Развитие ощущений в психологии: Развитие ощущений

Развитие ощущений

2.06.2012

Чувствительность, т. е. способность иметь ощущения, является врожденной и безусловно-рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Поэтому нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.

Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой, деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов, которое у художников развито выше, чем у лиц, не занимающихся живописью. У музыкантов на точность определения звуков по высоте влияет, например, то, на каком инструменте человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет по сравнению с роялем особые требования к высотному слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем у пианистов.

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все песни имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека вырабатывается музыкальный слух.

Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать виды деревьев, например отличить березу от клена.

А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Развитие зрительных ощущений тоже интересный вопрос. Возможности зрительного анализатора гораздо шире, чем можно представить. Известно, что художники различают гораздо больше оттенков одного и того же цвета, чем большинство людей.

Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обонянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и предметы, идя по знакомой улице, по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.

Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.

Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается на протяжении всей его жизни. Исследования психологов показывают: развитие ощущений — результат длительного жизненного пути личности. Чувствительность — потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Ключевые слова: Развитие, Ощущение

Источник: Дубровина И.В., Младший школьник

Материалы по теме

Развитие ощущений и восприятия

Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия

Развитие личности в период взрослости

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Развитие речи в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Мышечная и суставная рецепция

Пренатальный период развития

Марцинковская Т. Д., Психология развития

Особенности социальной ситуации развития младенца

Смирнова Е.О., Детская психология

Общее понятие об ощущениях

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Причины отклонений в развитии детей

Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ

Развитие ощущений

   Ощущения могут и должны развиваться, и начинается этот процесс сразу после рождения ребенка. Эксперименты и простые наблюдения показывают, что уже спустя незначительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов.

Ощущения разных модальностей имеют разную динамику в развитии, степень их зрелости в разные периоды разная. Сразу после рождения у ребенка наиболее развитой оказывается кожная чувствительность. Возможно, это связано с тем, что в процессе филогенеза эта чувствительность является старейшей.

Наблюдая за новорожденным, можно заметить, что ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на просто прикосновения. Наиболее чувствительны в этом возрасте губы и вся область рта. Очевидно, это связано с необходимостью питаться. Новорожденные ощущают также и боль.

Уже в первые дни после рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

Весьма хорошо развита у новорожденных обонятельная чувствительность, особенно связанная с питанием. Новорожденные дети по запаху материнского молока определяют, есть ли в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, едва лишь почувствовав его запах.

Обонятельным ощущениям предстоит еще долго развиваться. Даже в четырех-пятилетнем возрасте обоняние ребенка далеко от совершенства.

Зрение и слух в своем развитии проходят более сложный путь, который включает в себя ряд этапов. Эти органы значительно сложнее устроены, они заняты обработкой огромных объемов информации и требуют поэтому высокой организации функционирования.

Фактически, если можно так выразиться, люди рождаются слепыми и глухими. В первые дни после рождения типичный ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Когда ребенок начинает слышать, его реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения, в частности:

— ребенок вскидывает ручки,

— шевелит ножками,

— издает громкий крик.

Чувствительность к звуку постепенно повышается в первые недели жизни.

Через два-три месяца ребенок начинает находить направление на источник звука. Внешне это проявляется в том, что он поворачивает голову в сторону этого источника. Начиная с третьего-четвертого месяца, некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Как только ребенок начинает нормально слышать, у него постепенно развивается речевой слух. Он начинает отличать голос матери от голосов других людей. Уже в первые месяцы жизни гуление ребенка в своем тембре начинает коррелировать с материнским голосом.

В своих явных реакциях ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе.

В дальнейшем можно обнаружить реакцию ребенка на восприятие ритмической стороны речи и общего звукового рисунка слов.

Довольно точное различение звуков речи, создающее необходимый минимум для становления собственной речи, наступает лишь к концу первого года жизни.

С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Способность различать гласные возникает раньше, чем способность различать согласные.

Зрение развивается у ребенка еще более медленно. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных очень низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Различение цветов растет медленно. Лишь к пятому месяцу обычно наступает различение цвета, после чего ребенок начинает проявлять интерес к ярко-хроматическим предметам.

Другое препятствие, которое надо преодолеть ребенку, — рассогласование в движениях глаз. Ребенок начинает ощущать свет, но в первое время не может видеть предметы. Один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни.

На третьем месяце ребенок начинает различать предметы и лица. В это же время начинается длительный процесс развития восприятия пространства, форм предметов, их величин и удаления.

В процессе развития ощущений всех модальностей важно еще одно обстоятельство — надо научиться различать ощущения. Хотя к концу первого года абсолютная чувствительность достигает высокого уровня, различение ощущений совершенствуется и в школьные годы.

Важно отметить и то, что в динамике развития ощущения большое значение имеют индивидуальные различия: генетические особенности, здоровье ребенка, наличие довольно богатой ощущениями среды. Процессом развития ощущений в некоторых (не очень больших) пределах можно управлять: с помощью регулярных тренировок, знакомства с новыми стимулами. Развитие слуха в младенческом возрасте может составить неплохой задел для дальнейшей музыкальной карьеры.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Ощущения

  • Абсолютный порог
  • Болевые ощущения
  • Взаимодействие ощущений
  • Вибрационная чувствительность
  • Виды ощущений
  • Вкус
  • Вкусовые ощущения
  • Гаптика
  • Гиперэстезия
  • Дифференциальный порог
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Сенсорное развитие

Взаимодействие разума и тела происходит через ощущения. Затем этот опыт способствует развитию мозга.1 Бесчисленное количество сенсорной информации постоянно поступает в мозг не только от глаз и ушей, но и от всех частей тела. Мозг организует и интегрирует все эти ощущения, чтобы помочь человеку нормально функционировать.2

Чувства иногда делят на внешние и внутренние. Пять привычных внешних чувств — это зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Есть несколько менее знакомых внутренних чувств. Одним из них является проприоцептивное чувство, которое связано со способностью обрабатывать информацию о положении тела через мышцы и суставы. Вестибулярное чувство связано со способностью обрабатывать информацию о движении, гравитации и равновесии, главным образом через внутреннее ухо.3,

Вестибулярная и зрительная системы неразрывно связаны как неврологические и функциональные связи. Вместе вестибулярная координация и зрительное восприятие обеспечивают основу для умелого перемещения в пространстве. Проприорецепторы шеи, глаз и тела помогают координировать движения тела, ориентируя голову на выполняемую задачу, что позволяет телу сохранять равновесие и эффективно двигаться.4

Сенсорное развитие начинается во время беременности и продолжается в детстве. Младенцы познают свой мир через органы чувств. Они обрабатывают сенсорную информацию, которую получают, и интерпретируют значение этих ощущений, чтобы взаимодействовать с окружающей средой. По мере того как ребенок делает новые открытия с помощью органов чувств, в мозгу создается нейронный путь. Чем больше ребенок стимулируется органами чувств, тем больше вероятность того, что в мозге будут созданы новые нейронные пути и укреплены старые.5

Сенсорная интеграция — это способность воспринимать, сортировать и связывать информацию, поступающую от органов чувств. Это основная деятельность, которая ведет к общению ребенка с его миром. Когда информация обрабатывается правильно, мозг способен правильно интерпретировать полученную информацию. Однако могут возникать трудности с обработкой информации, в результате которых ребенок получает слишком много или недостаточно сенсорной информации.6

Дисфункция сенсорной интеграции может создавать много проблем для ребенка и часто неправильно диагностируется учителями, опекунами и родителями. Чрезмерная реакция на движение может вызвать у ребенка укачивание и боязнь высоты, из-за чего ребенок будет бороться с оборудованием игровой площадки, когда он подвергается воздействию карусели или качелей, которые нарушают его вестибулярную систему. Сенсорная интеграция, недостаточно реагирующая на движение, может привести к тому, что ребенок будет постоянно двигаться, что часто неправильно диагностируется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Если у ребенка возникают нарушения в его проприоцептивной системе, он может казаться неуклюжим и неспособным эффективно ориентироваться на игровом оборудовании. 7,

В 1940-х годах психолог Жан Пиаже предположил, что физические движения ребенка наряду с сенсорной интеграцией являются основой когнитивного, социального и эмоционального развития. Проблемы с движением могут задержать развитие речи. Если развитие чувств нарушено, то, соответственно, тормозится развитие интеллекта и обучения. Если у детей нет достаточных возможностей для игр на свежем воздухе и они не имеют богатого сенсорного опыта, у них могут развиться проблемы с обучением, которые легко проявятся как в школьных классах, так и на игровой площадке.8

  • 1. Фрост, Джо Л., Пей-Сан Браун, Джон А. Саттерби, Кандра Д. Торнтон. Преимущества игровых площадок для развития. Олни, доктор медицины: Международная ассоциация детского образования, 2004 г., с. 208.
  • 2. «Базовое сенсорное развитие». Невероятные горизонты.com. 17 сентября 2010 г.
  • 3. Там же.
  • 4. «Зрительно-вестибулярная координация». Ассоциированные специалисты по трудотерапии. 16 сентября 2010 г.
  • 5. «Сенсорное развитие — осязание, вкус и запах, двигательные ощущения, слуховая система, зрительная система, сенсорные системы совместно — ощущение положения тела». JRank.org. 17 сентября 2010 г.
  • 6. Оп. cit., «Базовое сенсорное развитие».
  • 7. Оп. cit., «Базовое сенсорное развитие».
  • 8. Ударил, Питер. «Движение и сенсорные расстройства у современных детей». Вальдорфская библиотека. 17 сентября 2010 г.

4.3: Ощущение и восприятие в младенчестве

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    69374
    • Лаура Оверстрит
    • Университет Западного Вашингтона

    Ощущение против восприятия

    Что маленькие младенцы могут видеть, слышать и обонять? Сенсорные способности новорожденных значительны, но их органы чувств еще не полностью развиты. Многие из врожденных предпочтений новорожденного облегчают взаимодействие с опекунами и другими людьми. Хотя зрение у них наименее развито, новорожденные уже отдают предпочтение лицам. Младенцы, которым всего несколько дней от роду, также предпочитают человеческие голоса, они будут слушать голоса дольше, чем звуки, не связанные с речью (Vouloumanos & Werker, 2004), и, кажется, они предпочитают голос своей матери голосу незнакомца (Mills & Melhuish). , 1974). В интересном эксперименте трехнедельным детям давали пустышки, которые воспроизводили запись голоса матери младенца и голоса незнакомца. Когда младенцы слышали голос матери, они сильнее сосали соску (Mills & Melhuish, 1974). Новорожденные также имеют сильное обоняние. Например, новорожденные дети могут отличить запах своей матери от запаха других. В исследовании, проведенном MacFarlane (1975), младенцев в возрасте 1 недели, находившихся на грудном вскармливании, помещали между двумя марлевыми подушечками. Одна марлевая подушечка была от бюстгальтера кормящей матери, которая была незнакомкой, а другая марлевая подушечка была от бюстгальтера собственной матери младенца. Более двух третей недельных младенцев повернулись к марлевой подушечке с запахом матери.

    Чтобы обнаруживать внешние раздражители (предметы в окружающей среде), сенсорные рецепторы и органы должны быть полностью функциональными. Другими словами, чтобы видеть, у вас должны быть фоторецепторы (палочки и колбочки, сенсорные рецепторы света) и полностью развитый глаз. Ощущение просто получает эту информацию из внешнего мира. После ощущения у нас есть восприятие, осмысление этой информации — добавление к ней значения. Восприятие относится к интерпретации полученной сенсорной информации и происходит в мозгу. Другими словами, восприятие более сложное. Одна из самых интересных вещей для изучения у младенцев — это стимулы, на которые они обращают внимание — что младенцы запрограммированы замечать и любить? И как мы «спросим» невербального младенца о том, что он предпочитает?

    Сенсорное развитие

    Зрение

    Матка представляет собой темную среду, лишенную зрительной стимуляции. Следовательно, зрение является наиболее слабо развитым чувством при рождении. Новорожденные, как правило, не могут видеть дальше, чем на 8–16 дюймов от своего лица, с трудом удерживают движущийся объект в поле зрения и могут обнаруживать контраст больше, чем различия в цвете. Если вы когда-либо видели, как новорожденный изо всех сил пытается видеть, вы можете оценить когнитивные усилия, предпринимаемые для восприятия зрительной стимуляции и создания этих нейронных путей между глазом и мозгом. Когда вы смотрите на человека, куда вы смотрите? Скорее всего, вы посмотрите им в глаза. Если да, то почему? Вероятно, потому, что там больше информации, чем в других частях лица. Новорожденные не сканируют объекты таким образом; скорее, они склонны смотреть на подбородок, еще одну менее детализированную часть лица. Однако к 2 или 3 месяцам они будут искать больше деталей при визуальном изучении объекта и начнут отдавать предпочтение необычным изображениям знакомым, узорам — телам, граням — узорам и трехмерным объектам — плоским изображениям. Новорожденные с трудом различают цвета, но в течение нескольких месяцев способны различать цвета так же, как и взрослые. Младенцы также могут ощущать глубину, поскольку бинокулярное зрение развивается примерно в возрасте 2 месяцев. К 6 месяцам младенец также может воспринимать глубину изображения (Sen, Yonas, and Knill, 2001). Было обнаружено, что время, когда младенцы начинают ползать, является лучшим показателем того, что они избегают глубины (Richards and Rader, 19).83), предполагая, что опыт играет роль в развитии восприятия глубины.

    Слух

    Слух младенца очень острый с рождения. Способность слышать проявляется уже на 5-м месяце внутриутробного развития. На самом деле младенец может различать очень похожие звуки уже через месяц после рождения, а различать знакомый и незнакомый голос — еще раньше. Часть этой способности будет утрачена к 7 или 8 месяцам, когда ребенок привыкнет к звукам определенного языка и станет менее чувствительным к звукам, являющимся частью незнакомого языка.

    Другие органы чувств

    Новорожденные могут различать кислый, горький, сладкий и соленый вкусы и отдавать предпочтение сладким вкусам! Они чувствительны к прикосновению и могут отличить запах своего основного опекуна от запаха других.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Даже новорожденные предпочитают сладкое. (лицензия Unsplash; Henley Design Studio через Unsplash)

    Способности и предпочтения младенцев

    Откуда мы знаем, что младенец может видеть, слышать, обонять или пробовать на вкус? В то время как сенсорные рецепторы и органы могут быть сформированы и функционировать, как узнать, какие различия может различать ребенок или что он предпочитает? Исследователи разработали ряд методов для изучения таких вещей. Привыкание , например, является одним из таких подходов. При первом предъявлении стимула возникает реакция на него. Со временем наблюдается привыкание — снижение реакции на этот раздражитель. Если затем стимул изменить, мы увидим новую реакцию, поскольку происходит отказ от привычки. Привыкание защищает нас от подавления и отвлечения элементами окружающей среды. Когда вы впервые надеваете тесную обувь или колющую рубашку, это поначалу вас беспокоит. Но со временем вы привыкаете к этому раздражителю и больше не реагируете на него. Наблюдение за изменениями в реакции на раздражители является одним из способов информирования нас о способностях младенцев. Представленные здесь репрезентативные исследования демонстрируют другие подходы.

    Метод визуального предпочтения

    Согласно Психологическому словарю АПА (Американской психологической ассоциации), «метод предпочтительного взгляда» — это… «экспериментальный метод оценки перцептивных способностей невербальных индивидуумов (например, человеческих младенцев, нечеловеческих животных). Младенцы предпочтительнее будут фиксировать «более интересный» стимул, когда он предъявляется одновременно с «менее интересным» стимулом, но только если стимулы можно отличить друг от друга. Чтобы свести к минимуму систематическую ошибку, в каждом испытании исследователь расположен так, чтобы он или она могли наблюдать за младенцем и судить о том, какой стимул фиксирует младенец, но сами стимулы видны только младенцу». Другими словами, исследователи могут использовать время, затраченное на просмотр стимула, как средство количественной оценки своего внимания и как средство сказать, какие различия они способны обнаружить. Этот метод использовался для демонстрации того, что новорожденных больше интересуют лица и стимулы, похожие на лица. Этот же метод использовался для демонстрации того, что младенцы, по-видимому, предпочитают просоциальное поведение (субъекты делают приятные или полезные вещи для других) и что бессмысленные события более интересны.

    Роберт Л. Фантц (1925–1981) был психологом, занимающимся вопросами развития, который начал несколько исследований детского восприятия, включая парадигму предпочтительного взгляда. Фэнц представил эту парадигму в 1961 году, работая в Университете Кейс Вестерн Резерв. Парадигма предпочтительного взгляда используется в исследованиях младенцев в отношении когнитивного развития и категоризации. Исследование Фантца показало, что младенцы смотрели на узорчатые изображения дольше, чем на однородные изображения. Позже он опирался на свое исследование в 1964, чтобы включить ситуации привыкания. В этих ситуациях младенцы отдавали предпочтение новым или необычным стимулам.

    Ориентация и отслеживание реакций

    Один из самых простых способов проверить способность младенца видеть или слышать что-либо — это представить младенцу стимул и понаблюдать, поворачивает ли младенец голову в сторону этого стимула. Эта ориентировочная реакция — простой способ проверить способность младенца ощущать стимул. Оценка того, может ли младенец визуально отслеживать стимул, следить за этим стимулом глазами, — это еще один способ проверить, что младенец может видеть.

    Высокоамплитудное сосание

    Высокоамплитудное сосание является средством обнаружения привыкания или отказа от привычки. Механическая соска используется для измерения «скорости сосания» младенца. Когда предъявляется новый стимул, скорость сосания увеличивается, и, в конце концов, они привыкают к этому стимулу, и скорость снижается. Когда предъявляется (и обнаруживается) новый стимул, скорость увеличивается. Этот метод использовался для изучения способности младенцев различать голоса и различать похожие звуки. В экспериментах, измеряющих «скорость сосания» младенца, для определения реакции младенца используется механическая соска.

    Визуальный обрыв

    Визуальный обрыв — это метод, предназначенный для определения того, может ли младенец воспринимать глубину. Младенца проверяют, сможет ли он ползать по куску прозрачного плексигласа. Этот метод использовался для обнаружения способности воспринимать глубину у различных видов.

    Ссылки

    https://en.Wikipedia.org/wiki/Preferential_looking

    Gibson, EJ, & Walk, RD (1960). «Визуальный обрыв». Научный американец, 202 (4), 64–71. doi.org/10.1038/scientificamerican0460-64

    Макфарлейн А. Обоняние в развитии социальных предпочтений у новорожденных. Сиба нашел симптом. 1975;(33):103-17. doi: 10.1002/9780470720158.ch7. PMID: 1045976.

    Миллс, М., и Мелхуиш, Э. (1974). Распознавание голоса матери в раннем детстве. Природа, 252 (5479), 123–124. doi.org/10.1038/252123a0

    Ричардс Дж. Э. и Рейдер Н. (1983) Аффективные, поведенческие реакции и реакции избегания на визуальном обрыве: влияние возраста начала ползания, опыта ползания и возраста тестирования. Психофизиология. Ноябрь; 20 (6): 633-41. дои: 10.1111/j.1469-8986.1983.tb00930.x. PMID: 6657851.

    Сен, М. Г., Йонас, А., и Книлл, Д. К. (2001). Развитие чувствительности младенцев к информации о контурах поверхности для пространственного расположения. Восприятие, 30 (2), 167–176. doi.org/10.1068/p2789

    Вулуманос, А., и Веркер, Дж. Ф. (2004). Настроены на сигнал: привилегированный статус речи для младенцев. Наука о развитии, 7 (3), 270–276. doi.org/10.1111/j.1467-7687.2004.00345.x


    Эта страница под названием 4.3: Ощущение и восприятие в младенчестве распространяется под лицензией CC BY-SA 4.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts