Гармонично развитая личность
Человек, достаточно хорошо адаптированный к конкретным жизненным условиям, в том числе к социуму, а также не имеющий сильно выраженных хронических внутренних конфликтов. Иными словами, гармонично развитая личность это личность с минимумом противоречий.
Понятие «гармонично развитая личность» довольно часто можно было встретить в психолого-педагогической литературе второй половины 20-го века. Оно даже активно использовалось в нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность. Ныне оно применяется не столь часто, что объясняется, в основном, малой его конкретностью. Также можно констатировать, что разные авторы вкладывают в него довольно разный смысл.
Проблема заключается и в том, что поставить психологический диагноз «дисгармонично развитая личность» довольно легко — если выявить сильные противоречия в душевной жизни. Однако обратный диагноз «гармонично развитая личность» поставить значительно сложнее, потому что тот факт, что противоречие не выявлено, не означает, что их вообще нет (все возможные проблемы сложно исключить).
Внутренние конфликты обычно касаются трех сфер:
— направленности (интересы и склонности),
— способности,
— характер.
Противоречия могут быть как между этими сферами, так и внутри них. Поэтому несколько упрощенно концепт «гармонично развитая личность» можно представить следующим образом:
В данном случае зеленый цвет на рисунке обозначает, что противоречий между теми или иными сферами, а также внутри самих этих сфер, нет.
Примеры дисгармонично развитой личности
Описание проблемы | Основные противоречия |
Человек ведет откровенно делинквентный образ жизни: крадет, хулиганит и т.д. | Противоречие между личностью и социумом |
У человека слишком много конфликтов на работе. Он очень общительный, но общение слишком часто выливается в открытое противостояние: со скандалом, интригами и прочим. | Противоречие между направленностью и характером: склонность к общению и к трудовой деятельности типа «Человек-Человек» накладывается на плохой, мизантропический характер (негативное отношение к окружающим). |
Все говорят человеку, что у него выдающиеся способности, он далеко пойдет и т.д. Однако все, за что он берется, кончается ничем. Колебания самооценки, несдержанные обещания и т.д. | Противоречие между способностями и характером: высокие способности не реализуются благодаря тому, что человек негативно относится к любому труду — труд ему кажется недостойным занятием. |
Человеку очень нравится общаться, но он не умеет: постоянно попадает впросак, выставляет себя в дурацком виде, раскрывает чужие секреты и т.п. | |
Человек который год занимается врачебной деятельностью (и довольно охотно), но квалификация его весьма низка, часто допускает фатальные ошибки. | Противоречие внутри направленности: склонности к медицине не подкрепляются интересами к ней. |
Человек испытывает проблемы с общением: он любит окружающим «в глаза резать правду-матку». Каждый раз сильно переживает при этом. | Противоречие внутри характера: человек одновременно и любит истину, и боится травмировать окружающих. |
Человек сильно переживает из-за того, что не может реализовать свои технические способности по причине слабого здоровья. | Противоречие внутри способностей. |
Гармонично развитая личность в узком смысле
Пожалуй, наиболее продуктивно на сегодняшний день использовать данное понятие по отношению к эмоциональной направленности личности. Каждый человек в силу своего жизненного опыта и личных особенностей склоняется к тому или иному источнику удовольствия, определяемых инстинктами. Если человек, что называется, зациклен на каком-то одном источнике удовольствия, это и есть дисгармонично развитая личность.Другими словами, гармонично развитая личность это такая личность, у которой не выражена ни одна аддикция, а если и выражена, то весьма слабо, так, что практически не влияет на адаптивные способности личности.
См. также
Личность
- Активность личности
- Аналитическое и синтетическое понятие личности
- Асоциальная личность
- Ведущие стороны жизни
- Взаимосвязь социального и биологического в личности
- Воображение и личность
- Гармоническая личность
- Идеалы
- Идентификация личности
- … и другое
Развитие личности — Психология человека
Личность в человеке есть индивидуальное уникальное само-сосредоточение божественного духа.Макс Шелер
Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.
Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!
Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.
Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать. Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность. Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове. И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить. Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.
Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем. Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить. А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг. И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные. Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.
И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее. Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться. Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать. Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний. Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить. Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать. Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.
Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой. Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них. Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?». Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все. А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них. Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность. Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.
Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное, какими мы, люди, привыкли себя считать, и ответить себе на него, причем самим ответить и обосновать свой ответ. Меня всегда удивляли люди, которые пытались найти смысл жизни вне своего собственного ума. Кто-то другой им должен быть его подсказать, как они считали, будто их жизнь не им принадлежит, а этому другому. А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос. Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так, не решил для себя, зачем именно он живет, ради чего, ради какой цели, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это начнет рано или поздно давить на него, начнет доставлять ему дискомфорт, потому что бесцельная, бессмысленная жизнь кажется однообразной, не интересной. Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются. Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать. Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.
С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям. Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.
Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности. Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить. Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю. Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить. Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно. Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.
В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!
Всесторонне развитая личность — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Cтраница 1
Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ — следствие социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, возмещением за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении. [1]
Воспитание всесторонне развитой личности — длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-политической работы.
Социалистическая идеология призвана формировать научное, реалистическое представление о характере решаемых задач, о путях к коммунизму, раскрывать преемственность в развитии советского общества, показывать связь высоких идеалов с насущными интересами людей, с решением повседневных практических задач и преодолением трудностей, утверждать единство слова и дела, мысли и действия. [2]Процесс воспитания всесторонне развитой личности сложен. Следует иметь в виду, что культурно-технический уровень рабочего класса, крестьянства и интеллигенции неодинаков. Здесь наблюдаются большие различия. [3]
Сформулированный античностью идеал всесторонне развитой личности принимает соответствующее представлениям новой эпохи содержание. Мыслители Возрождения, проектирующие этот идеал, сами являли собой ярчайшее его воплощение. [4]
Трудящийся должен развиваться как всесторонне развитая личность, которая активно участвует в управлении и постоянно обогащает свои духовные потребности. Потребительская психология не может быть присуща человеку социалистического типа. [5]
Ведущую роль в формировании всесторонне развитой личности играет трудовая активность, с которой связано развитие производительных сил и производственных отношений, ускорение социально-экономического развития. [6]
Осуществление основной цели — воспитания всесторонне развитой личности выдвигает ряд принципов, определяющих содержание и методы работы с читателями. Особенность и важность этой проблемы состоит в том, что она носит методологический характер. Определение принципов важно не только само по себе — в плане уяснения, что есть принципы — оно необходимо для более глубокого понимания многих других проблем работы с читателями. [7]
Наука при социализме получает призвание быть средством производства всесторонне развитой личности, богатой в своих общественных проявлениях. [8]
При социалистических производственных отношениях научно-техническая революция есть средство формирования всесторонне развитой личности, когда сознательно направляется ее общественное развитие. При социалистическом строе внутренние закономерности научно-технической революции проявляются в том, что наука выступает как производительная сила, которая находит свою область действия в опирающейся на теорию практике социалистического планирования. Такими производительными силами стали общественные науки, с которыми гармонически сочетаются науки естественные и технические. [9]
Очевидно, что при такой структуре свободного времени процесс формирования всесторонне развитой личности специалиста значительно затруднен. Тем не менее общественное-производство все более ориентируется на такого специалиста, поэтому проблема свободного времени студента становится для высшей школы едва ли не столь, же актуальной, как и проблема учебного времени. [10]
Вторая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, всесторонне развитой личностью с коммунистическим мировоззрением, коллективистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Эта цель обычно обозначается как воспитательная цель школы и осуществляется не только ( а зачастую и не столько) в самом учебном процессе, но и в специальном процессе воспитания, выносимом за рамки учебного процесса. [11]
Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование всесторонне развитой личности и профессиональную подготовку студентов. Особенно существенным в этих задачах является психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут успех или неуспех в результатах учебной деятельности. Учение как специфический вид целенаправленной и специально организованной деятельности человека происходит на основе синтеза познавательных процессов, способностей человека и соответствующих уровней его развития. Система направленного учения физиологически относится к высшим формам познания, концентрирующим многообразные стороны высшей нервной деятельности. [12]
Профсоюзным библиотекам, обслуживающим читателей по месту работы, принадлежит важная роль в воспитании всесторонне развитой личности, особенно в пропаганде производственно-технических знаний.
При этом важно не потерять из виду главный стратегический ориентир, указанный партией — формирование всесторонне развитой личности учащихся. [14]
Физическая культура активно воздействует на формирование морального и духовного облика человека, а физическое совершенство является главным атрибутом всесторонне развитой личности. Научно технический прогресс, автоматизация производства, технизация быта облегчают труд, в то же время снижают физическую нагрузку на организм человека и лишают его здорового физического напряжения. В связи с этим возникают анатомо-физиологические диспропорции. Технизация среды создает известную опасность здоровью человека. [15]
Страницы: 1 2 3 4
Личность и развитие личности — Обзор
Каждый человек имеет свой характерный способ поведения, реакции на эмоции, восприятия вещей и взгляда на мир. Нет двух одинаковых людей.
Вам может нравиться ходить на вечеринки, но ваш друг может предпочесть остаться дома и почитать свою любимую книгу. Совсем не обязательно, что если вам нравится тусоваться, то и вашему другу понравится то же самое. Вот вам и роль личности.
То, что человек видит в дни своего детства и, что наиболее важно, в дни своего взросления, формирует его личность. То, как воспитывается человек, играет важную роль в формировании его личности.
Личность есть не что иное, как совокупность воспоминаний и событий на протяжении всей жизни человека . Факторы окружающей среды, семейное положение, финансовые условия, генетические факторы, ситуации и обстоятельства также влияют на формирование личности человека.
Говоря простым языком, то, как мы ведем себя в повседневной жизни, отражает нашу личность. То, как ведет себя человек, зависит от его семейного происхождения, воспитания, социального положения и так далее.
Человеку с трудным детством нелегко открыться. Он / она всегда будет колебаться, чтобы открыть свое сердце перед другими. Внутри него всегда будет какой-то страх. Человек, у которого никогда не было серьезных проблем в жизни, был бы экстравертом и никогда не имел бы проблем во взаимодействии и общении с другими.
Вы действительно не можете винить человека за то, что он не экстраверт . Важно проверить его/ее биографию или прошлую жизнь. Вполне возможно, что в детстве ему не разрешалось выходить из дома, играть и шалить с друзьями. Эти люди начинают верить, что их дом — их единственный мир, и они не в безопасности снаружи. Такое мышление вскоре становится их личностью.
Личность также влияет на то, что мы думаем, на наши убеждения, ценности и ожидания . То, что мы думаем о других, зависит от нашей личности.
Говоря простым языком, личность определяется как личностные качества и особенности личности. Личность — это то, как мы взаимодействуем с другими. Личность – это совокупность характеристик индивида, отличающих его от других. Именно наша индивидуальность делает нас уникальными и помогает выделиться из толпы.
Детерминанты личности
Следующие факторы помогают в формировании личности:
- Наследственность — Наследственность относится к факторам, которые определяются после рождения человека. Телосложение, привлекательность, телосложение, цвет лица, масса тела человека зависят от биологического строения его родителей.
- Окружающая среда — Окружающая среда, в которой находится человек в период взросления, играет важную роль в формировании его личности. Разнообразие культур, в которых мы выросли, и происхождение нашей семьи играют решающую роль в формировании нашей личности.
- Ситуация — Личность человека также меняется в зависимости от текущих обстоятельств и ситуаций. Человек будет вести себя по-другому, когда у него будет достаточно сбережений, и его поведение автоматически изменится, когда он станет банкротом.
Внешность, характер, интеллект, привлекательность, деловитость, стиль человека определяют его личность.
Что такое развитие личности?
Развитие личности определяется как процесс развития и совершенствования личности. Развитие личности помогает человеку обрести уверенность и высокую самооценку.
Развитие личности также положительно влияет на коммуникативные навыки человека и его мировоззрение. Люди склонны развивать позитивное отношение в результате развития личности.
Следующий ❯❯ |
Похожие статьи
Просмотреть все статьи
Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
Наука о развитии личности
Приходите на осенний день открытых дверей!
Воскресенье, 16 октября, с 9:00 до 15:00: Приходите и убедитесь сами, как вы найдете свой дом в Лесли.
Наши личности оцениваются работодателями. Проверено интернетом. Предсказано гороскопами и изучено учеными. Формирование личности служит краеугольным камнем понимания того, кто и что мы есть. Поэтому она является ключевым предметом психологических исследований.
Доктор Джон Ким, доцент кафедры психологии и прикладной терапии в Университете Лесли, определяет личность как «характерные способы мышления, чувствования и поведения, которые объясняют способы, которыми люди относительно постоянны в различных ситуациях». Изучение личности, объясняет Ким, означает задавать вопрос: «Почему конкретные люди обычно такие, какие они есть?» Широкий характер этого вопроса привел к множеству подходов к пониманию развития личности.
Теоретические объяснения
Неизвестно, как формируются личности. Однако существует множество теорий. Здесь только несколько.
Психоаналитическая теория
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, разработал психоаналитическую теорию, которая предполагает, что личность отражает работу бессознательного, согласно Психология: краткое введение . Фрейд считал, что личность делится на три части, каждая из которых выполняет свою особую функцию:
Гуманистическая теория
Абрахам Маслоу разработал гуманистическую теорию в 1950-х годах. Он считал, что психоаналитическая теория с ее упором на ненормальную личность ошибочна. Вместо этого Маслоу подчеркивал важность понимания сознательного разума и личности в их нормальных состояниях. Гуманистическая теория предполагает, что люди обладают свободой воли и что люди делают выбор, основываясь на предельном стремлении к самосовершенствованию. Личности основаны на субъективном опыте и взаимодействии людей с окружающей средой.
Гуманистическая теория личности в конечном итоге привела к знаменитой модели Маслоу «Иерархия потребностей», которая предполагает, что по мере удовлетворения основных потребностей людей они заменяются более сложными. Simply Psychology описывает пять уровней потребности. От высшего к низшему:
- Потребности в самореализации
- Потребность в уважении
- Потребность в любви/принадлежности
- Потребности в безопасности
- Физиологические потребности
Лесли Онлайн Психология Степень
1 Программы
Психология онлайн
Теория черт
Теория черт, в значительной степени определенная Гордоном Уиллардом Олпортом, утверждает, что личность состоит из набора характеристик внутри индивидуума, называемых чертами. Эти характеристики помогают выразить уникальность каждого человека и могут быть разделены на три основных типа:0128 .
Теория социального познания
Теория социального познания, разработанная Альбертом Бандурой, подчеркивает, что личность формируется на основе социального контекста. Согласно Уильямсу и Червоне, он предполагает два ключевых принципа:
- Внутренняя психология людей, их окружение и их поведение влияют друг на друга.
- Люди лучше всего понимаются с точки зрения трех типов когнитивных способностей: тех, которые помогают им символически представлять события в своем уме, саморефлексии и саморазвития.
Согласно социальной когнитивной теории, формирование личности происходит, когда люди наблюдают за поведением других. Это приводит к адаптации и ассимиляции, особенно если такое поведение вознаграждается. Социальную когнитивную теорию часто считают связующим звеном между теориями личности, делающими упор на поведение, и теми, которые делают упор на познании.
Ким дает представление о реальном применении четырех теорий в области психологии:
- Психоаналитическая теория поощряет клиницистов использовать «сосредоточенный на прошлом» и «поверхностный» подход к лечению. Консультанты могут часто смотреть на ранние события жизни своих клиентов, чтобы обеспечить лучший уход.
- Гуманистическая теория призывает консультантов подходить к проблемам клиентов с точки зрения, ориентированной на настоящее.
- Теория черт характера полезна при научном изучении личности (в отличие от терапевтических услуг). Это позволяет исследователям увидеть связь между характеристиками, мыслями, чувствами и поведением.
- Социальная когнитивная теория помогает исследователям дополнить свои знания в области социальной психологии. Это позволяет им изучать способы, в которых ситуации могут вызвать у людей несоответствие личности.
Оценка личности
При оценке личности клиницисты часто обращаются к двум основным типам оценок: объективным и проективным тестам.
Объективные тесты измеряют аспекты личности человека по отношению к академически признанным нормам. Наиболее распространенным примером является Миннесотский многофазный опросник личности, или MMPI-2. (Тест был первоначально опубликован в 1940, а затем пересмотренный в 1989 году. ) В MMPI-2 люди должны ответить на 567 вопросов «верно/неверно» за сеанс продолжительностью от 60 до 90 минут. Вопросы по MMPI-2 выявляют потенциальные черты личности, такие как гнев или зависимость. Тест является всеобъемлющим и предназначен для защиты от ложных срабатываний и лжи. Оценки MMPI-2 часто используются в таких областях, как психическое здоровье и медицина. Они также распространены при оценке кандидатов на «высокорисковые» профессии, такие как пилоты авиалиний и работники атомных электростанций, согласно данным 9.0127 Медицина труда .
Проективные тесты — это субъективные оценки, в которых клиентам предлагается реагировать на неоднозначные стимулы, такие как слова или зрительные образы. Ответ человека призван помочь раскрыть его или ее внутреннюю борьбу и эмоции. Тест Роршаха на чернильные пятна — классический пример проективного теста. После просмотра 10 чернильных пятен разной формы и цвета клиентов просят описать, что они видят. Ответы интерпретируются на основе таких факторов, как предмет, выделенные формы или цвета, а также местоположение увиденного изображения. Хотя тест Роршаха полезен, Ким рассматривает его как один из многих инструментов и отмечает, что его недостаточно для понимания нюансов личности.
Расстройства личности
Когда личность становится проблематичной для повседневной жизни, это считается расстройством. Клиника Майо определяет расстройство личности как характеризующееся жесткими или нездоровыми моделями мышления, функционирования или поведения.
«Очень важно, — объясняет Ким, — чтобы мы не смешивали расстройства личности с тем, что является просто личностью. Расстройство личности… глубоко разрушает повседневную жизнь человека. «Глубоко разрушительный» — это не то же самое, что просто раздражающий».
Расстройства личности можно разделить на три основные группы:
Хотя специалисты до сих пор не до конца понимают, как возникают расстройства личности, по-видимому, существуют определенные способствующие факторы. Американская психологическая ассоциация предполагает следующие влияния:
- Генетика
- Детская травма
- Словесное оскорбление
- Высокая чувствительность
Наоборот, расстройства личности можно предотвратить постоянным позитивным взаимодействием со сверстниками.
Дополнительные источники: Теория социального обучения Бандуры и теория социального когнитивного обучения , Britannica
Оценка личности и ваша личность — это просто одна из увлекательных областей человеческой психологии Карьера
1 9 в области психологии. В Университете Лесли онлайн-степень бакалавра искусств в области психологии предлагает соответствующий курс обучения, призванный помочь вам понять сложности человеческого мозга. Наша учебная программа охватывает психические процессы, познание, ненормальное поведение и многое другое, что дает вам основу, необходимую для начала карьеры в области психического здоровья или продолжения учебы в аспирантуре. Обязательная стажировка дает вам ценный реальный опыт для вашей будущей карьеры.
Статьи и истории по теме
Узнайте больше о наших студентах, преподавателях и выпускниках.
Этапы формирования памяти
Узнайте больше о формировании памяти.
Что вы можете сделать со степенью психолога?
Узнайте больше о карьере для специалистов по психологии.
Вы рождаетесь с личностью или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В соответствии с теорией личности Фрейда между рождением и 3 годами развивается эго. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою восьмиступенчатую теорию, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет ключевое значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- Семейная среда
- Количество детей в семье
- Школьная среда
- учителей и групп сверстников
- Отношения с семьей
- СМИ
- Социальные медиа
- Культурная среда
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.