Развитие монтессори: Как развивать ребенка по методике Монтессори: полезные игры и игрушки

Как развивать ребенка по методике Монтессори: полезные игры и игрушки

Современные прогрессивные родители уделяют много внимания развитию детей буквально с самого рождения. А методика Монтессори остается одним из любимых подходов мам, пап и педагогов. К счастью, для того чтобы развивать малыша по методике Монтессори, необязательно подыскивать специализированный сад или детский клуб. Это вполне можно устроить и дома, правда, необходимо организовать специальную «Монтессори-среду» для игр и придерживаться основных принципов обучения.

Главные принципы методики Монтессори

 

  • В целом методика рассчитана на детей от 2-3 лет, но какие-то элементы обучения можно вводить и в играх с младенцами и годовалыми малышами.
  • Ребенок обязательно должен учиться самостоятельности. Он сам выбирает, во что, как, с кем и как долго играть — взрослый не должен навязывать правила и условия игры.
  • Также взрослому не стоит решать задачи за малыша, лучше предоставить ему возможность самому справиться с проблемами.
  • Если играют сразу несколько детей, они должны соблюдать правила: не шуметь и не мешать другим, не отбирать игрушки (кто первый взял, тот и играет).
  • После игры малыш должен аккуратно убрать игрушки на место.

 

На что направлена методика Монтессори? Она прекрасно развивает моторику, речь, математические представления, учит ребенка понимать причинно-следственные связи, обучает бытовым навыкам. Единственный минус программы Марии Монтессори — отсутствие подвижных игр и творческих заданий, которые так любят малыши, поэтому над этой частью развивающих занятий вам придется подумать отдельно.

 

Монтессори-среда дома

 

Основное условие гармоничного развития ребенка согласно методике Монтессори — правильно организованная игровая среда. Никакого творческого беспорядка, деталек лего на ковре и пластилина под подушкой (нам тоже кажется, что это скучно, но увы). В детской должен царить порядок, так что вам определенно понадобится умная система хранения, куда ребенок сам сможет складывать игрушки и материалы.

Идеальный вариант — невысокий стеллаж с контейнерами.

Какие игрушки выбрать, чтобы они вписались в концепцию?

Отдавайте предпочтение долговечным игрушкам из натуральных материалов. Они должны быть не самыми простыми, чтобы малышу было над чем подумать. Много разных деталей, многофункциональность игрушки, небанальные игры и задачи приветствуются. В интернет-магазине Ivan da Marya большой выбор именно таких, экологичных и умных игрушек и игр, которые отлично подойдут для развивающих занятий по методике Монтессори.

 

Следующий этап — зонирование. Комнату или игровое пространство стоит поделить на несколько тематических зон: по задумке Монтессори так ребенку проще будет ориентироваться и выбирать, чем именно он хочет заняться.

 

  • Практическая зона поможет детям освоить бытовые навыки: подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки, нарезать овощи и так далее.

Для этой зоны подойдут всевозможные шнуровки, бизиборды, игровые наборы посуды и бытовых предметов.

  • В сенсорной зоне располагаются предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с такими игрушками направлены на развитие моторики, тактильных ощущений, памяти и внимания.

Купите мячики из разных материалов, разного размера и цвета, кубики, пирамидки, балансиры, сортеры. Кроме того, полезно смастерить сенсорные коробки, наполнив их разными крупами, бусинами, желудями и шишками, пуговицами, песком, камешками и прочим сенсорным материалом.

  • Игры в
    математической зоне
    должны помогать малышу освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами.

Здесь также пригодятся сортеры, балансиры, пирамидки, кубики, счетный материал.

  • В языковой зоне кроха будет изучать буквы и слоги, расширять словарный запас. Для этой зоны понадобится игрушечная азбука, кубики со слогами, наборы игрушечных зверей и тому подобное.
  • Космическая зона знакомит детей с законами природы и дает первые представления о физике, химии, космосе, живой природе, человеке, народах мира, культуре и экологии.

Для самых маленьких в этой зоне стоит расположить фигурки птиц и зверей, емкости с песком, водой и камнями для игр и опытов. Старшим дошкольникам будет интересно рассматривать карты, глобус, изображение звездного неба, макеты планет, коллекции камней и минералов.

 

Когда игровая среда будет готова, смело запускайте туда ребенка и наблюдайте (вы же помните, что вмешиваться не нужно?). Еще один приятный бонус методики Монтессори — пока чадо активно развивается, вы можете неспешно попивать утренний кофе. Особенно, если правило убирать за собой игрушки уже освоено.

И в любом случае, какую бы методику развития малышей вы ни выбрали, не забывайте, что игра — ведущая деятельность у дошкольников. А значит, именно игры и игрушки позволят ребенку развиваться гармонично, познавать мир и, что особенно важно, проводить время с близкими взрослыми. Психологи утверждают, что никакие развивающие занятия в клубах и детских садах не заменят игр с родителями. А во что вы любите играть с детьми?

Система Монтессори — методика раннего развития детей

Метод Марии Монтессори насчитывает уже более ста лет.

Врач, ученый, педагог Мария Монтессори стала первой итальянской женщиной, окончившей университет и получившей докторское звание. К созданию своей собственной педагогической системы ее сподвигло наблюдение и общение с детьми, имеющими особенности развития, — с ними она работала в больнице при Римском университете.

    Содержание:
  • Что представляет собой методика
  • Достоинства системы Монтессори
  • Чем отличается от других
  • Известные выпускники
  • Краткая биография Марии Монтессори

Что представляет собой метод

Педагогика Монтессори, также известная как система раннего развития Монтессори, — система воспитания, основными принципами которой являются: самостоятельность, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

В процессе врачебной работы с пациентами Мария пришла к выводу, что для развития «особенных» детей необходима и особая развивающая среда.

М. Монтессори разрабатывает и совершенствует собственную методику обучения Монтессори, в основе которой — развитие моторики и сенсорного восприятия. Научить малыша чувствовать, познавать мир на основе приобретаемого индивидуального опыта, пробуждать в нем индивидуальный интерес к занятиям — задачи, которые становятся краеугольными в зарождающейся и обретающей научность и системность методике Монтессори на рубеже XIX — XX веков.

Как же реализуется метод Монтессори на практике? В основе практических занятий — самостоятельная работа детей с Монтессори-материалами, которая занимает большую часть времени обучения. Это всевозможные развивающие игрушки и предметы (в том числе, из бытового обихода), выступающие в качестве учебных пособий. Дощечки, кубики, рамки, таблички, более сложные предметы с шнуровками или застежками для развития мелкой моторики — все это находится в свободном распоряжении малышей. При этом каждое из пособий располагается в определенной тематической зоне.

  • В зоне сенсорного обучения по методике Монтессори ключевой акцент сделан на развитии слуха, зрения, обоняния, тактильных ощущений. Соответственно, ребенок учится определять и различать предметы между собой по определенным признакам.
  • В математической зоне малыш учится выполнять определенные математические операции, осваивает понятие количества, его связь с символом.
  • В языковой зоне развитие направлено на освоение навыков письма и чтения.
  • В зоне космоса ребенок получает представление об окружающем мире, природных явлениях и их взаимосвязи, об истории и культуре и многое другое. 
  • В практической зоне
    дети осваивают навыки самостоятельного ухода за собой и заботы об окружающей среде.

В соответствии с методикой раннего развития Монтессори ребенок сам определяет направление своего развития, время и длительность занятий в той или иной зоне Монтессори-класса, темп и ритм освоения материала, а также сам учебный материал. Подготовленный взрослый создает среду для ребенка, наблюдает за его потребностями и направляет в выбранном ребенком решении, стимулируя интерес малыша в получении тех или иных знаний и навыков. Принцип «Помоги мне это сделать самому» играет здесь ключевое значение.

Достоинства системы Монтессори

Развитие ребенка по Монтессори

С раннего детства учится быть самостоятельным. Учится нести ответственность за свои поступки.
Сам организует свою деятельность. Учится самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки. 
Учится быть адаптивным к любой среде, учится принимать социальные правила. Воспитывается в разновозрастном коллективе, перенимая опыт и делясь им.
Сам стремится к обучению, т. к. учится тому, что ему интересно. Учится задавать вопросы, сам ищет ответы и решение задачи.

Медик и педагог, она продолжает работать с детьми в институте экспериментальной психологии при университете и далее — в созданной ею Ортофренической школе. Результаты работы оказываются беспрецедентны: благодаря программе Монтессори дети с отставанием в развитии начинают осваивать навыки чтения, письма и счёта быстрее своих сверстников без особенностей развития! Метод Монтессори успешно демонстрирует свою эффективность, и она решает использовать ее и в отношении обычных детей. Так, в 1907 году в Риме открывается ее знаменитый «Дом ребенка», где по предложенной Монтессори методике раннего развития обучение проходят обычные дети. Позднее, получившая популярность система найдет широкое применение в большом количестве стран на всех континентах.

Чем отличается от других

Важнейший принцип, исповедуемый данной школой — умелое направление саморазвития каждого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия — образовательную среду, в которой ребенку предоставляется право самостоятельно искать ответы на вопросы, максимально раскрывая свой потенциал с помощью подготовленного взрослого. Не случайно девиз самой Марии гласит: «Помоги мне это сделать самому». Он емко отражает важнейшие моменты данного научного метода — это индивидуальный подход к каждому ребенку как уникальной личности и его максимальная свобода в развитии. Свое воплощение философия методики Монтессори для детей нашла в нескольких пунктах.

  • От своего рождения каждый ребенок представляет собой уникальную личность.
  • Желание любить труд и стремление к самосовершенствованию дано каждому от природы.
  • Роль учителей и родителей по методике Монтессори — помогать ребенку в раскрытии его потенциала и саморазвитии, а не лепить его характер и способности самолично.
  • Отсюда четвертый важный пункт системы Монтессори — взрослые должны не обучать и воспитывать, а наблюдать и правильно направлять ребенка в его самостоятельной деятельности.

Огромную роль в системе ценностей и саморазвития ребенка по методу Монтессори играет и семейный аспект. Семья — продолжение среды, где ключевые принципы системы поддерживаются во взаимоотношениях между малышом и родителями. Что же следует запомнить папам и мамам?

  • В домашних условиях необходимо создать развивающую среду — с пространством, помогающим ребенку быть самостоятельным и независимым в заботе о себе и окружающей его среде, самообслуживании, поддержании порядка в своих игрушках и вещах; пространством, помогающим ребенку самостоятельно организовать свой досуг; пространством, способствующим удовлетворению потребностей ребенка.
  • При выборе детской одежды, посуды, игрушек и книг необходимо ориентироваться на возраст дошкольника, а помочь с подбором вам всегда готовы сотрудники нашего детсада Монтессори.
  • Не нужно принуждать малыша к тем или иным занятиям. Уважайте его желания, он сам займется любимым делом без приглашения и напоминания.

И, конечно, как было упомянуто выше — взаимодействуйте с сотрудниками Монтессори сада. Мы всегда рады помочь, выслушать, поддержать родителей в их отношениях с ребенком.

Известные выпускники Монтессори-школ

Ларри Пейдж и Сергей Брин (Lary Page & Sergey Brin), основатели Google

 

Принц Уильям и Принц Генри (Гарри) (Prince William of the United Kingdom, Prince Henry (Harry) of Wales), члены английской королевской семьи.

 

Джимми Уэйлс (Jimmy Wales), интернет-предприниматель, основатель Википедии, советник по вопросам публичной политики и открытости при Правительстве Великобритании.

 

Джордж Клуни (George Clooney), актёр, режиссёр, продюсер и сценарист.

 

Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez), писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель.

 а также многие-многие другие личности, получившие общественное признание своих профессиональных заслуг и достижений в самых различных областях и сферах деятельности. 

Биография Марии Монтессори

Фильм о жизни Марии Монтессори

Краткие факты

  • Родилась 31 августа 1870 года
  • В 1896 году получила диплом врача
  • 46 января 1907 года в Риме открыла первую школу по методике Монтессори

Стадии развития Монтессори: 4 уровня

Монтессори-обучение — это гораздо больше, чем уникальная дошкольная программа. Учебные программы, отличающиеся от программ государственных школ, в школах Монтессори сосредоточены на построении развития ребенка через определенный набор этапов, которые простираются далеко за пределы подросткового возраста. Вам интересно, как выглядит обучение Монтессори на пути вашего ребенка к взрослой жизни? Ниже мы рассмотрим четыре стадии развития Монтессори, которые помогают вашему ребенку с рождения и в дальнейшем.

Несмотря на то, что дошкольное образование само по себе предлагает несколько этапов развития и преимуществ, этот основной план фокусируется на способности вашего ребенка усваивать новую информацию и стимуляцию. Когда ваш ребенок чувствует себя в безопасности в своей среде, он будет учиться и развивать крупную и мелкую моторику в дополнение к своему бессознательному и сознательному разуму.

Представьте себе все, что происходит в первые шесть лет жизни вашего ребенка. От различения звуков, запахов и вкусов до обучения тому, как ползать, стоять, ходить и говорить, молодые умы учатся так многому. Вступая в детский возраст, они будут развивать зрительно-моторную координацию, приспосабливаться к своей культуре, увеличивать свой словарный запас до нескольких сотен слов и оттачивать свое когнитивное развитие, среди многих других вех.

В результате этапы развития Монтессори разделяют первый план на два трехлетних цикла.

На первом уровне развития дети будут расти в самостоятельной игре и выполнении заданий, практикуя менталитет: «Я могу сделать все это сам!» В тандеме с независимостью появляется индивидуальность и индивидуальность вашего ребенка, поскольку он начинает проявлять конкретные черты личности и эмоциональные модели.

  • Движение
  • Язык, чтение и письмо
  • Музыка
  • Построение социальных отношений, уважение и манеры

С развитием основных когнитивных вех второй план развития поощряет желание вашего ребенка знать больше и расти в своей независимости. В результате развития совести и практических знаний о том, что правильно, а что неправильно, менталитет вашего ребенка теперь включает в себя: «Я могу решать и думать сам!»

Монтессори-программы для этой возрастной группы будут предусматривать занятия, способствующие решению проблем, критическому мышлению и причинно-следственным связям. Кроме того, по мере того, как они узнают больше о мире и окружающей среде, ваш ребенок начнет задумываться о своем месте в этом мире, своей идентичности и том, кем он хочет стать, а также о том, как он может помочь другим нуждающимся.

  • География
  • Идентичность и взаимосвязанность
  • Моральный порядок и справедливость
  • Решение проблем (учебно и в отношениях)

Подростковый возраст – переломный период для всех. По мере того как их эмоциональное, физическое и социальное развитие достигает новых высот, этот третий уровень развития способствует рефлексивному обучению и применению.

С растущим знанием окружающего мира и внутренних эмоций подростки поощряют заботу о себе и самооценку, что приводит к следующей ментальности: «Я могу стоять самостоятельно!» В результате подростки будут практиковаться в принятии более самостоятельных решений, построении социальной жизни и развитии эмоциональной независимости.

  • Расширенное критическое мышление для сложных сценариев
  • Изучение более глубоких моральных и социальных ценностей
  • Создание уникальной социальной идентичности
  • Расширение самостоятельности и контроля над жизненными решениями

Четвертый и последний уровень развития возникает, когда ваш ребенок переходит от подросткового возраста к юношеской взрослой жизни, повышая зрелость по мере перехода к полной независимости. В это время молодые люди начнут исследовать, кто они в духовном и эмоциональном плане, формируя более когнитивное осознание своей идентичности.

Кроме того, этот этап развития демонстрирует сильное стремление к финансовой независимости и принятию решений. С новым опытом работы и получения дохода их менталитет теперь меняется на: «Я могу получить это сам!»

  • Развитие духовных убеждений и укрепление морали
  • Поиск карьерных путей и вклад в мир
  • Обнаружение увлечений и создание жизненных целей
  • Практика финансовой независимости

Ознакомьтесь с нашими программами

Хотя вы можете начать обучение Монтессори в любом возрасте, закрепление основных методов Монтессори на первом уровне развития дает отличные результаты.

В Mansio Montessori в Женеве мы стремимся способствовать развитию вашего ребенка в раннем детстве с помощью оптимальных условий обучения, которые стимулируют образовательный рост как дома, так и в школе. Адаптируя образовательный опыт к каждому ребенку, мы вдохновляем наших учеников страстью к обучению.

Если вы хотите узнать больше о наших программах для детей младшего возраста и о том, как они могут выглядеть для вашего ребенка, свяжитесь с нами.

Поделиться

Facebook

Twitter

Электронная почта

Этапы развития и почему это важно

Когда вы разговариваете о философии Монтессори, обязательно всплывут две фразы: «сенситивные периоды» и «этапы развития». Для учителей Монтессори эти две фразы невероятно важны для того, как они структурируют класс и направляют его. На этих этапах развития дети исключительно открыты для определенных концепций или приобретения новых навыков, поэтому педагог строит учебную программу вокруг этого.

Как однажды сказала Мария Монтессори в «Тайне детства»: «Ребенок обладает творческими способностями, потенциальной энергией, которая позволит ему построить мысленный мир из окружающего его мира. В сензитивные периоды он делает многочисленные приобретения, которые чрезвычайно интенсивно ставят его в отношения с потусторонним миром».

Как родитель или человек, заинтересованный в получении дополнительной информации о методе Монтессори, этапы развития имеют решающее значение для понимания того, как работает эта форма обучения.

О стадиях развития

Мария Монтессори обнаружила четыре уровня развития:

  • Младенчество (0-6 лет)
  • Детство (6-12 лет)
  • Подростковый возраст (12-18 лет)
  • Зрелость (18-24 года)

Период раннего детства делится на две стадии: бессознательную стадию от рождения до примерно 3 лет и сознательную стадию в возрасте от 3 до 6 лет. Монтессори назвала этот период «Впитывающим умом», потому что в этот период дети впитывают информацию, как если бы они были губками.

Школы Монтессори чаще всего ориентированы на опыт раннего детства и имеют дошкольные программы для детей в возрасте от 3 до 6 лет, когда они узнают непостижимое количество информации о мире. Учебная программа построена на концепции «Поглощающего разума», что дает детям возможность развивать свои интересы и приобретать навыки на всю жизнь.

Что такое Монтессори-чувствительный период?

Другим направлением в рамках этапов развития являются сенситивные периоды, которые также жизненно важны для построения комплексной Монтессори-программы. Монтессори обнаружила, что сензитивные периоды — это окна возможностей, в которые ребенок наиболее способен и желает узнать что-то о конкретном навыке. Эти чувствительные периоды существуют в пределах стадий развития, хотя большинство из них приходится на младенчество, между рождением и 6 годами.

Сенситивные периоды:

  • Совершенствование мелкой моторики – от рождения до 4,5 лет
  • Использование органов чувств – от рождения до 5 лет
  • Языковые способности – от рождения до 6 лет
  • Ассимиляция образов – от рождения до 6 лет
  • Заказ – от 6 месяцев до 5 лет
  • Обращение с мелкими предметами – от 1 до 3 лет
  • Изящество и вежливость – от 2 до 5 лет
  • Музыка – от 2 до 6 лет
  • Чтение – от 3 до 5,5 лет
  • Письмо – от 3,5 до 5,5 лет
  • Арифметика – от 4 до 6 лет

Почему важны этапы разработки?

Теперь вам, наверное, любопытно, почему эти этапы разработки так важны. Вам также может быть любопытно, можете ли вы использовать эти этапы развития, чтобы лучше обучать и вести своего ребенка по жизни. Ну, ты можешь. Например, вы можете обеспечить своему ребенку нежный контакт, пространство для исследований, беседу и заботливую связь, поскольку это все то, чего хочет младенец.

Рассмотрим потребность в порядке, которая начинается в возрасте 6 месяцев. Маленькие дети проявляют живой интерес к порядку в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, но большинство родителей не осознают этой потребности. Вы заметили, что ваш малыш закатывает истерику, и задавались вопросом, почему? Есть очень большая вероятность, что истерика была вызвана тем, что чувство порядка у вашего ребенка каким-то образом было оскорблено. Например, если они знают, что перекусят в 14:00, а эта закуска не придет, они могут запутаться или даже расстроиться.

Если вы знаете, что необходимо поддерживать порядок, или, что еще лучше, что этот деликатный период идеально подходит для установления режима, вы можете помочь своему ребенку научиться управлять ожиданиями и вести здоровый образ жизни. Вы можете показать им, что они должны поддерживать порядок в своем окружении, и наблюдать, как они продолжают выполнять это внутреннее стремление к порядку самостоятельно.

Развитие чувств и языка

Еще одна причина, по которой важны этапы развития, заключается в том, чтобы дать ребенку преимущество в языковом развитии. Примерно в возрасте 2,5 лет дети жаждут ощущений, звуков и форм букв. Примерно через 2 года этот интерес переключается на чтение и письмо, что является естественным прогрессом.

Педагоги Монтессори используют этот особый период, чтобы предоставить детям материалы, которые используют физические ощущения для обучения звукам и формам букв. Популярным инструментом являются буквы наждачной бумаги, которые дети могут обводить пальцами. Тактильный опыт помогает им запомнить форму буквы, когда они произносят ее.

Позднее интерес к формам букв помогает им начать писать буквы и, в конце концов, читать.

Использование этапов развития

Короче говоря, этапы развития являются ключевыми периодами в жизни ребенка, когда он растет физически, умственно, эмоционально и духовно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts