Психологические характеристики сознания: 6.Основные психологические характеристики сознания.

6.Основные психологические характеристики сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, в следствие чего становится возможным его познание и преобразование.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Сознание выполняет четыре основных функции: отражение, регулятивно-оценочную, рефлексивную, порождающую.

Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.

Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

Характеристики сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

7.Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

8.Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

9.Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

11.Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

Свойства сознания:

1. Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена внутренним состоянием в момент действия, наличием цели

2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет

3. Способность к рефлексии, самонаблюдению, т.е. осознание сознания

4. Оно всегда мотивированно, преследует цели

Одна из функций сознания – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения человека.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания..Внимательное изучение психологии поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости — сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных

Психологическая характеристика сознания

7.10.2015

Укажем основные эмпирические характеристики сознания, отличающие эту форму психического отражения от других его форм (психики животных).

1. Сознательное отражение действительности всегда включает ощущение самого себя в качестве познающего субъекта. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.

2. Сознание человека рефлексивно. На определенном этапе развития индивидуального сознания у него появляется рефлексивная способность, т. е. готовность сознания к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлексия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

3. Сознание человека имеет культурно-историческую природу. Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения им социального опыта. В этом состоит принципиальное отличие между психикой животного и сознанием человека. Все формы жизнедеятельности животного являются врожденными, а индивидуальное поведение появляется в результате их упражнения. В отличие от этого, ребенок с момента рождения приобретает формы индивидуального поведения под влиянием культурно-исторической среды. Даже те поведенческие акты, которые связаны с удовлетворением органических потребностей, осуществляются человеком в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему культурой. Так, потребность в пище является биологически заданной, но способ ее удовлетворения при помощи ложки, сидя на стуле за столом, определяется культурными нормами.

Это чисто социальное наследование форм жизнедеятельности, т.е. наследование таких ее форм, которые не передаются генетическим путем, а только через воспитание, через процессы в ходе которых человек как биологический вид превращается в представителя человеческого рода (т.е. всей конкретной совокупности людей, находящихся в системе общественных отношений),- наличие этого специфического отношения порождает сознание как специфически человеческую форму психики.

4. Сознание человека объективировано, т.е. позволяет строить картину мира, которая воспроизводит его свойства, не зависящие от присутствия в нем познающего субъекта. Эта характеристика сознания во многом парадоксальна: ведь исходным «психическим материалом», из которого строится картина окружающего нас мира, служат такие характеристики этого мира, которые обусловлены особенностями познающего субъекта. В самом деле, такие качества предметов как шероховатость, гладкость; такие свойства звуковых волн как громкость, или световых волн как цвет, могут быть открыты в самих этих предметах только при их взаимодействии с самими органами чувств.

Ведь световой волне, самой по себе, качество цвета не присуще. Но, тем не менее, из подобного «субъективного» психического материала, человек в своем сознании выходит за пределы свойств мира, обусловленных своей собственной чувственностью, и открывает «сверхчувственные» свойства. Сама возможность построения, например, физической картины мира предполагает воспроизведение таких взаимосвязей и свойств этого мира, которые присущи миру «самому по себе», без человека и его сознания.

5. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует

. Благодаря способности к речи у человека появляется возможность передачи другим лицам того, что он знает, т.е. человеческое сознание обладает способностью к коммуникации. Хотя коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но только человек способен передавать другим людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это — главное в общении животных), но и знания, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Названные свойства могут иметь разную степень выраженности в конкретных случаях, что позволяет различать разные уровни сознания. Например, рефлексивность может быть большей или меньшей по отношению к актам сознания. Это позволяет различать сознательные и неосознаваемые процессы, а также измененные состояния сознания.

Ключевые слова: Сознание

Источник: Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е.И. Горбачева, Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин, Е.А.Богомолова, К.А.Моисеев — Калуга: КГПУ им К.Э. Циолковского, 2005. — 249 с.: ил.

Материалы по теме

Сознание и его психологические характеристики

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Первая топика: Бессознательное, Предсознательное и Сознание

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Общая характеристика сознания

Сущность психофизиологической проблемы — мозг и сознание, сознание и искусственный интеллект

Н.В. Рябоконь. Философия УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Соотношение сознания и бессознательного

Луковцева А.К., Психология и педагогика

Сознание и самосознание

Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития

Проблема сознания в философии, его концепции

Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с….

Развитие сознания в онтогенезе

Модули 3 и 4 Психология

Ключевые знания:
• изменения психологического состояния человека в связи с уровнями осознания, контролируемыми и автоматическими процессами, ограничениями содержания, перцептивными и когнитивными искажениями, эмоциональным осознанием, самоконтролем и ориентацией во времени

• сознание как психологический конструкт, меняющийся в континууме, в широком смысле разделяемый на нормальное бодрствующее сознание и измененные состояния сознания (естественно возникающие и индуцированные)

Мечты наяву
Мы мечтаем, когда переключаем внимание на наши личные мысли, чувства и воображаемые сценарии, а мечтание рассматривается как измененное состояние сознания. Мечты, как правило, представляют собой визуализированные мысли, которые обычно позитивны и приятны.

Мы проводим огромное количество времени в мечтах — от трети до половины нашей бодрствующей жизни. Мечты возникают на протяжении всей жизни, хотя с возрастом они становятся менее частыми. В большом 24-летнем лонгитюдном исследовании было отмечено, что с возрастом частота и интенсивность мечтаний во взрослом возрасте снижались, причем у женщин это снижение было более выраженным (Giambria 19).99).

Мечтательность ассоциируется с хорошим психическим здоровьем и стабильностью. Они также могут дать представление о нашей личности, мотивах и заботах. Изучая их природу и содержание, мечты могут открыть путь к распознаванию и пониманию личности человека, мотивации, страхов и опасений.

Большинство из нас признают, что мечтания — это нормальная часть жизни, хотя многие люди считают мечтания негативным событием. Например, были ли у вас когда-нибудь неприятности из-за того, что вы мечтаете? Однако кажется очевидным, что мечты не обязательно являются пустой тратой времени, которую может предложить наше общество. «Отстранение» может иметь свои преимущества — спонтанные мысли могут заставить нас чувствовать себя живыми, осознанными и вовлеченными.

ПОЧЕМУ МЕЧТЫ СЧИТАЮТСЯ ИЗМЕНЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ СОЗНАНИЯ?

Так же, как и сон, мечтание — естественное и обычное явление, с которым мы все сталкиваемся. Характеристики мечтаний включают:

  • пониженный уровень осознания , особенно того, что происходит в окружающей нас среде.
  • меньше ограничений контента . У нас могут быть причудливые, необычные или нереалистичные мысли, которые не нужно связывать с реальностью. В мечтах мы можем сосредоточиться на одном направлении мысли, но степень контроля над тем, на что вы хотите обратить внимание, уменьшается, поскольку ваш разум отвлекается с другими мыслями. Это очень затрудняет выборочное внимание.
  • трудности с выполнением контролируемых процессов . Наша способность эффективно выполнять две или более задач одновременно снижена, а то и невозможна, а контролируемые или сложные задачи затруднены. Мечты за рулем могут привести к аварии.
  • вероятные перцептивные и когнитивные искажения . Мечты в классе могут помешать нам изучить материал, особенно если мы мечтаем о чем-то совершенно другом. Мечтательность снижает нашу осведомленность об окружающем, поэтому понимание того, что говорит учитель, маловероятно. Наше восприятие также может быть искажено. Например, мы можем меньше осознавать боль или шумную обстановку
  • изменения эмоционального сознания . Мечты, скорее всего, будут положительными или приятными, и это может улучшить настроение. Мечты о том, чтобы избежать скучной или неприятной ситуации, безусловно, могут привести к этому. И наоборот, неприятные мечты могут угнетать настроение. Мечты также могут сгладить нашу реакцию на эмоциональные ситуации в реальном мире
  • изменения в самоконтроле . Во время грез ваши мысли сосредоточены на внутренних событиях, а не на том, что происходит вокруг вас. Мониторинг вашего поведения маловероятен.
  • уменьшение временной ориентации . Когда мы мечтаем, мы теряем чувство времени. Время может казаться очень быстрым или медленным, когда мечтаешь

Состояния, вызванные алкоголем
Наиболее распространенным методом преднамеренного изменения состояний сознания является использование психоактивных препаратов. Психоактивные препараты — это химические вещества, влияющие на нервную систему и деятельность мозга. В результате они воздействуют на наше сознание, изменяя мысли, чувства, восприятие и поведение. Психоактивные препараты обычно нацелены на определенные нейротрансмиттеры – химические вещества, которые обеспечивают связь между нейронами (нервными клетками), отвечающими за функции нашей нервной системы, включая мозг. Намеренное изменение сознания с помощью алкоголя является широко распространенной практикой в нашем обществе, несмотря на растущее осознание опасностей, связанных с этим распространенным наркотиком. Психологические и физиологические эффекты алкоголя могут создать долгосрочные физические, социальные и личные проблемы. Последствия могут быть разрушительными.

Алкоголь является депрессантом – он замедляет или угнетает нервную систему. Многие люди ошибочно полагают, что алкоголь — это «верхний» или стимулятор. Это заблуждение, вероятно, связано с тем, что в малых дозах алкоголь снижает скованность и может вызывать чувство расслабления и благополучия. Так, человек, употребивший алкоголь, может казаться более возбужденным, активным и разговорчивым, чем обычно, но это, скорее всего, из-за снижения торможения. В больших дозах алкоголь настолько угнетает нервную систему, что замедляет жизненно важные процессы и может вызвать потерю сознания, кому и даже смерть.

В Австралии алкоголь является законным и очень доступным, хотя законы запрещают продажу алкоголя лицам моложе 18 лет. И это несмотря на огромное негативное влияние злоупотребления алкоголем на наше общество. Последствия алкоголя могут быть серьезными, т. е. необратимое расстройство памяти (синдром Корсакова), увеличение и рубцевание печени (цирроз), воздействие на головной мозг подростка, негативные социальные последствия (нарушение домашних и рабочих отношений, изоляция, драки) и серьезные травмы или смерть. Эти эффекты делают алкоголь, возможно, самым опасным наркотиком в нашем обществе.

Алкоголь употребляется для намеренного изменения состояния сознания человека. Степень, в которой человек испытывает воздействие алкоголя, зависит от ряда факторов, включая уровень толерантности (алкоголь является наркотиком, вызывающим привыкание), скорость потребления, пол, рост и вес. Характеристики алкогольного состояния включают:

  • пониженный уровень сознания . Алкоголь угнетает (замедляет/расслабляет) нервную систему. В результате алкоголь значительно снижает уровень осознания человека — он будет меньше осознавать внутренние и внешние события. Им будет трудно концентрироваться и обращать внимание на все, что происходит вокруг них. Пьяный человек, скорее всего, будет заниматься чем-то одним и легко отвлекаться.
  • более или менее ограничения контента . Содержание измененного состояния сознания, вызванного алкоголем, менее ограничено, чем в обычном бодрствующем сознании. Тип информации, поступающей в сознание, может быть шире, чем в обычном бодрствующем сознании. Бессвязные, неясные, иррациональные, нелогичные и даже второстепенные мысли не являются чем-то необычным, особенно когда нарушается способность обращать внимание и концентрироваться на конкретной задаче. Люди, вероятно, будут более разговорчивыми и менее сдержанными или их легко уговорить сказать или сделать то, что они обычно не делают.
  • трудности с выполнением контролируемых процессов . Вспомните сцену, в которой человек находится в состоянии алкогольного опьянения. Они, вероятно, будут шататься, быть неуклюжими и реагировать на вещи медленнее, чем обычно. Алкоголь нарушает работу головного мозга, в том числе мозжечка, крупной структуры в основании мозга, отвечающей за равновесие и координацию. Это влияет на время реакции, мышление и восприятие. В результате выполнение сложных задач (управляемых процессов) усложняется по мере того, как человек потребляет больше алкоголя. Даже простые задачи (автоматические процессы), такие как письмо, усложняются по мере употребления алкоголя.
  • вероятные перцептивные и когнитивные искажения . Алкоголь угнетает мозг и его функции, искажая мысли, восприятие и поведение. Время реакции и рефлексы замедляются, что влияет на координацию движений. Речь невнятная, суждение нарушено. Восприятие раздражителей от наших органов чувств (включая боль и температуру) притупляется. Зрение может быть туманным или размытым. У человека нарушена способность концентрировать внимание и ясно мыслить. Это мешает мозгу обрабатывать информацию и формировать воспоминания. Алкоголь может привести к тому, что кто-то потеряет способность обращать внимание на столько же информации, сколько и в трезвом состоянии, и этот негативный эффект получил название «близорукость мышления» или «алкогольная близорукость». Таким образом, человек, находящийся под воздействием алкоголя, может сосредоточиться только на аспектах, которые выделяются в его непосредственном окружении, не думая о долгосрочных последствиях. Им трудно взвесить все за и против ситуации или образа действий.
  • изменения в эмоциональном сознании . Алкоголь может дать вам ложное чувство уверенности, которое может повлиять на ваше поведение и выражение эмоций. Эмоциональное состояние людей может быть разным. Это может привести к тому, что кто-то станет агрессивным и жестоким или грустным и необщительным. Мы можем неправильно интерпретировать или не учитывать эмоции других людей, или у нас могут быть сглаженные эмоциональные реакции.
  • снижение самоконтроля . Алкоголь может заставить людей вести себя агрессивно, становиться чрезмерно дружелюбными, делиться личными мыслями и делать глупости. Они могут идти на риск, на который обычно не идут, и вести себя так, как обычно не делают. Люди с большей вероятностью вступают в половую жизнь, несмотря на то, что алкоголь ухудшает сексуальную активность. Опрос заключенных в Новом Южном Уэльсе показал, что почти половина из них употребляла алкоголь в течение 24 часов, предшествовавших совершению правонарушения, и 25 % обвиняли его в совершении преступления (Stathis 19).91). Кроме того, 42 процента убийств были совершены в состоянии алкогольного опьянения.
  • ориентация во времени уменьшается . В состоянии алкогольного опьянения теряется способность отслеживать время. Может казаться, что время течет быстрее или медленнее, чем на самом деле.

Сознание в психологии: 8 теорий и примеров

Сознание — загадка.

Несмотря на то, что он жизненно важен для человеческого опыта, он остается темным и скрытым – 9Призрак 0122 в машине (Hofstadter & Dennett, 1982).

Эпифеномен сложности физического мозга внизу, сознание, кажется, возникает из активности миллиардов нейронов, подобно пузырькам, лопающимся наверху бокала с шампанским.

Сознание — обширная и сложная тема, основанная на последних достижениях междисциплинарных исследований. И хотя мы не можем открыть наши головы, чтобы понять сознание, мы, по крайней мере, заглянем в увлекательные области исследований, которые стремятся раскрыть то, что до сих пор оставалось скрытым. В этой статье мы познакомим вас с некоторыми из задействованных концепций и не только.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.

Эта статья содержит:

  • Что такое сознание в психологии?
  • Типы и уровни сознания
  • 3 увлекательные теории
  • 5 примеров исследования сознания
  • Как измерить сознание
  • 5 книг по теме
  • Заметка о значении бессознательного состояния
  • Связанные ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое сознание в психологии?

В книге «Ощущение самой жизни» Кристоф Кох (2020), главный научный сотрудник Алленовского института исследований мозга в Сиэтле, пишет: «Сознание — это любой опыт, от самого обыденного до самого возвышенного».

Но более того, продолжает Кох, «это ощущение самой жизни», а без него «я был бы зомби, никем для себя».

Но — и вот в чем загвоздка — мы на самом деле  не знаем, что это такое.

Сознание не лежит в уравнениях физики или смотрит на нас из таблицы Менделеева. Каким-то образом он материализуется из нервной системы и наделяет нас способностью осознавать, самопознавать и удерживать набор эмоций и убеждений как об окружающей среде, так и о самих себе (Koch, 2020).

Тем не менее, наука решительно отвергла идею о том, что в разуме есть что-то потустороннее.

Достижения в области методов сканирования мозга отвергли предположение философа Рене Декарта в 1641 году о том, что мы можем жить во сне злобного демона или что наш разум каким-то образом отделен от тела. И возможность существования гомункулов — маленьких человечков, работающих в мозгу, которые совместно составляют разум, как в фильме Pixar Inside Out — , — просто невероятно (Hofstadter & Dennett, 19). 82; Ясанофф, 2018).

По словам философа Джона Сирла в его выступлении на TEDx Talk в 2013 году, сознание — это биологический феномен, такой же, как и любой другой, такой как пищеварение или деление клеток.

Прежде чем мы скроемся слишком далеко в кроличьей норе, которой является философия, когнитивная наука может задать нам два практических вопроса:

Какова цель сознания и что оно делает ?

Общепризнано, что сознание выполняет следующие функции (Eysenck & Keane, 2015):

  • Восприятие окружающей среды
  • Социальное общение – общение с другими людьми и понимание их мыслей
  • Играет решающую роль в управлении нашими действиями
  • Позволяет нам думать о проблемах и событиях за пределами настоящего
  • Интеграция и объединение различных типов информации для информирования нас о том, что происходит

Возможно, наиболее важно то, что сознание связано с теми психологическими механизмами, которым в настоящее время уделяется определенное внимание, что приводит к их повышенной концентрации и активации (Jasanoff, 2018). В отсутствие сознания многие наши психологические процессы продолжаются в фоновом режиме, незаметно.

Типы и уровни сознания

Степени сознания могут значительно различаться: от нулевого во время комы до высокого в состоянии бодрствования и бодрствования.

Чтобы человек «испытывал сознательное содержание или осознание», он должен иметь ненулевой уровень сознания (Eysenck & Keane, 2015).

Ученые различают несколько различных форм сознания, кратко описанных ниже.

Нед Блок (2012), философ из Нью-Йоркского университета, предполагает, что доступ  сознание — это то, что может быть сообщено и использовано другими когнитивными процессами, такими как восприятие и память, в то время как феноменальное сознание остается частным, необработанным и недоступным (Eysenck & Keane, 2015).

Альтернативный взгляд различает сознание низкого и высокого уровня. Феноменальное сознание описывает чувства и ощущения, относящиеся к настоящему, и является «по существу способом, которым живые существа с мозгом получают информацию об окружающей среде». В то время как более высокий уровень  сознания, возможно, свойственный людям, способствует разуму, размышлению и самоощущению, выходящему за пределы настоящего (Baumeister & Masicampo, 2010).

Однако нашим теориям сознания предстоит преодолеть множество проблем. Например, бывают случаи, когда мы, по-видимому, не знаем  новой информации, но она все равно влияет на нас.

Когда Трояни, Прайс и Шульц (2012) предоставляли участникам стимулы за пределами их поля зрения, они сообщали, что не видели изображений. Тем не менее, невидимых страшных лица и дома вызвали повышенную активацию областей мозга, связанных со страхом.

3 Увлекательные теории

Сознание и осознание — сложные явления, которые трудно классифицировать, и тем не менее теории, призванные объяснить их, должны учитывать все поведение человека.

Взлом сознания

Хотя многие считают, что правильно запрограммированные компьютеры могут стать сознательными, Кристоф Кох считает иначе. В интервью MIT Press в 2019 году он сказал: «Сознание — это не хитрый хак. Опыт не возникает из вычислений».

Стюарт Рассел (2020 г.), профессор компьютерных наук Калифорнийского университета, меньше беспокоится о том, является ли поведение компьютерной системы сознательным или нет. Его беспокоит, может ли искусственный интеллект выйти из-под контроля и нанести вред обществу.

Хотя для понимания сознания (человеческого или иного) было предложено несколько теорий, особенно выделяются две, которые будут обсуждаться ниже.

Интегрированная теория информации (ИИТ)

ИИТ идентифицирует сознание как эмерджентное ; считается, что сознание возникает из сложного поведения мозга.

Кох (2020) описывает ИИТ как связующее звено «изучения природы бытия и феноменологии, изучения того, как появляются вещи». Это глубокая и сложная теория с математическим обоснованием, которая предсказывает новые явления и недавние результаты исследований в области анестезии.

ИИТ пытается определить основные свойства сознания и объяснить их сложность базовой системы.

Теория глобального рабочего пространства

Теория глобального рабочего пространства, пожалуй, самая влиятельная теория сознания. Хотя в этой модели есть вариации, существует ряд общих предположений (Eysenck & Keane, 2015).

  • Сознание зависит от многих бессознательных, специализированных процессов, которые действуют параллельно; например, движение, восприятие глубины и обработка цвета работают вместе в зрительной системе.
  • Информация от каждого процесса интегрируется на поздней стадии обработки.
  • Содержание сознания влияет на то, какие процессы активны.
  • Внимание и сознание тесно связаны. «Внимание напоминает выбор телевизионного канала, а сознание — картинку на экране» (Eysenck & Keane, 2015).

Исследования подтвердили предположения теории глобального рабочего пространства. Однако, хотя этот подход подходит для задач визуального восприятия, его труднее применить к самопознанию 9. 0123 или другие психологические процессы (Eysenck & Keane, 2015).

5 Примеры исследований сознания

Ниже приведены захватывающие истории исследований сознания, которые заставляют задуматься и интригуют.

Анестезия

Анестезия играет решающую роль в хирургии уже более двух столетий. И все же, как это ни удивительно, , как превращает сознательную личность в бессознательную, осталось неясным.

Исследование, проведенное в 2018 году Кимом, Худетцем, Ли, Машуром и Ли из Мичиганского университета, зафиксировало мозговые волны пациентов, подвергающихся анестезии.

Их выводы подтвердили, что сознание не похоже на выключатель — либо включено, либо выключено. Вместо этого, по мере увеличения дозы анестезии, фи  — показатель сознания — падает до точки, когда всякое сознание отсутствует, и пациент не может реагировать даже на боль.

Исследования Университета Орегона предполагают, что это снижение сознания может быть результатом способности анестезии отключать возбуждение в мозге и блокировать интеграцию информации (Alkire, Hudetz, & Tononi, 2008).

Приостановка анимации

Каждая секунда на счету в отделении неотложной помощи после серьезной травмы. Исследования показали, что можно выиграть дополнительное время, заменив кровь пациента ледяным физиологическим раствором, чтобы снизить его температуру до такой степени, что признаки жизни и умственная активность становятся почти нечитаемыми.

Несмотря на очевидную смерть мозга, этот метод спас жизнь. Пациенты полностью восстановились после экстремальной процедуры, восстановив все функции и, что особенно важно, сознание. Такие исследования приводят к важным вопросам относительно того, что означает смерть, природа сознания и как жизнь может продолжаться в его отсутствие (Mohiyaddin et al., 2017).

Моделирование сознания

Взгляд на человеческое сознание извне, кажется, рассказывает нам только часть истории.

Так почему бы не попытаться построить (Грациано, 2019)?

По мнению ученых-когнитивистов и нейробиологов, успешное построение сознания является результатом «особых типов вычислений по обработке информации, физически реализуемых аппаратным обеспечением мозга» (Dehaene, Lau, & Kouider, 2017).

В то время как некоторые утверждают, что, отражая такую ​​обработку, мы придем к сознанию, другие с этим не согласны. Говорят, что это похоже на моделирование погоды. Каким бы реальным он ни казался, вы не промокнете. Может показаться, что хорошая симуляция похож на сознание , но никогда не будет сознательным (MIT Press, 2019).

Тем не менее, исследователей это не останавливает. В статье 2019 года сообщалось об искусственной нейронной сети, способной успешно моделировать 77 тысяч нейронов и 0,3 миллиарда синапсов (Rhodes et al., 2019).

Сознание можно обмануть

Сознание, хотя и имеет решающее значение для переживания и того, что он чувствует, будучи человеком, не всегда надежно. В классическом исследовании 1998 года, известном как иллюзия резиновой руки , у участников одна рука была скрыта от глаз и заменена похожей на резиновую руку (Botvinick & Cohen, 1998). Когда фальшивую руку погладили, участники сообщали, что осознавали  новую руку и испытывали чувство собственности.

Когда недавно повторили в виртуальной реальности, исследователи обнаружили, что виртуальная конечность также может казаться очень реальной, предполагая, что «наше ощущение себя непоследовательно и может быть распространено на объекты, не являющиеся телом» (Alimardani, Nishio, & Ishiguro, 2016). .

Природа и содержание сознания могут быть менее ясны, чем мы себе это представляем.

Сознание похоже на прожектор в темноте

Ученые-когнитивисты сообщают, что люди часто страдают от «невнимательной слепоты». Мозг, перегруженный информацией, фильтрует и игнорирует то, что считает ненужным.

В исследовании 1999 года испытуемых просили подсчитать количество пасов между баскетболистами. В то время как их внимание было сосредоточено на отслеживании мяча и игроков, большинство из них не заметили неожиданного прибытия человека, одетого в костюм гориллы (Simons & Chabris, 19 лет).99).

Невероятно, эксперимент повторялся несколько раз в разных форматах с тем же результатом. Мы часто не осознаем, на что не обращаем внимания, даже если это находится на виду.

Как измерить сознание

Традиционно сознание измеряли субъективно, то есть спрашивая человека, насколько он осознает что-то. В конце концов, в какой-то степени это и то, что вы испытываете (феноменальное сознание), и то, что вы можете сообщить об этом опыте (сознание доступа; Koch, 2020).

Однако дальнейшие исследования привели к потенциалу объективно измерять сознание и оценивать его с использованием единиц, известных как фи . В исследовании 2018 года пациентов перед анестезией подключали к электроэнцефалограмме с помощью электродов, прикрепленных к коже головы. Когда они теряли сознание, можно было записывать их мозговые волны и отслеживать снижение фи (Kim et al., 2018).

Джулио Тонони из Университета Висконсина описывает фи как количество сознания в системе — биологической или искусственной. Как правило, он «высокий в системе специализированных модулей, которые могут взаимодействовать быстро и эффективно», — говорит он. Кажется даже, что фи отличается внутри мозга, при этом разные области анатомии мозга демонстрируют разную степень сознания (Snaprud, 2018).

5 Книг по теме

Есть много книг о сознании, написанных с разных точек зрения, таких как биологический, искусственный интеллект, эволюционный, когнитивный и психологический. Ниже приведен пример некоторых личных фаворитов.

1.

Ощущение самой жизни: почему сознание широко распространено, но не поддается вычислению – Кристоф Кох

Книга Кристофа Коха 2020 года заслуживает того, чтобы ее прочитали не один раз. На его страницах Кох описывает свою новую теорию сознания и то, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним.

Хорошо написанная и захватывающая книга представляет собой путешествие по обычно скрытой работе нашего сознательного существа и последним открытиям передовой науки и техники.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Совместимость с человеком: искусственный интеллект и проблема управления – Стюарт Рассел

Стюарт Рассел объясняет, что, хотя искусственный интеллект имеет много преимуществ, он также может нанести человечеству большой вред.

Хотя это и не является целенаправленной дискуссией о создании искусственного сознания, этические вопросы, которые он поднимает в отношении ИИ, важно учитывать наряду с человеческими способностями, которые мы можем наделить компьютерами.

Найдите книгу на Amazon.


3.

Когнитивная психология: пособие для студентов – Майкл В. Айзенк и Марк Т. Кин

Эта книга, регулярно обновляемая с учетом последних теорий и результатов исследований, остается популярной среди  по когнитивной психологии.

Глава о сознании предлагает невероятные идеи и путь к некоторым захватывающим результатам исследования его природы и сложности.

Найдите книгу на Amazon.


4.

Биологический разум: как мозг, тело и окружающая среда сотрудничают, чтобы сделать нас теми, кто мы есть – Алан Джасанофф

Окружающая среда, в которой находится мозг, имеет решающее значение для его функционирования.

Чтобы понять сознание, мы должны признать эволюционные процессы, которые привели нас сюда, и среду, в которой оно существует.

«Только понимая, как взаимодействуют мозг, тело и окружающая среда, мы сможем понять истинную природу нашей человечности».

Найдите книгу на Amazon.


5.

Новое открытие разума (представление и разум) – John R. Searle

Первоначально опубликованная в 1992 году, эта книга по философии разума остается классическим текстом, который все более актуален для решения сегодняшних задач.

Серл объясняет, почему сознание зависит от физической природы мозга, и использует мысленные эксперименты, такие как Китайская комната , чтобы выяснить, почему симуляция сознания — это не то же самое, что быть сознательным.

Найдите книгу на Amazon.


Заметка о значении бессознательного состояния

Хотя анестезия доказала свою высокую эффективность в том, что пациенты теряют сознание во время операции, бессознательная обработка — это больше, чем просто отсутствие сознания (Kim et al., 2018).

Действительно, согласно теории бессознательного мышления , наше сознательное мышление может быть ограничено ограничивающими факторами. В результате бессознательное мышление иногда вмешивается, чтобы интегрировать большие объемы информации (Eysenck & Keane, 2015).

В то время как сознательное мышление может быть жизненно важным для решения проблем на основе правил, бессознательные мыслительные процессы могут работать в фоновом режиме, помогая нам в ежедневном принятии решений.

Связанные ресурсы PositivePsychology.com

У нас есть много инструментов в составе Инструментария позитивной психологии© , которые раскрывают, как мозг решает повседневные проблемы, а также рабочие листы, которые могут помочь клиентам размышлять над своим мышлением, получая ясность при принятии ключевых решений.

Почему бы не попробовать некоторые из следующих?

  • Анализ поведения на основе саморефлексии предлагает практическое и глубокое исследование поведения клиента для формирования осознания его моделей.
  • Упражнение «Познай себя» может использоваться клиентами, чтобы напомнить себе о том, кто они есть, способствуя лучшему самосознанию.
  • Нейтрализация осуждающих мыслей предназначена для того, чтобы остановить привычное негативное самоосуждение и может подтолкнуть человека к самопринятию, освобождая его для принятия более сбалансированного образа мышления.
  • Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим с помощью КПТ, эта коллекция содержит 17 проверенных положительных инструментов КПТ для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим преодолеть бесполезные мысли и чувства и развить более позитивное поведение.

Важная информация

Понимание сознания, возможно, самая сложная проблема, с которой когда-либо сталкивались люди. Это более сложная задача, чем может решить один человек или даже одна команда исследователей. Скорее, как и в случае с картированием генома человека, для этого потребуется армия ученых из набора дисциплин, работающих на пределе своих знаний.

Тем не менее, награды огромны. Понимание сознания может помочь нам понять, что значит быть человеком, и ощущение самой жизни (Koch, 2020). Для этого наука должна найти поддающуюся проверке теорию сознания, которая была бы рациональной, отражая и объясняя нормальное и ненормальное функционирование мозга.

Мы, вероятно, придем к глубокому пониманию мозга, рассмотрев его связь с прошлым и средой, в которой он существует сейчас. Последствия этого понимания огромны. Такое знание может укрепить и наполнить наши отношения с планетой, на которой мы живем, животными, с которыми у нас так много общего ДНК, и нашим поиском внеземной жизни.

Области нейронауки, биологии, генетики и даже искусственного интеллекта продолжают обеспечивать невероятное понимание функций нашего мозга и, следовательно, наших психологических процессов.

Терапевтам, работающим с клиентами, будет все более полезно понимать, как работает мозг и процессы, связанные с вниманием и опытом. Более ясное понимание того, что значит быть осознанным и как мы сохраняем полную вовлеченность в жизнь, повлияет на методы лечения, которые мы используем, и наше представление об успехе для клиента.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.

  • Алимардани М., Нишио С. и Исигуро Х. (2016). Удаление проприоцепции с помощью BCI создает более сильную иллюзию владения телом при управлении человекоподобным роботом. Научные отчеты , 6 (1).
  • Алкире, М. Т., Худетц, А. Г., и Тонони, Г. (2008). Сознание и анестезия. Наука , 322 (5903), 876–880.
  • Baumeister, RF, & Masicampo, EJ (2010). Сознательное мышление предназначено для облегчения социальных и культурных взаимодействий: как ментальные симуляции служат интерфейсу животных и культур. Психологический обзор , 117 (3), 945–971.
  • Ботвиник, М., и Коэн, Дж. (1998). Резиновые руки «чувствуют» прикосновение, которое видят глаза. Природа , 391(6669), 756–756.
  • Блок, Н. (2012). Ответ Kouider et al.: Какая точка зрения лучше подтверждается доказательствами? Тенденции в когнитивных науках , 16 (3), 141–142.
  • Дехане, С., Лау, Х., и Куидер, С. (2017). Что такое сознание и могут ли оно быть у машин? Наука , 358 (6362), 486–492.
  • Айзенк, М. В., и Кин, М. Т. (2015). Когнитивная психология: Учебное пособие . Психология Пресс.
  • Грациано, М. (2019). Истинная природа сознания: Разгадка самой большой тайны вашего разума. Новый ученый.  Получено 25 ноября 2020 г. с https://www.newscientist.com/article/mg24332480-000-true-nature-of-knowledge-solving-the-biggest-mystery-of-your-mind/
  • .
  • Хофштадтер, Д. Р., и Деннет, округ Колумбия (1982). Я ума: фантазии и размышления о себе и душе . Пингвин.
  • Ясанофф, А. (2018). Биологический разум: как мозг, тело и окружающая среда взаимодействуют, чтобы сделать нас такими, какие мы есть . Основные книги.
  • Ким, Х., Худетц, А. Г., Ли, Дж., Машур, Г. А., и Ли, У. (2018). Оценка интегральной информационной меры фи по данным электроэнцефалографии высокой плотности во время состояний сознания у человека. Frontiers in Human Neuroscienc e, 12 .
  • Кох, К. (2020). Ж Угорь самой жизни: почему сознание широко распространено, но не может быть вычислено . Массачусетский технологический институт Пресс.
  • Пресса Массачусетского технологического института (2019). Кристоф Кох о «Ощущении самой жизни» и о том, как технологии позволяют нам наблюдать за сознанием. Получено 25 ноября 2020 г. с https://medium.com/@mitpress/christof-koch-on-the-feeling-of-life-itself-and-how-technology-allows-us-to-observe- e52b39091ad3
  • Мохияддин С., Нанджая П., Саад А. О., Ачарья М. Н., Хан Т. А., Дэвис Р. Х. и Ашраф С. (2017). Подвесная анимация: прошлое, настоящее и будущее серьезных кардиоторакальных травм. ANZ Journal of Surgery , 88 (7–8), 678–682.
  • Родс, О., Перес, Л., Роули, А. Г. Д., Гейт, А., Плана, Л. А., Бреннинкмейер, К., и Фербер, С. Б. (2019). Моделирование коры головного мозга в реальном времени на нейроморфном оборудовании.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts