Психософия. Введение
Этой вводной статьёй мы начинаем знакомство с Психософией, типологией, которая делит людей на 24 психотипа. Данный подход весьма интересен и стоит нашего внимательного изучения. Я не буду детально описывать саму Психософию, в интернете есть очень много материала по этой теме, и вы легко сможете разобраться в ней самостоятельно. Я лишь приведу основные понятия, определения и опишу кратко саму суть метода. И разумеется, те моменты, которые относятся к нашей теме определения своего предназначения, будут детально разобраны
Психософия (или психе-йога или типология Афанасьева) – это типология, созданная Александром Афанасьевым на базе Соционики (до которой, я надеюсь, мы тоже в своё время доберёмся). Психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своём внутреннем мире и своих возможностях. И это как раз то, что нам нужно для определения предназначения
Согласно Психософии, всю сферу человеческого бытия можно разделить на четыре аспекта
Физика (Ф*)
- Всё что связано с материальным миром и материальными объектами
- Отношение к своему физическому телу и его потребностям
- Физический труд и работа в целом
- Физическая сила человека, его физические навыки и возможности
- Способность действовать в мире физических объектов
- Биологическая агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов
* – здесь и далее в скобках указана первая буква аспекта (Ф – значит Физика). Эта краткая аббревиатура потребуется для составления психотипов
Логика (Л)
- Это всё то, что является продуктом деятельности ума человека, вне зависимости от того, имеет ли оно материальное воплощение или нет
- Мир наших идей, фантазий, размышлений
- Способность человека что-то создавать на тонком уровне, т.е. в уме, на уровне идей и концепций
- Всё что связано со знанием, процессом обучения и передачей знания
- Способность человека к анализу, его аналитические способности
- Красота и завершенность идей, ценность умозаключений, выводов, различных видов теории и теоретических моделей
Эмоция (Э)
- Эмоциональная сфера человека
- Восприятие мира через наши эмоции, через чувственные ощущения и переживания
- Способность чувствовать других людей, сопереживать
- Умение ярко проявлять свои эмоции
- Отношение к искусству и красоте
- Мотивация людей к действию через различные виды проявляемых эмоций: гнев, обида, радость и т. п.
Воля (В)
- Сила воли человека, его упорство, мотивация
- Воля – это движущая сила, которая побуждает человека действовать в этом мире
- Это стержень личности, который позволяет изменять что-то как во внешнем мире, так и внутри самой личности человека
- Ощущение цели и смысла существования человека
- Способность ставить цели и добиваться их исполнения, не только самостоятельно, но и побуждать («зажигать») других делать это
Основная идея Психософии состоит в том, что отдельно рассматриваемой личности от рождения было дано каких-то качеств больше, а других меньше. Так называемая отмеренная доля. И нет таких людей, у которых всего много или наоборот всего мало, есть определённый баланс и распределение этих качеств. Создатель распределил эти сильные и слабые стороны между людьми, чтобы создать текущее разнообразие и побудить людей взаимодействовать друг с другом. Ведь если предположить, что я полностью самодостаточный, то зачем мне нужны другие люди? Если у меня есть всё, зачем мне что-то просить у других? И на оборот, если у окружающих людей есть всё, и они на 100% самодостаточны, то зачем им обращаться ко мне за помощью?
Например, кто-то талантлив в искусстве, а с логическим мышлением у него проблемы. Кто-то очень красив и физически крепко сложен, но при этом он может быть совершенно безвольной личностью. У кого-то блестящий ум и сверх аналитические способности, но при этом он физически очень слаб. И эту печальную картину несовершенств и незаконченности мы постоянно наблюдаем в реальной жизни. Все эти анекдоты про блондинок, военных, ученых и т.п. как раз показывают то наше разочарование, когда мы видим какую-то одну яркую сферу личности человека, ожидая что и другие сферы человека так же привлекательны и сильны. Но увы, нет! Прекрасные блондинки оказываются тупыми. Гениальные ученые оказываются хиляками и совершенно не умеют красиво одеваться. Чувственные актёры, вызывающие бурю эмоций и переживаний, в реальной жизни оказываются безвольными и трусливыми. А бравые военные оказываются узколобыми и не могут проявлять творчество и фантазию
И все эти описанные типажи, ставшие героями анекдотов, как раз и подтверждают эту модель Психософии о том, что Бог кого-то наделил талантами в одном и обделил в другом
Эти вышеперечисленные четыре аспекта бытия (Физика, Логика, Эмоции, Воля) расставляются по четырем местам силы личности или функциям. И каждая функция обладает своими качествами: есть сильные и слабые, доминирующие или подстраивающиеся, результативные и процессионные. По какой-то функции человек очень силён, ярок и безапелляционен, за какую-то функцию его ценит общество, есть и та, которая для него очень болезненная, а есть и такая, которая для него совершенно не важна
Ниже приведено краткое описание этих функций. Как и аспектов бытия, функций – тоже четыре. И для определения психотипа человека согласно Психософии, нам необходимо расставить вышеописанные аспекты по нижеописанным функциям
1-ая функция («Молот»*)
Основная функция человека. По ней он более всего уверен и воспринимает её как наиболее ценную. В области этой функции человек часто проявляет себя с избытком, не замечая реакции окружающих. Ему не важно мнение окружающих, он уверен, что всё что он делает по 1-й функции, делается им идеально и правильно
Параметры:
- Высокая функция
- Доминирующая
- Результативная
- Я – ОК, Ты – не ОК
* – в скобочках приводится называния функций, которые им дал сам Афанасьев
Данное аллегорическое сравнение с «Молотом» показывает, что человек безапелляционно пробивает этой своей сильной доминирующей функцией всё на своём пути. Ему не важно чужое мнение в этой сфере, он уверен, что он прав. По факту он может быть прав или не прав, важно то, что у него есть эта непоколебимая уверенность в своей правоте. Он считает себя экспертом в этих вопросах, а остальных дураками. Так проявляется позиция «Я – ОК, а Ты – не ОК». Функция высокая, т.е. сил у человека по этой сфере много, и она нацелена на результат
2-ая функция («Река»)
Нормативная функция, которая умеет соотносить свои интересы в данной области с интересами окружающих людей. Это наиболее умеренная и гармоничная функция. Человек по второй функции обладает силой и желанием делиться этим с окружающими
Параметры:
- Высокая функция
- Подстраивающаяся
- Процессионная
- Я – ОК, Ты – ОК
Вторая функция называется «Рекой», потому как это аллегорическое описание 2-й функции наиболее подходит для сравнения с полноводной рекой. Течение такой реки плавное, ровное, спокойное. Эта река питает живительной влагой всё что растёт на её берегах. Сам вид реки вызывает умиротворенное состояние. Функция высокая – поэтому сил у человека по это сфере, как и в случае 1-й функции, тоже очень много. Но в отличие от 1-й функции, человек по своей 2-й функции готов подстраиваться под окружающих, прислушиваться к мнению других. Вторая функция олицетворяет гармонию. Человек и себя считает достаточно хорошим в этой сфере и окружающих тоже (Я – ОК, Ты – тоже ОК). Человек готов делиться этой своей силой с людьми, и для него важнее процесс, чем результат
3-я функция («Язва»)
Болезненная, беспокойная, неуверенная в себе функция. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области или получить что-то по ней, а с другой стороны у него нет сил, чтобы проявить это в полной мере или добиться этого самостоятельно. Человек не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. Эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует
Параметры:
- Низкая функция
- Доминирующая
- Процессионная
- Я – не ОК, Ты – не ОК
«Язва» – это самая больная зона человека. Он не силён по данной функции, но у него очень сильная потребность в ней, получить её или проявить себя в ней. Но так как функция низкая, то у человека нет сил, чтобы получить это самостоятельно. Поэтому человеку нужна помочь в этой сфере от окружающих людей. Это зона неуверенности человека. Он понимает, что сам он слаб в этой зоне, при этом и к окружающим у него доверия особо нет (Я – не ОК и Ты тоже не ОК). И мы получаем такого глубоко несчастного просящего, которому и просить стыдно и не просить он не может, да ещё в дополнение к этому он сильно привязан к тому, что просит, поэтому любой отказ или не желаемый сценарий им очень болезненно переживается
4-ая функция («Пустячок»)
Это наименее значимая для человека функция, а поэтому она спокойная и отрешённая. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений и легко подстраивается под чужие
Параметры:
- Низкая функция
- Подстраивающаяся
- Результативная
- Я – не ОК, Ты – ОК
«Пустячок» – это функция, которой человек не придаёт особого значения. Он понимает, что он слаб в этой сфере, но, в отличие от 3-й функции, это его совершенно не беспокоит. «Ну не умею я этого делать, а мне особо оно и не нужно». По этой функции человек предпочитает доверять мнению внешних экспертов (Я – не ОК, Ты – ОК). Как правило, человек выбирает готовые решения, то, что ему посоветуют окружающие. При этом человек не склонен что-то совершенствовать или изменять в том, что ему предлагают – он принимает это как есть. «Сказали, что эта рубашка очень модная в этом сезоне. Хорошо буду её носить! И без всяких там дополнительных бантиков и модных подворотов»
Психотипы в Психософии
И, как уже было сказано выше, для того чтобы определить психотип человека согласно Психософии, нужно расставить четыре сферы бытия (Физика, Воля, Эмоция, Логика) по четырём функциям (1-ая, 2-ая, 3-я, 4-ая)
Пример:
- Человек физически очень сильный, рукастый. При этом он сам для себя является авторитетом во всем что нужно сделать руками и не нуждается во внешнем мнении. Это значит, что у человека 1-ая функция – Физика
- И при этом человек очень разносторонний, начитанный. Он любит учиться и учить других. Делится этим знанием с окружающими людьми и прислушивается к их мнению. Это означает что у него 2-ая функция – Логика
- Но человеку очень трудно проявлять свои эмоции. Он зажат, закрыт, не может правильно выразить свои эмоции. Внешние эмоциональные нападки воспринимает очень болезненно. Например, ему одновременно и очень хочется и очень страшно выступать на публике. Это означает что у него 3-я функция – Эмоция
- И человек достаточно безвольный и особо не париться по этому поводу. Ну что-то сделал, а что-то не сделал – ну и ладно. Ему проще довериться руководству внешнего волевого предводителя. Это означает что его 4-ая функция – Воля
И для данного человека мы получаем психотип ФЛЭВ. Буквы (аббревиатуры аспектов) расставляются слева направо по местам соответствующим номерам функций. Первая буква (или функция) – Ф. Вторая функция – Л. Третья – Э. Четвертая – В. Всё вместе получаем – ФЛЭВ
И как не трудно подсчитать, таких комбинаций психотипов у нас получается 24. Ниже в табличке приводится список этих комбинаций, обозначенных буквенными аббревиатурами. Во второй колонке приведён псевдоним данного психотипа, которой дал сам Афанасьев
Тип | Псевдоним | 1-ая функция | 2-ая функция | 3-я функция | 4-ая функция |
ВЛЭФ | Сократ | Воля | Логика | Эмоция | Физика |
ВЭЛФ | Ахматова | Воля | Эмоция | Логика | Физика |
ВФЭЛ | Твардовский | Воля | Физика | Эмоция | Логика |
ВФЛЭ | Наполеон | Воля | Физика | Логика | Эмоция |
ВЭФЛ | Толстой | Воля | Эмоция | Физика | Логика |
ВЛФЭ | Ленин | Воля | Логика | Физика | Эмоция |
ФЛВЭ | Аристипп | Физика | Логика | Воля | Эмоция |
ФВЭЛ | Чехов | Физика | Воля | Эмоция | Логика |
ФЭВЛ | Дюма | Физика | Эмоция | Воля | Логика |
ФЛЭВ | Эпикур | Физика | Логика | Эмоция | Воля |
ФЭЛВ | Борджа | Физика | Эмоция | Логика | Воля |
ФВЛЭ | Гёте | Физика | Воля | Логика | Эмоция |
ЭФЛВ | Бухарин | Эмоция | Физика | Логика | Воля |
ЭЛВФ | Андерсен | Эмоция | Логика | Воля | Физика |
ЭВЛФ | Газали | Эмоция | Воля | Логика | Физика |
ЭВФЛ | Пастернак | Эмоция | Воля | Физика | Логика |
ЭЛФВ | Руссо | Эмоция | Логика | Физика | Воля |
ЭФВЛ | Пушкин | Эмоция | Физика | Воля | Логика |
ЛФЭВ | Бертье | Логика | Физика | Эмоция | Воля |
ЛЭВФ | Паскаль | Логика | Эмоция | Воля | Физика |
ЛФВЭ | Платон | Логика | Физика | Воля | Эмоция |
ЛВЭФ | Эйнштейн | Логика | Воля | Эмоция | Физика |
ЛВФЭ | Лао Цзы | Логика | Воля | Физика | Эмоция |
ЛЭФВ | Августин | Логика | Эмоция | Физика | Воля |
И что же нас ждёт дальше? А дальше мы подробно остановимся на каждом аспекте и функции, для того чтобы вы смогли самостоятельно определить свой психотип, а также определять психотипы других людей
Как правило, со стороны виднее, и нет той предвзятости в оценке и желании описать себя любимого покрасивше. Поэтому лучше всего, чтобы ваш психотип определили не только вы сами, но и кто-то сторонний, а главное вы должны расспросить его почему он так считает, чтобы убедиться в его правоте. Нередки случаи, когда определение психотипа зависит от самого психотипа человека, который его определяет. Сам эксперт смотрит на мир через свои мутные очки и со своей колокольни. Поэтому для точного определения своего психотипа важно услышать мнения нескольких людей, а лучше всего независимого эксперта специализирующегося в этом вопросе. В любом случае техника достаточно простая и понятная, и пробуя её на практике вы достаточно легко её освоите
И разумеется, в последующих статьях мы подробно разберём каждый психотип на предмет наиболее подходящего ему вида деятельности (или предназначения)
Основы психософии или 4 сферы Бытия
Психософия
— теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психо-йогой. Автор был вдохновлен положениями соционики, которые видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.
Хотя автор и считал, что психософия берет свое начало на идеях Аристотеля, Гегеля, Гиппократа, Юнга, Павлова и других признанных авторитетах, на основе исследований которых родилась психология в ее современном виде, но он не считал ее частью психологии, как не считают и современные исследователи психософии. Таким образом статус психософии неопределен.
[править] Введение
Согласно учению А. Ю. Афанасьева личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.
Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.
Физика (Ф*)
- Всё что связано с материальным миром и материальными объектами
- Отношение к своему физическому телу и его потребностям
- Физический труд и работа в целом
- Физическая сила человека, его физические навыки и возможности
- Способность действовать в мире физических объектов
- Биологическая агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов
* – здесь и далее в скобках указана первая буква аспекта (Ф – значит Физика). Эта краткая аббревиатура потребуется для составления психотипов
[править] Обозначения
Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:
- ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
- ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
- ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
- ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,
в этих обозначениях
- первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
- 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
- 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
- 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.
Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.
Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.
Психософия
Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психе-йогой. Автор отталкивался от положений соционики, которые усовершенствовал. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.
Введение
Согласно учению А. Ю. Афанасьева, личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.
Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.
Таблица типов
Обозначения
Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:
- ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
- ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
- ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
- ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,в этих обозначениях
- первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
- 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
- 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
- 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п. Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар
«позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.
Основное явление, изучаемое в современной психософии
- 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа.
Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.
- 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.
- 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил. Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.
Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.
О психологической совместимости
Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:
- Филия — тип-1 тождественен тип-2;
- Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
- Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;Эрос, не исключая перекрестья первых и третих функций, делится на 2 подвида:
Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.
Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории
1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что
- Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
- Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
- Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
- Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности. Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием ( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин), а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием ( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).
2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что
- 1-ая функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
- 2-ая функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
- 3-ья функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
- 4-ая функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им
[править] Основное явление, изучаемое в современной психософии
- 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;
Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа. Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.
- 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,
2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.
- 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.
Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил.
Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.
Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.
3-я функция («Язва»)
Болезненная, беспокойная, неуверенная в себе функция. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области или получить что-то по ней, а с другой стороны у него нет сил, чтобы проявить это в полной мере или добиться этого самостоятельно. Человек не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. Эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует
Параметры:
- Низкая функция
- Доминирующая
- Процессионная
- Я – не ОК, Ты – не ОК
«Язва» – это самая больная зона человека. Он не силён по данной функции, но у него очень сильная потребность в ней, получить её или проявить себя в ней. Но так как функция низкая, то у человека нет сил, чтобы получить это самостоятельно. Поэтому человеку нужна помочь в этой сфере от окружающих людей. Это зона неуверенности человека. Он понимает, что сам он слаб в этой зоне, при этом и к окружающим у него доверия особо нет (Я – не ОК и Ты тоже не ОК). И мы получаем такого глубоко несчастного просящего, которому и просить стыдно и не просить он не может, да ещё в дополнение к этому он сильно привязан к тому, что просит, поэтому любой отказ или не желаемый сценарий им очень болезненно переживается
[править] Таблица типов
Название | 1 | 2 | 3 | 4 |
Толстой | Воля | Эмоция | Физика | Логика |
Сократ | Воля | Логика | Эмоция | Физика |
Ахматова | Воля | Эмоция | Логика | Физика |
Твардовский | Воля | Физика | Эмоция | Логика |
Наполеон | Воля | Физика | Логика | Эмоция |
Ленин | Воля | Логика | Физика | Эмоция |
Аристипп | Физика | Логика | Воля | Эмоция |
Чехов | Физика | Воля | Эмоция | Логика |
Дюма | Физика | Эмоция | Воля | Логика |
Эпикур | Физика | Логика | Эмоция | Воля |
Борджиа | Физика | Эмоция | Логика | Воля |
Гёте | Физика | Воля | Логика | Эмоция |
Бухарин | Эмоция | Физика | Логика | Воля |
Андерсен | Эмоция | Логика | Воля | Физика |
Газали | Эмоция | Воля | Логика | Физика |
Пастернак | Эмоция | Воля | Физика | Логика |
Руссо | Эмоция | Логика | Физика | Воля |
Пушкин | Эмоция | Физика | Воля | Логика |
Бертье | Логика | Физика | Эмоция | Воля |
Паскаль | Логика | Эмоция | Воля | Физика |
Платон | Логика | Физика | Воля | Эмоция |
Эйнштейн | Логика | Воля | Эмоция | Физика |
Августин | Логика | Эмоция | Физика | Воля |
Лао-цзы | Логика | Воля | Физика | Эмоция |
Взаимоотношения
Психософия легко и логично прогнозирует взаимоотношения между типами. Взаимоотношения смотрятся по каждой функции отдельно, например, есть два типа ЭФВЛ и ВЭФЛ. По эмоции у них взаимоотношения по схеме 1-2 (первая со второй), по физике — 2-3, по воле — 1-3 и по логике 4-4. Исходя из смысла все возможные виды связей можно классифицировать в 4 группы:
Дополнения (1-4, 2-3).
Сильные стороны одной функции естественным образом покрывают слабости другой. Это наилучшее сочетание.
Тождественные (1-1, 2-2, 3-3, 4-4).
Характеризуются хорошим взаимопониманием, а для сильных функций ещё и взаимоуважением. Но дополнения не происходит.
Псевдотождественные (1-2, 3-4).
Нет хорошего взаимопонимания. Люди как будто похожи, но цели одних являются средствами других, что делает их принципиально разными. Это является источником непонимания в ряде случаев, но не источником конфликтов.
Конфликтные (1-3, 2-4).
Между этими функциями глубокое непонимание, что может выливаться даже в конфликты. Только из-за такого сочетания функций может появляться недооценивание человека, неуважение к нему и его поступкам.
Уже исходя из этого описания понятно, что для каждого типа есть тип с наилучшими и наихудшими взаимоотношениями. Например, для типа ЭФВЛ наилучшим будет ЛВФЭ, а наихудшим — ВЛЭФ. Хоть в теории всё гладко и логично, в жизни очень многое зависит также от воспитания человека, умения слышать других людей и ценить доверие. Как мне кажется из моего опыта, воспитание, умение слышать, доверие находятся все психософии и могут как присутствовать, так и отсутствовать в каждом типе.
[править] О психологической совместимости
Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:
- Филия — тип-1 тождественен тип-2;
- Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третьих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
- Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;
Эрос, не исключая перекрестья первых и третьих функций, делится на 2 подвида:
- Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
- Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;
При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.
Логика (Л)
- Это всё то, что является продуктом деятельности ума человека, вне зависимости от того, имеет ли оно материальное воплощение или нет
- Мир наших идей, фантазий, размышлений
- Способность человека что-то создавать на тонком уровне, т.е. в уме, на уровне идей и концепций
- Всё что связано со знанием, процессом обучения и передачей знания
- Способность человека к анализу, его аналитические способности
- Красота и завершенность идей, ценность умозаключений, выводов, различных видов теории и теоретических моделей
[править] Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории
1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика
) обеспечивается тем, что
- Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
- Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
- Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
- Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности
Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием ( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин), а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием ( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).
2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что
- 1-я функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
- 2-я функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
- 3-я функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
- 4-я функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им
3. 16-компонентная модель
Согласно этой модели, каждая психософская функция имеет 4 компонента оценки своих проявлений (также называемыми областями проявления): оценка по достижению цели/результата (G) оценка по изменению приближения к цели/результату (s) оценка по изменению ресурсов (у Мика это называлось градиентом по ресурсам) (m) оценка по ресурсам (R)
4-ая функция («Пустячок»)
Это наименее значимая для человека функция, а поэтому она спокойная и отрешённая. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений и легко подстраивается под чужие
Параметры:
- Низкая функция
- Подстраивающаяся
- Результативная
- Я – не ОК, Ты – ОК
«Пустячок» – это функция, которой человек не придаёт особого значения. Он понимает, что он слаб в этой сфере, но, в отличие от 3-й функции, это его совершенно не беспокоит. «Ну не умею я этого делать, а мне особо оно и не нужно». По этой функции человек предпочитает доверять мнению внешних экспертов (Я – не ОК, Ты – ОК). Как правило, человек выбирает готовые решения, то, что ему посоветуют окружающие. При этом человек не склонен что-то совершенствовать или изменять в том, что ему предлагают – он принимает это как есть. «Сказали, что эта рубашка очень модная в этом сезоне. Хорошо буду её носить! И без всяких там дополнительных бантиков и модных подворотов»
[править] Ссылки
- «Синтаксис Любви» Александра Афанасьева (первоисточник)
- Функциональные установки в Психе-йоге, описание типов
- Разница между психософией и соционикой, пояснения к статье «Функциональные установки в психе-йоге»
- о психософии на сайте факультета Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга
- Простой метод типирования: перечисление приоритетов
- Происхождение психософии как системы
- Psihosofiya. ru Популярно о психософии. Описание типов. Интертипные отношения. Связь психософии и соционики. Определение комфортности отношений с учётом соционики и психософии.
- Статья «Психософия с точки зрения системного подхода» — описание ПС-модели, основанной на принципе отрицательной обратной связи
- Sociomodel.Ru — краткое изложение основ психософии для начинающих. Описание взаимного влияния соционического и психософского типов.
- Официальный сайт фонда научного и творческого наследия Александра Юрьевича Афанасьева.
- 5-е издание книги «Синтаксис любви» Афанасьева А.Ю.
- 16-компонентная модель психософии
2Э
Вторая Эмоция может и хочет свободно и разнообразно реагировать на разные свои и чужие эмоциональные проявления. Интересно отслеживать эмоции в других, влиять на них. Им интересно настроение других людей, их эмоциональные состояния. Обращают внимание на то, какие эмоции испытывают они сами. Любят общение, яркое, разнообразное. Когда вокруг выражаются эмоции. Принимают разнообразное выражение эмоций без критики, поддерживают эмоции, поддерживают общение. Подхватывают настроения окружающего мира, импульсивны. Интересуются внутренним миром других людей. Эмоции важны, хотя часто люди с 2Э утверждают, что необязательны. Настроение могут и умеют создавать, и особенно охотно делают это по запросу других людей или для других людей, чтобы им понравилось.
С сильной и слабой этикой:
С сильной соционической этикой — 2Э оказываются очень гибкими в вопросах этики, у них есть и способности, и энергия решать сложные этические ситуации, которые им могут быть довольно интересны. Чувствуют этику ситуации, отношения между людьми, настроения. И вполне могут тонко и качественно влиять на них. С экстраверсией это очень общительные люди, постоянно ищущие новых знакомств, контактов, новые ситуации, приятные и интересные им. С интроверсией это очень семейные люди, любящие родных, умеющих поддержать уют семейной жизни, настроение.
Автор: Юлия Колесниченко
3Л
3Л же поиск мысли дается значительно сложнее. Их внимание «включается», когда начинаются логические обсуждения, рассуждения, когда мнение собеседника меняется и приходят новые идеи. Им становится это интересно и они вслушиваются. Однако их интерес избирателен, есть темы, которые им важны. Есть какая-то особенность в обсуждении, которая может их привлечь, или которая может не понравиться. И это зависит от каждого конкретного человека и от конкретной ситуации. Им приятно понимать, чувствовать, что они находятся в этом логическом процессе, что они могут и сами придумать и сами понять. При этом может наступить момент, когда 3Л выдыхается и хочется сделать перерыв, сменить тему, продолжить ту самую логическую работу чуть позже. В такие моменты Логика человека как будто «выключается» и он уже перестает понимать, что происходит. При этом доминирование функции может не позволить принять это спокойно — человек может начать сомневаться в своих способностях. И, как следствие, либо негатив к своей самооценке, либо неприятие обсуждаемой идеи (или выполняемой работы).
3Л хочется, чтобы к их мнению прислушались, чтобы сделали перерыв, чтобы кто-то говорил и рассуждал, но не очень сложно и насыщенно, пока 3Л адаптируется. Что объяснили и дали именно нужную 3Л информацию именно в нужном объеме. Но вот эти самые свои потребности сложно осознать и тем более озвучить. 3Л могут увлекаться разными идеями, интересоваться книгами, стремиться получить высшее образование (первое, второе, третье…) (чтобы наконец составить в своей голове уверенное понимание и чувствовать себя компетентным, как у 1Л), однако по сути, не окончательное знание является их целью, а само усилие. Они учатся думать на протяжении всей жизни и неуверенность в компетентности их мотивируют. Так работает по сути каждая «тройка» в психософии. В одном варианте человек отказывается от идеи (от работы, от повышения), будучи неуверенным и в страхе услышать «ты не понимаешь! ты не прав!». В другом случае человек избыточно погружается в вопрос, копает, ищет, разбирается, слушает других — и постоянно отыскивает либо чужие ошибки, либо то, что что-то он еще недопонял и недоучил. И в развитии тройки во-первых степень «процесса» по логике все же становится адекватной конкретной ситуации и соответствует задачам человека (скорее по своим высоким функциям). Во-вторых человек учится осознавать и понимать себя и вовремя (то есть так, чтобы ему самому было комфортно) завершать логическую работу и переходить к следующему вопросу.
Проработанная 3Л может хорошо, грамотно, в меру подробно объяснять материал другим, ей это интересно, не лень повторять много раз одно и то же. Зачастую, когда сами учатся — им сложно оценить свои знания. Вроде решает 3Л задачку, вроде ну все знает и понимает вдоль и поперек — а не уверен. Останавливается на каждом шаге и стремится спросить «так правильно?». И при всей этой неуверенности — если скажут «неправильно» не объясняя причины — у 3Л будет сопротивление «как же! я прав! А может нет… » и как проверить непонятно. (а задача у 3Л по сути именно в своем процессе, в развитии собственной логики).
1Л
Первая логика имеет основным свойством то, что ее обладатель на все входящие вопросы имеет собственное мнение и собственное обоснование. По различным вопросам есть некое свое понимание и если что-то новое происходит — в первую очередь хочется это осмыслить, понять, осознать. 1Л часто лаконичны в речи и могут не любить объяснять кому-либо что-либо долго, повторяя много раз, в формате преподавания. Они не всегда озвучивают собственное мнение, степень открытости определяется уже не Логикой. Но при этом важно иметь свое понимание. Собрать всю информацию так, чтобы она уложилась в голове и только тогда ее можно применять.
Зачастую 1Л консервативны в плане новых идей, мнений, информации. У них есть одно и свое, оно единственное верное (=единственное, которое они поняли и приняли и единственным верным оно является по сути только для них). Чтобы 1Л принял в свою картинку мира новый факт или мнение — нужно объяснить оное ему его языком. 1Л объяснит себе, впишет в свою картинку мира новое мнение. И оно надолго там закрепится. 1Л — думающие люди, осмысливают и продумывают все, читают и исследуют по интересующей области, формируют свои собственные мысли (окрашенные оттенком своей личности). И именно они зачастую являются составителями новых идей, концепций (в том смысле, что они по-своему переосмысливают уже имеющееся и добавляют новый, свой оттенок).
Чтобы точка зрения 1Л поменялась, нужно большое количество новой, нужной человеку информации (полутона, небольшие отклонения от основной картинки мира 1Л они не воспринимают), когда таковая накопится — наступает переосмысление и дополнение своей картинки понимания. Заметим, что не изменение, а именно дополнение. Первая функция настолько тесно связана с основой личности человека, что отказаться от своего мнения довольно сложно — проще расширить его, дополняя новым. «Синтез» совершить, так сказать. Как снежный ком, который катится и все «значимое» по пути в себя вбирает, становясь крупнее и мощнее. Но сам по себе ком — он есть и он один.
1Л часто (как и 3Л) долго разбираются в новой информации (ее нужно не только прочитать, но и осмыслить, если она не осмыслена, но как будто пролетела мимо). Когда рассказывают что-то кому-то — по сути выражают себя, показывают свое «Я». И посему на реакции остальных обращают внимание не очень охотно. Не всегда замечают, если другие их не понимают и как сделать так, чтобы поняли. Даже если неправы и даже если понимают, что «тут я некомпетентен», внутри все равно остается «мое мнение такое и в этом я прав.» 1Л легко абстрагироваться от происходящего и осмыслить это, взглянуть чуть со стороны (чем ниже Физика и сильнее интуитивность, тем это сделать проще).
VLFE — Установочная Психика
VLFE — это тип Установочной Психики, который кажется наиболее заинтересованным в прокладывании пути для себя посредством грубой решимости, основанной на их открытости к новым идеям и информации. VLFE, похоже, защищает свое право выполнять любое решение, которое они приняли для себя, тщательно взвешивая физические последствия, которые могут возникнуть. Они могут показаться лидерами, ориентированными на движение, опытными, резкими, болтливыми, властными, самоуверенными, создающими империю, авторитетными или учеными, учитывая, что их интересы движутся в этом направлении. VLFE, похоже, хочет контролировать свою личность, принимая любую судьбу или результат, которые, по их мнению, принадлежат им, и в то же время делясь подробностями своего опыта с другими.
VLFE имеют самый эффективный и дальновидный 1V. Этот тип относится к своим целям как к неизбежности, для достижения которой требуется лишь приличное количество усилий. Они редко обсуждают свои планы с другими, за исключением тех случаев, когда объяснение необходимо, чтобы заручиться помощью в том, что они уже определили как свой жизненный путь. VLFE верят, что они могут стать экспертами в любом предмете или навыке, которым они занимаются, и с радостью поделятся этими знаниями с другими прямо и прямо. Этот тип полагает, что он отвечает за свою судьбу и часто имеет спокойную, плавную уверенность в погоне за тем, чего он хочет. VLFE имеют отношение непобедимости в волевой сфере, поскольку любые потенциальные препятствия рассматриваются как незначительные, какими бы ограничивающими они ни были.
VLFE, как правило, уделяют большое внимание деталям, когда речь идет о логической области. Этот тип полагает, что может углубиться в любую тему, не опасаясь критики или ошибиться. Когда VLFE понимает, что они неправы в отношении логических деталей, они быстро переходят к правильному ответу или отталкивают новые идеи от других, чтобы найти то, что правильно. Этот тип обычно испытывает чувство профессорского долга учить и направлять других к тому, чему они научились. Они часто желают охватить каждый новый момент и каждую деталь, с которыми они сталкиваются, указывая при этом все потенциальные ловушки и возможности, которые могут возникнуть из существующей ментальной карты, которую они создали для своих логических интересов. VLFE хотят создать атмосферу знаний из открытых источников, которыми можно расширить свои возможности, если они того пожелают.
VLFE имеют невероятно бурные отношения с физическим аспектом, что приводит к одному из самых требовательных отношений из всех типов 3F. VLFE могут чрезмерно фокусироваться на деталях физического мира до такой степени одержимости, что другие могут спутать их с типом 1F. Они часто хотят использовать свои убеждения и целеустремленность, чтобы преодолеть собственную физическую неуверенность с помощью решимости и силы воли. Чем больше этот тип может доказать себе, что физический мир не может остановить их продвижение, тем в большей безопасности они себя чувствуют. VLFE могут испытывать сильное чувство пристального внимания и негатива, когда дело касается образа тела, физических симптомов, пищевых аллергий (чувствительности) или переутомления. Этот тип должен чувствовать себя хозяином всех деталей материального мира, которые могут ускользнуть от их знаний, ищущих природу.
VLFE, как правило, имеют прямое и честное отношение 4E, когда эмоции всплывают в их сознании. Этот тип имеет тенденцию замечать выражение других и не отступает и не прячется от соображений того, что важно для других. Иногда они могут опросить других, чтобы выяснить, что эмоционально значимо для их партнеров, коллег, сообщества или кого-либо, кого они лично ценят. Это может придать некоторым VLFE больше интереса к правосудию, политике и честности, но сами они не будут открыто экспрессивными и эмоциональными. Хотя VLFE не воспринимают всерьез свой собственный эмоциональный мир, если что-то мешает им достичь желаемого результата, они быстро справятся со своими эмоциями по отношению к этому объекту. Этот тип может быть мотивационным и вдохновляющим, когда он находит покой в своих тревогах, что может показаться нетипичным для типа 4E.
Смотреть полное распределение по типам в нашем хранилище видео
vlfe|TikTok Search
Войдите в систему, чтобы следить за создателями, ставить лайки видео и просматривать комментарии.
sevwing8
1544sp5rk1e
1308entprankbros
474eliqyax 90 003 222
stormb0rnn
181типологияcrisisscore
745elin29butterflies
1043 9000 3недумая
8492stormb0rnn
134userdlv3wezdsa
1072entprankbros
903elin29butterflies
119mikatypo
752northwnstar
19vlfe
90 080 пользователей350042892400474 подписчика
2602 Последователи 🍰.
61 Последователи
vlfe.0822
hi • Amigos
590 подписчиков
vlfeöfvw
vlfeöfvw
46 подписчиков
felipevilalba229
V L F E
1260 подписчиков
v.lfe
girl💗🙈
13 подписчиков
stephen.w.hawking
Vl Fe
1 Подписчики
vlfe_sg
m
124 Подписчики
vlfeipikoo
vlfeip ikoo
421 подписчиков
vlfe
223,6 тыс. просмотров
vlfeapp
18 просмотров
vlfenetwork
185 просмотров
vlf
9 0002 47,6 млн просмотровvlfe😍
9 просмотров
aileen_vlfe
265 просмотров
vlfe😀🥰
448 просмотров
vlfe??
112 просмотров
vlfear
40 просмотров
vlfearous
196 просмотров
VFL!
Вольфсбург FanChants & Die Wölfe Fans Fangesänge
00:23
ВФЛ
ПМ и Юстус и Мост и Лего и Самсн
01:30
ВФЛ!
Поклонники Оснабрюка FanChants & The Lily Whites Поклонники Fangesänge
00:10