Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
Все изложенные в предыдущем вопросе принципы развивающей работы с детьми преддошкольного возраста сохраняют свою ценность и актуальность и по отношению к детям младшего и среднего дошкольного возраста.
В то же время уровень психического и личностного развития детей 3-5 лет уже позволяет проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые развивающие занятия, построенные в игровой форме. Правомерной становится и разработка конкретных программ развивающей работы, при составлении которых целесообразно принимать во внимание такие аспекты, как:
наличие у ребенка потребности в совместной со взрослым деятельности; сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качеств; зона ближайшего развития.
Остановимся на них более подробно.
Потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности существенно изменяется в зависимости от возраста ребенка.
Для детей раннего возраста (т. е. до трех лет) смысловым центром любой ситуации являются взрослый и совместная с ним деятельность. Общий смысл действия, осваиваемого ребенком, может быть реализован только в том случае, если оно производится так, как показал взрослый. Это справедливо в отношении не только овладения предметными действиями, но и развития речи: ребенок усваивает даваемое взрослым название предмета и ту функцию, которую он выполняет в данной конкретной ситуации. В этот период действия ребенка вызываются непосредственно предметами, а желания еще не стали его личными желаниями.
Взрослые заменяют один притягательный для ребенка предмет другим и таким образом управляют его желаниями и поступками.Однако на границе раннего и дошкольного возраста отношения совместной деятельности приходят в противоречие с новым уровнем развития ребенка. Возникают тенденции к самостоятельной деятельности, у ребенка появляются собственные желания, могущие не совпадать с желаниями взрослых. Возникновение личных желаний превращает действие в волевое, на основе этого открывается возможность для соподчинения желаний и борьбы между ними. Это же становится предпосылкой для развития в дошкольном возрасте творческих видов Деятельности, в которых ребенок идет от собственного замысла к его Реализации. Правда, пока еще ребенок весь находится во власти своих Желаний, они управляют им, ребенок упорно настаивает на своем желании, несмотря на какое-либо явно более привлекательное предложение взрослого (Эльконин Д. Б., 1989).
Тем не менее в определенных пределах ребенок уже способен к самостоятельным действиям и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Соответственно ребенку становятся доступны игры, требующие от него известной доли самостоятельности (Палагина Н. Н., 1992). Участие взрослого в этих играх сводится в основном к его присутствию рядом с детьми и к мелкой помощи, оказываемой им по их просьбе. Однако полное устранение взрослого из игры приводит к ее прекращению, а если речь идет о какой-либо продуктивной деятельности, то к резкому снижению качества ее выполнения.
Дети не только демонстрируют способность к самостоятельной игре, но и испытывают потребность в ней. Игра в этом возрасте может стать средством коррекции поведения ребенка, выполняя определенную психотерапевтическую функцию. Опыт показывает, что предоставление ребенку возможности самому организовать игру, которая, в сущности, носит предметно-манипулятивный характер, но все же имеет некоторую примитивную сюжетную основу, способно снять или ослабить острые проявления симптомов кризиса трех лет. Важно при этом, чтобы ни взрослые, ни другие дети в эту игру не вмешивались: инициатива всех сюжетных поворотов и предметных перевоплощений должна принадлежать самому ребенку.
Дошкольный возраст — период возникновения и развития сюжетной и ролевой игры. На этом этапе появляется возможность проведения более сложных коллективных игр, способствующих развитию различных психических функций и личностных качеств, приобретению навыков общения и взаимодействия со сверстниками, развитию произвольности.
Различные возрастные периоды являются сензитивными для развития определенных психических функций. Л. С. Выготский,
В соответствии с этим развивающие игры для детей до трехлетнего возраста должны ограничиваться наглядно-действенным планом. Им недоступны игры, требующие опоры на зрительный образ (например, ребенок может собрать достаточно сложную разрезную картинку, подбирая один ее элемент к другому, но сделать это, ориентируясь на готовый образец, он не в состоянии; он также не может сложить из мозаики узор по образцу, но с удовольствием выложит собственную «картину»), игры со сложными правилами, которые он не в силах запомнить и адекватно применить. К четырем годам большинство детей начинают справляться с подобными играми, сначала весьма простыми, а потом и более сложными.
При организации занятий с детьми психологу следует принимать во внимание не только наличные возможности ребенка, но и «зону его ближайшего развития». Л. С. Выготский отмечал, что только такое обучение можно считать хорошим, которое создает «зону ближайшего развития» и тем самым идет впереди него. Задача развивающей игры и состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.В какой мере условия и требования той или иной игры могут опережать имеющиеся у ребенка возможности?Е сли она ориентирована только на развитые формы психической деятельности ребенка, свойственные предшествующему периоду развития, то происходит лишь закрепление уже пройденных этапов. С другой стороны, слишком большой отрыв условий проведения игры от наличного уровня развития ребенка не принесет желаемого результата — продвижения вперед также не будет.
Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого, причем при повторных проведениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Если же ребенок все-таки не в состоянии отказаться от помощи, можно предположить, что данная игра по своим требованиям находится за пределами «зоны ближайшего развития» ребенка и не способствует прогрессу в его психическом развитии.
Какая игра оказывается для ребенка новой по сравнению с теми, с которыми он уже справляется? Во-первых, она может быть направлена на овладение новыми способами действий с уже знакомыми предметами. Во-вторых, в нее могут быть включены незнакомые ребещп, предметы, более сложные правила. В-третьих, можно изменить и сюжетное содержание игры. Каждое такое нововведение предъявляет свои требования к ребенку, активизирует и развивает те или иные структуры его психики. Не следует усложнять игру сразу в двух или более направлениях, ибо в этом случае она может оказаться неожиданно сложной для ребенка и развивающего эффекта иметь не будет, т. е. выйдет за пределы «зоны его ближайшего развития».
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Таким образом, приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, психолог должен ориентироваться на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Кроме того, следует иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация. Например, развитию тонкой моторики способствуют и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика. Все это готовит руку ребенка к письму ничуть не хуже, а может быть, и лучше принудительного выведения палочек и загогулин на бумаге. Поэтому предпочтение следует отдавать тем занятиям, которые могут быть лучше организованы взрослым и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
От 250 руб
Контрольная работа
Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
От 250 руб
Курсовая работа
Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Занятия для ☀ детей 3 4 лет: ⛅️ правила, формы, методы
Содержание
- Каковы правила организации работы с детьми?
- В какой форме нужно проводить уроки?
- Выбираем время и место для работы
- Составляем план
- Примерный план занятий
- Физические упражнения
- Развитие мелкой моторики рук
- Творческие уроки
- Тренировка внимания и памяти
- Чтение
- Счет
- Знакомство с окружающим миром
Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить.
У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше.
В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.
Каковы правила организации работы с детьми?
Ни для кого не секрет, что занятия для детей с 3 лет должны проводиться в игровой форме, однако родители должны понимать, что действия крохи только становятся целенаправленными. Ему довольно сложно идти к цели, он регулярно отвлекается, не может длительно удерживать внимание.
Место для занятия не должно отвлекать малышаИнтерес у детей можно развить, если проводить работу при помощи новых и ярких предметов. Однако нужно помнить, что данный интерес может как быстро возникнуть, так и пропасть.
Чтобы упражнения, проводимые дома, давали максимальную эффективность, родители должны знать 3 простых правила:
- Игрушки и предметы, используемые в работе, не должны использоваться в повседневной жизни. Это необходимо для того, чтобы у них не пропал интерес к данным предметам.
- Во время работы на столе не должно находиться посторонних предметов, все ненужное следует убрать с поля зрения детей. Это важное условие для того, чтобы их внимание удерживать в нужном русле.
- Не следует преувеличивать время работы с детьми. Урок должен быть коротким и несложным. Это необходимо для того, чтобы кроха приучался начатое дело доводить до конца.
В какой форме нужно проводить уроки?
Занятия для детей, не достигших 5 лет, должны проходить исключительно в форме игры. Это необходимо из-за психических особенностей малыша, потому что игра для него является ведущей деятельностью. Данный возраст уже позволяет крохе придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера, то есть он сам придумывает правила игры.
Игровая форма обучающих занятий наиболее подходит для детей 3-4 летИгровая атмосфера может создаться за счет ярких, красочных и интересных материалов. Именно на это необходимо делать акцент при выборе книжек. Книги должны иметь понятные и цветные картинки. Черно-белые иллюстрации могут навести на кроху скуку, а слишком броские и яркие цвета будут его отвлекать.
Нужный эмоциональный фон можно создавать за счет игрушек, приходящих на урок: «К нам сегодня пришел Буратино и принес разные фигуры».
Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, например, кто быстрей из множества геометрических фигур выберет круги, квадраты.
Естественно не нужно забывать хвалить кроху.
Выбираем время и место для работы
Для того, чтобы развивающие занятия для детей 4 лет дали результаты, они должны быть регулярными. Желательно дома выбирать одно и тоже время и место. Выбирая время необходимо учитывать, чтобы карапуз был бодр, сыт и активен. Следует методом эксперимента понаблюдать, какое время наиболее подходящее.
Психологи рекомендуют утро или после дневного сна. Нужно стараться, чтобы работа становилась частью режима дня.
Многие родители задаются вопросом, сколько времени следует заниматься с крохой. Структура головного мозга, развитие самоконтроля малыша 3-4 лет позволяют ему выдерживать 15 минутные уроки. Однако, при правильно поставленной работе и адаптации к упражнениям некоторые детки легко выдерживают не менее получаса.
Первые уроки должны быть не дольше 15 минутПервые занятия обычно не превышают 10 минут, начинать необходимо с малого. Как только малыш адаптируется, можно потихоньку увеличивать время, сначала до 15 минут. Если он спокойно выдерживает его и после этого остается бодра и весел, то можно попробовать увеличить до 20 минут.
Выбирая место для ежедневной работы, прежде всего нужно обращать внимание на удобство. Рабочее место должно быть удобным как для малыша, так и для его мамы, может быть это детский стульчик со столом или коврик, на котором проходит работа.
Составляем план
Важным условием результативности является планирование. Оно необходимо для того, чтобы не запутаться и не забыть что-нибудь важное. Во время работы следует придерживаться составленного плана. Для организации интересных уроков, нужно таким образом спланировать работу, чтобы один вид деятельности сменялся другим.
Проще всего составить себе план занятий и придерживаться егоЖелательно планирование проводить еженедельно, при этом опираясь на результат, полученный на предыдущей неделе.
Это нужно для того, чтобы понять какой вид упражнений крохе кажется простым, а кокой-сложным или скучными. Если ему что-то сложно и недоступно, то пока нужно это упражнение отложить и попробовать приступить к нему через пару недель.
Примерный план занятий
Конечно каждый родитель решает сам как проводить развивающие занятия дома с детьми, однако можно взять за основу ниже предложенный план, выбрав из него, то что необходимо его малышу в 3-4 года.
Физические упражнения
Ни одно развитие не может быть полноценным без физических занятий с ребенком. Данный пункт может включать в себя все что угодно, это связано с данными ребенка, с учетом его и родительских желаний.
Домашняя физкультура не менее эффективна, чем в спортивном залеВсе должно проводиться в веселой и легкой обстановке, хорошо было бы включать музыку, потому что таким образом кроха будет учиться двигаться под нее.
Главное в данном вопросе – не переусердствовать, хотя это касается всех областей развития.
К тому же, именно дома можно определить тот вид деятельности, который нравится и получается у малыша. Можно увидеть его наклонности и отдать в соответствующую секцию.
Развитие мелкой моторики рук
Развивающие упражнения этого пункта очень важны, потому что именно развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие головного мозга. Ни для кого не секрет, что руки напрямую связаны с головой.
Очень хорошо для детей 3-4 лет собирать конструкторы, мозаику, кубики, к тому же здесь можно сразу повторить цвета и формы.
Развивающие игрушки для моторики рукПомимо моторики очень хорошо развивают воображение рисунки при помощи природных материалов: камушек, песка, ракушек.
На сегодняшний день имеются умные магазины, которые предложат заботливым родителям богатый ассортимент, помогающий проводить развивающие уроки дома.
Творческие уроки
Творчество хорошо развивает воображение, к ним относятся: лепка, поделки, аппликации, рисование, в том числе и пальчиковыми красками, различные ролевые игры, постановка спектаклей, кукольный театр, театр теней. Данные виды можно перечислять бесконечно, и дети 4 лет очень любят подобные виды деятельности.
Тренировка внимания и памяти
Очень важно тренировать память и внимание. Для этого превосходно подойдут шахматы, шашки, всевозможные домино. Хорошо дома тренировать внимание во время игры, для этого можно разложить 4-5 зверушек и менять их местами, при этом ребенку следует отвернуться. Повернувшись малыш должен отгадать, кто поменялся местами с медвежонком.
Настольные игры для тренировки памятиЧтение
Дети в 3 года могут начинать знакомиться с буквами и звуками. Это очень важный момент. Хорошо ребятам во время знакомства с буквой для лучшего ее запоминания находить ее в книжке, слепить из пластилина, выложить из камушек. Неплохо было бы находить ее с закрытыми глазами в пластмассовом варианте. По мере знакомства магнитные буквы можно прикреплять на холодильник, чтобы они находились на глазах. Также магнитные и пластмассовые буквы хорошо использовать для собирания слогов и слов.
Важно! Во время проведения занятий родители должны учить ребенка буквам, при этом называя их звуки, то есть не «ЭЛ», а «Л», не «БЭ», а «Б», так будет проще малыша научить чтению.
Счет
Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.
Наблюдения за окружающим миром должны быть активнымиЗнакомство с окружающим миром
В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.
Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий.
К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.
Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.
Развивающие игры и упражнения для детей 1-3 лет — Коррекционная и развивающая работа — Кабинет педагог-психолога Корольковой О.
А. — Советы специалистов
Главная/Советы специалистов/Кабинет педагога-психолога/Коррекционная и развивающая работа/Развивающие игры для детей 1-3 лет 11 развивающих игр для детей от 1 года до 3 лет Успех взрослого человека строится на пирамидках, кубиках и пазлах. В первые три года интеллект ребенка развивается с невероятной скоростью. Каждую секунду в головном мозге маленького ребенка появляется миллион новых нейроновых связей. Они создают фуедамент, который питает способность к обучению, влияет на характер и становится трамплином для будующих профессиональных взлетов. В этом помогают развивающие игры, в которых родитель должен принимать не посредственное участие. Обмен сигналами, заинтересованность и помощь, одобрительные улыбки, похвала и обнимашки активизируют участки головного мозга малыша, ответственные за коммуникабельные навыки. А без них успех невозможен. Прежде чем заваливать ребенка игрушками, помните что большое их количество снижает заинтересованность, а поэтому и качество самой игры. Внимание ребенка рассеивается , он не может сконцентрироваться. Когда выбор ограничен 3-4 вариантами, тогда ребенок подходит к игре творчески и дольше играет. Помните, преобретая игру, вы четко должны понимать с какой целью. Если вы хотите выучить цвета, то игрушка должна быть с основными цветами, так как оттенки ребенок еще не осваивает и т.д. И не забывайте играть вместе с детьми. Научив ребенка играть в раннем детстве, в дальнейшем он будет уметь играть самостоятельно. А детсво ребенок должен проиграть! 1. Пирамидка ( с 8 месяцев) От самой простой ( 4-5 крупных деталей с основными цветами) до пирамидок — башенок, позволяющих изучать как оттенки цветов, счет, а также и основные фигуры. До года ребенок разбирает, грызет, разбрасывает детали пирамидки. Но родитель уточняет цвета, «большое колечко — маленькое». В год — полтора учимся собирать пирамидку. В этом возрасте рекомендуется использовать колца одного цвета, и башенки -конусы. В два года полезны пирамидки обучающие азам счета в пределах пяти. К трем годам мы подходим к пирамидкам с оттенками и разными по форме фигурками.
2. Кубики ( с 10 месяцев) До года ребенок составляет кубики в ряд, затем друг на друга, экспериментирует с падающими башенками. До года используются мягкие кубики и кубики пластиковые или деревянные с закругленными углами. Детям старше года можно предлагать кубики с картинками и разноцветными гранями. Начинайте с наборов из 6 кубиков и постепенно увеличивайте их количество. К трем годам можно вводить кубики с цифрами и буквами.
3. Пальчиковый лабиринт. ( от 1 года) Игра позволяет развивать мышление , мелкую моторику, формирует захват пальчиками предмета, учится концентрировать внимание, изучает цвета.
4. Сортеры ( от 1 года) Игра может быть любой формы и с различным содержанием. Улучшает память, тренирует глазомер, развивает мелкую моторику, учит классифицировать по цвету, форме, обощать,формирует элементы логического мышления. Чем ребенок становиться старше -детали мельче и количество из увеличивается. К трем годам можно вводить сортеры на цыфры, буквы, животные, овощи, фрукты и т.д.
5. Доски — вкладыши и мозайки ( от 1 года) С их помощью вы разовьете у ребенка моторику, внимание, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление. Научите детей понятиям «больше-меньше», цветам, формам и т.д. Начинать необходимо с самых простых с минимальным количеством деталей и на одну тематику. Мозайки с крупными деталями.
6. Пазлы ( от 1,5 лет) Отличные тренажеры, памяти, концентрации внимания, мелкой моторики, развития целосности предмета, умения принимать решения. В полтора года начинаем с пазла с двумя крупными деталями. К трем годам количество деталей увеличивается до шести.
7. Матрешки ( от 1,5 года) Игра учит выполнять прямые и обратные действия ( разобрать -собрать),тем самым развивая мышление, внимание, мелкую моторику. Игра с первыми навыками ролевых игр -«Дочки- матери». С полутора лет начинаем с 3-4 матрешек, к трем годам количество увеличивается до 6.
8. Шнуровки ( от 1, 5 лет) Активное развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировке в пространстве. Шнуровки способствуют активному развитию речи малыша и мозговой деятельности.
9. Бизиборды. ( от 1,5 лет) Разработаны на основе досок Марии Мантессори, развивают усидчивость, внимательность, мелкую моторику, формируют основные навыки ( застегивание пуговиц, растегивание молний, включить и выключить свет и т.д. Родителям необходимо подходить к выбору бизиборда тщательно, чтобы он был не просто игрушкой, а развивал социально бытовые навыки. Часто родители делают бизиборды сами, когда конкретно знают, чему хотели бы научить ребенка.
10. Рыбалки ( от 1 года) Развивают зрительно-моторную координаци, концентрацию внимания.
11. Книжки -игрушки ( от 1 года) Формирование слухового анализатора и сопоставление звуков с пределенными предметами, животными.
|
Новости
Архив новостей |
Социальное развитие дошкольников — HealthyChildren.org
В дошкольном возрасте ваш ребенок узнает много нового о себе и взаимодействии с окружающими его людьми.
По достижении трехлетнего возраста ваш ребенок станет гораздо менее эгоистичным, чем раньше. Они также будут меньше зависеть от вас, что является признаком того, что их собственное чувство идентичности сильнее и безопаснее. Теперь они действительно будут играть с другими детьми, взаимодействуя, а не просто играя бок о бок. В процессе они поймут, что не все думают так же, как они, и что каждый из их товарищей по играм обладает множеством уникальных качеств, некоторые из которых привлекательны, а некоторые нет. Вы также обнаружите, что ваш ребенок склоняется к определенным детям и начинает дружить с ними. Заводя эти дружеские отношения, дети обнаруживают, что каждый из них также обладает особыми качествами, которые делают их привлекательными — откровение, которое дает жизненно важный импульс самооценке.
Есть еще несколько хороших новостей о развитии вашего ребенка в этом возрасте: по мере того, как он будет лучше осознавать и чувствовать чувства и действия других, он постепенно перестанет соревноваться и научится сотрудничать, играя со своими друзьями. Они по очереди делятся игрушками небольшими группами, хотя иногда этого не делают. Но вместо того, чтобы хватать, ныть или кричать о чем-то, они будут вежливо просить большую часть времени. Вы можете рассчитывать на менее агрессивное поведение и более спокойные игровые сессии. Трехлетние дети могут находить решения споров, по очереди или обмениваясь игрушками.
Обучение сотрудничеству
Однако, особенно в начале, вам нужно поощрять это сотрудничество. Например, вы можете предложить им «использовать слова» для решения проблем, а не действовать. Также напомните им, что когда двое детей делят игрушку, каждый получает равный ход. Предложите способы найти простое решение, когда ваш ребенок и другой ребенок хотят одну и ту же игрушку, например, нарисовать в первый раз или найти другую игрушку или занятие. Это работает не всегда, но попробовать стоит. Кроме того, помогите детям, используя соответствующие слова, описать свои чувства и желания, чтобы они не чувствовали разочарования. Прежде всего, покажите на собственном примере, как мирно справляться с конфликтами. Если у вас вспыльчивый характер, постарайтесь смягчить свою реакцию в их присутствии. В противном случае они будут подражать вашему поведению всякий раз, когда находятся в состоянии стресса.
Когда гнев или разочарование становятся физическими
Однако, что бы вы ни делали, вероятно, будут моменты, когда гнев или разочарование вашего ребенка станут физическими. Когда это произойдет, удержите их от причинения вреда другим, а если они не успокоятся быстро, отодвиньте их от других детей. Поговорите с ними о ее чувствах и попытайтесь определить, почему они так расстроены. Дайте им понять, что вы понимаете и принимаете ее чувства, но дайте понять, что физическое нападение на другого ребенка — не лучший способ выразить эти эмоции.
Извинения
Помогите им увидеть ситуацию с точки зрения другого ребенка, напомнив им о случае, когда кто-то ударил их или накричал на них, а затем предложите более мирные способы разрешения их конфликтов. Наконец, как только они поймут, что сделали не так, но не раньше, попросите их извиниться перед другим ребенком. Однако просто сказать «извините» может не помочь вашему ребенку исправить свое поведение; они также должны знать, почему они извиняются. Они могут не понять сразу, но дайте время; к четырем годам эти объяснения начнут что-то значить.
Притворная игра
К счастью, обычные интересы трехлетних детей сводят ссоры к минимуму. Они проводят большую часть своего игрового времени в фантазийной деятельности, которая имеет тенденцию быть более совместной, чем игра, сосредоточенная на игрушках или играх. Как вы, наверное, уже заметили, дошкольнику нравится распределять разные роли в сложной игре-притворстве с использованием воображаемых или бытовых предметов. Этот тип игры помогает развивать важные социальные навыки, такие как по очереди, внимание, общение (с помощью действий и выражений, а также слов) и реагирование на действия друг друга. И есть еще одно преимущество: поскольку ролевая игра позволяет детям играть любую роль, которую они пожелают, включая роль супергероя или феи-крестной, она также помогает им исследовать более сложные социальные идеи. Кроме того, это помогает улучшить исполнительные функции, такие как решение проблем
Наблюдая за ролевыми играми вашего ребенка, вы можете заметить, что он начинает определять свой пол и гендерную идентичность. Играя в дом, мальчики, естественно, будут играть роль отца, а девочки — матери, отражая все, что они заметили в окружающем мире.
Развитие гендерных ролей и идентичности
Исследования показывают, что некоторые из различий в развитии и поведении, которые обычно отличают мальчиков от девочек, обусловлены биологически. Большинство гендерных характеристик в этом возрасте, скорее всего, будут сформированы культурой и семьей. Вашу дочь, например, могут побудить к игре в куклы реклама, подарки от благонамеренных родственников и одобрительные комментарии взрослых и других детей. Между тем, мальчики могут отказаться от кукол в пользу более грубых игр и спорта. Дети чувствуют одобрение и неодобрение и соответствующим образом корректируют свое поведение. Таким образом, к моменту поступления в детский сад гендерная идентичность детей часто уже устоялась.
Когда дети начинают мыслить категориями, они часто понимают границы этих ярлыков, не понимая, что границы могут быть гибкими; дети этого возраста часто доводят этот процесс идентификации до крайности. Девочки могут настаивать на том, чтобы ходить в школу или на игровую площадку в платьях, с лаком для ногтей и косметикой. Мальчики могут быть чванливыми, чрезмерно напористыми и повсюду таскать с собой свой любимый мяч, биту или грузовик.
С другой стороны, некоторые девочки и мальчики отвергают эти стереотипные выражения гендерной идентичности, предпочитая выбирать игрушки, товарищей по играм, интересы, манеры и прически, которые чаще ассоциируются с противоположным полом. Этих детей иногда называют гендерно-экспансивными, гендерно-вариантными, гендерно-неконформными, гендерно-творческими или гендерно-атипичными. Среди этих гендерно-экспансивных детей есть такие, которые могут прийти к выводу, что их глубокое внутреннее ощущение себя женщиной или мужчиной — их гендерная идентичность — противоположно их биологическому полу, где-то между мужским и женским или другим полом; таких детей иногда называют трансгендерами.
Учитывая, что многие трехлетние дети удваивают гендерные стереотипы, это может быть возраст, когда ребенок с экспансивным полом выделяется из толпы. Эти дети нормальные и здоровые, но родителям может быть трудно ориентироваться в выражении лица и личности своего ребенка, если оно отличается от их ожиданий или ожиданий окружающих.
Эксперименты с гендерными отношениями и поведением
По мере того, как дети развивают свою личность в эти ранние годы, они обязаны экспериментировать с отношениями и поведением обоих полов. Редко есть причины препятствовать таким импульсам, за исключением случаев, когда ребенок сопротивляется или отвергает твердо установленные культурные стандарты. Если ваш сын хочет носить платья каждый день или ваша дочь хочет носить только спортивные шорты, как ее старший брат, позвольте фазе пройти, если только она не подходит для конкретного мероприятия. Однако, если ребенок упорствует или выглядит необычно расстроенным из-за своего пола, обсудите этот вопрос со своим педиатром.
Ваш ребенок также может подражать определенным типам поведения, которые взрослые считают сексуальными, например флирту. Однако у детей этого возраста нет зрелых сексуальных намерений; они имитируют эти манеры. Однако, если имитация сексуального поведения является явной, возможно, они лично подвергались сексуальным действиям. Вам следует обсудить это со своим педиатром, так как это может быть признаком сексуального насилия или влияния неподходящих средств массовой информации или видеоигр.
Игровые занятия: помогите вашему ребенку завести друзей
К четырем годам ваш ребенок должен вести активную социальную жизнь, наполненную друзьями, и у него может быть даже «лучший друг». В идеале у них должны быть друзья по соседству и друзья дошкольного возраста, которых они регулярно видят. Но что, если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение и не живет рядом с другими детьми того же возраста? В этих случаях вы можете организовать игровые занятия с другими дошкольниками. Парки, игровые площадки и программы дошкольных мероприятий предоставляют прекрасную возможность познакомиться с другими детьми.
Как только ваш дошкольник нашел товарищей по играм, которые ему нравятся, вы должны взять на себя инициативу, чтобы помочь им построить отношения. Поощряйте их приглашать этих друзей к себе домой. Для вашего ребенка важно «похвастаться» своим домом, семьей и имуществом перед другими детьми. Это создаст чувство гордости за себя. Между прочим, чтобы породить эту гордость, их дом не обязательно должен быть роскошным или наполненным дорогими игрушками; он должен быть только теплым и гостеприимным.
Также важно понимать, что в этом возрасте друзья вашего ребенка не просто товарищи по играм. Они также активно влияют на их мышление и поведение. Они будут отчаянно хотеть быть такими же, как они, даже когда нарушают правила и стандарты, которым вы научили их при рождении. Теперь они понимают, что помимо ваших есть и другие ценности и мнения, и они могут проверить это новое открытие, потребовав того, чего вы ему никогда не позволяли, — определенных игрушек, еды, одежды или разрешения на просмотр определенных телепрограмм.
Пределы тестирования
Не отчаивайтесь, если отношения вашего ребенка с вами резко изменятся в свете этих новых дружеских отношений. Они могут быть грубы с вами впервые в жизни. Как ни трудно это принять, эта дерзость на самом деле является положительным признаком того, что они учатся бросать вызов авторитетам и проверять свою независимость. Еще раз разберитесь с этим, выразив неодобрение и, возможно, обсудив с ними, что они на самом деле имеют в виду или чувствуют. Если вы реагируете эмоционально, вы поощряете дальнейшее плохое поведение. Если сдержанный подход не работает, и они продолжают возражать вам, тайм-аут (или тайм-аут) является наиболее эффективной формой наказания.
Имейте в виду, что хотя ваш ребенок изучает понятия добра и зла, у него все еще крайне упрощенное представление о морали. Когда они жестко соблюдают правила, это не обязательно потому, что они их понимают, а скорее потому, что они хотят избежать наказания. По их мнению, важны последствия, но не намерения. Когда они разбивают что-то ценное, они, вероятно, решат, что они плохие, даже если они разбили это не специально. Их нужно научить различать несчастные случаи и плохое поведение.
Отделите ребенка от его поведения
Чтобы помочь ему понять эту разницу, вам нужно отделить его от его поведения. Когда они делают или говорят что-то, что требует наказания, убедитесь, что они понимают, что их наказывают за этот поступок, а не потому, что они «плохие». Опишите конкретно, что они сделали не так, четко отделив человека от поведения. Если они придираются к младшему брату или сестре, объясните, почему это неправильно, а не говорите: «Ты плохой». Когда они делают что-то не так, не желая этого, утешьте их и скажите, что вы понимаете, что это было непреднамеренно. Постарайтесь не расстраиваться, иначе они решат, что вы злитесь на них, а не на то, что они сделали.
Также важно давать дошкольникам задания, которые, как вы знаете, они могут выполнить, а затем хвалить их, когда они хорошо с ними справляются. Они готовы к простым обязанностям, таким как накрытие на стол или уборка в своей комнате. На семейных прогулках объясните, что вы ожидаете от них хорошего поведения, и поздравьте их, когда они это сделают. Наряду с обязанностями предоставьте им широкие возможности для игр с другими детьми и скажите ему, как вы гордитесь, когда они разделяют или помогают другому ребенку.
Отношения между братьями и сестрами
Наконец, важно понимать, что отношения со старшими братьями и сестрами могут быть особенно сложными, особенно если брат или сестра на три-четыре года старше. Часто ваш четырехлетний ребенок стремится делать все, что делает его старший брат или сестра; так же часто ваш старший ребенок возмущается вторжением. Они могут возмущаться вторжением в их личное пространство, их друзей, их более смелый и напряженный темп, и особенно их комнату и вещи. Вы часто становитесь посредником в этих дрязгах. Важно искать золотую середину. Позвольте вашему старшему ребенку иметь собственное время, независимость, личную деятельность и пространство; но и поощрять совместную игру соответствующим образом. Семейный отдых — это прекрасная возможность усилить положительные стороны их отношений и в то же время дать каждому свое занятие и особое время.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Ваш ребенок от 3 до 4 лет | Обучение пациентов
Дети этого возраста вошли в удивительный мир языка и воображения, который позволяет им исследовать свой мир с помощью слов, игры и фантазии. Они будут развивать свое представление о себе, своей сексуальности, дружбе и семейных отношениях и будут учиться корректировать свое поведение, чтобы оно соответствовало различным условиям. Для родителей очень важно помочь своим детям в возрасте от 3 до 4 лет отличить правильное от неправильного и помочь им контролировать свои действия, даже когда кажется, что их чувства вышли из-под контроля.
Питание
В этом возрасте дети привыкают к рутине и, вероятно, захотят есть одну и ту же пищу снова и снова. Вам, вероятно, понравится вместе читать книгу «Хлеб и варенье для Фрэнсис», и ваш ребенок, скорее всего, узнает себя в рассказе.
Время приема пищи должно быть веселым и расслабляющим. Помните, что вы несете ответственность за покупку и приготовление еды и предложение ее вашему ребенку; это ответственность вашего ребенка решить, есть ли это. Вы можете учесть желание вашего ребенка есть любимое блюдо при каждом приеме пищи, но также предоставьте ему другие питательные продукты. Несколько полезных советов:
- Попробуйте предлагать фрукты или овощи при каждом приеме пищи. Некоторым детям нравятся овощи, если они могут обмакнуть их в заправку, или есть брокколи, покрытые плавленым сыром.
- Ограничьте потребление молока до 16 унций в день.
- Ограничьте потребление сока до 4 унций в день. Есть много соков, продаваемых в удобной для детей упаковке, но ваш ребенок не должен пить больше одного сока в день. В поездки вместо сока берите с собой воду в небольшой емкости — это дешевле и намного полезнее для ребенка.
- Ограничьте потребление жирных и калорийных закусок. Не покупайте чипсы, газированные напитки или печенье — если вы их не купите, их не будет в наличии.
- Пусть ваш ребенок увидит, как вы выбираете здоровую пищу. Ваш ребенок хочет копировать вас.
- Приготовьте еду вместе с ребенком. Дети гораздо чаще пробуют еду, приготовленную с их помощью. Трехлетних детей можно научить мыть фрукты и овощи, натирать сыр, нарезать более мягкие продукты, перемешивать, смешивать и измерять.
- Экспериментируйте с новыми продуктами и рецептами. Проявите творческий подход к приготовлению пищи — рисуйте лица на бутербродах или блинах, например, или нарезайте продукты причудливыми формами.
- Дети часто лучше едят и пробуют новые продукты в присутствии других детей, например, в детском саду.
- Покажите пример своими манерами за столом, но не придирайтесь к ребенку по поводу его манер.
- Не используйте десерты в качестве взятки или награды.
- Не упрашивайте ребенка есть или пробовать новую еду и не вступайте в споры о том, что ест ваш ребенок.
Время приема пищи должно быть веселым семейным времяпрепровождением. Старайтесь обедать всей семьей хотя бы раз в день и используйте это время, чтобы поговорить о событиях дня, а также о своих мыслях, интересах и ценностях.
Dental Care
Ваш ребенок уже должен был посетить стоматолога. Детские стоматологи делают визиты детей довольно увлекательными, поэтому, пожалуйста, не беспокойтесь — ваши страхи могут повлиять на опыт вашего ребенка. При необходимости ваш педиатр может дать вам направление к детскому стоматологу. Обязательно чистите ребенку зубы после каждого приема пищи, особенно перед сном.
Такие привычки, как использование пустышек и сосание пальца, могут стать причиной нарушения прикуса в этом возрасте. Поощряйте вашего ребенка ограничивать это поведение определенным временем и местом — например, в спальне и ночью — поможет вашему ребенку избавиться от этой привычки.
Посещение туалета
К этому возрасту около 75 процентов детей в дневное время контролируют свою мочу и стул, а 25 процентов все еще не заинтересованы в использовании туалета. Большинство детей по-прежнему попадают в аварии и мочатся ночью в постель.
Если ваш ребенок сопротивляется пользованию туалетом, помните, что это одна из областей жизни, в которой дети имеют контроль. Вы не можете заставить своего ребенка пользоваться туалетом, и обычно проще всего перестать пытаться. Для получения дополнительной информации о туалете, пожалуйста, поговорите с педиатром вашего ребенка.
С детьми, приученными к туалету, иногда могут происходить несчастные случаи, которые могут их очень расстроить. Убедите ребенка, что вы понимаете и что это произошло потому, что его или ее тело все еще учится и растет.
Сексуальность
Дети дошкольного возраста начинают интересоваться своими телесными функциями, включая пользование туалетом и сексуальность. В этом возрасте дети часто «играют в доктора» с другими детьми, чтобы посмотреть, как выглядят дети противоположного пола.
Как родители, важно понимать, что ваш ребенок учится и исследует свое окружение. Ваш дошкольник начинает понимать, что между людьми существуют различия, включая различия в росте, весе, расе и поле. Когда дети осознают, что люди разные, они узнают, что они уникальные личности. В идеале родители чувствуют себя комфортно в своей сексуальности и могут непринужденно говорить со своими детьми о своем теле и личной жизни.
Возможно, вам придется установить ограничения на сексуальные исследования вашего ребенка. Объясните, что приватные зоны — зоны, закрытые купальными костюмами, — являются личными и не должны касаться других. Полезно также объяснить исключения из правил, например, когда ребенок приходит в кабинет врача для осмотра.
Дети могут мастурбировать, поскольку обнаруживают, что прикосновения к их телу могут доставлять удовольствие. Спокойно объясните, что такое поведение является личным и должно быть ограничено уединенными местами, такими как спальня ребенка.
Безопасность
Ваш ребенок может начать осваивать навыки безопасности. Дети дошкольного возраста могут:
- Узнать свои имена и фамилии.
- Начните изучать их адрес и номер телефона. Если ваш ребенок может выучить алфавит и песни, он сможет запомнить и эти важные факты.
- Узнайте, к кому обратиться за помощью, если они потеряются. Например, люди в униформе, люди с бейджиками, люди, работающие за кассой, или матери с младенцами.
- Используйте шлем при езде на трехколесном велосипеде.
- Всегда пристегивайтесь в автокресле, когда едете в машине.
Если вы обеспокоены тем, что вы или ваш ребенок не в безопасности дома, поговорите со своим педиатром или позвоните в WOMAN, Inc, агентство, помогающее жертвам домашнего насилия в Bay Area, по телефону (415) 864-4722.
Страхи
У трехлетних детей часто появляются новые страхи. В то время как 2-летний ребенок часто боится громких звуков, незнакомцев, разлуки с родителями и темноты, 3-летний часто боится вещей, которые они воображают, — вещей, которые «могут» произойти. У вашего ребенка может развиться страх перед воображаемыми существами или монстрами, а также боязнь пострадать от бури, других людей или несчастных случаев. Кошмары часто являются способом работы ребенка со страхами, а страхи также можно продемонстрировать в игре.
Дети хотят знать, что их родители рядом, чтобы защитить их. Родители должны признать страх своих детей и заверить их, что они будут рядом, чтобы обеспечить безопасность ребенка. Например: «Я вижу, ты боишься грозы. Громкие звуки могут пугать, но в нашем доме мы в безопасности». В периоды, когда ваш ребенок испытывает повышенные страхи, ожидайте некоторого регресса в поведении, когда ваш ребенок ведет себя моложе, чем обычно.
Можно читать сказки или истории, которые позволяют детям работать со своими страхами, при условии, что история заканчивается тем, что ребенок в безопасности и защищен взрослыми. Однако детям не следует показывать пугающие изображения. Это означает, что телевидение и видеоигры должны быть ограничены. Будьте осторожны и не смотрите новости о насилии, когда ваш ребенок находится в комнате.
Language
Ваш ребенок быстро расширит свой словарный запас. Когда это происходит, у детей могут быть периоды заикания. Если это произойдет с вашим ребенком, позвоните педиатру для получения дополнительной информации.
Помогите ребенку использовать язык для описания своих эмоций — возбуждения, гнева и страхов. Если дети могут использовать слова для описания эмоций, они могут лучше контролировать свое поведение.
Воображение и юмор
Дети дошкольного возраста часто разговаривают и играют с воображаемыми друзьями. Воображаемый друг вашего ребенка может испытать все плохое и хорошее в жизни вашего ребенка и помочь уладить конфликты. Пожалуйста, уважайте частную жизнь вашего ребенка в отношении воображаемых друзей; задавание вопросов может ограничить способность детей использовать свое воображение.
Дети, которые смотрят телевизор более часа в день, демонстрируют меньше творческих способностей и воображения. Дети, которые постоянно смотрят видео, ограничат свою игру простым повторением того, что они видели в видео, вместо того, чтобы придумывать новых персонажей с новыми действиями.
В этом возрасте у детей также развивается чувство юмора, а также способность сопереживать другим людям.
Чтение
Самое лучшее, что вы можете сделать для своих детей, — это читать вместе с ними. Чтение знакомит детей со многими новыми идеями, новыми фактами об их мире и новыми способами поведения. Они также изучают основные понятия, которые важны для обучения чтению, такие как переворачивание страниц, чтение слева направо и идею о том, что буквы составляют слова. Они также начинают изучать звуки, которые издают буквы. Дети, чьи родители читают им каждый день, намного лучше учатся в школе.
Не заставляйте ребенка учиться читать, но, если он заинтересован, научите его произносить звуки, издаваемые буквами. При первом обучении чтению короткие гласные звуки усваиваются раньше других гласных звуков. Например, «а» в слове «яблоко», «е» в слове «слон», «i» в слове «индейский», «o» в слове «осьминог» и «u» в слове «зонт». Затем ваш ребенок научится читать слова из трех букв, такие как hot, cat, dog и pot.
Дошкольное учреждение
Родители часто испытывают давление, чтобы записать своих детей в дошкольное учреждение. Детям этого возраста не нужна академическая среда, но им нужна возможность играть с другими детьми. Дети учатся через игру. Они учатся взаимодействовать с другими детьми, используют свое воображение для разработки игр и правил, а также учатся вести переговоры и решать проблемы. Дошкольники также должны использовать свои большие мышцы, бегая, лазая, бросая мячи и прыгая. Если вы ищете дошкольное учреждение, ищите такое, в котором у детей достаточно времени для таких занятий.
Работа по дому
Работа по дому — прекрасный способ для детей познать мир. Помогая накрывать на стол или сортировать белье, они могут освоить навыки, которые им понадобятся позже. Собирая игрушки, они узнают, что несут ответственность за поддержание чистоты и порядка в своем доме. Высказывание «Мне нужна твоя помощь» учит ребенка тому, что он или она является важным человеком в семье. Детям необходимо чувствовать себя нужными, а участие в домашних делах помогает им почувствовать себя важными и нужными людьми в семье.
«Почему?»
На этом этапе дети начинают задавать сложные вопросы. Часто их вопросы могут смущать родителей: «Почему эта дама такая толстая?» или «Почему он в инвалидной коляске?» являются общими вопросами. Будьте готовы отвечать на подобные вопросы, заранее подумав о своих ценностях. Вы можете ответить, что люди созданы по-разному, и каждый человек уникален, например. Однако ожидайте, что ваш ребенок задаст больше вопросов, которые могут разрушить ваш уровень комфорта.
Дети могут начать задавать вопросы о жизни и смерти. Это хорошее время для родителей, чтобы подумать о своих собственных убеждениях и ценностях и о том, как отвечать на такие вопросы. Некоторые родители обращаются к религиозным организациям за поддержкой в обучении своих детей.
Используется с разрешения Джейн Э. Андерсон, доктора медицины.
Когнитивные, языковые и моторные навыки
Написано Хеди Маркс
Отзыв Рене А. Алли, доктор медицины, 19 декабря, 2020
В этой статье
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: языковые этапы
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы познавательной деятельности
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы движения
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: навыки рук и пальцев
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: эмоциональные и социальные вехи
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как помочь своему ребенку
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: когда следует беспокоиться
Поздравляем, вы пережили «ужасные двойки»! Надеюсь, у вас еще остались силы, чтобы наслаждаться тем, что ждет вас и вашего дошкольника впереди. Они называют следующие несколько лет «волшебными годами» — отчасти потому, что кажется волшебным то, что ваш ребенок, наконец, слушает вас, а отчасти потому, что для вашего ребенка это время, когда его воображение дает волю своему воображению.
Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет продолжит расти и развиваться во многих отношениях в следующем году. Хотя дети достигают вех развития в разное время, ваш ребенок, скорее всего, достигнет следующих вех развития до того, как ему исполнится 5.
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: языковые вехи
Если ваш ребенок не очень разговорчив, скорее всего, это скоро изменится. В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:
- Произносить свое имя и возраст
- Говорить от 250 до 500 слов
- Отвечать на простые вопросы
- Говорить предложениями из пяти-шести слов и говорить полностью предложения к 4 годам
- Говорите четко, хотя они могут быть не полностью понятны до 4 лет
- Рассказывать истории
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы познания
Ваш ребенок начнет задавать много вопросов. «Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?» Вопросы, вопросы и еще раз вопросы! Хотя иногда это может раздражать, задавать вопросы — нормальный этап развития. В дополнение к вопросу «почему?» ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
- Правильно называть знакомые цвета
- Понимать, что такое одинаковые и разные, начинать сравнивать размеры
- Притворяться и фантазировать более творчески
- Выполнять команды из трех частей
- Запоминать части истории
- Лучше понимать время (например, утро, день, ночь)
- Считать и понимать принцип счета
- Сортировать предметы по форме и цвету
- Решайте соответствующие возрасту головоломки
- Узнавайте и определяйте обычные предметы и изображения
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: основные этапы движения
Ваш занятый дошкольник продолжает двигаться. В возрасте от 3 до 4 лет или в возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:
- Ходить вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги — один фут на шаг
- Ударять, бросать и ловить мяч
- Хорошо лазить
- Бегать дальше уверенно кататься на трехколесном велосипеде
- Прыгать и стоять на одной ноге до пяти секунд
- Легко ходить вперед и назад
- Нагибаться, не падая
- Помогать надевать и снимать одежду
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: навыки рук и пальцев
Ваш ребенок становится намного более ловким. На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:
- Легче обращаться с мелкими предметами и переворачивать страницу в книге
- Использовать ножницы, соответствующие возрасту
- Копировать круги (3) и квадраты (4)
- Нарисуйте человека с двумя-четырьмя частями тела
- Напишите несколько заглавных букв
- Постройте башню из четырех или более блоков
- Одевание и раздевание без посторонней помощи
- Завинчивание и отвинчивание крышек банок
- Поворот вращающихся ручек
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: эмоциональные и социальные вехи
становится более независимым не только физически, но и эмоционально. Вы можете начать замечать меньше истерик, когда оставляете ребенка с няней или в дошкольном учреждении.Кроме того, ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет становится более общительным. Теперь ваш ребенок может сотрудничать со своими друзьями, ходить по очереди и может начать демонстрировать некоторые навыки решения проблем.
На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:
- Подражать родителям и друзьям
- Проявлять привязанность к знакомым членам семьи и друзьям
- Понимать понятия «мое» и «его/ее»
- Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, злость, радость или скука
Кроме того, вы можете заметить, что воображение вашего ребенка перегружено. Это может быть хорошо и плохо. Фантазии и притворная игра становятся более интересными и увлекательными, но у вашего ребенка также могут начать развиваться нереалистичные страхи, например, он может поверить, что в шкафу прячется монстр.
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как помочь ребенку
Каждый день вы можете делать массу вещей, чтобы помочь своему ребенку учиться и расти, например:
- Позвольте ребенку делать простые выборы, например что надеть или во что поиграть.
- Дайте вашему ребенку достаточно времени, чтобы он был активным, и вместе играли в игры, например в пятнашки.
- Позвольте ребенку самому позаботиться о себе, например, одеться, сходить в туалет и почистить зубы.
- Потренируйтесь считать и петь простые песенки, например, азбуку.
- Читайте своему ребенку каждый день.
- Назначьте время для игр с другими детьми — пусть они сами решают конфликты, но вмешиваются, когда это необходимо.
- Предлагайте такие занятия, как рисование и создание произведений искусства с помощью бумаги, ножниц и клея.
- Поговорите со своим ребенком — терпеливо отвечайте на вопросы и помогайте ему выражать свои чувства.
- Научите своего ребенка, как помириться после того, как он задел чьи-то чувства.
Что касается телевизоров, смартфонов, компьютеров и планшетов, врачи рекомендуют:
- Держите технику подальше от спален.
- Ограничьте экранное время до 1 часа в день для просмотра высококачественных программ.
- Поговорите о том, что вы смотрите вместе, и как это применимо к миру.
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка
Все эти новые навыки очень интересны. Вы должны позволить своему ребенку исследовать, но вам также нужен бдительный глаз, особенно когда речь идет об обычных опасностях, таких как падения, ожоги, яды и незнакомцы.
Вот несколько советов, о которых следует помнить:
- Всегда носите шлемы на велосипедах, трехколесных велосипедах и других игрушках для верховой езды.
- Проверьте ограничения по высоте и весу детского автокресла. Когда ребенок вырастет, используйте дополнительное сиденье.
- Не держите дома оружие. Если у вас есть пистолет, держите его незаряженным, запертым и отдельно от пуль. И убедитесь, что дети не могут получить ключ.
- Позвольте ребенку исследовать, но берегитесь падений, особенно возле игровых площадок, дверей, окон и лестниц.
- Будьте осторожны, играя рядом с улицами и подъездными путями.
- Соблюдайте осторожность на кухне: пролитая жидкость, брызги и горячие поверхности могут вызвать серьезные ожоги.
- Постоянно следите за своим ребенком, когда он находится в воде или рядом с ней, и подумайте о том, чтобы записать своего ребенка на уроки плавания.
- Обсудите осторожность с незнакомцами.
Вы также обнаружите, что ваш ребенок может дотянуться до ящиков, шкафов и столешниц, которые раньше считались безопасными. Убедитесь, что лекарства, чистящие средства и даже небольшие предметы домашнего обихода, которые можно проглотить, например магниты и батарейки, нельзя увидеть или достать.
В этом возрасте необходимо убедиться, что ваш ребенок знает, что делать с незнакомцами. Научите ребенка его полному имени, адресу и номеру телефона. Кроме того, сообщите ребенку, что ему следует обращаться за помощью только к определенным взрослым, например к людям в униформе или бейджам с именами. И скажите своему ребенку:
- Никто не может попросить вас хранить секреты от родителей.
- Никто не может попросить вас посмотреть или прикоснуться к вашим интимным частям — частям тела, которые прикрывает купальный костюм.
- Никто не может попросить вас посмотреть, потрогать или помочь с его интимными частями.
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: когда следует беспокоиться
Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок еще не достиг всех этих этапов. Но вы должны заметить постепенную прогрессию в росте и развитии по мере того, как ваш ребенок становится старше. Если вы этого не сделаете или если у вашего ребенка есть признаки возможной задержки развития, как указано ниже, поговорите с врачом вашего ребенка.
Признаки задержки развития у детей в возрасте от 3 до 4 лет включают:
- Неспособность бросать мяч сверху, прыгать на месте или кататься на трехколесном велосипеде
- Частые падения и затруднения при ходьбе по лестнице
- Неспособность удерживать карандаш между большим и указательным пальцами; имеет проблемы с каракулями и не может скопировать круг
- Не может использовать предложение, состоящее более чем из трех слов, и неуместно использует «я» и «ты»
- Постоянное слюнотечение и проблемы с речью
- Не может сложить четыре блока и имеет проблемы с обращением с мелкими предметами
- Продолжает испытывать крайнюю тревогу разлуки
- Не проявляет интереса к интерактивным играм и не участвует в фантазийных играх
- Не играет с другими детьми и не реагирует на нечленов семьи
- Самоконтроль не улучшается, когда сердится или расстраивается
- Не понимает простых команд или повторяет команды
- Избегает зрительного контакта
- Сопротивляется одеванию, сну и походу в туалет
Кроме того, если вы заметили, что ваш ребенок сопротивляется или с трудом выполняет какие-либо действия что они когда-то были в состоянии сделать, сообщите врачу вашего ребенка.