Психологические состояния это: Психические состояния PersomPsy

Психическое состояние | это… Что такое Психическое состояние?

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой.

В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Содержание

  • 1 Структура состояний
  • 2 Классификация состояний
  • 3 См. также
  • 4 Литература

Структура состояний

Структура состояния

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.Структура состояния состоит из следующих элементов: (Рис. 1): Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.

д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его.
После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным.
В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.

Классификация состояний

Классификация состояний (Рис. 2)

Классификация состояний (Рис.3)

Трудность классификации психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 2). Более подробное объяснение данной классификации дано в (Рис.3). Исходя из данной классификации, можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта – в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида. Например, общая формула состояния страха будет следующей:

0.1/ 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2

Это означает, что страх, как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1. 2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.?). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы – 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне. В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:


Тревога: 0.2/ 1.? / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.1 / 7.?
Любовь: 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3
Утомление: 0.1/ 1.? / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.- / 6.1 / 7.2
Восхищение: 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).

См. также

  • Эмоции
  • Психические процессы
  • Потребности
  • Сознание

Литература

  1. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. 2004.
  2. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. Проф. А.О. Прохорова. 2004.
  3. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
  4. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2008. – С. 526-528

Психические состояния

Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний- общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для ормирования качеств личности, прежде всего характерологических.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

1. в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний- личностные и ситуативные;

2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4. в зависимости от времени протекания- кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

5. в зависимости от влияния на личность- положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

6. в зависимости от степени осознанности- состояния более или менее осознанные;

7. в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №1

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.

com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. психологическое состояние (психология) психическое состояние, при котором качества состояния относительно постоянны, хотя само состояние может быть динамичным

  2. психологическое расстройство психологическое расстройство мышления или эмоций

  3. психологическая особенность особенность психической жизни живого организма

  4. физиологическое состояние состояние или состояние тела или функций организма

  5. патологическое состояние физическое состояние, вызванное болезнью

  6. 76″>

    психологическая наука наука о психической жизни

  7. психологический момент наиболее подходящее время для достижения желаемого эффекта

  8. психологическая медицина раздел медицины, занимающийся диагностикой и лечением психических расстройств

  9. психологическая война использование психологической тактики для подрыва боевого духа противника

  10. психологический умственный или эмоциональный в отличие от физического по своей природе

  11. психологическое состояние (психология) психическое состояние, при котором свойства состояния относительно постоянны, хотя само состояние может быть динамичным

  12. 44″>

    психологическая операция военные действия, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие и отношение отдельных лиц, групп и иностранных правительств

  13. психологически в отношении психологии

  14. психолог специалист в области науки о психической жизни

  15. место археологических раскопок место археологических исследований

  16. фонологическая система система телефонов, используемых в конкретном языке

  17. космологическая постоянная произвольная постоянная в уравнениях общей теории относительности

  18. психолингвистика или относящаяся к психологии языка

  19. 89″>

    теологическая система определенная система или школа религиозных верований и учений

  20. геологическое время время физического формирования и развития земли (особенно предшествующее человеческой истории)

Откуда мы можем знать, что психические состояния реальны?

Нейрохирург Майкл Эгнор провел недавний подкаст с Арджуной Дасом по адресу .Theology Unleashed, , «где восточное богословие встречается с западным скептицизмом». В этом разделе они говорят о том, как мы можем узнать, что разум реален, и о том, как материалистическая философия просто испортилась:

Вот частичная стенограмма и примечания на отметке с двадцатой по тридцать одну минуту:

Майкл Эгнор: В XIX веке жил философ по имени Франц Брентано (1838–1917), который предложил то, что я считаю лучшим определением того, что отличает психическое состояние от физического. Брентано спрашивает, есть ли что-то уникальное, что есть во всех ментальных состояниях, чего нет ни в одном физическом состоянии? Он сказал, что это интенциональность, и под интенциональностью он имел в виду, что каждое ментальное состояние связано с чем-то. Есть ментальная направленность.

Например, каждая ваша мысль — это мысль о чем-то. У вас не может быть мысли, которая ни о чем не говорит. Я могу думать о Вашингтоне, округ Колумбия. Я могу думать о своей семье. Я могу думать о Боге, но вы не можете просто думать, если в этом нет какой-то «принадлежности».

В то время как физические вещи никогда ни о чем. Этот карандаш сам по себе ни о чем. Это просто карандаш. Я могу мысленно приписать ему предметность, но сам карандаш не о ней. (00:20:07)

Франц Брентано (1838–1917) был немецким философом XIX века.


Итак, Брентано говорит, что интенциональность является краеугольным камнем того, чем являются ментальные состояния… личной формой телеологии. Целеустремленность, направленность.

В каком-то смысле существуют доказательства существования Большого Разума в природе, точно так же, как и свидетельства существования индивидуального разума у ​​людей. (00:21:18) …

Арджуна Дас: Так что, может быть, мы могли бы немного поговорить о проблемах материализма… Ученые создали этот ящик для себя. Все их объяснения должны быть физическими и соответствовать определенному метафизическому взгляду на мир, который очень ограничивает. Чтобы они не смотрели за пределы этой коробки… (00:23:39)

Майкл Эгнор: Я думаю, что это совершенно верно, и это примечательно в нашу эпоху, за последние, может быть, сто лет, это, безусловно, правда, что многие, если не большинство ведущих ученых в области точных наук были атеистами или агностиками. Такая мода.

Безусловно, в мире природы нет ничего, что могло бы привести разумного человека к принятию атеизма или агностицизма, я думаю, что дело обстоит как раз наоборот. Но это модно, и, откровенно говоря, если вы исповедуете теизм любого рода в научном сообществе, это не поможет вашей карьере. Это не продвигает вас вперед. Однако почти все великие ученые прошлого были набожными верующими в Бога, и даже те, кто не был набожным, все еще верят в Бога. Эйнштейн вовсе не был атеистом. Он сказал, что его карьера была попыткой читать мысли Бога. Шредингер никоим образом не был атеистом.

Гейзенберг не был атеистом. Планк был набожным христианином. Максвелл был очень набожным человеком. Фарадей был тем, кого мы бы назвали фундаменталистом. Ньютон написал о книге Даниила больше, чем о физике и математике. Я читал некоторые из его интерпретаций Библии, это была очень глубокая библейская потребность.

Итак, великие ученые были искренне религиозными людьми, и оказалось, что когда материализм или физикализм стали доминировать в науке в середине 20-го века, многие великие открытия прекратились, когда все как бы иссякло. Заниматься наукой в ​​качестве физикалиста — все равно, что водить машину с включенным стояночным тормозом; это серьезное препятствие для науки. (00:25:30)

Арджуна Дас: Верно. Это относится к другому вопросу: почему философия мертва?

Я слышал, как кто-то выступал, и они спросили аудиторию: «Может ли кто-нибудь здесь назвать хотя бы одного живого философа?», но никто не смог это сделать.

В то время как в предыдущие века философы были рок-звездами общества. Когда Иммануил Кант (я думаю, что это было) умирал, все эти люди собрались вокруг, это было похоже на то, что мы могли бы сделать сегодня для королевской семьи или что-то в этом роде. Одна из причин, по которой философия мертва, заключается в том, что ученые, не обученные философии, делают философские заявления. Получается, что у людей есть голод по философии, и они удовлетворяют его с помощью нездоровой пищи плохой философии, созданной учеными. (00:26:22)

У них есть тяга к чему-то философскому, и они думают, что получают это от науки, но на самом деле никто из этих людей этим не занимается. Итак, ученые высказываются о философии, несмотря на то, что у них нет философской подготовки, а значит, они делают это в минус. всю строгость, которая обычно присутствует в дисциплине философии. (00:27:40)

Примечание: Арджуна Дас, если уж на то пошло, вежливо преуменьшает значение. В довольно опрометчивом поступке в их книге 9 2010 г.0089 Великий замысел, Стивен Хокинг и Леонард Млодинов отвергли философию. Популярный научный деятель Нил де Грасс Тайсон назвал это «отвлекающим»), а популярный физик Ларри Краусс сказал: «Наука прогрессирует, а философия — нет». Всякая наука начинается с философских предположений. Подобные взгляды облегчают отказ от хорошей философии, чем от плохой.

Михаил Эгнор: Да. Я должен сказать, что одна из вещей, которая действительно помогла мне в моем обращении в христианство от атеизма, была, помимо моей истории с Дамаск-роуд, я провел несколько лет, довольно глубоко размышляя над этими вопросами, и вера в Бога стала иметь смысл для меня во всех смыслах. причин, но я втайне как бы боялся дебатов.

Я боялся, что атеистическая аргументация настолько сильна, что если я присмотрюсь к ней внимательно, то она как бы погасит мою веру. Так что я подошёл к этому довольно осторожно и начал слушать или читать дебаты атеистов с христианами и так далее, и я был ошеломлён. Честно говоря, я до сих пор поражен, хотя читаю и даже делаю это годами. Споры за материализм, споры за атеизм и, скажем прямо, атеизм и материализм — это как горох в стручке, аргументы за них совершенно глупые, а значит, это действительно почти безграмотные аргументы.

Очень хорошим примером является сциентизм, который представляет собой вырожденную форму логического позитивизма. Сциентизм — это точка зрения, согласно которой единственное, что мы можем знать наверняка, — это то, что можно научно доказать, что наука является своего рода золотым стандартом знания. Проблема с сциентизмом, если вы на мгновение задумаетесь, заключается в том, что это утверждение само по себе не является чем-то, что вы можете доказать научно. Сциентизм — это не научная теория, поэтому утверждение, что наука — единственный путь к знанию, само по себе не является научным видом знания.

Итак, сциентизм самоопровергаем, но его расхваливают сколько угодно нобелевских лауреатов и всемирно известных ученых, и это идиотизм. Это то, на что способен умный 12-летний ребенок.

Материализм и атеизм являются интеллектуально пустыми, бессодержательными способами смотреть на мир, и тот факт, что в них верит изрядное количество ведущих ученых, является огромным обвинением научной профессии …

Никакая хорошая философия, которую делают сегодня, не делается ни одним материалистом. То есть, какая бы хорошая философия ни делалась, а она есть, ее делают люди, которые хотя бы отчасти отвергают материализм. Хорошей частью их философии является та часть, которая отвергает материализм. (00:30:55)

Далее: Какая хорошая модель отношений между разумом и мозгом?


Вот стенограмма и заметки за первые двадцать минут:

Почему нейрохирург Майк Эгнор перестал быть материалистом-атеистом. Он обнаружил, что материализм просто не работает в науке.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts