Работа с родителями детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ
- Вишленкова Наталья Львовна
- Храмова Любовь Юрьевна
- Шмакова Ольга Сергеевна
Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями
Класс: д/с
Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Резкое предложение нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс. Одно из условий успешной адаптации — это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Этому способствует правильно выстроенная работа.
Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Так же, практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей и т.
п. Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОУ необходимо налаживание взаимодействия с родителями. Для этого прежде всего необходимо заинтересовать родителей работой ДОУ, показать, что может ДОУ сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Кроме того, именно в семье оказывают решающее влияние на развитие дошкольников. Если ребенок наблюдает спокойное, эмоционально положительное взаимодействие родителей и педагогов, он начинает больше доверять персоналу ДОУ. Этот фактор очень влияет на успешность адаптации. Для грамотной работы с родителями воспитанников группы раннего возраста, мной был разработан перспективный план.Перспективный план работы с родителями в период адаптации
№ | Формы работы | Наглядная информация | Цель | Ответственные |
1 | Посещение семей на дому | Буклеты «Адаптация ребенка в детском саду» | Знакомство с семьями воспитанников | Воспитатель |
2 | Родительское собрание | Презентация детского сада | Узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе. | Заведующий |
3 | Создание группы в мессенджерах | Консультации «Организация питания в ДОУ», «Становление опыта самообслуживания», «Режим дня в детском саду» | Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по организации адаптации детей к условиям детского сада. | Воспитатель |
4 | «Почта» для мам и пап | Родители задают интересующие их вопросы, и получают индивидуальные консультации | ||
5 | Сайт ДОУ | Раздел: «Прием в ДОУ» | Заведующий | |
6 | Заполнение дневника индивидуального развития ребенка | Дневник индивидуального развития ребенка | Выявить оптимальные формы индивидуальной работы по созданию психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. | Воспитатель |
7 | День открытых дверей «Как мы в садике живем» | Анкета для родителей «Готов ли ребёнок к детскому саду?» | Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей и общественности; демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми; установление партнёрских отношений с ними | Ст. Воспитатель |
8 | Развлечение «Краски лета» | Мультимедийная презентация | Способствовать созданию атмосферы радости, формирующей положительную эмоционально-чувственную основу для расширения восприятий о детском саде. | Ст. воспитатель |
9 | Создание ППРС | Памятка «Игры и развивающее оборудование для детей раннего возраста» | Помощь родителей в организации ППРС группы и прогулочного участка | Воспитатель |
10 | Консультации для родителей | «Ваш малыш пришел в детский сад», «Что должно быть в шкафчике» | Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. | Воспитатель |
11 | Наглядная информация | Папка-передвижка | Повышение компетентности родителей по вопросу адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада | Воспитатель |
12 | Чат группы | Консультация «Первые признаки успешной адаптации» | Консультирование родителей о первых признаках успешной адаптации | Воспитатель |
13 | Круглый стол | Памятки с опытом воспитания детей дома | Обсуждение наиболее актуальных вопросов воспитания и развития, детей раннего возраста | Воспитатель |
14 | Фотовыстака «Наш любимый детский сад» | Фото | Знакомство родителей с деятельностью детей в течении дня в группе ДОУ | Воспитатель |
Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ | Статья:
Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Силина Татьяна Викторовна
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»
В.А.Сухомлинский
В период адаптации – тяжело не только детям, но и родителям.
Поэтому важна совместная работа воспитателя и родителей, которая ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.
В выстраивании взаимодействия с родителями выделяются три этапа.
Первый этап– обмен информацией.
До прихода ребёнка в детский сад проводится беседа с родителями.
Цель беседы: получение максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о специфики и приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи; воспитание и развитие ребёнка; о возможностях конструктивного участия родителей в работе детского сада. На этой беседе родителям дается первичная информация о том, как организуется процесс работы детского сада:
- Режим работы
- Питание
- Знакомство с педагогами и специалистами ДОУ (устная характеристика)
- Знакомство с помещением детского сада и группой, которую будут посещать будущие воспитанники.
Родители заполняют анкеты, которые позволяют заочно познакомиться с будущими воспитанниками и выявить, чем могут быть полезны детскому саду и группе родители, какую помощь они могут оказать в организации развивающей среды и жизни группы.
Устанавливается график поступления детей в ДОУ, и даются письменные рекомендации, как подготовить ребенка к условиям ДОУ. Всем родителям предлагается памятка «Помогите малышу полюбить детский сад».
Второй этап – знакомство родителей с детским садом.
Знакомим родителей с группой и групповыми помещениями, с условиями и режимом пребывания детей, с традициями группы.
Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.
Показываются игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказываем, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, обращая особое внимание на их соответствие возрасту ребенка.
Опираясь на психологию детей этого возраста, объясняем родителям, что у некоторых ребят может происходить потеря уже имеющихся навыков: например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Чтобы родители не волновались и ни в коем случае не стыдили, не ругали малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Так же объясняем, что эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, попав в новую, незнакомую обстановку, может привести к снижению сопротивляемости организма, вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Поэтому приучать ребенка к условиям детского сада надо постепенно.
Родители вместе с ребенком могут приходить поиграть на площадку во время прогулки, чтобы малыш посмотрел, как дети гуляют и как с ними занимается воспитатель. Заранее собирается информация о ребенке: о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в семье — обо всем том, что, по их мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень помогает в дальнейшей работе с ребенком, помогает найти к нему индивидуальный подход.
Обговаривается с родителями режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка.
Впервые дни ребенка приводят в садик на 1,5 – 2 часа и желательно после 8.00, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с родителями. Родители могут побыть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов – ребенка приводят на час – полтора на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются, затем он начинает оставаться в группе до обеда.
Практикуется и такой вариант – ребенка приводят в группу на 1,5-2 часа во второй половине дня (после сна).
Потом малыш остается только до обеда, затем родители забирают его сразу после сна.
Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным. Однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю, а бывает и раньше, они просят оставлять ребенка на полный день. Объясняем родителям в индивидуальной беседе, что для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
Третий этап взаимодействия – сотрудничество на основе информирования и повышения педагогической компетентности родителей.
Для реализации этого этапа используются разные коллективные формы работы с родителями: консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», родительские собрания, анкетирование родителей, которое позволяет получить наиболее полную информацию о ребенке и его ближайшем окружении, опросы, советы, памятки т. д. Работа с семьёй по педагогическому просвещению разнообразна. Одной из традиционных, но очень эффективных форм является наглядная информация.
Детский сад начинается с групповой раздевалки. Важно чтобы она была уютная и красивая. В родительском уголке содержится информация об особенностях детей раннего возраста, режимных моментах, детском питании, рекомендации психолога и медицинской сестры. Для информации имеются папки — раскладушки, книги по адаптации, полезные советы.
Стенды с детскими работами показывают, чем занимаются дети. В раздевалке отведено место для фотогазеты, она содержит всю информацию о жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не для того чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Необходимые условия успешной адаптации детей к детскому саду – согласованность действий родителей и воспитателей.
Адаптация детей и родителей в детском саду
10.05.2022
Адаптация ребенка к детскому саду – это период привыкания к новому месту и коллективу. Процесс адаптации может длиться от двух недель до месяца, поэтому в этот период родителям рекомендуется быть особенно внимательными и терпеливыми к ребенку, а специалисты Академии счастья LeapKids всегда готовы вам помочь.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду?
Адаптация к детскому саду в Академии Счастья LeapKids проходит легко и беззаботно, ведь здесь созданы все условия для комфортного пребывания малыша, работают лучшие в мире специалисты, оказывается психологическая поддержка в период адаптации не только для младенцев, но и для их мам и пап. ведь мы понимаем, что это довольно длительный процесс и очень важно, как к нему относятся родители. Если мать чрезмерно переживает, прощается с ребенком со слезами на глазах, то и малыш будет переживать. Поэтому наберитесь терпения и уверенности в том, что вы действуете на благо ребенка, а мы вам в этом поможем.
Адаптация в LeapKids — первый шаг к удовлетворению ребенка пребыванием в детском саду. От того, как пройдет адаптация, зависит, как долго родители будут спокойны на работе. Мы понимаем, что адаптация – это сложный процесс адаптации ребенка на всех уровнях – эмоциональном, физиологическом, социальном, психологическом, психическом. У детей раннего возраста есть свои, специфические этапы психологического и эмоционального развития, присущие только этому периоду. Из них:
- сенсомоторная деятельность (ощущение и восприятие)
- преувеличенное свойство процессов возбуждения над торможением
- повышенная эмоциональность
- подражание взрослым
- ранимость
Поэтому их экологическая адаптация к новым условиям означает заботу о своем физическом и психическом здоровье.
Вот уже 5 лет новый учебный год мы начинаем с адаптации – сначала знакомим родителей и ребенка с помещениями детского сада, игровыми площадками и воспитателями, затем воспитатели устанавливают контакт с ребенком в присутствии его родственники (это продолжается до тех пор, пока ребенок не отпустит «своих» взрослых – день, неделя или несколько недель). Постепенно время пребывания ребенка в детском саду увеличивается с нескольких часов до отхода ко сну, а затем и до ужина.
Наша главная задача в это время – поддерживать интерес ребенка и дать ему возможность справиться со своими переживаниями. И в детском саду у ребенка может быть много переживаний и о разлуке, и о дружбе, и о необходимости соблюдения норм и правил, и о нежелании других делиться или уступать, и о тоске по дому, и о разных детских страхах. .
Пошаговая стратегия адаптации ребенка к детскому саду займет не менее двух недель и выглядит так:
В первую неделю оставляйте ребенка в детском саду на 2-3 часа для игр с другими детьми и, если ребенок хочет, для еды, постепенно увеличивая это время.
Когда малыш немного привыкнет, на следующей неделе предложите ему поспать в группе, предупредив, что вы его обязательно заберете сразу после сна (и ни в коем случае не нарушайте своего слова!) после того, как малыш согласится спать в детском саду считают, что в основном путь его адаптации пройден.
Во время адаптации к детскому саду постарайтесь оградить малыша от стрессов и перемен – ему сейчас важна стабильность. Поэтому лучше не совмещать переезд, поход к стоматологу, в новую спортивную секцию, отдых, экскурсии и другие мероприятия, возбуждающие нервную систему ребенка, с адаптационным периодом.
Старайтесь не оставлять ребенка в группе на целый день. Придет время, когда он начнет доверять воспитателям, найдет друзей в детском саду и скажет себе, что вы пришли за ним пораньше.
По возможности окружите ребенка привычными вещами. Пусть спит в самодельной пижаме с любимой игрушкой, берет на прогулку комплект любимой детской одежды.
Отличный способ помочь нежному вхождению малыша в детский коллектив – сказкотерапия. Придумайте малышу сказку о том, как крольчонок боялся идти в детский сад, не хотел отпускать маму. Но потом он подружился с белкой и ёжиком и понял, что играть в саду очень интересно и весело!
Адаптироваться в Академии счастья LeapKids легко и приятно. Помимо адаптации детей, мы адаптируем их родителей к детскому саду. Потому что когда мать очень взволнована и напугана, то у ребенка возникает ощущение, что его отправляют в очень опасное место. Облегчение страхов родителей и избавление от чувства вины – основная задача психолога детского сада. Приходите к нам и посмотрите, как это работает.
Остались вопросы? — Заполните форму на сайте или позвоните нам по телефону +38 (044) 364 0 444, мы подробно проконсультируем и предложим время для экскурсии по детскому саду!
назад
Мокикла Эврика
Эврика » Блоги » Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?
Адаптация. Как помочь ребенку адаптироваться к школе раннего развития?
Когда мы приезжаем в незнакомое место, нам всем нужно познакомиться с этой средой и адаптироваться к ней. Дети, которые начинают посещать школу раннего развития или детский сад, не являются исключением.
«Этот старт труден не только для ребенка, но и для его родителей», — отмечает Юсте Петкувене, педагог школы раннего развития «Эврика» для детей 2–5 лет, вместе с психологом Агне Гуркшне. поделитесь советами и инсайтами психолога из США Джоан Браун, которые облегчат адаптационный период как для родителей, так и для детей.
Что такое адаптация и каковы ее этапы?
«При контакте с неизвестной средой ребенок испытывает сильный стресс. Чтобы ребенок к этому привык, он должен пройти адаптационный процесс. Этот термин описывает способность приспосабливаться к внешней среде и условиям и привыкать к ним», — говорит психолог Агне Гуркшне.
США Психолог Дж. Браун выделяет следующие процессы, которые меняются, когда ребенок начинает посещать школу:
- Происходит регресс навыков.
- Ухудшение качества сна и потеря аппетита.
- Ребенок выглядит подавленным, нет сил.
- Увеличение количества атак гнева.
«Не бойтесь перемен ребенка, так он борется со стрессом и адаптируется к новым условиям. Как и все мы, дети тоже разные. Одни дети без труда адаптируются к новой среде, у других адаптация занимает больше времени», – делится своими наблюдениями педагог Ю. Петкувене.
По мнению психолога Дж. Брауна, у легко адаптирующегося ребенка адаптация происходит в течение 2-4 недель. Такие дети спокойно спят, имеют хороший аппетит, эмоциональное состояние ребенка спокойное, без резких перепадов настроения. Без слез и злости он отпускает родителей и играет с одноклассниками. Ребенок контактирует со сверстниками и учителями и может попросить учителя о помощи. Даже при легкой корректировке у ребенка поначалу могут возникнуть проблемы со сном и аппетитом.
«Более тяжелая адаптация к окружающей среде занимает больше месяца», — отмечает педагог Я. Петкувене и приводит выводы психолога Я. Брауна, какие элементы поведения характерны для ребенка, переживающего более сложную адаптацию: ребенок часто болеет, а адаптация усложняется из-за длительных пауз. Ребенок беспокойно спит, имеет сниженный аппетит, часто плачет и грустит. Такие дети отвлекаются игрой, но ненадолго. С родителями тоже тяжело расставаться. Ребенок не проявляет интереса к общению и спрашивает, когда родители приедут его забирать.
«Вы можете понять, что период адаптации закончился, когда все эти аспекты стабилизируются. Ребенок хорошо спит и ест, уменьшаются перепады настроения», – соглашается Агне Гуркшне с психологом из США.
Психолог Дж. Браун отмечает, что процесс адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении проходит в несколько этапов.
- Первая стадия «Период дезадаптации». Как бы родители ни готовили ребенка к детскому саду, первое время они все равно будут испытывать стресс и постоянное напряжение. Ребенку трудно отделиться от родителей, он часто плачет.
- Второй этап «Адаптационный период». Защитные психические механизмы находятся в режиме ожидания, ребенок начинает взаимодействовать с воспитателем и другими детьми, участвуя в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто обращается к ним с вопросами. На этом этапе ребенок только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может их нарушать и отказываться выполнять некоторые просьбы воспитателя.
- Третий этап «Этап компенсации». По мнению американского психолога Дж. Брауна, процесс адаптации заканчивается, ребенок привыкает к своему классу и учителям, к своему новому расписанию и спокойно целый день ходит в школу или детский сад. Их эмоциональное состояние становится более стабильным, а физиологические показатели нормализуются.
Правила успешной адаптации
Основываясь на своем опыте и знаниях психологов Й. Браун и А. Гуркшне, педагог Ю. Петкувене подготовила для родителей двадцать советов по успешной адаптации:
- Перед поступлением в учебное заведение важно для ребенка развитие самостоятельности и коммуникативных навыков, дети, развившие такие способности, гораздо быстрее привыкают к образовательному учреждению, например, возлагают на ребенка определенные обязанности по дому, общаются с родственниками, друзьями, чтобы ребенок имел социальные навыки;
- Начните готовить ребенка к школе заранее: придите в школу и покажите здание, покажите фотографии учителей, познакомьте с их именами и увлечениями (профили сотрудников часто можно найти на школьных страницах), подчеркните, что все дети подбираются в вечер, никто не остается один;
- Заранее подготовьте ребенка к тому, что ему нужно будет ходить в школу каждый день, пока мама и папа на работе.
- Заранее ознакомьтесь с классными руководителями и школьным расписанием и расписанием занятий, познакомьте ребенка с услышанной информацией.
- Во время знакомства расскажите учителям о своем ребенке и некоторых его характеристиках и особенностях.
- Адаптация должна начинаться с часа или двух в день с ребенком.
- Постепенно увеличивать время в школе/детском саду, учитывая рекомендации воспитателей.
- Старайтесь обеспечить как можно более спокойную обстановку в доме, например, переезд, развод родителей, рождение второго ребенка – не должны происходить в один и тот же период.
- Не забывайте уделять ребенку индивидуальное качественное внимание дома. Оба родителя должны быть вовлечены в этот процесс.
- Чем спокойнее родители, тем больше ребенок будет доверять неизвестному окружению. Возьмите под контроль свое эмоциональное состояние. Все ваши заботы и страхи обязательно передадутся ребенку.
- В период адаптации усиливается чувствительность ребенка ко всем внешним воздействиям. Также их организм не всегда может справиться с умственными нагрузками. Заболевание является защитным механизмом организма как у детей, так и у взрослых. Больной ребенок находится дома в привычной обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока они не почувствуют себя в безопасности не только дома, но и в детском саду.
- Помните, что после болезни ребенка снова начинается процесс адаптации. Не оставляйте ребенка на целый день после длительного перерыва.
- Если вы видите, что ребенок склонен играть со сверстниками и увлекается играми, необходимо принять решение оставить ребенка.
- Отвести в образовательное учреждение от того родителя, с которым ребенку легче разлучиться. И пока не закончится период адаптации, он должен оставаться стабильным.
- Всегда прощайтесь с ребенком, можно придумать ритуал прощания, которому будете следовать всегда, например, поцеловать в щечку и уйти, важно ненадолго попрощаться и не возвращаться, даже если ребенок плачет много.
- Не наказывайте ребенка за нежелание идти в школу/детский сад.
- Будьте честны с детьми, говорите точно, когда приедете, не обещайте того, что не сможете сдержать. Доверие ребенка к вам очень важно в период адаптации. Дайте понять ребенку, когда вы вернетесь: днем, после сна или вечером, чтобы у него не было ложных ожиданий.
- Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, какой у него будет хороший день, в какие интересные игры он там будет играть, какая вкусная еда будет подана и т. д.
- Пусть ребенок возьмет свою любимую игрушку. Им будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то дорогое и знакомое.
- «Самое главное – заранее начать подготовку к процессу адаптации и вас, и вашего ребенка. Не забывайте, что успешная адаптация ребенка зависит от подготовки и психологической и эмоциональной стабильности в семье», – отмечает педагог Я. Петкувене.
Браун Дж. (2020). Детский сад без слез – что нужно знать родителям об адаптационном периоде?.