Заочное отделение. Обзорная лекция № 6. Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста. Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья. В определении болезни существуют две точки зрения: 1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; 2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным. Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения. Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего. В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее. Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье. Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее» И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена. 1. Первый тип — активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности. 2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени. 3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов. 4. Четвертый тип — люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней[9]. Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей. Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет. Вопросы для самостоятельной работы.
Литература:
Практическая работа по теме: Организация работы по социальной защите престарелых и инвалидов. Цели:
Заполните таблицу. «Категории инвалидов, находящихся в стационаре»
Задание №2. Охарактеризуйте план мероприятий социального работника , проводимый с целью адаптации инвалидов к стационарным условиям и сплочённости коллектива. Задание №3. Охарактеризуйте основные этапы социально – психологической реабилитации психических больных. Этапы:
Задание №4. Перечислите формы надомного обслуживания пожилых и инвалидов. Задание №5. Анализ ситуации. Социальный работник должен уметь передать клиенту информацию о том, что он понимает его переживания. Выразите свои чувства применительно к следующему конкретному случаю. Бабушка говорит о своём внуке: «Я никогда не думала, что доживу до того момента, когда мой внук закончит школу. Мне столько пришлось вложить в него сил, чтобы приучить его работать, ответственно относиться к учёбе, уберечь его от дурного влияния. И вот теперь он получает аттестат! Неужели пришёл этот светлый день!?» Каталог: materials -> lekcii -> psihologiya socialno pravovoi deyatelnosti psihologiya socialno pravovoi deyatelnosti -> Лекция Эмоциональная регуляция поведения psihologiya socialno pravovoi deyatelnosti -> Лекция 10 Перцептивная сторона общения psihologiya socialno pravovoi deyatelnosti -> Лекция Психические процессы (мышление, воображение, память) psihologiya socialno pravovoi deyatelnosti -> Лекция 12 Конфликтное общение psihologiya socialno pravovoi deyatelnosti -> Лекция Понятие о психике человека. Классификация психических явлений. Возникновение и развитие психики человека psihologiya socialno pravovoi deyatelnosti -> Заочное отделение. Обзорная лекция № Эмоциональная регуляция и эмоциональные состояния. Конфликтные эмоциональные состояния и пограничные психические состояния личности. Понятие стрессов. Психические расстройства на биологически изменённой lekcii -> Лекции Психология толпы. Психология паники Скачать 50 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Каталог: upload -> files Скачать 0,68 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психологические расстройства
Описание
Некоторые люди испытывают серьезные нарушения мышления, чувств, взаимоотношений и поведения. Многие различные психологические расстройства могут оказывать когнитивное, эмоциональное и/или социальное влияние на способность учащегося функционировать в академической среде. Симптомы и связанные с ними нарушения могут быть как хроническими, так и эпизодическими. Тревожность при тестировании сама по себе не считается психологическим расстройством.
Возможные характеристики и симптомы
- Хронические абсансы
- Постоянно опаздывающие задания
- Экстремальные взлеты или падения настроения
- Тревоги
- Проблемы с концентрацией внимания, запоминанием
- Заметное изменение личности
- Запутанное или дезорганизованное мышление
- Думать или говорить о самоубийстве
- Отрицание очевидных проблем
Побочные эффекты лекарств
- Сонливость
- Усталость
- Чрезмерная жажда
- Затуманенное зрение
- Тремор рук
Типы психологических расстройств
Депрессия: — серьезное расстройство, которое может начаться в любом возрасте. Большая депрессия может характеризоваться подавленным настроением большую часть дня, отсутствием удовольствия от большинства занятий, мыслями о самоубийстве, бессонницей и чувством никчемности или вины.
Биполярное расстройство: (ранее маниакально-депрессивное расстройство) вызывает у человека периоды мании и депрессии. В маниакальной фазе ученик может испытывать завышенную самооценку и снижение потребности во сне. В депрессивной фазе ученик может испытывать недостаток энергии, снижение самооценки и снижение интереса к семье, друзьям и школе.
Тревожные расстройства: может нарушить способность человека концентрироваться и вызвать гипервентиляцию, учащенное сердцебиение, боли в груди, головокружение, панику и сильный страх. Примеры тревожных расстройств включают паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), социальные фобии (выводящий из строя страх перед социальными взаимодействиями), специфические фобии (такие как сильный страх перед определенным объектом или событием) и посттравматическое стрессовое расстройство (которое могут также включать воспоминания и диссоциации).
Шизофрения: — расстройство мышления, которое может вызвать у человека бред и галлюцинации в дополнение к подавленному настроению и плоскому аффекту. У человека, вероятно, будут трудности с повседневными функциональными задачами и межличностными отношениями.
В большинстве случаев вы не будете знать, что в вашем классе есть учащийся с психическими отклонениями. Когда учащиеся не проявляют каких-либо внешних признаков инвалидности, это не означает, что их состояние является менее инвалидизирующим, чем более выраженная инвалидность. Некоторые студенты не нуждаются в каких-либо приспособлениях или просят их, а некоторым требуются различные приспособления. У одних студентов инвалидность носит временный характер, у других – хронический. С помощью лекарств и/или терапии учащиеся с психологическими отклонениями могут научиться справляться со своими симптомами.
Инструкции
Поддерживающая среда: Когда учащийся сообщает о психологической инвалидности и просит помощи в организации проживания, приложите все усилия, чтобы оказать ему поддержку и гостеприимство. Старайтесь избегать комментариев, которые непреднамеренно намекают на то, что учащийся мог бы сделать что-то, чтобы лучше предотвратить или контролировать симптомы. Предоставляйте регулярные отзывы об академической работе. Помните, что вам не нужны специальные знания, чтобы помочь ученику в трудную минуту.
Поведение: Помните о том, как лекарства могут повлиять на учащегося. Игнорируйте поведение, которое может быть нетипичным, но не разрушительным.
Периодические перерывы: Учащийся может делать периодические перерывы во время занятий в качестве приспособления. Рассмотрите приоритетное размещение, позволив учащемуся сесть у двери или в конце класса, чтобы он или она могли быстро уйти, если это необходимо. Лучше заранее договориться об этом жилье.
Отсутствие по причине инвалидности: Учащиеся с психическими отклонениями могут пропускать занятия во время серьезных психологических эпизодов. Приспособление к отсутствию в связи с инвалидностью требует разумной гибкости в политике посещаемости, когда эта гибкость не меняет фундаментальным образом характер курса. Обсудите с учащимся план выполнения тестов или заданий, пропущенных из-за отсутствия по причине инвалидности. Важно избегать наказания студента за его инвалидность и в то же время сохранять целостность требований курса. Свяжитесь с SAS или ознакомьтесь с разделом «Отсутствия по причине инвалидности» в разделе «Политика доступа» на веб-сайте SAS, чтобы получить ответы на вопросы об условиях отсутствия по причине инвалидности.
Поведенческие и психологические особенности умственной отсталости
Умственная отсталость (ID, ранее умственная отсталость) имеет множество причин. Например, есть много генетических причин. Травмы головного мозга могут привести к умственной отсталости. Некоторые типы заболеваний также могут влиять на развитие мозга. Эти причины обсуждаются в другом разделе.
Эти разные причины означают, что инвалидность каждого человека уникальна. Не существует единого набора общих черт или особенностей. Например, у людей с ИД нет общих черт личности. Однако некоторые специфические синдромы, вызывающие ИД, имеют личностные характеристики, связанные с этим конкретным синдромом. Например, дети с синдромом Вильямса, как правило, общительны. Однако по определению все люди с ИД имеют ограниченные интеллектуальные функции. Эти ограничения часто создают некоторые обычно наблюдаемые трудности.
Одной из таких проблем является импульсное управление. Возможно, вы помните, что люди с ИД испытывают трудности с установлением причинно-следственной связи. Это, в свою очередь, вызывает проблемы с импульсным управлением. Например, предположим, что ребенок видит вкусное горячее печенье, выходящее из духовки. Ребёнку хочется сразу взять. Если не контролировать, этот импульс вызовет неприятный ожог. Опыт, как правило, хороший учитель. Таким образом, большинство детей делают эту импульсивную ошибку только один или два раза. Они образуют связь между горячим печеньем (причиной) и ожогом (следствием). Они учатся контролировать порыв взять печенье прямо из духовки. Однако это не так легко усваивается людьми с ИД. Этот плохой контроль импульсов приводит ко многим неприятным последствиям.
Связанная с этим проблема — плохая переносимость фрустрации. Когда импульс подавляется, требуется способность переносить небольшое разочарование. Эта способность называется толерантностью к разочарованию . Терпимость к фрустрации является важным развивающим навыком. Это позволяет людям с комфортом переносить небольшие разочарования повседневной жизни. Это, в свою очередь, служит для ограничения неприятных последствий, связанных с импульсивным поведением. Возвращаясь к предыдущему примеру, трудно подавить желание взять печенье. Тем не менее, это позволяет избежать последствий неприятного ожога.
Исследуйте свои возможности сегодня
Терпимость к фрустрации также позволяет людям обрести уверенность. Когда мы пытаемся решить проблемы, наши первоначальные усилия могут потерпеть неудачу. Это может быть очень неприятно. Без терпимости к фрустрации люди сдаются. В результате они не прилагают никаких усилий. Ясно, что если мы не приложим усилий для решения проблем, мы не сможем развить навыки, необходимые для их решения!
Плохая переносимость фрустрации — не единственная проблема. Это связано с большим количеством возможностей разочароваться. Вернитесь к предыдущему примеру о порыве ребенка схватить горячее печенье. Если воспитатель пытается помешать ребенку взять печенье, это расстраивает ребенка. Ей было нелегко понять доброжелательную мотивацию своего опекуна. Следует отметить, что не все люди с ИД легко разочаровываются. Этот пример просто показывает, что возможности для разочарования значительно увеличиваются.
Увеличивающиеся возможности разочарования подчеркивают важность терпимости к разочарованию. Люди реагируют на разочарование по-разному. Некоторые люди реагируют импульсивно, упрямо и агрессивно. Другие отвечают пассивностью, уходом в себя и уступчивостью. Плохая переносимость фрустрации может вызвать агрессию по отношению к опекунам. Это также может привести к самоповреждающему поведению. Такое поведение наблюдается у примерно человек с ИН.
Еще одна распространенная проблема — низкая самооценка. Самооценка естественным образом развивается, когда дети учатся решать проблемы.