Растим личность: что нужно знать о новой воспитательной программе в школе

что нужно знать о новой воспитательной программе в школе


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте требуют сделать подход к воспитанию школьников более системным. В приоритете государства — личностное развитие, современные практики и самостоятельно созданные педагогами материалы. По следам августовского онлайн-педсовета ГК «Просвещение» рассказываем, какие методы помогут учителям справиться с новой задачей.

Зачем нужна программа воспитания

По оценке заместителя директора Лицея МГИМО МИД России (Москва) Ильи Демакова, подходы к воспитанию в школе постоянно меняются, и сейчас система образования находится в поисках нового консенсуса. Ситуацию осложняет то, что многим учителям непонятно, что такое воспитательное действие. Если с учебными все проще: их можно спланировать и детализировать, то воспитание — более запутанный вопрос. 

Внести ясность помогает аналогия с игрой: чтобы она состоялась, требуется установить правила. Именно это происходит сейчас с программой воспитания — чтобы она заработала, система образования определяет правила и устанавливает границы. 

Кроме того, когда работа ведется в одной системе и определенных рамках, у педагогов появляется возможность оценивать ее эффективность.

«Бояться нормирования не стоит — в данном случае это не формализм и не имитация», — убеждена доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Ольга Журавлева

Примерная программа воспитания позволяет соблюсти баланс между творчеством педагога и общими целями и задачами, которые заложены в образовательном стандарте. Кроме того, в ней заложен проектный, сценарный подход и гибкость: есть инвариантные модули (курсы внеурочной деятельности) и вариативные.

Как проектировать программу

Большую часть работы по проектированию уже выполнила рабочая группа, и сейчас наступил этап обсуждения в школах. Предполагается, что программа не будет чем-то застывшим — в нее будут вносить изменения и коррективы, а педагоги смогут напрямую влиять на ее содержание.

«Когда мы проектируем программу воспитания, мы отвечаем на вопросы «зачем?», «почему?», «как?» и «какие будут результаты?», — поясняет заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук

Алексей Кисляков, — Так учитель понимает свою роль в реализации программы». 

Что следует помнить, работая над программой воспитания 

1. Содержание важнее формы. 

Сначала определите, что вы хотите донести до школьников и какое содержание вкладываете в воспитательное действие, а затем определите его форму. Нелепо до сих пор использовать сценарии школьных мероприятий, которые были в ходу еще 20 лет назад. 

2. Универсального шаблона нет. 

Соотнесите шаблонные наработки с реальной образовательной и воспитательной средой, людьми и ресурсами, которые есть в вашей школе, и адаптируйте их.

3. Авторская разработка — самая эффективная. 

Большинство не хотят тратить время на разработку и предпочитают адаптировать готовые сценарии. Как правило, дальше планов добавить что-то свое дело не доходит. Но для воспитательного процесса важно, чтобы учителя сами создавали уникальные программы под конкретные ситуации или задачи.

В помощь педагогам ГК «Просвещение» разработала новый цифровой сервис — «ПРОвоспитание». Это цифровой конструктор, который поможет в создании программ воспитания классным руководителям, заместителям директоров и другим специалистам. В нем предусмотрена возможность автоматизировать самоконтроль и самоанализ в вопросе воспитательной работы.

Кроме того, сервис включает:

  • готовые шаблоны, которые можно использовать, подстраивать под себя и корректировать;
  • готовые сценарии,чтобы облегчить труд педагогам, помочь с подбором материалов;
  • библиотеку методических материалов и пособий от ГК «Просвещение».

Ознакомиться с сервисом подробнее и оставить заявку на участие в его закрытом тестировании можно уже сейчас. 

Какие трудности ждут учителей

Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СО «Гимназия № 11 (Базовая школа Российской академии наук)» (Самара) Юлия Дюльдина, выделяет четыре сложных момента, с которыми придется столкнуться педагогам-разработчикам воспитательной программы.

1. Временные затраты. 

Прошлогодний дистант стал катализатором для поиска новых форм работы с детьми. Но цифровой контент не систематизирован и не адаптирован к потребностям школы, и, кроме того, не всегда достоверен. В итоге учителям придется тратить слишком много времени на подготовку материалов.

2. Риск «заиграться». 

Погоня за новыми форматами воспитательных мероприятий может привести к тому, что потеряется их суть. Школьникам нравится разнообразие и они воспринимают новые программы на ура.

Но задача педагога помнить, что у подобных мероприятий, есть четкая цель и структура. Например, они всегда должны завершаться фазой рефлексии. Без нее нельзя оценить, достигнута воспитательная цель или нет. 

3. Дефицит родительского времени. 

Сложнее всего вовлекать в воспитание всех участников образовательных отношений: учителей-предметников, классных руководителей, детей и родителей. Если с коллегами можно договориться, то родители часто не могут или не хотят посещать школьные мероприятия.

4. Отсутствие критериев оценки. 

Фокус программы воспитания — личностный рост и развитие ребенка. Но если для измерения образовательных навыков есть целый арсенал средств, то как измерить результаты воспитания — загадка. 

Как отмечает руководитель гуманитарного профиля ГБОУ школы № 1514 (Москва) Марина Бельфер, в целом воспитание учеников зависит от простых вещей. То, как учитель выглядит, говорит о своем предмете и какие учебные материалы (а в случае с литературой — тексты) использует, уже способно серьезно повлиять на детей.

 

«Сегодня нужно воспитывать человека, который сможет быть открыт к диалогу, критически мыслить, сопереживать, видеть не только текст, но и подтексты, принимать другого, понимать себя, не навязывая что-либо кому-либо», — говорит Бельфер.

Запись лектория «Воспитание в современной школе: имитация или системный процесс?», а также презентации экспертов доступны по ссылке.


Партнерский материал

Официальный сайт МБОУ г. Горловки «Школа № 40 с предоставлением дошкольного образования» — Официальный сайт школы №40 города Горловки

В октябре 2022 стартовал ежегодный XVII Фестиваль технического творчества. Одной из первых номинаций Фестиваля стал конкурс юных фотолюбителей «Мир моих увлечений». Целью новой номинации, стали популяризация и развитие фотолюбительства, повышение интереса к кружкам технического творчества посредством фотографии, а также воспитание активной жизненной позиции, духовной культуры и эстетического вкуса обучающихся Донецкой Народной Республики.


Автор adminОпубликовано

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

Посмотрите видео
Для 1-7 классов https://razgovor.edsoo.ru/video/691/
Для 8-11 классов https://razgovor.edsoo.ru/video/694/

Проверь себя. Увлекательный интерактив
Для 1-4 классов
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttoget..
Для 5-7 классов
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttoget..

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttoget..
Для 8-9 классов
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttoget..
Для 10-11 классов
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttoget..
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/differenttoget..

Автор adminОпубликовано

Целью данного занятия являлось формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Историческая справка 

День народного единства — общенациональный праздник России,
отмечаемый 4 ноября.
4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой

Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от
польско-литовских интервентов. Исторически этот праздник связан с
окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
Смутное время – период в истории России в начале XVII века, когда на
русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой
глубокого кризиса Московского государства, вызванного различными
причинами, в том числе пресечением царской династии Рюриковичей.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.
Единое русское государство распалось, появились многочисленные
самозванцы.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное
разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала
«семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в
Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол
католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский
народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из
Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал
патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое
патриотическое движение за освобождение столицы от интервентов. Первое
народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий
Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному
обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно
начавшееся в Москве в марте 1611 года антипольское восстание было подавлено.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский
староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное
ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь:
«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не
пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен,
детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником.
И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города,
как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание
ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно.
Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен
был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье
служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 33-
летний князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение,
согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему
помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал
«выборным человеком всею землею». Так во главе второго народного
ополчения встали два человека, избранные народом и облеченные его полным
доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому
времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч
казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» 3 из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от
иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех
народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году,
Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом
Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения
российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители
всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество,
стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов,
избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета),
первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года
знаменовал окончание Смутного времени, торжество православия и
национального единства.

Посмотрите видео

Для 1-2 классов Разговоры о важном — День народного единства (edsoo.ru)

Для 3-4 классов Разговоры о важном — День народного единства (edsoo.ru)

Для 5-7 классов Разговоры о важном — День народного единства (edsoo.ru)

Для 8-11 классов Разговоры о важном — День народного единства (edsoo.ru)

Проверь свои знания. Увлекательный интерактив для наших ребят:

Для 1-2 классов Тест (edsoo.ru)

Для  3-4 классов Тест (edsoo.ru)

Для 5-7 классов Тест (edsoo.ru)

Для 8-11 классов  https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/unityday-89-3/index.html?back_url=/topic/23/grade/89/#/

Автор adminОпубликовано

Большой этнографический диктант — это просветительский проект, который проводится для знакомства жителей нашей страны и зарубежья с культурой народов, проживающих в России. Также он позволяет оценить общий уровень этнокультурной грамотности участников акции, их знания о народах России. Еще одна цель проекта — привлечение внимания общественности к вопросам межнационального мира и согласия.
Мы не смогли остаться в стороне, поэтому учащиеся и педагоги МБОУ г.Горловки «Школа № 40 с ДО» также приняли участие в ежегодной акции.

Автор adminОпубликовано

4 ноября в Российской Федерации отмечают День народного единства. С каждым годом его значимость для патриотического и культурно-этического воспитания детей и молодёжи в нашей многонациональной стране только растёт.

Об истории праздника:

🔹 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло штурмом Китай-город и освободило Москву от польских интервентов.
🔹Впервые дата 4 ноября стала государственным праздником в 1613 году по указу первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича. Назывался праздник Днём очищения Москвы от польских интервентов и совпадал с днем памяти Казанской иконы Божьей Матери.
🔹 В советское время памятную дату 4 ноября заменили празднованием Дня Октябрьской революции.
🔹А в 1990-е пытались вернуть как День согласия и примирения.

Только в 2004 году был подписан указ об учреждении Дня народного единства, который мы и празднуем с тех пор каждый год.

МБОУ г. Горловки «Школа № 40 с ДО» поздравляет всю огромную семью народов, проживающих в Российской Федерации, с нашим общим и таким важным праздником! 🎉

Автор adminОпубликовано

Предлагаем Вам принять участие в Международной просветительской акции «Большой этнографический диктант» с 03 по 07 ноября 2022 года на платформе

https://miretno.ru/.

Задания Диктанта состоят для участников до 16 лет из 20 общефедеральных вопросов. Общая сумма баллов за Диктант 100, максимальное время выполнения 45 минут. Сертификат участника генерируется сразу. По результатам проведения Диктанта в срок до 12 декабря 2022 года формируется аналитический отчет, в рамках которого будет дана оценка уровня этнографической грамотности населения России в целом и его отдельных возрастных групп, приведена оценка результатов проведения Диктанта в регионах.

Автор adminОпубликовано

День народного единства — самый молодой из государственных праздников, посвящённый героическим событиям четырёх вековой давности. Этот праздник — дань уважения славному прошлому нашего Отечества и символ веры в его завтрашний день.
В честь праздника в нашей школе прошли онлайн мероприятия: лектории, воспитательные беседы, исторические экскурсы «День народного единства». Ребята узнали об истории праздника, погрузились в исторические события России начала XVII века, познакомились с биографиями людей, спасших Москву (и Россию) от захвата польскими интервентами – Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Автор adminОпубликовано

Сегодня в 12.00 состоялся всероссийский открытый онлайн-урок посвященный Дню народного единства. Детям рассказали об истории праздника и значении этого дня для нашего государства, погрузили в важные события, которые сплотили народ России, и напомнили, как проходил референдум в Донецкой и Луганской Народных Республиках (ДНР и ЛНР), Запорожской и Херсонской областях. О важности вхождения в состав Российской Федерации освобождённых территорий и о героях военных действий разных лет зрителям рассказал гость эфира: Владимир Кикнадзе, военный, историк, автор книги «Сила V правде», член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук.

Автор adminОпубликовано

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения русского советского поэта, драматурга, переводчика, литературного критика и сценариста, Самуила Яковлевича Маршака

Самуил Маршак — автор популярных детских книг, лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.

🔹 Первые детские сборники Самуила Маршака были изданы в 1922 г., а через год начался выпуск журнала для детей «Воробей».
🔹 В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) Самуил Яковлевич активно оказывал разную помощь детям беженцев.
🔹 Самуил Маршак свободно владел множеством иностранных языков: английским, литовским, армянским, белорусским, украинским и китайским.

Автор adminОпубликовано

Автор adminОпубликовано

Как мы получаем нашу личность? | Спросите доктора Вселенную

Дорогой Джейми,

Все люди разные. Может быть, вы предприимчивы, застенчивы, общительны, веселы или добры. Еще до того, как вы родились, ваша уникальная личность начала обретать форму.

Частично ответ на ваш вопрос заключается в том, что часть вашей личности исходит от ваших родителей. Точно так же, как родители передают своим потомкам физические черты, такие как цвет волос и глаз, они также могут наделять их различными личностными чертами. Они в ваших генах, информация передается из поколения в поколение.

Но ваша личность не высечена на камне с самого начала. Есть несколько других вещей, которые входят в это.

Вот что я узнал от моего друга Криса Бэрри, психолога из Университета штата Вашингтон. Он изучает личность молодых людей, в том числе то, как люди выражают себя в социальных сетях. Он был очень взволнован, услышав о вашем вопросе.

Даже будучи младенцами, люди начинают выражать свою индивидуальность, сказал он. Может быть, вы были очень суетливым ребенком. Возможно, вы много смеялись или улыбались. Когда вы выросли и научились общаться, ваша личность тоже начала расти.

У вас было много разного жизненного опыта, и это тоже повлияло на вашу личность. Барри напомнил мне, что люди — социальные животные. Он объяснил, что по мере развития мозга вы становитесь намного лучше осведомлены об окружающем вас мире.

Например, когда ты был маленьким, ты мог бегать со спагетти на лице, и никто бы особо об этом не подумал. Но теперь, когда тебе 11 лет, бегать со спагетти на лице может быть немного неловко.

Возможно, ваша семья и друзья посоветуют вам найти салфетку. Барри объяснил, что по мере того, как вы становитесь старше, вы не только больше осознаете различные социальные ситуации, но и свою собственную личность.

Люди часто ищут информацию от других людей, чтобы понять, как ориентироваться в мире. Между тем миндалевидная структура мозга, называемая миндалевидным телом, особенно полезна, когда вы разбираетесь в этих новых ситуациях и эмоциях.

Вы можете заметить, что ваша семья, друзья или другие люди могут реагировать на ваше поведение. Вы можете научиться менять свое поведение в зависимости от их реакции. Хотя у каждого есть своя индивидуальность, в некотором смысле другие люди тоже помогают формировать ее.

У людей есть множество слов для описания черт характера друг друга. Фактически, некоторые исследователи составили список из более чем 600 характеристик.

Барри объяснил, что у нас все еще есть много вопросов без ответов, которые нужно исследовать, когда дело доходит до понимания личности. Он сказал, что, хотя ваша личность сильно развивается по мере того, как вы превращаетесь из младенца в ребенка, она, вероятно, не сильно изменится, когда вы станете взрослым.

Судя по вашему вопросу, вы очень любопытны. Это может быть отличной чертой характера. Вы когда-нибудь думали о том, чтобы однажды стать ученым или исследователем? Продолжайте задавать хорошие вопросы, и у вас все получится.

5 черт характера, которые нужно развивать, если вы хотите добиться большего успеха.

Возможно, вы не считаете себя одаренным от природы или невероятно удачливым. Вы можете даже подумать, что это означает, что вы не можете достичь больших целей, которые поставили перед собой.

Но талант — это только часть уравнения. Успешные люди также демонстрируют ряд личностных качеств, которые делают их более продуктивными и мотивированными.

Взгляните на некоторых из самых успешных людей в мире, таких как медиа-магнат, основатель Virgin Group или инвестор ABC «Shark Tank» и миллионер, заработавший свои деньги. Все они столкнулись с серьезными карьерными неудачами, но они преодолели их.

Вот пять качеств личности, которые следует развивать, если вы хотите добиться большего успеха:

1. Эффективность

Держите при себе блокнот, чтобы не пропустить важные указания.

Гэри Берчелл/Getty Images

Вам не нужно работать по 12 часов в день, чтобы быть чрезвычайно продуктивным. На самом деле, как показывает новое исследование рабочих мест, сотрудники, которые наиболее продуктивны, часто этого не делают.

Опрос 1500 менеджеров и сотрудников, принявших участие в опросе, проведенный компанией VitalSmarts, занимающейся обучением руководителей, показал, что лучшие работники не работают больше часов, чем их коллеги, они работают умнее. Чтобы работать эффективнее, исследователи предлагают четче и чаще общаться со своим руководителем и коллегами.

2. Дисциплина

Автор бестселлеров Малкольм Гладуэлл, который сделал себе имя, исследуя распространенные заблуждения, говорит, что нет короткого пути к успеху.

Такие привычки, как поздно вставать или недосыпать, будут сдерживать вас в профессиональном плане, говорит он. Вместо этого инвестируйте в себя, чтобы чувствовать себя менее подавленным и подавленным.

Например, измените свой утренний и вечерний распорядок или отдайте предпочтение упражнениям, чтобы очистить голову.

3. Интересы вне работы

Если вы только и делаете, что работаете, едите и спите, вы увеличиваете свои шансы на выгорание. По словам карьерных коучей и бизнес-лидеров, занятие хобби может помочь разбить рутину на работе, уменьшить стресс и повысить производительность труда.

Фактически, генеральный директор и соучредитель Facebook Марк Цукерберг говорит, что наличие хобби показывает, что у вас есть страсть и целеустремленность — черты, которые работодатели ищут в кандидатах.

4. Организация 

Оригинальный, более минималистичный Bullet Journal Райдера Кэрролла.

Bullet Journal

Всегда торопливый вид не делает вас важным. Это заставляет вас выглядеть измотанными, говорит эксперт по развитию лидерства Джефф Блэк в интервью CNBC Make It.

Вместо того, чтобы бегать, когда вы в стрессе, используйте календарь или блокнот, чтобы четко расставить приоритеты. И найдите время, чтобы слушать и напрямую общаться со своими коллегами, рекомендует Блэк. Вы почувствуете, что лучше контролируете то, что должно быть сделано.

5. Оптимизм

Томас Барвик

Согласно Psychology Today, для достижения большего количества целей, как личных, так и профессиональных, вам необходимо чувствовать вдохновение и радость.

Но это, безусловно, легче сказать, чем сделать. Ожидание, чтобы почувствовать себя лучше, не поможет вам, пишет Эль Каплан, генеральный директор Lexion Capital Management. Вместо этого попробуйте записать свои цели и визуализировать свои ощущения от их достижения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts