Психологический детерминизм это: 12. Детерминизм в психологии

Детерминизм | Мир Психологии

ДЕТЕРМИНИЗМ

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Детерминизм (в психологии) (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д., а именно: системный Детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.

Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. Длительное время оно ориентировалось на механический Д., к-рый представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности.

В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического Д. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Детерминизма была разработана марксистской философией, согласно к-рой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа Д. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в к-рых воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Детерминизм (лат. determinare — определять) — философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д. противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В психологии и психиатрии причинно-следственные отношения нередко оказываются сложными, опосредованными. Принцип Д. неотделим от деятельностного подхода к изучению психики.

В советской психологии разработаны трактовки Д. как следствия «действия внешних причин через внутренние условия» [Рубинштейн С.Л.] и «внутреннего через внешнее» [Леонтьев А.Н.].

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А. С.

Детерминизм — философское учение о всеобщей, объективной, универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности процессов и явлений природы, общества, сознания.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Детерминизм — очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины. В классической механике было принято, что если знать положение и импульс каждой частицы вещества в один момент времени, то можно в принципе узнать их положение и импульс в любой другой точке времени в будущем. Такая позиция характерна для «жесткого» (или номоло-гического) детерминизма. Эта специфическая точка зрения была несколько «смягчена» с развитием квантовой механики, в которой самые глубокие познаваемые уровни причины и воздействия рассматривались как вероятностные по своему характеру, то есть произошло смещение от понятия совершенного предсказания к понятию вероятностного предсказания.

В психологи! дебаты несколько менее глобальные и значительно менее определенные. Вообще это связано с настоятельными попытками экзистенциалистов и гуманистов измерить «свободу воли», с которой человек может оставаться вне досягаемости «щупальцев» бихевиоральной и когнитивной наук. Однако эти дебаты, возможно, и пустые. Если кто-то хочет научно исследовать поведение и мышление, он должен признать, что то, что кто-то делает, имеет причины, и что они в конечном счете познаваемы. В действительности вопрос заключается в том, имеется ли какая-то вещь, называемая «свободой воли», которая находится за пределами научного анализа причин и воздействий, или это просто (?) специфическое мысленное/эмоциональное состояние, которое само играет роль в этиологии поведения.

Современные социальные ученые, если они рассматривают этот вопрос вообще, придерживаются позиции, которую лучше всего можно описать как «неудобный прагматизм». То есть в своей повседневной работе они рассматривают своих субъектов как вероятностно детерминированных, отмечая при этом, что они не могут предсказывать точно, поскольку пока еще неизвестны факторы этиологии (и, возможно, принципы вариации неопределенности), и предпочитают думать о себе, как о фактически действующих согласно своему собственному свободному выбору, независимо от грубого детерминизма, который уменьшает ощущение их собственного гуманизма.

предметная область термина

СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — См. культурный детерминизм.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (GENETIC DETERMINISM) — доктрина, утверждающая, что поведение явление врожденное и может быть предсказано генетическими исследованиями.

ВНЕШНИЙ СРЕДОВОЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (EXTREME ENVIRONMENTALISM) — доктрина, предполагающая, что поведение модифицируется исключительно изменениями внешних обстоятельств (в противоположность теории наследования способностей, интеллекта и черт личности).

ВЗАИМНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (RECIPROCAL DETERMINISM) — в теории Бандуры — регулирование поведения человека посредством непрерывных обоюдных интеракций бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде воздействий. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.705)

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — убеждение в том, что развитие любого организма находится под генетическим контролем. Мнение может казаться бесспорным в отношении поведения простых организмов, но не для более высокоорганизованных животных и человека. Идея о том, что человеческое поведение во многом обусловлено генетическими факторами, нашла выражение в развитии эволюционной психологии.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

📖 Психический детерминизм, Основные понятия, Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 10. Читать онлайн


. . .

«Однажды вечером на прошлой неделе, когда я напряженно работал, мучимый болью такой силы, которая, казалось, довела меня до состояния, обострившего деятельность моего мозга, все преграды неожиданно рухнули, пелена спала, и я увидел отчетливую картину от деталей неврозов до всех возможных состояний, созданных сознанием. Все казалось согласованным, все в целом работало взаимосвязанно, и было впечатление, что это создание было реальным механизмом, который вскоре мог бы работать сам по себе… все было абсолютно ясно, и до сих пор это так. Естественно, я не знаю, как удержаться от радости» (Freud, Letter to Fliess; in: Bonaparte, 1954).

В основе размышлений Фрейда лежит допущение того, что тело человека является единственным источником всей психической энергии. Он с нетерпением ожидал того времени, когда все психические явления смогут быть объяснены в непосредственной связи с физиологией мозга (Sulloway, 1979). Пытаясь создать теорию, рассматривающую психическую деятельность в целом, Фрейд исследовал биологические модели. Его главные концепции содержат в себе структурный анализ, компоненты психической организации, их фазы развития, в чем проявляется их действие и к чему это приводит.

«Большинство самых трудных и, по-видимому, условных построений психоаналитической теории… являются либо скрытыми биологическими допущениями, либо прямым результатом таких допущений» (Halt, 1965, р. 64).

Психический детерминизм.

Фрейд предположил, что душевная жизнь человека характеризуется непрерывностью и что всякая мысль и всякое поведение имеют значение. Он утверждал, что «пустота» (nothing) носит случайный характер и менее всего свойственна психическим процессам. Существует повод, даже многочисленные поводы, для каждой мысли, чувства, воспоминания или действия. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Кажется, что многие психические явления возникают самопроизвольно; однако Фрейд начал исследовать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное явление с другим.

«Нет необходимости характеризовать то, что мы называем «сознательное». Это подразумевает как сознание философов, так и сознание обывателей» (Freud, 1940, р. 16).

Сознательное, подсознательное и предсознательное.

Фрейд описывал психическую организацию как бы разделенной на три компоненты: сознательное, бессознательное и предсознательное.

Сознательное

Сознание очевидно, и по этой причине оно — та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени. Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное (Herzog, 1991).

Бессознательное

Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу кажущегося отсутствия последовательности. «Мы называем психический процесс бессознательным, существование которого обязаны допустить, — мы заключаем это из его воздействий, — но мы ничего о нем не знаем» (1933, р. 70).

Психология bookap

Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию.

Кроме того, существует материал, который отделен — подвергнут цензуре и вытеснен — из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на сознание, но косвенным образом.

«Некоторая неадекватность наших психических функций и некоторые поступки, очевидно, являются непроизвольным подтверждением их полной мотивированности при проведении психоаналитического исследования» (Freud, 1901).

Для бессознательного материала характерны живость и непосредственность восприятия. «Мы установили опытным путем, что бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть применено понятие времени» (Freud in: Fodor & Gaynor, 1958, p. 162). Воспоминания, которым десятки лет, когда они впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.

Предсознательное

Строго говоря, предсознательное — это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.

Влечения.

Влечение (Trieb по-немецки) иногда неправильно переводится в некоторых руководствах как «инстинкт» (Bettelheim, 1982, р. 87-88). Влечения, или побуждения, вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления. Такие влечения являются «основным мотивом всей деятельности» (Freud, 1940, р. 5). Фрейд обозначил физические аспекты влечений как потребности и психические аспекты влечений как желания.

Эти потребности и желания побуждают людей совершать поступки.

«Нельзя ставить вопрос об ограничении тех или иных основных влечений пределами одной области психики, их присутствие неизбежно повсюду» (Freud, 1940).

Все влечения имеют четыре составных элемента: источник (source), цель (aim), стимул (impetus) и объект (object). Источником, то есть местом, где происходит возникновение потребности, может быть какая-то часть или тело человека в целом. Цель должна ослаблять потребность до такой степени, что отпадает необходимость в действии; это дает организму удовлетворение его актуальных желаний. Стимул — это количество энергии, сила или давление, которое используется для удовлетворения влечения. Объект влечения — это любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное желание.

Рассмотрим случай, в котором эти составные элементы проявляются на примере человека, томимого жаждой. Тело человека постепенно обезвоживается до тех пор, пока ему не потребуется снова какое-то количество жидкости; источник — это растущая потребность в жидкости. Когда потребность становится сильнее, возникает ощущение жажды. Когда же эта жажда не удовлетворяется, она становится более явной. И наконец, сила жажды возрастает настолько, что делает стимул или энергию способной действовать таким образом, чтобы уменьшить силу жажды. Цель должна ослабить состояние напряжения. Решение проблемы заключается не просто в какой-то жидкости — молоке, воде или пиве, — но во всех действиях, которые приводят к ослаблению напряжения. Эти возможные действия включают в себя следующие поступки: встать, пойти на кухню, выбрать среди разных напитков один, приготовить и выпить его. Решающим моментом для запоминания является то, что влечение может быть полностью или частично удовлетворяемо множеством способов, невзирая на то, инстинктивны или нет исходные ответные действия по поводу поиска путей решения проблемы.

Способность удовлетворять потребности у животных часто ограничена моделью стереотипного поведения. Влечения человека только инициируют потребность в действии; они не предопределяют деталей действия или того, как оно завершится. Множество решений, доступных для индивида, — это совокупность его или ее исходного биологического побуждения, психического «желания» (которое может быть, а может и не быть сознательным) и сонма предшествующих мыслей, привычек и наличествующих взглядов.

Фрейд предположил, что нормальная, здравомыслящая модель поведения заключается в стремлении уменьшить состояние напряжения до приемлемого уровня. Человек, у которого имеется в наличии некая потребность, будет продолжать заниматься поисками путей, которые смогут ослабить первоначальное состояние напряжения. Завершенный цикл поведения — от релаксации к напряжению, действию и обратно к релаксации — назван моделью напряжения-ослабления (tension-reduction). Напряжение снимается при помощи возвращения физического тела к состоянию равновесия, которое существовало до того, как возникла потребность.

Множество кажущихся полезными мыслей и моделей поведения в действительности не ослабляют напряжения; напротив, они могут вызывать и поддерживать состояние напряжения, стресса или тревоги.

По Фрейду, такие мысли и модели поведения указывают на то, что открытое проявление влечения искажено или блокировано.

Основные влечения

Фрейд раскрыл два вида основных влечений. Его ранняя модель описывала две противоположные силы: сексуальную (в более широком смысле эротическую или доставляющую физическое удовольствие) и агрессивную, или деструктивную. Позднее он описал эти силы более масштабно: одну в качестве силы, поддерживающей жизнь, другую в качестве силы, потворствующей смерти (и разрушению). Обе формулировки подразумевают биологическую, поведенческую и неразрешенную пару противоречий. Проявление этого основного антагонизма необязательно для душевной жизни человека, поскольку большинство наших мыслей и поступков вызваны действием этих инстинктивных сил, но не каждой в отдельности, а в их единой комбинации.

Психология bookap

Фрейд был поражен разнообразием и сложностью, присущими поведению человека, которое является результатом взаимодействия основных побуждений. «Сексуальные влечения удивительны по причине своей гибкости, по той легкости, с которой они могут менять свои объекты, по своей взаимозаменяемости, то есть по непринужденности, с которой они заменяют один вид удовольствия другим, и по способу, которым можно временно приостановить их воздействие» (1933, р. 97). Фрейд отметил, что объектом сексуального влечения может быть множество вещей. Сексуальное желание, например, может удовлетворяться посредством сексуальной активности, но также и при просматривании эротических фильмов, разглядывании изображений, чтении соответствующей литературы, фантазировании, а также, как показали исследования, во время еды, питья и даже при выполнении физических упражнений. Влечения — это каналы, по которым может течь энергия, но эта энергия подчиняется своим собственным законам.

«Человек страдает неврозом, если его эго теряет способность каким-то образом распределять свое либидо» (Freud, 1916).

Либидо и агрессивная энергия.

Каждое из этих обобщенных влечений имеет свой особый источник энергии. Либидо (лат. libido — страстное влечение, сильное желание) — это энергия, которая наличествует у влечения к жизни. «Ее вырабатывание, усиление или ослабление, распределение и перемещение может предоставить нам возможность объяснения наблюдаемого психосексуального феномена» (Freud, 1905 а, р. 118).

Одной из характеристик либидо является его «мобильность» — это та легкость, с которой оно может переключаться с одной зоны внимания на другую. Фрейд изобразил изменчивую природу эмоциональной восприимчивости (responsiveness) в виде потока энергии, устремляющегося к областям непосредственного интереса и вытекающего из них.

Агрессивная энергия, или влечение к смерти, не имеет специального названия. Предположительно ее основные свойства такие же, как и у либидо, хотя Фрейд не дал четкого описания.

Катексис.

Катексис — это способ, посредством которого имеющаяся в наличии либидозная, психическая энергия привязывается или вкладывается в какого-то человека, идею или вещь. Либидо в состоянии катексиса больше не мобильно и не может перейти к новым объектам. Причина этого кроется в той области психики, которая притягивает и удерживает его (либидо).

Немецкое слово Besetzung, которое Фрейд использовал для обозначения этого понятия, имеет как значение «захватывание», так и значение «вкладывание». Если вы представите ваш запас либидо как некое данное количество денег, то катексис — это способ их вложения. Раз уж какая-то часть денег инвестирована или вложена, она остается там, позволяя вам инвестировать то, что осталось, в другом месте.

Например, психоаналитические изучения случаев переживания скорби по поводу смерти близкого человека интерпретируют отсутствие интереса к повседневным делам и излишнюю сосредоточенность на недавно умершем человеке как уход либидо из сферы обычных взаимоотношений и как катексис крайней степени по отношению к ушедшему.

«Существуют определенные патологические состояния, которые, по-видимому невозможно объяснить, не постулируя того, что субъект извлекает конкретное количество энергии, которую он распределяет в различных пропорциях в его взаимоотношениях с объектами и с самим собой» (La Planche & Pontalis, 1973, p. 65).

Психоаналитическая теория связана с пониманием того, где либидо «привязалось» (cathected) неподходящим образом. Когда эта энергия освобождается и перенаправляется, тогда она становится пригодной для удовлетворения других имеющихся потребностей. Необходимость высвобождения пограничных энергий (bound energies) обнаруживается в идеях Карла Роджерса (Carl Rogers) и Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), а также в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий приходит к различным выводам относительно источника психической энергии, но все согласны с утверждением Фрейда о том, что идентификация и направленность психической энергии — это главный вопрос в понимании личности.

Архив психологического детерминизма | PsychStudies.net

Оговорка?

Возможно, единственной наиболее репрезентативной концепцией психоанализа является концепция психологического детерминизма . Под этим я подразумеваю фундаментальную веру в то, что человеческое поведение, сознание и опыт детерминированы или объяснимы. Фрейд следовал научной традиции, посвященной раскрытию законов и тайн жизни, надеясь, что это приведет к всеобъемлющей теории разума.

Является ли действие случайным или случайным?

Такой подход никогда не удовлетворится заключением, предполагающим, что определенное действие было «случайным» или «случайным», или что мысль возникла исключительно в результате спонтанного, бессмысленного нейрохимического действия. В отличие от радикального бихевиоризма или даже теории социального научения, которые предлагают объяснять некоторые виды поведения как случайные случайности или случайности, психоаналитическое мышление склонно рассматривать такие объяснения как наивные, упрощенные или поверхностные.

Что психоанализ говорит нам о действии?

Психоанализ предлагает описывать разум и поведение как осмысленные и понятные. Таким образом, наша жизнь является продуктом нашего бытия. Наши намерения, , а также наши случая, достойны понимания. В то время как критики могут утверждать, что психоаналитические теории делают слишком много из слишком малого, предполагаемая ошибка совершается в погоне за знаниями, с неявным ожиданием и уважением к сложности жизни. Следует также отметить, что такое отношение отражает высокую оценку гуманизм психологии, а не ее механизация или сведение к биохимии.

В чем суть психоаналитического объяснения?

Даже если бы можно было раз и навсегда продемонстрировать, что вселенная и жизнь — случайные, бессмысленные явления, это не противоречило бы точке зрения детерминизма. В центре внимания психоаналитического объяснения находится человеческий опыт жизни. Что характерно для человека, так это склонность нашего разума находить смысл в чепухе. Мы не можем терпеть состояние неопределенности или замешательства. Психологический детерминизм обращается к этой характеристике человека, предполагая, что все человеческое знание, каким бы сложным, абстрактным или глубоким оно ни было, всегда, в конечном счете,0003 человек.

Исследования Фрейда и Брейера по истерии

Исследования Фрейда и Брейера по истерии являются классическими примерами человечности, присущей взгляду на психологический детерминизм. В своем исследовании и лечении истерии они подчеркивали, что своеобразное поведение пациентов проистекает из важных, но забытых эпизодов их жизни. Истерия, понимаемая в контексте жизни человека, представляет собой осмысленную непрерывность бытия, так что психическая жизнь пациента считается актуальной, а пациент в дальнейшем воспринимается как проявляющий психологические процессы, общие для человечества. «Логика» симптомов вскоре привела к пониманию логики сновидений, ошибок, шуток и оговорок. С принятием детерминизма мы больше никогда не сможем воспринимать жизненные события как должное!

Подробнее о психологическом детерминизме и других психоаналитических концепциях см. в курсе «Классическая психоаналитическая теория». Если вы хотите получить сертификат специализации в области психоаналитической психотерапии и узнать больше об интересующих вас вопросах, ознакомьтесь с нашими онлайн-курсами повышения квалификации по психологии на дому.

История психологии: ДЕТЕРМИНИЗМ В ПСИХОЛОГИИ

Наиболее широко принятое определение психологии состоит в том, что это научное исследование поведения и психических процессов. Акцент на научный существует с 19 века, что указывает на то, что психология в значительной степени следует научным методам и принципам. Одним из таких принципов была доктрина детерминизма. Учение о детерминизме состоит в предположении, что все исследуемое закономерно, т. е. может быть понято с точки зрения причинных законов.

Детерминизм, в психологии — это предположение, что все виды поведения имеют определенную причину. В Другими словами, детерминизм сосредоточен вокруг понятия причинности. Детерминисты Есть предположение, что все события во Вселенной имеют причину. Дальше, поскольку люди являются частью вселенной, все человеческое поведение также имеет причина. Предположение о детерминизме также предполагает, что все причины поведение находится вне контроля человека. Это говорит о том, что, согласно Согласно детерминизму, люди не могут контролировать свое поведение.

идея о детерминированности человеческого поведения хорошо согласуется с понятием науки и научной психологии. Детерминисты считают, что чем больше причин поведение известно, тем легче будет делать прогнозы о человеческом поведение.

Барух Спиноза

Голландский философ и один из великих рационалистов Барух Спиноза часто считается первым современным мыслителем, который говорил о психологических процессах с детерминированной точки зрения. Спиноза утверждал, что природа закономерна, и поскольку люди являются частью природы, все виды мыслей и поведения также законны и, таким образом, детерминистичны.

Спиноза предположил, что законы природы применимы к разуму и другим психологические процессы. Далее он предположил, что эти законы могут быть использованы для изучать психологические процессы. Строгая детерминистская перспектива Спинозы привело к возникновению научных исследований разума. Оказалось, быть важным предшественником научной психологии. В итоге это сыграло влиятельную роль Густава Теодора Фехнера и Вильгельма Вундта в представлении экспериментальный подход к дисциплине психологии.

Отдельно от Спинозы, одного из первых современных мыслителей, говорящих о законности психологические процессы и утверждают детерминистскую перспективу человеческого поведением, является основоположник британского эмпиризма Томас Гоббс. Гоббс был большое влияние оказал Галилей, отец современной физики. Галилей имел объяснил движение физических объектов, используя механистический принцип, что на них действуют внешние силы.

Томас Гоббс

Гоббс считал, что люди также являются частью природы, и поэтому человеческое поведение может объяснить также как движение физических объектов, т. механистический принцип. Это была первая серьезная попытка объяснить человеческий поведение с использованием приемов Галилея, то есть началось использование методы физических наук в изучении человеческого поведения. Потому что Гоббс был убежден, что движение физических объектов вызывается внешними силами воздействуя на них, и что человеческое поведение можно объяснить таким же образом, он использовал детерминированную перспективу.

детерминистская точка зрения Гоббса была развита позднейшим британским эмпириков, которые в итоге заложили фундамент научной психологии, была основана Вильгельмом Вундтом. Поэтому Спиноза и Гоббс, будучи двумя самые ранние мыслители, которые использовали детерминистскую точку зрения в понимании человеческого поведения, сыграли важную роль в создании дисциплины психологии. научный характер. Именно их детерминистский взгляд на поведение заставил психологов в начале современной психологии также верить в детерминизм.

веру ранних психологов в детерминизм можно ясно обнаружить в идеи пяти классических школ психологии – структурализма, функционализм, психоанализ, гештальт-психология и бихевиоризм. Структурализм , первая школа психологии, делавшая акцент на экспериментальном методе, предлагает исследовать причинно-следственные связи. Это также было Известно, что они строго следуют механистическому принципу. Это делает школу структурализм детерминирован по своей природе.

школа функционализм сделала упор на адаптацию к окружающей среде. Согласно функционализму, сознание помогает людям адаптироваться в среда; силы окружающей среды воздействуют на ум. Эта основная идея функционализма делает его детерминированным.

школа психоанализа делает акцент на бессознательном и детские переживания формируют взрослое поведение. Лица, по мнению психоанализа, не имеют никакого контроля над своим поведением. Это делает школу психоанализ носит детерминированный характер.

Гештальт психология делает акцент на универсальных законах, управляющих перцептивным организация и обработка информации. Это говорит о том, что разум организует и интерпретирует информацию законным образом. Это свидетельствует о том, что школа Гештальт-психология также носит детерминированный характер.

Наконец, школу бихевиоризма можно считать наиболее детерминистской среди пяти классических школ психологии. Бихевиоризм весьма механистичен по своей природе. Это предполагает, что люди пассивно реагируют на раздражители в окружающей среде. Бихевиоризм делает упор на причинно-следственных связях. отношения – стимулы, вызывающие поведенческую реакцию.

пять классических школ психологии, будучи детерминистскими, можно рассматривать как прямое следствие акцента современной психологии на использовании научных методы. Эта тенденция была обнаружена в большинстве разделов психологии, которые появились в последующие годы.

Детерминизм в психологии можно в широком смысле классифицировать как физический детерминизм и психический детерминизм. детерминизм. Когда причина (причины) поведения измерима и поддается количественному определению, тогда это упоминается как физический детерминизм . Физический детерминизм включает биологический, экологический и социокультурный детерминизм.

Если причины поведения связаны с физиологическими процессами или генетикой, то оно называют биологическим детерминизмом. Если причины поведения экологические раздражители, то есть находится внутри среды, а вне индивида, то говорят об экологическом детерминизме. Если причины поведение связано с социокультурными процессами, такими как культура, нормы и обычаи, то говорят о социокультурном детерминизме. Во всех этих случаях причины поведения могут быть непосредственно измерены и даже определены количественно. Психологи, занимающиеся биопсихологией, психологией окружающей среды, теория поведения, социальная психология, культурная психология и т. д. связано с физическим детерминизмом.

В в отличие от физического детерминизма, когда причина (причины) поведения субъективны в природе и не может быть измерен напрямую, то он известен как психических детерминизм . Он в основном включает причины, объясняемые с точки зрения когнитивных и эмоциональные переживания. Если причинами поведения являются убеждения, эмоции, восприятий, идей и т. д., то говорят о психическом детерминизме. Психологи выделяют сознательное, бессознательное и бессознательное. психические события, такие как те, кто занимается когнитивной психологией или психоанализом связаны с психическим детерминизмом.

Оба физический и психический детерминизм, таким образом, покрывают большинство подполей в Дисциплина психологии в наше время. Это свидетельствует о том, что идея Детерминизм получил широкое признание в психологии.

Несмотря на его широкое признание, однако, психологам часто приходилось сталкиваться с одним важным критика при связывании детерминизма с человеческим поведением. Поведение человека Детерминизм автоматически дает представление о том, что у людей нет контроль над своим поведением, и что их поведение направляется силами, которые находятся вне их контроля. Это представление о человеческом поведении было предложено очень опасен многими учеными и даже поднимает ряд моралистических вопросов. Ученые, выступающие против идеи детерминизма, утверждают, что без личного ответственность за свое поведение, людям может сойти с рук отвратительные действия, просто предполагая, что все детерминировано.

Уильям Джеймс

Уильям Однако Джеймс, один из самых известных психологов и философов и главный предшественник школы функционализма, ответил на это. критика. Джеймс предположил, что в некоторых случаях может быть личная ответственность. тоже связано с детерминизмом.

В В этом отношении Джеймс проводил различие между тем, что он называл жестким детерминизмом, и мягкий детерминизм. Когда поведение вызвано автоматическим или механическим процессов, то он называется жесткий детерминизм . В таких случаях будет нести личную ответственность.

Мягкий детерминизм , с другой стороны, включает когнитивные такие процессы, как намерение, мотивация, убеждения. Это рациональные процессы которые происходят из-за преднамеренной мысли. Они квалифицируются как причины поведения, но у человека есть выбор действовать определенным образом. Таким образом, мягкий детерминизм становится способом связать личную ответственность с детерминизмом.

Независимо личной ответственности, единственное, с чем согласны все психологи, это что детерминизм в отношении человеческого поведения становится очень сложным. Психологи предполагают, что за одной конкретной проблемой может стоять ряд причин. поведение. Это очень затрудняет точное определение того, что вызвало конкретное поведение. Много раз некоторые действия происходят даже случайно или вдруг или неожиданно. Это еще больше усложняет детерминизм в человеческое поведение, потому что даже когда есть причина, она становится почти невозможно делать прогнозы.

Психологи также позаимствовали идею принципа неопределенности из физики, приведя аргумент о том, что детерминизм сложен по отношению к человеческому поведение. Физик Карл Гейзенберг, давший этот принцип, предложил что простое наблюдение за объектом/явлением может повлиять на его активность, создав сомнения в достоверности наблюдения. Это указывает на то, что ничто не может быть известным с уверенностью, таким образом, известный как принцип неопределенности.

Та же идея применительно к человеческому поведению предполагает, что причина любого поведения не может быть определена. Детерминисты в психологии считают, что, хотя поведение имеет определенные причины, принцип неопределенности предполагает, что не может быть уверенности в знании этих причин.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts