Описания развития личности в согласии с периодизацией, составленной Эриксоном
Эрик Эриксон – это один из последователей Фрейда, которому удалось расширить рамки психоаналитической теории. Более того, ему удалось даже выйти за них, поскольку он принял решение рассматривать процесс психосоциального развития ребенка по более распространенной системе отношений в социуме.
- Факторы, влияющие на развитие личности
- Показатели развития личности
- Этапы развития
- Орально-сенсорная стадия
- Мышечно-анальная стадия
- Локомоторно-генитальная стадия
- Предпубертатный период
- Подростковый или пубертатный период
- Период ранней зрелости
- Зрелость
- Поздняя зрелость
Факторы, влияющие на развитие личности
Существуют некоторые особенности становления личности. Их определяют экономический и культурный уровни развития социума.
Возрастное развитие полноценной личности, обладающей значимым содержанием, зависит от того, какие требования и условия ставит окружающее общество по достижении им каждого из возрастных этапов. Однако последовательность всех стадий развития будет разной в каждом конкретном случае. Она находится в зависимости от биологического начала. В процессе созревания ребенка возникает необходимость прохождения некоторой последовательности этапов развития. На каждом из них он получает новое качество. Оно зафиксируется в его личности и останется с ним на протяжении всей жизни.
Показатели развития личности
Обычно к 17–20 годам постепенно образовывается идентичность личности. Она развивается благодаря тому, что в разные периоды жизни является составляющей разных социальных общностей, например:
- нации;
- социального класса;
- профессиональной группы и т.д.
При этом каждая личность всегда переживает состояние связи с этими общностями. Идентичность в качестве психосоциальной тождественности дает возможность принять себя со всем множеством своих возрастных связей со своим окружением, а также очерчивает пределы системе ценностей, идеалов, планов и потребностей. Идентичность также рассматривается в качестве необходимого условия психического здоровья. Если она не успевает сформироваться вовремя, человек неспособен найти подходящее место в обществе, а отсюда уже появляются значительные проблемы с самооценкой и психикой.
Показатель идентичности может быть окончательно сформирован к юношескому возрасту. Это характеризует то, что к тому моменту человек прошел несколько идентификаций: смог отождествить себя с родителями, семьей, друзьями, пройти через половую идентификацию и пр. Их прохождение определяет воспитание, которое получил ребенок, потому что именно от него зависит мировосприятие личности.
Также важным моментом в развитии каждого индивидуума является кризисность.
Стоит отметить, что каждый из этапов развития ставит личность в кризисные ситуации. Часто они принуждают к выбору и побуждают вырабатывать новое личностное качество. Пройдя через несколько таких ситуаций, личность формирует в себе мировоззрение и глубинное отношение к происходящему, в том числе к себе и своему окружению.
По ходу взросления человеку придется принимать полярные решения и делать это неоднократно:
- доверие или его отсутствие;
- инициатива или пассивность;
- компетентность или неполноценность и т.д.
Когда выбор уже сделан – в личности закрепляется соответствующее качество, а его потенциальная противоположность останется где-нибудь в отдаленных закоулках личности и в будущем
Этапы развития
Вышеописанная периодизация, которую составил Эриксон, определяет следующие периоды развития:
- Орально-сенсорная.
- Мышечно-анальная.
- Локомоторно-генитальная.
- Предпубертатный.
- Пубертатный.
- Ранняя зрелость.
- Зрелость
- Поздняя зрелость.
Орально-сенсорная стадия
Соответствует возрасту младенцев. Формирует доверие или недоверие к окружающему. Если ребенок развивается в прогрессивном темпе, он делает выбор в пользу доверительного отношения. Но как у младенцев может проявиться такое отношение?
Его легко кормить, он спокойно и безмятежно спит, его внутренние органы не напряжены, кишечник работает без перебоев. Он не показывает признаков гнева, раздражительности или тревоги, когда мать исчезает из поля зрения, потому что всегда точно знает, что она вернется и любые его потребности будут удовлетворены. Нежность, любовь и ласка, с которой мать обращается со своим ребенком, значительно влияет на первый жизненный опыт ребенка. Согласно механизму интроекции, малыш вбирает в себя образ мамы. Так образовывается первая ступенька идентичности новой личности.
Мышечно-анальная стадия
Соответствует раннему возрасту. Возможностей у ребенка резко становится намного больше. Теперь он может ходить и демонстрировать независимость. Однако роль активного в этот период поиска способов быть самостоятельным не должна растоптать уже созданное доверие. Роль родителей в том, чтобы помочь его сохранить. Они могут сделать это с помощью некоторых ограничений на желания ребенка, даже если он требует, присваивает без разрешения, разрушает что-то, потому что в данном случае часто цель ребенка в том, чтобы проверить собственные силы.
Эта стадия важна тем, что какие-то требования или ограничения родителей формируют у ребенка чувства сомнения и стыда. Другими словами, он ощущает на себе внимание других, это ему не нравится, поэтому он пытается стать невидимым или отвернуть глаза окружающих от него. Но так как это невозможно, личность формирует в себе стыд за ошибки, неловкость или провинности. Когда взрослые осуждают малыша слишком часто, он начинает бояться ошибок, формируется подавленность, настороженность, он теряет умение общаться и становится скованным. Если не пресекать попытки ребенка достичь независимости, он привыкнет настаивать на своем и не будет понимать четких границ свободы самовыражения и ее разумных ограничений.
Локомоторно-генитальная стадия
Обычно совпадает с периодом дошкольного возраста. Малыш пробует себя в роли активного познавателя окружающей среды, пытается подражать взрослым и моделировать ситуации из их жизни. Учится быстро и жадно. С удовольствием выполняет поручения. Следующей ступенькой в периодизации после самостоятельности является проявление инициативы. В случаях, когда дети ведут себя агрессивно – их инициативу ограничивают.
У ребенка возникает чувство тревожности и развивается ощущение вины. Появляются новые внутренние контролеры, в числе которых совесть и моральные показатели ответственности за то, о чем ребенок думает, что он делает и чего хочет. Так что взрослые зачастую напрасно пытаются перегрузить совесть малыша.
Слишком большой груз неодобрения и частые наказания за незначительные проступки вызывают затяжное чувство вины, боязнь перед наказанием за потаенные желания, склонность мстить. Инициатива подавлена, ее место может занять пассивность. Во время этого периода Эриксон определяет прохождение ребенком половой идентификации, когда он начинает осваивать одну из форм поведения – мужскую или женскую.
Предпубертатный период
Стадия, которая соответствует младшему школьному возрасту. Другими словами, он предшествует периоду полового созревания. Наступление четвертой стадии, когда ребенка учат трудолюбию, пытаются внушить важность овладевания знаниями и навыками. Школа становится личной системой, которая формирует культуру, предоставляет набор успехов и разочарований.
Тут ребенок может получить шанс набраться опыта в труде и взаимодействии с социумом. Период младшей школы — попытка начать профессиональную идентификацию через ощущение себя в определенной профессии.
Подростковый или пубертатный период
Период самого глубокого кризиса. Детство заканчивается, и этот большой пройденный путь выбрасывает на берег сформированную идентичность. Она объединяет и преобразует все прошедшие идентификации личности. Более того, в их список добавляется что-то новое, поскольку повзрослев человек становится частью других социальных групп, а значит, получает о себе новую информацию.
Если у человека не получается принять себя и найти место в социуме, он доходит до диффузности идентичности. Суть ее в том, что у личности наблюдается инфантильное желание как можно дольше оттягивать вхождение в темпы взрослой жизни с наличием постоянного, местами усиливающегося чувства тревоги, опустошенности и изоляции от известного и понятного. Иногда подобное состояние проявляется во враждебном отношении к окружающим, к установленным социальным ролям, которые являются общепринятыми или желанными со стороны общества.
Период ранней зрелости
Взрослый человек сталкивается с вопросом близости или интимности. Как раз на этой стадии дает о себе знать настоящая сексуальность. При этом человек готов не только к физической, но и к социальной близости. По окончании поисков и окончательного утверждения своего я он идет на то, чтобы слиться с идентичностью любимого человека. Сохранность близких отношений с друзьями или любимыми требует того, чтобы индивидуум был верным, готовым жертвовать и быть нравственно сильным.
При этом зрелый человек не боится потерять себя в этих отношениях. Он становится готовым к созданию семьи.
Эриксон описывает эротический, романтический и нравственный смысл этого периода. Брак рассматривается как способ проявить заботу, уважение и желание взять на себя ответственность за любимого человека. Если на этом этапе человек не способен на любовь и установление доверительных отношений с другими – рано или поздно он познает всю полноту изоляции и чувства одиночества.
Зрелость
Крайне продолжительная возрастная стадия. Самую важную роль играет то, какое отношение личность сформировала к результатам своего труда и к своим отпрыскам, к способам реализации имеющихся возможностей передачи опыта представителям следующего поколения. Эриксон обращает внимание на то, что старшее поколение в семье часто зависит от младшего. При этом зрелый человек остро ощущает потребность в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность отсутствует, как и потребность заботиться о ком-то, будь то люди, дела или идеи, может возникнуть безразличие ко всему, и тогда личность будет сосредоточена только на себе. Эгоисты, балующие себя как ребенка, смогут получить лишь застои и довольно бедную личную жизнь.
Поздняя зрелость
На последней стадии под названием «поздняя зрелость» происходит значительная по масштабам интеграция, поскольку в эту пору человек пожинает плоды всех предыдущих стадий развития личности. Индивидуум осознает необходимость принять пройденные им дороги как должное и обрести целостность своей личности. Только на этом этапе возникает жизненная мудрость. Бросив взгляд в прошлое, человек может высказать удовлетворение прожитым. А поскольку все жизненные достижения человек теперь понимает как свое продолжение, он перестает бояться смерти.
Если человек недоволен своим опытом и воспринимает жизнь только в качестве цепочки ошибок и утраченных возможностей, он не сможет осознать свою целостность. Изменить что-либо уже невозможно, это раздражает, а потому человек начинает грызть себя изнутри и в итоге впадает в отчаяние.
Этапы развития личности
эпигенетическая теория, стадии развития личности: VIKENT.
RUНазвание теории происходит от греческих слов: «epi» — над, сверх, после и «genesis», что означает происхождение.
Согласно модели Эрика Эриксона, человеческое существование зависит от трёх взаимосвязанных процессов: биологического, психического и общественного.
«Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.
Решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности.
Задача младенческого возраста — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения.
Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.
Задача «игрового» (дошкольного) возраста — развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.
В период обучения в школе встаёт новая задача — формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.
В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я» […]
Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.
Задача зрелого периода — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.
Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.
При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.
Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».
Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера, М., «Пер’сэ», 2005 г., с. 45-46.
Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»
Жизненная стратегия творческой личности Г.С. Альтшуллеру
Этапы развития личности по Эриксону
Важность детского развития неоспорима: оно служит основой для взрослой жизни. Эрик Эриксон считал, что личность развивается в фиксированном порядке через восемь фаз психосоциального развития (Cherry, 2021).
Индивид переживает психологический кризис на каждом уровне, что может благотворно или вредно сказаться на дальнейшем развитии личности (Cherry, 2021). Это может диктовать трудности роста в последующие годы, но не отрицает возможность позитивных изменений. Следовательно, развитие в детстве нельзя считать более важным, чем развитие во взрослом возрасте.Даже во взрослом возрасте травматический опыт может сделать положительный сдвиг в молодые годы неэффективным. Тем не менее, на практике не бывает постоянных изменений личности, поскольку каждый может расти и развиваться при достаточной поддержке. Взрослые и дети сталкиваются с разными проблемами, которые могут способствовать или препятствовать развитию личности (Cherry, 2021). Взросление происходит более сложным образом, чем раннее детство, из-за сложности человеческого общества.
В частности, в то время как более ранние этапы Эриксоновского развития сосредоточены на себе посредством построения доверия, чувства личного контроля и чувства гордости, зрелые этапы концентрируются на чем-то более сложном (Cherry, 2021).
Черри, К. (2021). Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона
. ОченьХорошоУм.АПА-6
Справочник
ПсихологияПисьмо. (2023, 3 апреля). Этапы развития личности по Эриксону. Получено с https://psychologywriting.com/eriksons-stages-of-personal-development/
Ссылка
PsychologyWriting. (2023, 3 апреля). Этапы личностного развития Эриксона. https://psychologywriting.com/eriksons-stages-of-personal-development/
Процитированная работа
«Этапы развития личности Эриксона». PsychologyWriting , 3 апреля 2023 г., психология письма.com/eriksons-stages-of-personal-development/.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . (2023) «Этапы личностного развития Эриксона». 3 апреля.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . 2023. «Этапы личностного развития Эриксона». 3 апреля 2023 г. https://psychologywriting.com/eriksons-stages-of-personal-development/.
1. ПсихологияПисьмо . «Этапы личностного развития Эриксона». 3 апреля 2023 г. https://psychologywriting.com/eriksons-stages-of-personal-development/.
Библиография
ПсихологияПисьмо . «Этапы личностного развития Эриксона». 3 апреля 2023 г. https://psychologywriting.com/eriksons-stages-of-personal-development/.
Теория развития Эрика Эриксона: наблюдения учителя
Эрик Эриксон был психологом, большую часть своей работы проделавшим в постфрейдистскую эпоху, с 1930-х по 1950-е годы. Он был учеником Фрейда и находился под сильным влиянием его теории развития личности. Однако, в отличие от своего предшественника, Эриксон придавал большое значение социальной среде в психологическом развитии человека.
Таким образом, его теорию обычно называют психосоциальной теорией развития личности. Теория Эриксона утверждает, что каждый человек проходит в жизни несколько отчетливых и качественно различных стадий, от рождения до смерти. Согласно ему, стадии универсальны, и возраст, в котором говорят, что человек перешел от одной стадии к другой, также довольно универсален. Однако следует иметь в виду, что Эриксон мало что знал о культурах и обществах, отличных от его собственной, и, таким образом, универсальность его теории может и должна быть поставлена под сомнение.
Ключевая идея теории Эриксона состоит в том, что на каждой стадии индивидуум сталкивается с конфликтом, который может или не может быть успешно разрешен на этой стадии. Например, первый этап он назвал «Доверие против недоверия». Если качество ухода хорошее в младенчестве, ребенок учится доверять миру, чтобы удовлетворить свои потребности. В противном случае доверие остается нерешенной проблемой на последующих этапах развития.
По словам Эриксона, несмотря на то, что на каждом этапе преобладает проблема, этапы не являются водонепроницаемыми. Проблемы одного этапа накладываются на вопросы другого; то, как человек решал более ранние проблемы, определяет, как он будет решать последующие проблемы. Самое главное, существует связь между нынешними моделями мышления и чувств и ранее нерешенными или решенными проблемами развития. Но Эриксон также сказал, что блоки развития на любой стадии могут быть устранены в любой момент.
Сейчас я представлю краткий обзор тех частей теории эриксоновских стадий развития, которые имеют отношение к школьному обучению, и что каждая из них означает для меня как учителя.
Стадия I: 0–2 года.
Доверие против недоверияДоверие возникает из последовательного удовлетворения потребностей. Младенец, который может доверять матери или отцу в удовлетворении своих потребностей, с этой стадии приобретет базовое чувство доверия к миру (в удовлетворении своих потребностей). Чувство доверия помогает принять ограничения и границы.
Стадия II: 2–4 года.
Самостоятельность против стыдаРебенок этого возраста начинает исследовать мир по своему желанию. Это возраст, широко известный как «ужасные двойки». Очень маленький ребенок учится, чувствуя всеми органами чувств, и выражение автономии в этом процессе кажется очень важным для роста ребенка. Если эта автономия будет нарушена, могут возникнуть три последствия:
- Развивается чувство стыда.
- Это препятствует здоровому принятию ограничений.
- Ребенок чувствует себя опустошенным из-за небольших кризисов.
Лично я никогда не мог понять, почему ребенку запрещают прикасаться к различным предметам дома, а затем отправляют в школу Монтессори играть в «сенсорные» игры!
В этом возрасте начинают проявляться чувства. Важно не осуждать чувства ребенка, такие как гнев или ревность, а помочь ребенку быть чутким к своим поведенческим проявлениям в конкретной ситуации.
Стадия III: 4–6 лет.
Инициатива против чувства виныРебенок на этом этапе начинает принимать решения и осуществлять их, в основном через игровую деятельность. Воображение является ключевым двигателем. Чувство цели развивается, когда она может представить что-то в своем воображении и следовать этому. Такую инициативу необходимо поощрять.
Некоторые особенности программы детского сада напрашиваются сами собой из этих представлений.
- Ребенку должно быть предоставлено пространство для проявления воображения, например, игры с различными природными, простыми материалами и ролевые игры. Готовые игрушки часто препятствуют этому выражению, так как с большинством из них можно сделать очень мало воображения. Например, спичечный коробок может стать автомобилем или самолетом, но готовая машина не может стать ничем иным, кроме того, чем она является. Им можно только манипулировать.
- Можно представить рассказы и песни, стимулирующие воображение.
- Действия в реальной жизни, такие как подача еды, нарезка овощей или приготовление чапати, подготавливают детей к участию в жизни общества вокруг них. Дети этого возраста способны вносить продуктивный вклад в окружающую среду, в которой они живут. Я бы даже сказал, что это жизненно необходимо, и что они считают свой вклад «реальным», а не просто «притворным». Это обычно наблюдается в более бедных семьях, где дети этого возраста берут на себя ответственность за младших братьев и сестер и некоторые домашние обязанности.
- Следует поощрять деятельность, направленную на ребенка, когда ребенок выбирает себе занятие и повторяет его так часто, как хочет. Это опять-таки возможность для ребенка проявить инициативу и взять на себя ответственность. Высмеивание, высмеивание детского воображения, скрытое или открытое ожидание могут подавлять естественное чувство инициативы. Можно также исказить инициативу ребенка, связав ее с вознаграждением и производительностью. В этом возрасте к лжи следует относиться деликатно, так как выдумывание историй может не совпадать с ложью. Препятствование инициативе путем вызывания чувства вины или стыда может привести к тому, что ребенок станет подавленным или будет делать что-то исподтишка.
Стадия IV: 6–12 лет.
Трудолюбие против неполноценностиЭто годы, когда ребенок может начать усердно заниматься в учебе и приобретать компетенции в различных сферах деятельности.
Это также время, когда ребенка хвалят за «делание», за достижения. Я хотел бы задать вопрос: что мы сообщаем ребенку о его «бытии»? Взрослые подтверждают компетентность, и это становится сильной мотивацией для ребенка заниматься деятельностью. Хотя это может быть сильным поощрением для ребенка, это также заставляет его ценить себя только за свои достижения и может способствовать чувству сравнения и неполноценности. Что тогда происходит со всеми теми его частями, которые не видны миру как «достижения»? Кажется, это очень чувствительный баланс. Также кажется уместным не подтверждать только определенные виды способностей, поскольку это может ограничить области исследования теми, которые одобрены.
В то же время жизненно важно помочь ребенку почувствовать, что он может выполнять задание и делать его хорошо. Иногда в этой возрастной группе учителя склонны оправдывать отсутствие навыков, незавершенность или неточность в работе ребенка тем, что ребенок мал и у него достаточно времени для обучения. Это может быть контрпродуктивным для развития чувства компетентности. Небольшие цели обучения могут быть установлены в различных областях. Кажется, есть явные основания для твердого и последовательного требования, чтобы ребенок действительно достиг цели и продемонстрировал доказательство обучения, а не только вовлеченности. Эта фаза напрямую связана с продуктивностью в дальнейшей жизни. Таким образом, младшая и средняя школа — это время, когда ребенок проверяет свои многочисленные таланты и формирует трудовую этику.
В более поздней части этой фазы начинается переопределение отношений ребенка с миром. Таким образом, учебная программа должна включать в себя различные виды входных данных, чтобы удовлетворить это. Упражнения по наблюдению, изучение местности, понимание потока ресурсов и материалов, изучение образа жизни посредством аудита ресурсов — вот некоторые из мероприятий, которые были опробованы в нашей школе и оказались очень полезными в этом отношении.
Стадия V: 12–19 лет.
Идентичность против смешения ролейНа этом этапе возникают следующие вопросы: «Кто я?», «Каковы мои ценности?», «Какова моя личность?» Идентичность определяется как способность осуществлять выбор. Это последний этап, относящийся к школьному образованию.
На этом этапе уместно проявить инициативу и показать доказательства обучения. Существует книга доктора Мориса Джеймса под названием « Walkabout Papers », в которой очень подробно рассказывается об этом процессе студенческой инициативы. В нем описывается, как студент ставит перед собой задачу в определенных областях, планирует и выполняет проект в каждой из них. Учителя и консультанты в сообществе могут выступать в качестве фасилитаторов в этом процессе, но учащийся работает самостоятельно. В конце этого процесса может быть представлена сообществу проделанная работа в качестве реального доказательства усилий и достижений.
Для Эриксона это также этап, на котором необходимо выбрать ценности, понять убеждения и исследовать «я». Если ценности навязываются, а не выбираются самим ребенком, они не усваиваются, и в дальнейшей жизни отсутствует смысл. Как выбираются эти значения? Эриксон говорит, что подростки часто находятся под влиянием образцов для подражания и склонны подражать своим ценностям и придерживаться их. Индивидуация без бунта важна для здорового самоощущения.
Как мы реагируем на особенности этой стадии развития? Первостепенное значение имеет потребность в открытых и теплых отношениях между взрослым и подростком, которые сохранят каналы связи открытыми. Например, поскольку очевидно, что на молодого человека влияют ролевые модели, продвигаемые средствами массовой информации или обществом в целом, важно, чтобы мы помогли ему понять, что любое подражание ограничено и калечит творчество.