19. Предмет психологии как методологическая проблема. Методология и психология
Предмет
теоретической психологии – саморефлексия
психологической науки, выявляющая и
исследующая ее категориальный строй
(протопсихические, базисные,
метапсихологические, экстрапсихологические
категории), объяснительные принципы
(детерминизм, системность, развитие),
ключевые проблемы, возникающие на
историческом пути развития психологии
(психофизическая, психофизиологическая,
психогностическая и др.), а также само
психологическое познание как особый
род деятельности.
Термин
«теоретическая психология»
встречается в трудах многих авторов,
однако он не был использован для
оформления особой научной отрасли.
Элементы
теоретической психологии, включенные
в контекст как общей психологии, так и
прикладных ее отраслей, представлены
в трудах российских и зарубежных ученых.
Анализу
подвергались многие аспекты, касающиеся
природы и структуры психологического
познания. Саморефлексия науки обострялась
в кризисные периоды ее развития. Так,
на одном из рубежей истории, а именно в
конце XIX – начале XX столетия, разгорелись
дискуссии по поводу того, на какой способ
образования понятий должна ориентироваться
психология – либо на то, что принято в
науках о природе, либо на то, что относится
к культуре. В дальнейшем с различных
позиций обсуждались вопросы, касающиеся
предметной области психологии, в отличие
от других наук и специфических методов
ее изучения. Неоднократно затрагивались
такие темы, как соотношение теории и
эмпирии, эффективность объяснительных
принципов, используемых в спектре
психологических проблем, значимость и
приоритетность самих этих проблем и
др. Наиболее весомый вклад в обогащение
научных представлений о своеобразии
самой психологической науки, ее состава
и строения внесли российские исследователи
советского периода П.П.Блонский,
Л.С.Выготский, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн,
Б.М.Теплов. Однако до сих пор не были
выделены ее составляющие из содержания
различных отраслей психологии, где они
существовали с другим материалом
(понятиями, методами изучения, историческими
сведениями, практическими приложениями
и т.






20. Ключевые проблемы
и объяснительные
принципы психологии
В содержание
теоретической психологии наряду с
категориальным строем входят ее основные
объяснительные принципы: детерминизм,
развитие, системность. Являясь общенаучными
по своему значению, они позволяют понять
природу и характер конкретных
психологических феноменов и закономерностей. Принцип детерминизма отражает
в себе закономерную зависимость явлений
от порождающих их факторов. Этот принцип
в психологии позволяет выделить факторы,
определяющие важнейшие характеристики
психики человека, выявляя их зависимость
от порождающих условий, коренящихся в
его бытии. В соответствующей главе книги
характеризуются различные виды и формы
детерминации психологических феноменов,
объясняющие их происхождение и
особенности.
Принцип развития
позволяет понять личность именно как
развивающуюся, последовательно проходящую
фазы, периоды, эпохи и эры становления
его сущностных характеристик. При этом
необходимо подчеркнуть органическую
взаимосвязь и взаимозависимость
объяснительных принципов, принятых
теоретической психо-
логией в качестве
определяющих.
Принцип системности
— это не декларация, не модное слово-
употребление, как это имело место в
российской психологии в 70- 80-е годы.
Системность предполагает наличие
системообразующего принципа, который,
к примеру, будучи применен в психологии
раз- вития личности, дает возможность
понять особенности развивающейся
личности на основе использования
концепции деятельного опосредствования,
выступающего как системообразующее
начало.

Психологические категории делят на 2 группы:
• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)
• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)
Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.
Категория образа характеризует психологическую реальность
со стороны познания и является основой
формирования индивидуальных и
социально-групповых картин мира. Это
чувственная форма психического явления.
Будучи всегда чувственным по своей
форме, О. по своему содержанию м. б. как
чувственным (О. восприятия, О. представления,
последовательный О.), так и рациональным
(О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О.
является важнейшим компонентом действий
субъекта, ориентируя его в конкретной
ситуации, направляя на достижение
поставленной цели.
Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие «личность» является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.
Личность в широком
смысле – это конкретный человек, как
субъект деятельности, в единстве его
индивидуальных свойств и социальных
ролей. В узком смысле – это качество
индивида, которое формируется благодаря
жизни человека в обществе, в процессе
его социального развития.
Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.
Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.
21. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Ближе
всего к истине стоит научное знание.
При этом оно отличается от других видов
знания, как и научное познание от других
форм познания. Во-первых, научное познание
руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков
он есть на самом деле. Во-вторых, научное
знание, в отличие от слепой веры в
мифологии и религии, обладает таким
признаком, как рационалистическая
обоснованность. В-третьих, науке
свойственна особая системность знания.
Научное знание не просто упорядочение,
таким может быть и обыденное знание, но
к тому же выражается в форме теории или
развернутого теоретического понятия.
В-четвертых, научному знанию свойственна
проверяемость. Средствами проверки
результатов научного познания могут
быть и научное наблюдение, и практика,
и логические рассуждения. При этом
совершенно не обязательно проводить
проверку каждый раз, когда необходимо
обращение к научным истинам. Истина в
науке характеризует знания, которые в
принципе проверяемы и в конечном счете
оказываются подтвержденными, т. е.
достоверными.
Вместе с тем, помимо
достоверного знания, в науке могут
встречаться разновидности проблемного
знания (гипотезы ведь не истинны и не
ложны). Знает наука и заблуждения, которые
преодолеваются дальнейшим развитием
познавательной деятельности ученых.
Не будем скрывать, что иногда встречается
и ложное знание, которое охотно рядится
в научные одежды.
60
В научном знании
выделяют два уровня: эмпирический и
теоретический. Эти уровни различаются,
прежде всего, тем, что эмпирическое
знание отражает изучаемый объект со
стороны, доступной наблюдению, когда
исследователь взаимодействует с
изучаемым предметом непосредственно
или с помощью приборов. А теоретическое
познание имеет дело с логической моделью
изучаемого объекта, им выраженной
специальным научным языком.
Содержание
знания на эмпирическом уровне представлено
научными фактами (события, физические
процессы и т. п.), а также наблюдаемыми
связями между ними. На теоретическом
уровне содержанием знаний являются
научные понятия, гипотезы, принципы и
законы науки.
Эмпирический и
теоретический уровни различаются И по
методам исследования, которые также
делятся на эмпирические и теоретические.
К эмпирическим относятся наблюдение,
измерение, описание, сравнение,
эксперимент, с помощью которых происходит
накопление и фиксация опытных данных.
К теоретическим — аналогия, моделирование,
абстрагирование, идеализация (т. е.
мысленное конструирование объектов,
не существующих в действительности) и
другие методы, с помощью которых
выявляются законы науки, создаются
научные теории.
Наконец, различие
между двумя уровнями научных знаний
состоит в том, что эмпирические знания
фрагментарны (они дают информацию только
об отдельных сторонах изучаемого
объекта), а теоретические знания
представляют более систематизированную
картину, раскрывающую сущность изучаемого
объекта. (Приведите примеры эмпирических
и теоретических знаний из физики, химии,
биологии, обществознания.)
Сказанное
относится как к изучению природных
объектов, так и к изучению общества и
человека. Однако социальные и гуманитарные
знания имеют свою специфику.
22. Метод – совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно истинного знания.
Характер метода
определяется многими факторами: предметом
исследования, степенью общности
поставленных задач, накопленным опытом,
уровнем развития научного знания и т. д.
Методы, подходящие для одной области
научных исследований, оказываются
непригодными для достижения целей в
других областях. В тоже время многие
выдающиеся достижения в науке – следствия
переноса и использования методов, хорошо
зарекомендовавших себя в других областях
исследования. Таким образом, на основе
применяемых методов происходят
противоположные процессы дифференциации
и интеграции наук.
Учение о методах – методология. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность применения их в разных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными для реализации определенных научных целей.
Многообразие видов
человеческой деятельности обуславливает
использование различных методов, которые
могут быть классифицированы по самым
различным основаниям. В научном познании
применяют методы общие и специфические,
эмпирические и теоретические, качественные
и количественные и т. д. Э.
Г. Юдин: выделяет несколько уровней
методологии:
1) Философский (определяет мировоззрение и идеалы исследователя) – здесь мы можем выявить личностные основания. Здесь психология идет вместе с этикой. Этот уровень дает ценностную картину мира. Позволяет судьбу науки связать с личными судьбами .
2) Общий научный уровень. Здесь мы сталкиваемся с мыслительными инструментами (ЕХ: системный подход) Решается ‘’ ? ‘’ о том, какие установки реализуются в работе (аналитические, интегральная, целостная ) Мы эти установки (рациональные , иррациональные установки) преломляем через философский уровень, который позволяет отрефлексировать , с каким мышлением мы работаем.
3) Уровень конкретно – научной методологии. Мы имеем дело с набором конкретных наук. Каждая наука имеет свою или свои методологии, которые выступают в рамках макротеории. На этом уровне:
— психоанализ
— бихевиоризм ( на некоторых этапах развития )
4) Уровень методов,
техник и приемов исследования ( но они
должны быть в рамках определенной
методологии — каждый инструмент
рожден для решения определенной
задачи и в определенной области).
Мясоед П. А. (2018). Человек в теории познания и психологическое познание человека
|
Выпуск 10.

Как понимание памяти психологами может помочь пациентам с деменцией?
Деменция — это болезнь, от которой страдают 850 000 человек в Великобритании. К 2025 году она увеличится до 1 миллиона человек. Число людей с деменцией растет, что вызывает обеспокоенность общества. Речь идет о стоимости медицинского обслуживания и жизни с болезнью.
Как наше знание когнитивной психологии помогло обществу? (личность, семья, общество, экономика)
Индивидуальный — помогает человеку лучше справляться с симптомами деменции, обучая его процессу памяти и тому, как его можно улучшить. обучение людей тому, как они могут помочь и поддержать.
Общество — показывает обществу, как принимать людей, которые страдают, объясняя, что происходит, и простыми способами сделать их жизнь более вовлеченной.
Экономия — если эти ближайшие родственники и друзья могут ухаживать за больными дома, потребность в домах престарелых и пребывании в больницах NHS меньше, что выгодно.
Какой вклад внесла эпизодическая память?
Мы должны стараться давать контекстуальную информацию, позволять им жить прошлым, спрашивать их о прошлом, использовать подсказки для восстановления воспоминаний, такие как фотографии, и задавать конкретные вопросы, чтобы они могли сосредоточить свои мысли.
Какой вклад внесли исследования в области памяти STM?
Вещи должны быть записаны для них, чтобы они могли продолжать читать.
Какую роль сыграла оперативная память?
Если вы разговариваете с человеком, страдающим деменцией, убедитесь, что он не отвлекается и может обработать одну вещь за раз. Старайтесь не говорить одновременно с ними.
Какой вклад внесла реконструктивная память?
Возможно, они смешивают схемы. Задавайте ограниченные вопросы, внимательно слушайте и старайтесь следовать их мыслительному процессу.
Каковы последствия для общества, если окажется, что агрессия вызвана природой, а не воспитанием?
Агрессия у людей может исходить от природы или воспитания. Можно сказать, что если поведение обусловлено факторами окружающей среды, то кто-то может решить не вести себя таким образом. Однако можно сказать, что если поведение исходит из чьей-то природы, в нем нет элемента выбора.
Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области биологической психологии? (человек, общество, экономика)
Индивидуальное лечение и поддержка доступны для людей, которые борются с агрессией, поскольку она имеет биологическую причину. Это снимает вину с человека
Общество — успешное лечение устраняет угрозу агрессивных людей из общества, мы больше не обвиняем их
Экономика — мы не тратим деньги на неправильное лечение или реабилитацию, поскольку теперь мы знаем, что работает
Почему обычные люди совершают геноцид?
Геноцид – это действие, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Это было видно во время Холокоста, который побудил к многочисленным исследованиям предубеждений и послушания. Социальная психология попыталась объяснить это.
Как наши знания социальной психологии способствовали развитию общества? (физическое лицо, общество)
Индивидуум. Это исследование сделало нас как отдельных людей более осведомленными о том, что мы будем делать в этой ситуации.
Общество. Дает обществу возможность определить, когда мы находимся в опасности нового инцидента геноцида, и дает возможность предотвратить его.
Является ли влияние образцов для подражания и знаменитостей причиной анорексии?
Нервная анорексия — расстройство пищевого поведения, характеризующееся резкой потерей веса и тревогой, связанной с едой и увеличением веса. Социокультурные факторы обычно связаны с анорексией, поскольку она более распространена в промышленно развитых обществах, где идеалы стройности изображаются в средствах массовой информации.
Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области психологии обучения? (физическое лицо, общество)
Индивидуум — помогает людям осознать, что существуют доступные методы лечения, и делает общество более осведомленным об опасностях социальных сетей. Подчеркивает проблемы с нашим обществом
Общество – уменьшает стигматизацию, показывая, что это болезнь, которую необходимо лечить, и что это не выбор.
Как проблемы психического здоровья освещаются в СМИ?
Средства массовой информации обычно используют резкие слова, такие как «псих» и «маньяк», в заголовках, когда говорят о людях с проблемами психического здоровья, что может повлиять на общественное мнение.
Как наше знание клинической психологии помогло обществу? (физическое лицо, общество)
Индивидуум — помог нам увидеть реальность психических заболеваний и доказать, что СМИ нельзя доверять.
Общество — помогает нам изменить наше отношение к СМИ и быть более осторожными
Показания очевидцев слишком точны, чтобы им можно было доверять?
EWT используется в качестве доказательства в уголовных процессах в странах по всему миру. Присяжные, как правило, обращают особое внимание на свидетелей и считают доказательства заслуживающими доверия. Однако исследования показали нам, что на самом деле это может быть действительно ненадежным.
Какой вклад в общество внесли наши знания в области криминальной психологии? (физическое лицо, общество)
Индивидуум — помогает обеспечить справедливое судебное разбирательство и не осудить несправедливо
Общество — помогает сделать систему правосудия более точной
Отчет экзаменаторов для Филиппы Джонс
%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 7 0 объект /Создатель /Режиссер /CreationDate (D:20220812143208Z’) /Комментарии () /Компания (Городской университет \(ЛОНДОН\)) /Ключевые слова () /ModDate (Д:20190322094713З) /SourceModified (D:20190314140730) /Предмет () /Заголовок >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > транслировать 2019-03-22T09: 47: 13Z2019-03-22T09: 47: 09Z2019-03-22T09: 47: 13ZACROBAT PDFMAKE 3 application/pdf
