Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества
Автор: Сериева Медни Магомедовна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 16.12.2016 2016-12-16
Статья просмотрена: 2817 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 9 (pdf)
Библиографическое описание:Сериева, М. М. Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества / М. М. Сериева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 833-835. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36938/ (дата обращения: 28.11.2022).
This article provides an overview of the history of the formation of views on honor and dignity of the person in social development. It gives the value of categories of «honor» and «dignity» in different historical periods, as well as their reflection in the legal reality.
The object of research is the system of social relations associated with the emergence and development of social honor and dignity, their reflection in the legal sphere.
Key words: honor, dignity, rights and freedoms
На первых этапах развития человечества начали формироваться представление о чести и достоинстве.
Еще в рабовладельческом обществе существовал стереотип, что чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. В различных цивилизациях представления о чести и достоинстве содержательно и концептуально различались. Для античности характерно, что ценность и достоинство человека определялось его принадлежностью к государству, вне Афин, Рима или Спарты личность теряла свое значение. То есть существовало гражданское полноправие, когда не будучи гражданином Рима, человек не мог претендовать на обладание честью.Доминирующим классом, который формировал представление о чести и достоинстве в средние века являлись феодалы-рыцари. Они считали, что только люди благородного происхождения могут быть преданы своему господину, верны данному слову, обещанию, способны на подвиги. Все это способствовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Чтобы все это заслужить совершались подвиги. Особая храбрость рыцарей означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного клана.
В ХV11-Х1V началось оформление чести и достоинства в системе прав человека. Ярким представителем развития идеи достоинства как индивидуальной ценности человека является немецкий мыслитель И. Кант. Он считал, что каждый человек обладает достоинством и это –родовое качество разумных существ. Кант утверждал, что как разумное существо человек никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе.
Посягательство на честь считалось оскорблением. Оскорбление делилось на обиду и опозорение. Если оскорбление способно опорочить человека в глазах в-третьих лиц, то это признавалось как опозорение, а если унижено нравственное достоинства лица –это обида.
В советское время честь гражданина оценивалась общественно полезным трудом. И это ценность труда, создающее все блага жизни, получила высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда.
В современном мире заметно растет тенденция обесценивания духовных ценностей. Понятия честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.
Честь — внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе. Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинство — внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения.
Одним из условий становления и самоутверждения личности духовного индивида является формирование у него чести и достоинства. Но современно ли понятия честь и достоинство в современном мире? Устарело ли это понятие? И что оно значит для современного человека?
Человек наделен достоинством с момента появления на свет, а честь приобретается на протяжении всей жизни. Честный человек всегда поступить к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.
Человек чести может быть честен по отношению к Родине, долгу к другим людям, обязанностям. Он пользуется хорошей репутацией, авторитетом и уважением в обществе. «Человек чести» — один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Человек, который честно исполняет данные обещания и приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.
Честь включает в себе две стороны: субъективную, т. е. это мнение которое имеет о себе сам человек, и объективную, ценность которой наделяют человека окружающие люди. Человек с явно завышенной оценкой переоценивает свое достоинство, требует к себе особого уважения.
Что значит потерять честь? Это значит потерять свое имя, свое лицо. Ведь верность, благородство, собственное достоинство –это то, что делает личность сильнее, мужественнее и светлее.
Честь отдают офицеры, дают клятву президент и врачи. Это помогает им осознать свою ответственность, взять ее на себя, быть верными, стать доблестным. В современном мире люди потеряли свое духовное стремление к благородству, обретя потребительское отношение ко всем сферам жизни. Сегодня каждый человек может отказаться от своего достоинства, пройти мимо несправедливости, безнаказательно «опустить» другого человека.
Честь – это социально-этическое чувство честности и моральной чистоты. Существует честь офицера, для которого незапятнанная честь его мундира превыше всего; честь гражданина, не смеющего предавать честь своей страны; честь врача и учителя, жертвенно относящихся к своей профессии; честь политика и журналиста, стремящихся не вводить в заблуждение народ и быть его верными слугами.
Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Т. е. можно сказать, что умение принять бесчестие с достоинством очень благородно. Каждый человек в этом случае может вести себя по-разному. Кто-то может пересмотреть свое поведение и осознать, что вел себя не достойно и понять, что надо пережить это бесчестие и в дальнейшем изменить свое поведение. А другой может не принять это к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.
Достоинство человека – это один из духовных стержней личности. Понятие «человеческое достоинство» неразрывно связано с таким понятием, как духовно-нравственная ценность личности. Человек не обладает чувством собственного достоинства и лишен духовно-нравственного стержня, когда он продает себя в каком-либо в качестве, взяточника, предателя и т. д. Такие люди больше всего ценят и оберегают свою внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу и духовную независимость и осознают свои достоинства как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу, устраивать свои дела, нести ответственность за свои поступки. Такой индивид не будет совершать аморальных, безнравственных поступков и никому не позволить унижать себя, помыкать и издеваться.
В современное время понятие чести и достоинства все больше связывают с материальным достатком, успехом, властью, престижем.
Подводя общие итоги, можно сделать следующие выводы:
- Достоинство – это фундамент прав человека, наполняющий права и свободы богатым содержанием. Честь и достоинство граждан не одинаковы, так как не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
- В понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
- Если бы не существовало понятии чести достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости.
Литература:
- История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.
- Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права, краткий словарь. СПб. 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): честь, достоинство, достоинство человека, современный мир, высокая оценка, собственная ценность, собственное достоинство, человек чести.
Ключевые слова
личность, достоинство, честь, права и свободычесть, достоинство, личность, права и свободы
Похожие статьи
Если состояние чести человека зависит от его общественного положения, отношения к нему общества, то достоинство определяется его отношением к самому себе как духовно-нравственному существу.
Понятие “
достоинство человека” и его научно-философская. ..достоинство, человеческое достоинство, достоинство человека, высшая ценность, ценность, Узбекистан, собственное достоинство, онтологическая основа, государство, Адлер.
Понятие
чести, достоинства и деловой репутации в российском…Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде.
Социально-правовая природа
чести, достоинства и деловой…Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности. Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе.
Развитие взглядов в истории о
достоинстве человекаПолноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности…
Компенсация морального вреда при посягательстве на
честь…Честь и достоинство не даются человеку с рождения, а формируются постепенно, в процессе всей его жизни и общественной деятельности, причём в общественную оценку включаются не только сами его поступки, но и движущим им цели, мотивы и убеждения.
Проблема гарантий права на
честь и достоинствоПраво человека на честь и достоинство должно быть обеспечено системой гарантий — материальных, политических, идеологических. Остановимся подробнее на правовых гарантиях. Отечественное отраслевое законодательство предусматривает следующие юридические…
Способы защиты
чести и достоинства в уголовном…Честь и достоинство являются ценностными качествами, принадлежащими каждому человеку.
Российская Федерация является правовым государством и потому высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
Понятие добродетели и
достоинства в христианствеДостоинство означает, что человек заслуживает уважения, чести и имеет «абсолютную ценность как разумно-социальное существо» [4, с. 147].
Сохраняющий достоинство человек заслуживает чести и уважения.
Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личностиЕсли состояние чести человека зависит от его общественного положения, отношения к нему общества, то достоинство определяется его отношением к самому себе как духовно-нравственному существу.
Понятие “
достоинство человека” и его научно-философская…достоинство, человеческое достоинство, достоинство человека, высшая ценность, ценность, Узбекистан, собственное достоинство, онтологическая основа, государство, Адлер.
Понятие
чести, достоинства и деловой репутации в российском. ..Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде.
Социально-правовая природа
чести, достоинства и деловой…Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности. Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе.
Развитие взглядов в истории о
достоинстве человекаПолноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности…
Компенсация морального вреда при посягательстве на
честь…Честь и достоинство не даются человеку с рождения, а формируются постепенно, в процессе всей его жизни и общественной деятельности, причём в общественную оценку включаются не только сами его поступки, но и движущим им цели, мотивы и убеждения.
Проблема гарантий права на
честь и достоинствоПраво человека на честь и достоинство должно быть обеспечено системой гарантий — материальных, политических, идеологических. Остановимся подробнее на правовых гарантиях. Отечественное отраслевое законодательство предусматривает следующие юридические. ..
Способы защиты
чести и достоинства в уголовном…Честь и достоинство являются ценностными качествами, принадлежащими каждому человеку.
Российская Федерация является правовым государством и потому высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
Понятие добродетели и
достоинства в христианствеДостоинство означает, что человек заслуживает уважения, чести и имеет «абсолютную ценность как разумно-социальное существо» [4, с. 147].
Сохраняющий достоинство человек заслуживает чести и уважения.
Похожие статьи
Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личностиЕсли состояние чести человека зависит от его общественного положения, отношения к нему общества, то достоинство определяется его отношением к самому себе как духовно-нравственному существу.
Понятие “
достоинство человека” и его научно-философская…достоинство, человеческое достоинство, достоинство человека, высшая ценность, ценность, Узбекистан, собственное достоинство, онтологическая основа, государство, Адлер.
Понятие
чести, достоинства и деловой репутации в российском…Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде.
Социально-правовая природа
чести, достоинства и деловой. ..Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности. Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе.
Развитие взглядов в истории о
достоинстве человекаПолноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности…
Компенсация морального вреда при посягательстве на
честь…Честь и достоинство не даются человеку с рождения, а формируются постепенно, в процессе всей его жизни и общественной деятельности, причём в общественную оценку включаются не только сами его поступки, но и движущим им цели, мотивы и убеждения.
Проблема гарантий права на
честь и достоинствоПраво человека на честь и достоинство должно быть обеспечено системой гарантий — материальных, политических, идеологических. Остановимся подробнее на правовых гарантиях. Отечественное отраслевое законодательство предусматривает следующие юридические…
Способы защиты
чести и достоинства в уголовном…Честь и достоинство являются ценностными качествами, принадлежащими каждому человеку.
Российская Федерация является правовым государством и потому высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
Понятие добродетели и
достоинства в христианствеДостоинство означает, что человек заслуживает уважения, чести и имеет «абсолютную ценность как разумно-социальное существо» [4, с. 147].
Сохраняющий достоинство человек заслуживает чести и уважения.
Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личностиЕсли состояние чести человека зависит от его общественного положения, отношения к нему общества, то достоинство определяется его отношением к самому себе как духовно-нравственному существу.
Понятие “
достоинство человека” и его научно-философская…достоинство, человеческое достоинство, достоинство человека, высшая ценность, ценность, Узбекистан, собственное достоинство, онтологическая основа, государство, Адлер.
Понятие
чести, достоинства и деловой репутации в российском. ..Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде.
Социально-правовая природа
чести, достоинства и деловой…Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности. Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе.
Развитие взглядов в истории о
достоинстве человекаПолноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности…
Компенсация морального вреда при посягательстве на
честь…Честь и достоинство не даются человеку с рождения, а формируются постепенно, в процессе всей его жизни и общественной деятельности, причём в общественную оценку включаются не только сами его поступки, но и движущим им цели, мотивы и убеждения.
Проблема гарантий права на
честь и достоинствоПраво человека на честь и достоинство должно быть обеспечено системой гарантий — материальных, политических, идеологических. Остановимся подробнее на правовых гарантиях. Отечественное отраслевое законодательство предусматривает следующие юридические. ..
Способы защиты
чести и достоинства в уголовном…Честь и достоинство являются ценностными качествами, принадлежащими каждому человеку.
Российская Федерация является правовым государством и потому высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
Понятие добродетели и
достоинства в христианствеДостоинство означает, что человек заслуживает уважения, чести и имеет «абсолютную ценность как разумно-социальное существо» [4, с. 147].
Сохраняющий достоинство человек заслуживает чести и уважения.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края
Прокурор разъясняет
- 5 мая 2021, 11:59
О защите чести, достоинства и деловой репутации
Текст
Поделиться
В силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.
Например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, то есть за клевету, статьей 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.
За совершение данного преступления может быть назначено уголовное наказание в виде штрафа или обязательных работ.
В то же время за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы.
Прокуратура Анучинского района
О защите чести, достоинства и деловой репутации
В силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.
Например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, то есть за клевету, статьей 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.
За совершение данного преступления может быть назначено уголовное наказание в виде штрафа или обязательных работ.
В то же время за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы.
Прокуратура Анучинского района
Уважение достоинства каждого человека
26 октября 2017 г. Темы WBAS для семей, Темы WBAS Достоинства и ценности
«Если мы хотим добиться каких-либо успехов в служении Богу, мы должны начинать каждый день своей жизни с новым рвением. Мы должны как можно дольше находиться в присутствии Бога и не иметь иного взгляда или цели во всех наших действиях, кроме божественной чести». — Сент-Чарльз Борромео
В последнее время бывали дни, когда трудно было принять «рвение», которое описывает Чарльз Борромео. Тревожный рост количества новостей о расизме, ксенофобии и других формах дискриминации и ненависти ложится тяжким бременем на сердце и душу. Меня до сих пор не покидают мысли о демонстрантах в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, многие из которых молодые люди, марширующих с факелами и скандирующих расистские и антисемитские лозунги. В недавней радиопрограмме, посвященной этому событию, рассказывалось, как многие из них радикализируются в Интернете так же, как и иностранные террористы. Раздраженные восприятием дискриминации из-за того, что они «белые мужчины-христиане», они вымещают свой гнев и разочарование на цветных людях, иммигрантах, евреях и других людях, которые, по их мнению, лишают их прав и привилегий.
Это повод более глубоко задуматься о напоминании Чарльза Борромео о необходимости оставаться в присутствии Бога. Это мудрый совет. Почитать себя в божественном смысле означает уважать достоинство каждого человеческого существа и лелеять каждого как одного из возлюбленных Божьих. Мое собственное искушение состоит в том, чтобы навесить ярлыки и осудить факелоносцев, чьи действия и взгляды вызывают у меня отвращение и отвращение. Однако даже они достойны уважения и достоинства, которыми пользуются все люди, независимо от цвета кожи, страны происхождения или религиозных традиций. Я знаю это в своей голове; как привнести это в мою повседневную жизнь?
Один из способов сделать это — оставаться рядом с теми, чьи сердца намного шире, чем у меня. Некоторые из них — люди из моего круга близких — мой муж и дети, друзья, коллеги и члены моей приходской общины. Есть и те, кого я не знаю лично, но чьи слова и действия вдохновляют и бросают мне вызов. Папа Франциск. Малала Юсуфзай. Десмонд Туту. Они говорят правду о несправедливости и ненависти, никого не демонизируя, и через общественное свидетельство чтят человеческое достоинство других.
После марша в Шарлоттсвилле католические епископы США выступили с заявлением, осуждающим грех расизма, и созвали комитет для дальнейшего изучения вопроса. Нет сомнений в том, что почитание человеческого достоинства будет центральным элементом пастырского послания, которое вытекает из их работы. Это еще больше подтолкнет нас к страстному принятию Божьего присутствия среди всех людей и к работе, которую мы должны выполнять вместе, чтобы уважать и лелеять друг друга.
Для катехизаторских, школьных и пастырских руководителей: узнайте больше о реакции католических епископов США на грех расизма и поделитесь ею с прихожанами вашего прихода или школы.
Загрузите мою молитву о прославлении достоинства всех людей и поделитесь ею в своем доме или приходе.
Жизнь и достоинство человека
Католическая церковь провозглашает, что человеческая жизнь священна и что достоинство человеческой личности является основой нравственного видения для
общество. Это убеждение лежит в основе всех принципов нашей
социальное учение. В нашем обществе человеческая жизнь находится под прямой атакой со стороны
аборт и эвтаназия. Ценность человеческой жизни находится под угрозой
путем клонирования, исследований эмбриональных стволовых клеток и использования
штраф. Преднамеренное нападение на гражданских лиц во время войны или террористов
атаки всегда ошибочны. Католическое учение также призывает нас работать над
избежать войны. Нации должны защищать право на жизнь, находя
все более эффективные способы предотвращения конфликтов и их разрешения путем
мирные средства. Мы верим, что каждый человек дорог, что люди
важнее вещей, и что мера всякого
учреждения заключается в том, угрожает ли оно жизни и достоинству
человеческая личность.
Традиция
Когда мы не признаем частью реальности ценность бедного человека, человеческого эмбриона, человека с инвалидностью – вот лишь несколько примеров – становится трудно услышать крик самой природы; все связано. (Папа Франциск, О заботе о нашем общем доме [Laudato Si’], № 117)
Подобно тому, как заповедь «Не убий» устанавливает четкий предел для сохранения ценности человеческой жизни, сегодня мы также должны сказать «нельзя» экономике изоляции и неравенства. Такая экономия убивает. Как может быть, что это не новость, когда пожилой бездомный умирает от облучения, а новость, когда фондовый рынок теряет два пункта? Это случай исключения. Можем ли мы продолжать стоять в стороне, когда еда выбрасывается, а люди голодают? Это случай неравенства. Сегодня все подчиняется законам конкуренции и выживания сильнейших, где сильные питаются бессильными. Как следствие, массы людей оказываются исключенными и маргинализированными: без работы, без возможностей, без каких-либо средств бегства. Люди сами по себе считаются потребительским товаром, который нужно использовать, а затем выбросить. Мы создали культуру «выбросить», которая теперь распространяется. Это уже не просто эксплуатация и угнетение, а нечто новое. Исключение, в конечном счете, связано с тем, что значит быть частью общества, в котором мы живем; исключенные больше не являются изнанкой общества, его маргиналами или бесправными — они больше даже не являются его частью. Исключенные — это не «эксплуатируемые», а изгои, «остатки». (Папа Франциск, Радость Евангелия [Evangelii Gaudium], no. 153)
Достоинство личности и требования справедливости требуют, особенно сегодня, что экономический выбор не вызывает неравенства в богатство увеличиваться чрезмерным и морально неприемлемым образом. (Папа Бенедикт XVI, Милосердие в истине [ Caritas in Veritate ], № 32)
Человеческие личности по воле Бога; они запечатлены с Божьим изображение. Их достоинство проистекает не из работы, которую они делают, а из личности они есть. (Святого Иоанна Павла II, В сотый год [ Centesimus annus] , нет. 11)
Основа всего, что Церковь думает о нравственности аспектами экономической жизни является ее видение трансцендентной ценности. святость — человека. Достоинство человеческой личности, реализуется в сообществе с другими, является критерием, по которому все аспекты экономической жизни должны быть измерены.
Таким образом, все люди являются целью, которой служит институты, составляющие экономику, не означает, что их можно эксплуатировать для более узко определенные цели. Человеческая личность должна уважаться с почтение, которое является религиозным. Когда мы имеем дело друг с другом, мы должны делать так и с чувством благоговения, которое возникает в присутствии чего-то святого и священное. Ибо это то, чем являются люди: мы созданы в образ Божий (Быт. 1:27). (Конференция католических епископов США, Экономическая справедливость для всех, №. 28)
Каждый человек, именно по причине тайны Слова Божия, ставшего плотью (ср. Ин 1, 14), вверено материнской заботе Церкви. Поэтому каждый угроза человеческому достоинству и жизни обязательно должна ощущаться в самое сердце церкви; это не может не затронуть ее в основе ее веры в Искупительном воплощении Сына Божия и вовлечь ее в ее Миссия проповеди Евангелия жизни во всем мире и каждому тварь (ср. Мк 16:15). (Святого Иоанна Павла II, Евангелие жизни [ Evangelium vitae ] , no. 3)
Четко сформулированная заповедь «Не убий» резко отрицательный: он указывает крайний предел, который никогда не может быть превышен. Однако косвенно это поощряет позитивное отношение абсолютное уважение к жизни; это ведет к продвижению жизни и к продвигайтесь по пути любви, которая дает, получает и служит. (Св. Иоанн Павел II, Евангелие жизни [Evangelium vitae], № 54)
Это учение основано на одном основном принципе: индивидуальный человеческий существа являются основанием, причиной и концом всякого общественного учреждение. Это обязательно так, ибо люди по своей природе общительны. существа. (Св. Иоанн XXIII, Мать и Учитель [ Mater et Magistra ] , № 219)
Существует также греховное неравенство, от которого страдают миллионы людей. и женщины. Они находятся в открытом противоречии с Евангелием: их равные достоинство личности требует, чтобы мы стремились к более справедливому и гуманному условия.