Психологизм в социологии: Социологический психологизм | Понятия и категории

Психологизм в социологии на рубеже XIX—XX веков

На рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии.

Психологический эволюционизм разрабатывал Франклин Гиддингс (Giddings, Franklin Henry) (18551931) — основатель первой в США кафедры социологии. Позже он встал на позиции позитивизма и бихевиоризма.

Вильгельм Вундт (18321920), Германия. Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания.

Уильям Мак-Дугалл (McDougall), (18711938), США. Считал, что теоретической основой всех социальных наук должна быть психология инстинктов. Называл свою концепцию «гормической психологией». «Горме» — стремление к биологически значимой цели.

Габриель Тард (18431904) — один из основоположников социальной психологии. Модель социального бытия у Тарда выглядит, как взаимоотношения двух индивидов, один из которых подражает другому. Источник всех социальных явлений — взаимодействие открытий и подражаний. Критиковал Дюркгейма за отрыв «социальных фактов» от их личностно-психических оснований. Законы социологии Тард делит на логические и внелогические. Логические объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие нет, насколько созрела потребность в новшестве.

Густав Лебон (18411931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие её особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Потому критиковал идеи социализма.

Карл Маркс, (18181883), Германия.

Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.

Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.

Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями.

Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая.

Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

3. Психологизм в социологии

Время формирования этого направления в социологии – 80-е годы XIX века. Период расцвета – это самый конец XIX – начало ХХ века. Именно в эти годы психологизм стал наиболее влиятельным направлением в социологии. Впрочем, не только в социологии, но и во многих других науках.

Одной из причин пробуждения и роста интереса к психологизму стало охлаждение социологов к натурализму. Основанием для такого охлаждения послужило то, что рассматривалось ранее как главное его достоинство, – его впечатляющая простота объяснения. Именно простота объяснения стала причиной недовольства натурализмом: она стала квалифицироваться как грубый схематизм, не учитывающий специфики предмета и задач социологии. Происходило это одновременно c выдвижением в фокус внимания социологии нового предмета – поведения людей, и новой задачи – объяснения мотивов этого поведения.

Натуралистический подход в данном случае оказался грубым, схематичным, неуместным и беспомощным. Итак, выдвижение на первый план нового предмета – поведения индивидов, групп, масс, народов – потребовало и нового подхода, новой объясняющей схемы.

Второй причиной явилось возникновение экспериментальной психологии, которое датируется 1879 годом. Именно тогда Вильгельм Вундт создает в Германии первую экспериментальную психологическую лабораторию, вследствие чего психология превращается из науки интроспективной, основанной на самонаблюдении, в науку эмпирическую, основанную на внешнем наблюдении психических процессов, то есть психика человека становится внешним объектом наблюдения, по сути таким же объектом, как и в других эмпирических науках. Становление психологии как экспериментальной науки приводит к психологизации знания, психологизации наук вообще, и психологизация социологии есть частный случай этой общей психологизации знания.

Психологический подход характеризуется следующими общими чертами. Во-первых, общественная жизнь есть результат психологических процессов, исходя из этого, объяснение любых социальных явлений в конечном итоге нужно искать в психологии индивидов, или групп, или в психологии масс, коллективной психологии. Следовательно, психология становится главенствующей наукой, а социология – ее следствием, приложением для объяснения общественных явлений. В центре, в фокусе внимания психологического направления оказывается человеческий поступок, и именно в психологизме социология впервые конституируется как поведенческая наука. То есть у отцов социологии, у Конта и Спенсера, поведенческой наукой она еще не была, их интересовал порядок общества и его эволюция, а никак не поведение людей. Здесь же впервые в фокусе оказалось поведение, действия людей, результатом чего и является этот самый порядок и эволюция, именно из поведения людей следует порядок и беспорядок, эволюция и революция, и т.
п.

Число психологических школ, пожалуй, превосходит число школ натуралистических. Мы коснемся только некоторых, оказавших очевидное влияние на развитие социологии, причем так, чтобы зафиксировать все три способа объяснения человеческого поведения: во-первых, тот, что опирается на индивидуальную психологию, во-вторых, на межиндивидуальную, групповую психологию и, в-третьих, на коллективную психологию, психологию масс, народов.

Двинемся по указанному порядку и начнем с инстинктивистского направления.

Статья о психологии из The Free Dictionary

(перенаправлено с Psychologistic )
Также найдено в: Dictionary, Medical.

психологизм

использование психологической точки зрения с исключением всех других. Поскольку точкой отсчета ПСИХОЛОГИИ является индивидуум, а точкой отсчета СОЦИОЛОГИИ является общество, социологи обычно используют психологизм в качестве ругательного термина, когда объяснение оказывается на несоответствующем индивидуалистическом уровне.

Социологический словарь Коллинза, 3-е изд. © Издательство HarperCollins, 2000 г.

Следующая статья взята из Большой советской энциклопедии (1979). Он может быть устаревшим или идеологически предвзятым.

Психологизм

 

социологическая методология, характерная для ряда направлений буржуазной социологии, начиная с Г. Тарда, Л. Уорда, У. Макдугалла, Ч. Кули. Психологизм связан с современными школами символического интеракционизма (Дж. Мид и его последователи) и неофрейдизма, а также с феноменологической социологией (например, Г. Беккер и Э. Гоффман) и этнологической методологией. Все разновидности психологизма пытаются объяснить социальные отношения и структуры с точки зрения психологических данных.

Самые ранние, самые грубые и примитивные формы психологизма подчеркивали значение наследственных факторов и выводили формы социального поведения из якобы первичных характеристик человеческой психики, например, сексуальности, агрессивности, аффекта, желания смерти. Психологизм пытался использовать черты личности (или национальный характер) для объяснения таких социальных явлений, как война, расовые и классовые конфликты.

В дальнейшем психологизм эволюционировал в сторону отказа от идеи генетической предопределенности человеческого поведения, но продолжал отрицать реальность таких явлений, как общество, социальные системы и организации. По мнению сторонников психологизма, такие понятия являются метафизическими. Приверженцы психологизма ограничиваются анализом непосредственных взаимодействий индивидов и опираются прежде всего на такие понятия, как «непосредственно наблюдаемое поведение» и реакции на ситуацию. Методы психологического анализа важны для изучения малых групп, но они несостоятельны в применении к изучению более широких социальных проблем.

Современная буржуазная социология пыталась преодолеть ограниченность принципов и целей психологизма, сочетая его с анализом больших социальных систем. Т. Парсонс, А. Этциони, П. Блау, П. Селзник — одни из тех, кто экспериментировал с этим подходом, известным как структурно-функциональный анализ. Однако большинство предпосылок нового подхода носят психологический характер.

Марксистская социология, доказавшая ограниченность психологизма, устанавливает реальное отношение социального к психологическому, т. е. детерминацию психологического социальным.

ЛИТЕРАТУРА

Замошкин Ю.В. А. Психологическое направление в современной буржуазной социологии . Москва, 1958.
Замошкин Ю.В. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личности
. М., 1966.
Кон И. С. Позитивизм в социологии . Л., 1964.
Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории . М., 1971.
Богардус Е. С. Развитие общественной мысли , 4 изд. Нью-Йорк [1960].
Науки о поведении сегодня . Под редакцией Б. Берельсона. Нью-Йорк, 1964. Мертон, Р. О теоретической социологии . Нью-Йорк, 1967.

Л. А. С ЭДОВ

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Упоминается в ?

  • Ахо, Джухани
  • Альбион Вудбери Смолл
  • Отчуждение
  • Амедео Модильяни
  • Ashk, Upendra Nath
  • Belgium
  • Benoit, Pierre
  • Bergman, Hjalmar
  • Bernard of Clairvaux
  • Bertrand Russell
  • Boris Konstantinovich Zaitsev
  • Boris Zaitsev
  • Brazil
  • Bryl, Ianka
  • Canada
  • Карло Эмилио Гадда
  • Категории
  • Криста Вольф
  • коммуникативная компетентность

Ссылки в архиве периодических изданий ?

Это вопиющая оплошность в книге, которая специально претендует на то, чтобы говорить о расизме в социологических, а не индивидуалистических или психологических терминах.

Расизм без расистов: расизм дальтоников и расовое неравенство в современной Америке

Он также может рассматривать субъекты как объекты с особыми жизненными и психологическими свойствами.

Язык классической физики

В «Собственной комнате» Вулф предлагает социально-политическое, а не психологическое и детерминистское объяснение того, почему «хорошая, способная, совестливая женщина» вряд ли будет иметь доступ к такой же возвышенный статус правды, как у художника-мужчины.

Совершенно современная меланхолия: Вирджиния Вульф, автор, дочь

Если к 1900 году Гуссерль и отказался от психологических допущений своего наставника, он всегда придерживался призыва к философской ясности и универсальности.

Образ высшего мира: этическое обновление у Франца Брентано и Эдмунда Гуссерля/Aukstesniojo pasaulio vaizdinys: etinis atsinaujinimas pagal Franca Brentano ir Edmunda Husserli

Формализация и абстракция, характерные для таких основополагающих работ, как «Хетукакрадамару» Дигнаги, склоняют большинство современных интерпретаторов рассматривать классический индийский дискурс о выводе как пример чего-то вроде дисциплины логики, и тем не менее предположения, поощряемые таким построением, привели многих таких толкователей, в конце концов, к обвинению индийской традиции в том, что (например) она разработала окончательно психологическую концепцию ее, в той мере, в какой поскольку традиционная ссылка на конкретные примеры, по-видимому, ставит под угрозу степень абстракции, которой, по-видимому, требует логика.

Роль примера (Дриштанта) в классической индийской логике

Нам, современным, трудно — с нашей сильно психологической моделью человеческой личности, нашим представлением о бессознательных влечениях, нашей тенденцией ассоциировать желание с сексуальностью и нашим повышенная чувствительность ко всему, что может показаться противоречащим строгим протоколам гетеросексуальной мужественности — нам трудно избежать усматривать в таких страстных выражениях мужской любви намек на «гомоэротизм», по крайней мере, если не на «латентный гомосексуализм». […] (стр.

Но разве это гей? Поцелуи, дружба и «догомосексуальные» дискурсы в Германии восемнадцатого века

Аналогичное наблюдение легло в основу психологической редукции религии Фрейдом, которую он интерпретировал как просто «проекцию» инфантильных потребностей и конфликтов.

Изменение личности через созерцательную медитацию: интегративный хасидский и психологический подход

Грин не мог бы спорить, по крайней мере, слишком яростно, с легким пренебрежением историцистских критиков к монументальному авторитету классиков, поскольку он принимал — в его оценке Лирика эпохи Возрождения — шокирующая встреча с классикой для создания современного поэта, который наполняет свои страницы «буйным эгоизмом, проблематичными разделениями и беспокойной интенсивностью голоса, патетически ищущего свою целостность». Поэт, о котором идет речь, — это Петрарка, а классический монолит, с которым он мучительно столкнулся, — это Овидий, чья поэма о переменах, «Метаморфозы», становится неуклонно стабильной благодаря «ее визуальной и риторической ясности, ее спокойной безличности, ее защищенности в природе, ее приспособляемости». со страданием, его отказ от психологического парадокса и его способность к покою» (131).

Шекспир, классика и формы авторства

Поппер считает, что психологическое объяснение нормального исследования узаконивает образ науки, представляющей «опасность для нашей цивилизации».

Перечитывание нормальной науки

Вниз и прочь в Париже и Лондоне было противоположностью психологическим романам, основанным на характерах, типичных для потерянного поколения, поселившегося в Париже, — внимание к конкретным деталям бедности и материальным условиям, которые заставили Возможное «Париж» более или менее полностью стирает рассказчика.

Оруэлл, чей Оруэлл? К столетию со дня его рождения необходимо признать сложности и противоречия Святого Георгия, но не менее важен и его статус радикального и революционного

Микель Дюфренн утверждает, что «оперативные» теории искусства, которые сегодня вытеснили «психологическую ‘ […] подчеркивают результат творческого процесса и настороженно относятся к анализу чувства […]». Он признает, что «изучение творческого процесса довольно легко приводит нас к эстетике» и, следовательно, к стилю, но возражает против того, что, «ограничивая эстетический опыт опытом художника, изучение творческого процесса имеет тенденцию подчеркивать определенные черты». этого опыта, возвышая, например, своего рода волю к власти за счет восприимчивой медитации, которую вызывает эстетическое созерцание» (xlv-xlvi).

Лоуренс и творческий процесс

Затем утверждается, что, поскольку предположения об информационной грамотности восходят к печатным культурам и психологическим дискурсам, эта структура является не столько панацеей от проблем обучения на протяжении всей жизни в «обществе знаний», сколько Это препятствие для критической и преобразующей практики грамотности.

Информационная грамотность: обзор и постструктурная критика


Браузер энциклопедии ?

  • psychoacoustic model
  • psychoacoustics
  • psychoactive
  • psychoanalysis
  • psychobiology
  • Psychodidae
  • psychodynamics
  • psychogalvanic reflex
  • psychogalvanometer
  • psychogenic
  • Psychogenic Disorders
  • psychohistory
  • psychointegroammeter
  • psychokinesis
  • Психоламаркизм
  • психолингвистика
  • Psychological Astrology
  • Psychological Perspectives on Vampire Mythology
  • Psychological School
  • Psychological School of Law
  • psychological test
  • Psychological Theory of the Business Cycle
  • psychological warfare
  • psychologism
  • psychologist
  • Psychologistic
  • psychology
  • Психология и астрология
  • Психологические конгрессы, международные
  • Психологическое образование
  • Psychology Journals
  • Psychology of Sex, The
  • Psychology Societies and Organizations
  • Psychology, Industrial
  • Psychology, Institute of
  • Psychology, Sports
  • Psychology, Topological
  • Psychomanteum
  • psychometrics
  • Psychometry
  • psychomotor
  • психомоторное возбуждение
  • психомоторная работоспособность
  • психомоторная задача
  • Психонейроиммунология
  • психопат
  • психопатическая личность
  • психопатология
  • психопатия
  • психофармакология
  • психофизические методы

Полный браузер ?

  • Психологическая зависимость
  • Психологическая зависимость
  • Психологическая зависимость
  • Психологическая зависимость
  • Награда за психологически здоровое рабочее место
  • психологически индуцированный колит
  • психологически индуцированный колит
  • психологически индуцированный колит
  • психологически индуцированный колит
  • Психологически информированная запланированная среда
  • Когнитивная и эргономическая психология
  • психологии
  • психологии
  • психологии
  • психологии
  • психологический
  • психология
  • психологизированный
  • психологизированный
  • психологи
  • психологи
  • психологизация
  • психологизация
  • психологизм
  • психологизм
  • психологизм
  • психолог
  • психолог
  • психолог
  • психолог
  • Психологи
  • Психологи
  • Психологи
  • Психологи
  • Психологи обучают студентов мыслить скептически
  • Психологи за этичное обращение с животными
  • Психологи Северо-Западного Арканзаса
  • Регистрационный совет психологов Квинсленда
  • Регистрационная комиссия психологов штата Виктория
  • Ассоциация психологов Альберты
  • Справочник психологов по нейропсихотропным препаратам
  • психологизировать
  • психологизировать
  • психологизированный
  • психологизированный
  • психолог
  • психолог
  • психологизирует
  • психологизирует
  • психологизация
  • психологизация
  • Психолог
  • психология
  • психология
  • психология
  • психология
  • Психология и астрология
  • Психология и коммуникативные исследования
  • Психология и развитие человека
  • Психология и общественное мнение
  • Конференция по психологии и социальной справедливости

Теодор Адорно, Социология и психология (Часть I), NLR I/46, ноябрь–декабрь 1967 г.

I/46

Само по себе старое объяснение, что все средства массовой информации общественного мнения контролируются группами, не годится. Ибо вряд ли массы поддались бы наглому подмигиванию лживой пропаганды, если бы что-то внутри них не отзывалось на риторику о жертве и опасной жизни. Поэтому для того, чтобы прийти к соглашению с фашизмом, считалось необходимым дополнить социальную теорию психологией, и особенно аналитической социальной психологией. Взаимодействие исследований как социальных детерминант, так и преобладающих инстинктивных структур должно было дать полное представление о взаимосвязанной тотальности. В то время как по другую сторону железного занавеса послушная наука изгнала аналитическую психологию — единственную, которая серьезно вникла в субъективные условия объективной иррациональности, — как дело рук дьявола и смешала Фрейда, Шпенглера и Ницше с фашистами ( заявление, которое Лукач не упускал из виду), с этой стороны акцент с немалым удовлетворением был смещен на внутреннюю жизнь и на человека и его так называемые экзистенциальные качества, чтобы лучше уклониться от обязывающей теории общества. В результате эти субъективные условия, в конечном счете, скептически сводятся к несущественным, просто субъективные мотивы, как это уже имело место в позднем эссе Фрейда Цивилизация и ее неудовлетворенность .

Там, где какая-либо мысль вообще была посвящена отношениям между социальной теорией и психологией, она не шла дальше простого определения места этих двух дисциплин в общей схеме наук; трудности, связанные с их отношениями, рассматривались как вопрос использования правильной концептуальной модели. Должны ли социальные явления выводиться из объективных условий или из психики социализированных индивидуумов, или из того и другого; Дополняют ли оба типа объяснения или исключают друг друга, или само их соотношение требует дальнейшего теоретического рассмотрения, — все это сводится к чистой методологии.

В своем исследовании «Психоанализ и социальная структура», сноска 1 Талкотт Парсонс, представитель этого подхода, справедливо подчеркивает непреодолимую автономию социальной системы, которая — и здесь он соглашается как со старой немецкой традицией, и Дюркгейма — следует понимать на своем собственном уровне, а не как «композитный результат действий отдельных индивидуумов», сноска 2 . Но и здесь различие сводится к тому, что «интересует» социолога, — к поведению и установкам, относящимся к социальной системе. Только по этой причине он требует формулировать социологические проблемы мотивации в терминах «системы отсчета социальной системы», а не «личности». Однако социологические модели должны быть «совместимы с установленными знаниями о личности». сноска 3 Независимо от того, является ли различие вопросом не метода, а объективной реальности, выбор социологического или психологического подхода оставлен на произвольное усмотрение соответствующих отделов.

Вопреки примитивному представлению о единой универсальной науке Парсонс не закрывает глаза на тот факт, что «типичные проблемы психолога и социолога различны». Однако именно по этой причине им обоим «необходимо использовать одни и те же понятия на разных уровнях абстракции и в разных комбинациях».0416 4 Это возможно только при условии, что расхождение социологии и психологии может быть преодолено независимо от реальной природы их предмета. Если бы на более высокой ступени внутренней организации обе науки прояснили логическую структуру своих понятий, то они могли бы, с этой точки зрения, плавно синтезироваться. Если бы мы наконец получили полностью адекватную динамическую теорию человеческих мотиваций, различие между «уровнями абстракции», согласно Парсонсу, вероятно, исчезло бы. То, как социальные и индивидуальные, объективные и психические моменты соотносятся друг с другом, предположительно зависит от простой концептуальной схематизации, наложенной на них в напряженном академическом процессе; плюс обычная оговорка, что синтез на данном этапе был бы преждевременным, что необходимо собрать больше фактов и более четко определить концепции.

Хотя Парсонс, будучи учеником Макса Вебера, остро осознает неадекватность многих обычных психологических объяснений общественных явлений, он не подозревает за этой несовместимостью какого-либо реального столкновения между всеобщим и частным, какой-либо несоизмеримости между объективной жизнью -процесс, «в себе» и индивидуум, который существует только «для себя». Вместо этого антагонизм становится проблемой академической организации, которая при неуклонном прогрессе гармонично разрешится сама собой.

Идеал концептуальной унификации, взятый из естественных наук, не может, однако, без разбора применяться к обществу, чье единство заключается в том, что оно не является единым. Социология и психология, поскольку они функционируют изолированно друг от друга, часто поддаются искушению перенести интеллектуальное разделение труда на предмет своего изучения. Разделение общества и психики есть ложное сознание; он концептуально увековечивает разрыв между живым субъектом и объективностью, которая управляет субъектами и в то же время происходит от них. Но основа этого ложного сознания не может быть устранена простым методологическим изречением. Люди не способны узнать себя в обществе и общество в себе, потому что они отчуждены друг от друга и от целого.0416 5 Их овеществленные социальные отношения неизбежно предстают перед ними как «в себе». То, что отдельные дисциплины проецируют на реальность, просто отражает то, что имело место в реальности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts