Развитие 5 лет: Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 5 лет

Чем старше ребенок становится, тем больше тревог по поводу его развития возникает у родителей. Волей-неволей мы сравниваем успехи малыша с достижениями его сверстниками. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется масса новых умений, у каждого ребенка хорошо получается что-то своё. Что же считается «нормой» развития в 5 лет? В чем особенность физического, умственного и личностного развития пятилетнего ребенка? Какие основные задачи этого возраста? Об этом мы расскажем Вам в нашей статье.

Физическое развитие в 5 лет

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.

Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:

  • Высоко подпрыгивать на двух ногах;
  • Прыгать и стоять на одной ноге;
  • Бросать и ловить мяч;
  • Прыгать на скакалке;
  • Лазить по веревочной лестнице;
  • Кататься на велосипеде и самокате.

Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.

Навыки самообслуживания

Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:

  • Чистят зубы;
  • Моют руки;
  • Одеваются и раздеваются;
  • Застегивают пуговицы, молнии;
  • Завязывают шнурки.

Познавательное развитие детей 5 лет

  • Память

В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.

  • Внимание

По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.

  • Мышление

В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.

В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.

  • Воображение

Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.

  • Произвольность

Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.

С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.

Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.

Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.

Развитие речи в 5 лет

В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».

Для развития речи ребенка важно его окружение: общайтесь с малышом, читайте сказки, слушайте песни. Только эмоциональный опыт, связанный с родным языком, поможет ребенку раскрыть его полноту и богатство.

Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л»), в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.

Пятилетние дети чаще всего готовы к тому, чтоб учиться писать и читать. Уровень готовности определяется сформированностью следующих навыков:

  • Умение внимательно слушать;
  • Распознавать звуки;
  • Строить фразы;
  • Умение держать карандаш.

Очень важна познавательная мотивация. Ребенку должно быть интересно узнать, что же написано на той вывеске, как пишется это слово. Без этого обучение грамоте может превратиться для малыша в пытку.

Выводы

Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш сможет не только развить свои умственные способности, но и получить неоценимый опыт общения со сверстниками.

Он научится помогать, работать в команде, договариваться. Наша цель – помочь каждому ребенку гармонично развиваться и в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал. Ждем Вас и Вашего малыша в нашем клубе!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ: ОСОБЕННОСТИ И РЕКОМЕДАЦИИ

И.А. Галкина (к.пс.н.)


Возрастной период от 5 до 6 лет называется старшим дошкольным. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. В статье мы рассмотрим основные особенности развития детей данного возраста и дадим рекомендации родителям для того, чтобы это время жизни ребенка могло быть наиболее эффективно использовано.

Физическое развитие

В пять лет движения малыша становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице, ловко управляется с мячом и может прыгать через скакалку, хорошо ориентируется в пространстве, прекрасно ходит по узкой доске, перешагивает и перепрыгивает через препятствия. А в конце пятого года многие дети умеют уже ездить на двухколесном велосипеде.


Он должен уметь правильно использовать многообразные обозначения пространственных отношений: спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону и т.д. Пятилетние дети очень активные. Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети в этом возрасте уже начинают посещать спортивные секции. Так, например, у нас в развивающем детском центре «Летиция» для детей с 4-х лет ведутся занятия высокопрофессиональными специалистами по комплексному физическому развитиюоздоровительной гимнастике с элементами УШУ, мини-футболу. Даже за один год занятий наблюдаются серьезные положительные сдвиги в физическом развитии детей, посещающих занятия спортом.


Купите домой несколько простых тренажеров — перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Желательно придумать к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажут многочисленные развивающее видео, которые можно скачать в интернете. Используйте для спортивных игр время прогулки: пусть ребенок играет в мяч и различные подвижные игры, бегает на площадке и наперегонки со сверстниками, преодолевает препятствия.


Мелкая моторика и бытовые навыки


Мелкая моторика рук к пяти годам активно совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге, пробуют делать из бумаги оригами, хорошо складывают пазлы из десятка деталей.


Развитость тонкой моторики — основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию. Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой и т.д. Прекрасными средствами для развития тонкой моторики является искусство оригами (создание из бумаги разнообразных изделий), а также искусство завязывания узелков из веревочек.


