Виды мышления — презентация онлайн
Похожие презентации:
Виды мышления
Сущность и виды мышления
Мышление. Виды мышления
Виды мышления
Мышление
Мышление. Виды мышления
Мышление. Основные функции мышления
Диагностика мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Мышление. Функции мышления
Мышление. Исследование мышления
1. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
генезисразвития
функции
мышления
и т.д
В психологии
принята и
распространена
следующая
несколько условная
классификация
видов мышления по
таким различным
основаниям, как:
средства
мышления
степени
новизны и
оригиналь
ности
характер
решаемых
задач
степень
развернут
ости
3. По генезису развития различают мышление:
ПО ГЕНЕЗИСУ РАЗВИТИЯРАЗЛИЧАЮТ МЫШЛЕНИЕ:
нагляднодейственное
словесно-логическое;
нагляднообразное
абстрактнологическое
4.
Наглядно-действенное мышление НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕМЫШЛЕНИЕ
Вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов в
процессе действий с ними. Это мышление
есть наиболее элементарный вид мышления,
возникающий в практической деятельности и
являющийся основой для формирования более
сложных видов мышления.
5. Наглядно-образное мышление
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕМЫШЛЕНИЕ
Вид мышления,
характеризующийся опорой на
представления и образы. При
наглядно-образном мышлении
ситуация преобразуется в плане
образа или представления
6. Словесно-логическое мышление
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕМЫШЛЕНИЕ
Вид мышления, осуществляемый при помощи логических
операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении,
оперируя логическими понятиями, субъект может
познавать существенные закономерности и
ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности
7. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ(ОТВЛЕЧЕННОЕ) МЫШЛЕНИЕ
вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и
связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
теоретическое
По характеру
решаемых
задач различают
мышление:
практическое
Теоретическое мышление мышление на основе
теоретических рассуждений и
умозаключений
Практическое мышление — мышление
на основе суждений и умозаключений,
основанных на решении практических
По степени
развернутости различают
мышление
дискурсивное
мышление, опосредованное логикой
рассуждений, а не восприятия.
Аналитическое мышление развернуто
во времени, имеет четко выраженные
этапы, представлено в сознании самого
мыслящего человека
интуитивное
мышление на основе
непосредственных чувственных
восприятий и непосредственного
отражения воздействий предметов и
явлений объективного мира
English Русский Правила
Что такое мышление, виды мышления, типы мышления
Мышление в психологии – это процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.
Что такое мышление? Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.
Мышление (по краткому определению) тесно связано с действием и речью (словами).
Человек изучает действительность с помощью простого воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.
Разнообразные мыслительные операции сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления, появлялись новые свойства мышления.
Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировке задачи вслух (вербальным методом, словами), она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.
Виды мышления (краткая классификация)
В генетической психологии выделяются следующие типы мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление — это решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.
У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.
Наглядно–образное мышление обладает следующими характеристиками:
- помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
- воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
- практически неотделимо от воображения.
Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку необязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Характерная особенность мышления ребенка — наглядность.
У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д.
Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).
С помощью данного вида мышления индивид бывает устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.
Мышление включает в себя следующие виды операций:
- Сравнение – выражается в сопоставлении вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
- Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов;
- Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения;
- Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
- Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
Словесно-логическое мышление — это вид мышления со своим алгоритмом. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом вербально добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение. Например:
- 1-е суждение: все металлы проводят электричество.
- 2-е суждение: железо — это металл.
- Умозаключение: железо проводит электричество.
Совестно-логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.
Предикативное мышление
Мышление не всегда подчиняется логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.
На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например, создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V, надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:
- Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
- Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
- Значит я – успешный человек.
Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию пропагандой или мошеннической рекламой.
Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.
Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
- Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
- В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
- Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
- Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.
Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга.
В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:
- репродуктивное;
- продуктивное;
- творческое мышление.
Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).
Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется творческое мышление.
8 видов мысли и как их использовать
Древняя мудрость говорит нам, что мысли — это вещи. И так же, как физические вещи, они влияют на нашу жизнь. Наши мысли создают нашу реальность. Итак, если мы хотим изменить свою жизнь, нам нужно изменить свои мысли.
Первый шаг — осознать различные типы мышления, которыми мы пользуемся ежедневно. Существует восемь видов мышления: вербальное, позитивное, негативное, аналитическое, конструктивное, деструктивное, абстрактное и символическое. Каждый тип мышления имеет свои уникальные преимущества и недостатки. Под этим я подразумеваю, что каждый тип мысли влияет на вашу продуктивность и счастье. В этом посте мы обсудим каждый тип мышления и то, как использовать их в своих интересах!
Вербальное мышление — это когда мы используем слова, чтобы думать. Мы можем использовать словесное мышление, чтобы общаться с другими и понимать мир вокруг нас.
Позитивное мышление — это когда мы фокусируемся на хороших вещах в нашей жизни.
«Три хороших дела» – это классическое упражнение на благодарность, в котором участников просят записать три хороших события, произошедших за день, независимо от того, большие они или маленькие. Попробуйте это упражнение в позитивной психологии во время следующей презентации.
Негативные мысли — это когда мы сосредотачиваемся на плохих вещах в нашей жизни. Хотя важно признавать наши негативные мысли, мы не хотим зацикливаться на них.
Многие эксперты в области психического здоровья рекомендуют записывать негативные мысли, чтобы справиться с ними. Простой акт записи своих негативных убеждений и наблюдения за тем, как они сгорают прямо у вас на глазах, часто может помочь лишить эти убеждения силы.
Аналитическое мышление — это когда мы используем логику и рассуждения для решения проблем. Этот тип мышления полезен, когда нам нужно принять решение или выяснить, как что-то сделать.
У многих ораторов есть членские программы, программы группового коучинга, подкасты и книжные клубы, чтобы поддержать свою аудиторию в аналитическом мышлении.
Конструктивно, хотя t — это когда мы используем наше воображение, чтобы создать что-то новое. Этот тип мышления может быть полезен, когда нам нужно придумать идеи или творчески решить проблемы.
Некоторым людям полезно сделать перерыв в работе и заняться творчеством, например, вести дневник, танцевать, рисовать или рисовать, чтобы мыслить более конструктивно.
Разрушительные мысли — это когда мы фокусируемся на негативных аспектах себя или окружающего мира. Подобные мысли могут привести к депрессии и беспокойству.
Важно осознавать деструктивные мысли и противопоставлять им позитивные. Например, если вы думаете: «Я недостаточно хорош», попробуйте возразить: «Я делаю все, что в моих силах».
Также полезно записывать свои дары, таланты, сильные стороны и способности, а затем отдавать на аутсорсинг и/или делегировать те задачи, которые не входят в зону вашей гениальности. Помните мудрость Леса Брауна: «Работа в команде заставляет мечту работать».
Абстрактная мысль — это когда мы думаем о понятиях, которые не являются конкретными. Этот тип мышления может быть полезен, когда нам нужно понять сложные идеи или принять решения о планах на будущее.
Многие коучи проводят сеансы мозгового штурма и выработки идей, создают группы вдохновения и бизнес-инкубаторы, чтобы помочь своим клиентам в разработке инновационных бизнес-моделей.
Символическая мысль — это когда мы используем символы для представления идей. Этот тип мышления может быть полезен, когда нам нужно передать свои мысли другим или запомнить информацию.
Некоторые спикеры и инструкторы считают полезным создавать интеллект-карты и обрабатывать визуальные эффекты во время презентации, чтобы помочь своей аудитории мыслить символически.
В заключение, есть восемь типов мышления: вербальное, позитивное, негативное, аналитическое, конструктивное, деструктивное, абстрактное и символическое. Каждый тип мысли влияет на нашу продуктивность и счастье. Понимая различные типы мышления, мы можем использовать их в своих интересах!
Вы замечаете, что используете один тип мышления чаще, чем другие? Дайте нам знать в комментариях ниже! И не забудьте поделиться этой записью в блоге с друзьями и коллегами!
Удачи! 🙂
Разоблачение возможностей успешного обучения в колледже
Цели обучения
- Понимать, что существуют разные типы мышления.
- Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.
На протяжении всей этой книги мы доказываем, что колледж на самом деле сильно отличается от средней школы. Конечно, социальная жизнь другая, и в колледже есть разные нагрузки, возможно, семья, которую нужно поддерживать, или график работы, который нужно координировать с учебой. Но два наиболее фундаментальных различия связаны с ожиданиями — ожиданием того, что вы будете независимы и будете нести ответственность за свои действия, и ожиданием того, что вы будете думать самостоятельно.
Помните тяжелое «мышление», которым вы занимались в старшей школе? В основном это были воспоминания о фактах или информации, которые вы ранее запоминали. Возможно, на некоторых курсах вас просили подтвердить утверждение или гипотезу, используя содержание вашего учебника или курса. Ваше мышление в старшей школе было очень структурировано и тесно связано с отражением того, чему вас учили в классе.
В колледже предполагается, что вы должны думать самостоятельно; получить доступ и оценить новые подходы и идеи; внести свой вклад в вашу базу знаний; и для разработки или создания новых, свежих идей. Вам потребуется развивать и использовать различные мыслительные навыки — навыки мышления более высокого порядка, — которые вы редко использовали в средней школе. В колледже роли ваших инструкторов будут заключаться не только в предоставлении базы новой информации и идей, поскольку хорошие инструкторы бросят вам вызов, чтобы вы расширили свои навыки и базу знаний с помощью критического и творческого мышления.
Большая часть их обучения включает в себя вопросы, которые они задают, а не указания, которые они дают. Ваш успех в учебе в колледже — и в жизни после колледжа — напрямую связан с тем, чтобы стать более совершенным и целостным мыслителем. Чтобы стать более совершенным мыслителем, необходимо овладеть некоторыми навыками и последовательной практикой.Так что же представляют собой различные типы мыслительных навыков и что мы делаем, когда применяем их? В 1950-х годах Бенджамин Блум разработал классификацию навыков мышления, которая до сих пор полезна; она известна как таксономия Блума. Он перечисляет шесть типов мыслительных навыков, ранжированных в порядке сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Рисунок 4.1 «Типы навыков мышления» описывает каждый навык и то, что связано с этим типом мышления, обновленный Лорином Андерсоном и Дэвидом Кротволем.
В раздумьях | Что это включает в себя |
---|---|
1. Запоминание и припоминание | Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов). |
2. Понимание | Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования. |
3. Подача заявления | Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше). |
4. Анализ | Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже. |
5. Оценка | Оценка, вынесение суждений и выводов на основе идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы. |
6. Создание | Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является наиболее сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы. |
Все эти мыслительные навыки важны для работы в колледже (а также для жизни в «реальном мире»). Вероятно, у вас уже есть большой опыт работы с навыками мышления более низкого уровня. Навыки среднего уровня — это навыки, с которыми вы будете много практиковаться в колледже, и, возможно, вы уже находитесь на пути к их освоению. Навыки мышления более высокого уровня являются наиболее требовательными, и вам нужно будет приложить целенаправленные усилия для их развития.
*
В этой книге мы даем советы, которые помогут вам развить мыслительные способности. Вы прочитали о цикле обучения и важности применяя свои знания. Вы узнаете советы для , запоминая информацию из своих заметок и занятий. Подготовка к уроку требует от вас анализа того, что вы знаете и что вам нужно выучить. Разделы по аудированию и чтению помогут вам развить навыки понимания . Ищите эти советы и практикуйте их.
В этой главе мы сосредоточимся на критическом мышлении (оценке) и творческом мышлении. Они заслуживают особого внимания, потому что они, вероятно, будут навыками, с которыми вы будете меньше всего практиковаться. Это навыки, наиболее полезные для успеха в колледже и в «реальной жизни».