Синквейн- французское стихотворение — «пятистишие» | Статья (1 класс):
«Составление синквейна в начальной школе»
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Кравченко Ирина Ивановна
2020 г.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить коллег с понятием “синквейн”.
- Дать представление о составлении синквейна на разных этапах урока.
- Показать конкретные варианты проведения синквейна на уроках.
Что такое синквейн?
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто используются современными педагогами. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна.
Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Как работать с синквейнами.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.
Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.
О чём можно написать синквейн?
Тема его может быть разнообразной:
— о природе;
— о картине;
— о литературном персонаже;
— о маме или папе;
— о настроении;
— об изученном на уроке и т.д
С чего мы начали составлять синквейн
Показав на экране фото ребята задаю вопрос:
— Это кто? Дети радостные, увидев себя на экране.
— Это мы.
— Как одним словом назвать? ( ученики, школьник, дети) Мы остановились на слове дети. Последующие действия проводятся по плану или схеме «ёлочка»
Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО, физ-ры, ПДД, ОБЖ.
Синквейны обучающихся.
Темы синквейна:
«Семья»,
Дети. | Дом 2. Большой, красивый…. 3. Защищает, греет…. 4. Нужен всем людям…. 5. Убежище | Родители Добрые, заботливые… Трудятся, заботятся, оберегают…. Мы любим наших родителей…. |
«Книга», «Сказочный герой» и т.д.;
Книга
2. Мудрая, полезная.
3. Читаем, узнаём, советуем.
4. Книга – лучший друг.
5. Библиотека.
русский язык «Словарные слова»
1.Каникулы
2. Весенние, летние…
3. Отдыхать, гулять, рисовать….
4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….
5. Отдых
«Математика» — изучение математических терминов: задача, единицы массы, единицы времени.
Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.
Окружающий мир при изучении разных тем: животные, растения, птицы, насекомые и т.д.
1. Бабочка.
2. Оранжевая, голубая …
3. Размножается, питается, улетает.
4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
5. Насекомое.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников и младших школьников
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Выводы о синквейне
Синквейн – это пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Желаю всем творческих успехов !
Использование техники «синквейн» в развитии дошкольников
(Консультация для родителей)
Екатерина ФАТТАХОВА,
воспитатель детского сада №47 г. Казани
Что такое синквейн?
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Или это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Правила составления синквейна
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
5-я строка – слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
- Щенок.
Белый, пушистый.
Играет, спит, ест.
Он друг человека.
Домашнее животное.
- Дом.
Большой, красивый.
Защищает, греет, стоит.
Нужен всем людям.
Убежище.
- Яблоко.
Круглое, красное.
Катится, растёт, зреет.
Яблоко – это полезный фрукт.
Осень.
- Береза.
Зеленая, красивая.
Растёт, шелестит, гнется.
Я люблю зеленую березу.
Лето, деревня, детство.
- Осень.
Солнечная, красивая.
Дарит, украшает, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!
6.Лиса.
Рыжая, хитрая.
Бегает, охотится, спит.
Я боюсь лису.
Дикие животные.
Каковы тенденции использования синквейна в работе с дошкольниками?
На современном этапе развития дошкольного образования появляются новые развивающие технологии, многие из которых можно успешно использовать при регулировании процесса речевого развития.
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети затрудняются в пересказе и составлению рассказов.
Здесь на помощь может прийти методика синквейн, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности.
Она используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит задачам образовательной программы ДОУ.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами: о ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать.
Условные обозначения:
Слова-предметы (существительные)
Слова-признаки (прилагательные)
Слова-действия (глаголы)
Слова-предметы (существительные)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Место использования синквейна в образовательной деятельности
Синквейн используется на занятиях в группах старшего дошкольного возраста.
Синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко.
Составлять синквейн можно только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово – предмет, слово – действия, слово – признак. Согласовывать слова в предложении.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии (обратной связи), анализа и синтеза полученной информации, для закрепления изученной темы.
Может использоваться как средство педагогического мониторинга.
Как использовать синквейн родителям дома?
Рассказать детям о «синквейне». Сделать с ребёнком копилку синквейнов по сюжетам знакомых стихотворений, песен, мультфильмов, прочитанных рассказов и сказок, ситуациям из жизни ребёнка.
Синквейн | Цифровая кроличья нора
Опубликовано 3 марта 2023 г. автором Каримой Хойсан
Мактуб по прозвищу Маки…. .день, когда я спас его «Почти съеденный собакойон залез на дерево, чтобы спастисьего братьям и сестрам не так повезло Мактуб» Слово мактуб означает «судьба ” или “уже написано” по-арабскиЕсли вы не читали исходный пост, вы можете… Продолжить чтение →
Опубликовано в Стихи, Без рубрики | Tagged Синквейн, Судьба, Котята, Мактуб, Кот-спасатель, Успех, Правдивая история | 25 комментариев
Опубликовано 27 февраля 2022 г. автором Karima Hoisan
Обновление: Наш собственный Джефф Флеш, замечательный поэт из нашего сообщества WordPress, был признан автором месяца!! Я очень рад за Джеффа, а также за наше талантливое сообщество в целом. Продолжайте писать!!!! Привет всем, я просто хотел … Продолжить чтение →
Опубликовано 12 апреля 2021 года Каримой Хойсан
Я публикую это, потому что оно вызывает у меня сильную ностальгию. Из-за Covid в этом году я не буду в Иордании с семьей. Эта фотография была сделана в 2007 году. Завтра начинается Рамадан иншаАллах. Подарок на Рамадан (Тройной Синквейн) <<*>> Как … Продолжить чтение →
Posted in Стихи, Без рубрики | Метки Синквейн, Магребская молитва, Рамадан, Поэма о Рамадане | 31 Комментарии
Поиск:
Перевести
Категории
- Объявления
- Календарь событий
- Общее обсуждение
- Живые выступления
- Машинима
- Мои виртуальные миры
- Стихи
- Поэзия, стихи, солнечные лучи, призмы, кристаллы,
- Прозаические виньетки
- Вещи из реальной жизни
- Кусочки второй жизни
- Цветные сны
- Двое
- Без категории
Карима Хойсан
Март 2023 С М Т Вт Т Ф С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 27 28 29 30 31 Последние сообщения
- Поездка на поезде с Туксо 2 012
- Тони
- Сделать это реальным…. .или удивить!!!
- Луис
- Король журнального столика
Архив
- Март 2023
- Февраль 2023
- Январь 2023
- декабрь 2022
- ноябрь 2022 г.
- Октябрь 2022
- Сентябрь 2022
- август 2022
- июль 2022
- июнь 2022
- Май 2022
- апрель 2022
- март 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Декабрь 2021
- ноябрь 2021
- Октябрь 2021
- Сентябрь 2021
- август 2021
- июль 2021
- июнь 2021
- Май 2021
- апрель 2021 г.
- март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- ноябрь 2020 г.
- октябрь 2020 г.
- Сентябрь 2020
- август 2020 г.
- июль 2020 г.
- июнь 2020 г.
- май 2020 г.
- апрель 2020 г.
- март 2020 г.
- Февраль 2020
- январь 2020 г.
- Декабрь 2019
- ноябрь 2019 г.
- октябрь 2019 г.
- Сентябрь 2019
- август 2019 г.
- июль 2019 г.
- июнь 2019 г.
- май 2019 г.
- апрель 2019 г.
- март 2019 г.
- Февраль 2019 г.
- январь 2019 г.
- Декабрь 2018 г.
- ноябрь 2018 г.
- октябрь 2018 г.
- сентябрь 2018 г.
- август 2018 г.
- июль 2018 г.
- июнь 2018 г.
- май 2018 г.
- март 2018 г.
- Январь 2018
- Декабрь 2017 г.
- ноябрь 2017 г.
- октябрь 2017 г.
- сентябрь 2017 г.
- июль 2017 г.
- июнь 2017 г.
- май 2017 г.
- апрель 2017 г.
- март 2017 г.
- Февраль 2017 г.
- Январь 2017 г.
- Декабрь 2016 г.
- сентябрь 2016 г.
- июль 2016 г.
- июнь 2016 г.
- май 2016 г.
- апрель 2016 г.
- март 2016 г.
- Февраль 2016
- Январь 2016 г.
- Декабрь 2015 г.
- ноябрь 2015 г.
- октябрь 2015 г.
- сентябрь 2015 г.
- август 2015 г.
- июль 2015 г.
- июнь 2015 г.
- май 2015 г.
- март 2015 г.
- Февраль 2015 г.
- январь 2015 г.
- Декабрь 2014 г.
- ноябрь 2014 г.
- октябрь 2014 г.
- сентябрь 2014 г.
- август 2014 г.
- июль 2014 г.
- июнь 2014 г.
- май 2014 г.
- апрель 2014 г.
- март 2014 г.
- Февраль 2014 г.
- Январь 2014 г.
- Декабрь 2013 г.
- ноябрь 2013 г.
- октябрь 2013 г.
- сентябрь 2013 г.
- август 2013 г.
- июль 2013 г.
- июнь 2013 г.
- май 2013 г.
- апрель 2013 г.
- март 2013 г.
- Февраль 2013 г.
- Январь 2013 г.
- декабрь 2012 г.
- ноябрь 2012 г.
- октябрь 2012 г.
- сентябрь 2012 г.
- август 2012 г.
- июль 2012 г.
- июнь 2012 г.
- май 2012 г.
- апрель 2012 г.
- март 2012 г.
- Февраль 2012 г.
- Январь 2012 г.
- декабрь 2011 г.
- ноябрь 2011 г.
- октябрь 2011 г.
- сентябрь 2011 г.
- август 2011 г.
- июль 2011 г.
- июнь 2011 г.
- май 2011 г.
- апрель 2011 г.
- март 2011 г.
- Февраль 2011 г.
- январь 2011 г.
- декабрь 2010 г.
Блогролл
- Этери Авиди
- Хром никогда не спит
- Блог Дейла Инниса
- Моя жизнь Грейси Кендал как аватар
- http://arcturobird.wordpress.com/
- http://grimalkinworkshop.wordpress.com/
- http://musepalace.wordpress.com
- http://slartsparks.blogspot.com/
- http://www.flickr.com/photos/daviddentonarchitect
- http://www. gardenplanet1.blogspot.com/
- JanBetsArt
- Кафе Джоуи
- Веб-галерея Роба Стинхорста
- Бег, потому что я не умею летать
- Ржавые крокодилы — Искусство Скотта Рольфа
- Торбен Мёльгаард-Андерсен
Подписка по электронной почте
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 1465 другим подписчикам
Флаги посетителей
crimsonposy
Incomplete это
цветок без солнца –
не было бы цветения,
только стебель, прикрепленный
к тому, что могло бы быть
M❤️
© crimsonposy 2023
Опубликовано от CrimsonPosy Опубликовано в стихах, прозе Tagged незавершенное, поэзия, проза Оставить комментарий Мое сердце ярко горит
на всеобщее обозрение – и это
все из-за тебя
M❤️
© crimsonposy 2023
Опубликовано автором: crimsonposy Опубликовано в хайку, поэзия Tagged сжигание, хайку, поэзия 2 комментария Все мои фрагменты
слились с твоим током
течет по моим венам
M❤️
© crimsonposy 2022
Опубликовано автором: crimsonposy Опубликовано в хайку, поэзия Tagged фрагменты, хайку, поэзия Оставить комментарий Я тоскую по дню
когда прощания похоронены глубоко
под сладкими приветствиями,
и утренний шепот
поливают нежными следами
от целованных ночей до
М❤️
© crimsonposy 2023
Опубликовано автором: crimsonposy Опубликовано в стихах, прозе Tagged прощания, стихи, проза Оставить комментарий Моя боль, чтобы доставить вам удовольствие
течет, как легкий ветерок
ваше тело впитывается
M❤️
© crimsonposy 2023
Опубликовано автором: crimsonposy Опубликовано в хайку, поэзия Tagged хайку, удовольствие, поэзия Оставить комментарий Когда я исчезаю на краю ночи
Твои руки держат меня дорогой
и мои глаза закрываются
против ритма
твоего сердца –
никогда я не чувствовала себя
такой любимой
когда я уплываю в
тебя
и наше царство
М❤️
© crimsonposy 2023
Опубликовано автором: crimsonposy Опубликовано в стихах, прозе Метки: ты, стихи, проза 4 комментария Аромат твоей кожи
приносит росу на мои лепестки
в полном цвету для тебя
M❤️
© crimsonposy 2023
Опубликовано