Психологизация образовательного процесса это: Психология в образовательном процессе

Применение знаний психологии в образовательном процессе | Методические разработки

В данной статье рассматривается применение различных знаний в области психологии при работе с детьми дошкольного возраста, а также их родителями. Здесь будут рассмотрены на конкретном примере вопросы правильного общения и соблюдения делового этике педагога, по отношению к родителю, ведь это поможет достичь взаимопонимания в различных сферах и помочь ребенку в различных его достижениях, а также умственном и физическом развитии. Без знаний в области психологии, которые рассматриваются в данной статье невозможно понять и помочь ребенку, который отстает или идет дальше общепринятой планки дошкольного развития. Важно понимать, какие взаимоотношения имеются у ребенка с другими детьми, а также с родителями – это напрямую влияет на процесс развития и создания благоприятной атмосферы для этого.

Без участия родителей все то, что вкладывает родитель будет напрасно, поэтому так важно правильно донести до них все необходимые цели и задачи, которые требуются.

Также в данной статье будет рассмотрена польза игры с ребенком и ее значение для него. Благодаря игре также можно наладить контакт с ребенком, выяснить все его проблемы и решить их.

Не зря дошкольный возраст является периодом интенсивного развития психических процессов, среди которых процессы познания являются основой для успешного школьного обучения.

 

Введение

Цель: изучить влияние знаний психологии педагога на образовательный процесс в дошкольном воспитании.

Объект: воспитание и образование детей дошкольного возраста

Если говорить о интеграции «психология-наука», то важно заметить роль науки в педагогике и образовании.

Фундаментом для деятельности воспитателя и образования является психология. Основа формирования психологии для педагогов, как области знания, которая является самостоятельной появилась из-за развития науки, психологии и педагогики.

Важно, что работа К.Д. Ушинского «Человек, как предмет воспитания» сыграла значительную роль в становлении педагогической психологии.

Согласно концепции развития человека, ребенок является центром обучения и воспитания. Самое важно значение придает воспитатель.

Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, речи и мышления при обучении – это предметы анализа и задач развития. Ушинский писал, что развитие речи ребенка напрямую связано с развитием его мышления, формируется его личность и представления.

Если обращать внимание и делать упор на особенности психологии детей определенной возрастной группы , то можно добиться положительных результатов и достичь заданных целей в области образования и воспитания.

Я считаю, что главной задачей педагогов является эффективное использование научных материалов, а также правильное их применение на практике, чтобы достичь образовательных целей. А нужно ли затрагивать такую тему, как «значение психологии для педагога»? Я думаю, что да, так как эта тема редко затрагивалась педагогами, хотя является важной составляющей знаний каждого специалиста в этой области.

 

 

 

1. Обучение и воспитание – как важная составляющая работы педагога с детьми дошкольного возраста

1.1 Методы наблюдения за развитием детей и влияние на их развитие

Обучение и воспитание имеет ценность, когда психологическое развитие детей идет вверх. Важно правильно определить уровень ребенка, чтобы понять в каком направлении идет прогресс.

Заметим, что терминологический аппарат психологии и специальной педагогики очень медленно меняется, а поэтому еще используются устаревшие выражения «дефекты развития», «патологию развития» и так далее. Это все из-за того, что эти понятия были введены Л.С. Выготским, М.В.Певзнер и другими.

Такая норма установлена психологи и обосновано наукой. Психологи разрабатывают и проверяют различные методы психологического тестирования развития детей, которые предлагают школе. Использование тестов в системе помогает понять уровень развития дошкольника и принять необходимые меры, чтобы исправить его недостатки

Частной задачей практики педагогов в данной работе это выявление детей с нормальным развитием, а также отстающих и одаренных детей в пределах нормы своего возраста

Отстающие – плохо понимают учебную программу, а одаренные наоборот идут вперед нее и не могут до конца реализовать свой потенциал. Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которую нельзя решить правильно является определением причин отставания дошкольника от своих сверстников в развитии и учебной деятельности

А другой проблемой является создание хороших условий для развития потенциала одаренных детей. Педагогика не раз затрагивала важность личного обучения с учетом возможностей дошкольника. Индивидуальность ребенка определяется с помощью приемов психодиагностики, которые проверены наукой. Такая индивидуальность может быть скрыта от людей и даже самого дошкольника, поэтому так важно ее найти, чтобы раскрыть весь потенциал.

 

 

1.2 Влияние взаимоотношения между дошкольниками на их развитие

Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

Обучение и воспитание часто практикуется с группами дошкольников, а не индивидуально. Между детьми формируются сложные взаимоотношения. Когда педагоги воздействуют на них, то оно преломляется о вышеперечисленные отношения.

Сейчас в России создается психологическая служба в сфере образования, в которой работают профессионалы. Они контактируют с педагогами постоянно. Чтобы это было не зря, педагог должен иметь основы знаний в области психологии, ведь это очень важно.

2. Значение игры для детей дошкольного возраста

Время, когда ребенок воспринимает творческую, игровую и познавательную деятельность особенно – это дошкольный возраст. Они любят проводить время играя, поэтому взрослым так важно наладить контакт с ребенком посредством игры и фантазии. Если родители хотят, чтобы их ребенок развивался, то любую деятельность стоит превращать в игровое поле. В игре все равны и так родители преодолевают свою авторитарную позицию по отношению к ребенку, а также развивают в себе детские черты: искренность эмоциональность и непосредственность. Игра отражает внутрисемейные отношения. В игре чувствуется взаимная поддержка, ведь она нужна как никогда. Игра привлекает ребенка и служит средством самовыражения.

А.Н. Леонтьев говорил, что игра позволяет раскрыть познавательный мотив, ведь он главный стимул к учебе. Также Л.С. Выготский отмечал, что у дети дошкольного возраста таят в себе замысел, который позволяет перейти к творческой деятельности.

Игра является именно тем видом деятельности ребенка, которая позволяет воспитать его, обучая различным действиям с помощью различных инструментов общения. В игре ребенок формирует свою психику, от которой будет зависеть его успешность в труде и учебе, а также создает представление о том, как он будет общаться с другими людьми.

С помощью игры дошкольник сможет развить навыки коммуникабельности, доверие, контроль над своими желаниями и чувствами, а также учит понимать желания и действия своего окружения. Игра позволяет ребенку научиться строить планы совместные, так и одиночные, а также позволяет развить «чувство твердости» – отстаивать свою точку зрения.

С помощью игры дошкольник защищает свою психику от стрессов, что актуально для детей их возраста. Она позволяет переступить через страхи и психологические травмы. Самое главное, что ребенок получает в игре – это свою роль. Воля ребенка развивает непосредственно в ней, ведь она учит преодолевать трудности. При действии в этой роли он проецирует ее на реальную жизнь. В игре ребенок чувствует себя в безопасности.

Игровая деятельность позволяет развить различные познавательные психические процессы, такие как мышление, память, воображение и внимание. Игра способна повлиять на чувства ребенка. Когда ребенок играет развивается его умственная деятельность, ведь игра часто бывает не простой.

Игра формирует личность ребенка. В игре он стремится к успеху и получает новые знания с помощью которых он находит решение. Если ребенок играет, то он развивает уверенность в себе и учит себя соблюдать правила.

 

3. Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.

 

Если знать особенности психического развития дошкольников, то это имеет практическое значение.

Очень важно создавать различные методы воспитания и обучения. Найдена зависимость психического развития, деятельности и общения между собой.

Модернизированные методы обучения основам математики, грамоте и знакомства детей с окружающим миром строятся исходя из закономерностей развития мышления, памяти, восприятия, нравственности и художественного воспитания. Все это происходит исходя из развития воли и чувств, а также формирования личности ребенка

Знания в области психологии помогает воспитателю глубоко понять значение разных форм и методов при организации разных видов деятельности детей, применять их с умом и определять дороги обучения, которое позволяет развивать психическую и умственную составляющую.

Необходима психодиагностика, а также важен психолого-педагогический эксперимент по формированию нужных человеческих качеств и свойств

Одна из задач обучения и воспитания – это развитие природных талантов человека в его способности. Такую сложную задачу без знания психологии не представляется возможным. Свойства и состояния человека, а также другие процессы входят в структуру его задатков и способностей.

Если обучение и воспитание ведут к повышению уровня психологического развития дошкольников, то это представляет собой ценность. Важно правильно понять данный уровень и сопоставить его с определенной нормой чтобы понять в какую сторону идет развитие ( положительную или отрицательную)

3.1 Влияние родителей и других внешних факторов на развитие дошкольника

 

Психологизация образовательного процесса – это применение в системе знаний психологии, технологий, а также методов и приемов в деятельности субъектов учебного и воспитательного процесса, чтобы усовершенствовать систему образования нации.

Психологизация дошкольного образования – это повышение уровня компетентности в области психологии всех людей взрослого возраста, которые взаимодействуют с дошкольником. Она включает в себя приличные знания особенностей каждого из возрастов, а также особенности детской психики, ориентируется на первичность развития основных процессов познания, принятие условности норм возрастов. Важно уметь видеть внешние сигналы ребенка. Он может быть уставший, гиперактивный или потерявший интерес к деятельности. Также ребенок может просто плохо себя чувствовать.

Перед психологией, как наукой стоят важнейшие задачи, которые позволяют решить важные проблемы педагогики. Эти задачи должны модернизировать текущую педагогическую деятельность и создавать для нее новые дороги, а также расширять возможности воспитания и обучения детей.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на близкое сотрудничество с семьей воспитанников и коллективом педагогов. Важно соблюдать простой, но важный принцип «не навреди!». Его нужно соблюдать из-за того, что у ребенка все впереди.

Важный период детского развития и построения личности – это дошкольный период, который называют дошкольным детством. За все время я замечала агрессию, неуверенности и тревожность у детей дошкольного возраста. Я не могла понять причину проявления вышеперечисленного. Сегодня жизнь меняется каждую минуты и это загружает родителей, что уменьшает их времянахождение с детьми, а в частности, с семьей. В период современных технологий ребенок получает огромное количество информации, которую он не в силах проанализировать в полной мере.

Родители хотят обеспечить своего ребенка и себя пропитанием, различными благами, но они забывают о семейных ценностях и общении с ребенком, что сказывается отрицательно на его развитии. Так ребенок отдаляется от своей семьи, что является плохим результатом. По моему мнению, ребенок должен быть с семьей в постоянном контакте. Иначе возникают вышеперечисленные проблемы – агрессия, неуверенность в себе и тревожность. Эти проблемы можно не допустить и решить если они уже проявились очень легко. Важно научиться общаться с ребенком заново и понять все его проблемы, которые не должны казаться детскими – они такие же серьезные как и наши – взрослые проблемы.

Поэтому детские проблемы и переживания никогда нельзя преуменьшать. Дети хотят общения с семьей и поэтому стараются их привлечь всеми способами. Мне важно, как педагогу-психологу предоставить все условия в благоприятной среде для ребенка, а также налаживать контакт с родителями и вместе добиваться решения возможных проблем.

К большому сожалению, решить проблемы психологии только в детском саду недостаточно. Если родители не будут участвовать в их решении, то положительные результаты, которые получили в среде детского сада будут перекрыты. Поэтому, в первую очередь, родители должны взаимодействовать с психологом и помочь своему ребенку с проблемами. Только такая работа даст нужный результат.

Задачи психологического сопровождения родителей

1) Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.

2) Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.

3) Осуществлять психологическую помощь в выстраивании эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

4) Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.

5) Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива.

 

4. Использования психологии в обучении и воспитании дошкольников.

 

Педагог должен использовать нижеперечисленные подходы в своей деятельности для достижения успехов:

Индивидуальный подход – создает благоприятные условия для учебы с учетом индивидуальных и специфических особенностей детей.

Дифференцированный подход в коллективном учебном процессе имеет варианты типологических отличий, даже в рамках одной категории нарушений.

Воспитатель должен знать, что ЗПР – это не шутки. Дети с ЗПР нуждаются в особом внимании и коррекционном обучении, которое нужно использовать в комплексе с оздоровительными процедурами.

Задача воспитателя: формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Поэтому воспитатель в своей работе должен выделить два основных направления: общеобразовательные, коррекционно-воспитательные.

Нужно учитывать, что направление коррекционно-воспитательное является главным в работе воспитателя.

В то же время знание возрастных психологических особенностей крайне важно воспитателю, чтобы найти общий язык с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития

Заключение

Если педагог разбирается в детской психологии то это ему поможет понять их поведение, в том числе проектировать личностное развитие и видеть ошибки в деятельности дошкольников.

Также эти знания помогут работать с детьми индивидуально и понять, какие индивидуально-психологические качества подлежат развитию, а какие нет. Также они являются их отличительной чертой.

Основы психологических знаний должны быть изучены каждым профессиональным педагогом, чтобы заниматься данными проблемами

Достижения детской психологии позволяют понять причины взлетов и падений педагога в его деятельности, а также показывает его ошибки в обучении и воспитании.

Не зря старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития психических процессов, среди которых процессы познания являются основой для успешного школьного обучения.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Интернет-ресурс https://www.maam.ru/detskijsad/-primenenie-znanii-psihologi-v-obrazovatelnom-procese.html
  2. Интернет-ресурс http://doshkolnik.ru/pedagogika/22123-statya-primenenie-znaniiy-specialnoiy-doshkolnoiy-pedagogiki-i-psihologii-v-praktike-pedagogov-dou.html
  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
  2. Павлова, Н.Г. 300 + 1 игра для детей / Н.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 320 с.
  3. Москалюк, О. В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – Волгоград. : «Учитель», 2010. – 123 с.
  4. Пинкеев, И. А. Русские народные игры. / И.А. Пинкеев. – М. : «Яуза», 1998. – 240 с.
  5. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1978. – 360 с.

«Психологический аспект образовательно-воспитательного процесса в ДОУ по ФГОС» | Статья на тему:

«Психологический аспект образовательно-воспитательного процесса в

ДОУ по ФГОС»

МКДОУ ЦРР детский сад №10

воспитатель Асланян Лиа Оганесовна.

Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. В основе ФГОСов — лозунг «Образование для жизни, образование через всю жизнь». Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность- человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности. В современном обществе,как никогда возникла необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса.Согласно принципам ФГОСов, требуется постоянное преобразование,совершенствованиепсихологического аспекта в образовании,с целью повышения его эффективности. Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. Психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано психодиагностическую, коррекционно-развивающую, совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом. Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса. Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования; реализацию возможностей принципа в развитии индивидуальности и личности человека. Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать. Психологизация образования в ДОУ по ФГОСу предпологает также тесное взаимодействие с семьями детей. На протяжении всего образовательногопроцесса совместно педагогом и родителями должны вырабатываться единые требования к ребенку; должна повышаться компетентность родителей в сфере знания индивидуальных особенностей психоэмоционального развития своего ребенка,с целью улучшения их взаимоотношений,создания более комфортных психоэмоциональных условий для развития ребенка. Таким образом, психологизация процесса образования по ФГОС повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса

Роль педагогической психологии в обучении

Педагогическая психология — новая отрасль психологии, которая стала довольно популярной в последние несколько лет. Он применяет психологические принципы, чтобы понять, как люди учатся. Мозг каждого человека воспринимает информацию по-своему. Знание того, как работает разум человека, чтобы помочь ему лучше понять концепции, приближает нас к достижению наилучшего результата. Здесь на помощь приходит педагогическая психология, которая улучшает результаты обучения и процессы обучения.

Эта отрасль психологии стала еще более важной в настоящее время. Каждый ученик старается преуспеть в обучении. Кроме того, обучение не ограничивается только образованием, но и на рабочем месте. В повседневной жизни всегда есть что-то новое, чему можно научиться, будь то обучение вождению, приготовление пищи или программирование. В этом жестко конкурентном пространстве образования педагогическая психология становится все более актуальной в нашей жизни.

Сфера педагогической психологии в обучении

Педагогическая психология полезен во многих областях. Тем не менее, давайте подробно изучим его масштабы, когда речь идет конкретно об обучении:

Развитие учащегося: Педагог-психолог пытается понять внутренние черты учащегося, жизненный опыт с детства до настоящего времени и их поведение в различных ситуациях. ситуации. Эти идеи помогают им адаптировать учебные программы, подходящие для учащегося, поддерживая его общее развитие.

Эффективный опыт обучения: Педагогическая психология находит способы сделать процесс обучения эффективным и приятным. Это помогает решить, какой опыт требуется на каком этапе развития учащегося, чтобы он усвоил соответствующие концепции в подходящем возрасте.

Развитие процессов обучения: Педагоги-психологи играют важную роль в разработке новых процессов обучения в зависимости от индивидуальных особенностей и навыков. Это может включать поиск новых способов запоминания, рассуждения, мышления, восприятия или решения проблем.

Внешняя среда: На результаты обучения также влияет внешняя среда, а не только индивидуальные характеристики. Классная среда, динамика команды, коммуникативные навыки и способ обмена знаниями — все это факторы, влияющие на их способность к обучению. При наличии подходящей среды человек может учиться и работать в меру своих способностей. Педагогическая психология помогает создать полезную среду для обучения.

● Развитие личности: Педагогическая психология может формировать развитие личности ребенка с самого раннего возраста. Правильные методы и среда в классе, основанная на психологических принципах, способствуют общему развитию ребенка.

Психическое благополучие: Мир стал местом конкуренции и стресса. Чтобы не отставать, мы забываем о своем психическом здоровье и в конечном итоге чувствуем себя подавленными или выгоревшими. Это стало печальной реальностью и для сегодняшних школьников. Педагог-психологи могут прийти на помощь, предоставив надлежащее руководство и простые способы обучения. Это распространяется и на рабочее место, где людям может понадобиться консультация для решения проблем.

Адаптация к меняющейся образовательной среде: Способы преподавания в школах также меняются. Умные классы и онлайн-обучение быстро заменяют традиционные классные комнаты. Чтобы адаптироваться к этим изменениям, необходимы исследования новых методов преподавания и обучения. Педагогическая психология также исследует, как технологии могут способствовать образованию.

Разработка изменяющейся учебной программы: Педагогическая психология также помогает переосмыслить школьную программу и решить, как можно давать инструкции учащимся с максимальной пользой. В наши дни существует множество вариантов подготовки учебного материала в виде аудио, видео, викторин, презентаций, тематических исследований и т. д. Педагогическая психология ищет наиболее эффективную комбинацию этих вариантов, чтобы сделать обучение продуктивным.

Редизайн обучения для людей с особыми потребностями: Педагогическая психология также помогает в разработке новых методов обучения для людей с особыми потребностями.

Чем занимаются педагоги-психологи?

Педагоги-психологи пытаются понять методы обучения людей в различных условиях — школах, офисах или мастерских — и затем разрабатывают более эффективные методы обмена знаниями или инструкциями. Они помогают людям изучать концепции в упрощенной форме.

Педагоги-психологи также пытаются найти ответы на такие вопросы, как «Как культура влияет на процесс обучения?» «Влияет ли возраст на нашу способность осваивать новые навыки?» «Чем онлайн-обучение отличается от обучения в классе?»

Они могут работать с учителями и родителями над улучшением обучения ребенка, а также в качестве исследователей или консультантов в университетах, государственных и корпоративных организациях. Сфера педагогической психологии обширна. По мере того, как все больше людей и организаций осознают его преимущества, это обязательно возрастет.

Педагоги-психологи внесли известный вклад в различные области, такие как образование, исследования, политика и общество. Давайте рассмотрим трех человек, которые добились значительных успехов в области педагогической психологии:

● Говард Гарднер, профессор Гарвардской высшей школы, хорошо известен своей теорией множественного интеллекта. Он заявил, что существует множество форм интеллекта, таких как эмоциональный интеллект, спортивный интеллект, художественный интеллект и многие другие, о которых мы, возможно, даже не знаем.

● Мейми Фиппс Кларк, выпускница Колумбийского университета, известна своим «кукольным исследованием», в ходе которого она изучала влияние разделения школ на афроамериканских детей. Она обнаружила, что дети ассоциировали положительные черты со светлыми куклами, а не с куклами темного цвета, которые были похожи на них. Ее работа привела к тому, что Верховный суд США принял прогрессивное решение о прекращении разделения школ по расовому признаку.

● Ирене Монтеро Хиль, студентка педагогического факультета психологии из Испании, впоследствии стала министром по вопросам равноправия в Испании. Она работает над достижением равных возможностей для людей независимо от пола, расы, возраста или инвалидности.

Подводя итог, можно сказать, что сфера педагогической психологии в значительной степени связана с пониманием поведения при обучении. Это внесло значительный вклад в улучшение системы образования. Он также рассматривает каждого человека, участвующего в процессе обучения. Таким образом, педагогическая психология способствует развитию детей в ответственных и хорошо образованных взрослых, что, в свою очередь, ведет к процветанию общества.


Определение, характеристика и виды обучения в психологии

Процесс обучения непрерывен, он начинается с момента рождения человека и продолжается до самой смерти. Мы все занимаемся обучением, чтобы развивать наши адаптивные способности в соответствии с требованиями меняющейся среды.

Для обучения важны две вещи:

  1. наличие стимула в окружающей среде и
  2. врожденных предрасположенностей таких как эмоциональные и инстинктивные предрасположенности.

Человек продолжает учиться на всех этапах жизни, создавая или реконструируя опыт под влиянием эмоциональных и инстинктивных склонностей.

Психологи в целом определяют Обучение как относительно постоянные изменения поведения, происходящие в результате опыта. Это определение обучения подчеркивает три важных элемента обучения:

  • Обучение предполагает изменение поведения, которое может быть лучше или хуже.
  • Это изменение поведения должно произойти в результате практики и опыта. Изменения, происходящие в результате зрелости или роста, не могут рассматриваться как обучение
  • Это изменение поведения должно быть относительно постоянным и сохраняться в течение достаточно длительного времени.

Джон Б. Уотсон — один из первых мыслителей, доказавших, что изменения в поведении происходят в результате обучения. Уотсон считается основателем поведенческой школы мысли, которая приобрела известность и признание примерно в первой половине 20 века.

Гейлс определил обучение как изменение поведения, которое происходит в результате опыта, а также обучения.

Crow и Crow определили обучение как процесс приобретения знаний, привычек и установок.

Согласно E. A, Peel , обучение можно описать как изменение личности, происходящее в результате изменения окружающей среды.

H.J. Klausmeir описал обучение как процесс, который приводит к некоторому изменению поведения в результате некоторого опыта, обучения, наблюдения, деятельности и т. д.

Ключевые характеристики процесса обучения:

  1. При самом простом описании обучение описывается как процесс приобретения опыта.
  2. В комплексной форме обучение можно описать как процесс приобретения, сохранения и модификации опыта.
  3. Восстанавливает связь между стимулом и реакцией.
  4. Это метод решения проблем, связанный с внесением корректировок в окружающую среду.
  5. Он включает в себя весь спектр действий, которые могут иметь относительно постоянный эффект на человека.
  6. Процесс обучения связан с приобретением опыта, сохранением опыта и развитием опыта шаг за шагом, синтезом как старого, так и нового опыта для создания нового паттерна.
  7. Обучение связано с когнитивными, волевыми и аффективными аспектами. Процесс приобретения знаний носит когнитивный характер, любое изменение эмоций является аффективным, а конативным является приобретение новых привычек или навыков.

Типы обучения

  1. Моторное обучение : Наши повседневные действия, такие как ходьба, бег, вождение автомобиля и т. д., должны быть изучены для обеспечения хорошей жизни. Эти действия в значительной степени связаны с мышечной координацией.
  2. Вербальное обучение : Это связано с языком, который мы используем для общения, и различными другими формами вербального общения, такими как символы, слова, языки, звуки, фигуры и знаки.
  3. Концептуальное обучение : Эта форма обучения связана с когнитивными процессами более высокого порядка, такими как интеллект, мышление, рассуждение и т. д., которым мы учимся с самого детства. Изучение понятий включает в себя процессы абстрагирования и обобщения, что очень полезно для идентификации или распознавания вещей.
  4. Обучение распознаванию : Обучение различению различных стимулов с соответствующей и различной реакцией считается стимулом различения.
  5. Обучение принципам : Обучение, основанное на принципах, помогает наиболее эффективно управлять работой. Обучение, основанное на принципах, объясняет взаимосвязь между различными понятиями.
  6. Отношение Обучение : Отношение в значительной степени определяет наше поведение, поскольку наше положительное или отрицательное поведение основано на нашей предрасположенности к установкам.

3 типа поведенческого обучения

Поведенческая школа мысли, основанная Джоном Б. Уотсоном, которая была освещена в его фундаментальной работе, Психология с точки зрения бихевиористов , подчеркивающий тот факт, что психология является объективной наукой, поэтому не следует рассматривать простой акцент на психических процессах, поскольку такие процессы нельзя объективно измерить или наблюдать.

Уотсон пытался доказать свою теорию с помощью своего знаменитого Эксперимента с Маленьким Альбертом , посредством которого он приучил маленького ребенка бояться белой крысы. Поведенческая психология описывает три типа научения: классическое обусловливание , научение через наблюдение и оперантное научение.

  1. Классическое обусловливание : В случае классического обусловливания процесс обучения описывается как связь или ассоциация стимул-реакция.

    Классическая теория обусловливания была объяснена с помощью классического эксперимента Павлова, в котором пища использовалась в качестве естественного раздражителя, который сочетался с ранее нейтральными раздражителями, что в данном случае является звоночком. Установив связь между естественным раздражителем (еда) и нейтральным раздражителем (звук колокольчика), можно вызвать желаемую реакцию. Эта теория будет подробно обсуждаться в следующих нескольких статьях.

  2. Оперантное обусловливание : Эта теория, предложенная сначала такими учеными, как Эдвард Торндайк, а затем Б.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts