Развитие ощущений в психологии: Развитие ощущений

Развитие ощущений

2.06.2012

Чувствительность, т. е. способность иметь ощущения, является врожденной и безусловно-рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Поэтому нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.

Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой, деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов, которое у художников развито выше, чем у лиц, не занимающихся живописью.

У музыкантов на точность определения звуков по высоте влияет, например, то, на каком инструменте человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет по сравнению с роялем особые требования к высотному слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем у пианистов.

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все песни имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека вырабатывается музыкальный слух.

Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать виды деревьев, например отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Развитие зрительных ощущений тоже интересный вопрос. Возможности зрительного анализатора гораздо шире, чем можно представить. Известно, что художники различают гораздо больше оттенков одного и того же цвета, чем большинство людей.

Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обонянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и предметы, идя по знакомой улице, по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.

Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.

Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается на протяжении всей его жизни. Исследования психологов показывают: развитие ощущений — результат длительного жизненного пути личности. Чувствительность — потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Ключевые слова: Развитие, Ощущение

Источник: Дубровина И.В., Младший школьник

Материалы по теме

Развитие ощущений и восприятия

Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Роль обучения в развитии личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Проблема детерминации психического развития

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Возрастная периодизация психического развития

Урунтаева Г.А., Детская психология

Память у детей с задержкой психического развития

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

Развитие эмоциональности подростка

Александрова Ю. В., Возрастная психология

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Основные характеристики приема информации оператором

Развитие ощущений и восприятия

Ощущение — наиболее простая, древняя психическая функция, являющаяся внешним, объективно обнаруживаемым в поведении и доступным научному анализу проявлением субъективности. Раздражители (стимулы), исходящие из внешней и внутренней среды, принимаются и подвергаются обработке анализаторами. Анализаторы состоят из следующих трех частей.

  1. Рецепторы — периферический отдел, принимающий сигналы.
  2. Проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее на рецепторе, передается вышележащим центрам нервной системы.
  3. Проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга.

Нарушение любого отдела анализатора приводит к невозможности получения ощущений или к его расстройствам. Существуют различные классификации, но наиболее распространено разделение ощущений по сенсорным модальностям: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и пр. В то же время, необходимо помнить, что существуют интермодальные ощущения, так называемые синестезии (греч. synaesthesia: «syn» — приставка, означающая одновременность действия; «aisthesis» — ощущение).

По расположению рецепторов снаружи или внутри тела человека нобелевский лауреат Ч. Шеррингтон (Ch. S. Sherrington) предложил в 1932 г. различать экстерорецепторы и шиперорецепторы. Экстерорецепторы также делят на контактные, регистрирующие стимул при непосредственом контакте с предметом, и дистанционные, воспринимающие раздражители на расстоянии.

Специализация рецепторов позволяет осуществлять первый этап анализа сенсорных воздействий.

Раньше всего появляются тактильные ощущения — с 8 недель внутриутробной жизни. С б недель внутриутробной жизни появляются движения глазных яблок, однако реакция на свет появляется лишь с 24-26 недель.

У семимесячного плода уже регистрируются вызванные потенциалы в ответ на звуковую стимуляцию. В это же время дифференцируются вкусовые ощущения. Считается, что обонятельный анализатор формируется только к моменту рождения. Стимуляция от анализаторов передается нейронам в соответствующих отделах мозга, в том числе и в коре больших полушарий, что способствует их развитию. Таким образом, ребенок появляется на свет с хорошо сформированными сенсорными способностями, которые продолжают дифференцироваться и развиваться в течение дальнейшей жизни.

В зависимости от ощущений у новорожденного возникают рудиментарные психические реакции: двигательное беспокойство, крик, плач. Ребенок отворачивается от яркого источника света, вздрагивает при резком звуке, поворачивает голову в сторону говорящего, отворачивается от неприятного запаха (работа дистанционных экстерорецепторов), реагирует на холод, прикосновения (работа контактных экстерорецепторов), реагирует на изменения положения тела (работа проприорецепторов), кричит, когда голоден или испытывает головную боль, боль в животе (работа интерорецепторов).

Примерно с шести месяцев эти реакции становятся более дифференцированными и приобретают сенсомоторный характер.

Восприятие, как уже отмечалось, сложный психический процесс, который не сводится к сумме ощущений, а включает в себя соотнесение воспринимаемого объекта с субъективным образом, воспроизводящимся на основе прошлых впечатлений. Такие образы называются представлениями. Элементарные представления и связи между ними (ассоциации) формируются очень рано. Даже новорожденный уже имеет их. Он по-особому реагирует на музыку, которую постоянно слышал во внутриутробном состоянии. Он может отличить по запаху молоко своей матери от молока другой женщины. Это означает, что новорожденный узнает звуки, запах, то есть у него есть элементарные представления о них.

Выбор из массы окружающих объектов соответствующего представлению и идентификация его требует определенных усилий. Отчасти в связи с этим именно в детском возрасте чаще наблюдается явление, при котором раздражитель, действуя на определенный рецептор, вызывает не только специфическое для данного органа чувств ощущение, но одновременно дополнительные ощущения, характерные для других органов чувств, а также представления. Так, например, слуховые ощущения сопровождаются зрительными. Такое явление называется синестезией (греч. synaisthesia: «syn» — приставка, означающая совместность, одновременность действия; «aisthesis» — чувство). На основе синестезий у детей довольно часто формируется способность к эйдетизму (греч. «eidos» — образ). При этом яркий, чувственный образ предмета может сохраняться некоторое время после прекращения воздействия его на органы чувств. Ребенок, склонный к эйдетизму, может путать реальные образы с эйдетическими.

Ежедневно запас представлений стремительно нарастает, особенно на первом году жизни. На их основе формируются понятия, процесс восприятия становится все сложнее и дифференцированнее. Чем старше ребенок, тем лучше он справляется с задачей вычленения объекта из условий, в которых он находятся, идентифицирует объект в разных ситуациях.

Родившись, ребенок попадает в совершенно иную среду. Замкнутое, тесное внутриутробное пространство заменяется другим, огромным, наполненным массой новых раздражителей, непонятным, а значит опасным. Первые 1-1,5 месяца представляют переходный период из первичной, хорошо защищенной экологической ниши (материнского лона) в новую переменчивую окружающую среду с огромным количеством новых для него раздражителей. В этом новом пространстве нужно ориентироваться и к нему нужно приспосабливаться. Все это дает мощный стимул к развитию функции восприятия. Постоянная напряженная работа анализаторов является необходимым условием для нормального развития ребенка.

Наблюдая за новорожденным, можно обнаружить, что он поворачивает голову и смотрит в сторону раздающегося звука и зажигающегося света. Этим самым он обнаруживает способность установления звуко-зрительно-двигательных связей. Низкие ритмичные звуки, напоминающие дыхание, биение сердца, шум тока крови по брюшной аорте, малышей успокаивают. Интересно, что, обращаясь к новорожденному, взрослые непроизвольно меняют тембр голоса на более высокий. Дети по запаху могут узнать свою мать, предпочитают ее молоко любому другому. При неприятном запахе новорожденный всегда отворачивается в сторону, противоположную раздражителю. Объясняется это тем, что очередность раздражения рецепторов слизистой правой и левой ноздри соответствует расположению источника запаха. Таким образом, очевидна способность младенца к восприятию расположения источника запаха в пространстве. Большую часть времени новорожденный находится в положении лежа на спине или на животе. При этом пространство, которое он может обозревать, очень ограничено, что препятствует поступлению информации извне. Взгляд у новорожденного скользящий, зрительная концентрация возможна лишь на несколько секунд.

Для расширения обзора приходится учиться приподнимать голову и удерживать ее. У успешно развивающегося ребенка такая способность отмечается примерно ко второму месяцу жизни. В это же время он способен недолгое время удерживать в руке мелкий предмет и подносить его к глазам или ко рту. Это свидетельствует о прогрессе зрительно-моторной координации. При зрительном восприятии двухмесячный ребенок отдает предпочтение предметам овальной формы, с контрастными цветами, резкими очертаниями на светлом фоне. Таким объектом, например, является лицо человека. На расстоянии 20-25 сантиметров ребенок способен, хотя и не надолго, фокусировать взгляд на лице и воспринимать изменения его мимики. Он может даже имитировать их (открывает рот, высовывает язык и пр.). Несовершенная фокусировка приводит к тому, что младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, на сетчатке зрительные образы с разных глаз не совпадают, образ получается неконтрастным, а зрение в результате монокулярное. При монокулярном зрении восприятие глубины пространства неотчетливо.

К концу третьего месяца, лежа на животе, ребенок может отрывать грудь от кроватки. Слух становится все более дифференцированным. Ребенок уже начинает узнавать по голосу не только родителей, но и других людей, с которыми часто общается. Появляется способность имитировать высокие и низкие звуки. Ребенок тянется к предметам, попавшим в поле зрения, ударяет по ним.

В четыре месяца ребенок способен переворачиваться с живота на спину, а в пять — и со спины на живот. Эти двигательные возможности расширяют рамки чувственного познания как собственных габаритов, так и окружающего пространства. Улучшается зрительно-моторная координация. К этому возрасту бинокулярное зрение сформировано уже настолько хорошо, что обеспечивает большую глубину восприятия, и ребенок может удерживать в памяти представления о размерах определенного объекта. Когда ребенок наблюдает за каким-то предметом, его голова и глаза движутся синхронно. Ребенок все время стремится достать руками какой-нибудь предмет (подвешенную игрушку, нос, волосы, одежду родителей). Глаза следят за руками, тянущимися к игрушке, и обеспечивают точный захват.

С 6-6,5 месяцев ребенок все чаще начинает брать предметы не двумя, а одной рукой, причем хватает их быстро, точно и хорошо удерживает. Он начинает садиться, делать «мостик», отрывая живот от пола, а затем ползать. Он активно осваивает пространство, расширяются возможности его обзора. Способность самостоятельно передвигаться позволяет лучше ориентироваться в комнате, в расположении мебели, предметов. В это время ребенок уже хорошо воспринимает глубину. Исследования показали, что большинство детей этого возраста ползут на зов матери по стеклу только до того момента, пока внизу видна подстеленная клетчатая клеенка. Как только под стеклом начинается пустота, что создает зрительную иллюзию края, дети отказываются пересекать границу, некоторые начинают плакать. Эта способность предупреждает падения детей с высоты.

К 7-8 месяцам нормально развивающийся ребенок, манипулируя предметами, уже воспринимает такое их качество, как постоянство формы. Воспринимаются детали формы, но освоение их взаимосвязей требует более высокого уровня развития представлений и понятий.

В 8-9 месяцев ребенок понимает отдельные слова. Он начинает ходить, но при поддержке, которая необходима ему не столько для опоры, сколько для сохранения равновесия. Вертикальное положение, увеличивая обзор, еще больше увеличивает возможность зрительного восприятия и способствует его развитию.

К году движения ребенка становятся более отточенными, тело становится послушнее. Дети начинают самостоятельно ходить. Большинство из них в 15 месяцев могут самостоятельно пройти не менее 15 метров. Руки, занятые при ползании, освобождаются. Это открывает новый источник поступления стимулов на тактильные рецепторы. Дети могут только с помощью тактильных ощущений узнавать предмет. У них хорошо сформированы определенные вкусовые предпочтения. К году ребенок осмысленно произносит более 10 слов, знает и понимает значительно больше. В дальнейшем словарный запас растет стремительно, и это является еще одним мощным стимулом к развитию всех форм восприятия.

В 2 года, манипулируя предметами, они могут хорошо различать их форму (треугольник, круг). Использование для определения формы объекта лишь зрительного анализатора, без включения тактильного, затруднено. Восприятие комбинированных, сложных форм еще невозможно.

К трем годам ребенок хорошо овладевает речью. Широкое использование вербальных понятий стимулирует процессы ощущений и восприятия: ребенок может выразить их словами, дать себе отчет в получаемых впечатлениях. Но и в этом возрасте процессы перцепции остаются непроизвольными. Дети не умеют самостоятельно анализировать воспринимаемое, восприятие сводится к узнаванию предмета и называнию его.

У младших дошкольников появляются элементы произвольного восприятия. Качество восприятия в основном определяется свойствами предмета (яркостью, формой, запахом и т. д.).

