Радости чувства: как повысить чувство радости и счастья — Teeviit

Чувствовать радость и грусть одновременно — естественно. Но не всегда

Почему играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу

Психолог Питер Грей приводит неопровержимые доказательства того, что играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу. Я рос в пятидесятые. В те времена дети получали образование двух видов: во‑первых, школьное, а во-вторых, как я говорю, охотничье-собирательское. Каждый день после школы мы выходили на улицу поиграть с соседскими детьми и возвращались обычно затемно. Мы играли все выходные и лето напролет. Мы успевали что-нибудь поисследовать, поскучать, самостоятельно найти себе занятие, попасть в истории и из них выпутаться, повитать в облаках, найти новые увлечения, а также прочитать комиксы и прочие книги, которые нам хотелось, а не только те, что нам задали. Вот уже больше 50 лет взрослые шаг за шагом лишают детей возможности играть. В своей книге «Дети за игрой: американская история» Говард Чудакофф назвал первую половину XX века золотым веком детских игр: к 1900 году исчезла острая необходимость в детском труде, и у детей появилось много свободного времени.

Но начиная с 1960-х взрослые принялись урезать эту свободу, постепенно увеличивая время, которое дети вынуждены проводить за школьными занятиями, и, что еще важнее, все меньше и меньше позволяя им играть самим по себе, даже когда они не в школе и не делают уроки. Место дворовых игр стали занимать спортивные занятия, место хобби — внешкольные кружки, которые ведут взрослые. Страх заставляет родителей все реже и реже выпускать детей на улицу одних. По времени закат детских игр совпадает с началом роста числа детских психических расстройств. И это нельзя объяснить тем, что мы стали диагностировать больше заболеваний. Скажем, на протяжении всего этого времени американским школьникам регулярно раздают клинические опросники, выявляющие тревожные состояния и депрессию, и они не меняются. Из этих опросников следует, что доля детей, страдающих тем, что теперь называют тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5−8 раз выше, чем в 1950-е. За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился.
Нормативные опросники, которые студентам колледжей раздают с конца 1970-х, показывают, что молодежь становится все меньше склонна к эмпатии и все больше — к нарциссизму. Дети всех млекопитающих играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Впервые с эволюционной точки зрения на этот вопрос попытался ответить немецкий философ и натуралист Карл Гроос. В 1898 году в книге «Игра животных» он предположил, что игра возникла в результате естественного отбора — как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения. Теория игры Грооса объясняет, почему молодые животные играют больше, чем взрослые (им еще надо многому научиться), и почему чем меньше выживание животного зависит от инстинктов и чем больше — от навыков, тем чаще оно играет. В значительной степени предсказать, во что животное будет играть в детстве, можно исходя из того, какие умения ему понадобятся для выживания и размножения: львята бегают друг за другом или крадутся за партнером, чтобы потом неожиданно на него наброситься, а жеребята зебры учатся убегать и обманывать ожидания противника.
Следующей книгой Грооса стала «Игра человека» (1901 год), в которой его гипотеза распространялась на людей. Люди играют больше всех остальных животных. Человеческие дети, в отличие от детенышей других видов, должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит жить. Поэтому, благодаря естественному отбору, дети играют не только в то, что нужно уметь вообще всем людям (скажем, ходить на двух ногах или бегать), но и навыкам, необходимым представителям именно их культуры (например, стрелять, пускать стрелы или пасти скот). Основываясь на работах Грооса, я опросил десять антропологов, которые в общей сложности изучили семь различных охотничье-собирательских культур на трех континентах. Выяснилось, что у охотников и собирателей нет ничего похожего на школу — они считают, что дети учатся, наблюдая, исследуя и играя. Отвечая на мой вопрос «Сколько времени в изученном вами обществе дети проводят за игрой?», антропологи в один голос ответили: практически все время, когда не спят, начиная примерно с четырех лет (с этого возраста их считают достаточно ответственными, чтобы оставаться без взрослых) и заканчивая 15−19 годами (когда они по собственной воле начинают брать на себя какие-то взрослые обязанности).
Мальчики играют в выслеживание и охоту. Вместе с девочками они играют в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин, долбленных каноэ и прочих вещей, значимых для их культур. Играя, они спорят и обсуждают проблемы — в том числе те, о которых услышали от взрослых. Они делают музыкальные инструменты и играют на них, танцуют традиционные танцы и поют традиционные песни — а иногда, отталкиваясь от традиции, придумывают что-то свое. Маленькие дети играют с опасными вещами, например с ножом или огнем, потому что «как же они иначе научатся ими пользоваться?». Все это и многое другое они делают не потому, что кто-то из взрослых их к этому подталкивает, им просто весело в это играть. Параллельно я исследовал учеников очень необычной массачусетской школы, Школы Садбери Вэлли. Там ученики, которым может быть от четырех лет до девятнадцати, целыми днями делают все, что захотят — запрещено только нарушать некоторые школьные правила, не имеющие, впрочем, никакого отношения к образованию, задача этих правил — исключительно поддерживать мир и порядок.
Большинству людей это кажется безумием. Но школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек, у которых все в порядке. Выясняется, что в нашей культуре дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре и дает им впоследствии возможность найти хорошую работу и получать от жизни удовольствие. Играя, ученики этой школы учатся читать, считать и пользоваться компьютерами — и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством. Школу Садбери Вэлли объединяет с группами охотников и собирателей (совершенно верная) установка на то, что образование должно находиться в зоне ответственности детей, а не взрослых. И там, и там взрослые являются заботливыми и знающими помощниками, а не судьями, как в обычных школах. Кроме того, они обеспечивают детям возрастное разнообразие, потому что игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
Уже больше двадцати лет люди, формирующие образовательную повестку на Западе, побуждают нас следовать примеру азиатских школ — в первую очередь японских, китайских и южнокорейских. Там дети больше времени уделяют учебе и в результате получают более высокие баллы на стандартизированных международных тестах. Но в самих этих странах все больше людей называют свою образовательную систему провальной. В статье, вышедшей не так давно в The Wall Street Journal, известный китайский педагог и методист Цзян Сюэцинь писал: «Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию… Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать». Несколько десятилетий американские дети разных возрастов — с детского сада и до конца школы — проходят так называемые «Тесты творческого мышления Торренса», комплексные измерения креативности. Проанализировав результаты этих исследований, психолог Кюнхи Ким пришел к выводу, что с 1984 до 2008 года средний результат теста для каждого класса упал на показатель, превышающий допустимое отклонение.
Это значит, что больше 85% детей в 2008 году показали худший результат, чем среднестатистический ребенок в 1984-м. Другое исследование, которое психолог Марк Рунко провел со своими коллегами из Университета Джорджии, показало, что тесты Торренса предсказывают будущие достижения детей лучше, чем тест на IQ, успеваемость в старшей школе, оценки одноклассников и все прочие способы, известные на сегодняшний день. Мы спрашивали выпускников Садбери Вэлли, во что они играли в школе и в каких областях работали после ее окончания. Во многих случаях ответы на эти вопросы оказались взаимосвязанными. Среди выпускников были профессиональные музыканты, которые в детстве много занимались музыкой, и программисты, которые большую часть времени играли в компьютеры. Одна женщина, капитан круизного лайнера, в школе все время проводила в воде — сначала с игрушечными лодочками, потом на настоящих лодках. А востребованный инженер и изобретатель, как выяснилось, все свое детство мастерил и разбирал разные предметы.
Игра является лучшим способом приобретения социальных навыков. Причина — в ее добровольности. Игроки всегда могут выйти из игры — и делают это, если им не нравится играть. Поэтому целью каждого, кто хочет продолжить игру, является удовлетворение не только своих, но и чужих потребностей и желаний. Чтобы получать от социальной игры удовольствие, человек должен быть настойчивым, но не слишком авторитарным. И надо сказать, это касается и социальной жизни в целом. Понаблюдайте за любой группой играющих детей. Вы увидите, что они постоянно договариваются и ищут компромиссы. Дошкольники, играющие в «семью», большую часть времени решают, кто будет мамой, кто ребенком, кто что может взять и каким образом будет строиться драматургия. Или возьмите разновозрастную компанию, играющую во дворе в бейсбол. Правила устанавливают дети, а не внешняя власть — тренеры или арбитры. Игроки должны сами разбиться на команды, решить, что честно, а что нет, и взаимодействовать с командой противника. Всем важнее продолжить игру и получить от нее удовольствие, чем выиграть.
Я не хочу чрезмерно идеализировать детей. Среди них встречаются хулиганы. Но антропологи говорят о практически полном отсутствии хулиганства и доминирующего поведения среди охотников и собирателей. У них нет вождей, нет иерархии власти. Они вынуждены всем делиться и постоянно взаимодействовать друг с другом, потому что это необходимо для выживания. Ученые, которые занимаются играми животных, утверждают, что одна из главных целей игры — научиться эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры снова и снова ставят себя в умеренно опасные и не слишком страшные ситуации. Детеныши одних видов неуклюже подпрыгивают, усложняя себе приземление, детеныши других бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку или борются друг с другом, по очереди оказываясь в уязвимой позиции. Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать. Делать это ребенок может только сам, его ни в коем случае нельзя заставлять или подстрекать — вынуждать человека переживать страх, к которому он не готов, жестоко. Но именно так поступают учителя физкультуры, когда требуют, чтобы все дети в классе забирались по канату к потолку или прыгали через козла. При такой постановке задачи единственным результатом может быть паника или чувство стыда, которые лишь уменьшают способность справляться со страхом. Кроме того, играя, дети испытывают злость. Вызвать ее может случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная неспособность настоять на своем. Но дети, которые хотят продолжить игру, знают, что злость можно контролировать, что ее нужно не выпускать наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов. По некоторым свидетельствам, молодые животные других видов тоже учатся регулировать злость и агрессию с помощью социальной игры. В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Для ребенка игра — это опыт взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то облеченный властью должен говорить им, что делать. В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате они превращались в эмоционально искалеченных взрослых. Оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое — даже если в этом не было никакого практического смысла. В отличие от подопытных обезьян и крыс, современные дети пока что играют друг с другом, но уже меньше, чем люди, которые росли 60 лет назад, и несопоставимо меньше, чем дети в обществах охотников и собирателей. Думаю, мы уже можем видеть результаты. И они говорят о том, что этот эксперимент пора прекратить. Источник: Esquire Перевод: Ирина Калитеевская

Мета-эмоции и чувство вины за то, что у вас все в порядке

Иногда мы склонны испытывать эмоции, которые, кажется, идут вразрез с тем, что чувствуют все остальные.

Люди переживают, борются за жизнь, а у нас — все хорошо. Естественной реакцией в этом случае может стать чувство вины и стыда, что вы смеете испытывать положительные эмоции, пока другие страдают. Однако в этом нет ничего неправильного или антигуманного, просто помимо эмоций у нас существуют и мета-эмоции. Перевели и адаптировали статью журналистки Чар Адамс для The New York Times о том, почему важно быть внимательным к эмоциям и не отрицать свои чувства.

Когда началось распространение пандемии коронавируса, я ожидала, что она перевернет мою жизнь с ног на голову. Как чернокожая женщина-инвалид, проживающая в Нью-Йорке (в то время — в эпицентре американского коронакризиса), я думала, что в полной мере столкнусь со всей тяжестью того, что вот-вот должно было случиться.

Я боялась во время почти каждой рабочей встречи, опасаясь, что окажусь на грани сокращения из-за урезания бюджета компании. Я боялась, что кто-то из членов моей семьи заболеет, и я ничего не смогу с этим сделать. Я боялась, что не смогу получить доступ к необходимой мне еде и припасам. Но ничего этого не произошло. На самом деле, мои дела шли хорошо — мне нравилось работать из дома, здоровье моей семьи было крепким как никогда, и я даже научилась готовить новые блюда.

Однако мое чувство благодарности за все это было мимолетным

Довольно быстро меня охватила причудливая форма вины выжившего, ведь вокруг меня мои друзья и сверстники теряли работу или были вынуждены ухаживать за больными членами семьи. Как я могу жить хорошо, пока страдают близкие мне люди? Да как я посмела?! И правильно ли вообще чувствовать себя хорошо в такое ужасное время?

Оказывается, чувствовать себя плохо из-за того, что вы чувствуете себя хорошо — обычное дело. Согласно исследованию, опубликованному в Emotion, журнале Американской психологической ассоциации, у этого даже есть название: мета-эмоция — чувство, которое возникает в ответ на другие чувства. Чувство вины за радость, счастье или благополучие во время кризиса — это отрицательно-положительная мета-эмоция. Исследование показывает, что вторичные чувства так сильны потому, что связаны с депрессией, и могут быть индикатором уровня собственной эмоциональной осведомленности.

«Мета-эмоции играют очень важную роль в нашем психическом здоровье. Отказ или неприятие эмоций связаны со всевозможными негативными последствиями, включая депрессию, тревожность и ухудшение общего самочувствия», — говорит Наташа Бейлен из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, соавтор исследования.

«Наше исследование показывает, что люди склонны замечать и испытывать мета-эмоции, когда уделяют больше внимания своим эмоциям в целом, — добавляет она. — И прямо сейчас у людей есть гораздо больше времени, чем обычно, на то, чтобы действительно замечать свои мысли и чувства. Я думаю, что из-за коронавируса мета-эмоции могут стать более распространенным явлением».

Жизненные уроки, которые мы получили в детстве, также влияют на наши эмоции во взрослом возрасте и управляют нашими инстинктами, подсказывая, когда будет социально приемлемо испытывать счастье, грусть, злость и любую другую эмоцию. Эксперты говорят, что когда мы усваиваем эти уроки, мы формируем своего рода ожидания, представление о том, как мы должны реагировать и чувствовать себя в той или иной ситуации. Поэтому, когда у нас возникают чувства, которые, по нашему мнению, неуместны, результатом может быть чувство вины и даже стыда. Косвенные социальные сообщения (реакция общества и то, что принято большинством) могут укреплять наше представление о том, какие чувства правильные, а какие — нет.

«Я думаю, что это вопрос социального сравнения, никто не любит чувствовать себя изгоем. Вы видите вокруг себя страх, гнев и боль, — говорит Райан Хоус, клинический психолог из Пасадены, Калифорния, и автор “Mental Health Journal for Men”, — думаете: «Вау, это не соответствует моему опыту», и заключаете, что с вами что-то не так. Должно быть, вы чудовище!».

И это, несомненно, привилегированная позиция. Сейчас роскошь — это не только возможность остаться при работе во время пандемии, но и сам факт того, что вы имеете средства для комфортной работы из дома. В США положительный результат на коронавирус был обнаружен у более 5 миллионов человек, и более 160000 умерли от этой болезни. Ключевые сотрудники, которые не могут работать из дома, ежедневно сталкиваются с опасной рабочей средой, а количество обращений за пособием по безработице достигает рекордного уровня.

Так что да, легкая форма вины выжившего — наименьшее из текущих проблем нации. Но пандемия и вызванный ею набор эмоций дает нам возможность задуматься о сложности наших чувств и о том, как с ними справляться. Доктор Хоус говорит, что некоторые из его клиентов сообщали о чувстве комфорта и даже радости во время пандемии — и ставили под сомнение нравственность таких эмоций.

«У части моих клиентов — вероятно, их около трети — во время коронавируса все было хорошо, и остается таковым и сейчас, — говорит доктор Хоус. — Люди, которые обычно вели очень занятую, активную рабочую и социальную жизнь, наслаждались периодом простоя. У людей, которые работали из дома, было ощущение, что им как бы сказали: «Хорошо, просто делайте все, что можете, мы не собираемся заставлять вас придерживаться тех же стандартов, что и раньше» — и осознавать это им было приятно».

Он также добавляет: «Все эти эмоции обоснованны и справедливы. Я люблю говорить, что чувства не подлежат обсуждению. Они просто у нас есть. Мы можем чувствовать себя виноватыми из-за того или иного поведения, но нам не нужно испытывать вину из-за своих чувств».

Однако наши эмоции могут влиять на то, как мы себя ведем. Мириам Кирмайер, клинический психолог из Монреаля и самопровозглашенный эксперт по дружбе, говорит, что чувство вины и стыда может вызвать деструктивное поведение, которое негативно повлияет на ваши отношения.

«Эмоции — это нормально, но если мы не найдем для них подходящий выход, они могут сказаться на нашем благополучии. И это также может привести к проблемам в межличностном общении с друзьями, — говорит доктор Кирмайер. — Трудность заключается в том, что чувства превращаются в определенные действия, которые лишь усиливают разъединение. Когда чувства настолько сильны, что заставляют нас отступить, это может стать проблемой».

Доктор Кирмайер говорит, что этот вариант вины выжившего проявляется тремя способами: через избегание, раздражительность и эгоцентризм. Когда мы испытываем эмоции, которые подавляют или сбивают с толку, наша естественная реакция — избегать размышления о вещах, которые доставляют нам дискомфорт, избегать сложных разговоров и даже избегать тех людей в нашей жизни, которые страдают. Когда эти эмоции выходят из-под контроля, они могут нанести вред нашим отношениям, считает доктор Кирмайер.

«Переживание чувства стыда — действительно мощная сила для разъединения с окружающими. Когда мы чувствуем бурю эмоций, мы можем попасть в ее ловушку, в результате чего у нас появляется все меньше возможностей поддерживать людей вокруг, — говорит она. — Нас не учат тому, что у нас в принципе могут быть противоречивые эмоции, и тем более тому, как с ними жить».

Так что же нам со всем этим делать?

Сюзанна Деггес-Уайт, советник и профессор Университета Северного Иллинойса, считает, что первый шаг — это признать свои чувства. Исследования показывают, что подавление эмоций может вызвать физический стресс и проблемы с психическим здоровьем, например, тревогу и депрессию. И хотя игнорирование негативных чувств иногда может показаться хорошей идеей, доктор Деггес-Уайт говорит, что когда мы подавляем то, что чувствуем, мы не можем адекватно реагировать на эмоции и управлять ими.

«Когда мы пытаемся оттолкнуть свои собственные негативные чувства, они начинают проявляться в самой необычной форме и все равно заявляют о себе. Большинство из нас не хочет чувствовать себя плохо, — говорит она. — Мы думаем обо всех этих отрицательных чувствах, которых, по нашему мнению, просто не должно быть, потому что мы должны «сосредоточиться на положительном». Но пока мы не признаем отрицательные моменты наших жизней, моменты, которые нас расстраивают, мы не сможем от них избавиться. И это то, что нам нужно сделать — избавиться от них, уничтожить».

Доктор Кирмайер добавляет, что также важно нормализовать отрицательные эмоции.

«Нужно работать над тем, чтобы не осуждать себя, и принять за норму истину о том, что мы способны испытывать огромное множество самых разных эмоций, — говорит она.  — Так мы сможем снизить интенсивность чувств, обеспечить ясность и принятие».

Доктор Хоус предлагает обсуждать свои чувства только с людьми, которым мы доверяем, поскольку так мы можем сформировать эмоциональную близость, чтобы поддержать своих друзей и близких, которые могут испытывать трудности.

«Говорить с окружающими о том, что мы чувствуем, было бы очень практичным шагом, потому что стыд исчезает, когда вы выносите его на свет. Нормально чувствовать радость прямо сейчас, даже когда вокруг не все хорошо. — говорит доктор Хоус. — Так что лучше спросите себя: «Как мне приумножить эту радость? Как я могу использовать ее для того, чтобы помочь другим людям?»»

Он добавляет: «Лучшая позиция и лучший образ мыслей в существующей ситуации — это доставлять радость окружающим вас людям».

Как испытывать больше радости каждый день

Радость — одна из семи основных эмоций «треугольника перемен». Радость, как и все основные эмоции, имеет особое ощущение в теле, хотя это чувство варьируется от человека к человеку. Часто я прошу своих пациентов замедлиться, чтобы просканировать свое тело в поисках чувства радости, даже маленьких «молекул» радости, которые в противном случае были бы затемнены негативными эмоциями, привлекающими больше внимания.

Когда мы находим радость внутри, мы замечаем такие ощущения, как тепло, энергия и покой. Удивительно оставаться и наслаждаться физическими ощущениями радости. Но это требует практики!

Исследователь Барбара Фредериксон, доктор философии, изучает положительные эмоции, такие как радость. Она разработала теорию «расширяй и строй». Короче говоря, ее исследование показывает, что поощрение и поддержание радостных состояний является важным питанием для мозга.

Теория расширения и построения объясняет, что:

  • Способность испытывать радость всегда присутствует. Ваша радость может быть глубоко похоронена, чтобы защитить вас от разочарования или раны, но она все еще здесь.
  • Радость обладает особой способностью расширять кругозор нашего разума, а не сужать его, что происходит во время негативных эмоциональных состояний тревоги и депрессии. Другими словами, радость может иметь экспоненциально положительное влияние на мысли и поведение человека в будущем.
  • Радость заставляет нас хотеть играть, расширять наше любопытство и общаться с другими.
  • Радость сокращает время, проведенное в негативных состояниях настроения, и помогает нам быстрее физиологически восстановиться после негативных состояний.
  • Благодаря глубоко переживаемому опыту радости люди повышают свою креативность, знания и устойчивость.

Суть: Радость укрепляет наше здоровье и социальные возможности.

В ускоренной эмпирической динамической психотерапии (AEDP) мы «отдаем предпочтение позитивному». В то время как многие психотерапевты и методы психотерапии сосредотачиваются на том, что не так с человеком, AEDP фокусируется на том, что является правильным и потенциально преобразующим. Мы утверждаем и извлекаем то, что является здоровым в человеке, используя моменты расширения, чтобы дать толчок дальнейшим преобразованиям.

Клинический пример

Кэрол, которая обратилась ко мне в очень подавленном состоянии, испытала мало радости в жизни. На наших сеансах я намеревался стать «детективом радости». Я искал любые признаки радости: любой вздернутый рот, указывающий на приглушенную улыбку, долю секунды света в ее глазах, энергию в ее теле или любой рассказ, в котором можно было бы найти радость.

Однажды я пошутил. И вот оно: немного смеха. Увидев ее смех, я рассмеялся. Тут же заметил и поймал момент:

«Кэрол, я улыбаюсь, когда вижу, как ты смеешься. Можем ли мы освободить место для этого момента? Что ты чувствуешь внутри своего тела, когда улыбаешься и смеешься вместе со мной?» Я попросил.

«Тепло», ответила она.

«Где вы сейчас чувствуете тепло в своем теле?» — спросил я, желая удержать ее в этом чувстве как можно дольше, чтобы воспользоваться положительным эффектом радости.

«Думаю, это где-то вверху живота.»

«Можем ли мы просто остаться с этим ощущением тепла в верхней части живота еще примерно на 10 секунд? Нет никакой цели. Просто обратите внимание на тепло… просто оставайтесь с ним…»

Примерно через 10 секунд я спросил. «Что сейчас происходит?»

«Он немного распространяется», сказала Кэрол.

«Покажи мне своими руками, как она распространяется», попросила я, зная, что каждая дополнительная секунда, которую она провела с радостью в своем теле, давала ей больше питания.

«Вот так…» Ее руки двигались от области живота вверх и наружу.

«Каково это замечать это?» Я спросил

«Это хорошо. Но я боюсь, что это пройдет».

«Можете ли вы дать этой напуганной части себя понять, что мы ее слышим, а затем мы можем попросить ту часть, которая напугана, отступить, чтобы мы могли еще немного насладиться теплом?»

Я заметил тревогу, которая предсказуемо возникает в какой-то момент, когда люди расширяются в новые и позитивные состояния бытия. Это просто дает мне понять, что Кэрол приближается к своему пределу — ее максимальной способности на данный момент. Вскоре мы сделаем перерыв и поразмыслим над ее новым опытом.

Ты тоже можешь! Вот 4 техники самопомощи, которые помогут создать больше радости:

  1. Ищите маленькие ежедневные моменты радости, которые можно развивать: гладить собаку, наблюдать за восходом солнца, замечать цветок или дерево, есть вкусную еду, общаться с другом или незнакомцем, слушать любимую песню или смеяться во время забавный момент из книги, телешоу или фильма. Если вы будете искать эти микромоменты радости, вы их найдете. Когда вы это сделаете, признайте их как момент удовольствия.
  2. Не заставляйте себя удерживать радость, не беспокойтесь о мимолетности радости и не ругайте себя за то, что вы не испытываете больше радости, чем вы. Просто позвольте моменту быть таким, какой он есть.
  3. Сосредоточьтесь на том, как этот момент радости ощущается ниже шеи. Обратите внимание, какие ощущения возникают в вашем теле. Я обычно спрашиваю на сеансе терапии, когда кто-то делится счастливой историей: «Какие эмоции связаны с этой историей, которую вы мне рассказываете?» Когда они сообщают о чувстве радости или счастья, я спрашиваю: «Что в вашем теле позволяет вам узнать, что вы испытываете радость?» С позицией любопытства и принятия по отношению к своему внутреннему миру я предлагаю своему пациенту просканировать свое тело с головы до пят и от пяток до головы, чтобы заметить и описать ощущения.
  4. Наслаждайтесь ощущениями и физическим расширением, которые вызывает внутренняя радость. Используйте глубокое дыхание животом, чтобы поддерживать поток радости. (Задержка дыхания — это распространенный способ, которым мы останавливаем поток эмоций, и это может вызвать беспокойство.) Если вы испытываете напряжение или тревогу, попробуйте представить, что ваше тело становится больше, чтобы вместить все, что вы чувствуете внутри. Убедитесь, что ваша осанка прямая и открытая, чтобы освободить место для полного переживания радости.

Интуитивное переживание радости может вызвать сдерживающие эмоции, такие как тревога, стыд и вина. Пребывание с внутренним переживанием радости также может пробудить те части нас, которые не чувствуют себя достойными хорошего самочувствия. Переживание радости может одновременно вызвать печаль. На самом деле, различные чувства, которые возникают, когда мы испытываем радость, также нуждаются в уходе и обработке, особенно если они блокируют или препятствуют расцвету радости внутри. Эти конкурирующие чувства всегда имеют корни в прошлом или в социальных сообщениях.

Когда мы сталкиваемся с препятствиями, полезно признать их с позицией принятия, доброты и сострадания к себе. А затем еще больше поинтересуйтесь вашим растущим отношением к этой питающей сердцевине эмоции — радости. Подобно тому, как мы посвящаем время укреплению своей физической силы, стоит приложить усилия, чтобы развить большую способность радоваться.

А+ за попытку!

Рецензия на книгу: «Радость чувств» Ионы Марсаа Тигуарден | Lucid Body

Радость чувств, Иона Марсаа Тигуарден

Отзыв написан Кэти Книпп

Как мы можем позволить себе быть такими, какие мы есть на самом деле? С помощью этого полезного инструмента — тела.

Иона Марсаа Тигуарден — акупунктурный терапевт и знаток восточного искусства исцеления. Благодаря своей практике Цзинь Шин До, техники акупрессуры даосской философии, она соединила древнюю китайскую медицину с западной психологией. Teeguarden познакомил современную аудиторию с мощным лечебным принципом лечения «всего» человека — лечения как тела, так и разума. Это привело к преобразующим результатам у пациентов, поскольку помогло устранить физическую, а также эмоциональную боль и напряжение. Эти принципы отражены в технике Lucid Body. Хотя чтение этой книги никогда не могло сделать меня настоящим практиком Дзин Шин До; это дало информацию и углубило как мою практическую работу, так и мою способность донести до класса принципы Lucid Body.

Объясняя концепцию техники акупрессуры Джин Шин До, Тигуарден использует фразу «тело-разум», чтобы описать, как она работает как физически, так и психологически. Ее работа — это не просто массаж, и это не просто терапия, это сочетание того и другого. При исследовании физического тела также обнаруживаются эмоциональные напряжения и блокировки. Эмоциональное и физическое тела настолько связаны, что работают как единое целое, поэтому оба взаимозаменяемо влияют друг на друга. Тигуарден утверждает, что «иногда снятие физического напряжения не «удерживалось» до тех пор, пока не возникало сопутствующее осознание психологических стрессоров, таких как подавленные чувства или расстраивающие установки».

Сначала эта концепция работы по исцелению тела и разума может показаться неудобной нам, современным жителям Запада, которые склонны бояться своих чувств; такое отношение, пишет Тигуарден, «настолько распространено… его можно рассматривать как эмоциональную чуму». Мы все боремся с тем, что считаем «отрицательными» эмоциями, такими как боль и печаль, и живем в погоне за положительными эмоциями. Однако проблема с чувствами заключается в том, что мы не можем выбирать, какие чувства мы хотим испытывать. Мы можем выбрать чувствовать или не чувствовать (вот в чем вопрос). Тигуарден утверждает: «Если мы позволим себе чувствовать, мы почувствуем обе стороны жизни». Джин Шин До, по сути, создает среду, в которой «безопасно чувствовать» все то, что мы должны чувствовать.

«Пусть все будет! Прими все!»

Джин Шин До происходит из даосской системы верований. Даосизм возник из-за разногласий с конфуцианскими верованиями древнего Китая. Мне было интересно узнать, что культуры расходятся во мнениях относительно философии, религии и духовных концепций с момента возникновения мира. Конфуцианцы пытались «регулировать человеческое поведение, защищая определенные стандарты добродетели». Даосы восстали против этого и вместо этого выступали за «Естественный путь». Они описали Естественный Путь как уникальный путь для каждого человека; описывая жизнь как реку, извивающуюся, «текущую то туда, то сюда». Даосы думали, как же может быть какой-то неизменный «правильный» путь?

 

«Счастье легко, как перышко, но никто не умеет его выносить.

Беда тяжела как земля, но никто не знает, как ее избежать.

Хватит! Хватит сталкиваться с добродетельными людьми!

Осторожно! Остерегайтесь идти по этой отмеченной тропе!» ~ Даосская поговорка

 

Тигуарден объясняет, что даосы были обеспокоены тем, что «человек [был] соблазнен отказаться от инстинктивного, эмоционального знания своего места в окружающей среде, в высокомерную веру в то, что он стоит вне законов Природы. ” Они считали, что человеческие средства получения руководства исходят из эмоций. Эмоции вырабатывают гормоны в железистой системе, которые побуждают нас предпринимать соответствующие действия в нашей ситуации. Эта связь с нашей собственной формой руководства стала «чахлой и искаженной из-за преднамеренного неповиновения природе во имя социального удобства». Тигуарден называет это социальным удобством «записями», прокручивающимися в нашем уме, о том, как мы «должны» думать, чувствовать и вести себя. Когда мы позволяем этим лентам управлять нашей системой, наш истинный голос становится слабым среди всей этой внешней болтовни.

Акупрессура — одна из техник, используемых для усиления нашего истинного голоса. Изучая акупунктурные точки с помощью современных технологий, исследователи обнаружили, что температура тела в этих точках значительно выше, чем в соседней области: «обычно от половины до одного градуса Цельсия выше». Кроме того, ученые обнаружили, что в каждой точке наблюдается «пониженное электрическое сопротивление», означающее, что в этих точках концентрация энергии выше, чем в областях рядом с ними. Эти акупунктурные точки проводят энергию по путям, которые называются меридианами. Меридианы — это «функционально связанные серии точек или путей, по которым течет жизненная энергия». Энергия движется по меридианам через движение и сокращение мышц, а также через поток эмоций. Терапевт по акупрессуре будет работать с меридианами в зависимости от того, какое напряжение и блокировки он обнаружит. В дополнение к работе по меридианам полезно смотреть на напряжение в теле через «сегменты», которые представляют собой горизонтальные кольца вокруг тела, где точки функционально связаны. Из всей технической информации по акупрессуре изучение сегментов было для меня самым полезным. Я перечислил описания ниже.

 

·      Окулярный сегмент: кольцо напряжения вокруг глаз и верхней части головы. Он действует как «повязка на глаза». Напряжение в этом сегменте не дает нам взглянуть в лицо картине самих себя.

·      Оральный сегмент: кольцо напряжения вокруг челюсти и под ушами. Он действует как «затычка».

Напряжение в этом отрезке заставляет сдерживать слезы и крики, не дает выразить себя.

·      Шейный сегмент: кольцо напряжения вокруг шеи и горла. Он действует как «лассо». Напряжение здесь удерживает опасные чувства от возникновения из сердца. Шея является основным энергетическим перекрестком, так как более половины меридианов проходят через шею.

·      Плечевой сегмент: кольцо напряжения вокруг плеч и верхней части трапециевидной мышцы. Он действует как «упряжь». Напряжение здесь кажется тяжелым, как бремя наших обязанностей.

·      Грудной сегмент: кольцо напряжения вокруг груди, сердца и верхней части спины. Он действует как «дверь, закрывающая нас от чувств». Напряжение здесь подавляет нашу способность чувствовать любовь и душевную боль.

·      Сегмент диафрагмы: кольцо напряжения вокруг ребер, верхней части пресса и средней части спины. Он действует как «тугой корсет». Напряжение здесь возникает из-за эмоционального стресса и страха потерять контроль. Это также подавляет наши эмоции.

·      Сегмент брюшной полости: кольцо напряжения вокруг брюшной полости и спины. Он действует как «пояс, который мы затянули слишком туго». Напряжение в этой области снижает интенсивность наших страстей и помогает диафрагме сдерживать эмоции и сексуальные желания.

·      Сегмент таза: кольцо напряжения вокруг таза, бедер и нижней части спины. Он действует как «пояс верности». Напряжение здесь ограничивает наши сексуальные чувства.

 

Тигуарден рекомендует заниматься самолечением, чтобы узнать об этих точках акупрессуры, и подробно описывает метод исследования. Она советует сосредоточить внимание на точках и дышать в напряженные области, а не сильно нажимать.

Я также забрал несколько новых инструментов, которые я могу использовать в своей практической работе. Инструмент, который следует помнить при работе с кем-то, — это удерживать точки в верхних частях тела, а затем двигаться к нижней части тела. Фраза Тигуардена звучит так: «Возьми это сверху!» Она также советует, что если напряжение в одной точке не ослабевает, может помочь работа с другими близлежащими точками, поскольку часто развивается компенсирующее напряжение, и часто в том же сегменте. Она рекомендует проделать в основном одно и то же с каждой стороны тела, а в конце работы сделать освобождение шеи. Я также хочу вспомнить, как Тигуарден тренирует своих пациентов. «Когда напряженные или болезненные точки удерживаются, позвольте себе почувствовать напряжение в каждой точке. Вникайте в суть. Просто будь с этим. Обратите внимание, как первоначальная болезненность и стеснение могут быстро смениться приятным расслаблением».

Она все больше прислушивается к глубочайшим тайникам своего физиологического и эмоционального существа и обнаруживает, что все больше и больше желает быть, с большей точностью и глубиной, той самой собой, которой она наиболее истинно является.

Я обнаружил так много сходства между концепциями в «Радость чувств» и «Осознанное тело»; больше, чем я мог бы включить, поэтому я оставил его в избранном. Студенты в классе Lucid Body иногда испытывают значительные болезненные эмоции, и иногда в данный момент процесс может показаться довольно запутанным. Мне помогло объяснение Тигардена о циклическом характере этого процесса: «Если бы мы могли просто чувствовать то, что мы чувствуем, и позволить естественное преобразование эмоциональных состояний, то мы бы постоянно возвращались в синергетическое или мирное, гармоничное состояние». Боль, возникающая в классе Lucid Body, является частью естественного прогресса, которому, наконец, позволено произойти.

Teeguarden очень конкретно определяет термины чувства, эмоции и психика:

 

·      Чувства: субъективные реакции, приятные и неприятные, которые мы можем испытывать в той или иной ситуации.

·      Эмоции: специфические чувства с сильными физическими и психическими проявлениями.

·      Психика: нефизическая часть личности, находящаяся «за пределами известного».

 

Тигарден утверждает: «Мы обнаруживаем, что разблокировка тела помогает разблокировать психику». Углубленное обсуждение Тигарденом эмоциональных, физических и ментальных связей в теле дало мне более глубокое понимание упражнений и концепций Осознанного тела, таких как Разминка, Двойное зеркало и Движение как текст.

Разминка для осознанного тела разблокирует так же, как Джин Шин До, благодаря физическому растяжению и дыханию. Тигарден утверждает, что «мышечное сокращение — это… выражение чувства, которое подавляется». Снятие мышечного напряжения посредством растяжки часто контактирует с основными подавленными чувствами, и учащиеся могут трансформироваться после их освобождения.

Слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere»… означающего «уходить». Наши эмоции заставляют нас двигаться, позволяя нам выражать или реагировать на ситуацию. В упражнении «Двойное зеркало» учащиеся работают с партнером и обнаруживают, что «извлекают» из себя чувства, которые они не привыкли выражать. Это побуждает их расширять свой эмоциональный диапазон.

Тигарден объясняет, что определенные эмоции стимулируют определенные мышцы. «Страх мобилизует мышцы, используемые для полета, — нижнюю часть спины и ноги. Забота мобилизует мозг; мышцы лба могут сокращаться, как будто для того, чтобы сконцентрировать там энергию. Горе и боль мобилизуют мышцы груди и горла, которые используются для плача и причитания». Эта концепция используется во всех классах Осознанного Тела, когда мы манипулируем чакрами, но мне напомнили о концепции Осознанного Тела Движения как Текста. Это похоже на получение этих эмоций через черный ход — студенты сначала контактируют с областью мышц, а затем в результате движения выражается связанная с ними эмоция. Когда ученики связывают движение со своим эмоциональным намерением, они могут отправляться в эмоциональные путешествия и создавать персонажей, о которых они никогда не подозревали, просто контактируя с теми областями тела, которые управляют этими эмоциями.

Тигарден напомнила мне о концепции слышимого выдоха Lucid Body во время обсуждения акупунктурных точек в сегменте диафрагмы. «Может быть… рычание или крики. Шум может помочь освободить область диафрагмы и другие грубые напряжения, такие как [шея] и челюсти». Когда мы находимся в разминке, мы растягиваем диафрагму и солнечное сплетение на протяжении всего упражнения, и студентам предлагается выдыхать со звуком, какое бы чувство у них ни возникло. Этот шум в сочетании с растяжением освобождает диафрагму и позволяет высвободить огромное количество эмоционального материала. Может быть довольно шумно. Дж

Кроме того, мне понравились связи, которые я обнаружил с персонажами Lucid Body Shadow. Тигарден утверждает, что «главным препятствием для свободного переживания и выражения наших эмоций является склонность оценивать одни чувства как «правильные», а другие как «неправильные». еще один. «Это как если бы мы поместили рамки вокруг различных аспектов самих себя — большие рамки, такие как «тело» и «эмоции», и меньшие коробки, такие как «голова» и «пах», «хорошее» и «нехорошее». В Lucid Body мы называем эти блоки «Персона», «Тень» и «Потребность ребенка». Она объясняет, что мы должны начать разрешать общение между нашими разными «ящиками», чтобы понять, что нужно «целому». Чувства и эмоции, которые мы считаем «неправильными», являются первыми кандидатами на отрицание и избегание. Создание и игра теневых персонажей фокусируется на этих главных кандидатах и ​​позволяет преобразовать энергию, которую мы ранее считали неправильной или неуместной, во что-то, что мы выражаем и позволяем, помогая телу найти больше баланса.

То, что мы называем неприемлемым, это то, что мы не знаем, как использовать.

Наконец, я восхищаюсь тем, как Lucid Body взяла эти древние принципы для здоровья тела и разума и воплотила их в практическую технику для актеров. Студенты приходят в класс с телами, которые, как пишет Тигарден, являются «отчетами [их] внутренних разочарований», независимо от того, выражены они или нет. Затем это проявляется в напряжении соответствующих «расстроенных» мышц, что приводит к снижению чувствительности — как психологической, так и физической. Это отсутствие чувствительности делает актеров менее интересными, и многие актеры чувствуют этот блок, когда хотят соединиться с персонажами, которых хотят сыграть. Тигуарден объясняет, что здесь буквально происходит. «Фасциальные спайки… волокнистые соединительные ткани, окружающие мышцы и органы, фактически начинают слипаться. По мере того, как это напряжение или «броня» накапливаются, мы становимся такими же жесткими, как средневековые рыцари в своих защитных металлических костюмах». Помощь людям в снятии напряжения позволяет им стать более чувствительными к себе, что хорошо для общего состояния здоровья. Но для актеров  это невероятно полезно, поскольку позволяет им стать более чувствительными к переживанию сложных эмоций своих персонажей. Teeguarden включает в себя взаимодействие с пациентом, который сказал: «Это было так важно чувствовать это в моем теле, а не просто знать это в моей голове». Вот что актеры говорят о своей игре в Lucid Body: они, наконец, полностью поняли персонажа, потому что почувствовали его своим телом, а не только головой. Они чувствовали это в полной мере.

В Дзин Шин До концепция Инь и Ян используется для классификации меридианов и связанных с ними эмоций и телесных функций. Инь и Ян представляют противоположные силы: Инь пассивен, Ян агрессивен. Тигарден утверждает: «С точки зрения даосов, противоположности не противоположны. Противоположности — это просто полярные аспекты одного и того же: они дополняют друг друга». Думая о понятиях инь и ян каждой чакры — в «Осознанном теле» мы называем их взорванными и взорванными — как , дополняющий , а не отдельный, был удивительно полезен в моем собственном исследовании чакр.

Я изучал Ян-меридиан (меридиан желчного пузыря) и Инь-меридиан (меридиан сердца и перикарда), чтобы понять, как работают эти меридианы. Меридиан желчного пузыря — это главный меридиан Ян, который проходит через все тело, основные точки которого находятся в голове, шее, плечах, груди, животе, тазе, бедрах и ногах. Тигуарден много работает с этим меридианом, заявляя, что «напряжение вдоль этого меридиана, по-видимому, является индикатором общего уровня стресса современной цивилизации». Эмоционально вопросы контроля являются центральной темой напряжения и закупорки желчного пузыря. «Чувство потребности в контроле и трудности с принятием изменений — это полярность, две стороны которой обычно каким-то образом сосуществуют».

 

Счастье похоже на бабочку.

Чем больше вы будете преследовать его, тем больше он будет ускользать от вас.

Но если вы обратите внимание на другие вещи

Он приходит и мягко сидит на вашем плече.

Меридианы Сердца и Перикарда — это меридианы Инь, в которых находится синергетическое состояние Шэнь — даосское слово, обозначающее Сущностное Я. Это область нашей радости, чрезмерной радости и отсутствия радости, что означает шок, печаль, отчаяние и депрессию. Мы гонимся за этой радостью, а затем в конце концов чувствуем другие крайности печали и отчаяния. Однако настоящая радость заключается не в отсутствии стресса или печали, а в том, чтобы принять стресс и грусть и позволить им стать частью нашего основного «я». Как говорит Тигуарден, «может быть радость И все остальные эмоции». Есть три ветви меридианов сердца и перикарда: горло и голос, руки и кисти и половые органы. Я нашел это захватывающим, поскольку большая часть нашей способности чувствовать исходит из этих областей — нашей способности передавать чувства через голос, служить и обнимать руками и выражать свои желания гениталиями. Многие студенты приходят на занятия по Lucid Body с закупоркой точек Меридиана Сердца. Тигуарден утверждает, что когда в груди есть броня, она прогибается, как будто все тело «скручивается вокруг сердца». Я начинаю замечать это в классе Lucid Body. Акупунктурные точки Меридианов Сердца и Перикарда, вероятно, являются одними из основных мест, над которыми нужно работать ученику, чтобы позволить всем этим глубоким чувствам высвободиться.

 Битва за здоровье должна быть выиграна на более глубоком уровне интеграции личности. Целостность – это гармония тела и психики, мыслей и чувств, себя и окружающей среды. Это настоящее здоровье.

Тигуарден обсуждает выражение эмоций, заявляя: «сдерживание наших эмоций не является необходимым, хотя может потребоваться некоторое сдерживание наших мыслей и действий». Поэтому, говорит она, «зрелость подразумевает способность надлежащим образом выражать или освобождать чувства и эмоции. Это не то же самое, что отыгрывать или катарсировать всех подряд. И это не то же самое, что объяснять и защищать чувства. Ключевые слова: «Я ЧУВСТВУЮ…».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts