Бихевиоризм: теория научения | Диплом по психологии
Бихевиоризм (от амер. behavior – поведение) – наука о поведении. Бихевиоризм как направление в психологии возник в начале ХХ века в США под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Основной научной предпосылкой возникновения бихевиоризма послужили работы выдающегося русского физиолога И.П.Павлова, и прежде всего, открытие условного рефлекса.
Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон, который провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение). Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон заявил, что психология должна представлять собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение. Такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека: по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.
Поведение как совокупность реакций на стимулы
В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. В качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.
Все реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.
Подкрепление, закон эффекта и виды обусловливания
Основным принципом бихевиоризма является закон эффекта, сформулированный Торндайком: последствия поведения определяют вероятность его повторения, т.е. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.
Механизм подкрепления называется обусловливанием. Выделяются 4 формы обусловливания:
- Классическое обусловливание, или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
- Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию (так называемое оперантное поведение), реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически.
Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением.
- Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула.
- Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.
В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.
Социальное научение
Процесс социального научения походит 3 основных стадии:
- Стадия наблюдения данной формы поведения у других и ее последствий;
- Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
- Генерализация раздражителя.
Вероятность перехода от первой стадии процесса социального научения ко второй определяется законом эффекта. Поэтому если последствия наблюдения данного вида поведения других регулярно являются субъективно положительными, то осуществляется положительное подкрепление, и данный вид поведения закрепляется в системе поведенческих реакций наблюдающей личности. Если, напротив, последствия реализации данного вида поведения других отрицательны, то происходит отрицательное подкрепление, и закрепляется склонность подавлять тенденции к данному виду поведения.
Таким образом, практически поведение является результатом обучения: поведение представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы, которые преимущественно усваиваются в процессе научения. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Поэтому бихевиоризм еще принято называть теорией научения.
На основе бихевиоризма возникли необихевиоризм и оперантный бихевиоризм Скиннера. В целом бихевиористическое направление, несмотря на свои недостатки, внесло значительный вклад в развитие психологии как науки, прежде всего, в изучение влияния социальных факторов на формирование личности человека.
Бихевиоризим. Суть и предмет направления
Похожие презентации:
Бихевиоризм. Необихевиоризм
Бихевиоризм
Бихевиоризм
История развития представлений о предмете психологии. Основные направления в психологии
Бихевиоризм (от английского Behavior — поведение)
Основные направления зарубежной социальной психологии. История и современное состояние
Бихевиоризм как направление психологии ХХ века
Психологические школы
Основные направления в психологии
Становление и современное состояние психологии как науки
1. БИХЕВИОРИЗМ
Работу выполнили: студентки 321 группыГАПОУ «Казанский педагогический колледж»
Галимова Гульшат, Закирова Алсу, Равзутдинова Ризаля,
Каримова Гульнар, Шавалеева Римма, Гарафиева Иделия,
Исмагилова Камиля, Ермолаева Кристина, Мусаева Анна,
Валиуллина Линиза
2. План
1. Бихевиоризм. Суть и предмет направления.2. Историческая справка.
3. Используемые методы.
4. Направления. Классический бихевиоризм.
5. Стимул – реакция – поведение
6.

7. Поведенческая психотерапия.
8. Представители бихевиоризма.
9. Применение в педагогике. Вывод.
3. Бихевиоризм. Суть и предмет направления
• Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) — направление впсихологии, отрицающее сознание как предмет научного
исследования и сводящее психику и личность к различным
формам поведения, понимаемого как совокупность реакций
организма на стимулы внешней среды.
• Предмет в бихевиоризме: Поведение
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ Справка
• Бихевиоризм возникает в США в 30-егг. и окончательно оформляется в
самостоятельное направление в 50-е
гг. нашего века. В рамках этого
направления обычно выделяют
классический бихевиоризм и
необихевиоризм.
• Впервые о бихевиоризме
американский психолог Джон
Уотсон заявил в 1913 году в своем
докладе «Психология, какой ее видит
бихевиорист».
5. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ
Простое наблюдение;Тестирование;
Дословная запись;
Метод условных рефлексов
6.

или классический бихевиоризм бихевиоризм Дж. Уотсона и его
школы, исследующий только
внешне наблюдаемое поведение
и не делающий различия между
поведением человека и других
животных.
7. СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ-Поведение
o Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могутвлиять на поведение человека. Полезными становятся лишь
реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия
на него определенных стимулов
Стимул – это воздействие внешнего мира.
Реакция – это ответ человеческого организма на попытку
отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.
8. Направления. Необихевиоризм
Необихевиористы внесли вформулу Уотсона новую
переменную, которую назвали
«черный ящик» или
«промежуточная переменная»
Это «что-то» может быть: цель,
образ, потребность,
намерение, ожидание, знание,
знак, гипотеза и прочие
сознательные психические
феномены
Представители: Э.

Халл, Б. Скиннер и А. Бандура
Беррес Фредерик Скиннер
9. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОтерапия
Эдвард Торндайк сформулировал дваосновных закона, которые успешно
применяются и в современной
психотерапевтической практике:
Закон эффекта: чем сильнее
удовольствие, которое вызывает
определенное действие, тем сильнее
связь «стимул-реакция»;
соответственно, негативно
окрашенные эмоции делают эту
связь более слабой;
Закон упражнения: повторение
какого-либо действия облегчает его
выполнение в дальнейшем.
10. Представители бихевиоризма
Эдуард Чейс ТолменИван Петрович Павлов
Альберт Бандура
11. Применение в педагогике. Вывод
В России бихевиоризм не пользуется большойпопулярностью, тогда как в Америке это направление
психотерапии успешно применяется, откуда
представители этого направления родом.
В педагогике успешно применяется метод подкрепления
положительной реакции и наказание за негативную.

Учителя используют наказание как способ объяснить «чего
делать не надо».
12. Использованные источники
https://odepressii.ru/obschee/biheviorizm.htmlhttp://psymedcare.ru/biheviorizm
https://ourmind.ru/bixeviorizm-i-neobixeviorizm
https://www.psychologos.ru/articles/view/klassicheskiybiheviorizm
13. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English Русский Правила
Гуманистический бихевиоризм: сущность эффективной поведенческой безопасности (BBS)
Э. Скотт Геллер, доктор философии.
Моя предыдущая ISHN вклад иллюстрировал сложность человеческой стороны безопасности
рассматривая семь измерений людей — поведение, отношение, ощущения, образы, познание,
Межличностные отношения и наркотики (BASIC ID). Эта статья заканчивалась
рекомендацию рассмотреть человеческую динамику безопасности, начав с
поведение и миссия «Привить людям конструктивное отношение к безопасности,
восприятие, познание, образы и межличностная поддержка».
При этом рекомендацию можно интерпретировать как рекламу поведенческой безопасности (BBS), критическая роль человеческой динамики за пределами наблюдаемого поведения подразумевается это заявление о миссии. Эта презентация представляет собой доказательную основу для этой рекомендации, а также некоторые практические стратегии вмешательства.
Гуманизм vs. Бихевиоризм
Читатели, прошедшие курс вводной психологии Конечно, несомненно, слышали и о бихевиоризме, популяризированном Б. Ф. Скиннером 1 и гуманизм, разработанный Карлом Роджерсом 2 . Скорее всего эти философии и подходы к психотерапии были представлены как противоположные, даже конкурирующие, перспективы.
Бихевиористы рассматривают только поведение своих клиентов,
по существу применяя положительные последствия для желаемого поведения и удаляя
положительные последствия нежелательного поведения. Напротив, гуманисты оценивают
ориентироваться на намерения людей и сосредоточиться на выявлении личных
восприятия, мотивы и самооценка. Поведенческие терапевты избирательны
при обеспечении положительных последствий (например, положительное признание, поддержка
обратная связь и поощрения, основанные на поведении), в то время как гуманистические терапевты дают
положительное отношение независимо от поведения клиента.
Гуманист клинический подход не является директивным, терапевт больше слушает, чем режиссура. Напротив, поведенческие терапевты директивны, поскольку они определяют поведенческие последствия, которые можно изменить, чтобы увеличить частоту желательное поведение и уменьшить случаи нежелательного поведения.
Больше различий между бихевиоризмом и гуманизмом можно было бы
обсуждаться, но эти несколько различий объясняют, почему я получаю отрицательное тело
языком, когда я предлагаю «гуманистический бихевиоризм» в качестве интервенционного подхода на
профессиональные конференции для прикладных поведенческих аналитиков. Тем не менее, я подавляю некоторые
негативные эмоции, когда я сообщаю публике, что Б. Ф. Скиннер был удостоен награды «Гуманист
года» в 1972, и он утверждал, что «бихевиоризм позволяет
более эффективно достигать целей гуманизма». 3
А Полезный Компромисс
Я предлагаю: « Гуманизм позволяет достичь целей бихевиоризма более эффективно». Для специалистов по безопасности: «Применение избранных принципов из гуманизм может оптимизировать воздействие основных средств на предотвращение травм. интервенционный процесс BBS – взаимное наблюдение и обратная связь». Фактически, многие читатели, которые применяли эффективный процесс коучинга BBS, вероятно, использовали эти принципы, но, возможно, не осознавали, что исповедуют гуманизм. Давайте рассмотрим три важнейших принципа гуманистической терапии.
1. Сначала слушайте с сочувствием.
Выслушивание мнения или точки зрения другого человека с
Сопереживание перед тем, как дать совет или направление, отражает пятую черту Стивена Кови.
Контрольный список критического поведения (CBC), используемый в BBS для соблюдать безопасное и рискованное поведение, не переданное OSHA, руководством или профессионал безопасности. Нет, CBC разрабатывается командой рабочих на конкретная работа, и они изменяют этот CBC, когда их работа и / или изменения окружающей среды. Это эмпатия в действии.
Кроме того, когда
коллеги, специалисты по безопасности и руководители дают сотруднику корректирующие
обратную связь для наблюдаемого рискованного поведения, они практикуют эмпатию. Они не начинают
с директивами по изменению поведения, а скорее задавайте вопросы, чтобы понять
обоснование рискованного поведения и узнать, могут ли особенности ситуации
быть изменены, чтобы облегчить появление безопасной альтернативы.
2. Развивайте самоотчетность.
Вместо того, чтобы указывать сотруднику, какое безопасное поведение следует заменить наблюдаемое рискованное поведение, гуманистический наблюдатель спрашивает работника что он/она может сделать, чтобы уменьшить вероятность травмы и, таким образом, установить безопасный пример для других.
Аналогично, после идентификации рабочая проблема, гуманистические руководители не указывают решение. Вместо, они призывают соответствующих сотрудников обсудить возможные решения и предложить план действий. Как испытал каждый читатель, ответственность и самоотчетность происходит, когда люди воспринимают некоторую автономию и получают уважение и признательность за их способность сотрудничать со сверстниками для решения проблемы.
Эта основанная на здравом смысле стратегия содействия самоотчетности
основана на доказательной теории самоопределения, выведенной из
гуманизм. В частности, восприятие автономии (или выбора), компетентности и
родственность (или взаимозависимость) повышают самоотчетность. Читатели могут узнать
больше о гуманистическом бихевиоризме и его связи с самоотчетностью и
расширение прав и возможностей, посмотрев 15-минутный доклад TEDX о самомотивации в Google
Скотт Геллер TEDX.
3. Оцените иерархию потребностей Маслоу.
Каждый читатель, прошедший курс по мотивации человека слышал об этом подходе к пониманию вариаций человеческих мотивов, создан гуманистом Абрахамом Маслоу. Категории потребностей расположены иерархически, и люди не пытаются удовлетворить потребности на одном уровне до тех пор, пока потребности на нижние уровни в какой-то степени удовлетворены.
Во-первых, мы мотивированы выполнять наши физиологические
потребности – основные потребности выживания в еде, воде, крове и сне. После
эти потребности находятся под контролем, нами движет желание чувствовать себя в безопасности
и защищены от потенциальных опасностей. Затем у нас есть потребности в социальном принятии –
иметь друзей и чувствовать чувство принадлежности. Когда эти потребности удовлетворены,
наша забота сосредоточена на самоуважении – заработке самоуважения и чувстве значимости.
Насладившись ощущением собственного достоинства, мы, по-видимому, достигаем вершина этой иерархии потребностей – самоактуализация или реализация достижения свой полный потенциал. Хотя многие усвоили, что самореализация находится на вершине эту иерархию потребностей, Маслоу пересмотрел свою иерархию ближе к концу своей жизни, поместив еще одно высшее достижение на вершину — самопревосхождение. Мы лучше всего мы можем быть, когда выходим за рамки собственных интересов и вносим свой вклад в потребности других. Разве не этим ежедневно занимаются специалисты по безопасности? Они вмешиваются когда это возможно, чтобы уберечь других от травм.
Как приятно осознавать, что вы достигли вершины Маслоу
Иерархия потребностей каждый раз, когда вы действуете от имени безопасности другого человека. И
это помогает удовлетворить потребности более низкого уровня, которые никогда не бывают полностью удовлетворены – социальные
принятие, самоуважение и самореализация.
В Заключение
Надеюсь, вы убеждены, что эти три основных принципа гуманизма имеют отношение к повышению эффективности BBS — эмпатия, самомотивация, и самопревосхождение. Как видно из названия статьи, академик термин, лежащий в основе эффективной BBS, равен гуманистический (забота) бихевиоризм (актерское мастерство). Да, этот интервенционный подход является основой активной заботы о людях (AC4P) Движение – www.AC4P.org.
Ссылки
1. Скиннер, Б.Ф. (1974). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Альфред A. Knopf
2. Rogers, C.R. (1961). Вкл. становление личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Бостон: Хоутон Миффлин; Роджерс, CR (1980). Способ быть
3. Скиннер Б.Ф. (1978). Отражение
по бихевиоризму и обществу (стр.9-10). Энглвуд, Нью-Джерси: Прентис Холл.
4. Кови С.Р. (1989). семь привычек высокоэффективных людей: восстановление этики характера (стр. 236–260). Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
5. Деси, Э.Л., и Фласте, Р. (1995). Почему мы делаем то, что делаем: понимание самомотивации . Нью-Йорк: Книги пингвинов; Геллер, Э.С. (2016). Психология самомотивации. В Э.С. Геллер. (Ред.). Прикладная психология: Активная забота о людях (стр.83-118). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Должны ли мы доверять бихевиоризму? | Кевин (Кайвен) Лиан
Кайвен Лиан
Недавно вокруг меня произошел веский спор. Мои друзья Арья и Санса, посещающие курс «Введение в когнитивные науки», обсуждали бихевиоризм. Арья полностью убеждена в теории бихевиоризма Б. Ф. Скиннера. Она утверждала, что психология — это настоящая наука и должна оставаться наукой; в нем вообще не должно быть разговоров об умах и внутренних состояниях. Однако мы с Сансой не согласились с Арьей. На мой взгляд, бихевиоризм не может дать успешного объяснения всей человеческой деятельности, потому что он имеет ограничения в своей исторической подоплеке, практическом применении и теоретической системе.
В своей статье я представлю историческую подоплеку бихевиоризма, в том числе его происхождение и то, о чем он в самом начале. В основных абзацах я докажу, что бихевиоризм не может объяснить всю человеческую деятельность, указав на проблемы, связанные с его историческим фоном, практическим применением и теоретической системой. Там будет три абзаца, поддерживающих мое утверждение. Во-первых, историческая подоплека — бихевиоризм имеет исторические и философские ограничения. Во-вторых, практическое применение — некоторые виды поведения не могут быть объяснены в рамках бихевиоризма. И последнее, но не менее важное: теоретическая система — бихевиоризм — имеет изъяны в системе вознаграждения и наказания.
На теоретическую систему бихевиоризма большое влияние оказало время 20-го века, поэтому знание ее исторического фона может значительно помочь нам понять ее ограничения. Поведенческая психология зародилась в начале 20 века в Америке. Представители — Джон Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Чтобы понять бихевиоризм, нам сначала нужно представить структурализм Вильгельма Вундта и Эдварда Б. Титченера. Структурализм изучает чисто субъективное исследование, такое как сознание. Титченер и Вундт выступали за постепенное разложение психологических явлений на элементы и их анализ. Например, при изучении того, что вызывает гнев, испытуемых просили разложить свой гнев на составляющие и сообщать о них по одному, и этот метод называется самоанализом. Использование интроспекции накладывает существенные ограничения на структурализм. В области психологии всегда велась борьба против структурализма. Одним из самых поразительных утверждений было то, что психология должна изучать только поведение, а не сознание. Эта теория является хорошо известным бихевиоризмом. Структурализм и бихевиоризм составляют две крайности психологии. Первые анализируют только субъективные внутренние ощущения, а вторые сосредотачиваются только на внешнем поведении.
В начале 20 века появился бихевиоризм, который занял позицию, противоположную структурализму. Джон Уотсон, один из основателей бихевиоризма, после множества исследований в области зоопсихологии пришел к выводу, что между психологией человека и животных нет качественной разницы. Поэтому Он выступал за изучение человеческой психологии, как психологии животных. Согласно SimplePsychology.org (2020), бихевиоризм — это теория обучения, в которой говорится, что все виды поведения усваиваются посредством взаимодействия с окружающей средой посредством процесса, называемого обусловливанием. Другими словами, бихевиористы считают, что независимо от сложности человеческого поведения; их можно разделить на два простейших элемента: стимул и ответ. Например, когда вы счастливы и громко смеетесь, бихевиористы будут игнорировать то, как ощущается счастье, а будут изучать только то, какая часть внешней среды побуждает вас смеяться. Это называется методом S-R (стимул-реакция). Бихевиористы считают, что метод S-R может выкинуть субъективные чувства, такие как сознание, убеждения и разум, из психологии, а затем создать закон, подобный научным правилам, которые объясняют все виды человеческого поведения. К сожалению, эта теория все еще не свободна от ограничений своего времени. В следующем контексте я объясню, какие неблагоприятные последствия исторический фон оказывает на поведенческую психологию и вызывает так много связанных с ней недостатков.
Во-первых, поведенческая психология имеет ограничения из-за своего исторического фона и философских основ. Суть поведенческой психологии – это всего лишь синтез различных факторов, разбросанных в идеологических и академических кругах в начале ХХ века. Рост урбанизации и индустриализации в Соединенных Штатах вызвал растущую тенденцию к дегуманизации, а это означает, что обществу крайне необходим контроль над поведением. В то же время науки, особенно физика, шагнули вперед и породили у многих людей убеждение, что живые существа не имеют ничего особенного, а похожи на паровые машины с более сложной структурой. Эта точка зрения называется механизмом, который стал основой «новой биологии», стремившейся поставить науки о жизни на такой же прочный и строгий фундамент, как и физические науки (Allen, 2005). Мы не можем отрицать, что бихевиоризм находился под влиянием механизма и имел его интенсивную окраску как философское основание. Вот почему бихевиористы распространяют правила активности, обнаруженные в экспериментах на животных, на людей и пытаются использовать наблюдаемое поведение для прогнозирования будущих действий. Однако обращение с людьми как с роботами не кажется разумным способом объяснения вещей. Бихевиоризм привносит дух науки в старую психологию, но в то же время отказывается от человеческого разума, с которым наука должна столкнуться.
Другой философской онтологией или основой бихевиоризма был прагматизм. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , прагматизм зародился в Соединенных Штатах примерно в 1870 году. Он придерживается убеждения, что утверждение справедливо тогда и только тогда, когда оно полезно. Другими словами, бихевиористы пытались создать набор правил, которые заменили бы изучение традиционных субъективных понятий в психологии, потому что их правила были бы более успешными в практическом применении. Например, если мы сравним человека с телевизором, то, с точки зрения бихевиориста, будет достаточно знать, что нажатие кнопки на телевизоре может включить его, поэтому изучение внутренней схемы телевизора не нужно, и от него следует отказаться. Эта идея соответствует потребности Соединенных Штатов контролировать поведение людей в индустриальную эпоху. Подводя итог, можно сказать, что революционная теория Уэстона была всего лишь синтезом различных пропагандистских идей и научных кругов начала XX века. Самый существенный недостаток заключается в том, что сочетание механизмов и прагматизма придает психологии поведения чрезмерно материалистическую позицию и заставляет ее отрицать значительную ценность человеческого разума в биологической эволюции. Неправильно, что философские позиции бихевиоризма рассматривают человеческий мозг, самую сложную вещь в мире, отличающую нас от других животных, просто как чистый объект черного ящика. Бихевиористы не могут изучать людей «изнутри», а только «снаружи», потому что это отрицает существование разума.
Этот врожденный дефект приведет к моей следующей причине — почему некоторые вещи не могут быть объяснены бихевиоризмом.
Во-вторых, некоторые вещи, такие как человеческий язык, не могут быть объяснены бихевиоризмом. В вербальном поведении поведенческая психология считает, что то, как новорожденные изучают язык, также можно объяснить стимулом и реакцией. На основе метода S-R Скиннер создал свою теорию подкрепления, которая гласит, что для достижения определенной цели люди или животные будут совершать определенные действия в отношении окружающей среды, и когда последствия такого поведения будут благоприятными, оно будет повторяться в будущем. наоборот. Изучение языка новорожденными, с точки зрения бихевиористов, происходит, когда ребенок случайно произносит определенное слово, например, «мама», и его мать положительно реагирует на это поведение в качестве награды, что формирует подкрепление, побуждающее детей повторять слова, а затем в конце концов младенцы будут знать, как говорить на языке. Теория Скиннера в определенной степени разумна в отношении внешней среды как входной роли в языковом развитии, но все же имеет много недостатков. Ноам Хомский, американский лингвист, в своей рецензии на книгу «Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера» (Chomsky, 1967) утверждает, что теория подкрепления Скиннера слишком проста, чтобы объяснить сложное вербальное поведение человека.
Хомский считает, что человеческий мозг имеет функцию рассуждения, обобщения и так далее, что является врожденной способностью, определяемой генетически. Чтобы изучить поведение человеческого языка, мы должны рассмотреть внешние стимулы и реакции, которые можно наблюдать, и изучить уникальную роль внутренней структуры человеческого тела. Один из примеров, который Хомский приводит в поддержку своего утверждения, касается того, как дети учат грамматику. Согласно Хомскому, «тот факт, что все нормальные дети усваивают по существу сопоставимые грамматики большой сложности с поразительной быстротой, предполагает, что люди каким-то образом специально созданы для этого, обладая способностью обрабатывать данные или «формулировать гипотезы» неизвестного характера и сложности. (Хомский, 1959)» Другими словами, когда дети учатся говорить, у них не будет достаточно информации для формирования сложных грамматических практик, которые помогают детям генерировать бесконечное количество комбинаций слов и предложений. Следовательно, то, как дети учат грамматику, следует рассматривать как внутреннюю способность, а не как простой стимул внешней среды. Теории Скиннера никогда не может быть достаточно для интерпретации языка из-за устранения разума в поведенческой психологии. Исследовательский метод объективации и материализации человека в какой-то степени был прогрессом традиционной психологии, но мы все же не можем отрицать, что это тупиковый путь. Та же дилемма возникает и в основных методах бихевиористской психологии, так называемом методе S-R, который мы обсудим далее.
Наконец, теория S-R традиционного поведения ошибочна, поскольку она игнорировала человеческий разум. Поведенческая психология считает, что любое поведение можно свести к результату стимула и реакции. Однако по мере того, как поведение становится более сложным, некоторые понимают, что теория S-R может не оправдать возложенных на нее надежд. Уильям Т. Пауэрс (1973) указал на это явление в своей статье «Обратная связь: за пределами бихевиоризма». Пауэрс (1973) в качестве одного из примеров перечислил ходьбу голубя в виде восьмерки. Он заметил, что хотя голубя учат ходить по восьмерке, его движения при ходьбе каждый раз меняются. Пауэрс (1973) пришел к выводу, что «переменные действия приводят к последовательному результату. В этом случае вариации могут не бросаться в глаза, но они есть». Из-за естественных недостатков бихевиоризма метод S-R не может определить, что такое стимул и реакция, и не может зафиксировать схожие модели поведения. В этот момент Пауэрс выдвинул свою революционную идею: поведение — это не простая реакция на стимул; вместо этого вести себя на самом деле означает контролировать восприятие. Основываясь на своих мыслях, Пауэрс создал свою теорию контроля восприятия (PCT), чтобы подвергнуть сомнению традиционный метод SR.
Я использую остальную часть своей статьи, чтобы объяснить эту наводящую на размышления идею.
Чтобы понять, почему метод S-R неверен, нам нужно понять, что такое PCT. Как инженер по управлению, Уильям Т. Пауэрс привнес в PCT много инженерной терминологии. В основе PCT лежит замкнутый цикл; напротив, метод S-R имеет разомкнутый цикл. Замкнутый контур и разомкнутый контур — это две специфические системы системы управления в технике. Согласно tutorialspoint.com, система управления — это система, которая обеспечивает желаемую реакцию, контролируя вывод. Другими словами, система управления представляет собой коробку, в которую люди вводят входные данные, и она производит определенные выходные данные. Системы без обратной связи не контролируют и не измеряют состояние своего выхода. Напротив, системы с обратной связью используют обратную связь, чтобы приспосабливаться к возмущениям окружающей среды, чтобы уменьшить количество ошибок и повысить стабильность выходных данных. Например, автомобили с разомкнутой системой круиз-контроля будут иметь постоянную мощность двигателя как на ровной дороге, так и на подъеме, поэтому его скорость будет снижаться при движении в гору. Напротив, когда автомобили с замкнутыми системами движутся в гору, датчик определяет, что скорость снижается, и увеличивает мощность двигателя, чтобы достичь той же скорости, что и при движении по ровной поверхности.
Используя приведенную выше информацию, мы можем легко сравнить S-R метод бихевиоризма с системой без обратной связи, которая рассматривает человеческий мозг как черный ящик; ввод определенного ввода приведет к определенному результату. Примером может служить голубь, идущий в форме восьмерки. Бихевиористы считают, что при должной тренировке голубь всегда будет ходить в форме восьмерки по приказу человека. Однако Пауэр (1973) считал, что это вводящий в заблуждение вывод, поскольку бихевиористы отвергли субъективные чувства. Все бихевиористы упустили из виду цель действий. Человеческий мозг должен быть замкнутым, а не разомкнутым контуром, который всегда можно приспособить для достижения конкретных желаемых результатов. PCT утверждает, что когда что-либо из окружающей среды нарушает желаемое состояние (я), человек стремится противодействовать этим эффектам. Например, мы можем использовать различные другие способы управления интенсивностью света — отворачивать глаза, поворачивать голову, двигаться в тень или носить дизайнерские солнцезащитные очки. В этом случае надежнее изучать перцептивные результаты поведения (интенсивность света), чем изучать само поведение. (Психолог, стр. 896-899, том 28, 2015). Возвращаясь к случаю ходьбы голубя, PCT объясняет, почему его движения при ходьбе постоянно менялись. Это потому, что этот голубь идет против внешней среды (иногда клетка наклонена), чтобы создать восьмерку. Вопреки бихевиористской S-R теории, PCT доказывает, что обычно существует небольшая корреляция между порядком ходьбы по восьмерке от человека к голубю (входные данные) и тем, как голубь ходит по разным схемам (выходные данные).
Пауэр (1973) доказал, что поведение само по себе не является простым результатом стимула и реакции, а должно самоопределяться в особом и весьма значимом смысле. Эта влиятельная теория вызывает серьезные сомнения в возможности оперантного обусловливания у людей.
В заключение, бихевиоризм никогда не сможет успешно объяснить любую человеческую деятельность, потому что он имеет ограничения в своем историческом фоне, практическом применении и теоретической системе. Будучи революционной теорией в психологии, она была чрезмерно исправлена, поэтому у нее, безусловно, есть недостатки. Механизм и прагматизм, сформировавшиеся под влиянием индустриализации, привнесли в поведенческую психологию крайнюю материалистическую позицию: игнорирование существования человеческого разума. Это пренебрежение еще больше вызывает его сбои в интерпретации определенных моделей поведения, таких как человеческие языки. Точно так же есть недостатки и в том, как он изучает стимулы и реакции. Традиционная теория S-R не может дать удовлетворительного ответа на объяснение сложного поведения из-за отсутствия субъективных ощущений. Однако следует знать, что в мире нет совершенных вещей, и историческое значение бихевиоризма неоспоримо. Бихевиоризм привнес в психологию научный дух, расширил область исследований психологии и способствовал развитию прикладных исследований психологии. Сегодня, сто лет спустя, бихевиоризм все еще висит, как жемчужина, в далеком небе, ярко сияя и освещая дорогу психологии.
Ссылка
Аллен, Г. (2005, 01 июня). Механизм, витализм и органицизм в биологии конца девятнадцатого и двадцатого веков: важность исторического контекста. Получено 26 октября 2020 г. с https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1369848605000191
Британского психологического общества. (2015, ноябрь). Революция в управлении восприятием? Получено 26 октября 2020 г. с https://thepsychologist.bps.org.uk/volume-28/november-2015/perceptual-control-revolution 9.0115
Хомский, Н. (1967). Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера. Получено 26 октября 2020 г.