В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без необходимости. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.


Речевое развитие


Словарный запас малыша в возрасте пяти – шести лет достаточно большой и составляет более 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. В случае возникновения любых трудностей в развитии речи ребенка в этом возрасте необходимо проконсультироваться с профессиональным логопедом, пройти диагностику, получить рекомендации для самостоятельных занятий дома или начать посещать регулярные занятия с логопедом в детском центре. В «Летиции» с детьми занимаются опытные высокопрофессиональные логопеды с большим стажем работы, которые помогают решить возникшие вопросы и справиться с различными проблемами, мешающими развитию правильной и красивой речи. Процесс развития речи у детей идет параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Поэтому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали слишком громких звуков, так как ребенок копирует речь взрослых вместе с их ошибками.


Предложения, которыми говорит дошкольник, обычно состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами, хотя и допускает иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы, пересказывать сказки, улавливая их основной смысл, самостоятельно декламировать стихи, активно используя разные интонации.


По мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М — муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.


Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; «волшебные книжки» очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом. Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его содержание, научится вспоминать события, описанные в книге, следовательно, улучшится и его память.


Развитию речи также способствует ручная умелость. Очень важно формировать и укреплять кисть руки, особенно ведущей. Даже интеллектуально развитый и подготовленный к школе ребенок не будет успешен в обучении, если у него не развита мелкая моторика. Все это будет создавать дальнейшие, уже вторичные сложности, влияя на самооценку и даже на отношение к учебе. Поэтому, очень важно в данный период заниматься всевозможной творческой деятельностью, учиться правильно и уверенно держать карандаш, вырезать ножницами, делать аппликации, конструировать и лепить. Заинтересуйте ребенка созданием чего-то нового и интересного. Как известно, любое творчество, это еще и терапия, которая позволяет снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями.


Психическое развитие ребенка шестого года жизни (особенности познавательных процессов)


Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.


Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности, столь необходимой ребенку в процессе школьного обучения. Это предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень интересного малышу.


Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Более трудным для ребенка является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.


У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами. К пяти-шести годам ребенок использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.


Занятия с ребенком родителей, педагогов или специалистов-психологов могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза. Важно, чтобы поставленные задачи не превышали возможностей ребенка, а опирались, главным образом, на мотивацию к успеху. Сейчас существует множество ярких и увлекательных энциклопедий, настольных игр и развивающих игрушек, способных увлечь ребенка. Например, серия книг для чтения, имеющая 4 уровня сложности. Каждая книга — маленькая энциклопедия, где собраны факты на разные темы, начиная от бытовых и заканчивая научными. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д. Благодаря развитию словесно — логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.


У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе, то есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых — механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.


Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей


К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них уже неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Поэтому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь. С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно.


Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение, поэтому не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, давайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.


Особенности игры


Формированию произвольного поведения в период 5-6 лет способствует игра, которая все еще является для ребенка его ведущей деятельностью, главной составляющей его психического развития. Сейчас, сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета, а ее содержанием становятся отношения между людьми. Дети сами создают модели этих отношений, формируя устойчивые объединения из 3-4 человек и более. В такой игре много действий, которые помогают строить ребенку ролевые отношения с другими участниками. Так, дети становятся способны сознательно планировать и выполнять сложные последовательные действия. У детей этого возраста очень развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, врачами, героями сказок. Они иногда придумывают себе друзей и боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, что малыш обманывает. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью.


Режим и питание ребенка в 5 лет


Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время.


Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложиться спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур, гимнастических упражнений и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то же время. Затем нужно уделить время различным занятиям с ребенком, которые должны проходить в форме игры, но в то же время следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий надо обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы, просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние — поиграйте в развивающие игры или почитайте сказку.


Таким образом, дошкольное обучение детей должно быть интересным и познавательным. Не следует все время уделять внимание лишь интеллектуальным занятиям. Не надо забывать, что физические упражнения не менее важны для ребенка. Подходите к воспитанию комплексно — гармоничное развитие поможет малышу успешно перейти к новому этапу жизни в школе и быть счастливым впоследствии.


Посещение детьми специальных развивающих психологических занятий в детских центрах поможет родителям успешно решать необходимые задачи комплексного развития и воспитания детей 5 — 7 лет. В детском центре «Летиция» работает шесть профессиональных психологов по различным программам, которых более десяти. У нас есть как групповые, так и индивидуальные занятия по развитию личности ребенка и его познавательных процессов, коммуникативных навыков и различных способностей (общих, математических, художественных, музыкальных, танцевальных, спортивных, и др.). Для общего развития ребенка, всей сферы его познавательных процессов и личности в целом очень полезно и важно в этом возрасте заниматься шахматами либо с родителями, либо с опытными преподавателями. В нашем развивающем центре «Летиция» проходят индивидуальные и групповые занятия по обучению детей игре в шахматы. Дети также участвуют в различных шахматных турнирах, что способствует не только совершенствованию шахматного мастерства, но и развитию многих полезных личностных качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку чувствовать себя уверенно и спокойно в различных жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Вехи для 5-летних – Библиотека медицинской информации

Обзор

Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть продвинуты в одной области, например, в языке. Но они могут отставать в другой области, такой как сенсорное и моторное развитие.

Вехи обычно сгруппированы по пяти основным направлениям: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.

Физический рост и развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Набрали около 4,4 фунтов (2 кг) и выросли на 1,5 дюйма (4 см) до 2 дюймов (5 см) после своего четвертого дня рождения.

Посетите веб-сайт www.cdc.gov/growthcharts, чтобы увидеть высокие и низкие процентили для нормального веса и роста.

Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Знают свой адрес и номер телефона.
  • Распознать большинство букв алфавита.
  • Может считать 10 или более объектов.
  • Знать названия не менее 4 цветов.
  • Понять основные концепции времени.
  • Знать, для чего используются предметы домашнего обихода, например, деньги, еда или техника.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Хотят нравиться своим друзьям и нравиться им, хотя иногда они могут быть жестокими по отношению к другим.
  • Большую часть времени соглашайтесь с правилами.
  • Показать независимость.
  • Более способны отличить фантазию от реальности. Но им нравится играть в притворство и переодевание.
  • Имейте разные способы игры. Некоторые дети играют грубо или физически активно. Другие дети того же возраста более склонны участвовать в социальных играх.

Развитие речи

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Продолжайте содержательный разговор с другим человеком.
  • Понимать отношения между объектами, например, «мальчик, прыгающий через скакалку».
  • Используйте будущее время, например: «Пойдем завтра в зоопарк!»
  • Часто называют людей (или предметы) по их отношению к другим, например, «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
  • Говорите или рассказывайте истории. У них практически нет проблем с тем, чтобы их понимали другие.

Сенсорное и моторное развитие

Большинство детей в возрасте 5 лет:

  • Кувыркаться и, возможно, прыгать.
  • Качайтесь и карабкайтесь.
  • Прыжок на одной ноге.
  • Сходить в туалет самостоятельно. Однако они все еще могут мочиться в постель.

К 5 годам большинство детей могут использовать свои руки и пальцы (мелкая моторика), чтобы:

  • Копировать треугольники и другие геометрические фигуры.
  • Нарисуйте человека с головой, телом, руками и ногами.
  • Одеваться и раздеваться самостоятельно. Но им все еще может понадобиться помощь, чтобы завязать шнурки.
  • Напишите строчные и заглавные буквы алфавита.
  • Ешьте вилкой, ложкой и, возможно, столовым ножом.

Кредиты

  • Начало страницы
  • Следующий раздел:

    Связанная информация

 

Библиотека медицинской информации

Ваш 5-летний ребенок: вехи и развитие

Ваш 5-летний ребенок любит болтать и хорошо говорит, хотя у него все еще могут быть проблемы с произношением определенных звуков, он может шепелявить или заикаться. Чаще разговаривайте с ней и читайте ей. Убедитесь, что она спит не менее 10 часов каждую ночь, а также придерживается здоровой диеты и много занимается спортом. (Упражнения также могут помочь ей справиться со стрессом и развить навыки. ) Хотя она, вероятно, не закатывает истерик, она может быть непокорной время от времени. Придерживайтесь установленных ограничений, предоставляйте ей выбор, когда можете, и вдумчиво хвалите ее. Ограничьте видеоигры, которые могут вызвать зависимость.

Получение достаточного количества сна

Хотя может показаться, что 5-летние дети никогда не останавливаются, в конечном итоге они должны остановиться — и в идеале, по крайней мере, на 10-13 часов. Это то количество сна, которое необходимо среднестатистическому 5-летнему ребенку.

Это правда, что некоторым людям, включая некоторых детей, требуется меньше сна, чем другим. Но, как правило, разумно ошибаться в сторону обеспечения большого количества zz. Если 5-летний ребенок не спит достаточно долго, он может быть капризным или иметь проблемы с концентрацией внимания в дневное время.

Несмотря на то, что ваш ребенок кажется «большим ребенком» по сравнению с тем, что было всего год назад, сейчас ему как никогда нужен режим сна. Знакомые ритуалы успокаивают и расслабляют вашего ребенка и подготавливают его ко сну.

Это также поможет удалить любую электронику из его спальни. Детям, которые подключены к сети, труднее заснуть и заснуть. (Не говоря уже о множестве других проблем, включая повышенный риск ожирения.)

Когда придет время, постарайтесь не объявлять резко время сна. Редкий ребенок бросит все, чем бы он ни занимался, или встанет из телевизора посреди программы и сразу же наденет пижаму без суеты.

Пятилетним детям лучше всего напомнить о приближении времени сна, после чего следует спокойный переход ко сну. Вместо того, чтобы заканчивать день на ура, сделайте его спокойным, когда вы все сможете расслабиться и подумать о том, как прошел день.

Loveys

Любимый кролик вашего ребенка или пледик, которого она таскала по всему городу, проводит больше времени дома? По мере того, как ваш ребенок становится более независимым, он может меньше обращаться к своему любимому объекту утешения. Хотя, наверное, совсем от него не откажется.

Многие дети годами цепляются за своих «возлюбленных» и возвращаются к ним в стрессовые моменты или перед сном. Другие 5-летние по возможности публично привязаны к своим одеялам, и это тоже нормально.

Большинство школ не одобряют любовников, поэтому, если ваш ребенок еще не пошел в детский сад, дайте ему шанс приспособиться. Попробуйте ввести правило, например «Банни не может выходить из дома».

Реклама | страница продолжается ниже

Один из объектов комфорта, за который лучше не держаться, — это большой палец. Большинство экспертов-стоматологов предпочитают, чтобы дети отучались от сосания пальца примерно к 5 годам. Многое в более старшем возрасте может поставить под угрозу выравнивание постоянных зубов.

Большинство тех, кто сосёт палец, бросают курить в самые ранние школьные годы, иногда сначала днём, а потом и ночью. Но упорному меньшинству очень трудно избавиться от этой привычки. Если ваш ребенок один из них, постарайтесь создать атмосферу, в которой он сам захочет остановиться.

Чем больше ты ворчишь и устраиваешь из этого битву, тем больше она нервничает и тем больше поворачивается к большому пальцу. Наиболее распространенными причинами сосания пальца являются стресс, скука и усталость.

Модели речи

Вы замечали, как меняется речь вашего ребенка в зависимости от того, с кем он разговаривает? Когда она разговаривает со своим младшим братом, ее голос может стать более высоким и певучим. «Как мой остроумный ребенок?» — говорит она медленно и мягко. Когда вы входите в комнату, она переключается на свой более взрослый голос. «Папа, можно я отдам ему погремушку?»

Еще в раннем детстве дети начинают различать, какая речь уместна в той или иной ситуации, и начинают соответствующим образом приспосабливаться. Но 5-летние дети увлечены этой идеей в своей игре и повседневной жизни.

Вы можете использовать это в своих интересах с помощью дисциплины: если вы хотите сделать акцент на сообщении, попробуйте шептать его, а не кричать. Это будет иметь большее влияние именно потому, что так отличается от повседневной речи. Пойте бодрые стишки во время работы по дому, например, уборки, чтобы работа казалась веселее. Когда вы читаете вместе, используйте разные голоса для каждого персонажа в рассказе.

Сейчас самое время ввести правило этикета, согласно которому дети не говорят со взрослыми так же, как со своими друзьями или братьями и сестрами.

Начало коллекции

Если ваш ребенок еще не начал собирать коллекцию, в следующем году вы можете начать находить сосновые шишки в коробках для обуви или камни, разбросанные по полу в спальне. Пятилетние дети любят сортировать и классифицировать, что помогает объяснить привлекательность коллекционирования. Второстепенная привлекательность (которую может коснуться любой взрослый, коллекционирующий антиквариат или безделушки) — азарт охоты.

У этого хобби есть один большой плюс: вы увидите, что дети ценят то, о чем они очень хорошо заботятся. Таким образом, ребенок, который равнодушен к беспорядку в комнате, может часами убирать свою коробку с камнями и содержать их в идеальном порядке. Он может класть белые камни в одно место, фиолетовые — в другое, или его организационная схема может быть гораздо более сложной и неясной. Попросите его объяснить это вам.

Если ему что-то настолько интересно, что он может собрать это, он может также захотеть узнать об этом побольше. Используйте коллекцию в качестве трамплина для обсуждения более широких тем или поищите книги в библиотеке, которые предлагают ответы, подходящие для детей: Откуда берутся фиолетовые камни? Почему они фиолетовые? Как называются разные виды горных пород?

Даже в этом возрасте дети могут запоминать информацию, которая кажется им недоступной, когда они очень заинтересованы. И он склонен хотеть хвастаться своими знаниями перед друзьями и семьей, развивать языковые и социальные навыки.

Большой болтун

В 5 лет ваш ребенок знает тысячи слов и может четко произносить большинство из них. Она может подробно описывать людей и события и использует более сложные предложения. На самом деле, 5-летние часто безостановочно болтают, любят рассказывать истории, задавать вопросы или просто делиться каждой мыслью, которая приходит им в голову. Они практикуют все языковые навыки, которые приобрели за последние несколько лет, и их вопросы и комментарии показывают, что они также развивают новые способы мышления.

Теперь ваш 5-летний ребенок довольно уверенно использует правильные времена глаголов. Помогите ей попрактиковаться в использовании будущего и прошедшего времени, спросив ее о том, что произошло на вчерашнем свидании или о предстоящей поездке в зоопарк. Разговор с ребенком и чтение ему по-прежнему являются лучшими и наиболее важными способами поддерживать развитие языковых навыков.

Вы также заметите, что ваш ребенок усваивает разговорный этикет. Например, она может быть более терпеливой в разговоре и более склонной говорить по очереди. Она также может быть более заинтересована, глядя на говорящего и кивая головой. Продолжайте демонстрировать вежливость и подчеркивайте важность слов «пожалуйста», «спасибо» и «извините».0005

Имейте в виду, что даже самый болтливый ребенок не всегда захочет общаться. Хотя вам может быть интересно узнать, как прошел день вашего ребенка, не удивляйтесь, если иногда он предпочитает побыть один. Подумайте о ее дне с ее точки зрения. Если она ходит в школу, она должна следовать правилам и быть общительной. Добавьте к этому выполнение поручений, общение с братьями и сестрами или расспросы о том, что она делала весь день, и небольшой перерыв может быть именно тем, что ей нужно.

Здоровый вес

Как лучше всего обеспечить поддержание здорового веса вашего ребенка в школьные годы? Много физических упражнений и правильное питание.

Теперь вашему ребенку нужно меньше жиров в рационе. Жиры должны поступать не более чем на 35 процентов от общего количества калорий. Подойдет нежирное и обезжиренное молоко. Многим 5-летним детям трудно обходиться трехразовым питанием. Предоставьте здоровые закуски с низким содержанием добавленного сахара, такие как свежие фрукты, овощи и соус, крекеры из цельного зерна, крендельки и йогурт.

Один из самых простых способов здоровой кладовой, который вы можете сделать для своей семьи, — заменить сладкие газированные напитки и соки водой и нежирным молоком. Ваш ребенок начинает замечать, что другие дети едят и пьют. Так что не позволяйте давлению сверстников негативно влиять на то, что она пьет. И теперь, когда у вашего маленького потребителя большие глаза, самое время избавиться от родительской привычки газировки.

Прием пищи должен быть приятным и спокойным временем. Поэтому не заставляйте ребенка чистить тарелку или сидеть за столом, пока он не попробует «всего один кусочек» еды, которая ему не нравится. Вы также не должны предлагать еду в качестве утешения, когда он унылый, или в качестве взятки, чтобы заставить его что-то сделать.

Если вас беспокоит вес вашего ребенка, сообщите об этом его врачу, который сможет сказать вам, где он на самом деле падает с точки зрения пропорции роста и веса. Вместе вы можете пересмотреть диету и уровень активности вашего ребенка, чтобы увидеть, есть ли другие места, в которых вам нужно внести изменения.

Безграничная энергия

Может показаться, что только вчера ваш ребенок ковылял, спотыкаясь о собственные ноги. Теперь он грациозен и полон энергии. Он более скоординирован и контролирует свое тело. Он меняет ноги, когда поднимается по лестнице. Он легко ходит и бегает.

Эти физические качества, наряду с безграничным любопытством, объясняют, почему многие 5-летние кажутся вечными в движении. Игры в погоню и бег как нельзя лучше подходят для этого возраста. Научите своего ребенка своим старым любимым играм на игровой площадке, таким как «Захват флага» и миллионам версий тегов.

Одно предостережение: дети этого возраста склонны слишком самоуверенно относиться к своим физическим способностям и по-прежнему не умеют здраво оценивать, что безопасно. (Прыгнуть с горки? Почему бы и нет?) Будьте бдительны во время игры и установите четкие правила о том, как вести себя цивилизованно и безопасно. Ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать их и следовать им.

Вы также можете вмешиваться на детской площадке, если там происходят удары, пинки или опасные игры, такие как бросание камней. Но перестаньте зависать. Дайте ребенку возможность вести себя как ребенок. Это включает в себя проверку пределов (в пределах разумного) и попытку самостоятельно решить разногласия с товарищами по играм.

Бонус: контрольный список безопасности на игровой площадке

Вранье

«Я этого не делал», — кричит ваш ребенок. Неважно, что ты видел, как она бросила мяч, который разбил лампу твоей бабушки. Но, к счастью, ложь в этом возрасте не обязательно означает, что ваш ребенок обречен на правонарушение.

Старайтесь не вспыхивать и не наказывать сурово. Если вы сможете узнать, почему она солгала, вы сможете справиться с этим более адекватно. Скорее всего, она боится быть наказанной или разочаровать вас. Дети этого возраста не совсем понимают, что обман усугубляет проблему. Иногда 5-летние даже отрицают проступок, просто чтобы вывести вас из себя.

Убедитесь, что ваш ребенок получает от вас достаточно внимания, когда ведет себя правильно. Если она проверяет ваши пределы, убедитесь, что она знает, что они не подлежат обсуждению. Например, скажите: «Я же сказал тебе, что в доме нет мячей». Затем предложите справедливое следствие.

Не пытайтесь уличить ребенка во лжи. Если вы видели это, не спрашивайте: «Ты разбил лампу?» Ты только что дал ей возможность солгать. Вместо этого скажите: «Я видел, что произошло. Ты знаешь, что нельзя бросать мячи в доме. Помоги мне убраться». Подчеркните важность говорить правду и подавайте хороший пример. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что вы любите его и верите, что он поступит правильно.

Высокая энергия

Пятилетние дети добиваются больших успехов физически. Баланс вашего ребенка улучшится, и он будет бросать мяч более плавно (хотя ловля по-прежнему остается сложной задачей). Благодаря развитию навыков крупной и мелкой моторики, это прекрасное время для занятий, требующих более сложной координации тела, таких как плавание, акробатика, преодоление самодельной полосы препятствий, катание на скутере или коньках.

Вы можете заметить усиление беспокойства. Пятилетние дети находятся в постоянном движении и не могут усидеть на месте. Они обладают большей выносливостью и редко признают усталость, даже когда они действительно устали.

Физическая активность позволяет высвободить всю эту бурлящую энергию. Исследования показывают, что физическая активность помогает снизить уровень стресса у детей и улучшает их концентрацию. Американская кардиологическая ассоциация рекомендует ежедневно уделять детям не менее 30 минут (а в идеале — час) приятных, разнообразных занятий умеренной интенсивности.

Старайтесь находить время для физической активности в любую погоду. Дети не боятся плохой погоды. Они любят топать по лужам и лепить снежных ангелов.

Playdates

Обнаружили, что у вас есть место для игр для энергичных 5-летних детей? Ваш ребенок, вероятно, захочет пригласить новых друзей, но все еще учится ориентироваться в социальных водах. Чтобы игры проходили более гладко:

  • Ограничьте количество вовлеченных детей. В идеале иметь только одного друга за раз. С тремя или четырьмя всегда кажется, что есть лишний человек.
  • Ограничение продолжительности игры. Обычно одного-двух часов достаточно. Если кажется, что дети хорошо ладят, вы всегда можете немного продлить время. Но лучше закончить на счастливой ноте, которая заставит их хотеть больше времени вместе, чем ждать, пока они не растворятся в ссорах или скуке.
  • Придерживайтесь домашних правил. Возможно, в доме Джейка детям разрешено бегать по коридорам, но если вашим детям это запрещено, заставьте друга приспособиться к вашим правилам, а не наоборот.

Навыки говорения

У некоторых 5-летних детей все еще есть проблемы с произношением определенных звуков. В этом возрасте все еще считается нормальным шепелявить или бороться со звуками l, r, s, z, sh, и th . Это часть процесса обучения речи — эти звуки, как правило, требуют самых сложных мышечных движений. Большинство детей перестают шепелявить к 7 или 8 годам.

Заикание тоже не редкость. Обычно это происходит потому, что рот вашего ребенка не успевает за его быстрым мозгом, заставляя его повторять слова и звуки. Когда она взволнована или устала, у нее могут даже возникнуть проблемы с произнесением правильных слов. Большинство детей перерастают заикание в возрасте от 5 до 6 лет.

Укрепляйте языковые навыки, часто разговаривая с ребенком и читая ему. Не пытайтесь закончить ее предложения или торопить ее. Вы же не хотите расстраивать ее еще больше, чем она уже есть. Не высмеивайте и не имитируйте «милое» неправильное произношение. Продолжайте моделировать правильную речь.

Демонстрация неповиновения

Большинство 5-летних детей уже переросли стадию истерики. Но это не значит, что они перестали нажимать на ваши кнопки. Неповиновение — высовывание языка или отказ убирать беспорядок — нормальный способ для детей проверить, как далеко они могут зайти.

Чтобы справиться с неповиновением, нужно идти по тонкой грани. Хотя вы не хотите, чтобы вашему ребенку сошло с рук неуважительное поведение, вы также не хотите уделять ему слишком много внимания. Крики и суровые наказания часто приводят к более плохому поведению.

Что помогает больше всего: в первую очередь определение ограничений. Как бы дети ни протестовали против правил, они находят утешение в своей структуре.

Заранее убедитесь, что ваш ребенок понял правила, а затем без обиняков укажите на нарушения. И постарайся быть понимающим. Если у вашего ребенка возникают проблемы с соблюдением правила, поговорите с ним об этом. Возможно, вам нужно изменить правило или ваши ожидания.

Уменьшить количество возможностей для неповиновения. Где можете, предложите варианты. «Ты хочешь обуться здесь или в машине?» Делайте достаточно предупреждений перед переходом к новым видам деятельности. Упростите контроль над вещами, которые на самом деле не имеют значения. Земля перестанет вращаться, если он будет носить одну и ту же рубашку в школу три дня подряд?

Вдумчиво хвалите

«Найдите хорошее и хвалите его», — сказал однажды писатель Алекс Хейли. Это отличный совет, как направить вашего ребенка к тому поведению, которое вы хотели бы видеть чаще. Несколько слов одобрения или невербальные жесты, такие как поднятый вверх большой палец или ласковое взъерошивание волос, дадут вашему ребенку понять, что он на правильном пути.

При этом не переборщите. Приберегите похвалу за очень конкретное поведение. («Мне нравится, как ты взял бутылочку своего брата» более эффективно, чем «Молодец».) И используйте его, когда ваш ребенок делает все возможное, а не для рутинных дел, таких как доедание молока или одевание.

Удар

Это может быть поразительно, когда ребенок, которого вы теперь считаете достаточно взрослым, чтобы «знать лучше», пытается вас ударить.

Пятилетние дети борются с самоконтролем. Когда это произойдет, не реагируйте слишком остро, но действуйте твердо. Возьмите его за руки и признайте его чувства, повторяя правило запрета ударов: «Я знаю, что ты очень злишься. Но ты не можешь бить меня или кого-либо еще. Бить больно».

Видеоигры

Ваш ребенок развивает координацию и умственные способности, чтобы играть в более сложные компьютерные игры, и его интерес также может расти. Пятилетние дети любят копировать друзей и детей постарше. Но многие компьютерные игры (будь то в них играют онлайн, на портативных устройствах или на телевизоре) потенциально вызывают привыкание.

Исследователи все чаще полагают, что игра в эти игры активирует дофамин, химическое вещество мозга, которое заставляет детей продолжать играть в них снова и снова. Кроме того, частое использование компьютерных игр увеличивает риск ожирения у ребенка, если активная игра заменяется чрезмерным игровым временем.

Если вы собираетесь разрешить своим детям играть в видеоигры, еще не слишком рано начать формировать у них положительные привычки использования видеоигр. Некоторые предложения:

  • Строго следите за тем, в какие игры играет ваш ребенок и как долго. Даже активные игровые системы, такие как Wii, должны дополнять активные игры в помещении и на открытом воздухе, а не заменять их. Некоторые семьи предпочитают не покупать игровую систему.
  • Ограничение времени игры с активной игрой.
  • Не позволяйте перекусывать во время игры.
  • При выборе игр учитывайте возрастные ограничения.
  • Сохраните видеоигры для автомобильных поездок или полетов.

Отслеживание

Пять знаменует собой начало школьных лет для большинства детей. Легко втянуться в водоворот школы, игр и занятий. Но уделите время одному возврату: обновлению его детской книги или веб-сайта.

Некоторые родители ежегодно пишут своему ребенку письмо, которое нужно открыть в день его восемнадцатилетия. В нем вы могли бы записывать удивительные события прошлого года, наблюдения о личности и характере и свои надежды на будущее. Если вы не начали делать это с рождения, то сейчас самое время начать.

Родители часто сосредотачиваются на учебе, когда думают о подготовке к школе и о том, как будет развиваться их ребенок. Интересно, что педагоги говорят, что есть еще один фактор, который может быть более важным, — социальная готовность.

Признаки социальной готовности включают в себя ребенка, который может легко отделиться от своих родителей, которому комфортно разговаривать с другими взрослыми, который хочет взаимодействовать с другими детьми и может делать это довольно хорошо, даже если сначала это требует отстранения, чтобы наблюдать за несколько минут.

Обучение технике безопасности

Постоянно беседуйте с ребенком о безопасности. В течение дня говорите о том, что видите. «Мне нравится, как этот мальчик дождался, пока загорится сигнал движения, прежде чем перейти улицу». Разыграйте сценарии безопасности, например, как правильно носить ножницы (острием вниз).

В этом возрасте дети испытывают ненасытную потребность знать «почему», так что объясните смысл правил безопасности. Если правило не подлежит обсуждению — «Вы должны держать меня за руку на стоянке» — так и скажите. Дети ценят четкие, последовательные указания. Постоянно повторяйте и подкрепляйте.

Прежде всего, будьте хорошим примером. Когда вы гуляете или едете на велосипеде, убедитесь, что вы не переходите дорогу в неположенном месте и не едете в неправильном направлении. Ваш ребенок наблюдает за вами.

Глупость

Один из аспектов поведения вашего ребенка, который сначала кажется милым или забавным, но очень быстро надоедает, — это глупость. Пятилетние дети могут счесть все, что угодно, шумным, вызывая у них истерическое хихиканье. Или будут повторять дурацкую фразу, вертеться без остановки, играть в щенков — возможности, увы, безграничны.

Избирательное игнорирование обычно лучший способ справиться с глупостями. Решите, является ли это опасным или грубым поведением или просто раздражающим. Гораздо эффективнее покончить с раздражающим поведением, проигнорировав его, чем питая его своим неудовольствием (например, говоря: «Заканчивай уже» или «Хватит», или угрожая наказанием, если оно не прекратится). Все эти реакции являются формами внимания.

Быть тупым — это нормально в этом возрасте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts