Психологическое исследование эмоциональной сферы: Методы изучения эмоциональной сферы человека (Е.П. Ильин)

Page not found — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.

Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.

  • Главная
  • Обо мне
  • Психолог в ДОУ
  • Мой кабинет
  • Работа с детьми
  • Работа с педагогами
  • В помощь коллегам
  • Работа с родителями
  • Родителям на заметку
  • Интерактивная мастерская для педагогов ДОУ
  • Конкурс «Мой кабинет-моя гордость!»
  • Проектная деятельность психолога в ДОУ
  • Сетевой проект «Обмен опытом»
  • Интерактивный проект «Развиваемся вместе!»
  • Мультстудия «Светлячок и Ко»
  • Видео-советы психолога
  • Сайты по психологии
  • Ваши отзывы и комментарии
  • Контакты

  • 07/21/2019 — Дорогие коллеги! После длительного отпуска, связанного с ремонтом нашего детского сада, я снова в строю! Следите за новостями)
  • 11/22/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником! Позитива, оптимизма, успехов в профессии!
  • 09/16/2018 — Уважаемые коллеги, посетители сайта! В конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!» началось голосование! Участникам важен КАЖДЫЙ ваш голос!!!!
  • 09/03/2018 — Дорогие коллеги! Поздравляю Вас с началом учебного года! Терпения, вдохновения, творчества, инициативы!!!
  • 08/01/2018 — Дорогие коллеги! Приглашаю Вас принять участие в конкурсе «Мой кабинет-моя гордость!»
  • 03/07/2018 — Дорогие женщины, девушки, девочки! Поздравляю Вас с весенним женским праздником 8 Марта! Солнечного настроения, позитива, цветов!!!
  • 02/23/2018 — Дорогие мужчины, папы, дедушки! Поздравляем Вас с Днем защитников Отечества!
  • 11/26/2017 — От всей души и искреннего сердца желаю всем мамам, будущим и настоящим, крепкого здоровья, счастливых глаз, спокойных ночей, ласковых улыбок!
  • 10/23/2017 — Уважаемые родители подготовительной группы «Журавлик»! Приглашаю вас на тренинг «Мир наших эмоций» в рамках проекта «Шаг навстречу» 24 октября в 17ч.
    20мин.
  • 10/07/2017 — Победа в областном конкурсе «Лучший образовательный сайт». Награждение на губернаторском приеме ко Дню Учителя.
  • 09/27/2017 — Дорогие коллеги! С Днем дошкольного работника! Профессионального роста, новых идей, творческих задумок!
  • 09/01/2017 — Дорогие дети, родители, коллеги! Поздравляю каждого из вас с Днем знаний! Всем желаю новых побед, творческих успехов , реализации поставленных целей!
  • 07/05/2017 — Уважаемые гости моего сайта! Я ухожу в отпуск, не теряйте меня, встретимся 1 сентября!!!!
  • 06/13/2017 — Уважаемые родители детей, поступающих в детский сад! Для вас подготовлены консультации, которые помогут вам облегчить процесс адаптации вашего ребенка к ДОУ
  • 05/24/2017 — Уважаемые родители группы «Журавлик»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики психологической готовности детей к школе.
  • 05/17/2017 — Уважаемые родители группы «Солнышко»! Приглашаю вас на консультацию по итогам диагностики познавательной сферы детей.
    Приветствуется предварительная запись!
  • 03/16/2017 — Дорогие посетители моего сайта! Хочу поделиться с вами радостной новостью — мой сайт занял 1 место во II Всероссийском конкурсе сайтов “Я люблю свою работу 2017
  • 03/08/2017 — Дорогие девочки, девушки, женщины! Поздравляю Вас с праздником! Желаю весеннего настроения, улыбок и море цветов!!!
  • 02/16/2017 — Уважаемые родители! Вы можете вместе с детьми приступить к выполнению практической части в рамках проекта «Развиваемся вместе» по теме «Развиваем внимание»
  • 01/27/2017 — Уважаемые родители! Приглашаю вас и ваших детей поучаствовать в совместном интерактивном проекте «Развиваемся вместе!» по развитию познавательной сферы.
  • 01/18/2017 — Уважаемые родители! В связи с объявлением карантина тренинги отменяются, о дате новых встреч сообщу дополнительно! Здоровья вам и вашим деткам!
  • 01/11/2017 — Уважаемые участники проекта «Шаг навстречу!» Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «В мире эмоций» 1 подгр. — 25.01., 2 подгр. — 26.01. в 17.30ч.
  • 12/23/2016 — Дорогие коллеги, родители, дети и гости моего сайта! Поздравляю ВСЕХ с наступающим Новым годом!!!
  • 12/11/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу!», к сожалению нашей встречи в декабре не будет, потому что я в отпуске, жду вас в январе!!!
  • 11/23/2016 — Уважаемые родители, участники проекта «Шаг навстречу», приглашаю вас на детско-родительский практикум «Чудеса на песке»  29, 30 ноября 17.15ч.
  • 11/18/2016 — 15 ноября состоялся детско-родительский тренинг «Мы счастливы вместе» в старшей группе «Зайчик». Спасибо за позитив и активность. До новых встреч!
  • 11/10/2016 — Уважаемые родители старшей группы «Зайчик»! Приглашаю вас на детско-родительский тренинг «Мы счастливы, когда мы вместе» 15 ноября в 17.15ч
  • 10/12/2016 — Дорогие участники проекта «Шаг навстречу»! Приглашаю вас на тренинг  «Мы так похожи друг на друга».  18 октября — 1 подгр., 19 октября — 2 подгр. в 17.30ч.
  • 09/28/2016 — Уважаемые родители старшей группы! Закончилась диагностика познавательной сферы детей, приглашаю на консультацию ознакомиться с результатами.
  • 09/16/2016 — Дорогие родители! Приглашаю вас с детьми на первую встречу в рамках проекта «Шаг навстречу»! 20.09. — 1 подгруппа, 21.09. — 2 подгруппа в 17-30 ч.!
  • 09/07/2016 — Уважаемые коллеги! Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года! Пусть он станет для нас ярким, интересным и плодотворным!

Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы

  • Главная
  • Блог
  • Психология
  • Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы личности: правила и методы

Вернуться к статьям

Забрать
подарок

Психология

23.05.2021  |   4088 просмотров   |   Дата обновления: 26. 04.2023

Автор статьи

Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

Все люди, переживая определенные события в своей жизни, реагируют на них. Так мы выражаем личностную активность, социальную позицию и демонстрируем внутренние установки. Для составления целостной картины психологического наполнения конкретного человека проводится диагностика эмоционально–личностной сферы. 

За способность человека к саморегуляции, сознательности отвечает волевая сфера. Провести диагностику нарушений этой функции может любой психолог или психотерапевт. Это важный показатель способности управлять собственными поступками и справляться с трудностями через действия. Какие методы используются способы проведения диагностики эмоционально–волевой сферы личности? Для чего их проводят?

Суть проведения диагностики эмоциональной и волевой сферы

Эмоционально–волевая сфера человека подразумевает под собой свойства личности, характеризующие степень развития его эмоций и чувств.  

Эмоции — это внутренние переживания, которые появляются при стечении определенных обстоятельств и проходят вместе с разрешением ситуации. Их определяют следующие характеристики:

  • модальность, 
  • напряженность,
  • продолжительность,
  • уровень осознанности.

По характеру переживаний эмоции бывают положительными и отрицательными. Они сопровождают человека при любой деятельности и регулируют его поведение. Чувства всегда перекликаются с эмоциями, но они предметны, конкретны и носят более продолжительный характер. Человек может переживать 4 вида чувств: 

  • моральные, 
  • праксические, 
  • интеллектуальные,
  • эстетические.

Воля — сознательное управление человеком своими поступками. Она отвечает за способность преодолевать трудности, предпринимая конкретные действия.

При  изучении эмоционально–волевой сферы в основном рассматриваются следующие вопросы:

  • эмоциональная направленность,
  • интенсивность настроения,
  • сопереживание, 
  • перегорание,
  • работоспособность,
  • тревожность, 
  • агрессивность, 
  • самостоятельность.

ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим

Алина Степанчук

Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!

Главными задачами диагностики эмоциональной и волевой сферы человека:

  • наблюдение за возможными изменениями личности после серьезного заболевания;
  • определение жизненных приоритетов, целей;
  • диагностика психических заболеваний;
  • определение силы воли;
  • проработка эмоциональности.

Показания к применению методов диагностики волевой и эмоциональной сферы:

  • проявление бреда или галлюцинаций;
  • подтверждение психического заболевания, например, шизофрения, психопатия, невроз, депрессивное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • проверка психологической готовности детей к детскому саду или школе.

Если обследование эмоциональной сферы человека проводит врач-психотерапевт, совместно с диагностикой когнитивной сферы, то это дает возможность поставить точный диагноз, выбрать верную тактику лечения.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест


Диагностика развития эмоциональной сферы

Название метода

Порядок проведения

Назначение

«Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» 

Человеку предлагается опросник из 40 вопросов с вариантами ответов. Необходимо выбрать наиболее предпочтительный.

  1. Помогает оценить уровень трудоспособности и динамику его изменения. 
  2. Можно оценить такие показатели, как утомление, монотония, пресыщение, стресс.

«Исследование уровня эмпатийных тенденций»  И. М. Юсупова

Исследование представляет собой опрос из 36 вопросов  о собственных предпочтениях. Их необходимо оценить баллом от 1 до 6.

Оценивается уровень эмпатии и правильность собственных представлений 

«Шкала депрессии» 

Э. Бека

Тест включает в себя 20 шкал. К каждому опросу предлагается 4 варианта проявления состояния. Необходимо выбрать то, какое ближе к нынешнему состоянию человека

Определение наличие депрессии и степени ее тяжести

Методика определения уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Здесь использованы шкалы, по которым определяется степень эмоционального выгорания исходя из 3 фаз: напряжения, резистенции, истощения.

Методика для диагностики эмоциональной сферы обладателей профессий, подразумевающих работу с людьми.

По результатам теста составляется индивидуальный профиль работника. Имеются показатели нормы, по которым можно соотнести количественные показатели теста.

«Шкала ситуативной и личностной тревожности» 

Тест состоит из 2 шкал:  «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность». В каждой из них по 20 утверждений. Их необходимо оценить от 1 до 4 баллов. Затем результат сверяется с ключом.

Позволяет измерить тревогу, определить степень проявления ситуативной и личной тревожности

Диагностика волевой сферы личности 

М. В. Чумакова

Человеку предлагается оценить свое поведение по предлагаемым 78 утверждениям.

Позволяет выявить такие волевые качества личности, как решительность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность, и их антагонистов. 

Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков


Название метода

Порядок проведения

Назначение

Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак

Ребенку предлагается работать с 8 рисунками контуров человеческих фигур. Рисунки пронумерованы и показываются в строго определенном порядке.

Позволяет выявить эмоциональное и мотивационное состояние ребенка, раскрыть отношение ребенка к окружающим людям

«Несуществующее животное»

Ребенку предлагается придумать, назвать и нарисовать на чистом листе формата А4 несуществующее животное

По рисунку проводится анализ уровня тревожности, агрессии, уверенности в себе, оценивается самооценка  и творческие способности.

«Шкала тревожности студента»

Необходимо соотнести 30 утверждений с собой. Все показатели взяты из студенческой жизни: успеваемость, общение с преподавателями и студентами, поведение на экзаменах.

Позволяет оценить уровень тревожности молодых людей, проходящих процесс обучения.

Цветовой тест Люшера

Ребенку предлагается дважды выбрать понравившейся цвет на карточках, из 8 представленных.

Помогает оценить:

  • эмоциональное состояние ребенка,

  • склонность к депрессии и аффективным расстройствам;

  • возможность нервно-психических заболеваний;

  • наличие внутренних конфликтов

Методов для психологической диагностики волевой и эмоциональной сфер много. Определить, какие использовать в работе с конкретным человеком решает специалист, исходя из цели консультации. Выполнять такие исследования могут все психологи, независимо от их специализации. Если вы хотите научиться самостоятельно проводить диагностику особенностей эмоциональной и волевой сферы, то приглашаем пройти обучение по программе «Практическая психология». На ней вы научитесь подбирать комплекс тестов при разных проблемах клиента, уметь обрабатывать и анализировать полученные результаты и использовать их в своей работе.

  • Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»

    Скачать бесплатно

  • Категории по теме:

    • Все статьи
    • Нутрициология
    • Коучинг
    • Сексология
    • Психология
    • Дизайн интерьеров
    • Эксперт.PRO

    Вебинар

    10 мая

    19.00

    Ведущий вебинара

    Павел Лебедько

    Развитие эмоционального интеллекта

    Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

    Спасибо, что оставили свои контактные данные
    наш менеджер скоро с вами свяжется

     

    Даю согласие на обработку своих персональных данных

    Психология

    Генограмма семьи: как использовать опыт предков?

    Психология

    Супервизия как инструмент повышения профессиональной компетентности

    Психология

    Развитие различных видов мышления

    Психология

    5 моделей детско-родительских отношений

    Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей, подростков и

    Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей, подростков и лиц раннего возраста в Украине  исследует факторы, влияющие на эмоциональное развитие молодежи в возрасте от 4 до 17 лет. Исследуется влияние на развитие социально-психологических условий воспитания ребенка, очерчивается динамическое изменение характеристик эмоциональной сферы в детстве, подростковом и юношеском возрасте, рассматриваются мероприятия по поддержанию эмоциональной зрелости.

    Алексей Чебыкин подробно описывает обширные исследования по этой важной теме, учитывая, как быстро меняющиеся и сложные условия жизни влияют на эмоциональное развитие и, в свою очередь, на развитие личности в детстве и за его пределами. Эта книга, представляя теоретические и эмпирические данные, также послужит основой для разработки мероприятий по поддержке молодых людей, растущих в неблагоприятных условиях. Рассматриваемые темы включают положительные и отрицательные тенденции в развитии эмоциональных черт; индивидуальные особенности развития детей; функции эмоций в формировании личности; анализ гендерных различий в эмоциональном развитии; факторы, определяющие эмоциональную зрелость; профилактика и вмешательство при негативных эмоциональных проявлениях.

    Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей, подростков и юношеского возраста в Украине будет ценным чтением для ученых и студентов в области детской и подростковой психологии, клинической психологии, социальной психологии, психотерапии и консультирования, педагогики.

    Предисловие

    1 Развитие эмоциональных особенностей детей 4–6 лет в зависимых условиях жизни

    1.1 Анализ условий развития эмоциональной сферы детей

    1.2 Особенности развития эмоциональной сферы детей

    1.3 Различия развития эмоциональной сферы детей

    1.4 Взаимосвязь показателей эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в различных условиях

    1.5 Система профилактики и снижения негативных эмоциональных проявлений у детей и их апробация в учебно-профессиональной подготовке психологов

    1.6 Выводы

    2 Изучение эмоционального развития детей и подростков 7–17 лет

    2.1 Функции эмоций в развитии личности

    2.2 Внешние и внутренние факторы, определяющие развитие эмоциональной сферы

    2. 3 Анализ индивидуальных данных, характеризующих особенности развития эмоциональной сферы детей разного возраста и пола

    2.4 Динамика изменения эмоциональных характеристик у детей в зависимости от возраста и пола

    2.5 Выявление ведущих факторов в структуре эмоциональных особенностей развивающейся личности

    2.6 Прогностические тенденции генезиса эмоциональной сферы детей и юношества

    2.7 Выводы

    3 Диагностика развития эмоциональной зрелости в подростковом и раннем взрослом возрасте

    3.1 Уточнение психологического содержания эмоциональной зрелости личности

    3.2 Обобщение основных тенденций в познании эмоциональной зрелости

    3.3 Факторы, определяющие формирование эмоциональной зрелости

    3.4 Выявление основных структурных компонентов эмоциональной зрелости

    3.5 Исследование эмоциональной зрелости в подростковом и юношеском возрасте

    3.5.1. Анализ индивидуальных показателей, отражающих особенности эмоциональной зрелости в выборке

    3. 5.2. Особенности развития эмоциональной зрелости в зависимости от возраста

    3.5.3. Взаимосвязь между показателями эмоциональной зрелости и личностными характеристиками у обследуемых в зависимости от возраста 9 лет0005

    3.5.4. Различия в значениях показателей эмоциональной зрелости в зависимости от пола испытуемых

    3.5.5. Взаимосвязь между показателями эмоциональной зрелости и личностными качествами респондентов в зависимости от пола

    3.5.6. Основные тенденции развития эмоциональной зрелости у подростков и юношей и их типы

    3.6 Выводы

    4 Заключение

    Приложения

    Алфавитный указатель

    Биография

    Алексей Чебыкин , доктор психологических наук, академик НАПН Украины, профессор кафедры теории и методики практической психологии Ушинского университета (Одесса), имеет более 700 научных публикаций, автор текстов по психологическим концепциям. с проблемами эмоциональной устойчивости, эмоциональной зрелости, эмоциональной регуляции познавательной деятельности и др.

    Эмоциональная публичная сфера и ее значение: свобода слова как пример

    %PDF-1.3 % 1 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать Word2018-06-05T16:57:55+01:002018-05-11T16:24:45-04:002018-06-05T16:57:55+01:00Mac OS X 10.13.4 Quartz PDFContexthttp://IJoC.org /ojs/index.php/IJoC/about/submissions#copyrightNoticeTrueapplication/pdf

  • БАРРИ РИЧАРДС
  • Эмоциональная публичная сфера и ее значение: свобода слова как пример — комментарий
  • Copyright © 2017 (Барри Ричардс). Лицензия Creative Commons Attribution Non-commercial No Derivatives (by-nc-nd).
  • UUID: 6d161b76-9449-3448-a902-13aaeb8ccc0euuid: 8a240380-9017-42cd-8245-86b71fcfbe65 конечный поток эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > транслировать HWn0)xc5a0`omڮfm}ihNqZ$K»?MLkTH:LXp*j_| ‘ (e44s0&`9,a4|!2yA V$m>6K΃n4ۺ_[@uhD#iAi4.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts