10 октября – Всемирный день психологического здоровья
НовостиГЦМП, здоровьеadmin
Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека и характеризуется отсутствием психических или психосоматических заболеваний, нормальным возрастным развитием психики, благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
О высокой значимости психического здоровья можно судить по определению здоровья, данному в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Согласно определению ВОЗ, «Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».
О высокой значимости психического здоровья можно судить по определению здоровья, данному в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Согласно определению ВОЗ, «Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».
Цель Всемирного дня психического здоровья – повысить информированность всех слоев населения в части профилактики расстройств и заболеваний, сделать психическое здоровье и благополучие для всех глобальным приоритетом.По данным ВОЗ, в наши дни на планете существуют более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями, каждый второй в мире человек имеет шанс заболеть психическим расстройством в течение жизни. Согласно данным Росстата, в России в 2020 году психиатрической службой страны наблюдалось 3 849 701 человек, обратилось за помощью 384 519 человек.
Самое распространенное психическое заболевание — депрессия. Депрессии и невротические расстройства приобретают характер эпидемии и находятся на втором месте после патологии сердца и сосудов. К тому же психические расстройства — факторы риска развития других болезней (сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.), а также нанесения непреднамеренных и преднамеренных травм. Поэтому одной из главных задач Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.
Как сохранить свое психическое здоровье?
- Питание. Пища, влияет как на физическое, так и на психическое здоровье, не зря говорят «Ты есть то, что ты ешь». Избыточное потребление некоторых продуктов (соль, сахар, лук, чеснок, перец чили, газированные напитки) может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.
- Физическая активность . Физическое здоровье тесно связано с психическим здоровьем. Упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов — эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости». Прогулки на свежем воздухе с достаточным количеством солнечного света (от 10 до 15 минут в день).
- Принимайте свои чувства. Гнев, печаль, страх и чувство крушения идеалов или целей — все это очень неприятно, и многие пытаются избежать беспокойства, отвергая от себя эти чувства. Иногда в стремлении избежать беспокойства люди стараются скрыть эмоции, что может приводить к деструктивному поведению — ложной отстраненности или хладнокровию. Пытаясь подавить эмоции, человек теряет способность воспринимать нормальные радости и огорчения, являющиеся частью наших взаимоотношений с другими людьми. Неприятные эмоции — нормальная реакция на многие (не нормальные) ситуации. Нет причины стыдиться тоски по дому или страха, когда учишься кататься на лыжах, или злости, когда тебя кто-то обманул. Эти эмоции естественны, и лучше признать их, чем отрицать. Когда эмоции нельзя выразить непосредственно (например, глупо делать выговор своему начальнику), можно найти иной выход для снятия напряжения: долгая прогулка, игра с теннисным мячом или обсуждение ситуации с другом, возможно, помогут гневу рассеяться.
- Управление своими эмоциями. Умение управлять гневом и негативными эмоциями — важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Есть определенные приемы (счет от 20 до 0, дыхательные упражнения, методы релаксации), которые можно использовать для борьбы с гневом и раздражительностью, такие как йога и медитация. Необходимо подбрать для себя адекватный способ выражения негативных эмоций (проговорить, продышать, нарисовать…). Проговорить можно, назвав свои чувства: «Я чувствую себя…, когда…». Вместо: «Вы меня обманываете», лучше: «Я чувствую себя обманутым», вместо: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете», «Я чувствую себя расстроенным, когда со мной так разговаривают».
- Знайте свои слабые места. Если вы знаете, какие ситуации вызывают у вас расстройство или чрезмерную реакцию, это поможет оградить себя от стресса. Вы можете избежать их или попытаться понять, что в них такого, что вас беспокоит. Если вы постараетесь точно указать причину своего дискомфорта, возможно, вы увидите ситуацию в новом свете.
- Меняйте мышление с негативного на позитивное. Для начала нужно прекратить ежедневно накачивать себя отрицательной информацией, перестать критиковать существующие порядки, неугодных соседей, сослуживцев и т.д. Учимся замечать и радоваться самым простым вещам: первому весеннему цветку, долгожданному отпуску, который проведете всей семьей, новому магазину, который построили рядом с вашим домом…
- Тщательное планирование и перерывы в работе помогут вам избежать чувства подавленности. Многие люди особенно беспокоятся, когда находятся под давлением. Стратегия, целенаправленно оставляющая вам больше времени, чем нужно по вашим представлениям, чтобы успеть на деловую встречу, поможет устранить этот источник стресса.
- Развивайте свои таланты и интересы. У скучающих и несчастных людей редко бывает много интересов в жизни. Современные программы образовательных учреждений дают почти неограниченные возможности людям всех возрастов изучить свои таланты во многих областях, включая спорт, науку, музыку, искусство, театр и ремесла. Зачастую чем больше вы знаете, умеете, тем интереснее и жизнь для вас становится. Чувство компетентности, приходящее при развитии навыков, может многое сделать для поддержки самоуважения.
- Научитесь улыбаться. Не так уж сложно «повесить» на свое лицо «дежурную улыбку вежливости», улыбнуться прохожему, обратившемуся к вам с вопросом.
Одним из способов укрепления психического здоровья может стать посещение отделения психотерапии и неврозов, где комплексный подход, направленный на восстановление душевного равновесия, уход за телом, восстанавливающие процедуры и консультации ведущих специалистов позволят сохранить высокий тонус организма и набраться сил даже за небольшое время.
Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного развития ребенка
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психологическом здоровье детей.
Несомненно, если говорить о здоровье детей, нужно иметь в виду и психологическое и психическое здоровье ребенка. В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
- К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
- К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
- К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Факторы риска психологического здоровья детей.
Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.
Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. С целью сохранности психологического здоровья ребенку специалистами нашего детского сада осуществляется психологическая поддержка детей.
Психологическая поддержка детей, осуществляемая в «Центре развития ребенка д/с№10 «Звездочка»:
1. Знакомство родителей с особенностями адаптации ребенка к детскому саду. Разработка памяток, папок-передвижек, рекомендаций для родителей, чьи дети проходят адаптацию в нашем детском саду. Индивидуальные и групповые консультации психолога и учителя-логопеда. Анкетирование родителей. Проведение совместного с родителями праздника-развлечения «Знакомство с детским садом». Индивидуальные и групповые консультации для воспитателей младших групп.
2. Диагностика тревожных, агрессивных и гиперактивных детей. Проведение индивидуальных и групповых занятий профилактической и коррекционной направленности. Индивидуальные консультации для родителей. Консультации для родителей по созданию благоприятного психологического климата в семье, по профилактике детских неврозов.
3. Консультации, тренинги, семинары для воспитателей по взаимодействию с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, по профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка, по созданию благоприятного психологического климата в группе.
4. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно.
Ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48% педагогов после 20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра. Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского сада для создания здоровьесберегающих условий в его стенах? Для этих целей разработан и воплощается в жизнь проект по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
5. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. С этой целью педагогом — психологом проводятся занятия по обучению детей техникам мышечного расслабления, релаксации и овладению дыхательными техниками.
6. Групповые занятия по развитию эмоциональных процессов помимо изучения самих эмоций несут в себе и другие важные характеристик психологического здоровья ребёнка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, боле тонкое чувствование внутреннего миру других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и многое другое.
7. Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников посредством создания совместных проектов на тему «Вместе с папой, вместе с мамой».
8. Выпускается газета для каждой возрастной группы детского сада. В этом году тематика выпусков «Игра, как средство развития ребенка».
9. В рамках работы по профилактике детских конфликтов был проведен семинар для педагогов детского сада. Воспитатели ознакомились не только с теоретическими знаниями о детских конфликтах, но и обучились проведению игр и упражнений, способствующих развитию умения сотрудничества, умению адекватно эмоционально реагировать в различных ситуациях. Успешно используется в группах для этих целей игра «Коврик мира».
Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности. Именно поэтому для дошкольного воспитания очень актуальна тема сохранения психического здоровья ребенка. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в этот сложный взрослый мир. От нас зависит его будущее здоровье, а значит, в целом, и здоровье нации.
Роль психологии в системе охраны психического здоровья
Психическое заболевание затрагивает каждого пятого канадца. Это хорошо известная статистика, но независимо от того, сколько раз мы ее повторяем, она все равно кажется ошеломляющей цифрой. Поскольку так много людей потенциально имеют проблемы с психическим здоровьем, для обеспечения адекватного лечения и ухода требуются различные врачи и специалисты.
Как психолог, я всего лишь один из вариантов, к которому люди могут обратиться за помощью.
Чем могут помочь психологи
Психологи предлагают широкий спектр обследований и вариантов лечения тем, кто борется с проблемами психического здоровья. Да, мы здесь, чтобы улучшить качество жизни людей во время кризиса, но мы также здесь, чтобы предотвратить рецидив и поддерживать уход.
С точки зрения системы здравоохранения, психологи могут решать проблемы с частотой повторных госпитализаций, и мы стараемся не допускать их к пресловутой вращающейся двери медицинской помощи. Для этого мы полагаемся на всесторонние психологические оценки, которые помогают выявить и диагностировать различные проблемы и заболевания психического здоровья. Это помогает направить соответствующее лечение и уменьшить проблемы, которые могут вызвать рецидив.Психологи работают в межпрофессиональных группах в больницах и других учреждениях по оказанию помощи. В дополнение к всесторонней психологической оценке, психологи также предлагают основанные на доказательствах психотерапевтические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), чтобы предоставить способы помочь людям столкнуться со страхами, справиться с тревогой или структурировать свой день, если они работают над устранением депрессии или управлять негативными и вызывающими мыслями.
Часто мы также можем видеть пациентов с сопутствующими расстройствами – это сочетание проблем психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Часть нашей работы состоит в том, чтобы также определить это и предложить дальнейшее лечение по мере необходимости. Важно, чтобы мы обращались не только к симптомам болезни, но и к любым основным или возникающим сопутствующим проблемам.
Доступ к медицинской помощи
Тем не менее, многим людям с диагнозом психического заболевания не всегда легко получить доступ к лечению. Лечение, которое получают люди, часто зависит от того, имеют ли они доступ к бесплатному уходу.
В Онтарио многие из тех, кто может позволить себе доступ к услугам, платят за него в частном порядке, но те, кто не может, застревают в списках ожидания или не получают помощи вообще.
На самом деле, в Канаде нет ни одной провинции, которая оплачивала бы терапию, проводимую психологами. Некоторые семьи могут иметь некоторое покрытие через расширенную страховку, предоставляемую работодателями, но этого может быть недостаточно. Конечно, некоторые услуги, покрываемые OHIP, доступны в больницах, но во многих случаях существует ограничение на количество клиентов, которых можно принять, и количество доступных соответствующих услуг. Если бы эти услуги не были доступны, не было бы и доступа к медицинской помощи.
Помимо оплаты из собственного кармана или включения в список ожидания, доступны альтернативные варианты лечения. Также одним из вариантов может быть доступ к программам помощи сотрудникам (EAP) через работодателей или семейных врачей, которые могут направить к психиатрам, на которых распространяется действие OHIP. Но что касается других недоступных методов лечения, основанных на фактических данных, предоставляемых психологами, многое еще предстоит сделать, чтобы сделать эти услуги более доступными для всех.
Это лишь некоторые из проблем, с которыми приходится сталкиваться многим людям с жизненным опытом, помимо своих психологических проблем и потребностей.
Куда нам двигаться дальше?
Как страна и провинция, мы должны лучше работать, чтобы сделать необходимую психотерапию доступной для всех, кто в ней нуждается. Каждый пятый канадец страдает психическим заболеванием. Многим из этих людей потребуется соответствующая всесторонняя психологическая оценка и долгосрочная терапия у психолога. Это требует финансирования. И хотя мы лучше распространяем информацию о психическом здоровье и психических заболеваниях, осведомленности и защиты недостаточно. Я надеюсь, что в будущем есть надежда, что пять из пяти канадцев смогут обратиться за помощью, которая им может понадобиться.
Нам еще многое предстоит сделать, но, подняв эти важные вопросы, мы сможем помочь многим канадцам, страдающим психическими заболеваниями.
поделиться
Центр наркологии и психического здоровья
Превратите свой разум в действие.
При вашей поддержке CAMH может стимулировать проведение новых жизненно важных исследований в области психического здоровья и трансформировать уход за людьми, живущими с психическими заболеваниями.
Пожертвовать
Психическое и поведенческое здоровье
В этом разделе
Хорошее психическое здоровье важно для всех. Психическое здоровье так же важно, как и физическое здоровье, для качества нашей жизни. Психическое здоровье — это не только отсутствие психических заболеваний, но и наличие навыков, необходимых для решения жизненных проблем. Если их игнорировать, проблемы с психическим здоровьем могут помешать обучению, развитию, отношениям и физическому здоровью детей.
Школьные психологи имеют уникальную подготовку для предоставления высококачественных услуг в области психического и поведенческого здоровья в школьных условиях, чтобы обеспечить всем учащимся поддержку, необходимую им для достижения успеха в школе, дома и на протяжении всей жизни.
Школьные психологи и службы охраны психического здоровья
Комплексные школьные службы психического и поведенческого здоровья и школьные психологи
Поделитесь этим ресурсом с ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы рассказать о широте своих навыков на всех уровнях и о важности улучшения кадрового соотношения.
Школьные психологи: квалифицированные медицинские работники, оказывающие услуги по охране психического и поведенческого здоровья детей и подростков (PDF)
В этой Белой книге рассматриваются затронутые вопросы и компетенции школьных психологов в соответствии со стандартами NASP для удовлетворения потребностей детей и подростков в этой области.
Службы психического и поведенческого здоровья для детей и подростков (PDF)
NASP выступает за предоставление скоординированных, комплексных, культурно компетентных и эффективных услуг по охране психического здоровья в школьной среде…
Профилактика и укрепление здоровья
NASP занимается профилактикой поведения и психического здоровья в школах, а также услугами раннего вмешательства, которые способствуют психологическому благополучию детей. ..
Связь между психическим здоровьем и академической успеваемостью
Понимание связи между психическим здоровьем учащихся и академической успеваемостью является центральным приоритетом для педагогов, политиков и членов сообщества…
Повышение устойчивости и хорошего самочувствия
Как лица, осуществляющие уход, могут повысить устойчивость (PDF)
Невзгоды — естественная часть жизни. В какой-то момент мы все сталкиваемся с трудностями, такими как семейные проблемы, серьезная болезнь, широко распространенное заболевание, личный кризис или болезненная утрата. Быть устойчивым важно для успешного решения жизненных проблем.
Как школы могут способствовать устойчивости
Невзгоды — естественная часть жизни. В какой-то момент мы все сталкиваемся с трудностями, такими как семейные проблемы, серьезная болезнь, широко распространенное заболевание, личный кризис или болезненная утрата. Быть стойким важно, чтобы успешно справляться с жизненными трудностями…
Поддержка психического здоровья детей: советы педагогам (PDF)
Педагоги могут поощрять психическое здоровье и способствовать социальным, эмоциональным и академическим успехам. Хорошее психическое здоровье — это не только отсутствие болезней, но и навыки, необходимые для того, чтобы справляться с жизненными трудностями. ..
Повышение устойчивости: помощь детям в преодолении трудных времен
Невзгоды — естественная часть жизни. В какой-то момент все мы сталкиваемся с трудностями, такими как семейные проблемы, серьезная болезнь, личный кризис или болезненная утрата. Быть устойчивым важно, чтобы справиться с такими невзгодами. В то время как большинство родителей надеются, что их дети никогда не столкнутся с экстремальными трудностями, успешное преодоление трудных ситуаций может фактически способствовать росту и дать детям навыки, которые сделают их более устойчивыми в будущем.
Укрепление психического здоровья учащихся в школе
Краткое изложение исследования по улучшению комплексных школьных услуг по охране психического здоровья, представленное в выпуске School Psychology Review Volume 50.
Ресурсы депрессии
Краткий обзор депрессии
Одним из наиболее распространенных диагнозов у молодежи является депрессия. Для этого диагноза требуются определенные симптомы или особенности, которые существуют в течение определенного периода времени и вызывают серьезные проблемы. Этот опыт приводит к серьезной борьбе в важных сферах жизни, таких как работа, школа или отношения с семьей и друзьями.
Дополнительные ресурсы
Комплексные школьные службы психического и поведенческого здоровья и школьные психологи
Поделитесь этим ресурсом с ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы рассказать о широте своих навыков на всех уровнях и о важности улучшения кадрового соотношения.
Ресурсы по кризисным ситуациям в области здравоохранения
Эти ресурсы были разработаны, чтобы помочь школам и округам оказывать поддержку своим учащимся и сообществу в случае кризиса со здоровьем.
Самопомощь для школьных психологов
Забота о себе является важной частью нашей личной профессиональной практики, ключевым компонентом профилактики для нас самих и детей, которым мы служим, и имеет решающее значение для нашей способности помогать другим.
Policy Priority
Наиболее положительные результаты достигаются, когда услуги по охране психического и поведенческого здоровья предоставляются высококвалифицированными специалистами, такими как школьные психологи, школьные социальные работники и школьные консультанты.