У старших дошкольников активно идет совершенствование техники восприятия: они уже могут исследовать предмет глазами, не прибегая к помощи тактильного анализатора, могут словами определить местоположение в пространстве себя, любого предмета.

У младших школьников восприятие все еще мало дифференцированно. Узнав предмет и назвав его, они перестают его анализировать. С трудом они различают детали предмета, выделяют главное. Лучше воспринимаются предметы, которые ребенок полагает значимыми для себя, к которым проявляет интерес.

Чем взрослее ребенок, тем тоньше и сложнее делается его восприятие, все чаще оно становится произвольным. С возрастом улучшается ориентировка в окружающей среде, реакции становятся дифференцированнее.

Перцептивные процессы у подростков протекают почти как у взрослых, сохраняя лишь некоторые особенности детского восприятия.

Г. Е. Сухарева отмечала следующие основные отличительные особенности детского восприятия:

  • преобладание образного чувственного восприятия над абстрактным, то есть первой сигнальной системы над второй;
  • высокая- возбудимость кортикальных центров вследствие особенностей мозгового метаболизма, кровообращения, приводящих к повышению интенсивности и лабильности обмена веществ;
  • переплетение реальных и фантастических образов;
  • недостаточный отчет о воспринятом;
  • повышенная внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию, легкость возникновения иллюзий;
  • фантастические переработки полученной информации соответственно своим желаниям и опасениям.

Сенсорное развитие | Encyclopedia.

com

Все, что делают люди, связано с использованием одного или нескольких органов чувств. Через органы чувств младенцы познают мир. Без органов чувств мозг был бы вечным узником внутри черепа. Люди испытывают эти ощущения через взаимодействие с окружающей средой; интерпретация значения этих ощущений для действий называется сенсорной обработкой. Когда ребенок использует свои чувства, чтобы обнаружить новый объект, он создает нейронный путь в мозгу. Чем чаще она стимулирует свои чувства из окружающей среды, тем больше вероятность того, что она создаст новые нейронные пути и укрепит старые нейронные пути в мозгу.

Сенсорное развитие начинается во время беременности и продолжается в детстве. Существует семь сенсорных процессов: вкус, обоняние, осязание, слух, зрение, ощущение положения тела (называемое проприоцепцией) и ощущение движения (называемое вестибулярным входом). Ниже приводится краткое обсуждение каждого чувства, его назначения и стадий развития; как младенцы стимулируют свои чувства; и почему сенсорная стимуляция важна для младенцев.

Осязание

Соматосенсорная система состоит из нескольких рецепторов осязания. Младенец испытывает осязание при любом прямом контакте с кожей. Сенсорные рецепторы прикосновения посылают в мозг через нейроны сообщения о температуре, боли, текстуре и давлении объектов, приложенных к коже.

Соматосенсорная система начинает развиваться во время беременности. Нервная система, которая является носителем сообщений в мозг для органов чувств, начинает развиваться на третьей неделе беременности. На девятой неделе беременности сенсорные нервы развились и касаются кожи. К двадцать второй неделе беременности плод чувствителен к прикосновению и температуре. При рождении осязание можно наблюдать по рефлексам младенца, когда он вступает в контакт с различными раздражителями. Одним из примеров является реакция укоренения. Это когда младенец рефлекторно поворачивает голову в сторону прикосновения к щеке.

Взрослым важно понимать, какие виды сенсорной стимуляции нужны конкретному ребенку. Например, младенцы, которые засыпают, только когда их укачивают, и любят, когда их обнимают, могут предпочесть сильное давление на тело. Одним из способов оказания такого давления является пеленание младенцев. Это твердое давление расслабляет возбужденные нейроны, которые посылают сообщения туда и обратно с поверхности кожи в мозг. Некоторым младенцам достаточно лежать или сидеть и играть на одном месте; это не означает, что они не так любопытны, как другие младенцы, но они могут воспринимать только ограниченное количество стимуляции за один раз. Напротив, другие младенцы, которые постоянно исследуют, протягивая руку, чтобы прикоснуться к различным объектам и текстурам, с большей вероятностью ищут стимуляцию.

Вкус и обоняние — это химические чувства; они обрабатывают информацию, обрабатывая химические изменения в воздухе и в объектах на языке. Это примитивные сенсорные системы, тесно связанные с деятельностью на раннем этапе развития, такой как кормление, прием пищи и узнавание членов семьи по сравнению с незнакомцами. Таким образом, это защитные чувства; они позволяют организму выжить как за счет узнавания знакомых в целях безопасности, так и за счет того, что младенец может идентифицировать пищу для питания.

Вкусовые рецепторы проявляются на восьмой неделе беременности, а к четырнадцатой неделе формируется вкусовое ощущение. При рождении младенцы выражают положительные и отрицательные реакции лица на вкусы. Обоняние проявляется при рождении, когда младенец начинает распознавать запах своей матери и предпочитает его. Когда дети начинают развиваться, важно наблюдать за их реакцией на различные ощущения сладкого, кислого, горького и соленого, а также на текстуры, чтобы знать, что им нравится или не нравится.

Ощущения движения

Ощущения движения, или вестибулярная система, — это сенсорная область, которая не часто обсуждается в литературе, но важна для развития. Вестибулярная система включает в себя баланс и работает в сочетании с другими чувствами. Вестибулярная система предназначена для ответа на вопросы, относящиеся к человеческому телу, такие как «Какая дорога вверх?» и «Куда я иду?» Это достигается путем измерения положения головы совместными усилиями пяти органов чувств во внутреннем ухе, что позволяет сохранять равновесие.

Во время беременности вестибулярная система незрела, но начинает функционировать к девятой неделе и продолжает созревать на протяжении всей беременности и после рождения. Вестибулярная система важна для того, чтобы младенец мог устойчиво удерживать голову, когда его держат в вертикальном положении, сидя, стоя и ходя. Легко распознать, когда вестибулярная система посылает в мозг сообщения, отличные от того, что происходит на самом деле. Примеры включают падение младенцев при сидении и при ходьбе. В этих случаях вестибулярная система посылает в мозг младенца другое сообщение в зависимости от того, что происходит с его телом.

Слуховая система

Далее начинает развиваться слуховая система. Примерно на пятой неделе беременности начинает формироваться ухо, а к двадцать четвертой неделе беременности все органы слуха находятся на месте. К концу беременности слуховая система достаточно зрелая и продолжает развиваться в течение первого года после рождения. Младенцы демонстрируют это чувство, поворачивая голову или глаза в сторону звука. Новорожденные чаще реагируют на более высокие частоты, чем на более низкие. Кроме того, повторение и большая продолжительность увеличивают вероятность того, что младенцы услышат звук и отреагируют на него. Взрослые могут поощрять стимуляцию младенцев с помощью музыкальных игрушек, в которых используются повторяющиеся звуки и более высокие тона.

Зрительная система

Зрительная система начинает развиваться примерно на девятой и десятой неделе беременности и продолжает развиваться до трех лет после рождения. При рождении младенцы способны обнаруживать движение, могут фокусироваться на объекте на расстоянии около восьми дюймов, чувствительны к яркости и имеют красное и зеленое цветовое зрение. К концу второго месяца младенцы способны отслеживать плавные движения по рисунку и начинают различать цвета. В течение третьего месяца младенцы лучше способны фокусироваться на объектах, находящихся дальше, и начинают развивать восприятие глубины, оба из которых продолжают развиваться до двух-трех лет. Многие производители игрушек выпускают игрушки геометрических форм и черно-белые для новорожденных, а также яркие игрушки с узорами для детей от трех месяцев и старше. Эти игрушки стимулируют развитие по мере формирования нейронных путей младенца.

Чувство положения тела

Седьмое чувство, чувство положения тела, или проприоцепция, работает в сочетании с другими чувствами. Проприоцепция – это движение и положение конечностей и тела по отношению к пространству. Проприорецепторы расположены в мышцах и суставах и активируются движениями тела. Проприорецепторы в сочетании со зрением, осязанием и входной информацией от вестибулярной системы помогают младенцам достичь таких этапов, как переворачивание, ползание и ходьба.

Сенсорные системы в концерте

Сенсорные системы работают согласованно друг с другом, позволяя младенцу взаимодействовать с окружающей средой и обрести контроль над телом и его способностями. Рассмотрим сенсорное объяснение того, что можно наблюдать, наблюдая за шестимесячным младенцем, играющим в мяч, используя все семь органов чувств. Когда он касается и ударяет по мячу, младенец получает сигналы о том, твердый мяч или мягкий, гладкий или шероховатый. Он обнаруживает текстуру и вкус, облизывая мяч языком, когда он находится рядом или во рту, а также любые запахи, нюхая мяч. Младенец получает визуальную стимуляцию по цвету мяча и по тому, как он катится или подпрыгивает. Слуховая система срабатывает, когда издается шум, такой как удар, звон или писк, когда младенец ударяет по поверхности мяча, бросает его или встряхивает. Вестибулярная система активируется, когда младенец садится, сохраняя равновесие. Наконец, младенец использует проприоцепцию, когда он двигает руками и ногами в пространстве, бросая, толкая или ударяя по мячу, наблюдая за ним глазами и сохраняя равновесие.

Взрослые могут стимулировать сенсорное развитие своих младенцев, создавая безопасную и стимулирующую среду для открытий. Сенсорное исследование важно для развития младенцев, особенно для создания новых нейронных путей в мозге и укрепления уже развитых нейронных путей.

См. также: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ; ВЕХИ РАЗВИТИЯ

Библиография

Корен, Стэнли, Лоуренс Уорд и Джеймс Эннс. Ощущение и восприятие, 4-е издание. Форт-Уэрт: Колледж Харкорт Брейс, 1994.

Данн, Винни. «Сенсорные измерения производительности». В ред. К. Кристиансена и К. Баума, Трудотерапия: преодоление дефицита работоспособности человека. Thorofare, NJ: Slack, 1991.

Кандел, Эрик, Джеймс Шварц и Томас Джесселл. Принципы нейронауки, 4-е издание. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 2000.

Эрин Нэш Каслер

4.3: Ощущение и восприятие в младенчестве

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    69374
    • Лаура Оверстрит
    • Университет Западного Вашингтона

    Ощущение против восприятия

    Что могут видеть, слышать и обонять маленькие дети? Сенсорные способности новорожденных значительны, но их органы чувств еще не полностью развиты. Многие из врожденных предпочтений новорожденного облегчают взаимодействие с опекунами и другими людьми. Хотя зрение у них наименее развито, новорожденные уже отдают предпочтение лицам. Младенцы, которым всего несколько дней от роду, также предпочитают человеческие голоса, они будут слушать голоса дольше, чем звуки, не связанные с речью (Vouloumanos & Werker, 2004), и, кажется, они предпочитают голос своей матери голосу незнакомца (Mills & Melhuish). , 1974). В интересном эксперименте 3-недельным детям давали пустышки, которые воспроизводили запись голоса матери младенца и голоса незнакомца. Когда младенцы слышали голос матери, они сильнее сосали соску (Mills & Melhuish, 1974). Новорожденные также имеют сильное обоняние. Например, новорожденные дети могут отличить запах своей матери от запаха других. В исследовании MacFarlane (1975) младенцев в возрасте 1 недели, находящихся на грудном вскармливании, помещали между двумя марлевыми подушечками. Одна марлевая подушечка была от бюстгальтера кормящей матери, которая была незнакомкой, а другая марлевая подушечка была от бюстгальтера собственной матери младенца. Более двух третей недельных младенцев повернулись к марлевой подушечке с запахом матери.

    Чтобы обнаруживать внешние раздражители (предметы в окружающей среде), сенсорные рецепторы и органы должны быть полностью функциональными. Другими словами, чтобы видеть, у вас должны быть фоторецепторы (палочки и колбочки, сенсорные рецепторы света) и полностью развитый глаз. Ощущение просто получает эту информацию из внешнего мира. После ощущения у нас есть восприятие, осмысление этой информации — добавление к ней смысла. Восприятие относится к интерпретации полученной сенсорной информации и происходит в мозгу. Другими словами, восприятие более сложное. Одна из самых интересных вещей для изучения у младенцев — это стимулы, на которые они обращают внимание — что младенцы запрограммированы замечать и любить? И как мы «спросим» невербального младенца о том, что он предпочитает?

    Сенсорное развитие

    Зрение

    Матка представляет собой темную среду, лишенную зрительной стимуляции. Следовательно, зрение является наиболее слабо развитым чувством при рождении. Новорожденные, как правило, не могут видеть дальше, чем на 8–16 дюймов от своего лица, с трудом удерживают движущийся объект в поле зрения и могут обнаруживать контраст больше, чем различия в цвете. Если вы когда-либо видели, как новорожденный изо всех сил пытается видеть, вы можете оценить когнитивные усилия, предпринимаемые для восприятия зрительной стимуляции и создания этих нейронных путей между глазом и мозгом. Когда вы смотрите на человека, куда вы смотрите? Скорее всего, вы посмотрите им в глаза. Если да, то почему? Вероятно, потому, что там больше информации, чем в других частях лица. Новорожденные не сканируют объекты таким образом; скорее, они склонны смотреть на подбородок, еще одну менее детализированную часть лица. Однако к 2 или 3 месяцам они будут искать больше деталей при визуальном изучении объекта и начнут отдавать предпочтение необычным изображениям знакомым, узорам — телам, граням — узорам и трехмерным объектам — плоским изображениям. Новорожденные с трудом различают цвета, но в течение нескольких месяцев способны различать цвета так же, как и взрослые. Младенцы также могут ощущать глубину, поскольку бинокулярное зрение развивается примерно в возрасте 2 месяцев. К 6 месяцам младенец также может воспринимать глубину изображения (Sen, Yonas, and Knill, 2001). Было обнаружено, что время, когда младенцы начинают ползать, является лучшим показателем того, что они избегают глубины (Richards and Rader, 19).83), предполагая, что опыт играет роль в развитии восприятия глубины.

    Слух

    Слух младенца очень острый с рождения. Способность слышать проявляется уже на 5-м месяце внутриутробного развития. На самом деле младенец может различать очень похожие звуки уже через месяц после рождения, а различать знакомый и незнакомый голос — еще раньше. Часть этой способности будет утрачена к 7 или 8 месяцам, когда ребенок привыкнет к звукам определенного языка и станет менее чувствительным к звукам, являющимся частью незнакомого языка.

    Другие органы чувств

    Новорожденные могут различать кислый, горький, сладкий и соленый вкусы и отдавать предпочтение сладким вкусам! Они чувствительны к прикосновению и могут отличить запах своего основного опекуна от запаха других.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Даже новорожденные предпочитают сладкое. (лицензия Unsplash; Henley Design Studio через Unsplash)

    Способности и предпочтения младенцев

    Откуда мы знаем, что младенец может видеть, слышать, обонять или пробовать на вкус? В то время как сенсорные рецепторы и органы могут быть сформированы и функционировать, как узнать, какие различия может различать ребенок или что он предпочитает? Исследователи разработали ряд методов для изучения таких вещей. Привыкание , например, является одним из таких подходов. При первом предъявлении стимула возникает реакция на него. Со временем наблюдается привыкание — снижение реакции на этот раздражитель. Если затем стимул изменится, мы увидим новую реакцию, поскольку происходит отказ от привычки . Привыкание защищает нас от подавления и отвлечения элементами окружающей среды. Когда вы впервые надеваете тесную обувь или колющую рубашку, это поначалу вас беспокоит. Но со временем вы привыкаете к этому раздражителю и больше не реагируете на него. Наблюдение за изменениями в реакции на раздражители является одним из способов информирования нас о способностях младенцев. Представленные здесь репрезентативные исследования демонстрируют другие подходы.

    Метод визуального предпочтения

    Согласно Психологическому словарю АПА (Американской психологической ассоциации), «техника предпочтительного взгляда» — это… «экспериментальный метод оценки перцептивных способностей невербальных индивидуумов (например, человеческих младенцев, нечеловеческих животных). Младенцы предпочтительнее будут фиксировать «более интересный» стимул, когда он предъявляется одновременно с «менее интересным» стимулом, но только если стимулы можно отличить друг от друга. Чтобы свести к минимуму систематическую ошибку, в каждом испытании исследователь расположен так, чтобы он или она могли наблюдать за младенцем и судить о том, какой стимул фиксирует младенец, но сами стимулы видны только младенцу». Другими словами, исследователи могут использовать время, затраченное на просмотр стимула, как средство количественной оценки своего внимания и как средство сказать, какие различия они способны обнаружить. Этот метод использовался для демонстрации того, что новорожденных больше интересуют лица и стимулы, похожие на лица. Этот же метод использовался для демонстрации того, что младенцы, по-видимому, предпочитают просоциальное поведение (субъекты делают приятные или полезные вещи для других) и что бессмысленные события более интересны.

    Роберт Л. Фантц (1925–1981) был психологом, занимающимся вопросами развития, который начал несколько исследований детского восприятия, включая парадигму предпочтительного взгляда. Фэнц представил эту парадигму в 1961 году, когда работал в Университете Кейс Вестерн Резерв. Парадигма предпочтительного взгляда используется в исследованиях младенцев в отношении когнитивного развития и категоризации. Исследование Фантца показало, что младенцы смотрели на узорчатые изображения дольше, чем на однородные изображения. Позже он опирался на свое исследование в 1964, чтобы включить ситуации привыкания. В этих ситуациях младенцы отдавали предпочтение новым или необычным стимулам.

    Ориентация и отслеживание реакций

    Один из самых простых способов проверить способность младенца видеть или слышать что-либо — это представить младенцу стимул и понаблюдать, поворачивает ли младенец голову в сторону этого стимула. Эта ориентировочная реакция — простой способ проверить способность младенца ощущать стимул. Оценка того, может ли младенец визуально отслеживать стимул, следить за этим стимулом глазами, — это еще один способ проверить, что младенец может видеть.

    Высокоамплитудное сосание

    Высокоамплитудное сосание является средством обнаружения привыкания или отказа от привычки. Механическая соска используется для измерения «скорости сосания» младенца. Когда предъявляется новый стимул, скорость сосания увеличивается, и, в конце концов, они привыкают к этому стимулу, и скорость снижается. Когда предъявляется (и обнаруживается) новый стимул, скорость увеличивается. Этот метод использовался для изучения способности младенцев различать голоса и различать похожие звуки. В экспериментах, измеряющих «скорость сосания» младенца, для определения реакции младенца используется механическая соска.

    Визуальный обрыв

    Визуальный обрыв — это метод, предназначенный для определения того, может ли младенец воспринимать глубину. Младенца проверяют, сможет ли он ползать по куску прозрачного плексигласа. Этот метод использовался для обнаружения способности воспринимать глубину у различных видов.

    Ссылки

    https://en.Wikipedia.org/wiki/Preferential_looking

    Gibson, EJ, & Walk, RD (1960). «Визуальный обрыв». Научный американец, 202 (4), 64–71. doi.org/10.1038/scientificamerican0460-64

    Макфарлейн А. Обоняние в развитии социальных предпочтений у новорожденных. Сиба нашел симптом. 1975;(33):103-17. doi: 10.1002/9780470720158.ch7. PMID: 1045976.

    Миллс, М., и Мелхуиш, Э. (1974). Распознавание голоса матери в раннем детстве. Природа, 252 (5479), 123–124. doi.org/10.1038/252123a0

    Ричардс Дж. Э. и Рейдер Н. (1983) Аффективные, поведенческие реакции и реакции избегания на визуальном обрыве: влияние возраста начала ползания, опыта ползания и возраста тестирования. Психофизиология. Ноябрь; 20 (6): 633-41. дои: 10.1111/j.1469-8986.1983.tb00930.x. PMID: 6657851.

    Сен, М. Г., Йонас, А., и Книлл, Д. К. (2001). Развитие чувствительности младенцев к информации о контурах поверхности для пространственного расположения. Восприятие, 30 (2), 167–176. doi.org/10.1068/p2789

    Вулуманос, А., и Веркер, Дж. Ф. (2004). Настроены на сигнал: привилегированный статус речи для младенцев. Наука о развитии, 7 (3), 270–276. doi.org/10.1111/j.1467-7687.2004.00345.x


    Эта страница под названием 4.3: Ощущение и восприятие в младенчестве распространяется под лицензией CC BY-SA 4.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts