Психологический статус это: Психический статус — что в нем писать эксперту-психологу — Эксперт Макарова Инна Юрьевна — Статьи

Психический статус — что в нем писать эксперту-психологу — Эксперт Макарова Инна Юрьевна — Статьи

Эксперт Макарова Инна Юрьевна

05.04.2021

Россия, Москва и Московская область, Домодедово

5 мин.

Психический статус – это описание состояния психики человека, включающее его интеллектуальные, эмоциональные и физиологические возможности.

Для врача-психиатра психический статус один из главнейших инструментов установления того, что происходит с психикой пациента. У психиатра описание статуса включает в себя полную оценку, начиная с внешнего вида пациента, через особенности его мышления, вплоть до пульса и состояния зрачков. Во многом именно на основании описанного психического статуса врач-психиатр ставит диагноз (что не исключает прочих исследований, разумеется).

У психолога психический статус отражает актуальное на момент обследования состояние подэкспертного.  То, что психолог наблюдает сам, без тестовых или экспериментальных методик. Поэтому в психологическом заключении описание когнитивных функций (память, внимание, мышление и т.д.), эмоционально-личностных особенностей, результаты клинической беседы (например, о суицидальных мыслях подэкспертного) описываются в разделе «Результаты экспериментального исследования», а не в психическом статусе.

Поскольку я люблю структуру, которая позволяет ничего не забыть, то привожу схему описания психического статуса для эксперта-психолога.

Обращаю внимание, что статус не исчерпывается приведенными примерами по каждому из пунктов, они даны в ориентировочных целях и ни в коем случае нельзя смотреть на подэкспертного, используя эту схему как готовый шаблон для проставления галочек.

Но начинать с чего-то надо, так что поехали.

Состояние сознания

  1. ясное
  2. помраченное

Врач может использовать конкретные термины (сопор, кома). Психолог, разумеется, нет. Но крайне важно отметить состояние сознания подэкспертного, пусть и не в медицинских терминах, но так, чтобы было понятно читающему.

Контакт

  1. охотно вступает в контакт, полностью доступен для беседы
  2. формальный
  3. избирательный
  4. негативистичный
  5. недоступен для контакта
  6. причины ухудшения контакта: физические (нарушения слуха, речи, заикание, спутанное сознание), психологические (загруженность внутренними переживаниями, растерянность, агрессивность), установочные (аггравация, симуляция).

Внешний вид

  1. опрятен
  2. неопрятен
  3. вычурный
  4. небрежный
  5. соответствует возрасту и ситуации
  6. одет по погоде

Состояние личной гигиены

  1. нормальное
  2. сниженное
  3. запущенное

Можно описать, в чем именно проявляются проблемы во внешнем виде и в гигиене (пятна или дыры на одежде, одежда не по размеру, грязные волосы, размазанная по лицу декоративная косметика, избыточное использование косметики и т.д.)

Мимика, жесты, интонации

  1. живые, адекватные, в меру экспрессивные
  2. экспрессивные, экзальтированные, избыточные
  3. обедненные, однообразные
  4. амимия

Критичность

  1. к своему состоянию
  2. к продуктам собственной деятельности
  3. сохранная, адекватная
  4. частичная
  5. формальная
  6. нарушена

Ориентировка

  1. время
  2. место
  3. собственная личность и окружающие
  4. ситуация
  5. полностью ориентирован

Подэкспертный должен понимать, где он находится (на экспертизе), кто перед ним сидит (психолог-эксперт), в каком городе (а то и стране) все происходит, какое сегодня число, время года, примерное время (даже если у подэкспертного нет часов, ориентированный во времени человек все равно сможет определить утро сейчас, день или вечер).

Мотив экспертизы

  1. сформирован
  2. формальный
  3. отсутствует

Сотрудничество во время обследования

  1. полное
  2. частичное \ формальное
  3. отсутствует

Поведение

  1. спокойное, адекватное
  2. враждебное
  3. негативистичное
  4. агрессивное возбуждение
  5. апатичное
  6. другие варианты

Описывается поведение именно непосредственно на обследовании.

Эмоциональный фон

  1. ровный/лабильный
  2. средний
  3. сниженный
  4. повышенный

Эмоциональное реагирование

  1. адекватно ситуации.
  2. неадекватно ситуации
  3. злобное
  4. подозрительное
  5. тревожное
  6. подавленное
  7. лабильное (неустойчивое)
  8. испуганное
  9. уплощенное

Соблюдение дистанции

  1. соблюдает
  2. не соблюдает

Здесь имеется в виду соблюдение дистанции с психологом – разговор на ты, если не спрошено разрешение на это, фамильярность, неуместные личные вопросы или такие же неуместные рассказы о личных вещах и т.

д.

Жалобы

  1. активные (самостоятельно предъявляет)/пассивные (проясняются по ходу беседы)
  2. не предъявляет.

Речь

  1. речевая инициатива (достаточная, повышенная, пониженная)
  2. чистая, правильная, грамотная/с аграмматизмами
  3. произносительные (заикание, дефекты дикции) и просодические нарушения (голос глухой, дребезжащий, маломодулированный и т.д.)
  4. по темпу медленная, быстрая, средняя
  5. невнятное бормотание
  6. полный мутизм
  7. селективный мутизм
  8. немота
  9. бессвязность
  10. использование обсценной лексики, жаргонизмов, сленга

Голос

  1. тихий/громкий/средний
  2. монотонный
  3. модулированный
  4. выразительный

Особенности самовосприятия и мышления

  1. заниженная самооценка
  2. завышенная самооценка
  3. идеи самообвинения
  4. мысли о смерти
  5. мысли о самоубийстве
  6. мысли об убийстве
  7. мысли о мести

Злоупотребление психоактивными веществами

  1. алкоголь __________________________________________(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
  1. вид наркотического вещества ________________________________________(стаж употребления, доза, частота, способ, последний приём)
  1. ингалянты, токсические вещества ________________________(стаж употребления, доза, частота, последний приём)
  1. кофеин ________________________________________________(стаж употребления, доза, частота, способ, последний приём)
  1. никотин _______________________________________________(стаж употребления, доза, частота, последний приём)

Особенности внешности (на видимых частях тела)

  1. рубцы и шрамы
  2. следы инъекций
  3. раны
  4. кровоподтеки
  5. татуировки
  6. пирсинг

 Иные явные и необходимые для упоминания особенности (ограничение подвижности, отсутствие частей тела, характерные особенности и т. д.)

Сочетание Психического статуса (хоть и экспертного, но все же субъективного мнения) и Результатов экспериментального исследования (объективные данные) будет являться наилучшим отражением личности подэкспертного.

Психический статус пишется в форме удобочитаемого текста, разбитого на логические абзацы. Нельзя взять из выше описанной схемы подходящие пункты и просто вставить их списком. Статус должен быть текстом, описанием определенных сторон личности подэкспертного.Макарова Инна Юрьевна
Клинический психолог 1 категории, судебный эксперт-психолог
http://expert.innamakarova.com
Основа структуры психического статуса взята в публикации врача-психиатра Борохова А.Д «Описание психиатрического статуса в клинической практике и учебном процессе», дополнена и адаптирована под нужды психологов.

Статья о структуре заключения психологической экспертизы

заключение специалиста заключение эксперта психолог психологическая экспертиза структура заключения психолога эксперт

Глава 2 Психологический статус пациента

Содержание, основные вопросы. Определение психологического статуса — важная часть обследования пациента. Основные аспекты психологического анамнеза и психологического статуса.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

1.Что входит в психологический статус пациента?

2.Как проводить психологическое обследование пациента?

Студенты должны уметь:

1.Собрать психологический анамнез при необходимости.

2.Провести психологическое обследование пациента, используя наблюдения, устный расспрос, тестирование. Определить, есть ли нарушения психических процессов.

Необходимо помнить, что определение психологического статуса больного нужно для полного его обследования. Знание психологического статуса помогает сформировать индивидуальный подход к больному, разобраться в свойствах его личности и проблемах, внутреннем мире и душевном состоянии. У больного человека изменяется эмоциональная сфера, поведение, психические процессы. Больные могут по – разному реагировать на болезнь.

Все это нужно учитывать и своевременно реагировать на изменения психологического состояния пациента.

Перед определением психологического статуса пациента желательно собрать его психологический анамнез (это делается, когда у вашего больного есть серьезные психологические проблемы).

Психологический анамнез включает в себя следующие аспекты.

Демографическая информация:

— возраст

— семейное положение

— профессия

— образование

Актуальные проблемы психологического характера:

— когда возникли и с каким событием жизни были связаны

— отношения в семье, семейный анамнез

— были ли утраты близких людей, психотравмирующие ситуации, стрессы

— интересы, увлечения, духовный мир

— успехи и неудачи в жизни по оценке пациента

— планы на будущее

— удовлетворенность работой, браком и т.

д.

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме. Доктору может потребоваться часть информации, которая может помочь в диагностике.

Определение психологического статуса пациента является важной частью методики его обследования. В психологический статус пациента входят:

— Сознание (ориентировка в пространстве, во времени, месте, в собственной личности).

— Ощущение, восприятие (как воспринимает окружающий мир, есть ли нарушения).

— Внимание (описать устойчивость, концентрацию, объем, может ли сосредоточить внимание).

— Память (есть ли жалобы на состояние памяти, есть ли нарушения).

— Мышление, интеллект (определяется наблюдением, беседой с пациентом, учесть логику, последовательность изложения, уровень владения мыслительными операциями: анализом, обобщением и т.д.).

— Речь (оценить содержательность, последовательность, выразительность речи, словарный запас).

— Поведение (активное, пассивное).

— Психоэмоциональное состояние (настроение: бодрое, спокойное, оптимистичное, тоскливое, депрессивное и т.д.). Были ли в анамнезе стрессы, психотравмы, проблемы, разочарования, фрустрации.

— Темперамент и характер (можно определить с помощью тестов Айзенка и Леонгарда, а также наблюдением).

— Отношение к болезни (тип реакции на болезнь). Определяется наблюдением, а также с помощью теста ЛОБИ.

— Духовная сфера (хобби, увлечения). Семейное положение, взаимоотношения в семье, удовлетворенность профессией.

Психологический статус пожилых людей с хроническими заболеваниями: играет ли роль тип заболевания?

. 1996 г., май; 40(5):521-34.

doi: 10.1016/0022-3999(95)00620-6.

БВ Пеннинкс 1 , А. Т. Бикман, Дж. Ормель, Д. М. Кригсман, А. Дж. Бёке, Дж. Т. ван Эйк, Д. Дж. Диг

Принадлежности

принадлежность

  • 1 Институт исследований заочной медицины, Свободный университет, Амстердам, Нидерланды.
  • PMID: 8803861
  • DOI: 10.1016/0022-3999(95)00620-6

BW Penninx et al. Дж. Психосом Рез. 1996 мая.

. 1996 г., май; 40(5):521-34.

doi: 10.1016/0022-3999(95)00620-6.

Авторы

БВ Пеннинкс 1 , А. Т. Бикман, Дж. Ормель, Д. М. Кригсман, А. Дж. Бёке, Дж. Т. ван Эйк, Д. Дж. Диг

принадлежность

  • 1 Институт исследований заочной медицины, Свободный университет, Амстердам, Нидерланды.
  • PMID: 8803861
  • DOI: 10.1016/0022-3999(95)00620-6

Абстрактный

Психологический статус, в том числе депрессивные симптомы, тревожность и самообладание, измерялся в выборке из 3076 человек в возрасте от 55 до 85 лет с различными хроническими заболеваниями. Были обнаружены сильные линейные связи между количеством хронических заболеваний и депрессивными симптомами и тревогой, что указывает на то, что психологический дистресс у пожилых людей более очевиден при наличии (большего количества) заболеваний. Кроме того, в отличие от общих предположений о том, что мастерство является относительно стабильным состоянием, наши результаты показывают, что на мастерство влияют хронические заболевания. 8 групп хронических больных (с сердечными заболеваниями, периферическим атеросклерозом, инсультом, диабетом, заболеваниями легких, остеоартритом, ревматоидным артритом или раком) отличались по своим связям с психологическим дистрессом. Психологический дистресс чаще всего испытывают пациенты с остеоартритом, ревматоидным артритом и инсультом, в то время как пациенты с диабетом и сердечными заболеваниями, по-видимому, испытывают наименьшие психологические расстройства. Различия в характеристиках заболеваний, таких как функциональная недееспособность и контролируемость болезни, могут частично объяснить эти наблюдаемые психологические различия между заболеваниями.

Похожие статьи

  • Хронические заболевания и психическое здоровье пожилых людей: инвалидность и психосоциальные ресурсы опосредуют специфические последствия для психического здоровья.

    Ормел Дж., Кемпен Г.И., Пеннинкс Б.В., Брилман Э.И., Бикман А.Т., ван Зондерен Э. Ормел Дж. и др. Психомед. 1997 сен; 27 (5): 1065-77. doi: 10.1017/s0033291797005321. Психомед. 1997. PMID: 9300512

  • Психологическое воздействие спадов болезни: сравнение новых и хронических состояний.

    Эрдал К.Дж., Заутра А.Дж. Эрдал К.Дж. и др. Психологическое старение. 1995 г., декабрь; 10 (4): 570-7. doi: 10.1037//0882-7974.10.4.570. Психологическое старение. 1995. PMID: 8749584

  • Позитивная и негативная социальная поддержка при хроническом заболевании.

    Рэй С. Рэй С. Psychol Rep. 1992 Dec; 71 (3 Pt 1): 977-8. doi: 10.2466/pr0.1992.71.3.977. Psychol Rep. 1992. PMID: 1454951

  • Болезненное поведение, черты личности, тревога и депрессия у пациентов с болезнью Меньера.

    Савастано М., Марон М.Б., Мангиалаио М., Лонги П., Рицзардо Р. Савастано М. и др. J Отоларингол. 1996 окт; 25 (5): 329-33. J Отоларингол. 1996. PMID: 8

  • 3 Обзор.

  • [Хронически больной и психически неполноценный? Результаты анализа новой литературы.

    Seiffge-Krenke I, Skaletz C. Seiffge-Krenke I и др. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2006;55(1):73-90. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2006. PMID: 16471415 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Глобальное бремя остеоартрита, связанное с высоким индексом массы тела, в 204 странах и территориях, 1990–2019 гг.: результаты исследования глобального бремени болезней 2019 г.

    Чжао Г., Чжу С., Чжан Ф., Чжан С., Чжан С., Ли Т., Ли Д., Чжу В. Чжао Г и др. Эндокринный. 2023 Январь; 79 (1): 60-71. doi: 10.1007/s12020-022-03201-w. Epub 2022 3 октября. Эндокринный. 2023. PMID: 36190652

  • Связь между мультиморбидностью и депрессивными симптомами среди взрослых индийцев, основанная на сопоставлении баллов склонности.

    Сингх С., Шри Н., Двиведи Л.К. Сингх С. и др. Научный представитель 2022 г. 15 сентября; 12 (1): 15518. doi: 10.1038/s41598-022-18525-w. Научный представитель 2022. PMID: 36109532 Бесплатная статья ЧВК.

  • Депрессия и отсутствие пищевой безопасности у больных ревматоидным артритом в NHANES.

    Цай Кью, Песа Дж, Ван Р, Фу АЗ. Кай Кью и др. БМК Ревматол. 2022 февраль 2;6(1):6. doi: 10.1186/s41927-021-00236-w. БМК Ревматол. 2022. PMID: 35105369 Бесплатная статья ЧВК.

  • Разделение спроса и расходов на здравоохранение для пожилых людей в Китае.

    Ян С, Ван Д, Ли В, Ван С, Ян С, Ло К. Ян С. и др. Здравоохранение (Базель). 2021 10 октября; 9 (10): 1346. doi: 10.3390/здравоохранение9101346. Здравоохранение (Базель). 2021. PMID: 34683026 Бесплатная статья ЧВК.

  • Выживание после ожоговой травмы: факторы продолжительности пребывания в больнице.

    Она К.Н., Аллмендингер Р., Хэндл Дж., Данн К.В. Онах К.Н. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 18 января; 18 (2): 761. дои: 10.3390/ijerph28020761. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 33477442 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Статус | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


В социологии или антропологии социальный статус — это почет или престиж, связанные с положением в обществе (своим социальным положением). Это может также относиться к рангу или положению, которое человек занимает в группе, например, сын или дочь, товарищ по играм, ученик и т. д.

Социальный статус, положение или ранг человека или группы в обществе можно определить двумя способами. Можно заработать свой социальный статус своими собственными достижениями, которые известны как достигнутый статус. В качестве альтернативы, человек может быть помещен в систему стратификации по своему унаследованному положению, которое называется приписываемым статусом. Приписываемые статусы также можно определить как закрепленные за индивидуумом при рождении. Приписанные статусы, существующие во всех обществах, включают статусы, основанные на поле, возрасте, расе, этнической группе и семейном происхождении. Например, человек, рожденный в богатой семье, характеризующейся такими чертами, как популярность, таланты и высокие ценности, в детстве будет иметь много ожиданий. Таким образом, им дается и обучается множество социальных ролей, поскольку они социально позиционируются в семье, приобретая все эти черты и характеристики. Достигнутые статусы означают также то, что человек приобретает в течение своей жизни в результате применения знаний, способностей, навыков и/или настойчивости. Профессия представляет собой пример статуса, который может быть либо приписан, либо достигнут. Его можно достичь, получив необходимые знания и навыки, чтобы занять более высокое социальное положение на этой работе; формирование социальной идентичности человека в рамках профессии.

Содержание

  • 1 Статус в различных обществах
  • 2 Доход и статус
  • 3 Врожденный и приобретенный статус
  • 4 Социальная мобильность и социальный статус
  • 5 Социальная стратификация
    • 5.1 Последствия положения класса
  • 6 Три измерения стратификации Макса Вебера
    • 6.1 Группа состояний
  • 7 Теория Пьера Бурдье о классовых различиях
  • 8 См. также
  • 9 Каталожные номера
  • 10 Дальнейшее чтение

Статус в различных обществах

Статус относится к относительному рангу, который занимает человек; это включает сопутствующие права, обязанности и образ жизни в социальной иерархии, основанной на чести или престиже. Статус имеет два разных типа, которые сопровождают его: достигнутый и приписываемый. Слово статус относится к социальной стратификации по вертикальной шкале.

В обществе к группам со статусом парии относятся с пренебрежением или считают изгоями большинство населения. Термин происходит от параияров (касты парий), члены которой считаются изгоями в индуистском обществе.

В современном обществе профессия обычно считается основным фактором, определяющим статус, но другие членства или принадлежности (такие как этническая группа, религия, пол, добровольные ассоциации, фандом, хобби) могут иметь влияние. Важность социального статуса можно увидеть в иерархии сверстников вундеркиндов, спортсменов, чирлидеров, ботаников и чудаков в голливудских стереотипах американских средних школ. [1] [2] Достигнутый статус — это когда люди помещаются в стратификационную структуру на основе их индивидуальных заслуг или достижений. Этот статус может быть достигнут через образование, профессию и семейное положение. Их место в стратификационной структуре определяется социальной шкалой, которая часто судит о них по успешности, причем успеху финансовому, академическому, политическому и т.д. Америка чаще всего использует эту форму статуса с работой. Чем выше ваш ранг, тем лучше вы себя чувствуете и тем больше у вас контроля над вашими коллегами.

В досовременных обществах статусная дифференциация была весьма разнообразной. В некоторых случаях она может быть довольно жесткой и классовой, как, например, в индийской кастовой системе. В других случаях статус существует вне класса и / или неформально, как это верно для некоторых обществ охотников-собирателей, таких как койсан, и некоторых обществ коренных народов Австралии. В этих случаях статус ограничивается конкретными личными отношениями. Например, от койсанского мужчины ожидается серьезное отношение к матери жены (отношения без шуток), хотя свекровь не имеет особого «статуса» ни перед кем, кроме зятя, — и только тогда в конкретные контексты. Все общества имеют форму социального статуса.

Статус — важная идея социальной стратификации. Макс Вебер отличает статус от социального класса, [3] , хотя некоторые современные социологи-эмпирики добавляют эти две идеи для создания социально-экономического статуса или СЭС, которые обычно используются как простой показатель дохода, образования и профессионального престижа.

Доход и статус

Основная статья: Несоответствие статуса

Несоответствие статуса — это ситуация, когда социальное положение человека оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на его или ее социальный статус. Например, учитель может иметь положительный общественный имидж (уважение, престиж), который повышает его статус, но может зарабатывать мало денег, что одновременно снижает его статус.

Врожденный и приобретенный статус

Статусы, основанные на врожденных характеристиках, таких как пол, называются приписываемыми статусами, а статусы, полученные индивидуумами благодаря собственным усилиям, называются достигнутыми статусами. Определенное поведение связано с социальными стигмами, которые могут повлиять на статус.

Приписанный статус — это когда положение передается по наследству через семью. Монархия является широко признанным использованием этого метода, чтобы держать правителей в одной семье. Обычно это происходит при рождении без каких-либо указаний на то, как этот человек может оказаться хорошим или плохим лидером.

Социальная мобильность и социальный статус

Статус можно изменить в процессе социальной мобильности. Социальная мобильность – это смена положения в стратификационной системе. Изменение статуса может быть вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность). Социальная мобильность позволяет человеку перейти в другой социальный статус, отличный от того, в котором он или она родился. Социальная мобильность чаще встречается в обществах, где первичным основанием для социального статуса является достижение, а не присвоение.

Социальная мобильность особенно заметна в Соединенных Штатах в последние годы с постоянно растущим числом женщин, поступающих на работу, а также неуклонным увеличением числа студентов дневных отделений колледжей. [4] [5] Это повышение уровня образования, а также резкое увеличение доходов нескольких домохозяйств в значительной степени способствовали повышению социальной мобильности, достигнутой сегодня очень многими. С этим лифтом; однако приходит философия «идти в ногу с Джонсами», которую придерживаются многие американцы. Хотя на первый взгляд это звучит хорошо, на самом деле это создает проблему, потому что миллионы американцев имеют долги по кредитным картам из-за демонстративного потребления и покупки товаров, на которые у них нет денег, чтобы заплатить.

Социальная стратификация

Основная статья: Социальная стратификация

Социальная стратификация описывает положение людей в обществе. Это связано со способностью людей жить в соответствии с некоторым набором идеалов или принципов, которые общество или какая-либо социальная группа в нем считают важными. Члены социальной группы взаимодействуют в основном внутри своей группы и в меньшей степени с теми, кто имеет более высокий или более низкий статус.

Группы:

  • Богатство и доход (наиболее распространенный): связи между людьми с одинаковым личным доходом
  • Пол: связи между лицами одного пола и сексуальность
  • Политический статус: Связи между лицами с одинаковыми политическими взглядами/статусом
  • Религия: Связи между лицами одной религии
  • Этническая/расовая принадлежность: связи между лицами одной этнической/расовой группы
  • Социальный класс: связи между лицами, родившимися в одной группе
  • Классность: Связи между людьми с одинаковым уровнем популярности

Последствия классового положения

Различное потребление социальных благ является наиболее заметным следствием классового положения. В современных обществах это перерастает в неравенство доходов, а в других обществах может проявляться в недоедании и периодическом голодании. Хотя классовый статус не является причинным фактором для дохода, есть последовательные данные, которые показывают, что люди из более высоких классов имеют более высокие доходы, чем люди из более низких классов.

Три измерения стратификации Макса Вебера

Немецкий социолог Макс Вебер разработал теорию, предполагающую, что стратификация основана на трех факторах, которые стали известны как «три фактора стратификации»: собственность, престиж и власть. Он утверждал, что социальная стратификация является результатом взаимодействия богатства, престижа и власти.

  • Имущество относится к материальному имуществу человека и его жизненным шансам. Если кто-то контролирует собственность, это лицо имеет власть над другими и может использовать собственность в своих интересах.
  • Престиж также является важным фактором в определении места в системе стратификации. Владение собственностью не всегда гарантирует власть, но часто есть люди с престижем и небольшим имуществом.
  • Сила — это способность делать то, что хочется, независимо от воли других. (Доминирование, тесно связанное с этим понятие, представляет собой способность приводить поведение других в соответствие со своими командами). Это относится к двум различным типам власти: обладание властью и осуществление власти. И некоторые люди, ответственные за правительство, обладают огромной властью, но при этом не зарабатывают много денег.

Макс Вебер разработал различные способы организации обществ в иерархических системах власти. Этими способами являются социальный статус, классовая власть и политическая власть.

  • Социальный статус: Если вы считаете кого-то вышестоящим в обществе, этот человек будет иметь власть над вами, потому что вы считаете, что этот человек имеет более высокий статус, чем вы.
  • Сила класса: относится к неравному доступу к ресурсам. Если у вас есть доступ к чему-то, в чем нуждается кто-то другой, это может сделать вас сильнее, чем тот, кто в этом нуждается. Таким образом, человек, обладающий ресурсом, имеет власть над другим.
  • Политическая власть: Политическая власть может влиять на иерархическую систему власти, потому что те, кто может влиять на то, какие законы принимаются и как они применяются, могут осуществлять власть над другими.

Статусная группа

Основная статья: Статусная группа

Макс Вебер также разработал идею статусных групп. Статусные группы — это сообщества, основанные на представлениях о правильном образе жизни и о почете, оказываемом людям другими. Эти группы существуют только благодаря представлениям людей о престиже или бесчестии. Кроме того, люди в этих сообществах должны общаться только с людьми с таким же статусом, а все остальные люди рассматриваются как низшие.

Теория Пьера Бурдье о классовых различиях

Французский социолог Пьер Бурдье разработал теорию социальной стратификации, основанную на эстетическом вкусе, в своей работе Различие . Бурдье утверждает, что то, как человек решает представить свое социальное пространство миру, свои эстетические склонности, изображает свой статус и дистанцируется от низших групп. В частности, Бурдье предполагает, что эти предрасположенности усваиваются в раннем возрасте и направляют молодых людей к их соответствующему социальному положению, к подходящему для них поведению и отвращению к другому образу жизни.

Бурдье предполагает, что классовые фракции учат своих детей эстетическим предпочтениям. Классовые фракции определяются комбинацией различных степеней социального, экономического и культурного капитала. Общество включает в себя «символические товары, особенно те, которые считаются атрибутами совершенства, […как] идеальное оружие в стратегиях отличия». [6] Те качества, которые считаются отличными, формируются интересами господствующего класса. Он с самого начала подчеркивает доминирование культурного капитала, заявляя, что «различия в культурном капитале отмечают различия между классами». [7]

Эстетические склонности являются результатом социального происхождения, а не накопленного капитала и опыта с течением времени. Приобретение культурного капитала в значительной степени зависит от «полного, раннего, незаметного обучения, осуществляемого в семье с самых первых дней жизни». [6] Бурдье гипотетически гарантирует, что мнения молодых — это те, в которых они родились, общепринятые «определения, которые им предлагают старшие». [8]

Он утверждает примат социального происхождения и культурного капитала, утверждая, что социальный капитал и экономический капитал, хотя и приобретаются кумулятивно с течением времени, зависят от него. Бурдье утверждает, что «необходимо учитывать все характеристики социального положения, которые (статистически) связаны с самого раннего детства с высоким или низким доходом и которые имеют тенденцию формировать вкусы, приспособленные к этим условиям». [9]

Согласно Бурдье, вкусы в еде, культура и подача являются индикаторами класса, потому что тенденции в их потреблении, по-видимому, коррелируют с положением человека в обществе. [10] Каждая фракция господствующего класса вырабатывает свои эстетические критерии. Множественность потребительских интересов, основанных на различных социальных позициях, требует, чтобы каждая фракция «имела своих художников и философов, газет и критиков, так же как имеет своего парикмахера, декоратора или портного». [11]

Бурдье не полностью игнорирует важность социального капитала и экономического капитала в формировании культурного капитала. В самом деле, производство искусства и умение играть на инструменте «предполагают не только склонности, связанные с длительным пребыванием в мире искусства и культуры, но и экономические средства… и свободное время». [12] Однако, независимо от способности человека действовать в соответствии со своими предпочтениями, Бурдье уточняет, что «от респондентов требуется только выразить вызванное статусом знакомство с законной … культурой». [13]

«[Вкус] функционирует как своего рода социальная ориентация, «чувство своего места», направляя обитателей данного… социального пространства к социальным позициям, соответствующим их свойствам, и к обычаи или блага, подходящие для лиц, занимающих эту должность». [14] Таким образом, разные способы приобретения порождают различия в характере предпочтений. [15]

Эти «когнитивные структуры… являются интернализованными, «воплощенными» социальными структурами», становясь естественными для человека. [16] Различные вкусы, таким образом, рассматриваются как неестественные и отвергаемые, что приводит к «отвращению, вызванному ужасом или внутренней нетерпимостью («вызывающей тошноту») к вкусам других». [17]

Сам Бурдье полагает, что классовые различия и предпочтения «наиболее заметны в обычном выборе повседневного существования, таком как мебель, одежда или приготовление пищи, которые особенно выявляют глубоко укоренившиеся и давние предрасположенности, потому что ложь вне рамок образовательной системы им приходится противостоять, так сказать, голому вкусу». [18] В самом деле, Бордье считает, что «наиболее сильным и неизгладимым признаком обучения младенцев», вероятно, будут вкусы пищи. [19] Бурдье считает, что блюда, подаваемые по особым случаям, являются «интересным индикатором способа самопрезентации, принятого для «демонстрации» образа жизни (в котором мебель также играет роль)». [19] Идея состоит в том, что их симпатии и антипатии должны отражать симпатии их классовых фракций.

Предполагается, что дети из низших слоев социальной иерархии будут выбирать «тяжелую, жирную пищу, способствующую ожирению, которая к тому же дешевая» в своем обеденном меню, отдавая предпочтение «обильной и хорошей» еде, а не «оригинальной и экзотической» пище. «. [9] [19] Эти потенциальные результаты усилят «этику трезвости ради стройности» Бурдье, наиболее признанную на высших уровнях социальной иерархии, которая контрастирует с «дружественной снисходительностью», характерной для нижние классы. [20] Демонстрация вкусов роскоши (или свободы) и вкусов необходимости выявляет различие между социальными классами.

Степень влияния социального происхождения на эти предпочтения превосходит как образовательный, так и экономический капитал. Фактически, при эквивалентных уровнях образовательного капитала социальное происхождение остается влиятельным фактором, определяющим эти склонности. [13] То, как человек описывает свое социальное окружение, тесно связано с его социальным происхождением, поскольку инстинктивное повествование возникает на ранних стадиях развития. [21] Кроме того, в разных подразделениях труда «экономические ограничения имеют тенденцию ослабевать без каких-либо фундаментальных изменений в структуре расходов». [22] Это наблюдение подкрепляет идею о том, что социальное происхождение в большей степени, чем экономический капитал, создает эстетические предпочтения, поскольку, независимо от экономических возможностей, модели потребления остаются стабильными.

См. также

  • Присвоенный статус
  • Достигнутый статус
  • Власть
  • Демонстративное потребление
  • Доминирование
  • Экономическая мобильность
  • Слава
  • Почетный номер
  • Honorifics (лингвистика)
  • Профессиональный статус
  • Мощность
  • Престиж (социолингвистика)
  • Рейтинговое общество
  • Репутация
  • Социальный класс
  • Социальная иерархия
  • Социальная структура
  • Социальная структура США
  • Социально-экономический статус
  • Социометрический статус
  • Достижение статуса
  • Состояние тревоги
  • Класс состояния
  • Группа состояний
  • Статус установлен
  • Изменение состояния
  • Символ состояния
  • Статус общества

Ссылки

  1. ↑ http://www. virginia.edu/topnews/textonlyarchive/September_1996/nerd.txt
  2. ↑ Влияние внеклассных занятий в средней школе на популярность и статус сверстников — EDER and KINNEY 26 (3): 298 — Youth & Society
  3. ↑ Вебер, Макс. 1946. «Класс, статус, партия». Стр. 180–195 в «От Макса Вебера: Очерки социологии», HH Girth и C. Wright Mills (ред.). Нью-Йорк: Оксфордский университет.
  4. ↑ ОЛМИС — Женщины в рабочей силе
  5. ↑ Сборник статистики образования, 2007 г. — Введение
  6. 6,0 6.1 Бурдье 66
  7. ↑ Бурдье 69
  8. ↑ Бурдье 477
  9. 9,0 9,1 Бурдье 177
  10. ↑ Бурдье 184
  11. ↑ Бурдье 231-32
  12. ↑ Бурдье 75
  13. 13,0 13,1 Бурдье 63
  14. ↑ Бурдье 466
  15. ↑ Бурдье 65
  16. ↑ Бурдье 468
  17. ↑ Бурдье 56
  18. ↑ Бурдье 77
  19. 19,0 19.1 19,2 Бурдье 79
  20. ↑ Бурдье 179
  21. ↑ Бурдье 78
  22. ↑ Бурдье 185

Дополнительная литература

  • Майкл Мармот (2004), Синдром статуса: как социальное положение влияет на наше здоровье и долголетие , Times Books
  • Боттон, Ален Де (2004), Беспокойство о статусе , Хэмиш Гамильтон
  • Социальный статус.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts