Психологические причины отклоняющегося поведения трудных подростков: профилактика и коррекция – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Типы трудных подростков, причины проблемы

7.01.2012

Психологические особенности трудных подростков, по мнению Д. И. Фельдштейна, обнажают основные особенности всех подростков, показывают их в преувеличенном виде.


Стремление к взрослости и самостоятельности может увести их за пределы дозволенного в использовании своего времени или семейных денежных средств. Реакция взрослых в этом случае может быть крайне жесткой и оскорбительной: «С кем шлялась?», «Из дома воруешь!» и т. п. Подросток с легкостью может заявить: «Если так, я вообще домой не приду!» и всеми силами будет стараться выполнить свое обещание или держаться как независимая личность, игнорировать мнение и самое существование родителей.

Негативное отношение затем может распространиться и на все моральные нормы взрослых, даже сформировать цинизм в отношении к взрослым, восприятие их действий как эгоистических, двуличных, как зависимость от мнения соседей, а не собственные убеждения.

Желание все попробовать лично и значимость мнения группы сверстников делает подростка крайне уязвимым, подверженным влиянию «улицы». Завышенная самооценка подталкивает к неоправданным обещаниям, и, чтобы не «потерять лицо», подросток демонстрирует силу и ловкость в рискованных и противоправных действиях. При этом, как правило, отношение к учебе — пренебрежительное.

Соответственно формируется тип отклоняющегося (девиантного) поведения:

  1. циники с сознательным нарушением социальных норм и уверенностью, что все так хотят поступать, только трусят;
  2. конформисты, совершающие проступки под влиянием асоциальной группы, в большой степени случайные, вызванные подражанием «кумирам». Повышенная зависимость от мнения сверстников заставляет их отказываться от усвоенных ранее норм поведения. Это заложники ситуации;
  3. колеблющиеся подростки. Они не могут устоять от соблазнов в удовлетворении непосредственных потребностей, хотя нарушение норм вызывает у них раскаяние и угрызения совести;
  4. аффективные дети с повышенной обидчивостью и большими притязаниями; им постоянно кажется, что к ним относятся несправедливо, они стремятся всем доказать и даже отомстить. Эта группа — резерв правонарушений и демонстративных суицидов.

Первичным толчком к развитию отклоняющегося поведения служат нарушения общения со взрослыми в семье и школе. Если один из этих социальных институтов понимает и поддерживает подростка, ситуация разрешается легче; если обе инстанции вооружились против, он ищет поддержку на стороне, и часто — в асоциальных группах. Вхождение в группу воспринимается как повышение статуса и личности, и группы. Характерно, что их лидером является физически более развитый парень, который подавляет не только своим авторитетом, но и угрозами физической расправы. Выйти из такой группы достаточно сложно.

В работе с трудными подростками основными задачами являются:

  1. увлечь новым, необычным делом, в котором трудный подросток мог бы достичь определенных успехов;
  2. подчеркивая достижения, повысить статус подростка в группе сверстников;
  3. восстановить доверительные отношения со взрослыми в школе и семье;
  4. помочь включиться в учебную работу, основную для школьника, представить ее как путь закалки воли и характера.

И главное условие эффективной работы с трудными подростками — обеспечение им успеха и признания в социально-значимой деятельности.

Ключевые слова: Девиантность, Подростки

Источник: Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Материалы по теме

Психологические особенности подростков с девиантным поведением

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Девиантная виктимность подростка

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков

Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты

Психологические особенности подростковых девиаций

Усова Е. Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Факторы девиантного поведения подростков

Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты

Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход

Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты

Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними

Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-…

Общение в подростковом возрасте

Кон И.С. — Психология ранней юности

Девиантное поведение подростков | Клинический центр «Психиатрия – наркология»

Режим работы
Пн. -Пт.: 8:00-17:00

Телефоны
колл-центра

+375 (17) 311-00-99

+375 (29) 899-04-01
+375 (29) 101-73-73

Задать вопрос Задать вопрос

  1. О нас
  2. Новости
  3. Девиантное поведение подростков

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность современного поколения к девиантному поведению. Каковы причины этого? Причины девиантного поведения согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами.

Но буквально спустя год этого же ребенка порою трудно узнать. Вне зависимости от того девочка это или мальчик, родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой. Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют – переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать неуправляемыми. Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса. Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

  1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
  2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
  3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых. Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние.

Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой уголовные наказания. Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется.

Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения. Профилактика девиантного поведения подростков Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

  1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.
  2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку
  3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.
  4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Почему подростки становятся беспокойными?

Для многих Холден Колфилд, 16-летний главный герой «Над пропастью во ржи» , является воплощением подросткового гнева и непокорности.

После того, как его выгнали из школы за плохие оценки, Холден начинает трехдневное исследование взлетов и падений жизни в Нью-Йорке. Часто угрюмое поведение Холдена и серия безрассудных решений часто вызывают отклик у подростков, читающих роман. Они понимают замешательство Холдена по поводу взросления. Они понимают его выбор выпить и притвориться взрослым. Они понимают, что он не хочет смотреть в лицо своим родителям, и в результате наказание, которое он получит за исключение из школы.

Многим подросткам мятежные действия Холдена кажутся идеальным способом выразить свободу и отказаться от ценностей, которые пытается привить им общество. Чтобы обрести свободу в жизни, некоторые подростки восстают против авторитетных фигур в своей жизни. Для некоторых подростков это может включать в себя эксперименты с наркотиками или алкоголем, в то время как другие бунтуют, пропуская занятия или слушая музыку, которую их родители не одобряют.

В каком-то смысле это вполне нормальное поведение, через которое проходит большинство подростков. Тем не менее, в то время как многие подростки проходят через трудные периоды подросткового возраста, подростковый бунт имеет серьезные последствия для некоторых.

Причины подросткового бунта

Согласно «Теориям рискованного поведения подростков» из Справочника рискованного для здоровья подростков поведения , рискованное, бунтарское поведение часто приносит подросткам признание и уважение со стороны сверстников. Для получения дополнительной информации см. Психология развития подростков.

Авторы Вивиан Игра и Чарльз Э. Ирвин описывают, что рискованное поведение обычно демонстрирует «траекторию развития», усиливающуюся по мере взросления подростка. Например, уровень сексуальности, безрассудного использования транспортных средств и употребления психоактивных веществ увеличивается с возрастом.

Согласно книге, родители должны рассматривать акты бунта как часть перехода к взрослой жизни, и что действия, которые могут казаться бунтарскими или опасными в возрасте 12 лет, такие как сексуальная активность, могут быть нормальными элементами поведения в возрасте 20 лет.

При анализе подросткового бунта существует ряд факторов, определяющих, как и когда бунтует подросток. Например, социальный статус подростка и его или ее самооценка оказывают существенное влияние на то, как он или она относится к бунтарскому поведению.

Психологические причины подросткового бунта

В случае некоторых подростков бунтарское поведение проистекает из желания соответствовать группам сверстников. А у подростков с низкой самооценкой это стремление часто бывает сильным.

Рассмотрим среднего 13-летнего мальчика, который недавно переехал в новый район. Мальчика недавно выгнали из дома, в котором он вырос, и ему было трудно найти новых друзей. Но группа мальчиков по соседству недавно выразила желание заниматься с ним спортом, и он очень хочет влиться в эту группу.

Однажды ночью группа мальчиков пришла к нему домой, уговаривая его выйти и поиграть в баскетбол на площадке дальше по улице. Но вместо этого они решают разрушить туалетной бумагой другой дом по соседству. Мальчик знает, что осквернять дом нехорошо, но его желание вписаться в группу убеждает его принять участие в этом мятежном акте.

Мальчики-подростки чаще употребляют алкоголь, чтобы справиться со снижением самооценки, в то время как девочки чаще используют его для поддержания высокой самооценки, которую они получают от своих социальных групп. Например, девочки, которые обрели высокую самооценку в подростковом возрасте, обычно делают это, участвуя в социальных сетях. Если употребление алкоголя играет большую роль в этих сетях, девочки, скорее всего, будут продолжать пить.

Исследование предполагает, что учащиеся, которые не пьют и имеют высокую самооценку, развивают навыки, чтобы справляться с давлением подросткового возраста, и что многие из этих навыков приобретаются благодаря сильной поддержке семьи.

Воздействие семьи на проблемных подростков

Дихотомическая природа подросткового возраста заставляет подростков желать свободы от родителей, а также жаждать их принятия и поддержки. В то время как влияние родителей как образцов для подражания ослабевает в подростковом возрасте, сильная поддержка семьи по-прежнему является очень важной частью подросткового развития.

В статье «Родители, братья, сестры и сверстники: близкие социальные отношения и подростковые отклонения», опубликованной в The Journal of Early Adolescence , исследователи изучили влияние отношений в семье и между братьями и сестрами на поведение, обычно связанное с бунтарским поведением, таким как использование, игнорирование авторитетных фигур, сексуальная активность и обман на тестах.

Исследование, проведенное исследователями Моникой Ардетт и Лори Дэй, в котором приняли участие 121 семья, показало, что подростки, пользующиеся сильной родительской поддержкой, менее склонны к бунтарскому поведению, даже если их друзей считают бунтарями. Каждую семью опрашивали об отношениях между родителями и детьми, включая такие факторы, как решение проблем в семье и постоянство дисциплины.

Исследование показало, что подростки без присмотра взрослых вели себя более рискованно, в то время как подростки, подвергавшиеся последовательному, но справедливому наказанию, вели себя менее рискованно. Исследование показывает, что авторитарные родители (требовательные, а также реагирующие на наказания) гораздо более эффективны, чем авторитарные родители (требовательные, но не реагирующие на наказания).

Подросток, привыкший к абсолютной независимости от родителей, скорее всего, не послушает этих родителей, если они решат пригрозить ему или ей последствиями за неверный выбор.

Например, подросток ускользает из дома, чтобы пойти на вечеринку к другу. Родители подростка непоследовательны в правилах и наказаниях, поэтому подросток не боится последствий своих действий.

Если бы его родители поймали и попытались наказать его, он, скорее всего, проигнорировал бы любые угрозы будущих последствий, потому что он не уважает своих родителей. Ему последствия показались бы неуместными и случайными, исходящими от его покладистых родителей, и он не воспринял бы будущие угрозы последствий всерьез.

Но если подросток знал, что его или ее родители применят наказание за то, что он сбежал выпить с друзьями, то, скорее всего, подросток вообще не будет вести себя подобным образом. Но даже когда подросток получает поддержку от родителей и членов семьи, существуют основные причины, по которым подросток может сделать неверный выбор.

Биологические причины бунта

Глядя на действия некоторых подростков, многие родители думают: «Как мой подросток мог сделать такой глупый выбор? Он не думал? Разве я не предоставил лучший образец для подражания?»

Хорошая новость заключается в том, что, возможно, не плохое воспитание заставило ребенка принять бунтарское решение, а скорее нормальные различия в развитии мозга между взрослыми и подростками.

В исследовании «Склонность к риску в подростковом возрасте: новые перспективы науки о мозге и поведении», опубликованном в журнале Current Directions in Psychological Science , утверждается, что склонность к риску и бунтарское поведение связаны с развитием у подростков способностей к логическому мышлению. .

В исследовании, проведенном исследователем Лоуренсом Стейнбергом, утверждается, что способности подростков к логическому мышлению, как правило, полностью развиваются к 15 годам, но психосоциальный контроль – регулирование эмоций, контроль импульсов, сопротивление влиянию сверстников и отсрочка удовлетворения – нет. полностью развиваться до 25 лет. Это говорит о том, что подростки почти запрограммированы принимать более рискованные решения и участвовать в поведении, которое их родители считают неприемлемым.

Область мозга, которая регулирует информацию о вознаграждении и эмоциях, становится более чувствительной в период полового созревания, в результате чего подростки тратят меньше времени на анализ риска ситуации.

Итак, когда подросток бежит на красный свет, чтобы добраться до дома друга немного раньше, это, вероятно, потому, что латеральная префронтальная кора, область мозга, отвечающая за планирование и анализ рисков, еще не полностью развита. Но хорошая новость заключается в том, что по мере взросления подростка он или она с большей вероятностью будут изучать последствия своих действий, прежде чем сделать выбор, что в конечном итоге приведет к более успешному выбору.

Помощь мятежным подросткам

Подростки, которые ведут себя рискованно, чтобы бунтовать, могут столкнуться с последствиями закона или проблемами со здоровьем в более позднем возрасте. Чтобы обеспечить здоровое развитие подростка, специалисты, такие как консультанты и психологи, дают рекомендации в подростковом возрасте.

Для получения дополнительной информации о том, как помочь мятежным подросткам в суматохе подросткового возраста, запросите информацию в школах, предлагающих программы на получение степени в области консультирования по вопросам психического здоровья или психологии.

Управление подростковым бунтом

Некоторые родители совершают ошибку, фактически «уступая» бунтарскому поведению подростка. Они чувствуют, что их «неуправляемый подросток» беспомощен и что, игнорируя проблему, она исчезнет.

Эти родители, по сути, могут считать часы до того, как их ребенку исполнится 18 лет, просто чтобы вытащить его или ее из дома. Но, обращаясь за психологической помощью, родители гарантируют, что у них есть правильные инструменты для взаимодействия со своим трудным подростком.

В статье «Отрыв: поведение подростков в контексте», опубликованной в журнале Canadian Family Physician , анализируются причины проблемного поведения подростков, а автор Дэвид М. Мэгдер дает советы психологам и родителям, как справиться с этим поведением.

Сначала Магдер предлагает психологам и родителям напрямую поговорить с подростками. Подростки не привыкли к тому, чтобы к ним обращались как к взрослым, и поначалу проявляют неловкость. Но, разговаривая напрямую с подростками, обсуждая их увлечения и интересы и развивая отношения со взрослыми, подростки чувствуют желаемое уважение.

Газета также отмечает, что, хотя подростки внешне стремятся к свободе, они все еще требуют — и даже желают — ограничения своей свободы. Но Магдер говорит, что родители устанавливают ограничения, признавая, как думают подростки, и в то же время проводят различие между опасным выбором и хорошим.

Например, Магдер говорит, что он может признать подростку, что марихуана менее опасна, чем алкоголь, но также указать, что все наркотики опасны, и только потому, что один не так опасен, как другой, не означает, что он все еще опасен. умное решение принять.

Одна из основных причин, по которой подростки оправдывают неверные решения, заключается в том, что они наблюдают за окружающим миром. Магдер вспоминает 14-летнюю девочку, с которой он разговаривал, которую трижды арестовывали за магазинную кражу. В сознании девушки во взрослой жизни воровство происходило постоянно, но в формах уклонения от уплаты налогов и других финансовых сферах. По словам девушки, воровство в магазине ничем не отличалось.

Магдер говорит, что, указывая на то, что уклонение от уплаты налогов также является незаконным, и люди отправляются за это в тюрьму, он проводит различие между нормальным поведением и социальным отклонением. Затем, заявив, что у девушки есть выбор участвовать в этом отклонении, он дает ей свободу решать самостоятельно, а также дает руководство.

Часто, имея сильную сеть поддержки семьи, подростки перерастают свое бунтарское поведение по мере того, как у них формируется личность. Работая с подростком в этот период и, прежде всего, не сдаваясь, родители и воспитатели обеспечат здоровое развитие своих подростков.

Факторы риска и защиты для молодежи

По мере того, как молодежь растет и достигает своих компетенций в области развития, существуют контекстуальные переменные, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Их часто называют защитными факторами и факторами риска.

Наличие или отсутствие и различные сочетания защитных факторов и факторов риска способствуют психическому здоровью молодежи. Выявление защитных факторов и факторов риска у молодежи может направить стратегии профилактики и вмешательства, которые следует применять в отношении них. Защитные факторы и факторы риска также могут влиять на течение психических расстройств, если они присутствуют.

Защитный фактор можно определить как «характеристику на биологическом, психологическом, семейном или общественном уровне (включая сверстников и культуру), которая связана с более низкой вероятностью проблемных исходов или снижает негативное влияние фактора риска на результат проблемы». 1 И наоборот, фактор риска можно определить как «характеристику на биологическом, психологическом, семейном, общественном или культурном уровне, которая предшествует и связана с более высокой вероятностью возникновения проблем». 2 В таблице ниже приведены примеры защитных факторов и факторов риска по пяти областям: молодежь, семья, сверстники, сообщество и общество.

Факторы риска и защиты психических, эмоциональных и поведенческих расстройств у подростков

Факторы риска

домена

Защитные факторы

  • Женский пол
  • Раннее половое созревание
  • Сложный темперамент: негибкость, пониженное позитивное настроение, замкнутость, плохая концентрация
  • Низкая самооценка, кажущаяся некомпетентность, отрицательный объяснительный и логический стиль
  • Беспокойство
  • Вялотекущие симптомы депрессии и дистимия
  • Ненадежное крепление
  • Плохие социальные навыки: навыки общения и решения проблем
  • Крайняя потребность в одобрении и социальной поддержке
  • Низкая самооценка
  • Застенчивость
  • Эмоциональные проблемы в детстве
  • Нарушение поведения
  • Благоприятное отношение к наркотикам
  • Бунтарство
  • Раннее употребление психоактивных веществ
  • Антиобщественное поведение
  • Травма головы
  • Использование марихуаны
  • Воздействие свинца или ртути (нейротоксины) в детстве

Индивидуальный

  • Положительное физическое развитие
  • Успеваемость/интеллектуальное развитие
  • Высокая самооценка
  • Эмоциональная саморегуляция
  • Хорошие навыки выживания и решения проблем
  • Участие и связи в двух или более из следующих контекстов: школа, сверстники, спорт, работа, религия, культура
  • Родительская депрессия
  • Конфликт родителей и детей
  • Плохое воспитание
  • Негативное семейное окружение (может включать злоупотребление психоактивными веществами у родителей)
  • Жестокое обращение/жестокое обращение с детьми
  • Неполная семья (только для девочек)
  • Развод
  • Семейный конфликт
  • Семейный конфликт
  • Родитель в тревоге
  • Родительский/брачный конфликт
  • Семейный конфликт (взаимоотношения между родителями и детьми и между детьми)
  • Употребление наркотиков/алкоголя родителями
  • Родительская безработица
  • Употребление психоактивных веществ среди родителей
  • Отсутствие присмотра взрослых
  • Плохая привязанность к родителям
  • Семейная дисфункция
  • Член семьи с шизофренией
  • Плохой родительский контроль
  • Родительская депрессия
  • Сексуальное насилие

Семья

  • Семья обеспечивает структуру, ограничения, правила, мониторинг и предсказуемость
  • Поддерживающие отношения с членами семьи
  • Четкие ожидания в отношении поведения и ценностей
  • Отказ однорангового узла
  • Стрессовые события
  • Плохая успеваемость
  • Бедность
  • Стрессовые или травматические события на уровне сообщества
  • Стрессовые или травматические события школьного уровня
  • Насилие в обществе
  • Насилие в школе
  • Бедность
  • Травматическое событие
  • Школьная неудача
  • Низкая приверженность школе
  • Не связан колледжем
  • Агрессия по отношению к сверстникам
  • Общение со сверстниками, употребляющими наркотики
  • Социальные/общинные нормы благоприятствуют употреблению алкоголя и наркотиков
  • Городская обстановка
  • Бедность
  • Общение со сверстниками-девиантами
  • Потеря близких отношений или друзей

Школа, район и сообщество

  • Наличие наставников и поддержка развития навыков и интересов
  • Возможности для участия в школе и обществе
  • Положительные нормы
  • Четкое ожидание поведения
  • Физическая и психологическая безопасность

Адаптировано из O’Connell, M. E., Boat, T., & Warner, K.E.. (2009). Профилактика психических, эмоциональных и поведенческих расстройств у молодежи: прогресс и возможности . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; и Министерство здравоохранения и социальных служб США, Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (2009 г.). Риск и защитные факторы для психические, эмоциональные, и расстройства поведения на протяжении жизненного цикла . Получено с http://dhss.alaska.gov/dbh/Documents/Prevention/programs/spfsig/pdfs/IOM_Matrix_8%205x11_FINAL.pdf

Ресурсы

Психическое здоровье: отчет главного хирурга
Настоящий отчет Главный хирург по психическому здоровью является продуктом сотрудничества между двумя федеральными агентствами, Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем и Национальными институтами здравоохранения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts