Метод синектики пример: Метод синектики (примеры) — Маркетинг

Метод синектики (примеры) — Маркетинг

Метод синектики — это специальная методика исследования, которая позволяет сгенерировать альтернативные идеи, используя ассоциативное мышление и поиск аналогий. Синектика основана на социально-психологической коллективной интеллектуальной деятельности.

Синектика олицетворяет собой оптимальное сочетание разнообразных элементов, которые могут быть разнородными и вообще не совместимыми между собой, в процессе решения важных задач.

В данном случае цель исследования заключается в формировании небольшого количества идей, способных эффективно решить поставленную задачу.

Особенности метода синектики

[agg-ad id=»1631″ align=»none»]

Аналогии представляют собой основной элемент данного подхода. Чтобы получить высококачественный результат, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

  • Нельзя обсуждать, как недостатки, так и достоинства участников.
  • Роль ведущего должна периодически доставаться другим участникам синектической группы.
  • Каждый участник может без объяснений завершить работу, если почувствовал первые признаки утомления.
  • Все участники должны обладать специальной подготовкой.

Схема действий по методу синектики должна включать следующие этапы:

  1. Тщательный подбор участников.
  2. Поиск решений посредством использования разнообразных аналогий.

Читайте по теме: Метод дельфи (примеры)

Специфика первого этапа по методу синектики

На первом этапе необходимо сформировать группу из квалифицированных специалистов, в оптимальный состав которой будут входить в среднем от пяти до семи человек. Важно, чтобы в группе принимали участие, как приглашенные эксперты со стороны, так и сотрудники различных подразделений компании. Среди главных критериев отбора участников необходимо выделить:

  • Наличие гибкого мышления.
  • Широкий диапазон знаний.
  • Практический опыт. Предпочтение отдается тем, кто поменял несколько специальностей.
  • Соответствие возрастным ограничениям. В исследовании могут принимать участие специалисты от двадцати пяти до сорока лет.
  • Психологическая совместимость участвующих.

Перед тем как сделать выбор осуществляется длительное наблюдение за поведением и телесными движениями. Также потенциальных участников проверяют на возможность подключиться к уже существующим группам.

Специфика второго этапа по методу синектики

На данном этапе уже сформированная группа приступает к работе, используя обсуждение возникнувших аналогий как мощный инструмент, предназначенный для переориентации спонтанного мышления на предмет решения поставленной задачи. Стоит отметить, что для метода синектики характерно использование четырех типов аналогий, в частности:

  • Прямые типы. Такие аналогии достаточно часто связаны с разнообразными системами биологического характера.
  • Символические типы. Представляют собой многообразие поэтических средств, в частности разнообразных сравнений и метафор. Благодаря символическим аналогиям можно отождествлять характеристики одной вещи с другой.
  • Субъективные типы. В данном случае участники могут представлять различные способы использования собственного тела с целью достичь желаемого результата.
  • Фантастические типы. Фантастические аналогии предоставляют возможность представить предметы так, как участник хочет их видеть, но какими они не являются.

Читайте по теме: Что такое SKU в торговле?

Стоит отметить, что аналогии в полной мере охватывают практический опыт и мысли участников. В свою очередь, вышеуказанную классификацию типов аналогий можно представить следующим образом: субъективные и символические аналогии являются телесными и абстрактными, а прямые и фантастические – реальными и нереальными соответственно.

Благодаря регулярному применению данного метода можно значительно расширить традиционный комплекс средств, а также разработать новые приемы, позволяющие более глубоко изучать проблемный вопрос.

Читайте по теме: Что такое маржа. Расчет маржинальности. Валовая маржа

Пример использования метода

В качестве яркого примера использования метода синектики можно привести стратегию, разработанную Дж. Гордоном, для известных чипсов Pringles. Компании необходимо было решить актуальную задачу создания новых чипсов и эффективной упаковки с условием, чтобы она не требовала заполнения большим количеством воздуха.

Сложность заключалась в том, чтобы чипсы не ломались и упаковывались достаточно компактно. Используя метод синектики, была выбрана аналогия, отображающая, как укладываются опавшие осенние листья в мешок. Вследствие этого появились известные чипсы Pringles с оригинальной и удобной упаковкой, секретом которой стало смачивание сухой муки из картофеля.

Синектика — метод эффективного решения задач

Синектика — это метод сочетания разноплановых, нередко совершенно несовместимых элементов при постановке задачи и поиске решений. Были ли в вашей жизни случаи, когда решение задач заходило в тупик? Рассмотрены десятки вариантов, а процесс так и стоит на месте? В таких случаях метод синектики — отличный выбор. Он позволяет увидеть ситуацию с другой стороны. Применение этой техники поможет найти неожиданное, возможно, непонятное или абсурдное решение. Но какая разница, как оно выглядит, если проблема решена?

Содержание

  • Когда и как появился метод
  • Как работает метод синектики
  • Этапы синектического решения
    • Пример применения синектики для поиска решений
  • Преимущества и недостатки синектики
  • Как создать синектическую группу
  • Заключение

Когда и как появился метод

Метод синектики появился в середине прошлого столетия. Тогда изобретатель и исследователь мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс сделали открытие. Они выяснили, что групповое и индивидуальное творчество похожи. Это стало толчком к созданию в 1952 году исследовательской группы (Кембридж). Она занималась изучением и усовершенствованием интересного метода под названием синектика. Это слово отображает его суть. В переводе с греческого оно обозначает соединение нескольких разнородных элементов.

Сегодня синектика – метод мозгового штурма. Он предполагает обсуждение проблемы, использование метафор и аналогий. По мнению Уильяма Гордона, последние помогают избавиться от ограниченности мышления. Главное – понять, как знания из одной области применяются в другой.

Примером эффективности синектического штурма называют сотрудничество Гордона с компанией Kellogg — производителем чипсов Pringles. Возникла проблема с упаковкой. Нужно сделать ее компактной и удобной. Но как? Используя метод синектики, Гордон сравнил чипсы в упаковке с собранными в пакеты опавшими листьями. Сухие занимают больший объем, чем влажные. Последние эластичнее и мягче, благодаря чему компактнее укладываются в пакеты и мешки. По мнению изобретателя, так стоит поступить и с чипсами. Он предложил смачивать картофельную муку, используемую для их изготовления. Результат налицо.

В начале 60-х годов Уильям Гордон издал книгу «Синектика: развитие творческого воображения». А чуть позже основал компанию Synectics Inc, специализирующуюся на обучении креативному мышлению.

Как работает метод синектики

Как сказано выше, суть метода синектики заключается в поиске аналогий. Они бывают 4 видов:

  1. Прямые. Это похожие черты объектов, используемые при решении одинаковых задач. Сюда относится схожесть природных данных или технических характеристик. Представьте, что перед вами стоит задание усовершенствовать процесс покраски мебели. Но вы не знаете, как лучше это сделать. Проведите аналогию с окрашиванием других предметов. Пусть это будет, к примеру, бумага. Или же задумайтесь об окраске цветов и животных.
  2. Символические. В обычных вещах нужно видеть метафоры и парадоксы. Здесь синектика предлагает посмотреть на привычное с необычного ракурса. Аналогия такого типа часто используется в искусстве. Нередко появляется она и в повседневной жизни. Взять хотя бы знакомые всем фразы «живой мертвец» или «без вины виноватый».
  3. Личные. Попробуйте отождествить себя с изучаемым явлением или объектом. Наденьте на себя его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи. Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и даже бессмысленными. Однако это возможность увидеть новые грани, стороны предмета. Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого воображения.
  4. Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию. Представьте объект в самых фантастических или даже нереальных условиях. Пусть он будет свободен от физических законов. Побудьте писателем-фантастом. Возможно, в этот момент вы увидите, как решить проблему без привязки к существующей реальности.

Используя перечисленные аналогии, вы задействуете все типы мышления. Благодаря этому увидите полную картину происходящего.

Этапы синектического решения

Поиск новых идей методом синектики проводится в 8 этапов.

Каждый из них подробно объясняется в книге Уильяма Гордона.

  1. Для начала выделяют проблему. Ее не знает никто из участников. Информация доступна только руководителю. Она не разглашается не случайно. Если человек знает все заранее, ему сложно переключиться с привычного способа решения задач на творческий, креативный. Проблема освещается в общем виде.
  2. На 2 этапе проблему делят на части. Самые сложные разделяются на мелкие.
  3. Участники группы изучают вопрос, анализируют детали, делают выводы. Для этого они используют полученную ранее информацию.
  4. Теперь пришло время подбора аналогий и метафор. В синектике это способ понять суть проблемы, рассмотреть ее изнутри.
  5. Следующий этап – изучение проблемы с необычного ракурса.
  6. Участникам предстоит рассказать, как они поняли ситуацию. Здесь вновь в игру вступают аналогии.
  7. Самую подходящую аналогию отождествляют с поставленной задачей. В результате снимаются любые ограничения, раздвигаются рамки.
  8. Этот этап предполагает поиск решений. Участникам группы нужно найти подходящий вариант, высказать идеи по поводу него. После решение проецируется на проблему.

На последнем этапе работают эксперты. Они оценивают и анализируют проделанную работу. А после думают, как применить найденные решения на практике.

Пример применения синектики для поиска решений

Один из примеров приведен выше. Создатель методики воплотил ее в жизнь, работая с компанией, производящей чипсы «Pringles».

Есть и другой пример. Представьте литейный завод. На одном из этапов производства происходит пескоструйная очистка готовых изделий. Проблема в том, что песок попадает в полости деталей. На его удаление тратится много времени. К тому же, это дополнительные расходы. Инженеры искали способ сделать так, чтобы песчинки очищали металл, но при этом не оставались в изделии.

Специалисты провели аналогию со льдом. При таянии он исчезает. Почему бы не применить эту особенность в случае и с производством деталей? Было принято решение вместо песка использовать частицы сухого льда. Они эффективно очищали металл, а после, превращаясь в газ, испарялись.

Преимущества и недостатки синектики

Метод синектики, который относится к технике мозгового штурма, имеет ряд достоинств. Вот некоторые из них:

  1. Результативность. Правильно собранная синектическая группа и нестандартный подход работают быстрее других техник решения поставленных задач.
  2. Процесс поиска решений проходит максимально эффективно. Синектика предполагает использование сразу всех типов мышления. Каждый участник максимально раскрывает потенциал. Другие методы не могут похвастаться такими достижениями.
  3. Коллектив постоянно развивается. Он не только решает бессчетное количество задач. Каждый участник группы получает опыт, учится чему-то новому, находит общий язык с коллегами. Это благоприятно сказывается на работе компании.
  4. Уменьшаются посторонние затраты и случайные факторы. Во время классического мозгового штурма много времени уходит на перечисление вариантов решения проблемы. При синектике участники группы критикуют высказывания друг друга. В итоге находят реальные, применимые в данной ситуации решения, а не перечисляют все, что приходит в голову.

Несмотря на неоспоримые преимущества, у метода синектики есть и некоторые недостатки:

  1. Продолжительное обучение. Участникам синектической группы нужно пройти специальное обучение. Это семинары, онлайн курсы, тренинги. Сюда входит и чтение соответствующей литературы. В любом случае процесс займет немало времени.
  2. В группу стоит набирать только квалифицированных специалистов. Они должны быть мотивированы, иметь лояльное отношение к компании и желание участвовать в обсуждениях.

Еще одним недостатком считается отрыв от производства. Группе нужны разнопрофильные специалисты. Их отсутствие на месте снижает эффективность работы компании.

Как создать синектическую группу

Формирование группы происходит в 3 этапа:

  1. Первым идет отбор участников. Они проходят специальные тесты, по результатам которых определяют уровень эрудиции, образование, способность нестандартно мыслить, наличие знаний в отдельных сферах. Лучше, если у кандидатов разные профессии. Предпочтение отдается тем, у кого две несовместимые друг с другом специальности. Пример – инженер-экономист или физик-врач.
  2. Второй этап – обучение. В России метод синектики не пользуется популярностью. Поэтому касающихся его методических и учебных разработок нет. Да и опыт других стран игнорируется. За границей существуют специальные заведения, которые заняты подготовкой синектических групп. Процесс занимает год. Очные занятия проводятся в центрах. Это теория. После начинается практика. «Студенты» отправляются на свои предприятия решать реальные задачи.
  3. На последнем этапе подготовленную группу внедряют на фирму.

Иногда руководство компании решает создать синектическую группу из своих сотрудников. Другой вариант — заказать уже готовый коллектив для разового или регулярного сотрудничества.

Заключение

Метод синектики – возможность принимать нестандартные решения путем перенесения опыта из одной сферы в другую. В процессе работы не ограничивайте фантазию. Вам придется предлагать неожиданные и даже абсурдные варианты решения задач. Поначалу такая практика кажется нелепой. Но примеры говорят о ее эффективности. Вспомните хотя бы упаковку чипсов «Pringles».

Синектика | eduTOOLBOX

В 1961 году Уильям Гордон разработал модель стимулирования творчества с помощью аналогий или метафор. Предпосылка Гордона заключалась в том, что творческие люди регулярно используют аналогиональное мышление, чтобы поддерживать новые способы рассмотрения вопросов или проблем. Ключом к успешному уроку, включающему синектику , является задача, требующая от отдельных лиц или групп учащихся обнаружения физических, символических или поведенческих связей между знакомым и незнакомым, а также умения описывать эти вновь определенные отношения.

Синектический триггерный механизм — это задача или вопрос, который способствует появлению новых идей и мыслей. Например, при изучении формы и функции в биологии учащимся показывают изображения различных типов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. д., а также изображения животных с определенными структурными адаптациями. В этом случае изображения используются, чтобы вызвать аналогии между непохожими вещами, такими как гепард и скоростная спортивная машина.

Реализация

1. Подготовьте графический органайзер Synectics для каждого учащегося.

2. Этот обучающий инструмент зависит от конкретной ситуации. Тщательно подумайте об идее, ситуации, концепции, событии или условии, которые вы хотите, чтобы студенты исследовали.

3. Используйте синектический триггерный механизм, такой как картинка, стихотворение, песня, рисунок и т. д., чтобы начать собственное рассуждение по аналогии.

· Используйте идеи из природного или искусственного мира, связи с историческими событиями, вашей школой и т. д.

4. Придумайте личную аналогию для любого из вышеперечисленных элементов.

· Примечание. Используйте идеи, которые не имеют прямого отношения к предмету.

· Если аналогия настолько очевидна, что все ее сразу «понимают» без необходимости оригинального мышления, то найдите другую.

5. Проанализируйте связи, которые, по вашему мнению, существуют в вашей аналогии.

6. Прежде чем приступить к личным аналогиям, потренируйтесь строить аналогии на примерах вещей, которые имеют сходство, которое легко определить.

· Акула очень похожа на торпеду, потому что …

· Ветряная турбина очень похожа на солнечную панель, потому что …

7. Затем переходите к аналогиям, требующим более абстрактного мышления.

· Приготовление кофе очень похоже на мозговой штурм, потому что …

· Вождение электромобиля очень похоже на уплату налогов, потому что …

Классное руководство

процесс, представляя свою собственную аналогию и объясняя связь с классом.

2. Предложите учащимся быстро разместить слова в каждом из четырех квадрантов. Прежде чем выбирать эти слова, следует немного подумать.

3. Попросите учащихся ввести понятие, идею, условие и т. д., которые вы хотите изучить, в центральное поле.

4. Для каждого квадранта попросите учащихся завершить эту основу предложения: Слово в центральной рамке очень похоже на элемент в квадранте, потому что…

5. Поделитесь со всем классом случайными примерами студенческих аналогий.

6. Предлагаемая формирующая оценка: плюс-минус-интересно.

Синектическая модель обучения — Джон Дабелл

Преподавание и обучение 

Джондабелл 3 комментария творческое мышление, формирующая оценка, метафора, сравнение, синектика, Уильям Дж. Гордон

Вы пробовали рассуждать по аналогии?

В 1961 году Уильям Дж. Дж. Гордон и его коллеги разработали модель творческого мышления под названием «Синектика».

Синектика — это греческое слово, означающее объединение различных идей.

Модель изначально была разработана для повышения творческого самовыражения, эмпатии и проницательности, а также для помощи «творческим группам» в промышленных и других организациях в разработке качественных продуктов и решении проблем. Они были использованы в качестве стимула для чипсов Pringles для пропитанных повязок для ран.

Я всегда называл эту модель «рассуждения по аналогии», потому что она использует сравнения для проведения ярких и образных сравнений между двумя, казалось бы, не связанными между собой объектами, понятиями, процессами или событиями.

Это творческий процесс установления связей, который можно использовать по любому предмету в рамках учебной программы.

Хотя существуют различные типы аналогий (прямые, личные и символические), я всегда находил метод прямой аналогии наиболее эффективным для групповых дискуссий.

Seligmann (2007) приводит пример сравнения сердечно-сосудистой системы с автомагистралью. Учащиеся могут предположить, что они похожи, потому что клетки крови подобны грузовикам, путешествующим по сосудистой системе, доставляющим кислород к органам тела, а сгусток крови подобен пробке, мешающей клеткам крови выполнять свои жизненно важные поставки.

Я видел похожий пример в прекрасной книге Марсело Старикоффа и Алана Риса «Начни думать»:

Кровь похожа на томатный кетчуп, потому что….

  1. оба содержат сахар и соль
  2. оба содержат воду
  3. оба вязкоупругие

На уроках много возможностей для развития синектического мышления. Вы можете поделиться следующими примерами со своим классом и посмотреть, какие идеи дети могут придумать вместе. Попросите детей придумать по три идеи на каждый пример:

  • Ваша личность похожа на снежинку, потому что…
  • Преподавание похоже на исследование космоса, потому что…
  • Акула похожа на торпеду, потому что…
  • Кит похож на подводную лодку, потому что…
  • Учитель подобен волку, потому что…
  • Класс похож на муравейник, потому что….

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts