Психологические игры с детьми: Психологические игры для детей (Татьяна Образцова)

Сборник психологических игр и упражнений

Как научить детей сотрудничать?

К. Фопель

Игра 1 (с 8 лет)

Прогноз погоды

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

Игра 2 (с 9 лет)

Любовь и ярость

Цели: Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения… (1 минута.)

Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)

А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута. )

Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)

Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.

Анализ упражнения:

  • Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?
  • Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?
  • Почему мы любим других людей?
  • Почему мы иногда сильно злимся на других людей?
  • Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?
  • Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

Игра 3 (с 10 лет)

Копилка хороших поступков

Цели: Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5-10 минут до конца последнего урока недели.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-длинное стихотворение.

Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом сделала это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу.

На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя.

Это станет залогом ваших новых побед.

Игра 4 (с 9 лет)

Без ложной скромности

Цели: В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять какими качествами и способностями они хотели бы обладать.

Материалы: Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.

Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю стометровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»…

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.

Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите детям, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей «набивать себе цену», заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.

По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.

Игра 5 (с 8 лет)

Кто я?

Цели: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек – лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.

Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно… Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Валера». (10 минут.)

Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:

Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться.
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост – один метр и тридцать пять сантиметров.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.

(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)

Анализ упражнения:

  • Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
  • Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?
  • Насколько тебе понравилась эта игра?
  • Чей автопортрет тебе понравился больше всего?
  • Чье стихотворение тебе особенно понравилось?

Игра 6 (с 8 лет)

Самого себя любить

Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Материалы: Для каждого ребенка – один лист упаковочной бумаги и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи…

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно…

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза… (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми…

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу… У тебя это здорово получилось!

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально. ) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы обсудим это.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза…

Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь.

Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.

Анализ упражнения:

  • Почему некоторые люди любят самих себя?
  • Почему некоторые люди себя не любят?
  • Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
  • Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
  • Что делает тебя счастливым?

Игра 7 ( с 8 лет )

Невидимые помощники

Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети – прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах.

В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной.

Материалы: Колокольчик.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»

Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу…

Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5-10 минут.)

Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.

И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня.

Анализ упражнения:

  • Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?
  • Какие прекрасные образы ты смог увидеть?
  • Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус?
  • Почувствовал ли ты прекрасные запахи?
  • Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь?
  • Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу?
  • Слышал ли ты приятные слова?

Игра 8 (с 8 лет)

Цветок

Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.

Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.

Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха …

А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся… Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны…

Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету…

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка… Рассмотри цвет его лепестков… Посмотри, как ярко они сияют… Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения…

А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.

Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.

Анализ упражнения:

  • Какое растение ты себе представил?
  • Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?
  • Можешь ли ты описать свой аромат?
  • Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?
  • Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?
  • Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?
  • Чей цветок тебе понравился?

Игра 9 (с 9 лет)

Любовь и злость

Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя… (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

  • Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
  • А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?
  • А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?
  • Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
  • Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
  • Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
  • Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Физкультминутка «Мы рисуем»
  • Развитие внимания «Раскрась домик»
  • Первая любовь у подростка
  • Развитие мышления «Фигура из рамки»
  • Физкультминутка «Гуси серые»
  • Развитие навыков счета «Бабочки»
  • Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород»
  • Нужно ли формировать умение учиться у дошкольников?
  • Малыш
  • Может ли у моего ребенка появиться заикание?

/**/

Психологические игры для детей

Главная

\

Ольга Гаранина

\

Психологические игры для детей

\

Ольга Гаранина

Практический психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, семейный психолог, педагог дошкольного образования, педагог-психолог 2 категории

все статьи эксперта

    {{text}}

    В заботе о малышах мы всегда много внимания уделяем физическому аспекту — мелкой моторике, речи, телесному здоровью, подвижности. Психоэмоциональное благополучие зачастую остаётся в стороне, и единственное, о чём заботятся родители в отношении психики, — «только бы не травмировать». А ведь существует масса интересных психологических игр, которые помогут малышу осознать себя, свои возможности и ограничения, а также улучшить коммуникативные навыки, развить самостоятельность и повысить уверенность ребёнка в себе. 

    Игры для 2–3 лет

    «Мостик в темноте»: доверие и навыки взаимопомощи

    Разложите на полу полоски бумаги — это мостик над пропастью. Одному из игроков завяжите глаза. Задача остальных — провести его по «мостику» так, чтобы он не упал. Затем участники меняются ролями. Можно усложнить игру, сделав «мостик» виляющим вокруг предметов в комнате. Если вы играете наедине с малышом, сначала сами помогите ему пройти по «мостику», а затем позвольте ему быть вашим проводником. Эта подвижная развивающая игра подарит ребёнку дополнительную веру в свои силы и даст повод гордиться собой. 

    «Трусливый лев и смелый зайчик»: воображение и эмоциональный интеллект

    Напишите на листочках бумаги названия разных животных, поместите их в коробку. В другую коробку сложите такие же листочки с описаниями характера или эмоций. Перемешайте. Доставайте по одной записке из каждой ёмкости и складывайте их. Пусть ребёнок изобразит выпавшего персонажа и его эмоции, а затем расскажет о своих ощущениях. Интересно, какими в его представлении получатся любопытная улитка или разъярённый ёж?
    Это развлечение может стать игрой для развития речи детей: словарный запас даже двухлетнего ребёнка пополнится новыми определениями и понятиями. 

    Игры для 4–5 лет

    «Лица эмоций»: чуткость и эмоциональный интеллект 

    Для этой игры вам потребуются изображения людей или животных, которые демонстрируют разные переживания. Попросите ребёнка по картинке определить, что чувствует персонаж. Придумайте вместе с ним историю о том, почему страус на картинке грустит, а лошадка — смеётся. Через его рассказ вы поймёте, как ваш ребёнок проживает эмоции, что его огорчает, а что — увлекает.

    «Зеркало»: эмоциональное принятие и развитие эмпатии 

    В эту игру можно играть вдвоём или компанией, разделившись на пары. Один игрок изображает различные эмоции лицом или жестами, а задача «зеркала» — повторить эти проявления как можно точнее. Так дети учатся замечать состояния других и сопереживать им. Кроме того, здесь скрыт простор для самовыражения ребёнка: настоящее счастье — покривляться всласть и увидеть, что за тобой повторяют, а значит, видят и принимают.

    Как определять победителей

    В подобных развивающих играх для детей обычно нет победителей и проигравших, ведь их задача — заинтересовать малыша и объяснить ему сложный мир чувств, как собственных, так и чужих. Чтобы малыш рос в гармонии с самим собой, мог управлять своими порывами, а не подчиняться им, включайте психологические тренинги в повседневное общение. Их воздействие на навыки ребёнка, возможно, не столь очевидно: результат игр для развития внимания, моторики, мышления или памяти более осязаем. Но в конечном итоге они принесут не меньшую пользу. 

    Продукты от Растишки

    Статьи от эксперта

    «Толстый очкарик!»: как поговорить с малышом о буллинге

    «Они меня не любят»: почему дети могут чувствовать себя лишними в семье

    Быстрее, выше, сильнее: почему сравнивать успехи детей — плохо

    «Я тебя ненавижу!»: как реагировать на негативные эмоции ребёнка

    {{name}}

    Сайт использует cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам. Вам нужно принять это либо покинуть сайт.

    Откройте для себя 7 психологических игр для детей

    6 минут

    Существует множество психологических игр для детей, которые позволяют нам лучше узнать их. Узнайте, как они используются и для чего предназначены.

    Написано и проверено психологом Мара Амор Лопес .

    Последнее обновление: 17 ноября 2022 г.

    Психологические игры для детей широко используются в психологической терапии , так как они помогают построить хороший терапевтический альянс. Консультационная работа с детьми отличается от работы со взрослыми, и маленьким нужны инструменты, которые привлекут их внимание и помогут им выразить себя в терапии.

    Эти психологические игры или динамики помогают специалистам относиться к детям так, чтобы они не боялись их и не доверяли им. Не стоит забывать, что дети не приходят на терапию добровольно и могут считать психолога чужим. С помощью этих инструментов мы облегчаем взаимодействие детей со специалистом .

    Что такое психологические игры для детей?

    Психологические игры для детей – это методы, используемые для того, чтобы профессиональный психолог мог подойти к несовершеннолетним и узнать о них больше. Это способ устранения коммуникативных барьеров, существующих у малышей , поскольку они не способны выражать свои эмоции так, как это сделали бы взрослые. Благодаря этой динамике можно узнать, что чувствует ребенок, и исследовать проблему.

    Еще одна цель этих игр заключается в том, чтобы дети не воспринимали кабинет психолога как «еще одну школу», в которой им придется работать. Благодаря этой динамике им предоставляется более игровая среда и более привлекательная терапия. Психологические игры помогают разблокировать эмоции детей, укрепляют доверие к терапевту, помогают установить хорошую связь, и, кроме того, обучают стратегиям поведения в повседневной жизни.

    Эти игры можно использовать для детей от 4 до 11 лет. Через них вы можете узнать их уровень терпимости к разочарованиям, трудностям и сильным сторонам , агрессивному поведению, эмоциям, страхам, социальным навыкам и т.д.

    Каждая из динамик направлена ​​на то, чтобы помочь детям выразить себя, эффективно проработать и решить свои эмоциональные проблемы, а также помочь им конструктивно избавиться от них.

    Польза психологических игр для детей

    Давайте рассмотрим некоторые преимущества психологических игр для детей:

    • Они помогают разрешать конфликты : Играя, они обучаются стратегиям и навыкам разрешения конфликтов.
    • Они обеспечивают социальные навыки : Дети вооружены наиболее полезными навыками и методами для надлежащего общения с другими людьми, будь то со взрослыми или детьми, в контролируемой среде, и которые они затем могут применять в своей реальной жизни.
    • Управление эмоциями : Детям трудно регулировать свои эмоции, так как они не знают своей функции; благодаря этой динамике им помогают называть эти эмоции и изучать механизмы их саморегуляции.
    • Повышение самооценки : Дети с низкой самооценкой с помощью одной из этих игр могут увидеть свои способности и сильные стороны, и это поможет им сосредоточиться на своих сильных сторонах, тем самым повысив свою самооценку.
    • Психологические игры помогают им расслабиться и снять напряжение. : Благодаря этим играм они учатся расслабляться и более конструктивно направлять свое напряжение.
    • Они помогают установить связь с терапевтом : Эти игры помогают им видеть в терапевте не кого-то странного, а человека, который помогает им чувствовать себя лучше, понимает их и с кем они хорошо проводят время.

    Психологические игры для детей

    Сейчас мы увидим примеров психологических игр для детей , которые используются в терапии, в некоторые из них можно даже играть в игровой форме дома, и это поможет каждому почувствовать себя лучше.

    Театр сказок

    С помощью рассказов детей учат ценностям и помогают размышлять над ними, помогая различать хорошее и плохое.

    В театре сказок используются истории с моралью или незаконченные истории, которые дети должны придумать для . Таким образом, в зависимости от того, какую концовку они выберут (счастливую или грустную), профессионалы могут определить, есть ли у ребенка какие-либо проблемы, такие как депрессия, тревога, низкая самооценка и другие.

    Диаграмма лиц

    Эта динамика состоит в том, что ребенку показывают серию лиц с разными эмоциональными выражениями и просят их указать, что они чувствуют в данный момент. Эта техника помогает ребенку выразить свои чувства через эти лица , так как во многих случаях малыши не знают, как это выразить.

    Мы также можем попросить их имитировать выражения лиц, которые им показывают, и посмотреть в зеркало, чтобы они узнали название эмоции и чувства, которые она вызывает.

    Художественное выражение

    С помощью форм, цветов, рисунков и т. д. дети могут выражать свои чувства, так как они не знают, как это сделать иначе . Для этого им можно дать краски, краски, глину…, чтобы они могли делать то, что хотят в данный момент. При этом они могут передавать многое из того, что не знают, как выразить словами.

    Игрушки с деталями

    С помощью таких игр, как танграм, пазлы, сортировщики фигур и т. д., вы можете развивать моторику ребенка, творческие способности, зрительно-моторную координацию, зрительное восприятие, зрительную память, логическое мышление и т. д. Кроме того , они могут помочь обнаружить любые сенсорные или интеллектуальные проблемы , чтобы провести более тщательную оценку.

    Я…

    Эта игра широко используется, особенно в тех случаях, когда необходимо повысить самооценку ребенка. Это состоит в том, чтобы принести фотографию малыша и наклеить ее на кусок картона; Во время занятия ребенок укажет разные положительные качества и сильные стороны, которыми он обладает .

    Вы можете начать с самых простых или физических качеств, а затем перейти к качествам, которые больше связаны с эмоциональной стороной (добрый, щедрый, прилежный, ответственный и т. д.).

    Мои близкие

    В этом задании ребенок должен принести фотографии своей семьи и друзей или нарисовать их на листе бумаги. Их попросят сказать, что они делают с каждым из них, почему они хорошо проводят время, кто их ценит, что им не нравится и т. д. Эта игра может помочь выявить проблемы, которые могут возникнуть у малыша с его привязанностью. фигуры или отсутствие социальных навыков в отношениях со взрослыми и др.

    О психологических играх для детей

    Психологические игры для детей, которые мы здесь видели, — лишь некоторые из тех, которые можно использовать в консультации, но их гораздо больше. Некоторые из них также могут использоваться родителями дома .

    Это динамика, которая помогает понять эмоции и способы их выражения, а также улучшить и развить такие аспекты, как творчество, зрительно-моторную координацию, визуальное восприятие, самооценку, социальные навыки и т. д.

    Мы не должны забывать, что молодые дети не способны выражать свои эмоции или то, что они чувствуют, так же, как взрослые и, с помощью игр или игривых занятий вы можете узнать о них гораздо больше .

    Это может вас заинтересовать…

    22 Захватывающие игры для мозга для детей

    //  от Николь Мьюир

    критические навыки. Логическое мышление и умственные способности также являются гранями их навыков, которые будут усилены. Игровые доски, деревянные пазлы и игры для стимуляции мозга развлекут и развлекут ваших детей или учеников. Эти занятия укрепляют их ум, но при этом выглядят как веселые игры. Существуют всевозможные интеллектуальные игры, от которых ваши дети будут получать удовольствие и учиться.

    1. Пазл из деревянных блоков

    Эта игра имеет ту же цель, что и Тетрис. Эти идеи являются примерами головоломок, которые могут стать отличным умственным упражнением для учащихся. Изучение того, как эти кусочки головоломки сочетаются друг с другом, также укрепляет их навыки пространственного мышления.

    Подробнее: Amazon

    2. Деревянная геоборда

    Математические геоборды, подобные этой, являются образовательной головоломкой. Карточки с заданиями, которые прилагаются к нему, побуждают пользователя копировать дизайн или изображение, которое они видят. Визуальные головоломки, подобные этой, можно даже включить в ваш урок математики.

    Подробнее: Amazon

    3. Металлические головоломки

    Изучение того, как вещи сочетаются друг с другом и как они разъединяются, оттачивает ваши навыки зрительного внимания. Увеличьте продолжительность концентрации внимания ваших учеников, дав им эти головоломки для работы на протяжении всего урока. Они могут быть в тупике!

    Подробнее: Amazon

    4. Логические игры

    Логические игры и головоломки всегда веселые головоломки. Особенно важно, чтобы их ум был активным и всегда работал во время праздников или летних каникул. Эта книга включает в себя забавные мероприятия, которые заинтересуют их.

    Подробнее: Amazon

    5. Шестиугольник Танграм

    Смогут ли они найти идеальное сочетание этих частей внутри этой шестиугольной доски-головоломки Tangram? Зрительная память — важный навык, над которым будет работать подобная головоломка. Эти части танграма включены.

    Подробнее: Amazon

    6. Головоломки

    Подобные наборы включают как строго деревянные, так и металлические пазлы. Развивайте их навыки критического мышления, заставляя их собирать кусочки вместе, используя их правильную последовательность! Какие из них понравятся им больше всего?

    Подробнее: Amazon

    7. Сложные загадки

    Работайте над когнитивными способностями своих учеников в течение года, периодически предлагая им отгадывать эти загадки. В этой серии несколько книг. Вы можете задавать эти загадки в начале или в конце дня, возможно.

    Подробнее: Amazon

    8. National Geographic Kids: Mighty Book of Mind Benders

    Креативное мышление, нестандартное мышление и всегда популярные занятия включены в книгу, подобную этой. Само словосочетание «умопомрачительные» привлечет детей и заставит их хотеть дать вам правильные ответы на эти сумасшедшие вопросы, головоломки или загадки.

    Подробнее: Amazon

    9. Практическая головоломка с динозаврами

    Навыки кратковременной памяти очень важны, и на них стоит обратить внимание вашим детям или ученикам. Эта головоломка является практической и представляет собой забавное упражнение на внимание, поскольку учащиеся работают с различными частями динозавра, составляющими эту структуру.

    Подробнее: Amazon

    10. Загадки и вопросы с подвохом

    Эта книга содержит забавные загадки и вопросы с подвохами, которые подходят для самых разных возрастов. Подобные игры для мозга — это упражнения для тренировки внимания, потому что они требуют, чтобы слушатель сосредоточился на всех частях вопроса, изображения или загадки.

    Подробнее: Amazon

    11. Головоломки для всех возрастов

    Книга, подобная этой, очень дорогая и относительно недорогая. В этой книге так много забавных головоломок, которые поставили бы в тупик людей всех возрастов. Вы даже можете превратить некоторые из этих тизеров в сложные игры.

    Подробнее: Amazon

    12. Невероятные испытания

    Проверьте навыки арифметического мышления ваших детей с помощью книги, подобной этой. В этой книге есть рекомендуемая возрастная группа, но головоломки часто применимы к широкому диапазону способностей и возрастных групп людей. Он даже включает языковые дразнилки мозга.

    Подробнее: Amazon

    13. Коробки-лабиринты и радужные шары

    В этом наборе 6 разных игр для развития мозга для детей. В нем есть старомодные головоломки в виде кубиков, сфер и многого другого. Они станут отличным подарком для того ребенка в вашей жизни, который любит решать сложные головоломки и любит вызовы.

    Подробнее: Amazon

    14. Пазлы оригами

    Глядя на интеллектуальную игру, которая отклоняется от традиционной игры слов или математических головоломок, это игра-головоломка оригами под названием Foldology. Несмотря на то, что он по-прежнему практичен и нагляден, он содержит 100 головоломок, которые предстоит решить вашему ребенку.

    Подробнее: Amazon

    15. Книга лабиринтов

    Лабиринты — отличные развивающие игры для детей. Они учат их стратегии, последствиям и последовательному мышлению. Лабиринты, связанные здесь, красочны и хитры. В этой книге есть все, от простых до сложных лабиринтов! Вы можете найти это здесь.

    Подробнее: Amazon

    16. Логические наборы головоломок

    Набором из 24 головоломок может быть 24 штуки! Они станут отличным подарком на вечеринку или подарком на конец года для вашего класса. Цель этих головоломок — разобрать и разобрать их. Ты можешь сделать это? Соревнуйтесь со своими учениками!

    Подробнее: Amazon

    17. Шар-головоломка «Волшебный лабиринт»

    Эта игра для детей развивает критическое мышление и зрительно-моторную координацию. Это 3D-шар, который выглядит как хрустальный шар из фильмов. Подобные когнитивные обучающие игры подходят для разных учащихся, независимо от уровня их способностей.

    Подробнее: Amazon

    18. Мраморная дорожка

    Эта головоломка немного сложнее и изощреннее. Ученику средних классов понравится такая головоломка. Это сложная игра, в которой в конце есть большая награда, когда они завершат ее сборку.

    Подробнее: Amazon

    19. Игрушки Танграм

    Эти танграммы очень забавны и красочны. Вы можете сопровождать это занятие карточками с заданиями, чтобы учащиеся создавали то, что они видят, или у них может быть свободное время для создания собственных изображений. Они также могут быть симметричными.

    Подробнее: Amazon

    20. Деревянный пазл «Часы-совы»

    Еще одна замысловатая дизайнерская головоломка — удивительные часы с совами. Если ваш ученик или ребенок обладает выносливостью или терпением или хочет развить эти навыки, вы можете подумать о том, чтобы купить ему долгосрочную головоломку, подобную этой здесь. Это красиво, когда завершено.

    Подробнее: Amazon

    21. Головоломка «Угадай слово»

    Эта головоломка-угадай слово поможет вашим детям или ученикам развить навыки грамотности и правописания. Это игра для развития языка, а также фантастическая игра сама по себе. Лучше всего работать над их навыками словообразования.

    Подробнее: Amazon

    22. Гравитация 3D Космос

    Поднимите головоломку с кубиком Рубика на новый уровень с этим гибридным гравитационным 3D-лабиринтом Perplexus. Эта деятельность выглядит напряженной и чрезвычайно увлекательной для любого, кто осмелится попытаться решить ее.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts