Расстройство узнавания частей собственного тела называется: АГНОЗИЯ • Большая российская энциклопедия

АГНОЗИЯ • Большая российская энциклопедия

АГНОЗИ́Я (греч. ἀγνωσία – не­зна­ние, не­ве­де­ние), на­ру­ше­ние про­цес­сов уз­на­ва­ния пред­ме­тов и яв­ле­ний при со­хран­но­сти зре­ния, слу­ха, ося­за­ния, обо­ня­ния и вку­са; при­знак мн. нев­ро­ло­гич. рас­стройств. При А. на­ру­ша­ет­ся уз­на­ва­ние це­ло­ст­ного об­раза, но со­хра­ня­ет­ся спо­соб­ность раз­ли­чать и опи­сы­вать от­дель­ные его при­зна­ки. Разл. ви­ды А. воз­ни­ка­ют вслед­ст­вие по­ра­же­ния от­дель­ных, пре­им. кор­ко­вых, зон го­лов­но­го моз­га в резуль­та­те на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния, че­реп­но-моз­го­вой трав­мы, опу­хо­ли или де­ге­не­ра­тив­но-ат­ро­фич. про­цес­сов, напр. бо­лез­ни Альц­гей­ме­ра. В ос­но­ве А. ле­жит по­ра­же­ние вто­рич­ных кор­ко­вых про­ек­ци­он­ных зон ана­ли­за­то­ров (зри­тель­но­го, слу­хо­во­го, так­тиль­но­го и др.), в ко­то­рых про­ис­хо­дит син­тез эле­мен­тар­ных ощу­ще­ний, фор­ми­рую­щих­ся в пер­вич­ных кор­ко­вых зо­нах со­от­вет­ст­вую­щих ана­ли­за­торов.

Вы­де­ля­ют зри­тель­ную, слу­хо­вую, так­тиль­ную, вку­со­вую, обо­ня­тель­ную и не­ко­то­рые др. ви­ды А. При зри­тель­ной, или оп­ти­че­ской, А. боль­ной не мо­жет уз­нать и ука­зать пред­на­зна­че­ния предъ­яв­ляе­мых ему хо­ро­шо зна­ко­мых пред­ме­тов (оч­ки, ча­сы, кни­га и др.) или их изо­бра­же­ний, ко­то­рые он мо­жет за­ри­со­вать. Эту раз­но­вид­ность А. на­зы­ва­ют зри­тель­но-пред­мет­ной. В наи­бо­лее вы­ра­жен­ной фор­ме она раз­ви­ва­ет­ся при дву­сто­рон­нем по­ра­же­нии за­ты­лоч­но-те­мен­ных зон го­лов­но­го моз­га. При зри­тель­но-про­стран­ст­вен­ной А., раз­ви­ваю­щей­ся при дву­сто­рон­нем по­ра­же­нии заты­лоч­но-те­мен­ных об­лас­тей или по­вре­ж­де­нии суб­до­ми­нант­но­го по ре­чи по­лу­ша­рия моз­га (пра­во­го у прав­шей), на­ру­ша­ет­ся ори­ен­ти­ров­ка в про­стран­ствен­ных при­зна­ках изо­бра­же­ния, ри­сун­ка или ре­аль­но­го пред­ме­та. В этом слу­чае боль­ные не мо­гут поль­зо­вать­ся ча­са­ми, ра­бо­тать с гео­гра­фич. кар­той и т. п.

Мо­жет раз­вить­ся од­но­сто­рон­няя оп­ти­ко-про­стран­ст­вен­ная А. , ко­гда при по­ра­же­нии ко­ры за­ты­лоч­ной до­ли од­но­го по­лу­ша­рия боль­ные не вос­при­ни­ма­ют про­ти­во­по­лож­ную по­ло­ви­ну ри­сун­ка или ре­аль­но­го объ­ек­та. На­ру­ше­ние уз­на­ва­ния лиц ре­аль­ных лю­дей, их фо­то­гра­фич. или ху­дож. изо­бра­же­ний на­зы­ва­ет­ся А. на ли­ца или про­зо­паг­но­зи­ей. Она раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии за­ты­лоч­но-ви­соч­ных от­де­лов суб­до­ми­нант­но­го по­лу­ша­рия. На­ру­ше­ние уз­на­ва­ния букв – бу­к­вен­ная А., вы­зы­ваю­щая на­ру­ше­ния чте­ния (см. Алек­сия) и пись­ма (аг­ра­фия), воз­ни­ка­ет при по­ра­же­нии за­ты­лоч­ных от­де­лов до­ми­нант­но­го (ча­ще ле­во­го у прав­шей) по­лу­ша­рия. Си­муль­тан­ная (од­но­вре­мен­ная) зри­тель­ная А. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что боль­ной, хо­ро­шо уз­на­вая де­та­ли изо­бра­же­ния, не мо­жет их объ­е­ди­нить в це­ло­ст­ную кар­ти­ну.

Разл. фор­мы слу­хо­вой, или аку­сти­ческой, А. воз­ни­ка­ют при по­ра­же­нии вто­рич­ных кор­ко­вых зон слу­хо­во­го ана­ли­за­то­ра в ви­соч­ных до­лях го­лов­но­го моз­га. При этом на­ру­ша­ет­ся уз­на­ва­ние хо­ро­шо зна­ко­мых зву­ков – шу­ма лью­щей­ся во­ды, ша­гов, лая со­ба­ки и т. д. При по­ра­же­нии суб­до­ми­нант­но­го по­лу­ша­рия на­ру­ша­ет­ся уз­на­ва­ние ме­ло­дий, рас­страи­ва­ет­ся вос­при­ятие ин­то­нац. ком­по­нен­та ре­чи. На­ру­ше­ние вос­при­ятия смыс­ла слов, раз­ви­ваю­щее­ся при по­ра­же­нии ви­соч­ной до­ли до­ми­нант­но­го (ле­во­го у прав­шей) по­лу­ша­рия, ле­жит в ос­но­ве сен­сор­ной афа­зии.

При так­тиль­ной А. боль­ной не мо­жет на ощупь уз­нать хо­ро­шо ему из­вест­ные пред­ме­ты – оч­ки, спи­чеч­ный ко­ро­бок, ав­то­руч­ку и т. д., при том, что ося­за­ние у не­го со­хра­не­но (см. Ас­те­ре­ог­ноз). Ва­ри­ан­том так­тиль­ной А. яв­ля­ет­ся паль­це­вая А. – не­воз­мож­ность с за­кры­ты­ми гла­за­ми оп­ре­де­лить, ка­кой па­лец боль­но­го дви­га­ет врач. Этот вид А. раз­ви­вает­ся при по­ра­же­нии ниж­них от­де­лов ко­ры те­мен­ной до­ли. По­вре­ж­де­ние верх­ней час­ти ко­ры те­мен­ной до­ли суб­до­ми­нант­но­го по­лу­ша­рия вы­зы­ва­ет раз­ви­тие ау­то­то­паг­но­зии – рас­строй­ство уз­на­ва­ния час­тей соб­ст­вен­но­го те­ла, вос­при­ятия их раз­ме­ров, фор­мы, вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния. Этот вид А. мо­жет со­про­во­ж­дать­ся на­ру­ше­ни­ем вос­при­ятия бо­лез­ней (ано­зог­но­зия), ко­гда, напр., боль­ной с ле­во­сто­рон­ним па­ра­ли­чом вслед­ст­вие моз­го­во­го ин­суль­та не счи­та­ет се­бя боль­ным и не мо­жет най­ти пара­ли­зо­ван­ные ко­неч­но­сти. Обо­ня­тель­ная и вку­со­вая А. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ру­ше­ни­ем уз­на­ва­ния пред­ме­тов и ве­ществ по их вку­су и за­па­ху.

Для воз­мож­но­го вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­ных гно­стич. функ­ций про­во­дят­ся ле­че­ние за­бо­ле­ва­ния, вы­звав­ше­го А., и реа­би­ли­тац. ме­ро­прия­тия, на­прав­лен­ные на ком­пен­са­цию уз­на­ва­ния пу­тём ак­ти­ви­за­ции со­хра­нив­шей­ся час­ти со­от­вет­ст­вую­щих по­вре­ж­дён­ных ана­ли­за­то­ров и вклю­че­ние в гно­стич. дея­тель­ность др. со­хран­ных об­лас­тей го­лов­ного моз­га. Про­гноз и реа­би­ли­та­ция за­ви­сят от сте­пе­ни по­вре­ж­де­ния го­лов­но­го моз­га.

Нарушения восприятия

30. 05.2012

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, бывает возникают нарушения восприятия. Например, нарушение восприятия времени — невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения пространства — трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства.

  1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве.
  2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия).
  3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала.
  4. Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия).
  5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки.
  6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают:

  1. зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;
  2. тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь — астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела — соматоагнозия;
  3. слуховые
    агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов. У таких больных, например, нарушается способность узнавать знакомые лица. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.

Например, при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов — расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д.

Больные с нарушениями высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т. д.

При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать расстройства восприятия типа дереализации. Это сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. При этом больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия — деперсонализацией.

Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти. Возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются, как ранее встречающиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности. Дереализация может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

Существуют и другие термины, описывающие нарушения восприятия.

Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Часть иллюзий может быть связана со строением глаза, часть с особенностями восприятия предметов, форм и т.д. Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и т.д. Иллюзии или иллюзорные восприятия, при которых имеются конкретные раздражители. У больного в этом случае формируется искаженное восприятие. Иллюзии разделяются по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.). Известна иллюзия тяжести А. Шерпанье — при подъеме одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предметов. Меньший по размеру предмет воспринимается, как более тяжелый, возникает контрастная иллюзия.

Иллюзии могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Контрастные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений, например, после холодового раздражителя тепловой кажется горячим, после ощущения кислого и соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.

д.

К сложным иллюзиям относятся парэйдолии. Они могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых людей при утомлении. Например: в рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д., человек видит страшные головы, необычные узоры и т.п.

Галлюцинации — восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.
 
Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками.

Надо отметить особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, которые заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.

Ключевые слова: Восприятие, Расстройства

Источник: Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

Материалы по теме

Виды нарушений чувственного познания (расстройства ощущения и восприятия)

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Расстройства ощущений, восприятий, представлений

Коркина М.В., Практикум по психиатрии

Рецепторные расстройства, нарушения ориентировки, восприятия, памяти

Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :…

Искажения восприятия

Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте

Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та…

Гиперкинетические расстройства

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Расстройства сна неорганической природы

Восприятие речи

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Агнозия: причины, виды и перспективы

Определение агнозии

Агнозия — это потеря способности распознавать предметы, лица, голоса или места. Это редкое расстройство, затрагивающее одно (или несколько) органов чувств.

Агнозия обычно поражает только один информационный путь в головном мозге. Если у вас есть это состояние, вы все еще можете думать, говорить и взаимодействовать с миром.

Существует несколько различных типов агнозии. Например, зрительная агнозия — это неспособность назвать или описать использование предмета, расположенного перед вами, когда вы просто смотрите на него. Вы по-прежнему сможете дотянуться до него и поднять его. Вы также можете использовать свое осязание, чтобы определить, что это такое, или его назначение, когда вы его держите.

Агнозия возникает, когда мозг испытывает повреждение определенных путей. Эти пути включают области сенсорной обработки. Эти части мозга хранят знания и информацию о восприятии и идентификации вещей.

Агнозия обычно вызывается поражением теменных, височных или затылочных долей головного мозга. Эти доли хранят семантическую информацию и язык. Инсульты, травмы головы или энцефалиты могут вызывать поражения.

Другие состояния, которые повреждают или нарушают работу мозга, также могут вызывать агнозию. Эти условия включают в себя:

  • деменция
  • рак головного мозга
  • состояния аноксии (потеря снабжения мозга кислородом), включая отравление угарным газом

Различают 3 основных типа агнозии: зрительную, слуховую и тактильную.

Зрительная агнозия

Зрительная агнозия возникает при поражении путей, соединяющих затылочную долю мозга с теменной или височной долей.

Затылочная доля собирает поступающую зрительную информацию. Теменная и височная доли позволяют понять смысл этой информации.

Апперцептивная зрительная агнозия

Апперцептивная зрительная агнозия вызывает трудности в восприятии формы или формы объекта, который вы видите. Из-за этого состояния у вас могут возникнуть трудности с восприятием разницы между одним объектом и другим при визуальном осмотре.

Возможно, вы не сможете скопировать или нарисовать изображение объекта. Вместо этого вы можете попытаться скопировать изображение круга и в итоге нарисовать серию концентрических каракулей.

Вы по-прежнему можете использовать зрение, чтобы ориентироваться в окружающей среде и без проблем поднимать предметы, а знание того, для чего используется предмет, остается неизменным.

Апперцептивная зрительная агнозия обычно вызывается поражением затылочно-теменной коры.

Ассоциативная зрительная агнозия

Ассоциативная зрительная агнозия — это неспособность вспомнить информацию, связанную с объектом. Это включает в себя имя объекта и знание его использования.

Эта форма агнозии не мешает вам рисовать изображение объекта.

Хотя вы не можете назвать объект при визуальном осмотре, вы можете распознать и использовать показанный вам объект, когда он сопровождается вербальными или тактильными сигналами.

Ассоциативная зрительная агнозия обычно обусловлена ​​двусторонним поражением затылочно-височной коры.

Прозопагнозия (лицевая слепота)

Прозопагнозия — это неспособность узнавать знакомые лица. Это вызвано проблемами с веретенообразной областью лица (FFA), особой областью мозга, которая распознает лица.

Проблемы с распознаванием лиц также могут возникать при болезни Альцгеймера. Это происходит потому, что ухудшение состояния мозга может повредить эту область.

Аутизм также может вызывать трудности с распознаванием лиц. Дети с расстройствами аутистического спектра могут научиться распознавать лица по-другому. Им может быть труднее понять личность или эмоциональное состояние другого человека.

Ахроматопсия (дальтонизм)

Ахроматопсия, приобретенная дальтонизм с неспособностью различать цвета, которые вы видите. Обычно это вызвано поражением левой затылочно-височной области.

Агнозическая алексия (чистая алексия)

Чистая алексия — это неспособность визуально распознавать слова. Читать с чистой алексией невозможно. Однако обычно вы все еще можете говорить и писать без труда.

Акинетопсия (двигательная слепота)

Акинетопсия — неспособность воспринимать движение визуализируемых объектов. Это редкое состояние может привести к тому, что вы будете видеть движущиеся объекты в виде серии неподвижных изображений, например, объект, движущийся в свете стробоскопа.

Если состояние тяжелое, вы можете вообще не видеть никаких движений.

Слуховая вербальная агнозия

Слуховая вербальная агнозия также известна как словесная глухота. Это неспособность распознавать и понимать произносимые слова, несмотря на неповрежденный слух. Обычно это связано с поражением правой височной области.

Вы по-прежнему можете читать, писать и говорить с чистой глухотой.

Фонагнозия

Фонагнозия — это неспособность узнавать и идентифицировать знакомые голоса. Он развивается при повреждении в мозге определенной части звуковой ассоциативной области. Обычно это связано с поражением правой половины мозга.

Вы по-прежнему можете понимать слова, произнесенные другими людьми, если у вас есть это состояние. Вы также можете распознавать звуки окружающей среды или звуки, издаваемые объектами.

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия — это неспособность распознавать предметы на ощупь.

Вы можете чувствовать вес предмета, но не можете понять значение или назначение предмета. Поражения теменных долей головного мозга обычно являются причиной тактильной агнозии.

Вы по-прежнему можете называть объекты наизусть. Вы также можете рисовать изображения объектов и тянуться к ним.

Аутотопагнозия

Аутотопагнозия — это потеря способности визуально ориентироваться или узнавать части собственного тела.

Это состояние может быть вызвано повреждением левой теменной доли головного мозга. Вы всегда знаете, где находятся ваши конечности в пространстве, даже с закрытыми глазами.

Лечение основной причины и купирование симптомов — основной способ лечения агнозии. Основная цель состоит в том, чтобы дать вам возможность действовать независимо в повседневной жизни.

Агнозия — StatPearls — NCBI Bookshelf

Непрерывное обучение

Агнозия — это редкое расстройство, при котором пациент не может распознавать и идентифицировать объекты, людей или звуки с помощью одного или нескольких органов чувств, несмотря на то, что в остальном органы чувств функционируют нормально. В этом упражнении рассматривается оценка и лечение агнозии, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в распознавании и лечении агнозии.

Цели:

  • Обзор патофизиологических основ агнозии.

  • Опишите предполагаемый анамнез и физические данные пациента с агнозией.

  • Обобщите возможные варианты лечения агнозии.

  • Объясните стратегии межпрофессиональной команды для улучшения координации помощи и коммуникации для пациентов с агнозией.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Агнозия — это редкое заболевание, при котором пациент не может распознавать и идентифицировать объекты, людей или звуки с помощью одного или нескольких органов чувств, несмотря на то, что в остальном органы чувств функционируют нормально. Дефицит не может быть объяснен памятью, вниманием, языковыми проблемами или незнакомством со стимулами.

Обычно поражается одна из сенсорных модальностей. Например, пациент с агнозией может быть не в состоянии определить чашку на вид, хотя он может определить ее цвет и определить ее на ощупь по форме и текстуре. Это не то же самое, что аномия. Аномия — это расстройство именования, при котором пациенты не могут назвать объект, несмотря на использование других сенсорных модальностей, таких как осязание и обоняние. [1]

Классически выделяют 2 формы агнозии: апперцептивную и ассоциативную.

  • Апперцептивная агнозия — это нарушение распознавания из-за дефицита перцептивной обработки на ранних стадиях.

  • Ассоциативная агнозия — это нарушение узнавания, несмотря на отсутствие дефицита восприятия. Пациенты с ассоциативной агнозией обычно могут рисовать, сопоставлять или копировать объекты, в то время как пациенты с апперцептивной агнозией не могут.

Виды агнозии

Существует 3 основных типа агнозии в зависимости от типа вовлеченных ощущений.

  1. Зрение (зрение)

  2. Слух (слух)

  3. Осязание (осязание)

Зрительная агнозия  

Зрительная агнозия относится к нарушению распознавания визуально представляемых объектов, несмотря на нормальное поле зрения, остроту, цветовое зрение, различение яркости, речь и память. Пациенты могут распознавать объекты, используя другие сенсорные модальности. Иногда ухудшение состояния некоторых типов объектов сильнее, поэтому для точной диагностики следует тестировать множество объектов. Зрительная агнозия является наиболее распространенной и лучше понимаемой агнозией.

Агнозия делится на 2 подтипа: апперцептивная зрительная агнозия и ассоциативная зрительная агнозия.

  • Апперцептивная зрительная агнозия относится к аномалиям зрительного восприятия и процесса различения, несмотря на отсутствие элементарных нарушений зрения. Эти люди не могут распознавать предметы, рисовать или копировать фигуру. Они не могут воспринимать правильные формы объекта, хотя знание объекта не повреждено. Апперцептивная зрительная агнозия обычно связана с поражением теменной, затылочной коры

  • Ассоциативная зрительная агнозия означает трудности с пониманием значения того, что они видят. Они могут рисовать или копировать, но не знают, что они нарисовали. Они правильно воспринимают форму и знают предмет при проверке словесной или тактильной информацией, но не могут идентифицировать предмет. Они не могут связать полностью воспринятый визуальный стимул с предыдущим опытом, чтобы помочь им распознать стимул. Ассоциативная зрительная агнозия обычно связана с двусторонним поражением нижней затылочно-височной коры.

Виды зрительной агнозии

  • Прозопагнозия — неспособность узнавать знакомые лица. Пациенты часто могут определить другие аспекты, такие как пол, волосы, эмоции. Прозопагнозия возникает в результате повреждения веретенообразной области лица (расположенной в нижней височной коре в веретенообразной извилине). Люди с апперцептивной прозопагнозией не могут воспринимать выражения лица и сигналы, но могут распознавать нелицевые признаки, такие как волосы и одежда. Пациенты с ассоциативной прозопагнозией могут получать некоторую информацию о лице, например пол и возраст. Мистер Пи в книге Оливера Сака Мужчина, который принял жену за шляпу  представляет классический случай прозопагнозии.

  • Симультанагнозия — это неспособность распознавать и сортировать объекты, когда они появляются вместе, но они могут распознавать их, когда они появляются по отдельности. Больные не могут воспринимать общий смысл изображения или нескольких вещей вместе, хотя могут описывать отдельные элементы. Описаны две формы симультагнозии.

  1. Дорсальная симультагнозия: пациенты не могут видеть более одного объекта одновременно. Например, когда им показывают картинку со столом, стулом и вазой с цветами, они могут сообщать только об одном за раз. Когда их внимание отвлекается на другую вещь, они могут идентифицировать только эту вещь; другие вещи исчезают для них. У них часто возникают трудности с чтением, так как это предполагает просмотр более одного слова за раз. Они часто натыкаются на предметы, которые находятся близко друг к другу. Дорсальная симультагнозия обычно связана с двусторонним поражением затылочно-височной коры.

  2. Вентральная симультагнозия: эти люди также не могут идентифицировать более одного объекта или сложных объектов одновременно, хотя они могут видеть более одного объекта одновременно. Они не способны воспринимать всю картину как единое целое и извлекать из нее смысл. Например, на картинке ночного неба со звездами и полной луной они могут идентифицировать луну как шар, не в состоянии понять смысл всего изображения. Вентральная симультагнозия связана с поражением левой нижней затылочной области.

  • Цветовая агнозия — это неспособность идентифицировать и различать цвета, несмотря на сохранность основных механизмов цветового зрения и различения яркости. Очень сложно диагностировать этот тип агнозии, поскольку цвета можно оценить только визуально. Обычно у таких больных имеется поражение левой затылочно-височной области головного мозга.

  • Топографическая агнозия — это неспособность ориентироваться в окружающей среде из-за неспособности интерпретировать пространственную информацию. Эти больные хорошо запоминают планировку и специфику хорошо известных им мест, но не могут ориентироваться в них. Они не могут использовать визуальные подсказки, чтобы вести себя в правильном направлении. Связан с поражением правой задней поясной извилины головного мозга.

  • Пальцевая агнозия – это трудности с называнием и различением пальцев одной руки, а также рук других. Это не относится к невозможности идентифицировать палец как палец, как можно предположить из названия. Это часть комплекса симптомов, часто называемого синдромом Герстмана, который включает акалькулию, аграфию, пальцевую агнозию и дезориентацию влево-вправо.

  • Акинетопсия относится к неспособности воспринимать движение.

  • Агностическая алексия относится к неспособности распознавать слова визуально. Они по-прежнему могут без труда писать и говорить.

Слуховая агнозия

  • Слуховая агнозия — это неспособность распознавать звуки, несмотря на сохранный слух. Слуховые агнозии обычно связаны с правосторонними височными поражениями.

Типы слуховой агнозии

  • Фонагнозия — неспособность узнавать знакомые голоса. Они могут распознавать слова, произнесенные другими. Это вызвано повреждением определенных частей звуковой ассоциативной области.

  • Вербальная слуховая агнозия или словесная глухота — это неспособность понимать произносимые слова, но при этом читать, писать и говорить относительно нормально.

  • Невербальная слуховая агнозия – это неспособность понимать невербальные звуки и шумы, при этом понимание речи сохраняется.

  • Амузия — неспособность распознавать музыку. Они не могут понять, что определенные типы звуков представляют музыку, и поэтому не могут отличить музыку от других звуков.

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия относится к неспособности узнавать объекты на ощупь. Они могут называть предметы наизусть.

  • Аморфогнозия – это неспособность определить размер и форму предметов на ощупь, например, треугольник или квадрат.

  • Ахилогнозия — это неспособность определить отличительные качества, такие как текстура и вес, например, куска дерева, хлопка или металла.

  • Тактильная асимболия — это нарушение распознавания на ощупь при отсутствии аморфогнозии и ахилогнозии. [3][4][5][6][7]

Этиология

Агнозия может быть результатом различных неврологических состояний, таких как инсульты, опухоли, инфекции, деменция, гипоксия, токсины, такие как отравление угарным газом, травмы головы, нарушения развития или другие неврологические состояния. Он может проявляться внезапно, например, при инсульте или черепно-мозговой травме, или постепенно, например, при опухоли и деменции. Симптомы зависят от пораженной области. Люди с агнозией обычно сохраняют другие когнитивные способности.

Агнозия возникает при повреждении мозговых путей, соединяющих первичные области сенсорной обработки. Эти области обычно включают заднюю теменную кору и затылочно-височные области.

Эпидемиология

Чистые формы агнозии встречаются очень редко. Менее 1% всех неврологических больных имеют агнозию. Зрительная агнозия является наиболее распространенным и лучше описанным типом агнозии.[1][2]

Анамнез и физикальное исследование

Тщательный сбор анамнеза очень важен в случаях подозрения на агнозию. Ключи к диагностике и этиологии часто включают подробный опрос пациента, членов семьи и лиц, осуществляющих уход. Труднее поставить диагноз, когда пациент не понимает своих недостатков. История покажет подсказки , указывающие на тип агнозии. Например, пациент со зрительной агнозией укажет проблемы в повседневной жизни, например, одевание или неспособность отличить вилку от ножа из-за неспособности визуально распознавать определенные типы объектов. Пациенты с топографической агнозией часто теряются в поисках направлений. Пациенты с акинетопсией часто натыкаются на предметы, путаются в том, как вещи перемещаются, испытывают трудности при переходе дорог и управлении автомобилем, а также склонны к несчастным случаям. У пациентов с симультагнозией часто возникают проблемы с чтением, письмом и интерпретацией нескольких вещей одновременно.

Другие важные моменты, которые следует выявить в истории, могут подтвердить, что другие сенсорные модальности, память и познание не затронуты.

Начальная оценка включает в себя просьбу пациентов идентифицировать обычные объекты с помощью зрения, осязания и запаха. Тщательный физикальный осмотр проводится для выявления каких-либо первичных нарушений отдельных органов чувств (полей зрения, остроты зрения, чтения, рисования, слуха и т. д.) или способности к общению, которые могут мешать идентификации объектов (памяти, познанию, вниманию). , афазия).

Важным аспектом диагностики агнозии является исключение альтернативных объяснений. Нарушение распознавания может возникать при многих других неврологических состояниях, но агнозию можно диагностировать только при отсутствии афазии, генерализованной деменции, делирия или любого дефицита, который может нарушать некоторые или все этапы обработки информации, связанные с распознаванием объектов.

Очень важно исключить подлинное незнакомство со стимулами. Важно учитывать культурный и жизненный опыт и другие факторы, которые могут привести к незнакомству. Следует проводить тестирование общих объектов и построение сбалансированного набора элементов, определяемых индивидуально.

Например, для оценки зрительной агнозии покажите пациенту несколько знакомых предметов, например ключи, ручку и банан, и попросите назвать их. Важно различать зрительную агнозию и афазию. При прозопагнозии покажите пациенту фотографии известных людей, членов их семей и самих себя. При цветовой агнозии покажите однотонные карточки и попросите их назвать цвета. При симультагнозии покажите картинки с несколькими предметами или людьми и попросите их определить, что они видят. При тактильной агнозии убедитесь, что пациент не может видеть, затем по очереди кладите в каждую руку обычные предметы и попросите пациента идентифицировать их только на ощупь. Неспособность правильно идентифицировать по крайней мере 50% тестируемых стимулов предполагает диагноз агнозии.[1][2][3][8]

Оценка

Диагноз в основном клинический, основанный на истории болезни и физикальном обследовании, включая тщательное неврологическое обследование, психологическое обследование и некоторые стандартизированные тесты функции мозга. Важно убедиться, что аномалию нельзя объяснить по-другому, например, подлинным незнакомством со стимулами, плохими инструкциями, упущенными из виду заболеваниями, такими как невропатия и катаракта, или другими неврологическими состояниями, такими как диспраксия или дисфазия.

Доступны различные стандартизированные тесты для проверки памяти и когнитивных функций (MMSE, Монреальский когнитивный тест, ADAS-cog) и афазии (Бостонский тест на имена, батарея западной афазии).

Диагностика дополняется нейровизуализационными тестами, такими как КТ головы и МРТ головного мозга, для выявления этиологии. На основании клинической оценки и предполагаемой этиологии может потребоваться дополнительное тестирование. Слуховые или зрительные вызванные потенциалы могут использоваться для определения того, существует ли дефицит в сенсорной проекционной области, в отличие от первичной сенсорной или ассоциативной коры .

Лечение/управление

Агнозия может значительно ограничивать повседневную деятельность пациентов. Это также может существенно повлиять на жизнь семьи и опекунов. Прямого лечения нет. По возможности лечите основную причину. Например, лечение и профилактика инсульта, антибиотики и/или хирургическое вмешательство при абсцессе головного мозга, а также хирургическое вмешательство и/или облучение при опухолях головного мозга.

Агнозия лечится поддерживающе. Реабилитация, логопедия и трудотерапия играют важную роль в лечении агнозии и в основном направлены на обучение пациентов использованию неповрежденных сенсорных модальностей для компенсации. Восстановительное обучение имеет ограниченную полезность. Вмешательства, как правило, сосредоточены на том, чтобы помочь этим пациентам, их семьям и лицам, осуществляющим уход, справиться с этим состоянием и адаптироваться к нему, а также помочь пациентам функционировать независимо в их контексте. Консультирование членов семьи и помощь им в изменении поведения одинаково важны.

Подходы к реабилитации должны быть индивидуализированы и должны быть сосредоточены на конкретном дефиците путем разработки компенсаторных стратегий.

Альтернативные сигналы и стратегии

Некоторые общие стратегии, которые можно использовать, представляют собой альтернативные сигналы, например, обучение людей с прозопагнозией распознавать любые шрамы на лице или прически. Для пациентов со зрительной агнозией обучение альтернативным стратегиям, таким как обучение распознаванию всего на ощупь; обучение людей распознаванию голоса у пациентов с прозопагнозией; и обучение пациентов со слуховой агнозией читать и писать все по губам.

Организационные стратегии

  • Обеспечьте предсказуемую среду и последовательность в выполнении задачи, например, размещая вещи в одном и том же месте каждый день. Рутины помогают развить последовательность в выполнении задачи.

  • Наведите порядок, например, вещи, которые пациенты используют каждый день, должны храниться в одном месте. Это может помочь пациентам со зрительной агнозией.

  • Маркируйте все.[8][9][10]

Дифференциальный диагноз

Важно помнить, что чистые формы агнозии встречаются очень редко. Важно оценить и исключить деменцию, афазию, острые состояния спутанности сознания (делирий), нарушение внимания и незнакомство со стимулами. Кроме того, клиницисты должны убедиться в отсутствии реальных сенсорных нарушений, таких как дальтонизм, катаракта, потеря слуха, невропатия и другие.

Прогноз

У немногих пациентов с агнозией восстанавливаются сенсорные функции. Большая часть выздоровления происходит в течение первых трех месяцев и в различной степени может продолжаться до года. Прогноз зависит от возраста больного, этиологии, типа, размера и локализации пораженного участка, степени поражения, эффективности терапии.

Улучшение результатов медицинского персонала

Диагностика и лечение агнозии сложны. После постановки диагноза для детальной оценки сенсорного и нейроповеденческого статуса может потребоваться межпрофессиональная команда, включающая офтальмологов, логопедов, неврологов, аудиологов, логопедов, психиатров, трудотерапевтов и специализированных медсестер. После постановки предварительного диагноза агнозии проводится тщательное нейропсихологическое обследование для проверки интеллекта, функции памяти, лингвистической компетентности и оценки сенсорно-перцептивной обработки.

Эрготерапевты помогают с лечением и должны предоставлять обратную связь команде. Медсестры-неврологи-специалисты должны работать с командой для координации ухода, участвовать в обучении пациентов и контролировать соблюдение режима лечения. Таким образом, межпрофессиональная команда может улучшить результаты лечения пациентов с агнозией.

Для большинства пациентов с агнозией полное выздоровление невозможно, а качество жизни снижается. В зависимости от того, какая система органов поражена, может быть рекомендован тот или иной вид терапии. Даже когда происходит выздоровление, оно почти никогда не бывает полным. По большей части прогноз неблагоприятный, и эти люди нуждаются в пожизненном уходе и тщательном наблюдении. [1][8][Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Де Ренци Э. [Агнозия]. Недавние прог-мед. 1989 декабрь; 80 (12): 633-7. [PubMed: 2697897]

2.

Coslett HB. Сенсорные агнозии. В: Gottfried JA, редактор. Нейробиология ощущений и вознаграждения. CRC Press / Тейлор и Фрэнсис; Бока-Ратон (Флорида): 2011. [PubMed: 22593913]

3.

Альварес Р., Масхуан Дж. Зрительная агнозия. Преподобный Клин Эсп (Барк). 2016 март; 216(2):85-91. [PubMed: 26358494]

4.

Мартино О. Зрительная агнозия и очаговая травма головного мозга. Преподобный Нейрол (Париж). 2017 июль-август;173(7-8):451-460. [PubMed: 28843416]

5.

Slevc LR, Shell AR. Слуховая агнозия. Handb Clin Neurol. 2015;129:573-87. [PubMed: 25726291]

6.

Пратеси М., Сантини С., Ломбардо Г., Корси П., Сальвадори Г., Кокко Ф. [Прозопагнозия. Описание и обсуждение клинического случая. Недавние прог-мед. 1992 мая; 83(5):282-5. [PubMed: 1439107]

7.

Cicmil N, Meyer AP, Stein JF. Тактильная агнозия пальцев ног и восприятие «отсутствующего пальца ноги» у здоровых людей. Восприятие. 2016 март; 45(3):265-80. [PubMed: 26562866]

8.

Бернс М.С. Клиническое лечение агнозии. Реабилитация после инсульта.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts