Теории памяти и их особенности
Содержание статьи
1. Основные теории памяти
2. Зарубежные теории памяти
3. Исследование памяти в отечественной психологии
4. Итоги различных теорий памяти
Основные теории памяти
Человек получает разные впечатления об окружающем мире. Они оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности эти впечатления воспроизводятся. Данные процессы получили название память. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что без памяти человек стал бы существом мгновения с мертвым прошлым для будущего. Функционирование общества и человека без памяти невозможно.
Специалисты считали, что наиболее разработанным разделом психологии являлась память, но дальнейшее изучение её закономерностей сделало память одной из узловых проблем науки. Единой и законченной теории памяти на сегодняшний день не существует.
- Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:
- Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Ассоциация обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Суть принципа в следующем – если в сознании одновременно или друг за другом возникли определенные психические образования, то между ними образуется ассоциативная связь. В результате при повторном появлении какого-либо элемента этой связи, в сознании возникает представление всех элементов;
- Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;
- Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;
Зарубежные теории памяти
До настоящего времени не потеряла своего научного значения ассоциативная теория памяти, возникшая еще в XVII веке. Активная её разработка шла и в XVIII и в XIX вв. Наибольшее распространение эта теория получила в Англии и Германии. Связь между отдельными психическими элементами разрабатывали Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер и др. В русле этой теории память понимается как сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций. С помощью этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза. В результате исследований было выяснено, что 60% всей полученной информации забывается в течение первого часа. Через 6 дней от общего числа первоначально выученных слогов, остается менее 20%. Согласно ассоциативной теории отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических и смысловых ассоциациях с другими.
Позже теория столкнулась с трудноразрешимыми проблемами. Она не могла объяснить избирательность человеческой памяти, которая из всей поступающей информации выбирает определенную.
Ассоциативную теорию в конце XIX века сменила гештальттеория. Главным принципом и основным понятием для неё выступила не ассоциация первичных элементов, а целостная их организация – гештальт, законы формирования, которого определяют память. Сторонники этой теории проводили главную мысль о том, что при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов.
Несмотря на то, что представителям теории удалось найти психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, они столкнулись с другой сложной проблемой. Суть проблемы была связана с формированием и развитием памяти человека в филогенезе и онтогенезе. Зависимость развития памяти от практической деятельности не ставился и не решался.
Удовлетворительного ответа о генезисе памяти не могли дать представители и других направлений психологических исследований – это бихевиоризм и психоанализ. Бихевиористы были близки к ассоцианистам, только с той разницей, что много внимания уделяли изучению памяти в процессах научения. Представителями психоанализа были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.
В начале XX века возникает смысловая теория памяти. Её представителями были А. Бине, К. Бюлер. При запоминании и воспроизведении материала теория на первый план выдвигала смысловое содержание.
Вывод
Таким образом, можно сказать, что различные западные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей. З. Фрейд, в свою очередь, придавал значение роли эмоций, мотивов, потребностей в запоминании.
Исследование памяти в отечественной психологии
Отечественное направление в изучении памяти связано в основном с общепсихологической теорией деятельности, где память выступает как особый вид этой деятельности. В этом направлении такие ученые, как А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, занимались исследованием состава мнемических действий и операций, зависимостью продуктивности памяти от целей и средств запоминания, сравнительной продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания и др.
Изучение памяти как деятельности положил французский ученый П. Жане, который одним из первых начал трактовать память, как систему действий, которые ориентированы на запоминание, переработку и хранение материала.
В России эта концепция получила развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций, где были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти.
Деятельностная теория памяти образование связей-ассоциаций между представлениями, запоминание, хранение, воспроизведение материала объясняла исходя из того, что человек в процессе его мнемической обработки делает с этим материалом.
Особенности, при которых механизм запоминания происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Им было установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а их действий прочнее запоминаются те, что связаны с преодолением препятствий. С появлением вычислительной техники и развитием программирования, с началом развития кибернетики, начались поиски оптимальных путей принятия, переработки, хранения информации уже машиной. Начался процесс технического и алгоритмического моделирования процессов памяти. Накопленный богатый материал очень полезен для понимания законов памяти, тем более что мозг человека это тоже сложнейшая электронно-вычислительная машина.
Итоги различных теорий памяти
Руководствуясь ассоциативной теорией памяти, немецкий ученый Г. Эббингауз, вывел следующие закономерности запоминания:
- Простые события могут произвести на человека сильное впечатление и запомниться прочно и надолго и, даже по истечении многих лет, способны выступить в сознании отчетливо и ясно;
- Менее интересные и более сложные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не задерживаются;
- Однократного переживания при пристальном внимании к событию бывает достаточно, чтобы потом воспроизвести по памяти его основные моменты в нужном порядке;
- Между точностью воспроизведения события и уверенностью в этой точности однозначная связь не всегда существует;
- При увеличении числа членов запоминаемого ряда, возрастает количество необходимых повторений для его запоминания;
- Число предварительных повторений при заучивании материала, экономит время в том случае, если это число повторений не больше количества, необходимого для полного заучивания материала;
- По памяти лучше всего воспроизводятся начало и конец какого-либо длинного ряда;
- Для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизводства, важным является то, какие они есть разрозненные или логически связанные в целое;
- Повторение заученного материала будет более продуктивно, если происходить будет в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов;
- Новое повторение способствует лучшему запоминанию выученного раньше;
- Если усилить внимание к материалу, который надо запомнить, то число повторений для его выучивания можно сократить;
- Материал, вызываемый особый интерес, запоминается без всякого труда;
- Необычные и странные впечатления запоминаются значительно лучше;
- Новое впечатление в памяти человека не остается изолированным, вступая в ассоциативные связи, оно может изменить другие впечатления и измениться под их воздействием;
- Патологические изменения личности вызывают нарушения памяти, например, амнезия;
- Память человека теряется и восстанавливается по одному закону.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28.12.2021
Выполнение любых типов работ по психологии
Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности
Подбор готовых материалов по теме
Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы
13 Основные теории памяти.
Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое.
Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти. Тем не менее, ассоциативная теория дала много полезного для понимания законов памяти. В рамках этой теории работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885), которому принадлежит открытие ряда механизмов и закономерностей памяти.
Память – это способность души образовывать, хранить и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)
Процесс возрождения некоторого психического содержания, воспринятого ранее в виде представлений, Эббингауз назвал воспроизведением. Механизм воспроизведения он назвал ассоциацией — мысленной связью, возникающей между процессом, наблюдаемым в действительности, и возможностью его наступления в случае его отсутствия, связи между психологическими явлениями, когда актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Таким образом, ассоциация — это внутренняя причина воспроизведения. При этом Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые ощущения и представления не тождественны с существовавшими ранее, а только сходны с ними, и, тем не менее, способны пробуждать наблюдаемые ранее душевные образования.
Поток представлений человека, по его мнению, регулируется 4-мя различными ассоциациями:
1. по сходству;
2. по контрасту;
3. по смежности во времени и пространстве
4. по каузальности (причинно-следственные отношения)
Особенности изучения памяти в ассоциативной психологии:
изучение “чистой” памяти, т.е. максимальное выключение сложной психической деятельности ( мыслительной, эмоциональной т.д.) при запоминании,
строжайшая регламентация и стандартизация экспериментального исследования,
исследование зависимости эффективности памяти от внешних условий, особенно от количества и организации повторений,
почти исключительное внимание к результативной (количественной, а не качественной) стороне памяти.
Методы экспериментального исследования памяти
Они были впервые предложены в ассоциативной психологии Г. Эббингаузом:
метод узнавания,
метод заучивания,
метод антиципации (предвосхищения),
метод сбережения.
Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
исследование изменения памяти во времени – кривая забывания (Г. Эббингауз), Она была получена Г. Эббингаузом в экспериментальном исследовании методом сбережения.
исследование положения элементов в ряду на запоминание – эффект края (Г. Эббингауз), При запоминании, сохранении и воспроизведении однородного и большого по объёму материала лучше запоминаются его элементы, расположенные в начале и в конце ряда.
исследование влияния степени однородности материала на запоминание – эффект А. фон Ресторф, Разнородные элементы материала, включённые в ряд однородных элементов, сохраняются в памяти лучше, чем однородные, независимо от характера материала.
исследование влияния осмысленности материала на запоминание (Мак-Теч),
исследование влияния способа организации повторений на запоминание.
10 Влиятельные теории памяти и психологические исследования
Как наши воспоминания хранят информацию? Почему мы можем по желанию вызвать воспоминание о десятилетней давности и какой цели служит забывание информации?
Память была предметом исследования многих психологов 20-го века и остается активной областью изучения современных ученых-когнитивистов. Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее влиятельных исследований, экспериментов и теорий, которые продолжают определять наше понимание функции человеческой памяти.
1. Модель с несколькими магазинами (Atkinson & Shiffrin, 1968)
Влиятельная теория памяти, известная как модель с несколькими магазинами , была предложена Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрин в 1968 году. Эта модель предполагала, что информация существует в одном 3 состояния памяти: сенсорных, кратковременных и долговременных хранилищ. Информация переходит от одной стадии к другой, чем больше мы репетируем ее в уме, но может исчезнуть, если мы не уделяем ей достаточного внимания.
Информация поступает в память от органов чувств — например, глаза наблюдают за картинкой, обонятельные рецепторы в носу могут чувствовать запах кофе или мы можем слышать музыкальное произведение. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти , и поскольку он состоит из огромного количества данных, описывающих наше окружение, нам нужно запомнить только небольшую его часть. В результате большая часть сенсорной информации « распадается на » и через короткий промежуток времени забывается. Зрелище или звук, которые могут показаться нам интересными, привлекают наше внимание, и наше созерцание этой информации, известное как репетиция, приводит к тому, что данные продвигаются на 9-й уровень. 0009 хранилище кратковременной памяти , где оно будет храниться в течение нескольких часов или даже дней на случай, если нам понадобится к нему доступ.
Кратковременная память дает нам доступ к информации, которая важна для нашей текущей ситуации, но ограничена по своим возможностям.
Следовательно, нам нужно дополнительно репетировать информацию в кратковременной памяти, чтобы запомнить ее дольше. Это может включать в себя простое вспоминание и размышление о прошлом событии или запоминание факта наизусть — многократное обдумывание или запись о нем. Затем репетиция продвигает эту важную информацию в хранилище долговременной памяти, где Аткинсон и Шиффрин полагали, что она может сохраняться годами, десятилетиями или даже всю жизнь.
Ключевая информация о людях, которых мы встречали, важных жизненных событиях и других важных фактах проходит через хранилища сенсорной и кратковременной памяти, чтобы достичь долговременной памяти .
Узнайте больше о модели с несколькими магазинами Аткинсона и Шиффрина здесь
2.
Уровни обработки (Craik & Lockhart, 1972)Фергус Крейк и Роберт Локхарт критически отнеслись к объяснению памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими магазинами, поэтому в 1972 году они предложили альтернативное объяснение, известное как уровней эффекта обработки . Согласно этой модели воспоминания не хранятся в трех хранилищах; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше мы о чем-то думаем, тем дольше мы об этом помним (Craik & Lockhart, 1972).
Крейк и Локхарт различали два типа обработки, которые происходят, когда мы делаем наблюдение: поверхностную и глубокую обработку. Поверхностная обработка — рассмотрение общего внешнего вида или звука чего-либо — обычно приводит к забыванию стимулов. Это объясняет, почему мы можем пройти мимо множества людей по дороге утром на работу, но не вспомнить ни одного лица к обеду.
Глубокая (или семантическая) обработка , с другой стороны, включает в себя подробное повторение — сосредоточение на стимуле более обдуманным образом, например, обдумывание значения слова или последствий события. Например, всего чтение новостного сообщения требует поверхностной обработки, но размышление о последствиях этой истории — как она повлияет на людей — требует глубокой обработки, что увеличивает вероятность запоминания деталей истории.
В 1975 году Крейк и еще один психолог, Эндель Талвинг, опубликовали результаты эксперимента, целью которого было проверить уровни эффекта обработки.
Участникам был показан список из 60 слов, после чего они ответили на вопрос, который требовал либо поверхностной обработки, либо более детальной репетиции. Когда исходные слова были помещены в более длинный список слов, участники, которые провели более глубокую обработку слов и их значений, смогли выбрать их более эффективно, чем те, кто обработал просто внешний вид или звучание слов (Craik & Tulving, 19).75).
Узнайте больше об уровнях обработки здесь
3. Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974)
В то время как модель Multi-Store (см. выше) дала убедительное представление о том, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для воспроизведения в соответствии с ее важностью для нас, Алан Баддели и Грэм Хитч рассматривали хранилище кратковременной памяти (СТМ) как слишком упрощенное и предложили модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974), которая заменила СТМ.
Модель рабочей памяти предлагает 2 компонента — зрительно-пространственный блокнот («внутренний глаз») и артикуляционно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации. Оба работают независимо друг от друга, но регулируются центральным исполнительным органом , который собирает и обрабатывает информацию от других компонентов подобно тому, как компьютерный процессор обрабатывает данные, хранящиеся отдельно на жестком диске.
По словам Баддели и Хитча, зрительно-пространственный блокнот обрабатывает визуальные данные — наши наблюдения за окружающей средой — и пространственную информацию — наше понимание размера и местоположения объектов в нашей среде и их положение по отношению к нам. Это позволяет нам взаимодействовать с объектами: например, взять напиток или не врезаться в дверь.
Зрительно-пространственный блокнот также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Когда вы пытаетесь вспомнить лицо друга, ваша способность визуализировать его внешний вид включает зрительно-пространственный блокнот.
Артикуляционно-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые мы слышим. Следы слуховой памяти обычно забываются, но могут быть воспроизведены с помощью «внутреннего голоса»; процесс, который может укрепить нашу память об определенном звуке.
Узнайте больше о модели рабочей памяти Баддели и Хитча здесь
4. Магическое число Миллера (Миллер, 1956)
До модели рабочей памяти американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы возможностей кратковременной памяти. . В знаменитом 19В статье 56, опубликованной в журнале Psychological Review, Миллер процитировал результаты предыдущих экспериментов с памятью и пришел к выводу, что люди, как правило, способны удерживать в среднем только 7 фрагментов информации (плюс-минус два) в кратковременной памяти, прежде чем они понадобятся. для дальнейшей обработки их для более длительного хранения. Например, большинство людей смогут запомнить 7-значный номер телефона, но с трудом запомнят 10-значный номер. Это привело к тому, что Миллер назвал число 7 +/- 2 «магическим» числом в нашем понимании памяти.
Но почему мы можем запомнить всю фразу, которую только что произнес друг, если она состоит из десятков отдельных фрагментов в виде букв? Имея опыт работы в области лингвистики, изучая речь в Университете Алабамы, Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации вместе и что эти фрагменты учитываются при достижении предела СТМ в 7 фрагментов. Длинное слово, например, состоит из множества букв, которые, в свою очередь, образуют множество фонем. Вместо того, чтобы помнить только слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных вместе. Этот процесс позволяет нам увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов.
Понимание Миллером пределов человеческой памяти применимо как к краткосрочному хранилищу в модели с несколькими хранилищами, так и к рабочей памяти Бэддели и Хитча. Только благодаря постоянным усилиям по повторению информации мы можем запоминать данные дольше, чем короткий период времени.
Узнайте больше о магическом числе Миллера здесь
5. Распад памяти (Петерсон и Петерсон, 1959)
Следуя статье Миллера о «магическом числе» относительно емкости кратковременной памяти, Петерсон и Петерсон решили измерить память. долговечность — как долго продлится воспоминание без репетиции, прежде чем оно будет полностью забыто?
В эксперименте с использованием задачи Брауна-Петерсона участникам дали список триграмм — бессмысленных списков из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) — для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников просили считать в обратном порядке от числа и вспоминать триграммы в различные периоды времени после их запоминания.
Использование таких триграмм делает практически невозможным для участников придавать значение данным, чтобы упростить их кодирование, в то время как задача интерференции предотвратила репетицию, что позволило исследователям более точно измерить продолжительность кратковременных воспоминаний.
Хотя изначально почти все участники могли вспомнить триграммы, через 18 секунд точность припоминания упала примерно до 10%. Исследование Петерсона и Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном хранилище до того, как их разрушение повлияет на нашу способность вспоминать их.
Узнайте больше об ухудшении памяти здесь
6. Воспоминания-вспышки (Браун и Кулик, 1977)
В истории живых существ есть определенные моменты, о которых многие люди помнят яркие воспоминания. Вероятно, вы сможете вспомнить такое событие, о котором у вас сохранились необычайно подробные воспоминания о себе. Когда многие люди узнали, что Джон Кеннеди, Элвис Пресли или принцесса Диана погибли, или услышали о террористических атаках, имевших место в Нью-Йорке в 2001 году, у них, кажется, сформировалась подробная память о том, что они делали в тот конкретный момент, когда услышали такое. Новости.
Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик обнаружили этот феномен памяти еще в 1977 году, когда они опубликовали статью, описывающую воспоминаний-вспышек — ярких и очень подробных снимков, часто (но не обязательно) создаваемых во время шока или травмы.
Когда мы узнаем о таких событиях, мы можем вспомнить мельчайшие детали наших личных обстоятельств, занимаясь в остальном обыденными делами. Более того, нам не обязательно быть лично связанными с событием, чтобы оно повлияло на нас и привело к созданию вспышек воспоминаний.
Узнайте больше о Flashbulb Memories здесь
7. Память и обоняние
Связь между памятью и обонянием помогает многим видам, не только людям, выжить. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать поблизости присутствие членов той же группы, потенциальной добычи и хищников. Но как это эволюционное преимущество сохранилось у современных людей?
Исследователи из Университета Северной Каролины проверили влияние обоняния на кодирование и извлечение воспоминаний у 1989 эксперимент. Студентам колледжа мужского пола показывали серию слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им предлагалось оценить по шкале. Во время просмотра слайдов участники ощущали приятный запах лосьона после бритья или неприятный запах. Их память о лицах на слайдах позже была проверена в среде, содержащей либо тот же, либо другой запах.
Результаты показали, что участники могли лучше вспоминать воспоминания, когда запах во время кодирования совпадал с запахом во время воспроизведения (Канн и Росс, 19 лет).89). Эти данные свидетельствуют о том, что связь между нашим обонянием и воспоминаниями сохраняется, даже если она дает меньше преимуществ для выживания, чем у наших более примитивных предков.
8. Интерференция
Теория интерференции постулирует, что мы забываем воспоминания из-за того, что другие воспоминания мешают нашему воспоминанию. Вмешательство может быть ретроактивным или проактивным: новая информация может мешать старым воспоминаниям (ретроактивное вмешательство), в то время как уже известная нам информация может влиять на нашу способность запоминать новую информацию (проактивное вмешательство).
Оба типа интерференции более вероятны, когда два воспоминания семантически связаны, как показано в эксперименте 1960 года, в котором двум группам участников дали список пар слов для запоминания, чтобы они могли вспомнить второй «ответ». слово, если оно дано первым в качестве стимула. Второй группе также дали список для заучивания, но затем попросили запомнить второй список пар слов. Когда обе группы попросили вспомнить слова из первого списка, те, кто только что выучил этот список, смогли вспомнить больше слов, чем группа, выучившая второй список (Underwood & Postman, 19).60). Это поддерживало концепцию ретроактивного вмешательства: второй список воздействовал на воспоминания слов из первого списка.
Интерференция работает и в обратном направлении: существующие воспоминания иногда препятствуют нашей способности запоминать новую информацию. Это может произойти, например, когда вы получаете график работы. Когда через несколько месяцев вам дадут новое расписание, вы, возможно, обнаружите, что придерживаетесь первоначального времени. Расписание, которое вы уже знали, мешает вашей памяти о новом расписании.
9. Ложные воспоминания
Могут ли ложные воспоминания внедряться в наш разум? Эта идея может звучать как основа антиутопического научно-фантастического рассказа, но данные свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которые мы уже храним, можно манипулировать еще долгое время после их кодирования. Более того, нас даже могут заставить поверить в то, что выдуманные описания событий верны, создавая ложные воспоминания, которые мы затем принимаем как свои собственные.
Когнитивный психолог Элизабет Лофтус провела большую часть своей жизни, исследуя надежность наших воспоминаний; особенно в обстоятельствах, когда их точность имеет более широкие последствия, например показания свидетелей в уголовных процессах. Лофтус обнаружил, что формулировка вопросов, используемая для извлечения сведений о событиях, может привести к тому, что свидетели неточно засвидетельствуют события.
В одном из экспериментов Лофтус показал группе участников видеозапись автомобильного столкновения, где автомобиль двигался с одной из скоростей. Затем она спросила их о скорости автомобиля, используя предложение, в котором описание аварии было скорректировано от легкого до серьезного с использованием разных глаголов. Лофтус обнаружил, что когда вопрос предполагал, что авария была серьезной, участники проигнорировали свое видеонаблюдение и заверили, что машина ехала быстрее, чем если бы авария была более легкой неровностью (Лофтус и Палмер, 19 лет). 74). Использование рамочных вопросов, как продемонстрировал Лофтус, может задним числом мешать существующим воспоминаниям о событиях.
Джеймс Коан (1997) продемонстрировал, что ложные воспоминания могут быть вызваны даже целыми событиями. Он подготовил буклеты с подробным описанием различных детских событий и раздал их членам семьи для чтения. Брошюра, переданная его брату, содержала ложную информацию о том, что он потерялся в торговом центре, был найден пожилым мужчиной, а затем нашел свою семью. Когда брата Коана попросили вспомнить события, он поверил, что история о пропаже в торговом центре действительно имела место, и даже украсил рассказ своими подробностями (Коан, 19 лет).97).
Подробнее о ложных воспоминаниях читайте здесь. время это произошло. В такой ситуации, как ограбление банка, у вас могут быть другие мысли, помимо запоминания внешности преступника. Но способность свидетеля давать показания иногда может зависеть от того, было ли при совершении преступления использовано огнестрельное оружие. Это явление известно как эффект оружия — когда свидетель вовлечен в ситуацию, в которой присутствует оружие, было обнаружено, что он менее точно запоминает детали, чем в аналогичной ситуации без оружия.
Влияние оружия на показания очевидцев было предметом эксперимента 1976 года, в котором участники, находившиеся в приемной, наблюдали, как человек выходит из комнаты с ручкой в одной руке. Другая группа участников услышала агрессивный спор, а затем увидела мужчину, выходящего из комнаты с окровавленным ножом.
Позже, когда участников попросили опознать человека в шеренге, участники, которые видели человека с оружием, были менее способны его идентифицировать, чем те, кто видел человека с ручкой (Johnson & Scott, 1976). Внимание свидетелей было отвлечено оружием, что помешало им вспомнить другие детали события.
3 основные теории, объясняющие, как мы запоминаем .
Психологи предложили несколько теорий, объясняющих, как мы помним или как работает память.
РЕКЛАМА:
Эти теории полезны для получения информации о памяти, накопленной психологами.
Некоторые важные теории:
1. Теория общего процесса памяти:Эта теория объясняет, что память состоит из трех когнитивных процессов. Это — процесс кодирования, процесс хранения и процесс поиска.
Кодирование — это процесс получения сенсорного ввода и преобразования его в форму или код, который можно сохранить.
РЕКЛАМА:
Хранение — это процесс фактического помещения закодированной информации в память. Извлечение — это процесс получения доступа к сохраненной закодированной информации, когда это необходимо.
2. Теории обработки информации:Представления о памяти, подчеркивающие поэтапную обработку информации, известны как теории или модели обработки информации. Было предложено несколько таких моделей. Наиболее известной среди них является модель хранения и передачи, разработанная Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (19). 68).
Модель хранения и передачи:
В этой модели Аткинсон и Шиффрин предложили три различные системы хранения памяти: сенсорные хранилища, кратковременное хранилище и долговременное хранилище.
Согласно этой модели процесс запоминания начинается с восприятия информации нашими органами чувств из окружающей среды. Затем эта информация проходит через нервную систему и достигает мозга, где она оценивается.
Сенсорная информация должна оставаться в нервной системе в течение очень короткого времени, примерно менее секунды, чтобы мозг мог ее интерпретировать. Этот этап называется сенсорным хранением.
Затем эта информация передается в краткосрочное хранилище, где она хранится около 30 секунд. Некоторая информация, попадающая в кратковременную память, обрабатывается путем репетиции, то есть сосредоточения на ней внимания, повторения снова и снова, и это сознательная деятельность. Информация, не обработанная таким образом, теряется. Наконец, отрепетированная информация может быть передана в долгосрочное хранилище.