Психологические потребности человека: Базовые психологические потребности — Психологос

Содержание

Психологические потребности. Быть или иметь? [Психология культуры потребления]

Психологические потребности

Утверждение о том, что у людей есть определенные психологические потребности, популярно и противоречиво одновременно. Безусловно, никто не станет отрицать наличие у каждого человека физиологических потребностей (в воздухе, воде, пище и т. д.), которые непременно должны быть удовлетворены, ибо это необходимо для его жизнедеятельности. Однако некоторые социологи на этом и останавливаются, заявляя, что психологические потребности либо научно недоказуемы, либо их попросту не существует в природе. Другие теоретики и исследователи активно используют концепцию психологических потребностей, чтобы понять мотивацию человека и объяснить, что влияет на его субъективное благополучие[39]; а третьи вообще отказываются обсуждать данную концепцию как таковую исходя из того, что определенные психологические процессы служат базой для человеческой мотивации и для оптимального функционирования человека они должны протекать определенным образом[40].

Но что же такое потребность[41]? Потребностью – в том смысле, в котором это слово используется в данной книге, – является не только то, что человек хочет, а еще и то, что необходимо для его выживания, развития и оптимального функционирования в окружающем мире. Так же как растению, чтобы укорениться, цвести и плодоносить, нужны воздух, вода, свет и почва определенного химического состава, каждому человеку для здоровья и роста понадобятся конкретные «психологические питательные вещества». Более того, точно так же как растения поворачиваются к свету и проникают корнями все глубже в землю, чтобы поглощать из почвы воду и минералы, наши потребности тоже заставляют нас вести себя подобным образом, то есть так, чтобы повысить вероятность их удовлетворения. Иными словами, потребности мотивируют наши поступки и, чтобы обеспечить наш психологический рост, непременно должны быть удовлетворены.

Но если мы и согласны с тем, что потребности обусловливают базовый опыт и поведение, которые понадобятся для выживания и оптимальной адаптации человека к окружающей среде, то исследователи, изучающие наше поведение и мотивацию, по-прежнему спорят о количестве имеющихся у людей потребностей и том, как их называть.

В результате психологических экспериментов и путем теоретизирования я пришел к выводу, что для мотивации, приспособления к среде и субъективного благополучия любого человека необходимы как минимум четыре комплекта потребностей. Подробнее они описаны далее; я назвал их так: 1) потребности в безопасности, защищенности и средствах к существованию; 2) потребности в компетентности, эффективности и самоуважении; 3) потребности в принадлежности и 4) потребности в автономии (независимости и самостоятельности) и аутентичности (реализации потенциала)[42]. Каждый из этих наборов рассмотрен психологами-теоретиками с различных точек зрения, и каждый заметно влияет на качество жизни человека. Кроме того, как нам еще предстоит убедиться, когда люди считают погоню за материальными благами своей приоритетной жизненной целью, все эти потребности удовлетворяются далеко не полностью.

Для начала поговорим о первой категории: потребностях в безопасности, защищенности и средствах к существованию. Это потребности в еде на столе, крыше над головой, одежде, защищающей нас от дождя и холода, – то есть во всем том, что позволяет нам выжить. Они также доказывают тот факт, что, когда человек постоянно пребывает во вредоносных, вызывающих тревогу и нервозность, нестабильных ситуациях, он просто неспособен нормально функционировать. В детстве эти потребности часто выражаются в стремлении ребенка чувствовать родительскую заботу, знать, что папа и мама позаботятся о нем, помогут ему выжить в этом большом и опасном мире и добиться успеха. Позже потребность в безопасности проявляется в основном в желании человека остаться в живых и избегать всего того, что может привести к преждевременной смерти[43].

Вторая категория потребностей включает в себя ощущение, что мы способны сделать то, что задумали, и получить то, что хотим и ценим. А еще потребности в компетентности и самоуважении предусматривают наличие у человека позитивного мнения о себе; он должен себе нравиться. По сути, для удовлетворения этих потребностей нужно, чтобы люди чувствовали себя компетентными и достойными уважения[44].

Третья категория потребностей – это необходимость в тесной связи с другими людьми, в принадлежности к той или иной социальной группе, в причастности и поддержке. Человек – существо социальное, поэтому он стремится к близким отношениям с окружающими и ради достижения этой цели готов на многое. Именно желание удовлетворить эти потребности заставляет нас становиться членами религиозных общин, местных организаций и прочих. Человеку необходимо знать, что он принадлежит к какой-то социальной группе, будь то родители, друзья, соседи или коллеги, и что он связан с ними крепкими, хоть и невидимыми узами[45].

И наконец, каждый человек хочет чувствовать себя независимым и аутентичным в своих действиях и поступках. Мы неизменно стремимся к большей свободе и большим возможностям самостоятельно, под собственным руководством, пережить какой-то новый опыт. Эти потребности ярче всего проявляются в нашем желании самовыразиться и делать то, что интересно именно нам. Нам не нравится давление извне и вынужденные действия, совершенные под гнетом сложившихся обстоятельств; мы стремимся заниматься тем, что заставляет нас напрягать силы, приносит искреннее удовольствие, позволяет в полной мере самореализоваться.

В этом случае мы чувствуем себя хозяевами своей жизни и, следовательно, удовлетворяем свои потребности как в автономии, так и в аутентичности[46].

В заключение скажу, что многие исследования и теории однозначно свидетельствуют о том, что люди очень сильно мотивированы к тому, чтобы чувствовать себя в безопасности, быть компетентными и связанными с другими людьми, а также автономными и аутентичными в своих действиях и поступках. А по мнению многих исследователей и теоретиков, если эти четыре набора потребностей удовлетворяются, психологическое благополучие и качество жизни повышаются; в противном же случае они снижаются.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Я и мои потребности

Я и мои потребности Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, что быстро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту во время игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чем у других, или я быстрее мог

Психологические особенности и потребности детей с момента их рождения

Психологические особенности и потребности детей с момента их рождения Раньше, когда я была беременной, мы с моим мужем очень любили кататься на теплоходике по Москве-реке. Садились у Новоспасского моста и плыли до Воробьевых гор. Обратно мы возвращались вечером, когда

4. Потребности.

4. Потребности. Человек продукт общества. Он невозможен без других людей, его не может быть без общественных отношений, только в них в процессе труда индивид становится человеком. С самого начала истории люди жили вместе, родовыми, затем соседскими общинами, вмести

16.

 Потребности

16. Потребности Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ”  — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ”  — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

РЕЗЮМЕ.

ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Потребности

Потребности Сейчас авторы жизнерадостно постараются ответить на вопрос, почему те или иные люди живут друг с другом? Вот принципиально: почему? Мы будем рассказывать с определениями и примерами, приводить варианты, но пусть читатель и читательница помнят: здесь важнее

Одиночество и базовые психологические потребности

Одиночество и базовые психологические потребности Одиночество зависит не от отсутствия людей рядом, а от отсутствия любви в сердце. Почему чувство одиночества не оставляет человека даже тогда, когда вокруг него шумит толпа или многолюдное веселое собрание? Почему

Глава 3 Психологические потребности

Глава 3 Психологические потребности Но ма-а-ам, эта игрушка мне нужна! Неизвестный ребенок И так, представленные выше документальные доказательства однозначно свидетельствуют о том, что, если люди во главу угла ставят материалистические ценности, уровень их

Шаг 2: Мои потребности

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

О потребности в сне

О потребности в сне Но, как бы ни привык человек к деятельности, как бы ни переменял он ее, настает, наконец, минута, когда он должен дать совершенный и полный отдых своему организму, когда он не только не может работать, ходить, стоять или заниматься чем бы то ни было, но даже

5 базовых эмоциональных потребностей человека и как их закрыть — karpachoff.

com

Как удовлетворение эмоциональных потребностей ребёнка сказывается на его взрослой жизни? Вы знали, что позитивный опыт, выраженный в поддержке, заботе и любви, позволяет сформировать здоровое отношение к различным событиям в целом? А вот негативные переживания могут привести к таким последствиям, как тревожность, депрессия, зависимость. 

В этой статье мы расскажем, что такое эмоциональные потребности, как их правильно закрыть в любом возрасте.

Какие есть эмоциональные потребности человека

Эмоциональные потребности тесно связаны со схема-терапией — направлением в психологии, которое помогает выявить и разрешить психологические установки, полученные в детстве. Схема или паттерн поведения — это устойчивое убеждение по отношению к себе или другим людям, сформированное в раннем возрасте и закреплённое на протяжении взрослой жизни.

Институт образования при Лондонском университете в своём докладе 2015 года подытожил данные 30-летних исследований, которые показывают, как неблагоприятный жизненный опыт, особенно в детстве, влияет на последующую взрослую жизнь.  

Выделяют 5 видов базовых эмоциональных потребностей, которые наиболее важны для формирования здоровой личности. О них мы и поговорим.

Потребность в принятии, заботе и безопасности

Фундаментальная потребность в принятии, пожалуй, первая, в которой мы нуждаемся, приходя на свет. Удовлетворённая в полной мере на протяжении первых лет жизни, она позволяет нам чувствовать себя целостными, успешными, формирует основу для уверенности в себе. Она даёт возможность ощущать себя частью социума, находить общий язык с близкими и незнакомыми людьми, получать вербальные сигналы от других, что вы значимы и приняты.

Развитие такой привязанности происходит ориентировочно до трёх лет. Если же первый эмоциональный опыт был основан на игнорировании этой потребности — то человеку потом будет очень сложно представить себя любимым и значимым, принимать окружающий мир как безопасное место.

Потребность в автономии, признании собственных достижений

Данные потребности учат нас самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, чувствовать себя независимой личностью. Природой заложено, что потребность в автономии назревает ближе к 3 годам, когда малыш ещё недостаточно независим, но максимально проявляет интерес ко всему новому. Этот период нужен для плавного отделения от взрослых, а те, в свою очередь, должны разрешить детям дистанцироваться, проявлять самостоятельность. 

Для этого не стоит ограничивать детскую любознательность, стремление сделать всё по-своему. Если же не позволять малышу проявлять самостоятельность — во взрослом возрасте ему будет сложно осознавать свои желания, ставить и достигать цели, полагаться на собственное мнение.

Потребность в выражении своих эмоций 

Удовлетворение эмоциональных потребностей через свободное выражение своих чувств позволяет не держать их в себе, а осознавать и отпускать. Это значит, что вы разрешаете себе в полной мере чувствовать как радость, любовь и восторг, так и злость, гнев, раздражение. 

Например, если в детстве малышу не разрешают плакать или злиться — в дальнейшем он будет считаться только с эмоциями окружающих, игнорируя свои желания. Такой взрослый вряд ли сможет определить свои истинные увлечения, не сможет реализоваться в жизни.

Удовлетворение потребности в выражении своих эмоций не всегда даётся легко родителям, поэтому важно соблюдать такой алгоритм: взрослые сначала позволяют малышу в полной мере высказывать все свои переживания, плохие и хорошие, затем учат их идентифицировать, а только после — справляться с ними. 

Если вы проявляете любовь, но ваш ребёнок считает, что его не любят — пора наладить с ним правильную коммуникацию. Как это сделать, смотрите в нашем видео: «Базовый принцип общения, который вы обязательно должны знать».

Потребность в самоконтроле

Зрелый человек с закрытыми базовыми эмоциональными потребностями способен научиться так удовлетворять свои желания во взрослой жизни, чтобы не нарушить при этом чужие границы. А этого можно достичь, если уважать желания ребёнка, но не пытаться их удовлетворить сиюминутно.  

С возрастом малыш должен понимать, что есть время для игр, лакомств, а есть для работы. При этом взрослые не будут потакать всем его прихотям. 

Потребность в игре, спонтанности и наслаждении

Для ребёнка важно проявлять спонтанность, при этом находить поддержку со стороны взрослых. Детям необходимо самим придумывать правила игры, находить себе занятие в любых условиях, опираясь на понимание родителей. 

Человек с закрытой потребностью имеет оптимистичный взгляд на события, с интересом воспринимает всё новое. Если же она не удовлетворяется в детстве — может часто чувствовать себя подавленно, с пессимизмом смотреть на мир.

Если у вас заканчиваются силы, советуем почитать нашу статью «Что такое женская энергия и где ее брать».

Удовлетворение эмоциональных потребностей ребёнка

Эмоциональные потребности ребёнка бывают более или менее выражены. Кому-то нужно больше автономии, кому-то внимания, а кто-то нуждается в похвале. Лучше ориентироваться на поведение малыша, закрывать те желания, которые он транслирует. 

Как это сделать на примере 5 базовых эмоциональных потребностей, мы расскажем дальше: 

  1. Потребность в безопасности обеспечивается, если ребёнок растёт в стабильном, безопасном семейном окружении. Родители выражают физическую и эмоциональную доступность, не проявляют агрессии или безразличия. Малыш чувствует поддержку и ритм его дня предсказуем: пробуждение, завтрак, игры, сон. Потребность в привязанности удовлетворяется позитивным опытом родительской любви, понимания, уважения и наставничества. 
  2. Потребность в самостоятельности проявляется в умении мыслить и действовать автономно от родителей. Конечно, по мере взросления ребёнка. Это достигается путём безопасного исследования мира, ответственности за свои поступки и поощрения своей идентичности. Родители излишне не опекают и не заставляют малыша соответствовать своим представлениям, не сравнивают с другими детьми.
  3. Потребность в выражении эмоций закрывается путём безоговорочного принятия чувств ребёнка. В обязанности взрослых входит научить малыша, как безопасно для себя и других можно их выразить и пережить. Контейнирование чувств — это право ребёнка прийти к вам с любым посылом и получить поддержку. Это значит, что нельзя ругать и обесценивать эмоции ребёнка фразами: «не бойся, это не страшно», «было бы чего плакать», «не реви, ты же мальчик», «возьми себя в руки, тряпка».
  4. Потребность в самоконтроле гармонично закрывается, если не делать малыша центром вселенной. Он приходит в семью с уже сложившимся укладом и ритмом жизни, поэтому не стоит потакать любым его капризам. Соблюдайте баланс: если вы можете исполнить просьбу — помогите ему. Если же у вас заняты руки, вы не успеваете или малыш требует чего-то совсем неожиданного — спокойно объясните причину отказа, не поддавайтесь на манипуляции.
  5. Потребность в спонтанности реализуется через возможность играть где и как угодно, на своё усмотрение и по своим правилам. Родителям важно не игнорировать желание дурачиться. Любой насильственной обучающей методике предпочитайте свободную увлекательную игру.

Узнайте, как стать осознанным родителем на бесплатном мастер-классе: «Полная инструкция по воспитанию детей до 11 лет».

Как закрыть базовые эмоциональные потребности взрослого

От того, как о вас заботились родители, будет зависеть, сможете ли вы доверять людям, верить в себя, станете ли самостоятельным и самодостаточным взрослым. Ваша истинная натура проявляется, как правило, в период 3-6 лет. Вспомните, какие увлечения у вас были, чем вам нравилось заниматься, какие черты характера доминировали — это и есть ваши истинные желания. 

Но если по какой-нибудь причине ваши потребности не учитывались или удовлетворялись не в полной мере — часть из них осталась на нераскрытом уровне. Большинство из нас учится мыслить, не опираясь на эмоциональные потребности. Но именно их удовлетворение приводит к истинному счастью.

Как закрыть базовые эмоциональные потребности человека:

  1. Верьте своим эмоциям — они ваш союзник, а не враг. Разрешая себе чувствовать, вы начинаете полноценно жить. Отслеживайте эмоциональные скачки. Если вы долго сдерживали свои чувства, то сначала это будет довольно сложно. Скорее всего, с первого раза выявить все свои негативные установки не получится. Но немного практики научит замечать состояния, когда одна фраза или действие выбивают вас из колеи.
  2. Дайте себе время освоиться в этом состоянии — не пытайтесь заглушить эмоции, переключить внимание. Найдите, чем это событие перекликается с прошлым. Не спрашивали вашего мнения, обижались на вас или никогда не хвалили?
  3. Проследите взаимосвязь между вашим поведением в детстве и сейчас. Примите тот факт, что ваши родители тоже люди, они могли не знать или не понимать, что это было важным для вас. Разрешите им ошибаться.
  4. Действуйте осознанно. Замечая негативные установки, вы постепенно будете уходить из детского сценария их реализации. Но будьте готовы, что для этого потребуется достаточно времени.
  5. Не бойтесь просить помощи. Это дети иногда склонны манипулировать, а взрослым для решения их вопросов достаточно приучить себя озвучивать потребности, не прибегая к шантажу или угрозам. Если чувствуете необходимость — обратитесь за помощью к специалисту-психологу.

Человек живёт в гармонии с собой и миром, только если у него закрыты базовые эмоциональные потребности. Поэтому в любом возрасте важно прислушиваться к своим собственным внутренним интересам, помочь себе стать лучше и счастливее.

Изображения взяты из источников: pexels.com, unsplash.com

Основные психологические потребности – что нам нужно, чтобы чувствовать себя в этом мире как дома

Ежедневно мы соприкасаемся со своими физическими потребностями. Неудобные ощущения, такие как усталость или голод, — это способы, которыми наше тело призывает нас удовлетворить наши потребности. Психологические потребности направляют нас аналогичным образом – когда они не удовлетворяются, возникают неприятные эмоции. Но по сравнению с нашими физическими потребностями их игнорирование не влечет за собой прямых фатальных последствий. Это становится проблемой: в конечном итоге мы становимся менее опытными в решении наших психологических потребностей.

В современной психологии существуют разные теории относительно точного количества и типов основных психологических потребностей. Некоторые предлагают определенную иерархию психологических потребностей, в то время как другие постулируют сочетание многих различных эквивалентных потребностей. Широко известный подход психолога Клауса Граве особенно хорошо основан на эмпирических данных. Он содержит следующие четыре основные психологические потребности

 

1. Потребность в привязанности

Наша потребность в привязанности играет особенно важную роль в первые несколько лет нашей жизни, когда наше выживание зависит от помощи других. Если у нас есть опекун, на которого мы можем положиться (например, мать или отец), мы создадим основу доверия не только к ним, но и к другим людям и отношениям в целом. Без надежного контактного лица в первые несколько лет шансы на развитие расстройства привязанности или психологического расстройства в более позднем возрасте выше. Наш первый опыт взаимоотношений формирует нас на всю оставшуюся жизнь.

Даже годы спустя, когда мы становимся взрослыми и самостоятельными, наша потребность в привязанности играет важную роль в нашем благополучии. Иногда, может быть, вы также боролись с ситуациями, когда вы чувствовали себя одиноким или скучали по кому-то? В эти моменты, вероятно, ваша потребность в привязанности дает о себе знать.

 

2. Потребность в ориентации и контроле

Чувствуя связь и защиту со стороны нашего контактного лица, мы вскоре становимся любопытными и развиваем новые желания, в том числе: способность самостоятельно формировать свою жизнь, понимать и влиять на наше окружение и принимать собственные решения.

Мы нарушаем эту потребность, когда постоянно переживаем, что ситуации вокруг нас непредсказуемы, или когда начинаем верить, что не можем влиять на происходящее вокруг нас. В нашем детстве может возникнуть неудовлетворенная потребность, когда, например, отсутствие справедливых и последовательных правил, которые в противном случае могли бы дать нам руководство, вызывает ощущение непредсказуемости всех вещей вокруг нас. Точно так же во взрослой жизни такие события, как смерть любимого человека или неоднократная потеря работы, могут испортить веру в то, что мы действительно контролируем свою жизнь.

 

3. Потребность в повышении самооценки

Наверняка вы испытывали, как приятно достигать личных целей или получать комплименты за что-то важное для вас. Это ваша потребность в «повышении самооценки», чтобы зайти поздороваться. Это стремление, знакомое нам с детства, воспринимать себя как компетентных, хороших и ценимых другими. Эта потребность удовлетворяется по-разному: например, если мы растем в среде, которая верит в нас и признает усилия, которые мы вкладываем в вещи. В то же время мы знаем, и люди сообщают нам, что наши неудачи не уменьшают нашу ценность, а скорее помогают нам расти и учиться. Мы все знаем, как сложно полностью удовлетворить эту потребность — по-настоящему поверить в свою самооценку.

 

4. Потребность в увеличении удовольствия и избегании боли

Увы, прокрастинация! Уклоняться от своих обязательств часами напролет, не ходить в спортзал, заниматься меньше, чем планировалось изначально… Все это на первый взгляд кажется ленью, а на самом деле это в первую очередь самое нормальное выражение базовой человеческой потребности. Все мы с момента рождения стремимся к приятным впечатлениям, таким как прием пищи, отдых, занятия хобби и т. д. Эти вещи делают нас счастливыми и довольными окружающим миром.

Однако умение справляться с неприятными ощущениями и ответственностью является очень важной вехой взросления. Преодоление этих ситуаций в определенной степени побуждает нас к достижению наших долгосрочных целей. Если мы хотим получить хорошую оценку, в какой-то момент нам придется научиться мотивировать себя — и при этом выдерживать приемлемый уровень неположительных эмоций.

 

Удовлетворение потребностей делает человека удовлетворенным

На самом деле все просто. Если наши основные потребности удовлетворены, мы чувствуем себя хорошо. Мы испытываем положительные чувства, такие как радость, удовлетворение или гордость. Может быть, вам знакомо чувство комфорта и радости, когда вы снова видите важного человека спустя долгое время? Скорее всего, именно в этот момент ваша потребность в привязанности удовлетворяется. Точно так же вы, вероятно, также знаете удовольствие от путешествия, чувствуя себя далеко, независимо и свободно? Здесь ваша потребность в контроле приносит заслуженное удовлетворение.

 

Ваши потребности не могут быть удовлетворены 24/7

Конечно, мы не можем постоянно и оптимально удовлетворять наши основные потребности. В определенных ситуациях и фазах жизни, например, после переезда в новый город или расставания, наши основные потребности могут быть временно нарушены. Обычно со временем мы можем создать необходимые условия, чтобы вернуться к нормальной жизни и удовлетворить все наши потребности. Например, найти новых друзей или связаться со старыми друзьями.

Тем не менее, эти трудные этапы необходимы для повышения личного роста и обучения, время от времени. Кроме того, в такие моменты мы больше, чем когда-либо, обретаем уверенность в себе и своих способностях справляться с трудностями, которые встречаются на нашем пути.

 

Желания, которыми регулярно пренебрегают, говорят о другом

Хитрость заключается в том, чтобы выяснить, насколько много: если основные потребности не удовлетворяются постоянно, это сопровождается не только устойчивыми негативными чувствами и напряжением, но и повышенным предрасположенность к психическим расстройствам. Если наша потребность в привязанности фрустрируется в течение более длительного периода, например, из-за отсутствия социальных контактов, мы с большей вероятностью будем страдать от острого чувства одиночества. И это может усилить развитие депрессивного расстройства.

Еще одна проблема возникает, когда различные основные потребности в долгосрочной перспективе противоречат друг другу. Например, вступление в новые отношения удовлетворяет потребность в привязанности и в то же время нарушает потребность в независимом контроле.

В этих случаях важно обратиться к своим желаниям и признать их, а также подумать, как мы можем примирить наши индивидуальные потребности.

 

Почему неуважаемые потребности нашего детства имеют больший вес

Это проблематично, когда наши основные потребности постоянно не удовлетворяются в детстве. Может быть, мы чувствовали, что не можем ни на кого положиться, или чувствовали, что другие постоянно обесценивают нас. В этом случае наши потребности оставались постоянно активными и временами контролировали наше поведение — очень похоже на то, как неудовлетворенные физические потребности, такие как голод или жажда, не исчезают просто так. Они даже делают нас менее восприимчивыми к моменту, происходящему вокруг нас.

Если в детстве наша потребность в самоуважении сильно фрустрируется, мы можем чрезмерно сосредоточить свое поведение на ее удовлетворении, например, стремясь к выдающимся успехам.

Прошлое уже нельзя изменить. Но мы все еще можем справляться со своими неудовлетворенными потребностями из раннего детства и находить здоровые, удовлетворяющие решения о том, как справляться с ними сегодня. Вот почему это важная тема практически в любой психотерапии.

 

Джек ищет настоящую любовь, Джилл предпочитает путешествовать в одиночестве

Хотя у всех нас одинаковые потребности, важность каждой потребности сильно различается для каждого человека. Одни потребности просто важнее для нас, чем другие. В равной степени то, какие стратегии лучше всего удовлетворяют эти потребности, зависит от нашего опыта обучения и нашей личности. В то время как автономия одного человека священна, и путешествия в одиночку в течение нескольких недель подряд — лучший способ зарядить свои батареи, другой человек предпочитает интимные, стабильные отношения «времени наедине».

Кроме того, значимость индивидуальных потребностей может увеличиваться или уменьшаться на определенных этапах жизни. Одним из примеров этого является желаемое отделение от родительской опеки, которое обычно начинается с полового созревания: здесь потребность в самоопределении особенно сильна, а потребность в привязанности к опекунам, матери и отцу, временно отходит на задний план. Иными словами, потребность в самоопределении превращается во временный приоритет.

 

Первый шаг к самореализации: понимание и определение наших потребностей

Для вашего благополучия важнее всего узнать себя и свои потребности. Чтобы узнать, что поддерживает вас в их удовлетворении. Ваши чувства дают вам важную подсказку.

Шаг #1 : В каких ситуациях вы чувствуете себя особенно довольным или умиротворенным? Среди близких друзей? Когда вы достигаете чего-то важного для вас? Когда ты прижимаешься к кровати с книгой?

Шаг № 2 : Подумайте, какая потребность может возникнуть в таких ситуациях.
Это работает в обоих направлениях: если возникают негативные чувства, вы также можете спросить себя, какая потребность может быть «жаждой».

Дневник настроения может помочь вам легче проследить происхождение этих паттернов. Курс «Почему я так себя чувствую» в нашем приложении MindDoc может помочь вам узнать, какие потребности наиболее важны для вас и как их удовлетворить. Если у вас сложилось впечатление, что ваши потребности в настоящее время находятся в состоянии войны друг с другом, и вы страдаете от этого, возможно, стоит подумать о профессиональной поддержке.

Основные психологические потребности – selfdeterminationtheory.org

Характеристика основных психологических потребностей

Вопрос о том, есть ли у нас набор основных психологических потребностей, удовлетворение которых служит питательным веществом для роста и психического здоровья, является интригующим. В повседневном языке термин «потребность» используется довольно расплывчато, тем самым ссылаясь на определенные желаемые качества или результаты. Дети могут сказать, что им нужна новая игра, или взрослые, что им нужен отдых, чтобы восстановиться после работы. Термин «потребность» в этих случаях обозначает наличие определенного желания или предпочтения, причем эти желания или предпочтения сильно различаются у разных людей. Тем не менее, когда потребность считается основной, можно рассматривать только ограниченный набор. Это связано с тем, что в рамках теории основных психологических потребностей, одной из шести мини-теорий теории самоопределения, термин «базовая психологическая потребность» определяется более конкретным и узким образом, то есть как психологическое питательное вещество, которое   необходимо для адаптации, целостности и роста человека (Ryan, 1995). В этих рамках конкретному желанию может быть присвоен более формальный статус базовой психологической потребности только тогда, когда его удовлетворение необходимо для благополучия людей, а его фрустрация увеличивает риск пассивности, плохого самочувствия и оборонительного поведения (Ryan & Deci). , 2000a; Vansteenkiste & Ryan, 2013). Чтобы избежать увеличения количества потребностей, список психологических потребностей в BPNT ограничен тремя: автономия, связанность и компетентность (Deci & Ryan, 2000). Этот краткий список всегда был открыт для дополнений, но любая потребность-кандидат должна соответствовать ряду из девяти концептуальных и эмпирических критериев, чтобы получить формальный статус психологической потребности (Vansteenkiste, Ryan, & Soenens, 2020; см. Таблицу 1). . В частности, основные критерии потребности в BPNT включают ее психологический, существенный, присущий, отчетливый и универсальный характер, в то время как ее всеобъемлющая, содержательная, направленная и объяснительная роль представляет собой набор связанных критериев.

Таблица 1

Описание ключевых критериев базовой потребности в рамках теории базовых психологических потребностей (скопировано из Vansteenkiste, Ryan, & Soenens, 2020)

более сильное и угрожающее переживание, чем простое отсутствие его реализации (Vansteenkiste & Ryan, 2013). Автономия  относится к опыту воли и готовности. Когда человек удовлетворен, он испытывает чувство целостности, как если бы его действия, мысли и чувства были самоодобренными и подлинными. Когда человек расстроен, он испытывает чувство давления и часто конфликт, например, ощущение, что его толкают в нежелательном направлении. Родственность  обозначает ощущение тепла, привязанности и заботы, удовлетворение от общения с другими и ощущения значимости для них. Разочарование от связи может сопровождаться чувством социальной отчужденности, изоляции и одиночества. Компетентность касается опыта эффективности и мастерства. Он становится удовлетворенным, когда человек умело участвует в деятельности и испытывает возможности для использования и расширения навыков и опыта. Когда человек расстроен, он испытывает чувство неэффективности или даже неудачи и беспомощности.

С момента публикации важных работ Деси и Райана (2000) и Райана и Деси (2000) объем эмпирических исследований психологических потребностей вырос в геометрической прогрессии. Многочисленные исследования, некоторые из которых были обобщены в метаанализе (Ng et al., 2012; Slemp, Kern, Patrick, & Ryan, 2018; Van den Broeck, Ferris, Chang, & Rosen, 2016; Vasquez et al., 2016; Yu, Levesque-Bristol, & Maeda, 2018) убедительно показали, что эти три психологические потребности играют заметную роль в развитии, адаптации и благополучии в разных культурах, в то время как фрустрация потребностей представляет собой риск дезадаптации и сбоев в работе (Ryan, Vansteenkiste, & Deci, 2016).

Преимущества определения основных психологических потребностей

Формальное определение автономии, компетентности и связанности в качестве основных психологических потребностей дает три преимущества. Во-первых, идентификация этих потребностей позволяет ученым разобраться с фундаментальным вопросом о том, как выглядит наша человеческая природа. Введение этих психологических потребностей согласуется с метатеоретическим предположением о природе, ориентированной на рост, а также с признанием того, что у нас есть уязвимая природа. В то время как удовлетворение потребностей активизирует проактивные, просоциальные и ориентированные на рост наклонности, фрустрация потребностей пробуждает нашу уязвимость к пассивности, эгоцентризму и защите.

Во-вторых, эта экономная структура позволяет изучать широкий и очень разнообразный набор явлений в периоды развития, культуры и личностных различий. В рамках SDT эти потребности помогают связать различные явления, которые изучаются в различных мини-теориях, включая развитие и поддержание внутренней мотивации (теория когнитивной оценки), постепенное одобрение предлагаемых извне правил, норм и установок (теория органической интеграции). , изучение личностных различий (теория причинно-следственной ориентации), жизненных устремлений (теория содержания целей) и здоровых и зрелых отношений (теория мотивации отношений). В этом отношении основанные на потребностях переживания служат необходимым «клеем» между мини-теориями, тем самым объединяя различные явления в более связное целое.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts