Раздел 11. Психологические беседы. Книга в помощь
Раздел 11. Психологические беседы
Диагноз «рак», поставленный вашему ребенку, — одно из самых тяжелых известий, которые человек когда-либо получает. Скорее всего, в вашей жизни это тоже одно из самых трудных испытаний. Оно серьезно меняет восприятие окружающего мира. Родители часто говорят, что чувствуют себя так, как будто их мир перевернулся с ног на голову.
Большинство семей могут справиться с переменами в обычной жизни и сильными чувствами, вызванными серьезной болезнью, если дело касается короткого промежутка времени. Но лечение лейкоза — процесс длительный.
Этот раздел содержит советы, как справиться с переменами, с которыми вы и ваша семья вынуждена столкнуться.
«Мама говорит»
Наталия Леднева, мама Серафима
Уже когда мы проходили последний блок химии, со мной случился жесточайший приступ гастрита, хотя мне казалось, что я неплохо держалась все время. Я ходила к психологу между блоками, поддерживала контакт с внешним миром, ко мне приезжали друзья с вкусной едой, мы даже умудрились по-настоящему отпраздновать дни рождения мой и мужа (Сёма так подгадал, что на эти дни нас отпускали домой).
Окружающие часто говорят, что мы, мамы, должны улыбаться, искрить позитивом и держаться, потому что на нас ответственность за ребенка. Иногда эти слова делают только хуже, потому что не дают конкретных рецептов «как держаться» и «откуда брать позитив». Надеюсь, в этом разделе вы найдете для себя конкретные советы.
Ваша реакция на диагноз
Сразу после того как вы узнали о том, что у вашего ребенка рак:
• Вы можете быть шокированы и ошеломлены.
• Вы можете почувствовать себя так, как будто жизнь кончена.
• Вы можете быть поражены, так как считали, что ребенок абсолютно здоров.
• Вы можете почувствовать облегчение, узнав наконец после долгих месяцев болезни и неопределенности, в чем причина плохого самочувствия ребенка.
• Облегчение может быть связано еще и с тем, что вы получили наконец подтверждение своих предположений о том, что с вашим ребенком что-то не так.
Все эти переживания абсолютно естественны.
У вас может быть целый набор различных чувств и переживаний:
• оцепенение,
• неверие,
• смятение,
• чувство вины,
• злость и страх,
• беспомощность и уныние,
• надежда.
Вы имеете право на любые чувства.
• у вас может пропасть аппетит,
• наоборот, вы можете все время хотеть есть,
• у вас могут быть проблемы со сном,
• у вас могут возникнуть проблемы с памятью и вниманием (например, вы можете заметить, что вам стало трудно сосредоточиться или вы забываете очевидные вещи).
Все эти реакции совершенно нормальны. Эти проблемы можно решить.
Вам и вашей семье понадобится время для того, чтобы осознать то, что ваш ребенок болен раком, и то, какие изменения эта болезнь внесет в вашу жизнь. Вам нужно будет время для того, чтобы найти внутри себя силы и заручиться поддержкой родственников и друзей, чтобы справиться с этим испытанием.
Как только стадия шока будет позади, скорее всего, Вы захотите получить информацию о многих вещах:
• о заболевании Вашего ребенка,
• об особенностях лечения и его длительности,
• о проблемах и побочных эффектах принимаемых лекарств,
• о возможном исходе или прогнозе заболевания Вашего ребенка.
Изучая эту информацию, Вы больше узнаете о болезни и поймете, как Вы можете помочь своему ребенку.
ГЛАВА X. НЕКОТОРЫЕ БЕСЕДЫ С УМИРАЮЩИМИ
ГЛАВА X. НЕКОТОРЫЕ БЕСЕДЫ С УМИРАЮЩИМИ Смерть, Твой слуга, уже стоит под моей дверью. Преодолев незримый океан, готов он в дом войти и передать мне Твой призыв. Ночь так темна, и страх сжимает сердце.; но я зажгу фонарь, и дверь открою, и Твоему посланцу поклонюсь — пусть
1.7.3. Ваши беседы с ребенком и «беседы» ребенка с вами
1.7.3. Ваши беседы с ребенком и «беседы» ребенка с вами Разговаривать с младенцем надо побольше, но мама должна помнить, что нельзя целый день беседовать только с ребенком — иногда неплохо пообщаться и с мужем.Малыш тоже «разговаривает» с вами и сам с собой. Эти «беседы»
ВАШИ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ И «БЕСЕДЫ» РЕБЕНКА С ВАМИ
ВАШИ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ И «БЕСЕДЫ» РЕБЕНКА С ВАМИ Разговаривать с младенцем надо побольше, но мама должна помнить, что нельзя целый день беседовать только с ребенком — иногда неплохо пообщаться и с мужем.Малыш тоже «разговаривает» с Вами и сам с собой. Эти «беседы» будут
4.13. Беседы
4.13. Беседы Беседы развивают у детей кругозор и дают информацию к размышлению о мире. С помощью бесед устанавливается и поддерживается контакт между преподавателем и детьми, они развивают абстрактное мышление и память, пробуждают интерес к повседневной жизни.Правила
Суть предстоящей беседы
Суть предстоящей беседы Обычно у физически здоровых родителей с нормальным философским складом мышления не возникает никаких вопросов и трудностей, связанных с рождением и воспитанием детей. Но, к сожалению, человечество уже выросло из той фазы и еще не доросло до той
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ В этой главе я предлагаю вашему вниманию психотерапевтические беседы, которые провожу со своими пациентами. Они помогают людям настроиться на лечение, а также понять причины, приводящие к развитию ожирения, и основные принципы борьбы с ним.
Ободряющие беседы с собой
Ведение беседы. Основной курс
Ведение беседы. Основной курс Вы злитесь из-за того, что не удается вставить ни слова в разговор? Все говорят одновременно, желая козырнуть своими знаниями. Они доказывают свою точку зрения с пеной у рта. Есть ли способ мгновенно привлечь к себе всеобщее внимание?Прежде
Организация консультативной беседы
Организация консультативной беседы Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы, хотя, конечно, многое из того, что можно сказать по этому поводу, стало уже прописными истинами (Бодалев А.
А.,Пространство беседы
Пространство беседы Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего
Время беседы
Время беседы Время является очень важной характеристикой консультативной беседы. Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько
2. ПРОЦЕСС БЕСЕДЫ
2. ПРОЦЕСС БЕСЕДЫ Консультативную беседу можно сравнить с литературным произведением, где есть свой пролог, развитие сюжета, завязка, развязка, кульминация и эпилог.
Начало беседы
Начало беседы Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема — это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником.
Завершение беседы
Завершение беседы Казалось бы, что после того как психокоррекционное воздействие осуществлено, беседа может завершиться. Формально это, бесспорно, так, но как в романе бывает эпилог, так и в беседе необходим еще один этап, в ходе которого психолог должен осуществить целый
3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ
3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ Далекому от психологического консультирования человеку может показаться, что в том, как консультант беседует со своим клиентом, нет ничего особенного: один из собеседников просто рассказывает другому то, что его волнует. Каким бы
Контакт с клиентом во время беседы
Контакт с клиентом во время беседы На предшествующих страницах мы много говорили о технических особенностях ведения консультативной беседы. Но это далеко не все, что необходимо для проведения успешного приема. Одно из важнейших условий эффективной работы психолога —
Психологические аспекты предтестовой беседы при проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа
Психологические аспекты предтестовой беседыпри проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных психологических аспектов предтестовой беседы при проведении психофизиологических исследований с использованием полиграфа.Изложены ключевые факторы проведения предтестовой беседы. Освещаются методы и приемы установления психологического контакта и получения правдивой информации. Особое внимание уделено основным задачам предтестовой беседы в свете их психологических аспектов.Ключевые слова:специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа, полиграф, предтестовая беседа, психологические аспекты предтестовой беседы.
Специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа (далее –СПФИ) проводятся в органах внутренних дел с начала 90х годов. На сегодняшний день без проведения СПФИ не представляется ни проведение профессиональнопсихологического отбора, ни процедура перемещения сотрудников на вышестоящие должности, ни выдвижение их в кадровый резерв, ни организация служебных проверок при возникновении нештатных ситуаций. Значимость изучения психологических аспектов организации и проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа трудно переоценить уже потому, что профессия полиграфолога относится к типу «Человек Человек». Многогранность этой профессии предполагает также и работу специалиста в системах «Человек Техника» и «Человек Знаковая система», но, как известно, субъектом профессионального интереса полиграфолога является каждый конкретный обследуемый человек с его системой нервнопсихологической организации, личность с ее сознанием и эмоциями. Поэтому для организации и эффективного проведения полиграфных обследований полиграфологу необходимо знать и умело использовать достижения психологической науки.С другой стороны, сам полиграфолог тоже личность со своими психологическими особенностями, поэтому, важной задачей представляется умение специалиста владеть собой, эффективно регулировать свое психологическое состояние, в зависимости от задач обследования применять различные профессиональнопсихологические роли. В нашей стране круг специальностей, на базе которых можно получить образование полиграфолога, не ограничен психологической, т.е., можно быть полиграфологом, не имея базового психологического образования, тогда как, в ряде других государств, это невозможно. Однако, это не исключает необходимость знания полиграфологом основ психологии и умения использовать их в практике своей работы. Актуальность выбранной темы обусловлена и тем, что полиграфолог относительно новая для нашей страны специальность, поэтому профессиограмм, включающих четкую структуру профессиональнопсихологических требований к специалисту, не разрабатывалось. В то же время, очевиден тот факт, что важнейшей составляющей эффективности применения полиграфа является высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста. По мнению многих экспертов в данной области, успешность проведения полиграфного обследования намного сильнее зависит от специалистаполиграфолога, чем от используемой им техники. Современный специалистполиграфолог должен оперировать большим объемом специальных знаний как в области непосредственно методической работы на полиграфе, так и в смежных областях психологии, физиологии, юриспруденции. Психологические аспекты полиграфных обследований касаются всех без исключения его этапов, начиная от первого разговора специалиста с заказчиком и заканчивая выводами специалиста и последней точкой в заключении. Кроме того, своей уникальной психологической спецификой характеризуются разные виды полиграфных обследований: если для скрининговой проверки кандидата на работу используется одни методы работы с обследуемым, то в рамках служебных разбирательств или судебных экспертиз другая. В структуре СПФИ предтестовой беседе придается особо важное значение. От этого этапа во многом зависит успешность всего исследования. Такая беседа проводится с целью выявления биографических данных и получения новых деталей, связанных с целью проверки. На основании получаемой на этом этапе информации принимается решение о возможности и целесообразности проведения исследования, определяются методы и схема его проведения,выстраивается тактика взаимодействия с обследуемым.Многие практикующие специалистыполиграфологи считают, что беседа перед проверкой намного важнее самой проверки. На этапе предтестовой беседы полиграфолог рассказывает обследуемому о принципе работы прибора, иллюстрируя на конкретных примерах как прибор «отличает» правду от лжи. При этом необходимо убедить обследуемого в непогрешимости работы прибора и неизбежности выявления лживых ответов.В предтестовой беседе специалист информирует обследуемого о правилах проведения СПФИ и требованиях к его поведению в процессе исследования. Именно в процессе предтестовой беседы с первых секунд появления обследуемого в кабинете полиграфолог должен зарекомандовать себя компетентным, авторитетным, грамотным, профессиональным специалистом, вызывающим доверие, уважение и даже симпатию.Исключительно важное значение на этапе предтестовой беседы имеет установление и поддержание психологического контакта с обследуемым. Ни в коей мере нельзя оказывать на обследуемого грубое давление или выказывать свое недоверие. Необходимо обращаться с ним предельно корректно, демонстрировать абсолютную объективность и непредвзятое отношение. Любой высококвалифицированный полиграфолог проводит предтестовую беседу в свойственном только ему уникальном стиле, обусловленном всем своеобразием его личности. Несмотря на видимые различия в манере проведения предтестовой беседы, можно выделить то общее, что объединяет всех грамотных специалистов, а именно принцип индивидуализации беседы. Так, с однимобследуемым полиграфолог может беседовать на протяжении двух часов, а общение с другим ограничить десятью минутами. Одного обследуемого специалист может слушать молча, не прерывая и почти не задавая вопросов, речь же другого обследуемого он может поправлять, уточнять, корректировать. Иными словами, профессиональный полиграфолог строит контакт с обследуемым непременно с учетом его индивидуальнопсихологических особенностей. Специалист должен исходить из того, что обследуемый, даже если он не причастен к расследуемому событию, может быть изначально настроен против него и демонстрировать свое негативное отношение к СПФИ. В отдельных случаях он сам будет провоцировать специалиста с целью создания ненормальных условий для работы. В этом случае полиграфолог обязан сохранять полное спокойствие, демонстрировать корректность и ни в коем случае не поддаваться на провокации. Полиграфолог должен постараться перевести контакт с обследуемым лицом в спокойное русло с тем, чтобы к моменту тестирования с использованием датчиков получить доступ к максимально спокойной его психике.При этом, «тонкость» работы обусловлена следующей непростой дифференцированной задачей: необходимо непричастного обследуемого привести в спокойное состояние, а причастного держать в определенной степени психологического напряжения. Сложность аключается в том, что на данном этапе специалист не знает, причастен обследуемый или нет (если речь идет о расследовании).Беседа перед СПФИ должна проводиться в удобных, комфортных условиях. Не последнюю рольиграет имидж специалиста: аккуратный внешний вид, одежда в деловом стиле, уверенность в поведении, выдержка и самообладание. Кабинет должен быть оформлен в строгом стиле, благоприятное впечатление оказывает размещение на видном месте документов о квалификации полиграфолога, его сертификатов, удостоверений об участии в научных форумах. Знание полиграфологом жизни обследуемого, его поведения, помогут установлению контакта, нахождению истины. Образно выражаясь, прежде чем обследуемый перешагнет порог кабинета, полиграфолог должен знать о нем все. Любые колебания, нерешительность, неопределенность в ответах обследуемого должны быть приняты во внимание специалистом. Также в беседе должны быть рассмотрены любые словесные и физиологические проявления стресса, поскольку они могут являться косвенными признаками сокрытия информации. Рекомендуется больше слушать, чем говорить, использовать точные вопросы, стараться добиться расположения проверяемого и конфиденциальности в отношениях. Полиграфолог обязан неоднократно в беседе показать проверяемому свое желание помочь ему и убедить, что сказать правду в его же интересах. Нужно стремиться обеспечить признание, подтверждение или отрицание проверяемого факта.Продолжительность предтестовой беседы варьируется от получаса до полуторадвух часов. Это время нельзя считать потерянным, напротив, умело проведенная предтестовая беседа создает надежный фундамент успешного тестирования. Итак, основные цели предтестовой беседы следующие:
установить психологический контакт и добиться хороших взаимоотношений с обследуемым;
адаптировать обследуемого к ситуации СПФИ;
определить наличие (отсутствие) физических или психологических противопоказаний к проведению СПФИ;
определить, имеются ли физические или эмоциональные причины, препятствующие проведению СПФИ;
выявить степень осведомленности обследуемого о проверяемом событии [2];
получить достаточно данных об обследуемом, на основании которых можно выбрать соответствующие контрольные вопросы для его проверки;
ознакомить обследуемого с процедурой проверки;
убедиться, что обследуемый полностью понимает смысл задаваемых вопросов, в случае непонимания скорректировать их;
ознакомить обследуемого с его правами;
убежить в нецелесообразности попыток противодействия процедуре;
получить заявление о добровольном согласии на проведение СПФИ.Беседа и обследование проводятся в комнате без посторонних лиц, а если их присутствие необходимо, то они должны находиться внеполя зрения обследуемого. Специалист должен посвятить 510 минут обсуждению с проверяемым вопросов его биографии, семейного положения, образования, здоровья, мест работы [2].При проведении предтестовой беседы полиграфолог должен быть предельно внимательным. Часто неискренность лжеца выдается непроизвольно в результате произнесения лжецом отдельных слов (оговорка) и фраз (проговор), которые могут прямо обнаруживать скрываемую правду и отчасти быть следствием элементарной невнимательности и небрежности лжеца. В то же время в отдельных направлениях психологии считается, что появление оговорок, описок (оговорки в письменной речи) и проговоров (оговорки в виде целой фразы) представляет собой не случайный процесс, обусловленный небрежностью и невниманием, а особое явление, отражающее внутренний психический конфликт индивида. Оговорка, пусть не всегда явно, отражает то, что говорящий хотел бы скрыть (не сообщать), то есть представляет собой своеобразную форму самопредательства. Такое подавление может быть осознаваемым, например, когда человек умышленно лжет и скрывает правду, или неосознанным, когда речь идет о какихто явлениях, фактах или событиях, вытесненных из сознания в результате действия механизмов психологической защиты. Очевидно, не всякая оговорка может служить доказательством лжи. Здесь обязательно надо принимать во внимание содержание всего сообщения и контекст текущей ситуации. Довольно часто оговорки являются просто отражением нарушения нормального протекания процесса речевой продукции, например, в результате действия сильных эмоций, и представляют собой обычные ошибки речи, не несущие никакого содержания. Точно также полное отсутствие оговорок не может рассматриваться как доказательство правдивости высказывания. Среди сторонников психоанализа бытует мнение, что раскрывающие правду оговорки появляются, прежде всего, у тех лжецов, которые испытывают сильное чувство вины и подсознательно стремятся к тому, чтобы их ложь была раскрыта. Проговорами называются оговорки, состоящие из нескольких слов и представляющие собой, по существу, целые фразы. Как правило, они встречаются реже, чем обычные оговорки и проявляются, в основном, при переживании человеком сильных эмоций (гнев, ужас, страх), когда в значительной степени теряется контроль за речью со стороны сознания. Интерпретация проговоров в силу их большей содержательности оказывается проще, чем оговорок, и обычно в большей степени проливает свет на скрываемую правду. Для выявления оговорок и проговоров почти всегда необходимо внимательное прослушивание звукозаписи беседы. При этом качество звукозаписи должно быть максимально высоким, так как очень часто оговорки произносятся предельно тихим голосом и могут быть трудно различимы на общем акустическом фоне. Важными факторами распознавания лжи являются нейролингвистические, темпоральные (скорость речи) и голосовые характеристики речи –это паузы, оговорки, слова паразиты (так сказать, как говорится, и т.п.), повторы, лишние слоги, изменение скорости речи, интонации, покашливания и т.п. Эмоциональное и словарное обеднение речи, излишняя детализация незначимых моментов рассказа и резкое сокращение деталей и конкретности в описании значимого события. Частые переспрашивания, уточнения, непонимание самых простых слов и формулировок. Уход от прямых вопросов. Например, вор на вопрос «Вы хоть чтонибудь украли на этой фирме?», часто спрашивает : «А что вы подразумеваете под словом украсть?».Несмотря на то, что слова, как уже было отмечено выше, несут в себе меньший потенциал возможностей для «индикации» лжи, они такжемогут быть верными признаками обмана. И как показывает практика, многих лжецов выдают неосторожные высказывания. Признаком лжи являются уклончивые ответы или увертки. Если обследуемый уклоняется от объяснения какихто конкретных фактов, ссылается на отсутствие информации, при условии, что эти темы и вопросы не относятся к тем, которые вызывают у него неприятные ощущения и воспоминания. Примеры: «Я не хочу говорить об этом…», «Чтото не могу припомнить…», «Я не вижу смысла в этом обсуждении…», «Не знаю даже, как ответить вам на этот вопрос…» Часто обследуемый старается произвести выигрышное впечатление о себе, и специалист должен воспользоваться этим для разработки контрольных вопросов уже на первой стадии беседы по биографии, о работе, взаимоотношениях на работе, в семье и т. д. Есть смысл спросить, были ли довольны им его прежние начальники, чтобы дать ему возможность представить себя честным, преданным делу служащим, который никогда ничего не похищал у работодателя, человеком, который является (был) хорошим сыном, отцом и т.д., который никогда не делал ничего очень плохого. Поскольку обследуемый хочет создать о себе хорошее впечатление, от полиграфолога понадобится одобрение, поддержка, чтобы направить беседу по этому пути. После беседы на эти темы специалист может спросить проверяемого о том, что он знает о причинах проверки. Например, подозреваемого нужно спросить о том, что ему известно о преступлении. Чаще всего обследуемый говорит, что знает очень мало. В это время следует спросить, подвергался ли он раньше проверке на полиграфе и что он знает или слышал о проверке на «детекторе лжи». Если он скажет, что уже подвергался проверке на детекторе, следует выяснить причины проверки, какие были результаты, его отношение к проверке и т.д.Полиграфолог должен объяснить особенности работы нервной системы человека, рассказать, как при различных ситуациях нервная система реагирует на задаваемые вопросы, а это приводит к появлению изменений в человеческом организме, что эти изменения совершенно не могут контролироваться человеком, его волей. Происходят неконтролируемые изменения в сердцебиении, дыхании, речи, голосе. Далее следует объяснить, что как только человек отвечает на вопрос неправдиво или пытается скрыть правду, наступают изменения в его организме,которые не могут им контролироваться, но фиксируются и отображаются прибором. Необходимо также проинформировать обследуемого, что любой детектор лжи работает по принципу количественного сравнения реакций (изменений в организме), т.е. он не сможет установить разницы, когда человек скрывает правду, а когда говорит чистую ложь. Вот почему важно обсудить все, что он может знать при ответе на задаваемый вопрос. В противном случае любое укрывательство проявится во время испытания как ложь, и человек окажется обманщиком, лжецом, в то время как на самом деле он просто не внес ясности в тему, обсуждающуюся в беседе. При этом нужно иметь в виду, что проверка может установить только знания о предмете проверки, выявить, пытается ли проверяемый скрыть эти знания. Еслизнания беспокоят его или даже носят угрожающий характер, полиграф установит значительное повышение стрессовых реакций. Это хорошо определяется, если расследуется одно событие, одна тема. Если же несколько событий включается в одну проверку, то наибольшая стрессовая реакция может затеряться, перепутаться с другими реакциями. Поэтому лучше в этом случае проводить раздельные проверки, а значит и проводить раздельные предтестовые беседы.Полиграфолог может сказать обследуемому, что результаты проверки будут рассмотрены вместе с ним до того, как он покинет комнату, где проходило обследование. Очень часто это помогает отделить важное от второстепенного. Причастный обследуемый в этом случае будет чувствовать больше страха, тревоги, а непричастный воспримет это какнечто естественное.Кроме того, при проведении предтестовой беседы специалисту необходимо учитывать акцентуации характера обследуемого его ярко выраженные характерологические особенности. Так, например, представителя истероидного типа для поддержания с ним психологического контакта нужно похвалить, эмотивного —успокоить и убедить в безопасности, а с гипертимом работать в активном темпе. Учет характерологических особенностей поможет специалисту и при подборе контрольной тематики.Подводя итог, отметим, что установление психологического контакта, учет психологических особенностей и состояния обследуемого, умелое использование приемов психологического воздействия на обследуемого являются необходимым и важным условием успешного проведения СПФИ.
Ссылки на источники1.Нестерова В.В., Ворошилова Т.В. Использование психологических особенностей личности опрашиваемого в целях оптимизации процедуры опросов с использованием полиграфных устройств. М.: ВНИИ МВД России, 2010. С. 6.2.Сошников А.П., Пеленицын А.Б. Оценкаперсонала: психологические и психофизиологические методы. М.:Эксмо, 2009. –С. 26.
22 психологических совета, которые сделают любого гуру разговора / AdMe.ru
11175-Не все из нас чувствуют себя умелыми в ведении разговора, но есть много психологических приемов и советов, которые помогут вам начать диалог и привлечь окружающих. Эти лайфхаки используют в повседневной жизни как психологи, так и простые люди.
AdMe.ru нашел для вас 22 психологических трюка, которые действительно работают.
- Если вы не знаете, о чем поговорить, пусть ваш собеседник расскажет вам о себе. Используйте активное слушание: кивайте, задавайте открытые и уточняющие вопросы, проявляйте сочувствие, если момент грустный, и улыбайтесь, если ваш партнер говорит что-то смешное.
Чтобы установить контакт с человеком, попробуйте синхронизировать свое дыхание с дыханием собеседника.
Обычно этим приемом пользуются психологи, но вопрос «Правильно ли я вас понял, что…?» может быть полезным для любого человека. Это заставит вашего собеседника понять, что его внимательно выслушали, и он сможет более критически оценивать себя.
Этот совет не очень этичен, но эффективен: если вы хотите чувствовать себя более уверенно среди других, представьте, что вы король или королева, а остальные ваши слуги. Не переигрывайте.
Чтобы перестать чувствовать себя некомфортно на мероприятии или вечеринке, приезжайте туда немного раньше. Это даст вам время выбрать удобное место и привыкнуть к окружающей среде или людям. Кроме того, опоздавшие обычно получают больше внимания, чем те, кто пришел вовремя или раньше.
© Vecteezy.com
- Если вам нужно срочно собраться с мыслями и выступить с речью, но вы не чувствуете себя уверенно, скажите себе: «Думаю, я…» и опишите свои эмоции и переживания что вы чувствуете. Это позволит вам абстрагироваться и посмотреть на себя со стороны.
- Если вы знаете, что кто-то хочет раскритиковать вас или ваши идеи на рабочем совещании, сядьте рядом с ним. Это немного успокоит человека.
Не ставьте сумки, книги и другие вещи между вами и вашим собеседником, если вы сидите за одним столом. Если у вас есть что-то и вы не знаете, куда это положить, держите это одной рукой. Если вы держите его обеими руками, это создаст впечатление закрытой позы.
Чтобы ваша мысль звучала весомо, скажите, что слышали ее от родителей или учителей.
Если вы ссоритесь с собеседником, не стойте напротив него, а встаньте рядом — это поможет снизить градус драматизма.
© Depositphotos.com
© Depositphotos.com
- Если ваш собеседник задает вам неуместные вопросы, прерывайте его и задавайте ему тоже вопросы. Отразите его речь, смените тему и не давайте ему взять себя в руки. Это заставит его перестать задавать вам эти вопросы.
- Если вы не можете отказать человеку, который постоянно просит вас об одолжении, начните тоже просить его о чем-нибудь. Чем больше, тем лучше.
- Если вас пригласили на мероприятие или вечеринку и вы не уверены, хотите ли остаться там надолго, сообщите им заранее, что вы придете, но не знаете, как долго вы можете оставаться, потому что вы ждете важного звонка.
- Представьте, что вас уже приняли на работу во время собеседования, и ваша текущая встреча была назначена для обсуждения условий и лишний раз убедиться, что это был правильный выбор.
© Depositphotos.com
- Если вы хотите убедить людей в чем-то, уберите из своей речи фразы «Я думаю, что…» и «Мне кажется, что…».
- Если вы одолжили у кого-то контейнер для еды, верните его с печеньем. Это не дорого, но этот человек сразу почувствует к вам симпатию.
- Если вам трудно запоминать имена людей, произнесите имя, которое вы только что услышали, пару раз во время первого разговора с человеком. Это поможет вам лучше запомнить его имя и создать хорошее отношение человека к вам.
- Поднимите себе настроение перед встречей, чтобы чувствовать себя счастливым. Это сделает людей, которых вы собираетесь встретить, тоже счастливыми, и они будут ассоциировать свое хорошее настроение с вами. Эмоции связаны с памятью. Если вы заставите людей чувствовать радость и смех, они будут помнить вас, и эти воспоминания будут хорошими.
© Depositphotos.com
Какие еще психологические уловки вам известны? Расскажите нам о них в комментариях!
11175-AdMe. ru/Психология/22 психологических совета, которые сделают любого гуру общения
Поделиться этой статьей
Что делает некоторые разговоры такими замечательными
Источник: fizkes/Shutterstock
Одной из самых замечательных и наименее оцененных особенностей человеческого социального взаимодействия является скорость и плавность, с которой происходит разговор между двумя людьми.
Это произвело на меня незабываемое впечатление в конце 1970-х, когда я собирал данные для своей докторской диссертации. Я проводил лабораторное исследование невербальной коммуникации, и у меня была группа аспирантов-исследователей, которые записывали различные варианты поведения из-за одностороннего зеркала, наблюдая за взаимодействием между двумя участниками эксперимента. Каждый научный сотрудник должен был записывать частоту и продолжительность определенного поведения, нажимая телеграфную клавишу всякий раз, когда человек, за которым они наблюдали, проявлял это поведение. Например, если мой ассистент записывал количество улыбок, которые демонстрировал человек А в разговоре, ассистент нажимал клавишу всякий раз, когда появлялась улыбка, и отпускал клавишу, когда улыбка исчезала.
Один из моих помощников отвечал за запись того, сколько раз каждый человек говорил, нажимая клавишу, когда говорил человек А, и нажимая другую клавишу, когда говорил человек Б. Я быстро столкнулся с проблемами с этим, так как мои помощники, похоже, не могли грамотно с этим справиться. В отчаянии я вмешался и, по сути, сказал: «Отойди, и позвольте мне показать вам, как это делается».
Я с треском провалился.
До этого момента я никогда не осознавал, как быстро разговор перескакивает туда-сюда и как невозможно для нашей ручной реакции угнаться за ним.
Да, иногда у нас бывают неловкие разговоры с другими людьми, когда мы иногда переговариваемся друг с другом, но в большинстве случаев наши разговоры проходят довольно плавно, особенно если мы хорошо знаем человека, с которым разговариваем.
Итак, как нам это сделать? Есть некоторые общие принципы, которым большинство из нас следует, когда разговаривают с другими, например, когда мы слушаем, мы проводим больше времени, глядя на своего партнера, чем когда мы говорим. Однако исследователи, изучающие коммуникацию, также обнаружили запутанную сеть более специфических сигналов, которые точно настраивают общие правила и позволяют нам без особых усилий переключаться между ролями говорящего и слушающего во время разговора.
Как мы сигнализируем нашему партнеру, что хотим начать разговор?
У всех нас был опыт разговора с кем-то, кто высказал мысль, на которую мы хотели бы ответить, и мы каким-то образом должны сообщить о своем намерении взять слово и получить нашу очередь говорить.
Наблюдайте, как другие люди разговаривают. Есть явные признаки того, что слушатель становится нетерпеливым. Человек может начать ерзать, приводить в порядок волосы или дергать за одежду. Они могут начать быстро кивать головой, как бы говоря «ОК, ОК, ОК», и могут даже хрюкать или издавать фальшивые звуки согласия, чтобы заставить говорящего заткнуться.
В конце концов, слушатель может стать более прямолинейным, делая преувеличенные вдохи, как при глубоком вдохе, и может поднять указательный палец или даже руку, как если бы он был учеником в школе, пытающимся привлечь внимание учителя. Если ничего не помогает, человек может просто начать говорить до того, как другой человек закончит.
Как сохранить слово и не дать говорить другому человеку?
А теперь поставьте себя на место говорящего, который понял, что его или ее партнеру не терпится перевести разговор. Если вы еще не готовы уступить свою очередь в качестве спикера, в вашем распоряжении есть несколько стратегий. Отводя взгляд, вы можете делать вид, что не видите сигналов партнера, и, возможно, держать слово, не показывая при этом грубости. Вы также можете внезапно увеличить громкость своего голоса, сигнализируя о своем намерении говорить еще некоторое время.
Стратегия, которую я использую в своем классе, когда я вижу, что у ученика есть вопрос, но я хочу закончить свою мысль, прежде чем обращаться к нему, заключается в том, чтобы установить зрительный контакт и сделать рукой жест остановки/удерживания. Это означает, что я видел их просьбу выступить и что я намерен выполнить ее, но я хочу поговорить еще немного. Вы также можете делать это тонким образом во время обычного разговора.
Какую бы стратегию вы ни выбрали для сохранения роли оратора, убедитесь, что вы продолжаете жестикулировать и не оставляете незаполненных пауз в своей речи, поскольку другой человек наверняка воспользуется любой такой возможностью.
Как сигнализировать о том, что я готов уступить слово своему партнеру?
Если вы сказали свое слово и хотите подать сигнал своему партнеру, что теперь его очередь говорить, вы, вероятно, уменьшите громкость своего голоса и начнете смотреть человеку прямо в глаза. Перестаньте жестикулировать и замедлите темп своей речи, чтобы последний слог последнего слова растягивался немного дольше, чем обычно. После этого четкая пауза служит приглашением слушателя вмешаться.
Как подать сигнал, что мне нечего сказать и что я не хочу говорить?
Это может быть самый неудобный сигнал для отправки. Если кажется, что ваш партнер переводит разговор на вас, но вы не заинтересованы в разговоре, можно просто выйти и сказать об этом.