине девятнадцатого века и фокусируется на понимании того, как внутренние процессы влияют на способность человека взаимодействовать с другими. Наиболее изученными с этой точки зрения внутренними процессами являются когнитивные (память, восприятие и принятие решений) и физиологические (химическая и нервная активность). Каждый подход исследует различные аспекты того, как эти внутренние процессы влияют на взаимодействия. В основе когнитивного и внутриличностного подхода лежит то, как люди хранят информацию в мозгу в виде схем. Схемы представляют способ, которым люди идентифицируют объекты в своей среде, маркируя их, что затем позволяет классифицировать объекты. Использование схем позволяет людям обрабатывать миллиарды битов информации из окружающей среды, что затем позволяет им легко вступать во взаимодействие. Чем точнее люди понимают любую конкретную социальную ситуацию, определяемую тем, насколько хорошо они обозначают и классифицируют ее на основе информации из окружающей среды, тем более успешным и легким будет взаимодействие. Когнитивные и физиологические подходы в этой перспективе исследуют различные аспекты влияния схем на взаимодействия.

Когнитивный подход исследует, как активность мозга, непосредственно связанная с памятью, восприятием и процессами принятия решений, влияет на способность человека понимать информацию, необходимую для участия в успешных взаимодействиях. Кроме того, этот подход также исследует, как различия в когнитивных процессах приводят к различиям в способности людей взаимодействовать. Изучение памяти исследует, как люди классифицируют события, ситуации и другие вещи, с которыми они сталкивались ранее, помогая исследователям понять тип схемы, построенной и используемой в определенных группах, культурах и условиях. Изучение памяти позволяет исследователям напрямую исследовать связь между взаимодействиями и тем, как они обозначаются. Возьмем, к примеру, человека, входящего в комнату и наблюдающего за двумя людьми, взаимодействующими друг с другом. Если она маркирует и классифицирует взаимодействие как романтический перерыв между любовниками, она с меньшей вероятностью прервет его, чем если бы взаимодействие было обозначено и классифицировано как разговор между коллегами. Кроме того, если человек, входящий в комнату, идентифицирует и называет одного из актеров своим близким другом, его взаимодействие с двумя людьми будет другим, чем если бы они были просто коллегами. Теоретические идеи, связанные с пониманием схем и памяти, включают стереотипы (фактические категории, используемые для обозначения людей и ситуаций) и самоисполняющееся пророчество (когда мы действуем таким образом, чтобы подтвердить наши первоначальные впечатления о людях). Изучая восприятие, исследователи заинтересованы в изучении того, как интерпретация людьми информации из окружающей среды влияет на их взаимодействие с другими. Изучение восприятия исследует значения, которые люди связывают с категориями, в которые помещаются события, ситуации и люди. Ключевые теоретические идеи, связанные с этим подходом к изучению взаимодействий с когнитивной социально-психологической точки зрения, включают атрибуции, которые люди делают, оценивая действия других и результаты этих действий, а также ошибки в этих атрибуциях. Наконец, исследования принятия решений исследуют, как схемы, воспоминания и восприятия влияют на то, как люди принимают решения, начиная от того, что надеть утром и заканчивая уровнем риска, на который они готовы пойти в любой ситуации. Принятые решения напрямую влияют на то, готов ли человек взаимодействовать с одним человеком, а не с другим, а также на качество происходящих взаимодействий.

В то время как когнитивный подход исследует те внутренние процессы, которые влияют на то, произойдет ли взаимодействие, а также на качество взаимодействия после того, как оно произойдет, физиологический подход исследует способы, которыми конкретные биологические и химические процессы влияют на способность людей создавать адекватные и полезные схемы, использовать свою память, точно воспринимать вещи, а затем принимать соответствующие решения. Физиологический подход в когнитивной и внутриличностной перспективе обычно не включается в дискуссии о социальной психологии, поскольку на первый взгляд его теоретическая направленность не имеет прямого отношения к социальным взаимодействиям. Однако недавние разработки в этом подходе гораздо теснее связывают его с когнитивным подходом, что оправдывает его включение в данное обсуждение. Когнитивные и поведенческие психологи вместе с нейробиологами уже более 100 лет проводят так называемые «исследования на животных». Цель таких исследований — более точно объяснить, как те или иные химические и биологические процессы непосредственно влияют на когнитивные функции. В настоящее время технологии позволяют исследователям в области психологии, неврологии и социологии, основанным на физиологии, измерять и изучать взаимосвязь между этими химическими и биологическими процессами и связанными с ними действиями и взаимодействиями у людей. Ранние исследования в этой области были сосредоточены на нечеловеческих видах из-за этических проблем, связанных с экспериментами на людях. Новые технологии, такие как портативная электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и функциональный магнитно-резонансный томограф (фМРТ), позволяют исследователям изучать нейронные и химические реакции на действия и взаимодействия людей. Подразумевается, что такие технологии позволят социальным психологам более точно и напрямую измерять социальное взаимодействие.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм возник из работ Джорджа Герберта Мида и его студентов в Чикагском университете, а также из работ философов-прагматиков. Хотя Мид формально был связан с кафедрами психологии и философии Чикагского университета, его занятия по социальной психологии и социальной философии привлекали большое количество студентов с зарождающегося факультета социологии. Один из студентов-социологов, Герберт Блумер, ввел термин «символический интеракционизм», а другие студенты-социологи сыграли важную роль в публикации идей Мида о личности после его смерти. Эти идеи сосредоточены на его рассуждениях о разуме (что делает людей уникальными социальными существами), о себе (как мы становимся уникальными социальными существами) и обществе (как социальные институты влияют на наши взаимодействия). Мид много писал о вопросах, касающихся социальных явлений более макроуровня, таких как роль правительства в финансировании образования и роль образования в социализации, но в основном он получил признание за свой вклад в символический интеракционизм. Как правило, символическая интеракционистская точка зрения в социальной психологии фокусируется на изучении значений, лежащих в основе социальных взаимодействий, с точки зрения того, как они создаются, как они поддерживаются и как мы учимся понимать такие значения. Кроме того, теоретики, пишущие в рамках этой точки зрения, утверждают, что индивидуальные взаимодействия приводят к созданию формальных социальных организаций и социальных институтов. Следовательно, чтобы понять общество, необходимо понять взаимодействия, которые его формируют и поддерживают. Существует три основных теоретических подхода в символической интеракционистской перспективе, символическом интеракционизме, феноменологическом и жизненном пути, каждый из которых исследует различные аспекты этих значений и самости, от которой они происходят.

Подход символического интеракционизма наиболее тесно связан с оригинальными идеями Мида, касающимися социальной психологии, и фокусируется на изучении того, как значения создаются и поддерживаются в рамках социальных взаимодействий с собой в качестве основы для таких взаимодействий. Основная идея этого подхода заключается в том, что люди создают значения и управляют ими через роли и идентичности, которые они занимают. Важно отметить, что каждый человек выполняет любое количество ролей и идентичностей, в зависимости от людей, с которыми он взаимодействует, а также от среды, в которой он находится. Классические символические интеракционистские исследования включают работы Герберта Блюмера, Чарльза Хортона Кули и Мэнфорда Куна. Блумер подробно остановился на рассуждениях Мида о социальной самости, исследующей себя как объект вне индивидуума, в то время как Кули сосредоточился на объяснении процесса, в котором самость осознает себя как объект. Дискуссии Куна исследовали различные измерения личности как способ объяснения способности людей принимать различные идентичности в зависимости от ситуации и других вовлеченных акторов. Современное развитие этих идей можно найти в работах Эрвинга Гоффмана, Питера Бёрка, Шелдона Страйкера, их сотрудников и учеников. Обсуждение Гоффманом драматургии и презентации себя, среди других идей, исследовало способы, которыми люди определяют роль, которую играют в любом конкретном взаимодействии, и ожидания, связанные с этой ролью. Страйкер и другие исследовали, как роли связаны с идентичностью людей и насколько значимы эти идентичности для людей. Берк и его коллеги предложили более формальное теоретическое объяснение того, как различные части личности связаны с определенными идентичностями людей.

Феноменологический подход возник из европейской социологии и философии, подчеркивая сами значения и то, как такие значения отражают невысказанные нормативные ожидания от взаимодействий. Основная идея этого подхода заключается в том, что язык, вербальный и невербальный, представляет собой неформальные и формальные правила и нормы, которые определяют социальные взаимодействия и структурируют общество. Ранние работы по феноменологии, представленные идеями Альфреда Шюца и Гарольда Гарфинкеля, различали различные аспекты того, как люди создают социальную реальность, а также действуют в рамках уже существующей социальной реальности. Шюц исследовал, как язык и общение представляют собой интерсубъективный процесс создания и поддержания реальности, в то время как Гарфинкель исследовал, как люди управляют реальностью посредством развития этнометодологии. Современные разработки феноменологии можно найти в работах таких теоретиков, как Говард Беккер, Питер Бергер и Дуглас Мейнард. С помощью серии исследований Беккер исследовал, как интерпретация людьми социальных взаимодействий и социального опыта отражает их собственный опыт и негласные нормы поведения. Бергер, наряду с Томасом Лукманном, считается американским введением в идеи и феноменологию Шюца. Что не менее важно, Бергер и Лукманн также ясно продемонстрировали, как повседневное общение и язык создают кажущиеся огромными социальные институты и организации. Наконец, Мейнард развил этнометодологию, сосредоточившись на анализе разговоров как на способе понимания того, как социальные разговоры создают и представляют реальность.

Подход жизненного пути в символическом интеракционизме фокусируется на том, как люди усваивают значения, связанные с взаимодействиями, на протяжении всей жизни, а также на этапах, которые отражают такие процессы обучения. Основная идея этого подхода заключается в том, что нормы, правила и ценности, которые определяют взаимодействие и формируют общество, меняются на протяжении всей жизни людей, особенно по мере того, как они переходят в другое социальное положение и среду. Как относительно новый подход в символической интеракционистской перспективе с точки зрения идентификации как уникального подхода, ключевые идеи можно проследить до рассуждений Мида о социализации и идей Георга Зиммеля о взаимодействиях внутри групп и между ними. Мид объяснил, как люди становятся уникальными социальными существами, в своих лекциях о себе, где он описывает трехэтапный процесс (подготовка, игра и игра), в ходе которого люди узнают нормы, правила и ценности группы, в которой они родились. Он утверждал, что к концу этого процесса у людей будет полностью развитая личность. В дискуссиях Зиммеля о взаимодействиях и группах изучалось, как взаимодействия людей друг с другом менялись по мере изменения размера группы, состава группы и социальной среды. Современные теоретики, такие как Гленн Элдер, Роберта Симмонс и Дейл Даннефер, а также их ученики и коллеги, строят эти идеи аналогичным образом. Во-первых, современные подходы исходят из того, что социализация — это пожизненный процесс, который меняется по мере изменения личности. Во-вторых, теоретики в этом подходе исследуют как факторы индивидуального уровня, так и социальные факторы, которые способствуют процессу социализации. Элдер сосредоточился на том, как социализация постоянна среди когорт людей, различаясь только качественными аспектами, связанными с различиями в окружающей среде и ресурсах. Симмонс исследовал, как сам процесс социализации варьируется в зависимости от стадии жизни человека, а Даннефер исследовал, каким образом группы, с которыми связаны люди, играют важную роль в их продолжающейся социализации на протяжении всей жизни.

Структурная социальная психология

Структурная социальная психология возникла в результате работы экономистов, психологов и социологов, заинтересованных в более формальном и математическом объяснении социальных взаимодействий с целью создания проверяемых гипотез. Структурная социальная психология предполагает, что социальными акторами движут рациональные интересы, сосредоточенные на максимизации вознаграждения и минимизации наказания. Другое родственное предположение состоит в том, что взаимодействия, основанные на рациональных расчетах, приводят к формально структурированным индивидуальным, групповым и институциональным взаимодействиям. Этот подход связан с когнитивной и внутриличностной социальной психологией в том, что касается разработки формальных теорий для объяснения взаимодействий и создания конкретных гипотез для проверки в экспериментальных ситуациях. В более современной работе в области структурной социальной психологии используются более разнообразные методы, такие как опросы и методы включенного наблюдения. Есть три основные теоретические программы, которые представляют этот подход: изучение власти, обмена и переговоров; исследования социального влияния и авторитета; и статусные характеристики, теория состояний ожидания и исследования социальных сетей. Каждый набор исследований фокусируется на различных аспектах описания и объяснения базовой структуры социальных взаимодействий.

Исследования власти, обмена и переговоров исследуют, как социальные взаимодействия могут быть описаны как обмены между социальными акторами, исходя из предположения, что люди рационально рассчитывают затраты и выгоды, связанные с любым конкретным взаимодействием. Исследования по обмену начались с работ Джорджа Хоманса, Ричарда Эмерсона и Питера Блау. Хоманс утверждал, что взаимодействия можно лучше понимать как обмены, при которых субъекты участвуют во взаимодействиях, приносящих определенные выгоды. Его работа также исследовала, как потребность в таком обмене приводит к равновесию между актором и идеей распределительной справедливости. Блау дополнительно уточнил эту работу, сосредоточив внимание на социальных аспектах таких обменов с точки зрения того, как они полагаются на доверие между участниками, что каждый человек выполнит свои неуказанные обязательства. В то время как Хоманс, Блау и другие обсуждали, что власть возникает в результате обмена и что власть не обязательно равномерно распределяется между акторами, Эмерсон и его коллеги специально исследовали развитие власти, то, как она управляется акторами, и как дифференциация власти влияет на возможность будущих обменов. Более современная работа, основанная на этих идеях, — это исследования переговоров, которые определяют, как различные типы дифференциации власти влияют на переговоры, которые затем приводят к реальному обмену. Лоулер и его коллеги исследовали тип переговоров, предшествующих обмену, а также то, как различные уровни власти среди участников влияют на такие переговоры. Молм и ее коллеги изучили, как обмен меняется в зависимости от неравенства участников и наличия других источников и участников.

Второй набор исследований, которые можно отнести к категории структурной социальной психологии, фокусируется на социальном влиянии и авторитете. Основная тема этих исследований заключается в том, что существует несколько факторов, которые побуждают людей находиться под влиянием других, включая статус или положение, которое другие занимают по сравнению с собой, и групповое поощрение конформизма. К классическим исследованиям социального влияния относится исследование Стэнли Милгрэма, в котором изучалось влияние авторитетной фигуры, находящейся у власти, на индивидуальное согласие. Милгрэм обнаружил, что люди в подавляющем большинстве подчинялись просьбам выполнить задачу, которая якобы требовала причинения вреда другому человеку. Исследования группового соответствия Сеймура Аша показали, что люди охотно меняют свой ответ или мнение, когда большинство в группе указывает на другой ответ или мнение. Современные идеи строятся на этой основе путем изучения различных условий, при которых происходит подчинение авторитету, и того, в какой степени другие могут влиять на изменение отношения.

Статусные характеристики, состояния ожиданий и исследования социальных сетей изучают, как социальные взаимодействия основаны на социально и культурно обусловленных ожиданиях поведения, которое люди имеют друг от друга. Эти социально и культурно обусловленные ожидания связаны с предполагаемыми предсказаниями относительно того, насколько успешно любой индивидуум будет способствовать процессу обмена или взаимодействия. Затем эти прогнозы определяют, какие люди, вероятно, получат больше всего возможностей для взаимодействия и влияния в группе. Теория статусных характеристик, берущая свое начало в работах Бергера, Зельдича и их коллег, четко определяет два основных типа социальных характеристик, с которыми связаны ожидания в отношении поведения, — диффузные (такие как раса, пол, класс и способности) и специфические статусные характеристики. такие как опыт работы, образование и соответствующие навыки) – и это обычно связано с группами, работающими над достижением конкретных целей. Теория состояний ожидания утверждает, что те люди, которые обладают расплывчатыми и специфическими статусными характеристиками, оцениваемыми как более вероятные для успешного вклада в достижение групповых целей, получат больше возможностей для взаимодействия, а также большее социальное влияние среди других членов группы. Более того, теоретики утверждают и успешно продемонстрировали, что конкретные и стабильные иерархические групповые структуры развиваются на основе этих ожиданий. Современная работа в этой области включает определение степени, в которой различные статусные характеристики влияют на ожидания, а также того, как такие ожидания развиваются и воспринимают ли акторы справедливость таких ожиданий. Теория социальных сетей и элементарная теория строятся на идеях этих различных подходов в структурной социальной психологии, специально исследуя, как позиция актора по отношению к другому влияет на процессы социального влияния, а также на стабильность групповой структуры. Основное предположение теории социальных сетей состоит в том, что социальное влияние, власть и торги зависят от того, как акторы объединены в сеть друг с другом. Марковский, Уиллер, Кук, а также их ученики и коллеги исследуют различные аспекты того, как акторы связаны друг с другом и как это влияет на другие социальные процессы.

Как показывает приведенное выше обсуждение, все три теоретических подхода в социальной психологии исследуют различные аспекты людей, их взаимодействия и то, как их взаимодействия влияют на группы. Когнитивная и внутриличностная социальная психология фокусируется на внутренних процессах, которые влияют на то, происходят ли и насколько успешно происходят взаимодействия между людьми. Понимание, обеспечиваемое этой точкой зрения, помогает объяснить, как акторы создают значения, касающиеся взаимодействий, которые затем приводят к созданию и поддержанию конкретных социальных институтов и организаций, как это обсуждается символическими интеракционистами. Наконец, структурные социальные психологи исследуют, как изменчивые взаимодействия символической жизни создают формальные групповые структуры, которые затем влияют на взаимодействие людей.

Ссылки:

  1. Адлер, П. А. и Адлер, П. (1987) Ролевой конфликт и значимость идентичности: спортсмены колледжа и академическая роль. Журнал социальных наук 24: 443-55.
  2. Аш, С.Э. (1955) Мнения и социальное давление. Scientific American 193: 31-5.
  3. Бергер, Дж., Коэн, Б.П., и Зельдич, М., младший (1972) Статусные характеристики и социальное взаимодействие. Американский социологический обзор 37: 241-55.
  4. Бергер, Дж., Риджуэй, К.Л., Фисек, М.Х., и Норман, Р.З. (1998) Легитимация и делегитимация власти и престижа. Американский социологический обзор 63: 379-405.
  5. Бергер П. и Лукманн Т. (1966) Социальное конструирование реальности. Анкор, Нью-Йорк.
  6. Бест, Дж. Б. (1995) Когнитивная психология, 4-е изд. Уэст, Миннесота.
  7. Блау, П. (1964) Обмен и власть в социальной жизни. Уайли, Нью-Йорк.
  8. Блумер, Х. (1969) Символический интеракционизм: перспектива и метод. Прентис-Холл, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси.
  9. Берк, П. Дж. и Райтцес, Д. (1981) Связь между идентичностью и исполнением ролей. Социальная психология Ежеквартально 44: 83-92.
  10. Буш, Д. и Симмонс, Р. (1990) Процессы социализации на протяжении всей жизни. В: Розенберг, М. и Тернер, Р. (ред.), Социальная психология: социологические перспективы. Основные книги, Нью-Йорк.
  11. Кук, К. (редактор) (1987) Теория социального обмена.
    Сейдж, Таузенд-Оукс, Калифорния.
  12. Кули, Ч. Х. (1902) Человеческая природа и социальный порядок. Скрибнер, Нью-Йорк.
  13. Старейшина, Г. Х., младший (1975) Возрастная дифференциация и жизненный путь. В: Инкелес, А., Коулман, Дж., и Смелзер, Н. (ред.), Ежегодный обзор социологии 1.
  14. Фестингер, Л. (1957) Теория когнитивного диссонанса. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд.
  15. Гекас, В. и Берк, П.Дж. (1995) Я и идентичность. В: Кук, К.С., Файн, Г.А., и Хаус, Дж.С. (ред.), Социологические перспективы социальной психологии. Эллин и Бэкон, Бостон.
  16. Гоффман, Э. (1959) Представление себя в повседневной жизни. Якорь/Даблдей, Нью-Йорк.
  17. Губриум, Дж. (1988) Социальное сохранение разума: опыт болезни Альцгеймера. Символическое взаимодействие 9: 37-51.
  18. Клейнман, С. (1991) Чувства полевых работников: что мы чувствуем, кто мы, как мы анализируем. В: Шаффир, В. Б. и Стеббинс, Р. А. (ред.), Опыт полевых исследований: взгляд изнутри на качественные исследования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts