41. Виды речи. Общая психология
41. Виды речи. Общая психологияВикиЧтение
Общая психология
Дмитриева Н Ю
Содержание
41. Виды речи
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.
Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Прогова-ривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).
Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного).
Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исключением, может быть, личных писем). Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы – отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение.
Устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению – это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками.
Монологическая речь – совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом (чтение лекции перед многочисленной аудиторией).
Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения.
Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи – прочтение, повторение про себя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Темп речи
Темп речи Первое, на что мы обращаем внимание – темп речи.Каждому человеку присущ свой собственный темп речи. Он может изменяться в зависимости от обстоятельств, эмоционального состояния, но в среднем он один и тот же.Не нужно общаться с человеком достаточно долго, чтобы
Интонация речи
Интонация речи Самый легкий признак, по которому мы моментально распознаем изменение голоса – тон.Тон – это основа голосовой интонации. Тон бывает низким, высоким и средним.Когда люди выясняют отношения, они говорят «на повышенных тонах». Сообщая что-то тайное или
Прощальные речи
Прощальные речи В жизни, как и в книге, самое важное – это финал. От того, как пройдет ваш последний разговор, зависит то, чем окончится ваш роман. Как же пройти это испытание достойно, оставаясь максимально дипломатичной и корректной?Коварный этический вопрос № 1, который
§50. Культура речи
Различные виды речи
Различные виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет
Волшебство речи
Волшебство речи Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам.
В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный — родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» — яРазвитие речи
Развитие речи Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное
41. Виды речи
41. Виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь
Соотношение устной и письменной речи.
Варианты письменной речиРазвитие речи
Развитие речи Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда
Темпоритм речи
Темпоритм речи Каждый человек говорит в определенном ритме. Если вы прислушаетесь к своему собеседнику, вы без труда уловите его ритм. Ритм определяется скоростью произнесения слов, паузами между отдельными словами и фразами.
Один человек «тараторит» без перерыва,Разновидности речи
Проявления языковой деятельности неоднородны. Их можно разделить и классифицировать по отдельным признакам.
Устная речь. Это — основная разновидность речи. Это — звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.
Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.
Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.
Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.
Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.
Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.
Письменная речь. Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.
В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.
Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.
Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.
Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.
Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.
Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.
Внутренняя речь. Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.
Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.
Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.
Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.
Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.
Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.
Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.
Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.
Психоаналитическая трактовка речи. Классический, и в особенности структурный психоанализ рассматривают речь субъекта как полную репрезентацию личности. Согласно новейшим постмодернистским представлениям о природе человека и специфике детерминации активности личности, функционирование последней в универсуме культуры есть непрерывный процесс производства дискурса. Дискурс как «речь, погруженная в жизнь», речь, рассматриваемая в совокупности с ее экстралингвистическими характеристиками, является коренным феноменом человеческого существования. Наиболее сильное влияние постмодернистские идеи об универсальной природе феноменов речи и языка оказали на европейские школы глубинной психологии.
Все формы активной жизнедеятельности индивида в обществе и культуре можно рассматривать как систему дискурсивных практик, к числу которых относятся, например, политика, религия, идеология, педагогика, право и т.д. Институциализиро-ванные формы речевых практик составляют основу теоретического знания в любой области науки, а легитимирующ им мета-дискурс в отношении своей истинности есть методология конкретной научной дисциплины. Семиотический принцип «жизнь как текст» все шире используется в практике современной психотерапии, а наиболее радикально этим положением в своей работе руководствуются Ж.Лакан, ЖДелез, Ф.Гваттари. Ю.Кристева и другие представители европейской психологической мысли.
Расширения и расширения — Язык
Итак, ваш малыш начал говорить, но вы заметили, что он не использует полные предложения, чтобы передать свои мысли. Например, он будет сочетать два слова вместе, такие как «ребенок плачет» или «мама готовит», но не будет составлять грамматически правильные предложения, такие как «ребенок плачет» или «мама готовит». Что вы должны сделать? Используйте расширения и расширения , чтобы улучшить язык вашего ребенка . Логопеды обычно используют эти методы во время сеансов терапии. Расширения и расширения лучше всего работают с детьми, которые говорят и уже используют два или три словосочетания.
Расширения — это комментарии, которые добавляют семантические и синтаксические детали к неполным фразам.Хммм… интересно, что это значит?
Это означает, что вы делаете незаконченную фразу более подходящей и точной, помещая ее в контекст и добавляя пропущенные слова.
Чтобы расширить комментарии вашего ребенка, вам необходимо:
- Использовать слова, которые ребенок уже сказал
- Сохраняйте смысл намерений ребенка. Сделайте это, внимательно смотря и слушая, когда ребенок говорит, чтобы убедиться, что вы понимаете, что он пытается сказать
- Дополните высказывание или комментарий ребенка, добавив пропущенные слова
Например:
Ваш ребенок кладет фигурку коровы в хлев и говорит «коровник» или «коровник» .
Расширьте его, сказав:
«Корова в доме». или «Корова в коровнике».
Как видите, вы используете слова, которые сказал ребенок (корова/дом/амбар), чтобы составить грамматически правильное предложение. Расширяя комментарии вашего ребенка, вы помогаете прояснить его или ее намерения. Например, если тетя Молли слышала, как Патрик сказал «коровник», но не видела, как он загоняет корову в дом, нельзя предположить, что тетя Молли точно знала, что имел в виду Патрик. Поэтому, расширяя высказывание Патрика, вы помогаете прояснить его намерения.
Расширения Продвиньте расширения на шаг вперед, добавив дополнительную информацию к высказыванию вашего ребенка.Чтобы продолжить комментарии вашего ребенка, вы должны:
- Подтвердить и ответить на то, что он сказал
- Добавить к нему дополнительную информацию
Например:
Ребенок указывает на ребенка и говорит: « ребенок плачет ».
Расширьте его, сказав:
« Да, ребенок грустит». Или, «Да, у ребенка бу-бу».
В этом примере расширение помогло объяснить, почему ребенок плачет. Детям нравится, когда их фразы удлиняются, потому что это дает им понять, что взрослым нравится с ними разговаривать. Они чувствуют, что взрослый их услышал.
Зачем использовать расширения и расширения?Расширение и расширение высказываний ребенка увеличивает вероятность того, что он будет спонтанно подражать вашему предложению или хотя бы его части. Итак, пусть ваш ребенок спонтанно попытается повторить вас. И последнее, но не менее важное: избегайте чрезмерного использования этих приемов, так как слишком частое их использование может нарушить естественный ход разговора. Помните, держите это естественно и получайте удовольствие!
Надеюсь, эти два метода вам пригодятся!
Нужны еще советы? См.:
Случайное обучение и логопедия
и посетите мой веб-сайт My Toddler Talks, чтобы узнать больше о стратегиях развития речи малышей.
Ссылки:
Пол, Р. (2001). Речевые расстройства от младенчества до оценки и вмешательства в подростковом возрасте. Сент-Луис, штат Миссури: Mosby, Inc.
Пол, Р., и Элвуд, Т.Дж., (1991). Языковой вклад матери в малышей с медленным развитием экспрессивной речи. Журнал исследований речи и слуха , 34 (5), 982-8.
Кимберли Скэнлон, Массачусетс CCC-SLP — логопед, писатель и мать. Как владелец Scanlon Speech Therapy, LLC, уникальной бутик-практики в округе Берген, Кимберли принимает индивидуальность и лечит человека в целом. Ее цель — распространять сострадание, надежду и некоторые советы по речи, языку и грамотности в один момент, по одному человеку за раз. Ее первая книга «Мои разговоры с малышами: стратегии и мероприятия по содействию языковому развитию вашего ребенка» и ее вторая книга «Учимся читать — это мяч» доступны для покупки в Интернете на сайтах Amazon и Barnes and Noble.
Вернуться к блогу
Долговременная согласованность речевых/языковых профилей: II.
Поведенческие, эмоциональные и социальные результаты. 1996 июнь; 35 (6): 815-25.
doi: 10.1097/00004583-199606000-00022.
Дж. Х. Бейтчман 1 , Б. Уилсон, Э. Б. Браунли, Х. Уолтерс, А. Инглис, В. Ланси
принадлежность
- 1 Институт психиатрии Кларка, Торонто, Канада.
- PMID: 8682763
- DOI: 10.1097/00004583-199606000-00022
JH Beitchman et al. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1996 июня
. 1996 июнь; 35 (6): 815-25.
doi: 10.1097/00004583-199606000-00022.
Авторы
Дж. Х. Бейтчман 1 , Б. Уилсон, Э. Б. Браунли, Х. Уолтерс, А. Инглис, В. Ланси
принадлежность
- 1 Институт психиатрии Кларка, Торонто, Канада.
- PMID: 8682763
- DOI: 10.1097/00004583-199606000-00022
Абстрактный
Цель: В этом исследовании изучались 7-летние поведенческие, эмоциональные и социальные результаты детей с нарушениями речи/языка и детей контрольной группы, отобранных из выборки сообщества.
Метод: Речевые/языковые и психосоциальные меры применялись к детям в возрасте 5 и 12,5 лет. Используя результаты тестирования речи/языка детей в возрасте 5 лет, был проведен кластерный анализ, чтобы установить, будут ли возникать определенные языковые подгруппы. Была изучена связь между речевым/языковым кластером в возрасте 5 лет и психосоциальным функционированием в возрасте 12,5 лет.
Полученные результаты: Дети с рецептивными и распространенными проблемами речи/языка в возрасте 5 лет демонстрировали более выраженные поведенческие нарушения, чем дети без таких нарушений. С учетом исходного поведенческого статуса языковой профиль в раннем детстве по-прежнему ассоциировался с оценками поведенческой и социальной компетентности спустя 7 лет. Дети без проблем с рецептивной речью демонстрировали лучшую социальную адаптацию.
Выводы: Эмпирически подтвержденные классификации речи/языка, выявленные уже в возрасте 5 лет, были связаны с поведенческими нарушениями в позднем детстве. Рецептивное и распространенное нарушение речи/языка в раннем детстве было связано с наибольшим риском при последующем наблюдении. Ранние проблемы со слуховым пониманием могут быть специфическим фактором риска более поздних агрессивных и гиперактивных симптомов. Эти результаты указывают на необходимость эффективного вмешательства в отношении детей с нарушениями речи/языка.
Похожие статьи
Долгосрочная согласованность в профилях речи/языка: I. Результаты развития и учебы.
Бейтчман Дж. Х., Уилсон Б., Браунли Э. Б., Уолтерс Х., Лэнси В. Бейтчман Дж. Х. и соавт. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1996 июнь; 35 (6): 804-14. doi: 10.1097/00004583-199606000-00021. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1996. PMID: 8682762
Психосоциальные исходы у 15-летних детей с дошкольным анамнезом речеязыковой недостаточности.
Snowling MJ, Bishop DV, Stothard SE, Chipchase B, Kaplan C. Сноулинг М.Дж. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2006 г., август; 47 (8): 759-65. doi: 10.1111/j.1469-7610.2006.01631.x. J Детская психологическая психиатрия. 2006. PMID: 16898989
Понимание алекситимии и языковых навыков у детей: последствия для оценки и вмешательства.
Путь I, Елсма П., Ван Метер А.М., Блэк-Понд К. Способ I и др. Lang Speech Hear Serv Sch. 2007 г., апрель; 38 (2): 128–39. doi: 10.1044/0161-1461 (2007/013). Lang Speech Hear Serv Sch. 2007. PMID: 17428959 Обзор.
Семилетнее наблюдение за детьми с нарушениями речи/языка и контрольными детьми: стабильность речи/языка и результат.
Бейтчман Дж. Х., Браунли Э. Б., Инглис А., Уайлд Дж., Мэтьюз Р., Шахтер Д., Кролл Р., Мартин С., Фергюсон Б., Лэнси В. Бейтчман Дж. Х. и соавт. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1994 ноябрь-декабрь; 33(9):1322-30. doi: 10.1097/00004583-199411000-00015. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1994. PMID: 7995800 Клиническое испытание.
Континуум языковой дисфункции от общих нарушений развития до дислексии.
Бейтчман Дж. Х., Инглис А. Бейтчман Дж. Х. и соавт. Психиатр Clin North Am. 1991 март; 14(1):95-111. Психиатр Clin North Am. 1991. PMID: 2047335 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Проблемное поведение у детей раннего возраста, связанных с языковыми трудностями: отношения к языку и преднамеренная коммуникация.
Янсен Р., Мальяарс Дж., Верхаппен А., Цинк И., Стейарт Дж., Ноэнс И. Янсен Р. и соавт. Нарушение Дев Ланга при аутизме. 2020 13 января; 5:23969415196. дои: 10.1177/23969415196. электронная коллекция 2020 янв-дек. Нарушение Дев Ланга при аутизме. 2020. PMID: 36381553 Бесплатная статья ЧВК.
Систематический обзор и метаанализ инструментов скрининга языковых расстройств.
Так КХ, К ККС. Так, KKH и соавт. Фронт Педиатр. 2022 23 февраля; 10:801220. дои: 10.3389/fped.2022.801220. Электронная коллекция 2022. Фронт Педиатр. 2022. PMID: 35281230 Бесплатная статья ЧВК.
Поддержка лиц, осуществляющих уход за детьми, родившимися преждевременно, в развитии речи: предварительный обзор.
Беланже Р., Леру Д., Лефевр П. Беланже Р. и соавт. Педиатр Здоровье ребенка. 2019 21 октября; 26 (1): e17-e24. дои: 10.1093/pch/pxz124. Электронная коллекция 2021 февраль. Педиатр Здоровье ребенка. 2019. PMID: 33542775 Бесплатная статья ЧВК.
Языковое вмешательство с помощью технологий для глухих или слабослышащих детей: рандомизированное клиническое испытание.
Мейнцен-Дерр Дж., Шелдон Р., Алтай М., Лейн Л., Мейс Л., Уайли С. Мейнцен-Дерр Дж. и соавт. Педиатрия. 2021 февраль;147(2):e2020025734. doi: 10.1542/пед.2020-025734. Epub 2021 15 января. Педиатрия. 2021. PMID: 33452063 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Эмоциональная компетентность опосредует взаимосвязь между коммуникативными проблемами и реактивными проблемами экстернализации у детей с расстройствами речи, связанными с развитием, и без них: лонгитюдное исследование.